Научная статья на тему 'Взяточничество и казнокрадство в период царствования Николая i, как истоки современной коррупции'

Взяточничество и казнокрадство в период царствования Николая i, как истоки современной коррупции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3165
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / МЗДОИМСТВО / ЛИХОИМСТВО / БЮРОКРАТИЯ / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / ЧИНОВНИКИ / НИКОЛАЙ I / КАЗНОКРАДСТВО / CORRUPTION / BRIBERY / COVETOUSNESS / BUREAUCRACY / OFFICIALS / NIKOLAY IST / EMBEZZLEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колобова М.В.

В статье рассматривается столь актуальная проблема, как в наши дни, так и во время царствования Николая I, а именно проблема взяточничества и казнокрадства, что сейчас входит в современное понятие «коррупция». Выявляются причины этой язвы Российского общества, а также соотношение этих нарушений с современной коррупцией. Предметом исследования являются органы государственного управления, а именно их становление и развитие, нормативные правовые акты, которые регулировали деятельность должностных лиц, состоящих на государственной службе. На основе излагаемых в этой статье фактов мы можем провести анализ того, как возможно использовать опыт наших предков, чтобы победить коррупцию сейчас и не допустить ее развития. Была ли побеждена коррупция, т.е. мздоимство и лихоимство? А если нет, то насколько эффективными были попытки борьбы с ней? Какие меры для этого были предприняты? В статье даются ответы на все эти вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bribery and embezzlement during the reign of Nikolay Ist, as the sources of modern corruption

The article considers such an urgent problem as in our days, and during the reign of the Nikolay Ist, namely the problem of bribery and embezzlement, which is now included in the modern concept of "corruption." The causes of this ulcer are revealed by Russian society, as well as the correlation of these violations with modern corruption. The subject of the study are the bodies of state management, namely, their formation and development, normative legal acts, which are subject to actions in the public service. We hope to analyze how we can use the experience of our ancestors in order to avoid corruption now and prevent its development. Was corruption defeated? bribery and covetousness? And if not, how effective were the attempts to fight it? What measures have been taken for this? The article answers all these questions.

Текст научной работы на тему «Взяточничество и казнокрадство в период царствования Николая i, как истоки современной коррупции»

Взяточничество и казнокрадство в период царствования Николая I, как истоки

современной коррупции

Bribery and embezzlement during the reign of Nikolay Ist, as the sources of modern

corruption

Колобова М.В.

Студент 1 курса, архитектурного факультета, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, РФ, г. Санкт-Петербург e-mail: mariya.kolobowa@gmail.com

Kolobova M.

1st year student, Faculty of architectural, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russian, Saint-Petersburg e-mail: mariya.kolobowa@gmail.com

Аннотация.

В статье рассматривается столь актуальная проблема, как в наши дни, так и во время царствования Николая I, а именно проблема взяточничества и казнокрадства, что сейчас входит в современное понятие «коррупция». Выявляются причины этой язвы Российского общества, а также соотношение этих нарушений с современной коррупцией. Предметом исследования являются органы государственного управления, а именно их становление и развитие, нормативные правовые акты, которые регулировали деятельность должностных лиц, состоящих на государственной службе. На основе излагаемых в этой статье фактов мы можем провести анализ того, как возможно использовать опыт наших предков, чтобы победить коррупцию сейчас и не допустить ее развития. Была ли побеждена коррупция, т.е. мздоимство и лихоимство? А если нет, то насколько эффективными были попытки борьбы с ней? Какие меры для этого были предприняты? В статье даются ответы на все эти вопросы.

Annotation.

The article considers such an urgent problem as in our days, and during the reign of the Nikolay Ist, namely the problem of bribery and embezzlement, which is now included in the modern concept of "corruption." The causes of this ulcer are revealed by Russian society, as well as the correlation of these violations with modern corruption. The subject of the study are the bodies of state management, namely, their formation and development, normative legal acts, which are subject to actions in the public service. We hope to analyze how we can use the experience of our ancestors in order to avoid corruption now and prevent its development. Was corruption defeated? bribery and covetousness? And if not, how effective were the attempts to fight it? What measures have been taken for this? The article answers all these questions.

Ключевые слова: коррупция, мздоимство, лихоимство, бюрократия, взяточничество, чиновники, Николай I, казнокрадство.

Key words: corruption, bribery, covetousness, bureaucracy, bribery, officials, Nikolay Ist, embezzlement.

Коррупция, т.е. «подкуп, продажность должностных лиц, политических деятелей», является серьезной угрозой для аппарата власти, законов, прав человека, также она тормозит развитие экономики в стране.

Сегодня, коррупция охватила почти все сферы деятельности государственных органов. В наше время должностные лица, злоупотребляющее своим положением, давно вышли за грань обычного подкупа.

Сам термин «коррупция» довольно новый. Если говорить об истории XIX века, то такое явление будет называться взяточничеством. В уголовном праве царской России было два вида взяточничества: мздоимство и лихоимство. Этот момент очень важен, т.к. коррупция - это не только взяточничество.

В начале XIX века должностное злоупотребление стали оценивать, как недопустимого, опасного для общества явления. Между царствованием Петра I и Николая I почти не знала о борьбе с злоупотреблениями по службе. Самое страшно, что грозило в наказание чиновнику - это отстранение от должности и отставка. Только при Николае I начинается разработка законов против мздоимства и лихоимства.

Раскрытие причин, которые способствовали различным злоупотреблениям по службе, и способов борьбы со взяточничеством даст возможность заимствования антикоррупционных программ в России сейчас, так же можно будет проанализировать плюсы и минусы этой борьбы. Для этого нужно выполнить анализ законодательства, которое было направлено на борьбу со взяточничеством, и мер, которые применялись в противостоянии злоупотреблениям.

В процессе написания данной статьи была использована отечественная литература и нормативные правовые

акты.

Как известно, в 1826-1828 гг. шла Русско-персидская война. Естественно, выделялись деньги на обмундирование, на провизию, на вооружении и т.д. Также в 1842 году началось строительство железной дороги Санкт-Петербург - Москва. Из этого извлекали выгоду недобросовестные чиновники, даже офицеры.

Для того чтобы этого не допускать, Николай I, ввел ревизии, которые проводились во всех государственных учреждениях, а также в армии. Пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор» отображает всю атмосферу того периода. Даже сам Николай I после просмотра этой пьесы сказал, что она является приговором всей его административной системе.

Е. Ф. Канкрина является примером борца с недобросовестными чиновниками. О.А. Пржеславский, «Новый министр начал с очищения своего ведомства от накопившихся осадков прежнего времени: лихоимства и злоупотреблений. Удаление недостойных чиновников и несколько примеров строгого наказания показали служащим по министерству, что благое гурьевское время миновало безвозвратно. Казенное управление питейным сбором заменено отдаваемым с публичных торгов откупом, и весьма значительное увеличение вследствие этой меры казенного дохода наглядно обнаружило, какие по этой части практиковались злоупотребления. Словом, благодаря Канкрину финансовое дело в России, обеспеченное по возможности от прежнего систематического грабежа.».

В.Н. Панин возглавлял с 1839 года прокурорский надзор. После результатов ревизии, которую провел Панин, Николай I сказал: «Неслыханный срам. Беспечность ближнего начальства неимоверна и ничем не извинительна. Мне стыдно и прискорбно, что подобный беспорядок существовать мог почти под Моими глазами и Мне оставался неизвестным».

Сначала император назначил губернаторам срок в один год, чтобы те могли закончить все дела. Но потом он сократил этот срок до 3-х месяцев. Если губернаторы не успеют исправить положение дел, то они будут отданы под суд. Так и случилось. Подтверждение этому Политковский, который служил в фонде, оказывающем помощь инвалидам. Панин настаивал на проверке этого фонда, потому что в нем не хватало около 10 тыс. руб. Эта недостача не была внесена в расходную книгу. Ревизорами была найдена огромная денежная растрата Политковским. Политковский отравился и скончался. Поэтому наказание было только после смерти: с него сняли мундир и все награды и похоронили в штатском костюме.

В XIX веке было сильное увеличение бюрократического аппрата, потому что Николай I видел основную опору в армии и чиновничестве. Но, хотя значительно и увеличилось число чиновников, профессионализм оставался на довольно далеким от идеала, также это сопровождалось низким материальным обеспечением.

В начале XIX века значительно падает курс бумажных денег, а ведь именно ими делались выплаты пенсий и жалований. Это и повлияло на положение чиновников. В конце XVIII века ассигнационный рубль можно сказать был равен серебряному, а в начале XIX века всего лишь равнялся 26 копейкам серебром. Из-за этого чиновники получали около одной четвертой от настоящей суммы. Не всегда на 120 рублей год они могли позволить себе купить одежду и обувь. Некоторые подрабатывали, служа лакеями или кучерами. И за эту работу они получали больше, чем на государственной службе. Годовое жалование кучера было равно 401 руб.

Материальная необеспеченность провоцировала чиновников принимать взятки. Большая часть чиновников находилась на грани бедствия, хотя сановники получали довольно хорошее состояние. Содержание министра составляло 12 тыс. руб. в год плюс казенная квартира. Если она не предоставлялась, то на наем отпускалось 1200

руб.; старший помощник его - 1000 руб., а младший - 750 руб.; писец, скорее всего с низшим чином - 375 руб. И. Бочаров, который служил в Сенате чиновником, рассказывал в своих воспоминаниях, что служители канцелярии в конце 40-х годов XIX века в месяц получали только 9-17 рублей, а в год 108-204 руб

Оклады министров намного превышали оклады исправников из провинции. Взяточничеством занимались все, хотя сановники и были более обеспечены, чем низшие чиновники. В данный период, так сказать, коррупции подвергались центральные органы управления и местные органы самоуправления.

Верховная власть контролировала чиновников, проверялись ежегодные отчеты, также проводились Сенатские ревизии. Учреждения и простые граждане могли обратиться в Сенат, чтобы пожаловаться на чиновников. Не смотря на всё это, все эти меры не были эффективным. Чаще всего, дело даже не доходило до стадии рассмотрения. А если, дело все же доходило до разбирательства, то чиновникам могли сделать выговор, взыскать штраф, а также о них могли напечатать в газете.

В 1826 году происходит создание Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Основной его целью являлось контролирование деятельности чиновников. При вынесении наказаний никто не должен был смотреть на уровень чинов, какие-либо заслуги. Если обвиненный мог доказать, что его подставили, то наказывали того, кем эта взятка была получена. Но всё же находились привилегированные коррупционеры, к которым относились снисходительно. Создав Третье отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, Николай I надеялся, что сможет искоренить лихоимство. Бенкендорф, шеф жандармов, в 1827 г. дал своим подчиненным инструкцию, но которой, нужно было уделить особое внимание на то, что в разных уголках управления могли произойти злоупотребления, также нужно было следить за тем, чтобы не нарушались права граждан превышениями каких-либо полномочий.

Противостояние коррупции в большей степени было затруднено, из-за того, что отсутствовали законы, в которых было бы четко прописано нарушение и наказание за правонарушение.

В 1832 г. издается Свод законов Российской Империи. А в 1845 г. происходит принятие Уложения о наказаниях уголовных и исправительных

В Своде законов Российской империи продажность чиновников, иными словами взяточничество подразделялось на мздоимство, т.е. различные преимущества были получены путем совершения законных действий, и за обогащение путем незаконных действий - лихоимство.

В Своде законов Российской империи 372 статья 6 главы 5 раздела 15 тома «О мздоимстве и лихоимстве» гласила, что если тот, кто состоит на службе примет денежную взятку, за какое-либо действие или бездействие по службе, и не вернет этот подарок не более чем через три дня, то с него могли взыскать сумму равную двум полученным взяткам. Также не допускалось и принятие взяток, через кого-то другого. Дети, жены и другие родственники чиновника тоже не могли принимать такие подарки.

К тем, кто совершал данные преступления применялись уголовные, т.е. лишение состояния, чинов, также чиновников могли отправить на военную службу или даже на каторгу, и дисциплинарные наказания, т.е. различные выговоры, публикация в газете, временный арест, а иногда дело доходило даже до отстранения от должности. Более того, законодательством предусматривалось возмещение материального ущерба пострадавшим от должностного злоупотребления.

В 1837 г. создается министерство Государственных имуществ. Оно должно было улучшить условия жизни крестьян. Их должны были дополнительно наделить землей и лесом, оказывать им медицинскую помощь, построить школы. Для реализации всего этого в губерниях создавались палаты Государственных имуществ, конечно же с чиновниками. В результате, все то. Что должно было пойти на реализацию благих намерений, ушло в карман чиновников.

Положения, которые вошли в Свод законов Российской Империи 1832 г., были недостаточно совершенны, поэтому в 1845 году было создано Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.

Даже не существовало особого термина, не то чтобы понятия должностного лица, его или так и называли должностным лицом, или просто чиновником, лицом, которое состоит на службе. Из-за этого были и расплывчатые наказания.

По Уложению 1845 года за взятки были ответственны не только те, кто получал их, но и взяткодатели.

Служебный долг являлся объектом таких преступлений. Но спустя некоторое время «Объектом должностных преступлений будут те правовые блага, распоряжаться которыми должностное лицо может в силу предоставленной ему законом компетенции». Должностные лица могли либ

нарушить что-то своим действием, или же бездействием. В этом и была выражена объективная сторона этих преступлений. Субъективная сторона - умысел. Все преступления подобного рода были корыстными.

В Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. закреплялись такие виды правонарушений, как неисполнение высочайших указов, а также указов Сената, неоглашение указов, которые поступали к чиновникам, превышение должностных полномочий, бездействие на службе, мздоимство, лихоимство, незаконное овладение средствами или их растрата.

В систему наказаний были включены не только уголовные, но и исправительные работы. От размера нанесенного ущерба зависела тяжесть наказаний. Они могли быть строгого выговора до ссылки на каторжные работы. Также предусматривалось материальное возмещение причиненного вреда.

После принятия в 1845 г. «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» суды над чиновниками стали обыденным делом. Например, в середине XIX века под судом находилось 2540 чиновников.

Чиновник, уличенный в мздоимстве, должен был заплатить либо только штраф, либо заплатить штраф и отречься от должности. Лихоимство наказывалось куда более сильнее, чем мздоимство. Если взятка, полученная чиновником, должна была пойти на совершение чего-либо противного служебным обязанностям, то взяткополучателя лишали всех привилегий и отдавали в исправительные отделения.

Каждый год около 5% чиновников находились под расследованием уголовных палат и Сената. Очень мало было чиновников, осужденный за мздоимство и, конечно, еще меньше за лихоимство. Все это происходило потому что и в судах были такие же взяткополучатели, которые могли замять дело.

Чаще всего смягчали наказание, заменяя лихоимство на мздоимство. Это и порождало коррупцию. Мздоимство в основном было распространено в низших слоях чиновничества. Чаще всего на это приходилось закрывать глаза, потому что зарплаты низших чиновников не всегда даже соответствовали прожиточному минимуму.

В суды люди, обычно приходили сразу с подношениями, если собирались что-то просить. Тогда считалось, что если проситель добровольно преподносит подарок, то это вполне законно. А отказываться было невежливо. Примерно в 30-е годы XIX века разрешение дела в пользу обвиняемого в Сенате стоило около 50 тыс. руб. Лица, желающие заработать благоприятное расположение администрации были вынуждены постоянно преподносить администрации своего рода кормления.

Например, в этот же период откупщик каждый год преподносил губернатору Симбирской губернии около 10 тысяч рублей.

Таким образом, уменьшить рост коррупции, можно путем решения проблем, из-за которых она возникает. За 30 лет правления Николая I чиновничий аппарат вырос в 6 раз. Аппарат управления был полностью пронизан «коррупцией».

Именно в этот период взяточничество и казнокрадство действительно стало серьезной проблемой. Нельзя сказать, что до этого чиновники не воровали, конечно же воровали, но именно при Николае I взятки стали считаться обычным делом.

Данный период все же нельзя назвать последовательным в борьбе со взяточничеством.

Несмотря на то, что в общем власть и была настроена радикально в отношении должностных преступлений, к некоторым лицам относились лояльно. Более того, некоторые изобретали новые способы обогащения, обходя законы.

Но все же данная проблема впервые поднялась на государственный уровень.

19 декабря 2008 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон о противодействии коррупции. В Статье 7 «Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции» прописано, что для эффективности противодействия коррупции происходит повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих. Как мне кажется, именно опыт Николая I повлиял на это. Как же сейчас наказывают тех самых чиновников? Да можно сказать, что также. Согласно УК РФ за дачу или получение взятки выше 1 млн руб. предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы сроком от 8 до 15 лет. Кроме того, законом устанавливается максимальное наказание за дачу взятки в особо крупном размере в виде штрафа от 2 млн до 4 млн руб., за получение такой взятки -штрафа в размере от 3 млн до 5 млн руб. Также лицо, занимающее государственную должность может быть освобождено от должности в связи с утратой доверия.

Чиновники как воровали тогда, так воруют и сейчас, и также многие из них остаются безнаказанными. Только теперь они воруют гораздо больше, чем при Николае I. И люди всё также продолжают «кормить» чиновников, чтобы получить услугу. Как же искоренить коррупцию? Пока это не удавалось никому. Дело в том, что, для того чтобы победить коррупцию, надо создать систему. Сейчас же борьба с коррупцией представляет собой точечный характер. Современная власть не будет использовать систему, т.к. это значит, что власть будет бороться сама с собой и рухнет вся система управления.

Возможно, если бы Николай I более последовательно проводил борьбу со взяточничеством, создал бы систему, то сейчас бы почти не осталось данного явления.

В конце своего царствования Николай I сказал наследнику престола: «Во всей России, Саша, только двое человек не воруют: ты да я».

Список используемой литературы:

1. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. 2006.

2. Воспоминания О.А. Пржеславского // Русская старина, 1875, т. 14.

3. Полное собрание законов, I, №20520, 22582, 25547, 19 ноября 1802 г., Т. XLIV, ч. II.

4. «Русская старина», 1884, кн. 10, 162 с.

5. Свод законов Российской империи. Т. XV, Р.5, Гл. 6, 47 с. СПб. 1832.

6. П.А. Зайончковский. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке. М., 1978. 156 с.

7. Ширяев В.Н. Взяточничество и лихоимство в связи с общим учением о должностных преступлениях.

Ярославль. 1916. 178 с.

8. Герман К. Статистическое исследование относительно Российской империи. Ч. 1. СПб. 1819. 265 с.

9. Дмитриев М.А. Главы из воспоминаний моей жизни. М. 1998. С. 377.

10. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке. М. 1978. 78 с.

11. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

12. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.