Научная статья на тему 'Вопросы коррупции в высших учебных заведениях России'

Вопросы коррупции в высших учебных заведениях России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ВУЗЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов С.Н., Михайлова О.Е.

В статье содержится экскурс в историю понятия «коррупция», определение данного явления, анализ состояния проблемы на современном этапе, а также намечены предложения по преодолению коррупции в российских вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы коррупции в высших учебных заведениях России»

УДК 378.328.185

ВОПРОСЫ КОРРУПЦИИ

В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ

С.Н. Михайлов, начальник ОМВД по г. Великие Луки О.Е. Михайлова, кандидат юридических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Великолукская ГСХА»

В статье содержится экскурс в историю понятия «коррупция», определение данного явления, анализ состояния проблемы на современном этапе, а также намечены предложения по преодолению коррупции в российских вузах.

Ключевые слова: коррупция, высшие учебные заведения, вузы, высшее образование, преподаватель.

Понятие «коррупция» (от лат. соггитреге - портить) означает подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей [13].

Зарождение явления коррупции относится к 1Х-Х вв., когда возникает, по примеру Византии, институт «кормления» - древнерусский институт направления главой государства (князем) своих представителей (воевод, наместников) в провинцию без денежного вознаграждения. Предполагалось, что население региона будет «кормить» наместника. Последний обладал огромными полномочиями, и население не скупилось на подношения... «Откормленные» воеводы, возвращаясь в Москву, везли с собой накопленное добро - «подарки», «излишки» которых изымались еще при въезде в «златоглавую» в пользу казны. Так возникла круговая порука взяточников провинциальных и столичных. «Кормление» было официально отменено в 1556 г., но традиция жить

и богатеть за счет подданных фактически сохранилась надолго. Не было недостатка в моральном и государевом осуждении взяточничества (в XIII в. митрополит Кирилл, затем цари Иван III, Иван IV Грозный, при котором состоялась первая известная казнь за взятку), но «коррупция - хроническая и неизлечимая болезнь любого государственного аппарата всех времен и всех народов» [3].

По утверждению О. Логинова, третья беда в России - это коррупция, которая словно неизлечимая болезнь сопровождает наше государство на всем пути его развития. В разные периоды она доставляла то большее, то меньшее беспокойство государственному организму, не раз ставила его на грань жизни и смерти, но, несмотря на многообразные способы лечения, никогда не исчезала совсем [9].

На сегодняшний день коррупции подвержены все области государственного аппарата: от дачи взяток для

поступления ребенка в детский сад, откупа от службы в вооруженных силах, до мздоимства на уровне высших государственных чиновников. Коррупция стала привычной составляющей жизни всех социальных слоев. К сферам деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России, относятся: таможенные службы (пропуск через границу запрещенных к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; просто отсутствие необоснованных задержек груза; необоснованные отсрочки таможенных платежей) [7]; медицинские организации (закупка оборудования и лекарств по завышенным ценам; выдача несоответствующих действительности медицинских заключений; приоритетное обслуживание одних граждан за счет других); автоинспекции (необоснованное предоставление лицензий (водительских прав, справок о прохождении техосмотра); отсутствие законного наказания для нарушителей правил пользования дорогами; фальсификация сведений и выводов о дорожно-транспортных происшествиях в пользу заинтересованных лиц); судебные органы (предвзятое рассмотрение обстоятельств дела; принятие неправосудных решений; нарушение процессуальных норм; противоположные решения различных судов по одному и тому же делу; использование судов в качестве инструмента рейдерства; предвзятое отношение к уголовным делам); налоговые органы (невзимание налогов в полном объеме; возвра-

щение НДС; вызванная конкурентами проверка и остановка производства); правоохранительные органы (возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести) [10]; бюрократия (взятки за оформление справок, разрешений, прочих документов); борьба с коррупцией (иногда является прикрытием для воровства средств, выделенных на ее реализацию); вузы (покупка и продажа дипломов; завышение результатов экзаменации; поступление в ВУЗ людей с недостаточным уровнем знаний) [1, 2, 4-6, 11, 12]; лицензирование и регистрация предпринимательской деятельности; выдача разрешений на размещение и проведение банковских операций с бюджетными средствами; получение кредитов; получение экспортных квот; конкурсы на закупку товаров/услуг за счет бюджетных средств; приватизация государственного имущества; строительство и ремонт за счет бюджетных средств; нотариальное удостоверение сделок; контроль за соблюдением условий лицензирования; надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства; освобождение от призыва на военную службу в вооружённые силы; поступление в государственные высшие учебные заведения (в основном юридической и экономической специализаций); государственная регистрация, аттестация и аккредитация негосударственных высших учебных заведений; поступление в специализированные общеобразовательные

школы и дошкольные воспитательные учреждения; прием на службу на позволяющие иметь значительный незаконный доход должности в государственных и муниципальных учреждениях; формирование партийных избирательных списков.

Министр образования объявил войну коррупции и плагиату в российских вузах. «Получение дипломов за деньги, списывание и плагиат - в последнее время это стало обычным делом. Происходит это и в государственных, и в негосударственных вузах. Нам нужно здесь навести порядок. Главная задача в том, чтобы вузы не занимались халтурой, профанацией, то есть обманом студентов и государства», - заявил Дмитрий Ливанов на «правительственном часе» в Госдуме [14].

Действительно, объем коррупции в России впечатляет. Так, по данным Департамента Экономической безопасности МВД РФ в 2012 г. в сфере образования, включая высшее, россияне давали взятки почти в 4 раза чаще, чем в регистрационных органах. Год назад эксперты оценивали предположительный годовой оборот этого рынка в 1 млрд. долларов. «В одной лишь системе российского образования ежегодно имеют место взятки на 1 млрд. долларов - эти деньги идут на успешное поступление и сдачу экзаменов», - отмечал Марк Левин, профессор Высшей школы экономики в Москве, изучивший данную проблему. По оценкам М. Левина, неспособные студенты, в зависимости от репутации учебного заведения, платят за поступ-

ление в университет от 500 до 20 тыс. долларов. Большинство из них продолжают давать взятки, чтобы сдать экзамены и получить диплом. В нынешнюю летнюю сессию ЮНЕСКО оценила объем коррупции в российских вузах в 150 млн. долларов.

Существуют различные способы обогащения. Так, рынок коррупции в вузе начинается с приема в него, а затем обрастает дополнительными услугами, начиная от платы за экзамены и заканчивая поступлением в аспирантуру и защитой диссертаций. «Вузы давно уже стали прекрасной кормушкой для их руководства, - отмечает филолог и культуролог Алексей Плу-цер-Сарно, - продаются должности на кафедрах и даже целые кафедры. Покупатель может оплатить несуществующую ранее кафедру, и она тут же будет создана для покупателя, который может ее возглавить, став заодно за дополнительную плату профессором и доктором наук...». Кроме того, работники вузов находят и другие пути обогащения, например, присвоение бюджетных денег или своеобразное «сотрудничество» со строительными фирмами.

Можно определить основные формы коррупции в высшем образовании: дача взятки проверяющему органу при аккредитации университета; нецелевое использование федеральных средств; покупка диплома у ответственных лиц вуза или через посредника; вымогательство педагогов во время сессии (завышенные требования при сдаче экзаменов, зачетов); навязывание платных консультаций,

покупки собственных книг, методических пособий студентам; давление студентов, не желающих учить предмет, на педагогов (навязывание взятки); давление на педагогов со стороны коллег или руководства с целью получения экзамена или зачета [8].

Специфика коррупции в образовании в том, что данное определение не подходит под деятельность некоторых коррупционных схем. Например, при поступлении в вузы деньги нередко берут посредники, которые вообще не имеют полномочий по содействию в приеме. Часто методисты кафедр выступают посредниками при передаче финансовых средств за успешную сдачу экзамена или зачета.

Одним из распространенных деяний в преподавательской среде является получение вознаграждения за выставление положительных оценок на экзамене. Где здесь проходит грань между преступным и непреступным поведением преподавателя? Нередко указывают на то, что вознаграждение в сумме до 3 тыс. рублей не является взяткой, а является подарком в смысле ст. 575 ГК РФ. Для уголовного права размер вознаграждения значения не имеет, главное, что вознаграждение обуславливает поведение должностного лица в пользу взяткодателя. В судебной практике имели место случаи, когда предметом взятки признавали имущество в сумме 150 рублей (стоимость двух кружек пива в кафе).

Вознаграждение, как указано, обуславливает поведение должностного лица в пользу взяткодателя. Если поведение должностного лица обу-

словлено личными отношениями с «просителем», получение (дача) взятки отсутствует. Стоит, однако, указать, что не следует обращаться к руководителям, которые в силу своего должностного положения могут способствовать исполнению действия (бездействия) другим должностным лицом (например, в силу значимости и авторитета занимаемой должности). Нельзя также «решать вопросы» посредством передачи денег, иных ценностей или оказания материальных услуг родным и близким должностного лица с согласия последнего (включая молчаливое согласие). Иными словами, обращение к равному по должности (служебному положению) должностному лицу с использованием личных отношений исключает ответственность за дачу (получение) взятки.

Возможны ситуации, когда преподаватель получает вознаграждение без намерения совершить действия (бездействие) в отношении лица, передавшего вознаграждение. Такая «маскировка» получения вознаграждения также является уголовно-наказуемой и квалифицируется как мошенничество (ст. 159 УК РФ). Получение взятки может быть сопряжено с ее вымогательством (п. «в» ч. 4 ст. 290 УК РФ), которое выражается либо в предъявлении прямого требования дать взятку, либо в поставлении взяткодателя в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. Преподавательская деятельность может быть сопряжена и со служебным

подлогом, ответственность за который предусмотрена ст. 292 УК РФ. В данном случае официальным документом признается экзаменационная ведомость (а не зачетная книжка), поскольку в ней констатируется факт сдачи (несдачи) экзамена (зачета), что, в свою очередь, влечет правовые последствия для обучаемого (продолжение обучения либо отчисление из вуза) [15].

Причины коррупции в вузах следующие: отсутствие академического вознаграждения у педагогов; низкий уровень оплаты труда педагогов; подорвана система академических статусов; снижен статус педагога в обществе; высокая степень специфичности активов преподавателя; сложившийся порядок, согласно которому сформированы определенные схемы получения зачета или экзамена по тому или иному предмету; общее падение нравственности в обществе и распространение коррупции во всех сферах; появление большого количества псевдо-студентов; низкая заинтересованность российского общества в качественном образовании; усиление экономического давления на вузы; снижение квалификации профессор-ско-педагогического состава вузов.

Мы предлагаем программу по преодолению коррупции в российских вузах, а именно:

• совершенствование нормативно-правовой базы (принятие «Кодекса корпоративной культуры», внесение дополнительных условий в трудовые договоры, регулярное проведение мониторинга коррупции в вузе (анкети-

рование студентов);

• усиление контрольных функций руководства (более тщательный контроль за деятельностью педагогов со стороны руководства и проведение аттестации персонала на должном уровне);

• научная деятельность (исследование коррупции внутри вуза и на межвузовском уровне и включение специализированной дисциплины в учебный процесс);

кадровая политика (ознакомление педагогов с «Кодексом корпоративной культуры», более тщательный отбор кандидатов на должности преподавателей, создание атмосферы неприятия коррупции, активное реагирование на факты проявления коррупционных действий со стороны руководства вуза);

• развитие гражданского общества студентов (создание правовой основы деятельности независимых студенческих объединений, обеспечение участия студентов в принятии важных решений деятельности вуза, поощрение студентов, которые прилежны в учебе и активно занимаются научной работой);

антикоррупционная работа со СМИ (создание системы информационного противодействия коррупции, налаживание системы обратной связи со студентами, развитие информационной системы вуза).

В заключение отметим, что комплексная реализация

антикоррупционной программы в российском образовании - важный шаг на пути развития

цивилизованного, постиндустриального общества с высоким уровнем инновационных технологий. Игнорирование коррупционных процессов -

это движение назад, к стагнации научно-технического развития,

снижению человеческого и морально-нравственного потенциала страны.

Список литературы

1. Аванесов В.С. Основные инструменты коррупции в образовании [Электронный ресурс] /В.С. Аванесов //Социология коррупции: материалы науч.-практ. конф. (12 ноября 2009 г.). - М. - С. 201-205. - Режим доступа: http://www.s-pravdoy.ru/library2/sit-korтupcia/3298-2009-11-12-13-56-47.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

2. Апресян Р.Г. Этика в высшем образовании /Р.Г. Апресян //Ведомости науч.-исслед. ин-та прикладной этики. Вып. 26: Этика образования /под ред. В.И. Бакшта-новского и Н.Н. Карнаухова. - Тюмень, 2005.

3. Голосенко И.А. Феномен «русской взятки»: Очерк истории отечественной социологии чиновничества /И.А. Голосенко //Журнал социологии и социальной антропологии. - 1999. - №3. - С. 101-115.

4. Кисельер Д. Коррупция в вузах. Мнения экспертов [Электронный ресурс] /Д. Кисельер. - //Частный корреспондент. - Режим доступа:

http://www.chaskor.ru/article/korruptsiya_v_vu zah 1008, свободный. - Загл. с экрана. - Яз.

рус.

5. Комков С. Российская система образования - сфера неограниченной коррупции [Электронный ресурс] /С. Комков //Промышленные ведомости. - 2009. - №1112. - Режим доступа: http://www.promved.ru/articles/article. phtml?id=1786& nomer=62, свободный. -Загл. с экрана. - Яз рус.

6. Комков С. Российское образование -бездонный сосуд коррупции [Электронный ресурс] /С. Комков. - Режим доступа: http://komkov.viperson.ru/wind.php?ID=60424 7&soch=1, свободный. - Загл. с экрана. - Яз.

рус.

7. Краснов М.А. Коррупция на дорогах /М.А. Краснов. - М., 2004.

8. Куликов В. Рейтинг взяточников /В. Куликов //Рос. газ. - 2009. - 29 янв. -С. 7.

9. Логинов О. История коррупции в России [Электронный ресурс] /О. Логинов. -Ч.1: Третья беда России. - Режим доступа http://all-crime.ru/korruptiya/korr-history-1.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

10. Макаров А.А. Коррупция в системе органов внутренних дел /А.А. Макаров. - М.,

2009.

11. Морозов Г.Б. Коррупция в образовании: мифы и реалии нормативного правового характера [Электронный ресурс] /Г.Б. Морозов //Педагогическое образование в России. -

2010. - №2. - Режим доступа: http://journals.uspu.ru/i/inst/ped/ped9/ped9 20. pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

12. Образование и коррупция: интервью Виктора Евграфовича Шудегова - заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minobr.ulgov.ru/30/982/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

13. Ожегов С.И. Словарь русского языка /С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. -23-е изд. испр. - М., 1990. - С.299.

14. Российская газета. - 2012. -14 ноября.

15. Сумачев А.В. Уголовно-правовые грани преподавательской деятельности /А.В. Сумачев //Научные исследования высшей школы: сб. тезисов докл. и сообщений на итоговой науч.-практ. конф. (8 февраля 2011г.). - Тюмень, 2011.

УДК 631.15:631.147

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ

З.В. Никитина, доктор экономических наук, профессор О.Н. Талалуева, аспирант

ФГБОУ ВПО «Великолукская ГСХА»

Одним из факторов повышения эффективности аграрного производства в России на современном этапе является совершенствование системы управления во всех его сферах. Особое значение при этом имеет управление рациональным использованием природных и антропогенных ресурсов. Появляется необходимость в экологическом менеджменте, который может развиваться на основе экологического предпринимательства и организации производства отечественной экологической продукции, решающей проблемы продовольственной безопасности страны.

Ключевые слова: система управления АПК, эколого-экономические системы, экологическое сельскохозяйственное производство, экологизация управления, экологический менеджмент.

Аграрный сектор России длительное время находится в состоянии системного кризиса. Значительную роль при этом играет существующая система управления сельскохозяйственным производством.

Сложившаяся раздробленная структура органов управления сельскохозяйственным производством, частая смена направлений и путей реализации управленческих решений привели к утрате его управляемости. В связи с этим организация и совершенствование системы управления является одним из факторов, определяющих успешное развитие сельского хозяйства.

В современных рыночных условиях принципиально изменяется под-

ход к созданию систем управления, которые расширяются посредством включения инструментов самоорганизации, оптимизации производственных процессов и повышения качества подготовки менеджеров, специалистов и других работников [2].

Определяющим фактором в организации системы управления АПК является разграничение функций государственного, хозяйственного управления и местного самоуправления. При существующих формах собственности и многообразии организационно-правовых форм предприятий важно четкое выделение объектов государственной собственности и устранение дублирования функций органами управления.

Государство, как высший субъект управления, осуществляет социально-экономическую направленность действий системы управления АПК, несет ответственность за ее эффективное функционирование.

Существующая в современных условиях России законодательная база способна обеспечивать приоритетность аграрного сектора. Принятая Правительством РФ Госпрограмма развития АПК на 2013-2020 гг. направлена на поддержку сельского хозяйства, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Большое значение для эффективного функционирования отечественного АПК имеет создание единой системы государственного и хозяйственного управления региональным агропромышленным комплексом с полным циклом производства, переработки и реализации продукции.

По мере развития рынка на уровне регионального АПК, совершенствования и укрепления государственного управления важно в полной мере реализовать функции хозяйственного управления, его ориентацию на принятие решений, которые бы способствовали рационализации использования имеющихся ресурсов, учитывая их общую ограниченность. Решающее значение здесь имеет экономическая свобода, предприимчивость при жестко корректирующей роли государства.

Определяющим фактором для развития агропромышленного комплекса России является успешная дея-

тельность его составляющих - сельскохозяйственных предприятий. Как показывает практика, многим сельскохозяйственным предприятиям не удается достичь оптимального сочетания взаимодействия и соподчиненности в организационных структурах управления, что отражается на эффективности их функционирования. Кроме того, существенное отставание по производительности, продуктивности и удельным затратам не позволяет отечественным сельхозтоваропроизводителям успешно конкурировать на международных рынках.

Сельское хозяйство имеет свои специфические особенности, что сказывается на его организации и управлении. Производство сельскохозяйственной продукции тесно связано с естественными факторами, что ставит его в большую зависимость от природно-климатических условий. Кроме того, сезонность производства, резкие колебания в использовании материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов по периодам года требуют принятия эффективных управленческих решений по равномерному их использованию, особенно рабочей силы. В связи с этим необходима общая ориентация системы управления на более эффективное использование сельскохозяйственными предприятиями природных и антропогенных ресурсов, ориентируясь на экологизацию всех сфер деятельности, включая управление производством.

Основной задачей экологизации управления сельскохозяйственным производством является создание та-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.