Научная статья на тему 'Алиментная обязанность родителей в отношении несовершеннолетних детей на примере регулирования в законодательствах отдельных стран-участниц СНГ: Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Украины'

Алиментная обязанность родителей в отношении несовершеннолетних детей на примере регулирования в законодательствах отдельных стран-участниц СНГ: Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Украины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
700
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / АЛИМЕНТЫ / ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ДЕТЕЙ / FAMILY SUPPORT / ALIMONY AND PROPERTY RIGHTS OF THE CHILD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костюченко Е. Ю.

В статье производится анализ природы института алиментных обязательств родителей в отношении несовершеннолетних детей в семейном законодательстве отдельных стран-участниц СНГ; рассматриваются порядок и способы взыскания алиментов на несовершеннолетних детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALIMONY OBLIGATION PARENTS OF MINOR CHILDREN ON THE EXAMPLE OF REGULATORY IN THE LEGISLATIONS OF THE CIS COUNTRIES: BELARUS, KAZAKHSTAN, KYRGYZSTAN, MOLDOVA, RUSSIA, UKRAINE

The article analyzes the nature of the Institute of alimony obligations of parents towards their minor children in the family legislation of some CIS member-countries, and discusses the methods and procedures for recovery of the alimony on minor children.

Текст научной работы на тему «Алиментная обязанность родителей в отношении несовершеннолетних детей на примере регулирования в законодательствах отдельных стран-участниц СНГ: Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Украины»

специальный выпуск

АЛИМЕНТНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ РОДИТЕЛЕМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАХ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН-УЧАСТНИЦ СНГ: БЕЛОРУССИИ, КАЗАХСТАНА, КИРГИЗИИ, МОЛДАВИИ,

РОССИИ, УКРАИНЫ

Е.Ю. Костюченко,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Московского областного филиала Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.03 - гражданское право;

предпринимательское право; семейное право;

международное частное право e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье производится анализ природы института алиментных обязательств родителей в отношении несовершеннолетних детей в семейном законодательстве отдельных стран-участниц СНГ; рассматриваются порядок и способы взыскания алиментов на несовершеннолетних детей. Ключевые слова: семья, алименты, имущественные права детей

ALIMONY OBLIGATION PARENTS OF MINOR CHILDREN ON THE EXAMPLE OF REGULATORY IN THE LEGISLATIONS OF THE CIS COUNTRIES: BELARUS, KAZAKHSTAN, KYRGYZSTAN, MOLDOVA, RUSSIA, UKRAINE

E.Y. Kostyuchenko,

the candidate of jurisprudence, the item the teacher of chair of civil law and process of the Moscow regional branch of the Moscow university of the Ministry oflnternal Affairs of Russia Annotation. The article analyzes the nature of the Institute of alimony obligations of parents towards their minor children in the family legislation of some CIS member-countries, and discusses the methods and procedures for recovery of the alimony on minor children.

Keywords: family support, alimony and property rights of the child

В настоящее время в законотворческой деятельности стран-участниц СНГ в сфере регулирования гражданских, гражданских процессуальных, семейных отношений наметилась тенденция к сближению. В частности, после образования СНГ стремление к совместной разработке и осуществлению межгосударственных программ и проектов было выражено в межправительственном Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (20 марта 1992 г.), в Конвенции о правовой помощи по граж-

данским, семейным и уголовным делам (22 января 1993 г.) и Протоколе к ней (28 марта 1997 г.), а также в Соглашении о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств-участников Содружества (6 марта 1998 г.).

Во всех странах-участницах СНГ приняты и действуют новые кодифицированные акты о браке и семье. Однако сравнительный анализ этих законодательных актов убеждает в необходимости проведения на современном научно-методологическом уров-

специальный выпуск

не скоординированных исследовании и практического решения наиболее актуальных проблем правового регулирования семейных отношении, в частности института алиментных обязательств родителей и детей. Рассмотрим регулирование алиментных обязательств родителей в отношении детей на примере таких стран-участниц СНГ, как: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Украина.

Каждое из рассматриваемых государств выделяет алиментные обязательства родителей в отношении несовершеннолетних детей.

При регулировании возникновения алиментной обязанности родителей в отношении несовершеннолетних детей наблюдается общий подход стран-участниц СНГ, связывающий со сложным составом юридических фактов: наличием юридически значимой связи между родителями и детьми (кровнородственная связь; отношения усыновления); несовершеннолетием ребенка.

Обязанность по предоставлению алиментов распространяется в равной мере как на отца, так и на мать ребенка, вне зависимости от того, состоят они в браке либо нет. В данном случае важен лишь факт удостоверения кровного родства в установленном законом порядке.

Кроме того, объединяет семейное законодательство стран-участниц СНГ положение о порядке привлечения родителей к несению обязанности по содержанию в отношении детей, рожденных вне брака их родителей. Так, если отцовство в отношении ребенка, рожденного вне зарегистрированного брака родителей, признано в административном порядке, то алименты взыскиваются в том же порядке, что и на детей, произошедших от родителей, состоящих в браке. В том случае, если требование о взыскании алиментов предъявляется одновременно с иском об установлении отцовства, необходимо учитывать тот факт, что при удовлетворении иска об установлении отцовства алименты присуждаются со дня его предъявления.

Относительно природы алиментной обязанности родителей в отношении несовершеннолетних детей мнения законодателей стран-участниц СНГ разделились. В частности, семейное законодательство России, Казахстана, Киргизии, Молдавии идет по пути признания безусловного характера рассматриваемой обязанности, то есть она не ставится в зависимость от наличия у родителей средств, достаточных для предоставления такого содержания. Следовательно, родители должны принимать участие в обеспечении своих детей даже в тех случаях, когда это может привести к неполному удовлетворению их собственных необходимых потребностей. Кроме того, полное освобождение родителей от обязанности по содер-

жанию несовершеннолетних детей недопустимо, а ухудшение материального положения, изменение семейного положения плательщика могут свидетельствовать лишь о необходимости уменьшения размера уплачиваемых им алиментов (п. 2 ст. 83 Семейного кодекса России п. 2 ст. 139 Кодекса Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье 2; п. 2 ст. 86 Семейного кодекса Киргизии3; п. 2 ст. 75 Семейного кодекса Республики Молдова4).

Семейное законодательство Белоруссии5, Украины6 при разрешении рассматриваемого вопроса идет по другому пути. Так, Кодекс о браке и семье Республики Беларусь устанавливает право родителя-плательщика алиментов инвалида I или II группы на освобождение от исполнения обязанности по содержанию несовершеннолетнего ребенка (ст. ст. 92, 98). Семейный кодекс Украины в норме ст. 188 устанавливает возможность освобождения родителей от обязанности содержать ребенка в судебном порядке, если доход ребенка намного превышает доходы каждого из них и обеспечивает полностью его нужды.

Положительной оценки заслуживает наличие в Белоруссии и Украине «алиментного фонда»7, то есть обеспечение за счет средств государственного бюджета детей, не получающих алименты. В Украине назначение государственной помощи детям допускается в тех случаях, когда место жительства или нахождения родителей неизвестно, или они уклоняются от уплаты алиментов, либо не имеют возможности их содержать. Белорусский законодатель устанавливает государственное обеспечение детям, родители которых лишены родительских прав, ограничены в осуществлении родительских обязанностей, находятся в местах лишения свободы, ограничения свободы, ареста, находятся в розыске. Следует отметить, что суммы предоставленной государственной помощи подлежат взысканию с плательщика алиментов. К исполнению указанной обязанности привлекаются родители, не являющиеся гражданами республики Беларусь и Украины, если их дети - граждане Белоруссии и Украины соответственно.

Семейное законодательство стран-участниц СНГ предусматривает определенный порядок и способы исчисления сумм алиментов, подлежащих взысканию на несовершеннолетних детей. Что касается порядка взыскания, то наблюдается общий подход: уплата алиментов допустима либо в добровольном порядке - путем составления соглашения об уплате алиментов, либо в судебном порядке. Добровольный порядок позволяет родителям самостоятельно определить способ исчисления сумм содержания на детей. При установлении судебного порядка взыскания

№ 9 / 2013

Вестник Московского университета МВД России

57

специальный выпуск

алиментов законодатели большинства рассматриваемых стран-участниц СНГ (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия) обратились к долевому способу исчисления, установленному впервые в 1936 году8, и ко второму способу - взысканию в твердой денежной сумме. Причем отмечается, что размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме, определяется исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств. Указанное правило трудно назвать совершенным, поскольку суды, ориентируясь лишь на сохранение прежнего уровня жизни ребенка, вряд ли смогут учесть растущий характер потребностей ребенка. Ведь то, что будет разумной, необходимой потребностью для ребенка в возрасте трех лет, перестанет быть таковой по мере его взросления.

Показательным в разрешении отмеченной проблемы является опыт украинского законодателя. При определении размера алиментов в долях от заработка (дохода) родителя суд исходит из прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста (п. 2 ст. 182 Семейного кодекса Украины). Таким образом, взыскание средств на содержание производится с учетом растущего характера необходимых потребностей детей разных возрастов.

Следует отметить, что в семейном законодательстве Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Украины предусматриваются схожие основания для прекращения алиментной обязанности родителей в отношении несовершеннолетних детей: 1) достижение ребенком совершеннолетия или приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия; 2) усыновление ребенка; 3) смерть плательщика или получателя алиментов.

Украинский законодатель предусмотрел возможность прекращения алиментной обязанности того из родителей, кто передал право собственности на недвижимое имущество ребенку. В таких случаях бремя несения обязанности по содержанию ребенка возлагается на родителя, с которым проживает ребенок. В данном случае возникает вопрос: может ли такой способ предоставления алиментов полностью отвечать интересам несовершеннолетних детей в получении содержания. Исходя из смысла алиментной обязанности, предполагается, что переданное в счет алиментов имущество должно обеспечивать на протяжении длительного времени необходимые жизненные потребности лица в сбалансированном питании, жилье, обучении, отдыхе и т.п. Однако на практике происходит иначе. При приобретении

имущества в виде дома, квартиры удовлетворяется лишь одна из необходимых потребностей ребенка в жилье, другие же остаются не полностью удовлетворенными. Кроме того, нельзя забывать о том, что с приобретением имущества на лицо ложатся обременения, связанные с его содержанием, то есть дополнительные затраты, которые чаще всего должен погашать тот из родителей, с которым проживает ребенок. Все это доказывает, что отмеченное основание прекращения алиментной обязанности не отвечает интересам детей в части обеспечения необходимыми средствами к существованию. Поэтому единовременное отмеченное основание должно использоваться лишь в исключительных случаях.

Таким образом, анализ действующего семейного законодательства Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Украины в части регулирования алиментных обязательств родителей в отношении несовершеннолетних детей показывает преемственность с Основами законодательства СССР и союзных республик о браке и семье 1967 г. и, в большинстве случаев, схожий подход при установлении оснований возникновения, изменения, прекращения рассмотренного института.

1 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 (ред. от 12.11.2012) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.

2 Кодекс Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье от 26 декабря 2011 г. № 518-IV // Казахстанская правда, 07.01.2012 г., № 6-7 (26825-26826).

3 Семейный кодекс Киргизской Республики от 30 августа 2003 г. № 201 // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2004 г., №1, ст.1.

4 Семейный кодекс Республики Молдова от 26.10.2000 № 1316 - XIV// Monitorul Official № 47-48 от 26 апреля 2001 г.

5 Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. № 278-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 55, 2/53 (опубликован - 28 июля 1999 г.).

6 Семейный кодекс Украины от 10 января 2002 года №2947-III// Ведомости Верховной Рады (ВВР), 2002, № 2122, ст. 135.

7 Следует отметить, что институт алиментного фонда не является нововведением. В 80-е годы XX века была предусмотрена одна из мер по усовершенствованию механизма алиментного обеспечения детей - введение временных пособий на несовершеннолетних детей в период розыска их родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов (Постановление Совета Министров СССР № 134 от 06 февраля 1984 // Собрание законодательства СССР. 1984 г. Отд. I. № 6. С. 32)

8 Постановление ЦИК И СНК СССР от 27 июня 1936 года «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» // Собрание законодательства СССР. 1936 г. № 34. С. 302.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.