специальный выпуск
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
РОДИТЕЛЕЙ В ОТНОШЕНИИ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН-УЧАСТНИЦ СНГ)
Е.Ю. Костюченко,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Московского областного филиала Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право e-mail: [email protected] С.А. Муратова,
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право
Аннотация. В статье рассматривается порядок и способы взыскания алиментов на совершеннолетних детей.
Ключевые слова: алименты, дети, родители
FEATURES OF REGULATION OF THE INSTITUTION OF MAINTENANCE OBLIGATIONS OF THE PARENTS IN RESPECT OF ADULT CHILDREN (ON THE EXAMPLE OF THE LEGISLATION OF INDIVIDUAL COUNTRIES OF THE CIS)
E.Yu. Kostyuchenko,
the candidate of jurisprudence, the item the teacher of chair of civil law and process of the Moscow regional branch of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
S.A. Muratova,
the candidate of jurisprudence, docent, the professor of chair of civil law and process of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia Annotation. The article discusses the manner and means of exacting of maintenance for adult children. Keywords: alimony, children, parents
Обеспечение достойного уровня жизни детям - важная задача и обязанность родителей. В законодательной практике стран-участниц СНГ устанавливается обязанность родителей содержать не только несовершеннолетних, но и совершеннолетних детей. В большинстве стран-участниц СНГ обязанность родителей по содержанию распространяется только в отношении нетрудоспособных, нуждающихся в
помощи совершеннолетних детей. Однако есть исключение. Семейное законодательство Казахстана и Украины предусматривает сохранение права на алименты за трудоспособными детьми, достигшими возраста совершеннолетия, в тех случаях, если они продолжают обучение в среднем специальном или высшем учебном заведении и не могут самостоятельно обеспечивать себя средствами к существованию.
специальный выпуск
Так, в Казахстане осуществление алиментной обязанности родителей в отношении трудоспособных совершеннолетних детей, продолжающих обучение, ограничивается возрастом до 21 лет1 , в Украине -возрастом до 23 лет 2 . Причем, отмеченная алиментная обязанность не носит безусловный характер, как в отношении несовершеннолетних детей.
Отношение российских ученых к установлению обязанности родителей по содержанию совершеннолетних детей, продолжающих обучение, неоднозначно. Так, М.В. Антокольской высказано мнение о том, что более справедливым было бы продление алиментной обязанности родителей в отношении совершеннолетних детей до момента завершения ими учебы в ВУЗе 3 . Ю.А. Рустамова указывает, что отсутствие такого положения в Семейном кодексе РФ не является существенным недостатком отечественного семейного законодательства, но при этих условиях требуется введение достаточного материального обеспечения для совершеннолетних студентов вузов по линии государственных служб4. Более императивную позицию занимает Д.А. Медведев, считающий, что «всякое расширение границ алиментной обязанности родителя является шагом назад, попыткой упаковать семейные отношения в прежние стандарты. К тому же учеба человека, достигшего возраста 18 лет, - дело сугубо личное, иногда весьма дорогостоящее. Было бы несправедливо возлагать на родителей бремя содержания такого лица, если они не желают нести его добровольно» 5 .
На наш взгляд, в российском семейном законодательстве следует предусмотреть норму, позволяющую продлить срок алиментной обязанности родителей в отношении совершеннолетних детей в случае продолжения их обучения в среднем специальном или высшем учебном заведении до 23 лет безотносительно к тому, получают ли они стипендию или нет. Это объясняется тем, что зачастую даже по достижении возраста совершеннолетия дети не становятся экономически самостоятельными, а при лишении их данного права они оказываются в тяжелом материальном положении. Несправедливой, по нашему мнению, является и такая модель, при которой обязанность по содержанию всецело возлагается на государство, поскольку ответственность за благополучие детей должны нести прежде всего их родители.
Косвенную поддержку нашей позиции по вопросу продления исполнения алиментной обязанности в отношении совершеннолетних детей можно найти в отдельных российских нормативно-правовых актах. Так, например, согласно п. 2 ч. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ правом на получение налоговых
вычетов обладают налогоплательщики-родители, налогоплательщики-опекуны (попечители) при условии оплаты ими обучения своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения 6 .
В Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» содержится аналогичное правило. Правом на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца обладают дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет (п.п. 1 п. 2 ст. 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») 7 .
Указанные примеры подтверждают обоснованность продления алиментной обязанности родителей в отношении совершеннолетних детей до достижения 23 лет при условии получения ими среднего специального или высшего образования по очной форме обучения. Поэтому представляется целесообразным внести изменение в п. 1 ст. 85 Семейного кодекса РФ 8 , предусмотрев следующую формулировку: «Родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. Алиментная обязанность родителей может быть продлена в отношении совершеннолетних детей до достижения 23 лет, обучающихся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы».
Рассмотрим основания возникновения и порядок реализации алиментной обязанности в отношении совершеннолетних детей по семейному законодательству стран-участниц СНГ.
В качестве основания возникновения данной обязанности в отношении совершеннолетних детей выступает сложный состав юридических фактов, наличие которых применяется в совокупности, при отсутствии одного из них алиментное обязательство не возникает. Причем, в определении таковых юридических фактов наблюдается общий подход стран-участниц СНГ, и ими признаются:
1) наличие кровнородственной связи ребенка с родителями, либо отношений усыновления;
2) достижение совершеннолетия, то есть 18 лет;
3) нетрудоспособность;
4) нуждаемость в материальной помощи.
Для родителей реализация обязанности по уплате алиментов не ставится в зависимость от наличия других алиментообязанных лиц. Между тем, наблю-
специальный выпуск
дается общий подход законодателей стран-участниц СНГ, устанавливающих право суда при рассмотрении иска о взыскании алиментов с родителей в пользу совершеннолетнего учитывать возможность их получения от своего супруга и детей, обязанных по закону их содержать.
По общему правилу, родители должны предоставлять содержание лишь в том случае, если совершеннолетние дети являются нетрудоспособными и нуждаются в помощи. Анализ юридического факта нетрудоспособности в законодательстве стран-участниц СНГ показывает неоднозначное его толкование. В частности, ни в одном российском нормативно-правовом акте нельзя найти четкого определения понятия «нетрудоспособность». Исходя из анализа норм Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», можно прийти к выводу, что к категории нетрудоспособных граждан следует относить: во-первых, лиц, достигших пенсионного возраста (ст. 7), и, во-вторых, инвалидов при ограничении способности к трудовой деятельности III, II или I степени (ст. 8). Белорусский законодатель к числу нетрудоспособных совершеннолетних детей, обладающих правом на получение содержания от родителей, относит только инвалидов (ст. 91 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье) 9 .
Что касается категории «нуждаемость» как одного из оснований для возникновения алиментной обязанности родителей в отношении совершеннолетних детей, то в теории российского семейного права нет единства мнений в ее определении.
Например, А.А. Пахомов отмечает: «Нуждаемость нетрудоспособных детей не означает, что единственным источником их существования будут присужденные от родителей алименты. Они могут работать и иметь небольшой заработок, получать пенсию или стипендию, иметь другие источники дохода. Необходимо только, чтобы эти средства были признаны судом недостаточными для удовлетворения их нормальных потребностей» 10 .
Несколько иную позицию занимает М.Г. Столбов. По мнению ученого, нетрудоспособность следует расценивать как «состояние, выражающееся в отсутствии достаточных средств для удовлетворения необходимых потребностей и в необходимости получить их собственным трудом или в виде помощи от других лиц» 11 . Подобную позицию в отношении категории «нуждаемость» занимает белорусский законодатель. В частности, норма ст. 91 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье устанавливает, что «лицами, нуждающимися в помощи,
признаются только нетрудоспособные, у которых нет достаточных средств к существованию. Получение нетрудоспособными совершеннолетними детьми пенсии, стипендии или пособия, а также наличие у них имущества, не приносящего дохода, не лишает их права на получение содержания от родителей, если имеющихся средств недостаточно для удовлетворения необходимых потребностей».
А.Н. Левушкин разделяет позицию, высказанную М.Г. Столбовым, но вместе с тем полагает, что о нуждаемости можно говорить в том случае, когда «... у совершеннолетнего нетрудоспособного ребенка
нет иного имущества или его недостаточно, в связи
12
с чем у него нет средств к существованию» 12 .
Вышеизложенные точки зрения позволяют прийти к выводу, что гражданско-правовая доктрина, как правило, категорию «нуждаемость» истолковывает как обеспеченность совершеннолетнего нетрудоспособного ребенка средствами в размере ниже прожиточного минимума, установленного государством для данной местности. Следовательно, совершеннолетний ребенок считается нуждающимся в том случае, когда он самостоятельно не в состоянии обеспечить себе необходимое существование, а оказываемая ему государственная помощь в виде пенсий и пособий является недостаточной. Здесь четко прослеживается позиция государства, которое разделяет ответственность за данную категорию граждан с их родственниками, поскольку само не способно в полной мере обеспечить их нормальное существование. На наш взгляд, это верное решение, поскольку самые близкие люди - родители и дети -обязаны материально поддерживать друг друга независимо от своего благосостояния.
Законодатели стран-участниц СНГ предусматривают определенный порядок реализации алиментной обязанности. Это как заключение соглашения об уплате алиментов, так и судебный порядок взыскания содержания.
При судебном взыскании алиментов на совершеннолетних нетрудоспособных, нуждающихся в помощи детей наблюдаются общие тенденции в семейном законодательстве стран-участниц СНГ:
• во-первых, алименты взыскиваются не в долях к заработку плательщика, а в твердой денежной сумме, выплачиваемой ежемесячно (например, п. 2 ст. 85 Семейного кодекса РФ; ст. 99 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье; п. 2 ст. 78 Семейного кодекса Киргизской Республики);
• во-вторых, размер суммы определяется, исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания интересов сторон (п. 2 ст. 85, п. 2 ст. 108 Семейного кодекса РФ; ст. 99
специальный выпуск
Кодекса Республики Беларусь о браке и семье; п. 2 ст. 78 Семейного кодекса Киргизской Республики);
• в-третьих, возможно временное взыскание алиментов, но не до вынесения судом решения по делу, что применимо при алиментировании несовершеннолетних, а до вступления решения суда в законную силу (п. 2 ст. 85, п. 1 ст. 108 Семейного кодекса РФ; ст. 99 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье; п. 2 ст. 78 Семейного кодекса Киргизской Республики).
Размер суммы алиментов определяется индивидуально в отношении каждого получателя, исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Алиментная обязанность родителей может быть прекращена. В зависимости от порядка взыскания алиментов указанная обязанность может быть прекращена как на основании положений соглашения об уплате алиментов, так и в судебном порядке. Если уплата алиментов производилась по правилам алиментного соглашения, то основания прекращения данной обязанности должны быть предусмотрены этим соглашением. В случае взыскания алиментов по решению суда, основаниями прекращения будут являться: во-первых, восстановление трудоспособности или прекращение нуждаемости получателя алиментов, во-вторых, смерть одной из сторон правоотношения.
Таким образом, проведенный анализ алиментной обязанности родителей в отношении нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи совершеннолетних детей по законодательству стран-участниц СНГ позволяет выделить общие положения, характерные для законодательств рассматриваемых стран:
• алиментная обязанность в равной степени распространяется на обоих родителей;
• алиментная обязанность родителей в отношении совершеннолетних детей связывается с комплексом юридически значимых фактов, подлежащих обязательному установлению (кровнородственная связь родителей и детей, отношения усыновления), нетрудоспособность, нуждаемость;
• взыскание алиментов на совершеннолетних детей не является продолжением алиментной обя-
занности в отношении несовершеннолетних детей и, следовательно, производится на основании нового искового требования либо соглашения об уплате алиментов;
• взыскание алиментов производится в твердой денежной сумме;
• установлены основания прекращения алиментной обязанности.
Несмотря на схожую во многом регламентацию указанных отношений, существуют и черты отличия, в частности, в отдельных странах-участницах СНГ предусмотрена возможность сохранения права на содержание за трудоспособными совершеннолетними детьми.
1 Кодекс Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье от 26 декабря 2011 г. № 518-IV // Казахстанская правда, 07.01.2012 г., № 6-7 (26825-26826).
2 Семейный кодекс Украины от от 10 января 2002 г. № 2947-III // Ведомости Верховной Рады (ВВР), 2002, № 21-22, ст.135.
3АнтокольскаяМ.В. Семейное право. М., 1998. С. 273-274.
4 Рустамова Ю.А. Правовое регулирование алиментных отношений в РФ и проблемы их совершенствования / Дисс. ... канд. юрид. наук. М. 2002. С. 45.
5 Гражданское право. Учебник. Часть III. С. 461.
6 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340.
7 Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4920.
8 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 12.11.2012) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.
9 Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. № 278-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 55, 2/53 (опубликован - 28 июля 1999 г.).
10 Пахомов А.А. Современная семья и региональная социальная политика в отношении семей с детьми. Якутск. 2004. С. 145.
11 СтолбовМ.Г. Как увеличить размер алиментов. С. 3.
12 Левушкин А.Н. Правовое регулирование имущественных отношений в семье по законодательству Российской Федерации / Дисс. . канд. юрид. наук. Ульяновск. 2004. С. 176.