Научная статья на тему 'Взятка в художественной литературе'

Взятка в художественной литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8672
558
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗЯТКА / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ПИСАТЕЛЬ / BRIBERY / CRIME / OFFICIAL / LITERARY PRODUCT / WRITER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Литвяк Лариса Геннадиевна

В данной статье анализируются известные литературные творения русских классиков, посвященные такому негативному явлению, как взяточничество. Автор, начиная исследование с фольклора и заканчивая современными произведениями, последовательно проводит мысль о том, что данное преступление издревле существует в России, всегда было и является предметом пристального изучения представителей различных областей знания, которые пытаются предложить свой путь избавления от данного явления российской жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bribes in imaginative literature

This article analyzes the well-known literary works of Russian classics, devoted to such negative phenomena as bribery. The author, starting with the study of folklore and ending with contemporary works, consistently pursuing the idea that the crime has existed in Russia since ancient times, has always been the subject of scrutiny from different areas of knowledge that are trying to offer a way out of this phenomenon of Russian life.

Текст научной работы на тему «Взятка в художественной литературе»

Литвяк Лариса Геннадиевна

кандидат юридических наук (e-mail: llg1978@yandex.ru)

Взятка в художественной литературе

В данной статье анализируются известные литературные творения русских классиков, посвященные такому негативному явлению, как взяточничество. Автор, начиная исследование с фольклора и заканчивая современными произведениями, последовательно проводит мысль о том, что данное преступление издревле существует в России, всегда было и является предметом пристального изучения представителей различных областей знания, которые пытаются предложить свой путь избавления от данного явления российской жизни.

Ключевые слова: взятка, преступление, должностное лицо, литературное произведение, писатель.

L.G. Litvyak, Master of Law; e-mail: llg1978@yandex.ru.

Bribes in imaginative literature

This article analyzes the well-known literary works of Russian classics, devoted to such negative phenomena as bribery. The author, starting with the study of folklore and ending with contemporary works, consistently pursuing the idea that the crime has existed in Russia since ancient times, has always been the subject of scrutiny from different areas of knowledge that are trying to offer a way out of this phenomenon of Russian life.

Key words: bribery, crime, official, literary product, writer.

Наш современник польский писатель и журналист Габриэль Лауб (1928-1998) выразил внутреннее содержание лучшей части человечества следующим афоризмом: «Порядочный человек берет взятку в одном единственном случае, когда представляется случай» [1]. Хотя люди знают, что взяточничество карается законом, его все же нельзя изжить. Это какая-то часть человеческого естества. Взяточничество было всегда, и во все времена оно осуждалось и моралью, и религией, и правом.

Так, Господь среди законов, озвученных на горе Синай Моисею, которые он должен был объявить своему народу, назвал следующий: «Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх. 23:8). Повторяя этот закон, Моисей еще раз возвращается к данному вопросу: «Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых. Правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор. 16:19-20) [2].

А Юлий Цезарь и император Август пытались бороться со взяточничеством, запрещая чиновникам принимать золотые венки от городов и даже раздавая избирателям суммы из личных средств. Но тщетно.

По сохранившимся записям летописцев, взятки появились еще в Древней Руси, и сразу же с ними стали решительно бороться. Так, митрополит Кирилл I Грек (XI в.) - митрополит

Киевский и всея Руси - осуждал взяточничество наряду с пьянством и колдовством, за что и настаивал карать соответствующе, т.е. смертной казнью [3].

Взятка в нормативно-правовых актах России до революции имела разные названия - «посул», «мздоимство», «лихоимство». Посул понимался как злоупотребление в кормлении, как превышение норм, установленных для кормленщиков. Размер посула нормировался, поэтому получение лишнего являлось уже «лихоимством». С XVI в. посул был запрещен и стал рассматриваться как взятка [4]. В частности, запрет на посул мы встречаем в Судных грамотах - Псковской и Новгородской, а также в Судебнике Ивана III. Мздоимство и лихоимство представляли собой два главных вида взяточничества в дореволюционный период. Если действие, за которое получен дар, не составляло нарушения обязанностей службы, то получение вознаграждения являлось мздоимством, если же обязанности службы были нарушены - лихоимством. И все российские дореволюционные нормативно-правовые акты начиная с XIV в. более или менее строго наказывали данные разновидности взятки.

Борьба со взяточничеством в России шла с переменным успехом. Во времена Ивана Грозного к взяточникам применяли штрафы в кратных сумме взятки размерах и телесные наказания. При Петре Великом расцветали и взяточничество, и жестокая борьба царя с ним. К периоду его правления в России уже сложилось отношение ко взятке как к традиции, по-

96

скольку с древнейших времен на Руси чиновничество существовало за счет системы кормлений. Представители центральной власти на местах не получали жалованья, а содержались, или кормились, за счет подвластного населения. Размеры такого содержания определялись официальными документами и обычаем [5]. Только при Петре I все «слуги государевы» стали получать фиксированную ежемесячную плату, а взятки (подношения) в любой форме начали считаться преступлением, кара-емым вплоть до смертной казни [6].

На протяжении всего царствования дома Романовых взяточничество оставалась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и крупных сановников. А борьба с ним то сворачивалась (например, при Екатерине I), то возобновлялась еще более решительно (например, при Екатерине II).

В русской культуре (как в фольклоре, так и в художественных произведениях) тема взяточничества имеет множество выражений. Русский человек, на протяжении своей жизни неоднократно сталкиваясь со взяточничеством, непременно сатирически описывал эти явления. Так, еще в Средневековье появляются образы «шемякина суда». Это старинная сатирическая повесть о неправедном судье Шемя-ке, сохранившаяся во многих русских рукописях XVII и XVIII вв., русских народных сказках, а в конце XVIII и начале XIX в. получившая литературную обработку, сделанную Ф. Задуб-ским, А. Осиповым (или А. Олениным), П. Сви-ньиным (эта легенда имеет не русские корни,

а, по разным данным, и польские, и еврейские, и немецкие, и итальянские, потому что в произведении описана случайная для России победа вечной правды над людской кривдой). Суть повести в следующем: традиционные братья, богатый и убогий, ссорятся из-за того, что бедный попортил лошадь богатого. Богатый не дал хомута, поэтому бедный должен был привязать сани к хвосту лошади. Въезжая в ворота, он забыл выставить подворотню, и у лошади оборвался хвост. Богатый отказывается принять лошадь и идет в город с жалобой на брата к судье Шемяке. Челобитчик и ответчик совершают путь вместе. С бедняком случается второе невольное несчастье. Во время сна он падает с полатей в колыбель и убивает попова ребенка. Поп присоединяется к богатому. При входе в город бедняк решает покончить с собой и бросается с моста, но падает на больного старика, которого сын вез, очевидно, по льду в баню. Потерпевший также идет к судье с жалобой. Во время разбирательства обвиняемый показывает Шемяке камень, завернутый в платок. Судья уверен, что это -«посул», и решает все три дела очень своеоб-

разно: лошадь должна остаться у бедняка до тех пор, пока у нее не вырастет хвост; поп отдает свою жену бедняку, чтобы от него у попадьи родился ребенок, а третий истец может отомстить бедняку таким же точно способом, которым последний убил его отца. Вполне естественно, что истцы не только отказываются от пени, но дают ответчику щедрое вознаграждение в виде отступного. Этим повесть не оканчивается. Судья высылает своего писца получить от бедняка взятку, но, узнав, что последний показывал ему не деньги, а камень, предназначенный для «ушибленья» судьи в случае обвинительного приговора, - благодарит Бога за спасение жизни. Таким образом, все действующие лица повести остаются, так или иначе, довольны исходом дела, окончившимся благополучно только благодаря простоте бедняка [7].

Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля слово «взимать (взятка)» означает срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, пишкеш, бакшиш, хабара, могарычи, плата или подарок должностному лицу, во избежание стеснений, или подкуп его на незаконное дело [8]. Более того, из более 30 тысяч русских пословиц и поговорок, также собранных Владимиром Ивановичем Далем, более 100 посвящены лихоимству, причем практически все они выражают лояльное отношение народа ко взятке, что обусловлено, на наш взгляд, отношением к ней как к российской традиции: «Земля любит навоз, лошадь овес, а воевода (или судья) принос», «Перед судом все равны: все без окупа (выкупа) виноваты», «Быть было беде, да случились деньги при бедре», «Эта вина стоит полведра вина», «Пчелка и та взятку берет», «Не подмажешь - не поедешь» и множество других.

Нашли эти пословицы отражение и в художественной литературе, например, в произведениях И.А. Козлова «Жизнь в борьбе»: «Ты, Ванюшка, это на ус мотай, - подморгнул мне брат. - С начальством нужно в ладу жить. Не подмажешь, как говорится, не поедешь»; Д.Н. Мамина-Сибиряка «Хлеб»: «Где это показано, чтобы с попов взятки-то брали?» - «Ах, ты какой!.. - удивился писарь. - Да ежели разобраться правильно, так все мы у батюшки-то царя воры и взяточники. Правду надо говорить... Пчела и та взятку берет»; Г.Е. Рыклина «Старый хрыч»: «Мы ему деликатно подсунем подарочек. Это пахнет взяткой. Даже пчелы и те взятки берут».

Начиная с Екатерины Великой практически ни один русский писатель не обходит эту тему стороной. Рассмотрим творчество русского поэта, драматурга Капниста Василия Ивановича (1758-1823). Литературную славу Капнисту

97

принесла написанная в 1794-1798 гг. сатирическая комедия «Ябеда». В основе пьесы -реальный судебный процесс, начатый еще матерью Капниста, с другой помещицей, незаконно присвоившей себе одно из ее имений, и который длился безрезультатно десятилетия. Механизм судопроизводства тогдашней России представляется в пьесе как бессмысленный и несправедливый. О защите и поиске правды здесь не может быть и речи, повсюду приходится сталкиваться с «гнусностью мздоимства и ябеды». Для группы чиновников подобраны красноречивые имена: Кривосудов, Хватайло, Бульбулькин, Атуев и прочие. Все эти взяточники и мошенники готовы за деньги нагло «крутить» указы в нужную им сторону, умеют такой «закон прибрать», чтобы оправдать виновного и осудить невинного. Беспощадная характеристика происходящему вкладывается в уста второстепенного персонажа -работника суда с не менее красноречивой фамилией - Добров. Пьеса заканчивается благополучно (благодаря вмешательству высшей власти) [9].

Русский поэт-баснописец Иван Иванович Хемницер (1745-1784) в своей сатире «На худых судей», предвосхищая сюжет и мотивы комедии Капниста «Ябеда», бичует взяточничество. При этом добавляет, что правительство бессильно искоренить этот порок, бессильна тут и сатира: «Сатирствуй на него, его тем не исправишь и на хороший путь с худого не направишь». Особенность сатир Хемницера -«На худое состояние службы», «Сатиры на поклоны», «Оды на подьячих», «Сатиры о разуме» - обличение взяточничества в глубоких обобщениях [10].

Встречается в литературе и такой интересный синоним взятке, как «барашек в бумажке». В русской литературе он впервые встречается в сатирико-нравоучительном журнале XVIII в. «Всякая всячина», который выходил под негласной редакцией императрицы Екатерины II. Русская царица, порицая взяточничество мелкого российского чиновничества, одновременно с этим дает толкование такому выражению: «Подьячие... со всех берут деньги, и с правых, и с виноватых; деньги эти челобитчики обвертывают бумагою... А чтобы выговор не столь тягостен показался ушам челобитчиковым, ежели подьячий потребует у него денег, то выдумали они сие слово: принеси мне барашка в бумажке!».

Словосочетание «барашка в бумажке дать» обычно ассоциируется с именем М.Е. Салтыкова-Щедрина, поскольку встречается в его сатирах очень часто («Письма к тетеньке», «Сатира в прозе» (...Возможно ли теперича все порядки нарушать? Чтоб купец исправника

в морду бил, а исправник ему за это барашка в бумажке сулил?), «Благонамеренные речи» (. То ли дело прежние порядки! Придешь, бывало, к секретарю, сунешь ему барашка в бумажке: плети, не торопись!), «Господа Головлевы» (. На расходы я тебе две двадцати-пятирублевеньких отпущу. Знаю ведь я, все знаю! И там сунуть придется, и в другом месте барашка в бумажке подарить). Благодаря столь частому использованию писателем этого выражения, оно обрело популярность, стало крылатым. Но не сатирик его автор, ибо это, по его же словам, «очень древнее выражение, нечто вроде пещерной конституции» [11]. Использует это крылатое выражение и А.И. Куприн, в частности в своем рассказе «С улицы»: «Не знаю уж, какой чудотворец пропихнул меня в гимназию, в приготовительный класс. Думаю, что не обошлось здесь без барашка в бумажке, - сунули, должно быть, кому следует» [12].

А.Н. Островский (1823-1886) в своей пьесе «Доходное место» сатирически изобразил жизнь чиновников, где взяточничество и обман считаются чем-то само собой разумеющимся. Молодой чиновник Жадов, пытающийся служить честно, оказывается под таким давлением обстоятельств, что чуть не отступается от своих идеалов. Все же в последний момент он находит в себе силы удержаться от преступления и обещает «ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного». Таким образом, формально добро побеждает. В то же время мир, показанный в пьесе, таков, что всем зрителям было ясно - Жадову придется долго дожидаться перемен в обществе. Не случайно цензура запрещала постановку пьесы, она была поставлена на сцене только в 1863 г. [13].

Произведения Ф.А. Кони (1809-1879) отличались злободневностью и узнаваемостью, пользуясь у современников большой популярностью. Остроумные куплеты были у всех на устах. В водевиле «Петербургские квартиры» он иронически изобразил колоритный образ чиновника Щекоткина, карьера которого полностью зависит от угодничества и взяток. В этой же пьесе представлен образ беспринципного журналиста Задарина, готового за определенную плату на заведомую клевету. Прототипом Задарина стал скандально известный в то время журналист Фаддей Булгарин. Большинство водевилей Кони были пронизаны острой политической сатирой. В них особой критике подвергались существовавшие порядки, взяточничество, самодурство, чинопочитание.

Не обошли тему взяточничества А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. А.С. Пушкин в повести «Дубровский» пишет: «Шабашкин за него хло-

98

потал, действуя от его имени, стращая и подкупая судей...». М.Ю. Лермонтов в пьесе «Странный человек» замечает: «У барыни же все суды подкуплены нашим же оброком».

Поднимается проблема взяточничества и в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Традиция подкупа и обмана должностного лица совершенно естественна и неизбежна. Как низы, так и верхушка чиновного сословия города не мыслят иного исхода, кроме как подкупить ревизора взяткой. Уездный безымянный городок становится обобщением всей России, который под угрозой ревизии раскрывает подлинную сторону характера главных героев [14].

В XX в. тема взяточничества находит выражение в творчестве таких выдающихся людей, как А.С. Солженицын: «Государственная служба - это осыпающее нас расположение высших лиц и еще более приятных денег, иногда и сверх жалования. Если уметь.», «И давали волю остроумию, особенно о казнокрадстве, о чиновничьей продажности: слишком поздно увидел объявление «принимают от трех до пяти», эх, а я, дурак, дал десять! Или - как нужно понимать секретарей и младших чиновников: «мало данных», «придется доложить начальству», «надо ждать» или «надо ж дать» [15], а также в произведениях «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова, «Слабая тара»

М. Зощенко, «Город Градов» А. Платонова, «Дефицит» М. Жванецкого.

Отмеченные В.И. Далем виды взятки также нашли отражение в литературных произведениях. Например, слово «бакшиш» имеет татарские корни и означает взятку, деньги на чай, на водку, т.е., вообще говоря, небольшая такая взяточка. А.Н. Толстой в романе «Петр Первый» пишет: «Удалось мне повернуть дело -великий визирь хоть завтра подпишет мир... Бакшиш надо дать кое-кому». «Хабар» - взятка для получения барыша, наживы. М. Горький так использует в произведении «Лето» это слово: «Расскажи, вор, нам, миру, рубит солдат, - сколько ляпинскому управляющему хабары дал, когда аренду перебил у нас?» «Магарыч» - угощенье при сделках и продажах (обычно с выпивкой). В стоимостном выражении магарыч больше бакшиша. Вот литературный пример: «Торговал ты хорошо, барыши у тебя большие. Вот за это магарыч с тебя, веди в трактир, угощай чаем!» (А.Н. Островский «Пучина») [16].

И все-таки хочется надеяться, что не прав окажется мудрец Салтыков-Щедрин, когда говорил: «.и некоторые люди полагают, что взятки когда-нибудь прекратятся, то полагают это от легкомыслия».

1. иИ1: http://www.s-pravdoy.ru/library2/korrup-ргачоз1ач'1в /2657-2009-08-05-10-39-03.html

2. ийи http://www.s-pravdoy.ru/library2/korrup-pravoslavie /2657-2009-08-05-10-39-03.html

3. ийи http://www.s-pravdoy.ru/library2/sit-

korrupcia/1403-2009-02-27-15-33-45.html

4. URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/17287

5. URL:http://www.krugosvet.ru/enc/guman'itarnye_ nauki/ekonomika_i_pravo/KORRUPTSIYA.html

6. URL: http://www.s-pravdoy.ru/library2/sit-

korrupciaZ1403-2009-02-27-15-33-45.html

7. URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ brokgauze-^п/1154699/ Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб. 18901907.

8. URL: http://www.nashislova.ru/ dal2/page/ vzimat.3075/

9. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_

i_obrazovanie/literatura/KAPNIST_VASILI_VASILE VICH.html?page=0,1 А. Пономарев

10. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/ Ы^-ra_i_obrazovanie/literatura/HEMNITSER_IVAN_I VANOVICH.html А. Пономарев

11. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic wing-words/ Серов. В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М., 2003.

12. Федоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка. М., 2008.

13.URL:http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_ obrаzovanie/teatr_i_kino/OSTROVSKI_ALEKSAND R_NIKOLAEVICH.html?page=0,1. Т. Эйдельман

1. URL: http://www. s-pravdoy.ru/library2/korrup-pravoslavie /2657-2009-08-05-10-39-03.html

2. URL: http://www.s-pravdoy.ru/library2/korrup-pravoslavie /2657-2009-08-05-10-39-03.html

3.URL:http://www.spravdoy.ru/library2/ sitkorrup-ciaZ1403-2009-02-27-15-33-45.html

4. URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/17287

5.URL:http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye _nauki/ekonomika_i_pravo/KORRUPTSIYA.html

6. URL:http://www. spravdoy.ru/library2/sitkorrupci a/ 1403-2009-02-27-15-33-45.html

7. URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauze-fron/115469/ Enciclopedian dictionary F.А. EBrocgause and I.A. Efrone. CPb., 1890-1907.

8. URL: http://www.nashislova.ru/ dal2/page/ vzimat.3075/

9. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/kultu-ra_ i_obrazovanie/literatura/KAPNIST_VASILI_VASILE VICH.html?page=0,1 A. Ponomarev

10. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/ kultu-ra_i_obrazovanie/literatura/HEMNITSER_IVAN_IVA NOVICH.html A. Ponomarev

11. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic wing-words/ Serov V. Encyclopedic dictionary of catchwords and expressions. M., 2003.

12. Fedorov A.I. Phrase book of Russian literary language. M., 2008.

13. URL:http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_ obrazovanie/teatr_i_kino/OSTROVSKI_ALEKSAND R_NIK0LAEVICH.html?page=0,1. T. Ejdelman

99

14. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/

15. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПб., 1997.

16. Тимошенко И., Ходеев Ф. Взятка в праве и русском языке // Российская юстиция. 2003. № 10.

14. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/

15. Kirpichnikov A.I. Bribe and corruption in Russia. SPb. 1997.

16. Tymoshenko I., Hodeev F. Bribe in the right and Russian //The Russian Justice. 2003. № 10.

_________________________________100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.