УДК 34
А. Ю. Ковалева
магистрант
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕГО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО В РОССИИ
Аннотация. Рассматриваются основные этапы формирования законодательства в сфере коррупции в целом и взяточничества в частности. Каждый этап характеризуется своими особенностями. В каждом этапе выделяются основные нормативно-правовые акты, которые позволяют характеризовать период развития законодательства в сфере борьбы со взяточничеством. Рассматриваются главные особенности законодательства, которое реализуется в каждом периоде. Нормативно-правовые акты, направленные на борьбу с коррупцией и взяточничеством, развиваются циклично, воплощая в себе реалии того времени, где происходит их действие. Рассматривается развитие законодательства на современном этапе, выделяются основные нормативно-правовые акты. Делается вывод о том, какие цели преследовал каждый этап развития законодательства, направленный на борьбу со взяточничеством, а также делается вывод о том, какие меры необходимо предпринять для того, чтобы минимизировать коррупцию в целом и взяточничество в частности.
Ключевые слова: взяточничество, коррупция, противодействие коррупции, законодательство за взяточничество, законодательство в сфере взяточничества.
A. Yu. Kovaleva
Master student
Penza State University, Penza, the Russian Federation
THE HISTORICAL ASPECT OF THE DEVELOPMENT OF LEGISLATION, PROVIDING FOR THE RESPONSIBILITY FOR BRIBERY IN RUSSIA
Abstract. The article deals with the main stages of formation of the legislation in the sphere of corruption in General and bribery in particular. Each stage is characterized by its own peculiarities. At each stage, the main normative legal acts that characterize the period of development of legislation in the field of combating bribery are identified. The main features of the legislation that is implemented in each period are considered. Normative legal acts aimed at combating corruption and bribery are developing cyclically, embodying the realities of the time where their action takes place. The article deals with the development of legislation at the present stage, highlights the main regulatory legal acts. The author concludes that each stage of the development of legislation aimed at combating bribery had its own goals, and concludes what measures should be taken to minimize corruption in General and bribery in particular.
Key words: bribery, corruption, anti-corruption, legislation for bribery, legislation in the field of bribery.
О коррупции как отрицательном явлении говорили всегда. Данное явление сопровождает общество на любой стадии развития. С этим явлением невозможно до конца побороться, от этого явления никогда не получится уйти в полной мере. Системный характер и та негативная роль, которую коррупция выполняет, дискредитируя власть и подрывая тем самым ее авторитет в глазах своих граждан, позволяет говорить о коррупции как о преступлении. Одной из форм коррупции является взяточничество, которое часто встречается.
Такое явление, как взяточничество, появилось не вчера и сегодня, а с момента появления общества, государственности в целом. Исторический аспект развития взяточничества не уступает по древности известной нам истории человеческой цивилизации.
С телевизионных экранов, в сети Интернет всё чаще и чаще слышатся новости о взяточничестве, то какое-то «громкое дело», то какие-то изменения в законодательстве. Если говорить о взяточничестве, то всегда возникает вопрос, а как вообще происходило его регулирование на законодательном уровне.
Если сделать экскурс в историю, что возможно узнать, как всё происходило.
Можно выделить несколько этапов развития законодательства в сфере коррупции в России: до 1715 г.; с 1715 по 1801 гг.; с 1801 по 1901 гг.; с 1901 по 2000 гг.; с 2000 г. по настоящее время [5, с. 25].
Коррупция в России имеет нерушимые корни. Если говорить о первом этапе, то впервые официальные упоминания о посуле, который именовался как незаконное вознаграждение за осуществление официальных властных полномочий, отражаются в Двинской уставной грамоте 1397-1398 гг., ст. 6 которой изрекала: «А самосуда четыре рубли; а самосуд, то: кто изымав татя с поличным, а посул себе возьмет, а наместники доведаются по заповеди, ино то самосуд; а опрочь того самосуда нет» [7, с.35].
Немало внимания коррупции и противодействию ей уделяется в Псковской судной грамоте 1397 г., изменения в которую вносились вплоть до 1471 г.; в Белозерской уставной грамоте 1488 г.; в Судебнике 1447 г. [1, с. 18].
В Судебнике 1497 г., запрещая взятки (ст. 1, 33, 38, 43, 65, 67), еще не устанавливается ответственность за такое преступление. В Судебнике 1550 г. впервые в истории имеются истоки появления состава преступления против правосудия, то есть вынесение неправильного решения в результате получения взятки, или по-другому - умышленное неправосудие (ст. 3-5, 8-11, 32, 33, 39, 42, 53, 74). Можно сказать, что взяточничество было наказуемо лишь в связи с преступными действиями и влекло, помимо возмещения тройной суммы иска, уголовное наказание, которое в соответствии с феодальным правом привилегий различалось в зависимости от субъекта преступления, и было тем выше, чем ниже судебный чин [6, с. 53].
Если говорить о таком нормативном акте, как Соборное уложение 1649 г., то по-прежнему уголовная ответственность за взяточничество наступала в большинстве своем в сфере правосудия. Особенностью Соборного уложения 1649 г. являлось то, что наряду со взяточником появилась еще мнимая взятка и посредник во взяточничестве. Всё это являлось новеллой в законодательстве того времени.
Говоря о втором этапе развития законодательства, предусматривающего ответственность за взяточничество, то до 1715 г. естественной практикой и основным доходом государственных служащих было получение подношений. С 1715 г. чиновникам стали выплачивать фиксированное жалованье, и получение взяток стало преступлением. При Петре I впервые против взяточников стали применяться жесточайшие меры: битьё батогами, клеймление, ссылки, казни. Но все было тщетно. После смерти Петра I из-за недостатка средств государству пришлось снова вернуться к прежней системе обеспечения чиновников - «кормлению» [7, с. 36].
Время Петра I прославилось большим количеством громких судебных и политических процессов над взяточниками. После многолетнего следствия был изобличен во взяточничестве и повешен сибирский губернатор Гагарин. Во взяточничестве были обвинены московский губернатор К. Нарышкин, адмирал Апраксин, сенатор Долгоруков, это был типичный для того времени эпизод [6, с. 54].
Искоренить коррупцию и найти средство для борьбы с ней пыталась и Екатерина Великая. Одним из ее предложений было предложение о том, чтобы на
властные должности поставить достойных «в знании и честных людей» и назначить им безбедное «жалованье», а если кто поддастся «лихоимству, взяткам и подаркам», то такой «нечестивый и неблагодарный» должен быть истреблен. Такой механизм замещения должностей государственных служащих, как средство борьбы с коррупцией, действенных результатов не дал. Кардинально изменить что-то в борьбе с коррупцией у Екатерины не получилось, в связи с чем она была вынуждена смириться с практикой казнокрадства [4, с. 180].
Третий этап характеризуется следующим: Указы Александра I 1809 и 1811 гг., оставившие в силе законодательные акты Петра I и Екатерины II. Рост должностных преступлений всё равно показывал, что реформирование законодательства является необходимой составляющей. Взяточничество и лихоимство прочно обосновались не только в центре, но и в губерниях и в судебной системе. К концу первой четверти XIX в. у высших государственных сановников не имелось разномыслия по поводу того, что необходимо в кратчайшие сроки выявить причины и найти ближайшие способы к искоренению должностных преступлений, и в особенности лихоимства. Решение этой сложной и многогранной задачи, имеющей своей конечной целью «истребление сей язвы», было возложено Николаем I на особый Комитет, учрежденный императором в мае 1826 г. при Общем собрании Петербургских департаментов Сената. В том же году было создано Третье отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии в целях борьбы со злоупотреблениями должностных лиц и контроля за их деятельностью. В 1832 г. Сенат издал Указ «О воспрещении начальствующим лицам принимать приношения от общества». Согласно ему подарки и приношения чиновникам не должны иметь место в системе государственного управления [3, с. 164]. Важным этапом на пути совершенствования законодательства об ответственности за взяточничество и лихоимство было издание Свода законов (1832 г., 1842 г., 1857 г.), в котором этим деяниям была посвящена глава 6 раздела 5 тома 15. Свод законов трактовал взяточничество как составную часть лихоимства. Под взятками здесь понимались всякого рода подарки, которые делались чиновникам для ослабления силы закона [5, с. 27].
При назначении наказания лицам, которые были уличены в лихоимстве, применялись три основных правила: 1) не смотреть ни на чины и достоинства, ни на прежние заслуги; 2) учитывать степень преступления и происшедшие от того последствия; 3) если обвиняемый докажет, что взятки были приняты на его имя без его ведома, то наказывать того, кто принял взятку
С 1845 г. основным законодательным актом, который регулировал ответственность чиновников за мздоимство и лихоимство, стало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Ответственность предусматривалась главой XI пятого раздела Уложения «О мздоимстве и лихоимстве». В нем предусматривалась ответственность за мздоимство и лихоимство (мздоимство - принятие взятки для дела законного, лихоимство - для дела незаконного). В Законе было предусмотрено три вида лихоимства: 1) незаконные поборы, под которыми закон понимал: а) всякий излишек в казенной подати или повинности; б) всякий сбор деньгами и вещами, неопределенный законом; в) наряд уездных обывателей на работу для частной выгоды и под видом казенной или земской повинности (ст. 309); 2) вымогательство вещами, деньгами или припасами, под которыми понимается «всякая выгода, вынужденная по делам службы страхом притеснения в делах» (ст. 310); 3) взятки с просителей по делам исполнительным и судебным, под которыми подразумеваются «всякого рода подарки, делаемые чиновникам для ослабления силы закона» (ст. 311). Взяточничество понималось как подкуп и признавалось наказуемым при наличности последующего «послабления закона». В апреле 1881 г. был создан Комитет для выработки проекта нового уголовного Уложения. Вопрос, связанный с ответственностью за взяточничество, в 1893 г. очень активно обсуждался Редакционной комиссией. В полном объеме Уголовное уложение так в силу и не
вступило, поэтому ответственность за взяточничество продолжала назначаться в соответствии со статьями Уложения о наказаниях уголовных и исправительных в редакции 1845 г. [9, с. 25].
В 1903 г. принимается новое Уголовное уложение, которое обособляло понятие взяточничества от лихоимства. По новому уложению под взяточничеством понималось получение служащим взятки, добровольно ему предложенной самим ли-ходателем. Уголовное уложение признавало простое взяточничество: 1) если взятка принята за совершенное служащим действие, входящее в круг его служебных обязанностей по службе (ч. 1 ст. 656); 2) для побуждения к совершению такого действия (ч. 3 ст. 656).
Одним из самостоятельных деяний предусматривается содействие взяточничеству, которое выражалось в передаче взятки, принятии ее или ином посредничестве; виновный в этих действиях карался как пособник взяточничества (ст. 660).
Предреволюционный период в истории России известен появлением еще одного заметного нормативного акта, направленного на борьбу со взяточничеством. В 1911 г. министр юстиции И.Г. Щеглов внес в Государственную Думу развернутый законопроект «О наказуемости лиходательства» [6, с. 57].
Совет Народных Комиссаров РСФСР 8 мая 1918 г. издает Декрет «О взяточничестве». Декрет впервые ввел понятие «должностные лица», к которым относил членов правительства, фабрично-заводских комитетов, домкомов, а также членов общественных организаций: кооперативов, профессиональных союзов [8, с. 56].
В Советской России взяточничество считалось контрреволюционной деятельностью, и Уголовный кодекс 1922 г. предусматривал за это преступление расстрел. Уголовный кодекс 1926 г. также предусматривал расстрел за взяточничество.
20 февраля 1962 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении уголовной ответственности за взяточничество», предполагавший ужесточение мер наказания за мздоимство вплоть до расстрела с конфискацией имущества.
Появление в апреле 1992 г. Указа Президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» можно расценить, как попытку начать с помощью нормативного акта борьбу с коррупцией [2, с. 39].
В 2000-х гг. Россия осуществила присоединение к ряду международных соглашений по борьбе с коррупцией. Так, в конце 2005 г. В.В. Путин внес в Госдуму Федеральный закон о ратификации Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. В марте 2006 г. Конвенция была ратифицирована. В июле 2006 г. В.В. Путин подписал Федеральный закон о ратификации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.
В мае 2008 г. Был подписан Указ о создании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В июле того же года был утвержден Национальный план противодействия коррупции, он предусматривал ряд мер по профилактике коррупции.
Если говорить о законодательстве в сфере взяточничества на современном этапе, то это закрепление в УК РФ статей, которые действуют с момента принятия УК РФ. Жизнь, как известно, не стоит на месте, данное обстоятельство обусловило появление новых статей в УК РФ по взяточничеству, которые успешно реализуются.
Так происходило формирование законодательства в сфере борьбы со взяточничеством.
Коррупция существовала всегда и везде. О полной победе над ней нельзя сказать. Но ее нужно закрепить в некие рамки, если это произойдет, то она перестанет быть главенствующим элементом социальной и государственной системы. Успешная борьба с коррупцией во многом зависит от выявления и учета условий
и причин, которые ее порождают. В первую очередь, данные причины стоят в широком развитии теневой экономики, в неисполнении государственной властью законов, слабости гражданского общества. Необходимо сократить привилегии чиновникам, добиться абсолютной прозрачности доходов, расходов и принадлежащего им и их близким родственникам имущества. Не лишним будет обязать данную категорию лиц регулярно проходить тестирование на полиграфе с целью проверки их причастности к коррупционной деятельности, а также разработать и проводить психологические тесты на постоянство вовлечения их в коррупционную деятельность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимова Н.В. Истоки коррупции и особенности борьбы с ней в России XIV-XVII веков / Н.В. Акимова / / История государства и права. — 2008. — № 8. — С. 17-19.
2. Гончаренко Г.С. Запрет на коррупцию / Г.С. Гончаренко // Российский следователь. — 2016. — № 24. — С. 38-41.
3. Гулямова В.Т. Становление и развитие правового регулирования в сфере противодействия коррупции в Пензенской области / В.Т. Гулямова, Н.А. Живодрова // Научная дискуссия современной молодёжи: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. III Междунар. научн.-практ. конф. В 2-х ч. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». — 2018. — Ч. 2. — С. 163-166.
4. Касьянов В.С. Исторические аспекты противодействия коррупции в России /
B.С. Касьянов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. — 2012. — № 2. — С. 177-187.
5. Крюкова Н.И. Возникновение и история развития коррупции в России / Н.И. Крюкова // Государственная власть и местное самоуправление. — 2013. — № 12. —
C. 25-30.
6. Крюкова Н.И. Коррупция: ее сущность и исторические корни в России / Н.И. Крюкова // История государства и права. — 2014. — № 5. — С. 52-57.
7. Литвяк Л.Г. Коррупция в России: история и современность / Л.Г. Литвяк, К.А. Плыгунов, А.В. Катасонов // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2015. — № 4. — С. 35-39.
8. Сулейманов Т.М. История ответственности за злоупотребление должностными полномочиями по российскому уголовному праву (XVII - XX вв.) / Т.М. Сулейманов // История государства и права. — 2013. — № 13. — С. 54-58.
9. Финогентова О.Е. Понятие и ответственность за взятку по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года и Уголовному уложению 1903 года / О.Е. Финогентова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — 2015. —№ 9. — С. 23-29.
REFERENSES
1. Akimova N.V. The origins of corruption and especially the fight against it in Russia XIV - XVII centuries. Istoriia gosudarstva i prava =History of State and Law, 2008, no. 8, pp. 17-19 (in Russian).
2. Goncharenko G.S. Corruption ban. Rossiiskii sledovatel' = Russian Investigator, 2016, no. 24, pp. 38-41 (in Russian).
3. Guliamova V.T., Zhivodrova N.A. Stanovlenie i razvitie pravovogo regulirovaniia v sfere protivodeistviia korruptsii v Penzenskoi oblasti [Formation and development of legal regulation in the field of counteracting corruption in the Penza region]. Nauchnaia diskussiia sovremennoi molodezhi: aktual'nye voprosy, dostizheniia i innovatsii: sb. st. III Mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. V 2-kh ch. MTsNS «Nauka i Prosveshchenie» [Scientific discussion of modern youth: topical issues, achievements and innovations: a collection of articles of the III International Scientific and Practical Conference. In 2 hours Part 2 - Penza: MCSN "Science and Education"]. Penza 2018, part 2, pp. 163-166.
4. Kas'ianov V.S. Historical aspects of combating corruption in Russia. Gosudarstven-noe i munitsipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS = State and municipal management scholar notes, 2012, no. 2, pp. 177-187 (in Russian).
5. Kriukova N.I. Arising and history of development of corruption in Russia. Gosudar-stvennaia vlast i mestnoe samoupravlenie = State Power and Local Self-government, 2013, no. 12, pp. 25-30 (in Russian).
6. Kriukova N.I. Corruption: its essence and historical roots in Russia. Istoriia gosudar-stva i prava =History of State and Law, 2014, no. 5, pp. 52-57 (in Russian).
7. Litviak L.G., Plygunov K.A., Katasonov A.V. Corruption in Russia: the past and present. Istoricheskaia i sotsial'no-obrazovatel'naia mysl' = Historical and socio-educational idea, 2015, no. 4, pp. 35-39 (in Russian).
8. Suleimanov T. M. History of responsibility for abuse of official powers under the Russian Criminal Law (XVII-XX centuries) Istoriia gosudarstva i prava = History of State and Law, 2013, no. 13, pp. 54-58 (in Russian).
9. Finogentova O. E. The concept of and liability for bribery according to the Code of criminal and correctional punishments of 1846 and the Criminal Code of 1903. Vestnik Baltiiskogo federal'nogo universiteta im I. Kanta = IKBFU's Vestnik, 2015, no. 9, pp. 23-29 (in Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Ковалева Алена Юрьевна — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
AUTHOR
Kovaleva Alena Yur'evna — Master student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Ковалева А.Ю. Исторический аспект развития законодательства, предусматривающий ответственность за взяточничество в России / А.Ю. Ковалева // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2018. — Т. 6, № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Kovaleva A. Yu. The historical aspect of the development of legislation, providing for the responsibility for bribery in Russia. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2018, vol. 6, no. 1, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).