Научная статья на тему 'ВЗГЛЯДЫ В.А. СУХОМЛИНСКОГО НА ВОПРОСЫ ОДАРЕННОСТИ'

ВЗГЛЯДЫ В.А. СУХОМЛИНСКОГО НА ВОПРОСЫ ОДАРЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальный проект «Образование» / государственная политика / образовательная парадигма / Сухомлинский В.А. / одаренный ребенок / задатки / способности / личность / труд / national project «Education» / state politics / educational paradigm / Sukhomlinskiy V.A. / gifted child / potentiality / ability / personality / labor

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргапольцева Наталья Александровна, Каргапольцева Дарья Сергеевна

Статья посвящена государственной образовательной парадигме современности, которая ориентируется на выявление и развитие талантов и способностей каждого ребенка, что является важным фактором для достижения высоких результатов в образовании и в жизни в целом. Отмечается, что благодаря национальным проектам, у большего числа школьников появляется возможность использовать образовательные платформы единого высокого уровня, а так же равный доступ детей и молодежи к конкурсам, позволяющим каждому проявлять и развивать таланты и способности. Одним из таких проектов является «Успех каждого ребенка», который направлен на выявление, развитие и реализацию способностей. Также в статье анализируется проект «Современная школа», который способствует модернизации образовательных организаций и обеспечению условий получения качественного образования. В статье представлен ретроспективный анализ взглядов выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского по вопросам выявления и развития одаренности, талантов и способностей обучающихся, который отмечал, что каждый ребенок уникален и обладает своим талантом. Именно поэтому В.А. Сухомлинский считал необходимым создание педагогических условий для его раскрытия и развития. Важным аспектом в концепции взглядов Сухомлинского на воспитание и развитие ребенка выступает труд, в том числе через который, путем усердия и терпения подрастающему человеку дается возможность научиться делать своими руками что-то непременно лучше всех. Изучение, осмысление и применение в образовательной деятельности гуманистических взглядов выдающихся представителей отечественной педагогики безусловно позволит современным учителям и педагогам дошкольного и дополнительного образования найти уникальный подход к распознаванию и развитию одаренности, талантов и способностей растущей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каргапольцева Наталья Александровна, Каргапольцева Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VIEWS OF V.A. SUKHOMLINSKY TO QUESTIONS OF GIFTEDNESS

The article is devoted to the modern state educational paradigm, which focuses on the identification and development of the talents and abilities of each child, which is an important factor for achieving high results in education and in life in general. It is noted that thanks to national projects, more students have the opportunity to use educational platforms of a single high level, as well as equal access for children and youth to competitions that allow everyone to show and develop talents and abilities. One of these projects is Every Child’s Success, which aims to identify, develop and realize abilities. The article also analyzes the Modern School project, which contributes to the modernization of educational institutions and the provision of conditions for obtaining a quality education. The article presents a retrospective analysis of the views of the outstanding Soviet teacher Vasily Alexandrovich Sukhomlinsky on the identification and development of giftedness, talents and abilities of students, who noted that each child is unique and has his own talent. That is why V.A. Sukhomlinsky considered it necessary to create pedagogical conditions for its disclosure and development. An important aspect in the concept of Sukhomlinsky’s views on the upbringing and development of the child is labor, including through which, through diligence and patience, a growing person is given the opportunity to learn how to do something with his own hands, without fail, best of all. The study, comprehension and application of the humanistic views of outstanding representatives of Russian pedagogy in educational activities will certainly allow modern teachers and teachers of preschool and additional education to find a unique approach to recognizing and developing giftedness, talents and abilities of a growing personality.

Текст научной работы на тему «ВЗГЛЯДЫ В.А. СУХОМЛИНСКОГО НА ВОПРОСЫ ОДАРЕННОСТИ»

DOI: 10.25198/1814-6457-239-55 УДК 37.01

Каргапольцева Н.А., Каргапольцева Д.С.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: karna1@yandex.ru; dskpost56@gmail.com

ВЗГЛЯДЫ В.А. СУХОМЛИНСКОГО НА ВОПРОСЫ ОДАРЕННОСТИ

Статья посвящена государственной образовательной парадигме современности, которая ориентируется на выявление и развитие талантов и способностей каждого ребенка, что является важным фактором для достижения высоких результатов в образовании и в жизни в целом. Отмечается, что благодаря национальным проектам, у большего числа школьников появляется возможность использовать образовательные платформы единого высокого уровня, а так же равный доступ детей и молодежи к конкурсам, позволяющим каждому проявлять и развивать таланты и способности.

Одним из таких проектов является «Успех каждого ребенка», который направлен на выявление, развитие и реализацию способностей. Также в статье анализируется проект «Современная школа», который способствует модернизации образовательных организаций и обеспечению условий получения качественного образования.

В статье представлен ретроспективный анализ взглядов выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского по вопросам выявления и развития одаренности, талантов и способностей обучающихся, который отмечал, что каждый ребенок уникален и обладает своим талантом. Именно поэтому В.А. Сухомлинский считал необходимым создание педагогических условий для его раскрытия и развития. Важным аспектом в концепции взглядов Сухомлинского на воспитание и развитие ребенка выступает труд, в том числе через который, путем усердия и терпения подрастающему человеку дается возможность научиться делать своими руками что-то непременно лучше всех.

Изучение, осмысление и применение в образовательной деятельности гуманистических взглядов выдающихся представителей отечественной педагогики безусловно позволит современным учителям и педагогам дошкольного и дополнительного образования найти уникальный подход к распознаванию и развитию одаренности, талантов и способностей растущей личности.

Ключевые слова: национальный проект «Образование», государственная политика, образовательная парадигма, Сухомлинский В.А., одаренный ребенок, задатки, способности, личность, труд.

Kargapoltseva N.A., Kargapoltseva D.S.

Orenburg state university, Orenburg, Russia E-mail: karna1@yandex.ru; dskpost56@gmail.com

THE VIEWS OF V.A. SUKHOMLINSKY TO QUESTIONS OF GIFTEDNESS

The article is devoted to the modern state educational paradigm, which focuses on the identification and development of the talents and abilities of each child, which is an important factor for achieving high results in education and in life in general. It is noted that thanks to national projects, more students have the opportunity to use educational platforms of a single high level, as well as equal access for children and youth to competitions that allow everyone to show and develop talents and abilities.

One of these projects is Every Child's Success, which aims to identify, develop and realize abilities. The article also analyzes the Modern School project, which contributes to the modernization of educational institutions and the provision of conditions for obtaining a quality education.

The article presents a retrospective analysis of the views of the outstanding Soviet teacher Vasily Alexandrovich Sukhomlinsky on the identification and development of giftedness, talents and abilities of students, who noted that each child is unique and has his own talent. That is why V.A. Sukhomlinsky considered it necessary to create pedagogical conditions for its disclosure and development. An important aspect in the concept of Sukhomlinsky's views on the upbringing and development of the child is labor, including through which, through diligence and patience, a growing person is given the opportunity to learn how to do something with his own hands, without fail, best of all.

The study, comprehension and application of the humanistic views of outstanding representatives of Russian pedagogy in educational activities will certainly allow modern teachers and teachers of preschool and additional education to find a unique approach to recognizing and developing giftedness, talents and abilities of a growing personality.

Key words: national project «Education», state politics, educational paradigm, Sukhomlinskiy V.A., gifted child, potentiality, ability, personality, labor.

Государственная образовательная парадигма современности ориентирует педагогов не только на интенсивную работу с определенной группой одаренных детей, но и на выявление и развитие способностей и талантов в каждом ребенке, поскольку только создавая условия каждому обучающему для максимального развития своего потенциала, государство может рассчитывать на высокие результаты деятельности квалифицированных специалистов в различных сферах жизни общества.

Ретроспективный анализ показывает, что если еще совсем недавно практически в каждом классе определялись лишь несколько способных учеников, которые участвовали в олимпиадах по школьным предметам, традиционно имевших высокие оценки, то сейчас акцент делается на участие максимального числа обучающихся класса в конкурсах, проектах, олимпиадах по широкому спектру дисциплин, что позволяет выявлять способности и таланты большинства обучающихся.

Национальный проект «Образование» ориентирован на достижение государственной цели Российской Федерации, а именно - обеспечение возможности самореализации и развития талантов. [5,6] В рамках этого проекта создается ком -плекс условий для раскрытия потенциала каждого обучающегося через такие федеральные проекты как «Успех каждого ребенка», «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы», «Патриотическое воспитание», «Социальная активность», «Молодежь России».

Основные показатели национальной программы по обеспечению условий для самореализации талантливых детей включают в себя такие индикаторы, как появление нашей страны среди десяти ключевых стран мира по качеству общего образования; создание эффективной системы по выявлению, поддержке и развитию талантов у детей и молодежи, которая будет способствовать раннему профессиональному самоопределению; воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, присущих жителям нашей страны, включающих исторические и социально-нравственные традиции России; популяризация волонтерской деятельности и приобщение большего количества граждан в добровольческие организации.

Эффективности работы с одаренными детьми и поиску талантов в каждом ребенке способствуют такие ключевые направления реализации национального проекта «Образование», как:

- развитие инфраструктуры образования, что предполагает строительство новых школ, обновление материально-технической базы организаций в системе образования каждого региона страны;

- повышение квалификации и профессиональное развитие педагогов и руководителей на всех уровнях образовательной системы, включая формирование навыков работы с современным оборудованием, методическую поддержку, расширение дидактического и воспитательного инструментария;

- деятельность, направленная на усовершенствование содержания системы образования и воспитания, а именно: внедрение новых методик и технологий преподавания, оптимизация системы контроля качества образования, обеспечение доступности участия детей и молодежи в разнообразных конкурсах и мероприятиях творческой направленности. [15]

На данном этапе, национальный проект «Образование» предполагает планомерное достижение следующих результатов и показателей к концу 2024 года:

- равный доступ к качественному, уровне-вому образованию вне зависимости от места проживания гражданина Российской Федерации;

- расширение научного потенциала страны и достижение высоких показателей (первая десятка стран) по значимости научных достижений;

- количественное увеличение новых мест в общеобразовательных организациях сельской и поселковой местности;

- создание специализированных центров естественно-научной и технологической направленности в малых городах и сельской местности;

- доступность качественного профессионального совершенствования педагогов общего, дополнительного и среднего профессионального образования на протяжении всего периода трудовой деятельности;

- эффективная работа системы выявления и поддержки талантливых и способных детей и молодежи на всех территориях страны;

- повышение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных системой дополнительного образования, до 80%;

- повсеместное подключение регионов к выдаче сертификатов дополнительного образования в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;

- увеличение доли обучающихся, включенных в программу ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее»;

- расширение охвата детей и молодежи, имеющих доступ к центрам по поддержке и выявлению талантов, технопарков «Кванториум» и центров «IT-куб».[15]

Решению важнейших государственных задач в области образования современной России безусловно способствует ретроспективный анализ трудов классиков отечественной педагогической науки и практики. Рассматривая историю развития идей выявления и развития одаренных учащихся, обратимся к взглядам Василия Александровича Сухомлинского - выдающегося советского педагога, публициста, писателя, создателя народной педагогики, гуманиста и великого гражданина свое страны. Искренняя любовь к детям и убежденность в своих идеях позволили ему воспитывать своих учеников в духе гуманной педагогики, в попытке разглядеть выдающееся в каждом, что способствовало формированию гармоничных личностей.

В одной из своих книг, Василий Александрович высказывает мысль о важности наблюдения и выявления уникального таланта подрастающего человека, о том, что к подростковому возрасту человек обязательно должен уметь делать что-то очень хорошо, лучше, чем это получается у других. «Очень важно, чтобы в годы детства каждый человек добился значительных успехов в любимом труде, наглядно увидел воплощение своих творческих способностей, овладел мастерством в любимом деле — конечно, в такой степени, в какой это доступно ребенку. Что-нибудь одно он должен научиться делать уже в школьном возрасте очень хорошо и красиво». [12, стр.140]

В другой работе, Василий Александрович отмечает: «Человек может с трудом успевать на «тройки» по основам наук... Но в чем-то должна блеснуть и навсегда загореться его неповторимая

грань. Я знаю четырнадцатилетнего мальчика, который еле усваивает элементарные школьные знания по всем предметам. В садоводстве же он - господин, властелин труда и мысли, настоящий мастер и творец; он так искусно умеет сформировать крону маленького саженца, что его работой любуются пожилые мастера; о ней говорят: красота! а о мастере - талант! Святая миссия наша - добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается его неповторимый талант.

Она, эта жилка, есть буквально в каждом человеке; если же, несмотря на все старания, никак не удается ее отыскать, - значит, к большому сожалению, упущен момент, когда эта жилка в человеке была, теперь ее нет и никогда не будет, человек на всю жизнь обречен быть сереньким, посредственным, заурядным.

Наша ответственность за человека заключается в том, чтобы не упустить того счастливого периода, момента, когда жилка таланта, творческой самобытности и самостоятельности -перед вами, ее можно открыть». [11, стр. 120]

Таким образом, важнейшей задачей профессионального труда педагога является не только выявление в каждом обучающемся его познавательных интересов, способностей, таланта, но и высокая ответственность за их своевременное выявление и развитие.

Систематизируя взгляды Василия Александровича по вопросу одаренности личности, заметим, что в его работах чаще всего встречаются термины «одаренность», «талант», «задатки», «наклонность», «способность» (в особенности, «к способности через труд»), «дар».

Анализируя психолого-педагогические понятия и термины, используемые В.А. Сухомлин-ским в период педагогической деятельности, мы на основе современных педагогических словарей можем отметить, что ключевые семантемы принципиально не изменились, а лишь дополнены, что схожими они были и в период работы по написанию трудов Василием Александровичем Сухомлинским.

Так в словаре «Педагогика: словарь системы основных понятий» предлагается общее определение способностей, которое потом распределяется на уровни: «способности - качества личности, определяющие успешность овладения определенной деятельностью». [6]

Педагогический тезаурус определяет одаренность как «высокий уровень развития способностей и склонностей ребенка, обеспечивающий особые успехи в деятельности, которой он занимается» [13], а терминологический словарь педагогики досуга отмечает, что одаренность - это «значительное, по сравнению с возрастными нормами, опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных или других) детей». [7]

Наиболее известным высказыванием Василия Александровича Сухомлинского относительно одаренности является следующее: «Одаренность человека - это небольшой бутон, росточек, только пробившийся из земли и нуждающийся в большом внимании. Его надлежит баловать и растить, заботиться о нем, сделать все, чтобы он вырос и дал богатый урожай». [12] При этом, В.А. Сухомлинский справедливо отмечает: «Я далек от умиления природной одаренностью, далек от мысли, что каждый ребенок - поэт по своей природе. Поэта в душе пробуждает человеческое чувство прекрасного. Без воспитания этого чувства ученик останется равнодушным к красоте природы и слова, существом, для которого бросить камушек в воду и в поющего соловья - одно и то же». [12, стр. 116] Термин «талант» определяется в Словаре современного образовательного процесса, основных терминов и понятий как «высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных». [9] Заметив педагогический талант в одной из своих учениц, Василий Александрович пишет: «Постоянное общение с детьми было для Оли не обязанностью, а духовной потребностью. Я считаю эту потребность ярким, замечательным талантом - талантом человечности. Тот, кто обладает им, становится прекрасным педагогом и находит в своем труде большое счастье.

Присмотритесь внимательно к детям в школьном коллективе, и вы увидите мальчиков и девочек, которые не могут жить без того, чтобы не делать чего-то для своих маленьких друзей». [12, стр.141] А педагогам, уже состоявшимся в качестве профессионалов, В.А. Сухомлинский советует: «не забывай еще одной очень важной, прозаической истины: учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безгра-

ничной любовью к своему труду и прежде всего к детям, чтобы на долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума, свежесть впечатлений, восприимчивость чувств - без этих качеств труд педагога превращается в муку». [11] Важной основой воспитания Василий Александрович считал труд. Именно через труд считал он возможным раскрыть задатки и способности своих учеников. В работе «Сердце отдаю детям» Сухомлинский писал: «Главная цель, которую я ставил, вовлекая детей в этот труд, - пробудить задатки и наклонности, дать радость творчества, выработать умения и навыки, необходимые в будущем. Я стремился увлечь ребят примером: показывая им наглядно, как обрабатывать дерево и металл, как пользоваться инструментами. Мастерство того, кто учит, - это искра, зажигающая огонек наклонности, пробуждающая вдохновение. Наше занятие в рабочей комнате началось с того, что я на глазах у ребят сделал из дерева игрушечную кроватку для куклы. Чем больше маленькая кроватка становилась похожей на настоящую кровать, тем ярче горели детские глаза: малыши стремились принять участие в работе... Но природа не способна сама по себе творить чудеса — развивать естественные силы ребенка, воспитывать его разум, обогащать мышление. Без активных усилий, без труда нельзя раскрыть и познать ее тайн. Лишь тогда, когда человек делает первый сознательный шаг для того, чтобы использовать силы природы, она вознаграждает его вначале скупо, а потом все щедрее, по мере того, как человек прилагает новые усилия, познавая и одновременно создавая. Чем больше дети трудятся, тем больше тайн природы раскрывается перед их сознанием и тем больше нового, непонятного видят они перед собой. Но чем больше непонятного, тем активнее мысль; недоумение — это самая верная «затравка» мышления». [12, стр. 138]

Очень важными являются наблюдения В.А. Сухомлинского о процессуальности развития одаренности личности «Задатки, способности и наклонности - как цветущий куст розы; одни цветы отцветают, другие раскрывают свои лепестки. У каждого ребенка всегда было несколько увлечений, иначе нельзя и представить богатой духовной жизни детей. Но в чем-то одном каждый ученик проявлял себя наиболее

ярко. До тех пор, пока ребенок не достигал значительных успехов в каком-нибудь виде труда, он не запоминался как личность. Но как только труд стал доставлять глубоко личную радость, появлялась человеческая индивидуальность... Каждый ученик занимался в эти часы трудом по душе. Я шёл с детьми сегодня в один уголок любимого труда, завтра — в другой. В каждой группе были ребята, у которых ярко раскрывалась наклонность к определенному виду деятельности. Они становились организаторами маленьких трудовых коллективов, увлекали товарищей своим примером». [12, стр.140]

Осмысленному восприятию величия педагогических взглядов В.А. Сухомлинского и их адаптации в современных условиях спо-

собствовали материалы сборника по итогам международной научно-практической конференции «Реализация идей В. А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения)» и, в частности, статьи В.Г.Рындак, А.В. Кирьяковой, С.М. Каргапольцева, Н.А.Каргапольцевой. [1]-[3], [8].

Труды В.А. Сухомлинского безусловно открывают современному педагогу уникальные возможности понимания сущности ключевых терминов и процессов в области выявления и развития способностей, одаренности и талантов растущего человека и являются ценностным основанием технологического инструментария каждого учителя в решении общественно-государственных задач современного образования.

09.06.2023

Список литературы:

1. Каргапольцева, Н. А. Гуманистические идеи в педагогических системах В. А. Сухомлинского и М. Монтессори / Н. А. Каргапольцева // Реализация идей В. А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения): Международная научно-практическая конференция. Сборник статей. В 2-х томах, Оренбург, 15-17 мая 2018 года / Научный редактор В.Г. Рындак. Том 1. - Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2018. - С. 67-70. - EDN WCRYLG.

2. Каргапольцев, С. М. Задачи и законы музыкального воспитания в свете основных идей педагогики музыки В. А. Сухом-линского / С. М. Каргапольцев // Реализация идей В. А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения): Международная научно-практическая конференция. Сборник статей. В 2-х томах, Оренбург, 15-17 мая 2018 года / Научный редактор В.Г. Рындак. Том 2. - Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2018. - С. 9-12. - EDN UZJUPQ.

3. Кирьякова, А. В. Аксиологические идеи В. А. Сухомлинского в теории и практике образования / А. В. Кирьякова // Реализация идей В. А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения): Международная научно-практическая конференция. Сборник статей. В 2-х томах, Оренбург, 15-17 мая 2018 года / Научный редактор В.Г. Рындак. Том 1. - Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2018. - С. 95-100. - EDN XZJRHV.

4. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [сайт]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/

5. Национальный проект «Образование»: [сайт]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/

6. Новиков А.М. Н73 Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.:Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.

7. Педагогика досуга: терминологический словарь: словарь / составитель О. Н. Хахлова. — Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2007. — 88 с. — ISBN 5-87978-392-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e. lanbook.com/book/43262

8. Рындак, В. Г. Познание жизни и научно-педагогической деятельности В. А. Сухомлинского сквозь призму биографии / В. Г. Рындак // Реализация идей В. А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения): Международная научно-практическая конференция. Сборник статей. В 2-х томах, Оренбург, 15-17 мая 2018 года / Научный редактор В.Г. Рындак. Том 1. - Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2018. - С. 5-23. - EDN XZJQUP.

9. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины - авторы-составители М. Ю. Олешков, В. М. Уваров -МОСКВА:, 2006. - 143 с.

10. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики / сост. и авт. вступ. ст. Г.Д. Глейзер. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвила, 1997.

11. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека: педагогическое наследие / В. А. Сухомлинский. - М.: Педагоги-ка,1990. - 288с.

12. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа,1974. - 288с.

13. Тютькова И.А. Педагогический тезаурус. - М.: В. Секачев, 2016. - 160 с.

14. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ). [Электронный ресурс]: сайт информационно-правового портала Гарант: https://base.garant.ru/70291362/

15. Федеральный проект «Успех каждого ребенка»: [сайт]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/success/

References:

1. Kargapoltseva, N.A. (2018) Humanistic ideas in the pedagogical systems of V. A. Sukhomlinsky and M. Montessori. Implementation of the ideas of V. A. Sukhomlinsky in the theory and practice of modern education (to the 100th anniversary of his birth): International Scientific and Practical Conference. Digest of articles. In 2 volumes, Orenburg, May 15-17, 2018 / Scientific editor V.G. Ryndak. Volume 1. Orenburg: Orenburg State Pedagogical University, pp. 67-70. EDN WCRYLG.

2. Kargapoltsev, S.M. (2018) Tasks and laws of musical education in the light of the main ideas of music pedagogy by V. A. Sukhomlinsky Implementation of the ideas ofV. A. Sukhomlinsky in the theory and practice of modern education (to the 100th anniversary of birth): International Scientific and Practical Conference. Digest of articles. In 2 volumes, Orenburg, May 15-17, 2018 / Scientific editor V.G. Ryndak. Volume 2. Orenburg: Orenburg State Pedagogical University, Pp. 9-12. EDN UZJUPQ.

3. Kiryakova, A.V. (2018) Axiological ideas of V. A. Sukhomlinsky in the theory and practice of education. Implementation of the ideas of V. A. Sukhomlinsky in the theory and practice of modern education (to the 100th anniversary of his birth): International scientific and practical conference. Digest of articles. In 2 volumes, Orenburg, May 15-17, 2018 / Scientific editor V.G. Ryndak. Volume 1. Orenburg: Orenburg State Pedagogical University, Pp. 95-100. EDN XZJRHV.

4. National project «Education». URL: https://edu.gov.ru/national-project/

5. Novikov, A.M. (2013) H73 Pedagogy: a dictionary of the system of basic concepts. M.: IET Publishing Center, 268 p.

6. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. URL: https://minobrnauki.gov.ru/

7. Authors-compilers Oleshkov, M.Yu. and Uvarov, V.M. (2006) Modern educational process: basic concepts and terms. MOSCOW, 143 p.

8. Compiled by Khakhlova, O.N. (2007) Pedagogy of leisure: terminological dictionary: dictionary. Ufa: BSPU named after M. Akmulla, 88 p. ISBN 5-87978-392-8. Text: electronic // Doe: electronic library system. URL: https://e.lanbook.com/book/43262

9. Ryndak, V.G. (2018) Knowledge of the life and scientific and pedagogical activity of V. A. Sukhomlinsky through the prism of biography. Implementation of the ideas of V. A. Sukhomlinsky in the theory and practice of modern education (to the 100th anniversary of his birth): International Scientific and Practical Conference. Digest of articles. In 2 volumes, Orenburg, May 15-17, 2018 / Scientific editor V.G. Ryndak. Volume 1. Orenburg: Orenburg State Pedagogical University, Pp. 5-23. EDN XZJQUP.

10. Sukhomlinsky, V.A. (1997) Anthology of humane pedagogy / comp. and ed. intro. Art. G.D. Glaser. M.: Ed. house of Shalva Amonashvil.

11. Sukhomlinsky, V.A. (1990) How to educate a real person: pedagogical heritage. M.: Pedagogy, 288 p.

12. Sukhomlinsky, V.A. (1974) I give my heart to children. Kyiv: Radyansk school, 288 p.

13. Tyutkova, I.A. (2016) Pedagogical thesaurus. M.: V. Sekachev, 160 p.

14. Federal Law of the Russian Federation «On Education in the Russian Federation» (dated December 29, 2012 N 273-FZ). Website of the legal information portal Garant: https://base.garant.ru/70291362/

15. Federal project «Success of every child». URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/success/

Сведения об авторах:

Каргапольцева Наталья Александровна, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Института социальных и гуманитарных наук Оренбургского государственного университета,

доктор педагогических наук, профессор E-mail: karna1@yandex.ru Orcid-id: https://orcid.org/0000-0002-7290-0847

Каргапольцева Дарья Сергеевна, старший преподаватель кафе кафедры общей и профессиональной педагогики Института социальных и гуманитарных наук Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук https://orcid.org/0000-0003-3964-9205

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, д. 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.