Научная статья на тему 'ВЗЫСКАНИЕ АЛИМЕНТОВ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ'

ВЗЫСКАНИЕ АЛИМЕНТОВ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
378
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО / АЛИМЕНТЫ / АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ДЕТИ / СОГЛАШЕНИЕ ОБ УПЛАТЕ АЛИМЕНТОВ / СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ / ВЗЫСКАНИЕ АЛИМЕНТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Леончикова М. В.

Основная задача института алиментных обязательств - обеспечить материальную поддержку субъектов семейного права. Однако более половины детей из неполных семей алиментов не получают, поскольку покинувшие их отцы (или матери) уклоняются от исполнения алиментных обязательств. Если родитель (родители) не предоставляет содержание своим несовершеннолетним детям и соглашение об уплате алиментов отсутствует, то в соответствии с п. 2 ст.80 СК РФ средства на содержание несовершеннолетних детей взыскиваются с родителей в судебном порядке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗЫСКАНИЕ АЛИМЕНТОВ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»

УДК 347.6

М.В. Леончикова

ВЗЫСКАНИЕ АЛИМЕНТОВ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Основная задача института алиментных обязательств -обеспечить материальную поддержку субъектов семейного права. Однако более половины детей из неполных семей алиментов не получают, поскольку покинувшие их отцы (или матери) уклоняются от исполнения алиментных обязательств. Если родитель (родители) не предоставляет содержание своим несовершеннолетним детям и соглашение об уплате алиментов отсутствует, то в соответствии с п. 2 ст.80 СК РФ средства на содержание несовершеннолетних детей взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Ключевые слова: семейное право, алименты, алиментные обязательства, несовершеннолетние дети, соглашение об уплате алиментов, содержание детей, взыскание алиментов.

Институт алиментных обязательств является одним из важнейших институтов семейного права. В современных условиях алиментные правоотношения носят достаточно конфликтный характер и потому заслуживают пристального внимания со стороны государства.

По-прежнему чрезвычайно остро стоит в нашей стране проблема невыплаты алиментов на содержание детей. По оценкам независимых экспертов, в настоящее время около 10 миллионов российских детей живут в неполных семьях и вправе по закону рассчитывать на алименты. Однако более половины детей из неполных семей алиментов не получают, поскольку покинувшие их отцы (или матери) уклоняются от исполнения алиментных обязательств. При этом законодательство, призванное защищать права детей из неполных семей, практически не работает.

Если родитель (родители) не предоставляет содержание своим несовершеннолетним детям и соглашение об уплате алиментов отсутствует, то в соответствии с п. 2 ст.80 СК РФ средства на содержание несовершеннолетних детей взыскиваются с родителей в судебном порядке по заявлению управомоченных лиц: одного из родителей; опекуна (попечителя) ребенка; приемных родителей; усыновителя, если усыновление произведено одним лицом при сохранении личных и имущественных прав и обязанностей ребенка с другим родителем (п. 3ст. 137 СК РФ); организации для детей-сирот, выполняющей обязанности опекуна или попечителя (п. 2 ст. 155 СК РФ; п. 4 ст. 35 ГК РФ).

Возможна ситуация, когда содержание ребенку родителями (одним из них) не предоставляется и соглашение родителей об уплате алиментов отсутствует. Более того, при этом заинтересованными лицами не предъявляется и требование о их взыскании в суд. Тогда в целях обеспечения содержания несовершеннолетних детей иск в суд к их родителям о взыскании алиментов вправе предъявить орган опеки и попечительства.

Требование в суд о взыскании алиментов может быть предъявлено управомоченными лицами в любое время до достижения ребенком возраста совершеннолетия или до приобретения им дееспособности в полном объеме (п. 1 ст. 107 СК РФ). Дела о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей являются одной из самых распространенных категорий гражданских дел, вытекающих из семейных правоотношений.

Размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых в судебном порядке, определен ст. 81 СК РФ. Алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в следующих размерах: на одного ребенка - 1/4, на двух детей -1/3, на трех и

© Леончикова М.В., 2014.

более - половина заработка или иного дохода родителей. Следует отметить, что указанные размеры долей исчисления алиментов на детей применяются уже много десятилетий.

В п. 2 ст. 81 СК РФ сохранено ранее установленное Федеральным законом от 22 декабря 1994 г. № 73-Ф3 правило, согласно которому размер этих долей может быть как уменьшен, так и увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств (ребенок работает либо занимается предпринимательской деятельностью; отсутствие заработка у ответчика и невозможность трудоустройства; ответчик является нетрудоспособным по возрасту или состоянию здоровья; заработок ответчика очень высок или, наоборот, очень низок и т.п.). При определении материального положения сторон суд должен учитывать все источники, образующие их доход, а также стоимость принадлежащего им имущества (под сторонами имеются в виду родитель - ответчик и ребенок). Семейное положение родителя - ответчика определяется наличием у него в семье лиц, которых он обязан по закону содержать (другие несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители, несовершеннолетние нуждающиеся в помощи братья и сестры и др.). Под семейным положением ребенка следует понимать наличие или отсутствие у него второго родителя. Заслуживающие внимания обстоятельства - это любые обстоятельства, касающиеся сторон, которые суд вправе принять во внимание при определении размера долей алиментов (родитель - ответчик является безработным, или инвалидом, или пенсионером по возрасту; ребенок работает и имеет постоянный заработок; ребенок серьезно болен и нуждается в лечении и постоянном уходе и т.д.).

Решение вопроса об увеличении или уменьшении указанных в п. 2 ст. 81 СК РФ долей находится в компетенции суда и носит не обязательный, а только возможный характер. Вопрос о размере алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, в долях к заработку (доходу) родителя (родителей) решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела.

Ранее в законодательстве был установлен минимальный размер алиментов. Однако при разработке нового Семейного кодекса отказались от установления минимума алиментов, мотивируя это тем, что в новых экономических условиях у государства нет средств воздействия на лиц, не желающих работать или не желающих получать соответствующий заработок.

Однако такие же права человека есть и у ребенка. Конечно, нельзя по Конституции РФ обязать человека к принудительному труду. Принудительный труд запрещен (ст. 37 Конституции РФ). Но и забота о детях является конституционной обязанностью родителей (ст. 38 Конституции РФ). О том, что именно родители обязаны содержать своих детей, говорится в целом ряде статей Конвенции о правах ребенка (например, в ст. 18, 26, 27 и др.).

В связи с этим возникает вопрос: если обязанность родителей по содержанию детей закреплена в столь серьезных юридических документах, то должен быть и механизм реализации этих обязанностей, если кому-то из родителей очень понравится роль кукушки, прикрывающейся правами человека заставить работать - нельзя. Тогда какие же неблагоприятные - последствия следует установить в законе для лиц, не желающих содержать своих детей? Без установления санкций это будет не правовая, а лишь моральная обязанность кормить, одевать, обувать своих детей.

Статья 157 УК РФ в данном случае неприменима. Она ориентирована лишь на такие ситуации, когда родители уклоняются от уплаты средств на содержание детей посредством смены работы, сокрытия действительных доходов, изменения места жительства и др. Если же родители (родитель) вообще прекратили работу или будут выполнять только низкооплачиваемые работы, то ст. 157 УК РФ к таким ситуациям неприменима.

Парадокс заключается в том, что в действующем законодательстве родителей-кукушек даже нельзя лишить родительских прав. В соответствии со ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов. В нашем случае родители просто не желают работать или выполняют исключительно низкооплачиваемые работы. В итоге общество получило полную безответственность родителей-кукушек, а их конституционная обязанность перед детьми превратилась в ничто.

Для выхода из сложившейся ситуации, на наш взгляд, необходимы следующие меры. Основанием лишения родительских прав должно быть признано уклонение родителей без уважи-

тельных причин от выполнения своих обязанностей перед детьми. Указание в законе о злостном уклонении от уплаты алиментов из содержания ст. 69 СК РФ следует исключить.

Определяя размер алиментов в долевом отношении к заработку родителей, вполне возможна ситуация, когда алименты будут чрезмерно высокими, явно неадекватными потребностям ребенка. В этом случае суд вправе согласно п. 2 ст. 81 СК РФ уменьшить долю и взыскать алименты в меньшей сумме, с тем чтобы были удовлетворены разумные потребности ребенка.

Однако кто и каким образом будет определять разумность потребностей конкретного ребенка? В п. 2 ст. 81 СК РФ говорится только о суде, но это неизбежно повлечет за собой неодинаковый подход судов к решению данного вопроса. Судьи, каждый по-своему, будут оценивать конкретную ситуацию, круг потребностей ребенка. Тем более что для него само понятие разумной потребностей не может быть чем-то застывшим, раз и навсегда заданным. По мере взросления возрастают и потребности человека.

Данный вопрос не следует отдавать на усмотрение суда. При необходимости применения п. 2 ст. 81 СК РФ об уменьшении или увеличении доли суд должен привлечь к участию в деле орган опеки и попечительства, который смог бы обосновать соответствующий объем средств, необходимый для содержания конкретного ребенка (возраст, пол, состояние здоровья, наклонности ребенка и т.д.). С учетом мнения органа опеки и попечительства суд принимал бы решение о размере доли. Конечно, суд и в этом случае вправе принять решение по своему усмотрению, однако с мотивированным обоснованием в решении спорности заключения органа опеки и попечительства.

Согласно ст. 78 СК РФ суд обязан привлечь к участию в деле орган опеки и попечительства лишь по спорам, связанным с воспитанием детей. Данная норма не относится к спорам об алиментах. В связи с этим необходимо дополнить п. 2 ст. 81 СК РФ указанием, что при увеличении или уменьшении размера доли суд обязан привлечь орган опеки и попечительства для обследования условий жизни и составления заключения о необходимом объеме средств на содержание ребенка.

Кроме того, изменив размер доли, суд может учесть потребности ребенка лишь определенного возраста. То, что будет разумной потребностью для ребенка в возрасте трех лет, перестанет быть таковой по мере его взросления. Поэтому п. 2 ст. 81 СК РФ следует дополнить также указанием на то, что определенный судом размер доли может быть изменен по требованию сторон в порядке, предусмотренном ст. 119 СК РФ.

В ст. 42 Основ законодательства Союза ССР и Союзных республик о здравоохранении от 19 декабря 1969 г. шла речь о том, что дети и подростки, имеющие недостатки в физическом и умственном развитии, содержатся в детских специализированных учреждениях за государственный счет.

Согласно ст. 68 КоБС РСФСР, действовавшей до 1 марта 1996 г., суд вправе был при нахождении ребенка на полном государственном обеспечении решить вопрос о полном или частичном освобождении его родителей от уплаты алиментов. Таким образом, законодатель признавал за родителями право в случае передачи ребенка в специализированное медицинское учреждение на полное государственное обеспечение на освобождение от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, поскольку такое содержание ему полностью предоставляется государством. Последующие изменения законодательства - принятие нового СК РФ - исключило это право граждан. Полагаем, что СК РФ ухудшил положение гражданина в сравнении с ранее действующим КоБС.

В этой связи предлагаем вновь включить аналогичные положения в СК РФ, мотивируя это тем, что Россия по Конституции РФ является социальным государством. Причем представляется необходимым на законодательном уровне установить условия, при которых суд вправе уменьшить размер алиментов или освободить от их уплаты родителей, дети которых помещены в детские учреждения на полное государственное обеспечение. Например, если родители больного ребенка, помещенного в специализированное учреждение, усыновят другого ребенка, не страдающего тяжелыми формами заболеваний.

Алименты на несовершеннолетних детей могут быть взысканы в твердой денежной сумме. Согласно п. 2 ст. 83 СК РФ суд при определении алиментов в твердой денежной сумме должен руководствоваться тем, чтобы максимально возможно сохранить ребенку прежний уро-

вень его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Данное правило вряд ли можно назвать совершенным. На первый взгляд можно сделать вывод, что законодатель всецело на стороне интересов ребенка. Однако это не так. Ориентируясь только на сохранение прежнего уровня, суд не будет учитывать растущий характер потребностей ребенка. Кроме того, после определения алиментов в твердом размере у плательщика алиментов могут резко возрасти доходы. В итоге получится, что после вынесения решения о взыскании алиментов в твердом размере связь между родителем и ребенком признается как бы ущербной. Как будто бы они в какой-то мере уже не отец и сын или дочь. А ведь это не так. Взыскание алиментов не имеет никакого значения в части родственных отношений плательщика алиментов и ребенка. В связи с этим размер алиментов в твердой денежной сумме должен не сохранять ему прежний уровень жизни, а максимально гарантировать удовлетворение присущих ребенку потребностей.

В твердой денежной сумме определяется и размер алиментов, выплачиваемых одним родителем другому, если с каждым из них остаются несовершеннолетние дети, которым родители обязаны платить алименты. Доходы этих родителей различны, следовательно, и размер алиментов, которые они выплачивают, будет разным. Предположим, что отец обязан выплачивать алименты на содержание ребенка, проживающего с матерью, в размере 150 тысяч рублей в месяц, а мать, в свою очередь, должна платить алименты на ребенка, оставшегося с отцом, в размере 100 тысяч рублей в месяц. Согласно пункту 3 статьи 83 СК РФ, производится зачет этих сумм, после чего более обеспеченный родитель, в данном примере — отец, выплачивает разницу (50 тысяч рублей в месяц) менее обеспеченному родителю.

Поскольку материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ), государство должно в законодательстве установить минимальный размер алиментов, например, минимальный размер ежемесячных выплат на содержание одного ребенка должен составлять два или три минимальных размера оплаты труда. Это будет соответствовать и содержанию ст. 3, 5, 6, 18 и др., и Конвенции о правах ребенка. И если родители без уважительных причин будут отказываться от работы или будут выполнять настолько низкооплачиваемые работы, что данный минимум не будет соблюдаться, они должны лишаться своих родительских прав. Соответствующий гарантийный минимум средств в этом случае должен выплачиваться государством.

Согласно данным Пресс-службы ФССП России от 1 июня 2012 года исполнение судебных решений о взыскании алиментов продолжает оставаться приоритетным направлением деятельности Федеральной службы судебных приставов. Таких производств всего 4% от общего количества исполнительных производств, находившихся на исполнении в Службе, однако за этими цифрами около двух миллионов детей, которые нуждаются в защите их прав.

В 2011 году окончено 901,4 тыс. исполнительных производств, в том числе фактически исполнено 78,1 тыс. судебных решений в связи с полным погашением задолженности по алиментам.

Госдумой предлагается создать в России государственный алиментный фонд. Отмечается, что в ряде европейских стран применяется практика, когда государство выплачивает алименты родителю, оставшемуся с ребенком, а затем взыскивает эти средства со второго родителя, если тот уклоняется от выплаты. По мнению Госдумы, действующая практика в России, когда приставы взыскивают алименты с родителей по решению суда, недостаточно эффективна и не в полной мере отвечает интересам ребенка.

Летом 2010 года подобную идею высказывал уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов. Он предложил передать обязанности по выплатам алиментов государству, для чего, по его мнению, необходимо создать государственный алиментный фонд. Объясняя свою инициативу, Астахов привел данные статистики: «В стране сейчас количество разводов относительно зарегистрированных браков составляет 75 процентов. Женщина после развода, как правило, остается с ребенком и становится самой незащищенной, потому что закон сегодня не в состоянии обеспечить ее право получить долю имущества, взыскать алименты на содержание ребенка».

В настоящее время минимальный размер выплачиваемых алиментов на одного ребенка составляет в России 100 рублей, средний - две тысячи рублей, а максимальный - 10-18 тысяч рублей. Для родителей-одиночек алименты составляют 16-17 процентов семейного бюджета, а для состоящих в повторном браке - шесть-девять процентов.

Кризис семьи и традиционных семейных ценностей, охвативший российское общество в последние десятилетия, находит проявление в широком распространении случаев отказа в материальной поддержке даже самым близким родственникам. Дела о взыскании алиментов являются одной из распространенных категорий дел, рассматриваемых и разрешаемых в порядке гражданского судопроизводства. В связи с этим особое значение приобретает задача повышения эффективности действующего законодательства об алиментировании и практики его применения, постановка, рассмотрение и решение которой напрямую связаны с обеспечением жизненных интересов миллионов наименее социально защищенных членов общества. Это обуславливает актуальность проведенного мною исследования, целями которого являлись выявление проблем правового регулирования отношений родителей и детей по уплате алиментов и выработка рекомендаций по их разрешению.

Основная задача института алиментных обязательств - обеспечить материальную поддержку субъектов семейного права, право на которую законодательно закреплено в Семейном кодексе. Для реализации этой задачи законодатель предусмотрел многие аспекты. Безусловно нельзя не отметить положительные моменты в этой сфере. Прежде всего, это законодательное закрепление соглашения об уплате алиментов, делающее институт алиментных обязательств более гибким и позволяющим «подстроится» под конкретную жизненную ситуацию, не ущемляя прав субъектов правоотношений, вытекающих из алиментных обязательств.

Библиографический список

1. Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты / Н. М. Савельева. - Самара.: Издательство Универс-групп, 2010. 234 с.

2. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3: по сост. на 05 мая 2014 г. // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.

3. Гуль Н.В. Ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей / Н.В. Гуль // Публичные и частные интересы в российском законодательстве. - М. - 2005. - 173 с.

4. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу РФ / Л.М. Пчелинцева. - М.: Норма, 2006.

- 765 с.

5. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 11 апреля 2014 г. // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 15. - Ст. 1691.

6. Косова О.Ю. Конвенция о правах ребенка и право детей на семейное воспитание / О.Ю. Косова.

- М.: Статут, 2011. - 179 с.

7. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3: по сост. на 04 мая 2010 г. // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

8. Чаусская О.А. Ограничение родительских прав как мера защиты интересов ребенка / О.А. Чаус-ская // Семья и право (к 10-летию принятия Семейного кодекса Российской Федерации): материалы научно-практической конференции (Москва, 5 - 6 декабря 2005 г.): сб. науч. ст. / отв. ред. Л.Ю. Михеева: М., 2005. - С. 130-136.

9. Шерстнева Н.С. Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних как принцип семейного права / Н.С. Шерстнева // Семья и право (к 10-летию принятия Семейного кодекса Российской Федерации): материалы научно-практической конференции (Москва, 5 - 6 декабря 2005 г.): сб. науч. ст./ отв. ред. Л.Ю. Михеева. - М., 2005. - С. 43 - 44.

10. Корнеева И.Л. Семейное право РФ: учеб. пособие для вузов / И. Л. Корнеева. - М.: Юристъ, 2005. С.319.

11. Статистика: электронный ресурс // Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов России: сайт. - иКЬ: http://www.fssprus.ru/ (Пресс-служба ФССП России от 1 июня 2012г 13:26)

ЛЕОНЧИКОВА Марина Викторовна - магистрант Института государства и права, Тюменский государственный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.