8. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03)
8.1. УЧАСТНИКИ АЛИМЕНТНОГО СОГЛАШЕНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Сергеева Вера Вадимовна, аспирант кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Место учебы: Юридический институт РУДН
Аннотация: право на получение алиментов является одним из разновидностей прав и свобод человека и гражданина. В действительности некоторые категории граждан в виду своего социального положения не способны полноценно обеспечивать свою жизнедеятельность. При этом имеется категория лиц, которая в силу определенных обстоятельств, связана с обязательствами по отношению к социально уязвимым гражданам. Следовательно исследование вопросов правового регулирования алиментного соглашения является крайне актуальным в современном обществе. Автором использовались общенаучные методы, как описание, сравнительно-правовой анализ, обобщение, аналогия, структурно-функциональный и системный подход, а также анализ правовых документов.
В данной статье конкретизированы случаи применения соглашения об алиментировании, а также сформулированы основные проблемные вопросы по теме исследования.
Исследование может оказаться полезной практикующим исследователям права, занимающимся вопросами правовой защиты социально уязвимых слоев населения.
Ключевые слова: алименты, правовое регулирование, семейные отношения, семейное законодательство, обязательства.
Исследование подготовлено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №17-03-00093 «а» ( научный руководитель д-р юрид. наук, профессор Фролова Е. Е.)
THE PARTICIPANTS OF THE ALIMENT AGREEMENT: CONTEMPORARY STATE OF LEGAL REGULATION
Sergeeva Vera V., graduate student at of Department of Civil Law and Civil Procedure and Private International Law Study place: RUDN University Law Institute
Abstract: the right to receive aliments is one of the varieties of rights and freedoms of man and citizen. In fact, some categories of citizens, because of their social status, are not able to support their life in full manner. At the same time, there is a category of persons, which due to certain circumstances is related to obligations towards socially vulnerable citizens. Therefore, the study of the issues of legal regulation of the alimentary agreement is extremely urgent in modern society. The methods of the study include such general scientific methods as description, comparative legal analysis, generalization, analogy, structural-functional and systemic approach, as well as analysis of legal documents. In this article, the cases of application of the agreement on alimentation are specified, and the main problem questions on the research topic are formulated. This article may be useful for practitioners of law dealing with issues of legal protection for socially vulnerable groups of people.
Keywords: aliments, legal regulation, family relationships, family legislation, commitments.
The reported study was funded by RFBR according to the research project №17-03-00093 «а». (E.E. Frolova) Peoples' Friendship University of Russia
Алиментное соглашение представляет собой один из наиболее интересных и современных способов определения обязанностей по содержанию лиц, имеющих право на получение алиментов. Появился этот институт уже в постсоветское время, в 1994 году, с внесением изменений [3] в ранее действовавший Кодекс законов о браке и семье РСФСР 1969 года [1].
Содержанием законодательных новелл было применение уже известного в мировой практике института соглашений об алиментировании в условиях явно недостаточного регулирования порядка уплаты алиментов в российском законодательстве. Судебная статистика обращений на тот период свидетельствовала о
его неэффективности. По данным, представленным в Обзоре судебной практики Московского городского суда «Практика рассмотрения межмуниципальными народными судами г. Москвы гражданских дел по спорам, вытекающим из семейных правоотношений» [8], основная масса судебных требований в рассматриваемой сфере приходилась на иски о взыскании алиментов на детей: «В 1994 году в межмуниципальные народные суды г. Москвы поступило в числе 42192 дел по спорам, вытекающим из семейных правоотношений, 4278 дел о взыскании алиментов на содержание детей. Поэтому необходимо уделить особое внимание этой категории дел». В таких условиях и появился но-
вый на то время институт алиментного соглашения.
Надо отметить, что правовое регулирование, направленное на установление обязательности уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей, не могло не встретить трудности с его исполнением. Вопрос состоял не только и не просто в нежелании платить, в размере материальных средств, исходя из стоимости потребительской корзины, и других подобных факторах. В годы Великой Отечественной войны, в условиях тяжелой социальной и демографической обстановки, руководство страны приняло достаточно важное решение, связанное с отказом от обязательности содержания детей отцами и признания отцовства [7]. Мера эта была вынужденной, но она существенным образом послужила к укреплению специфической морали, к оправданию и складыванию поведенческих особенностей в обществе. (В этом смысле нужно заметить, что с нормативным актом, устанавливающим правовое основание к подобному образу действий, мы встречаемся впервые.) Важно также, что и закон, и мораль являются регуляторами общества, тесно связанными, взаимопроникающими. Соответственно, такой опыт не мог не оставить след в жизни общества. Таким образом, совершенно неудивительно и сегодня встретить рассуждения о том, что «деды не платили, и мы не будем».
В этих условиях расширение палитры правовых инструментов в области регулирования порядка уплаты алиментов именно на несовершеннолетних детей (поскольку данная ситуация прежде всего имеет отношение именно к ним) могла только приветствоваться. Причем в данном случае речь шла о принципиально ином методе воздействия, - договорном. Содержанием этого способа определения обязанности по уплате алиментов на несовершеннолетних детей являлось самостоятельное принятие решений участниками правоотношений относительно порядка, сроков и размеров оплаты, что само по себе должно было стимулировать добровольное исполнение. В дополнение к этому, институт соглашений об алиментировании получил и такое существенное преимущество перед иными способами защиты как свойство исполнительного документа. Безусловно, свой заметный вклад в решение проблем обеспечения содержания для несовершеннолетних детей рассматриваемый институт внес [10;72].
В этой связи, применительно к нынешнему времени, нужно заметить, что по представленным данным на 1994 год, о которых выше шла речь, правовая реформа опиралась на сравнительно меньшую и в целом небольшую долю исков о взыскании алиментов в массиве дел семейно-правового характера, нежели сегодня. Институт семейно-правовых соглашений призван был существенно изменить практику правоотношений. Его применение было сочтено удачным шагом в направлении развития правового регулирования. Однако сегодня, по данным, опубликованным судебным департаментом при ВС РФ, за первое полугодие 2014 года в суды поступило уже 156827 дел о взыскании взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей. Это является почти третью всех дел семейно-правового характера за указанный период [17]. В 1 полугодии 2015 года эта цифра составила 164 120 дел [18]. То есть, имеет место рост количества судебных обращений.
Если обратиться к данным о деятельности судебных приставов-исполнителей за последнее время [15], то можно также заметить интересные особенности. В це-
лом, эта практика свидетельствует об общем улучшении статистики исполнения требований по уплате алиментов на несовершеннолетних детей. Однако такой критерий, как соглашение об уплате алиментов в итоговом отчете не выделяется как улучшающий статистику добровольности исполнения. В этом числе были отмечены такие факторы, как установление временных ограничений прав, меры воздействия административного и уголовного характера, которые в совокупности дали снижение на 23,3% количества производств с отказом должника от добровольности исполнения.
В целом, соглашения об уплате алиментов, действительно, представляют собой весьма сложный материал для оценки общего состояния области отношений в силу самых различных факторов. Механизм действия этой правовой конструкции не предполагает первоочередности принудительного исполнения, оно должно исполняться, прежде всего, добровольно. Соотношение дел о взыскании алиментов и в целом статистика по делам семейно-правового характера, действительно, изменились, и не в лучшую сторону. Безусловно, в основе роста количества требований к суду о взыскании алиментов могли находиться различные причины. Однако совершенно однозначно, что необходимо считать вопрос уплаты алиментов в отечественной практике крайне актуальным, а развитие правового регулирования инструментов, способных изменить картину реального исполнения законодательства, востребованным.
Таким образом, в качестве предварительного вывода утверждаем, что преувеличивать возможности соглашения об алиментировании нельзя. Но сегодня мы можем, во-первых, утверждать его востребованность, во-вторых, видеть его дальнейшее правовое развитие: в КоБС РСФСР 1969 года содержалась только норма о возможности через соглашение установления обязанности по уплате алиментов на несовершеннолетних, а также на совершеннолетних и нетрудоспособных детей. На данный период мы имеем дело уже со значительно более детализированным регулированием и расширенным субъектным составом правового института. Так глава СК РФ, посвященная соглашениям об уплате алиментов, помещена уже в раздел «Алиментные обязательства членов семьи». Соответственно, сегодня применение соглашения об алиментировании возможно в отношении всех установленных законодательно обязанностей по уплате алиментов вокруг категории семьи. Такие обязанности существуют не только в отношении родителей и детей, но и в некоторых иных случаях. Рассмотрим их.
1. Прежде всего, как и в ранее действовавшем варианте правового регулирования, родители имеют обязанность по содержанию своих детей (статья 80 СК РФ). Причем в отношении несовершеннолетних детей такая обязанность является безусловной и ничем не связанной. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей вне зависимости от их места проживания, гражданства, нуждаемости и наличия у родителей достаточных средств на содержание ребенка. Вопрос может возникать только в отношении размера и порядка исчисления подлежащих уплате сумм.
В отношении совершеннолетних детей обязанность уплаты алиментов приобретает зависимость от категории их нетрудоспособности (ст. 85 СК РФ). Необходимо учитывать также, что соглашением об алименти-ровании могут быть предусмотрены и иные основания
для содержания совершеннолетних детей, помимо нетрудоспособности. К примеру, обучение в высшем учебном заведении. То есть, надо учитывать, что законом установленные пределы существования обязанности по уплате алиментов не ограничивают участников алиментных соглашений. В данном случае определяющее значение имеет фактор алиментной обязанности, что дает право на заключение такого соглашения. Как указывается в статье 99 СК РФ, стороны сами регулируют условия уплаты алиментов. Главное, чтобы речь шла об алиментах, а не о другом виде выплат.
2. В статье 87 СК РФ закреплена обязанность по содержанию трудоспособными совершеннолетними детьми своих нетрудоспособных родителей, что само по себе расширяет категорию применения соглашения об уплате алиментов. В отношении этих случаев законодатель прямо устанавливает право сторон заключить соглашение об уплате алиментов. Определяющим условием является качество нуждаемости в помощи. Существенным моментом для формирования обязанности по содержанию своих нуждающихся в помощи родителях является характеристика их осуществления своих обязанностей по содержанию детей. Так в удовлетворении требования об уплате алиментов может быть отказано, если суд установит, что родители уклонялись от своих обязанностей. Причем в данном случае нужно обратить внимание, что мы имеем дело не со встречным исполнением обязательств, а с установленной законом мерой воздействия для стимулирования надлежащего поведения родителей в семейных взаимоотношениях.
3. В статье 89 СК РФ установлено правило о взаимной материальной помощи супругов, находящихся в зарегистрированном браке. Законодатель не устанавливает для этой категории лиц каких-то конкретизирующих характеристик для определения обязанности по уплате алиментов. Стороны свободны в формулировании порядка и размера предоставляемого содержания, что наилучшим образом подходит именно для договорного регулирования. Основным критерием, установленным законодательно в данном случае, является только обязанность по взаимному содержанию супругов, о которой говорилось выше. При этом нужно понимать, что если один из супругов попробует обратить это нормативное положение в соответствующую обязанность и потребовать ее исполнения в судебном порядке, то решение суда вовсе не обязательно будет в его пользу. Непосредственно законом установлено право требования уплаты алиментов только в отношении следующих категорий:
- нетрудоспособного и нуждающегося супруга;
- жены в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка (то есть, вне зависимости от факта нахождения в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до трех лет, установленным Трудовым кодексом РФ [2] (статьи 255 и 256 ТК РФ);
- нуждающегося супруга, осуществляющего уход за общим ребенком-инвалидом до достижения этим ребенком возраста совершеннолетия или за общим ребенком - инвалидом с детства I группы, что было предусмотрено в СК РФ впервые в сфере регулирования семейно-правовых отношений в отечественном праве.
Общим качеством для всех перечисленных категорий является ярко выраженное качество нуждаемости в помощи. Нужно учитывать, что именно в перечисленных случаях имеет место обязанность по уплате алиментов. И именно эта обязанность согласно норме
статьи 99 СК РФ является определяющей для возникновения права на заключение соглашения об уплате алиментов, в то время, как положение о взаимной поддержке супругов представляет собой более широкое понятие. Вне указанных в законе категорий лиц, имеющих право требования алиментов, не может быть соглашения об алиментировании, только договор о содержании [10;71].
В литературе также обращается внимание, что за период брачных отношений любой из супругов может нуждаться в помощи другого, в то время как установленное сторонами соглашение об уплате алиментов фиксирует стороны в определенном качестве, - либо плательщика алиментов, либо их получателя [12]. Такое положение, в целом, не отвечает ни социальным задачам правового регулирования, ни моральному содержанию вопроса. То есть, при изменении отношений речь может идти об отмене договора, но не о его нормальном функционировании.
4. В статье 90 СК РФ закреплены условия для уплаты алиментов в отношении бывших супругов. Как и в предыдущем варианте, стороны вправе оформить свои отношения в связи с предоставлением содержания в договорном порядке. Однако право требовать содержание может возникнуть у бывшего супруга только в отдельных случаях и, как правило, при необходимом условии наличия у другого супруга соответствующих материальных возможностей. Безусловно, в перечне лиц, имеющих право на алименты от бывшего супруга, можно увидеть тех, кого в большинстве случаев необходимо считать нуждающимися, кто фактически оказывается в менее защищенном положении. Таким образом, в данном случае рассматриваем два основных фактора, - нуждаемость бывшего супруга и наличие возможностей другого супруга на предоставление материальной помощи. В этих случаях можно применять институт алиментного соглашения. Или же бывшие супруги вправе оформлять договоры о содержании, в рамках действующего гражданского законодательства.
Право на получение алиментов может возникнуть у следующих категорий лиц в результате расторжения брака:
- у бывшей супруги в период ее беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка. Причем в данном случае не учитывается ни фактор ее нуждаемости в материальной поддержке или трудоспособности, ни наличие необходимых средств у бывшего супруга. В монографии О.В. Ка-питовой [10] можно увидеть мнение, что такое положение нарушает принцип равенства прав супругов в семье, что требует соответствующих изменений в семейном праве. Нет также и указания в правовой норме на отцовство бывшего супруга по отношению к ребенку до родов. Таким образом, с точки зрения правовых последствий рассматривать вопрос отцовства применительно к возникновению обязанности по уплате алиментов бывшей жене в судебном порядке имеет смысл только после рождения ребенка;
- у бывшего супруга при условии его нуждаемости, осуществляющего уход за общим ребенком-инвалидом до достижения этим ребенком совершеннолетнего возраста или за общим ребенком - инвалидом с детства I группы. В данном случае можно обратить внимание, что категория нуждаемости не связана напрямую с категорией нетрудоспособности. Напротив, в рассматриваемом случае бывший супруг, как правило, трудоспособен или его нетрудоспособность не влияет на его материальное положение. Нуждаемость может возникнуть в связи с невозможностью трудиться и обеспечивать свои потребности по причине уделения повышенного внимания ребенку с существенными проблемами со здоровьем;
- у нетрудоспособного и нуждающегося бывшего супруга, который стал нетрудоспособным до расторжения брака или в
течение года с момента расторжения брака. В этом смысле важно определение времени прекращения брака. Закон определяет этот момент либо как день совершения записи акта гражданского состояния, то есть, внесения записи о расторжении брака, либо как день вступления в силу судебного решения о расторжении брака.
Причем указанное право не зависит от иных обстоятельств, кроме указанных в статье 90 СК РФ. Так, к примеру, по делу о взыскании алиментов на содержание нетрудоспособной бывшей супруги, получившей инвалидность 1 группы, находясь в зарегистрированном браке, но не проживавшей совместно с супругом на момент его расторжения, суд отклонил аргументы ответчика о раздельном проживании супругов, о наличии собственного ребенка на иждивении и удовлетворил иск. При этом названный ответчиком фактор небольшой заработной платы суд счел значимым и существенно снизил размер алиментов [14].
Интересен в связи с рассматриваемым положением факт, что в период становления советского законодательства, в КЗоБС 1926 г. [16] (п.15) право на получения содержания от бывшего супруга нетрудоспособный супруг имел только в пределах одного года от момента прекращения брака. Это право, как и сегодня, непосредственно связано было с определением возможностей для материальной помощи у бывшего супруга. Особенностью статуса супругов в главе третьей КЗоБС 1926 г. о правах и обязанностях супругов являлось признание всех прав также и для граждан, состоявших в фактическом сожительстве, которое было доказано в судебном порядке (п 16).
- у бывшего супруга, достигшего пенсионного возраста не более чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время. Практика исходит из того, что длительными отношениями считаются отношения около 10 лет и выше, но это оценочный критерий.
Следующий важный аспект для этого нормативного положения - понятие пенсионного возраста. Этот возраст устанавливается в законодательном порядке и составляет на сегодняшний день 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, соответственно, что закреплено в статье 8 Закона РФ о страховых пенсиях [5]. В данном случае речь идет именно о категории страховой пенсии по старости, поскольку именно для нее законом предусмотрен пенсионный возраст. Причем для целей определения права требования алиментов необходимо разделять понятия достижения пенсионного возраста и назначения пенсии, поскольку существует досрочное назначение пенсии, установленное в статьях 30 - 32 Закона РФ о страховых пенсиях, в статьях 27 -28 Закона РФ о трудовых пенсиях в РФ [4], существуют различные виды пенсий. Необходимо учитывать также, что, как правило, досрочный выход на пенсию не означает фактически нетрудоспособность гражданина и невозможность его работы. В пункте 16 статьи 30 Закона РФ о страховых пенсиях, к примеру, содержится норма о досрочном назначении пенсии лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста. Хотя, как правило, надо отметить, что действующим правовым регулированием устанавливаются требования достижения, по крайней мере, 50-ти летнего возраста для досрочного назначения пенсии.
Судебная практика сегодня ориентируется на достижение общего пенсионного возраста.
5. Круг алиментных обязательств в действующем СК РФ уточнен относительно более ранних положений. В статье 93 СК РФ права на получение алиментов предоставлены законом нетрудоспособным и нуждающимся братьям и сестрам от своих совершеннолетних и трудоспособных братьев и сестер, если они обладают соответствующими материальными возможностями. Это основное правило. В качестве дополнительного, допускается требование содержания этих лиц в совершеннолетнем возрасте при условиях их нетрудоспособности и невозможности получения содержания от своих детей, супруга или родителей.
Прямого указания в статье 93 СК РФ нет, но норма статьи 99 СК РФ предполагает право братьев и сестер в случаях возникновения у них прав на получение алиментов заключать соглашения об алиментирова-нии, а также, конечно, в любых случаях возможно соглашение о содержании братьев и сестер. В ранее изданной специальной литературе по этому поводу можно отметить некоторую непоследовательность в данном вопросе. Так, в Комментарии к Семейному кодексу Российской Федерации [13] 1996 года выпуска можно прочитать, что «Братья и сестры могут заключить между собой соглашение об уплате алиментов. ... В случае заключения соглашения условия, порядок и размер алиментов определяются этим соглашением. . При отсутствии соглашения право на взыскание алиментов с трудоспособных совершеннолетних братьев и сестер имеют только несовершеннолетние нуждающиеся и совершеннолетние нетрудоспособные нуждающиеся братья и сестры.» Возникает впечатление, будто авторы смешивают понятия договоров об алиментировании и о содержании, если речь не идет просто о нечеткости формулировки.
Характерной и достаточно последовательно проведенной тенденцией развития законодательства в этой области можно считать сокращение круга алименто-обязанных лиц по сравнению с КоБС 1969. В статье 82, аналогичной по содержанию статье 93 ныне действующего СК РФ, нет ограничения относительно трудоспособности или нетрудоспособности братьев и сестер, обязанных содержать своих нуждающихся братьев и сестер. Таким образом, эта обязанность не является новой для отечественного законодательства. Более того, речь идет о его дальнейшем уточнении в соответствии с представлениями времени.
6. В статье 94 СК РФ закреплена не новая также обязанность по содержанию бабушками и дедушками своих внуков, способная порождать алиментные правоотношения. Эта обязанность возникает при основных условиях отказа в получении содержания со стороны родителей этих детей, которые в первую очередь обязаны их содержать, и доказанной возможности оказывать материальную помощь своим внукам. Алиментные отношения бабушек с дедушек со своими внуками относятся к категории второй очереди, поскольку напрямую зависят от выполнения обязанностей по содержанию своих детей родителями, содержанию супругов супругами, которые первостепенны.
Как правило, речь идет о содержании несовершеннолетних и нуждающихся детей. При условии нетрудоспособности эти же лица могут рассчитывать также на помощь бабушек и дедушек в совершеннолетнем возрасте. Но такое требование подразумевает доказывание невозможности получения содержания от своих супругов или родителей.
Судебная практика [9] показывает, что исковые требования к бабушкам и дедушкам о взыскании алиментов представляют собой достаточно редкое явление. Еще более редким явлением следует считать удовлетворение исков в данных случаях, поскольку требуется доказать фактическую невозможность возложения обязанности содержания своих детей родителями, ее уважительные причины. Для целей исследования в данном случае важно, что стороной алиментного соглашения может быть только лицо, лицо являющееся алиментообязанным, либо имеющее право на получение алиментов. Соответственно, вне установленной законом обязанности по уплате алиментов алиментное соглашение как специфический институт семейного права заключить невозможно. Таким образом, нередко встречающееся желание содержать своих внуков далеко не всегда может выражаться в форме соглашения об уплате алиментов. Однако, если есть правовые основания в конкретном случае для обращения к институту соглашения об алиментировании, его стороны вправе самостоятельно определять в зависимости от материальных возможностей и потребностей долю участия каждого из бабушек и дедушек в содержании каждого из внуков. То есть, договор в таком случае может получить множественность лиц как на стороне алиментоплательщика, так и на стороне алиментополучателя.
7. Обратные обязанности установлены в статье 95 СК РФ в отношении совершеннолетних и трудоспособных внуков, которые должны содержать своих нуждающихся и нетрудоспособных бабушку и дедушку. Это обязанность также, как и предыдущая, относится ко второй очереди и может рассматриваться судом только при необходимом условии невозможности истребования алиментов от своих детей либо супруга при наличии законных оснований. В предмет доказывания входит также и наличие средств у внуков.
8. В статье 96 СК РФ закреплена обязанность бывших воспитанников помогать своим нуждающимся и нетрудоспособным воспитателям. Эта норма известна в отечественном семейном праве достаточно давно и обращена, что важно, к отношениям неюридического свойства, которые существовали «не на бумаге». В данном случае правовые последствия придаются фактическим отношениям воспитателя и воспитанника. Это могут быть родственники, посторонние ребенку лица, которые не оформляли своих взаимоотношений с ребенком юридически.
Так же, как и в предыдущих пунктах, эта обязанность относится ко второй очереди и зависит от предоставления нуждающимся лицам содержания со стороны их супругов либо собственных детей. Законом установлено также ограничивающее условие о ненадлежащем или кратковременном (менее пяти лет) содержании воспитанников (статья 96 СК РФ).
Семейное право знает различные формы обеспечения условий воспитания детей лиц, формы устройства детей, кроме семейной. Для случаев взаимоотношений с неродным ребенком приоритет отдается усыновлению (статья 124 СК РФ). Есть и отношения, существующие вместо семейных, не включающие институт усыновления. Ребенок может воспитываться в неродной семье без усыновления либо удочерения. В Семейном кодексе РФ предусмотрен для этого институт приемной семьи, в которой предполагается использование отношений опеки или попечительства над ребенком (ст. 145 СК РФ). Однако в части 3 статьи
96 СК РФ отдельно отмечено, что к отношениям опеки и попечительства данный случай правового регулирования не относится. В целом, не вполне ясно, как должен определяться правовой статус лиц, имеющих право на получение алиментов по данному правовому основанию, как отмечается специалистами [10].
9. К семейным взаимоотношениям относятся также отношения пасынков и падчериц к отчиму и мачехе, обязанность содержать которых установлена в статье
97 СК РФ. Аналогично родителям, нетрудоспособные и нуждающиеся в помощи отчим и мачеха вправе рассчитывать на получение помощи от своих совершеннолетних и трудоспособных пасынков и падчериц, обладающих достаточными средствами. Эта обязанность, является вторичной, поскольку в первую очередь рассматриваются права на получение содержания от своих детей и супруга. Также законом установлено дополнительное ограничение по длительности отношений воспитания пасынков и падчериц этими отчимом или мачехой, и установлен дополнительный фактор доказанности ненадлежащего воспитания и содержания, что может препятствовать возникновению прав на алименты со стороны пасынков и падчериц.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 86,9%.
Список литературы:
1. Кодекс о браке и семье РСФСР (утв. Законом Верховного Совета РСФСР 30.07.1969) // «Ведомости ВС РСФСР», 1969, № 32, ст. 1397.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Федеральный закон от 22.12.1994 № 73-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РСФСР» // «Собрание законодательства РФ», 26.12.1994, № 35, ст. 3653.
4. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4920.
5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // «Собрание законодательства РФ», 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6965, «Собрание законодательства РФ», 13.01.2014, № 2 (часть II) (поправка).
6. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // «Собрание законодательства РФ», 15.10.2007, № 42, ст. 5009 // СПС КонсультантПлюс.
7. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия - звания «Мать - героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства»» от 8 июля 1944 года // «Ведомости ВС СССР», 1944, № 37.
8. Обзор судебной практики Московского городского суда «Практика рассмотрения межмуниципальными народными судами г. Москвы гражданских дел по спорам, вытекающим из семейных правоотношений» // СПС Консуль-тантПлюс.
9. Обзор судебной практики по делам, связанным со взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.05.2015) // «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 7, июль, 2015. // СПС КонсультантПлюс.
10. Артемьева Ю.А. Соглашение об уплате алиментов на несовершеннолетнего ребенка. Мир экономики и права №12 , 2014с. 70-74
11. Капитова О.В. Правовая природа механизма али-ментирования в семейном праве Российской Федерации: монография. М.: Юриспруденция, 2010 // СПС Консуль-тантПлюс.
12. Князева Е.В. К вопросу о договорном регулировании семейных отношений. // Шестой Пермский конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 16 - 17 октября 2015 г.): избранные материалы / В.В. Акинфиева, А.А. Ананьева, С.И. Афанасьева и др.; отв. ред. В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. М.: Статут, 2016. // СПС КонсультантПлюс.
13. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) / М.В. Антокольская, Ю.А. Королев, И.М. Кузнецова и др.; под ред. И.М. Кузнецовой. М.: БЕК, 1996 // СПС КонсультантПлюс.
14. Пример 7.9. Нечаева А.М. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики. М.: Юрайт-Издат, 2007 // СПС КонсультантПлюс.
15. Итоговый доклад о результатах деятельности Федеральной службы судебных приставов в 2016 году. - Офиц.
Сайт ФССП России - [Электрон. ресурс]: http://fssprus.ru/files/fssp/db/files/201704/itogovyj_doklad_za_201 6_god_2017441647.pdf. (дата обращения 03.06.2017 г.)
16. Кодекс законов о браке, семье и опеке, утв. Постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 года. [Электронный ресурс]. - Библиотека нормативно-правовых актов СССР. - http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3124.htm (режим доступа: 01.06.2017 г.)
17. Отчет о работе судов общей юрисдикции о рассмотрении гражданских дел по первой инстанции. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 1 полугодие 2014 г. [Электрон. ресурс]: http://www.cdep.ru/index.php?id =79&^=2600 (дата обращения: 20.12.2015 г.)
18. Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских, административных дел по первой инстанции за 6 месяцев 2015 г. [Электрон. ресурс]: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3213 (дата обращения: 26.04.2016 г.)