УДК 343.3/.7
Бардина Д.А., Коновалова Е.А.
ВЗГЛЯДЫ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕНЫХ - КРИМИНАЛИСТОВ НА ПРОБЛЕМУ КВАЛИФИКАЦИИ РЕЙДЕРСТВА КАК ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Бардина Дария Алексеевна, студентка третьего курса юридического отделения гуманитарного факультета; Коновалова Елена Андреевна, к.ю.н., доцент, доцент кафедры криминалистики и уголовного права юридического отделения,
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., 9 e-mail: [email protected];
В статье рассматриваются проблемы квалификации рейдерства, вопросы возможности определения рейдерства как самостоятельного преступления, определения элементов состава этого преступления.
Ключевые слова: рейдерство, признаки преступления, уголовно-правовая квалификация, состав преступления.
THE VIEWS OF MODERN SCIENTISTS -CRIMINALISTS ON THE PROBLEM OF THE QUALIFICATION OF THE RAID OF CRIME
Bardina D.A., Konovalova E.A.
D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia
The article deals with problems of raiding qualification, questions the possibility of determining raiding as a separate crime, identifying the elements (the corpus delicti) of the crime.
Keywords: raiding, signs of a crime, criminal-legal qualification of the crime.
В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208, были обозначены основные задачи, реализующие такое важное направление как обеспечение безопасности экономической деятельности. В частности, ст.22, п.2 этого документа относит к этим задачам профилактику, предупреждение и предотвращение рейдерских захватов, иных преступных и противоправных действий в хозяйственно-финансовой сфере.
Однако борьба с данными преступными проявлениями крайне затруднена. Существует ряд проблем, не позволяющих или затрудняющих квалификацию рейдерства как преступления. К ним можно отнести и правовую неграмотность, и правовой нигилизм, и могучее лобби: ведь бюджет рейдерских интересов - более 200 миллиардов рублей ежегодно [1].
Квалифицировать рейдерство как преступление трудно и по причине отсутствия в российской научной среде единой позиции по этому вопросу: имеются исследователи и, даже,
высокопоставленные государственные деятели утверждающие, что рейдерство является положительным элементом рыночной экономики в силу того, что рейдеры отсеивают нежизнеспособные предприятия, являясь некими «чистильщиками рынка». Данная точка зрения является в корне ошибочной, так как при рейдерских захватах используются противозаконные методы, это в любом случае является преступлением, а
потому не может считаться благоприятным явлением.
В 2009 - 2010 годах в законодательство РФ были внесены изменения и уголовный закон дополнили несколькими новыми статьями, направленными на борьбу с рейдерством.
Но почти десятилетний опыт применения этих статей показал, что «антирейдерские» составы, демонстрируют низкую законодательную технику, а отсутствие разъяснений по их применению позволяет рейдерам легко обходят законодательство, используя при этом апробированные ранее схемы. И более того, эти правовые нормы зачастую сами применяются для неправомерного давления на предприятия-цели.
Анализ этой ситуации приводит к выводу о том, что участники рынка имеют набор новых дополнительных инструментов уголовно-правового давления. Таковыми, например, с введением поправок в законодательство стало для рейдеров приобретение миноритарного пакета акций и истребования информации от общества, позволяющие обращаться с заявлениями об инициировании возбуждения уголовных дел в правоохранительные органы.
Расплывчатость формулировок статей закона, в частности ст. 185.4 УК, позволяет квалифицировать как преступление всякое препятствие для осуществления прав владельцев ценных бумаг, если оно приводит к крупному ущербу. Рейдеры используют несовершенство законодательных формулировок, чтобы, создав видимость такого ущерба, инициировать возбуждение уголовных дел
при самом незначительном несоответствии действий общества корпоративному законодательству.
Расплывчатые формулировки позволяют возбудить уголовное дело при отсутствии к тому правовых оснований и против нестандартных субъектов - рядовых сотрудников предприятий под мнимым предлогом нарушения прав рейдеров, что в свою очередь позволяет оказывать давление на менеджмент предприятия-цели.
Уголовные дела, возбуждаемые
правоохранительными органами, предусматривают такие процедуры как выемка документов, обыски. Такое давление угрожает стабильности компании, усиливает риски банкротства и, как следствие, позволяет рейдерам достичь положительного результата.
Все это утверждает в понимании того, что без отдельной статьи «рейдерство» статьи-поправки (170.1, 185.2, 185.3, 185.4, 185.5 и 285.3) должным образом работать не будут.
В своих научных статьях Алехина А.В., несмотря на перечисленные выше факторы, выступает против идеи введения в законодательство самостоятельной нормы, которая предусматривала бы ответственность за криминальное рейдерство. Свою позицию она объясняет высокой мобильностью экономической преступности, утверждая, что способы захвата управления в хозяйственном обществе, отвечая реалиям времени, претерпевают изменения: наблюдается отказ от силовых методов захватов пользу
интеллектуальных. В связи с этим, не представляется возможным создать
унифицированную уголовно-правовую норму, способную отвечать всем вызовам в борьбе с рейдерами в долгосрочной временной перспективе. Она отмечает, что криминальное рейдерство на современном этапе - это почти всегда целый ряд действий и определенных стадий захвата, а в действующем уголовном законодательстве уже существуют статьи, по которым определена ответственность за них, и нет необходимости в объединении всех существующих норм в единую [2].
Современная криминологическая наука высказывает опасения по поводу вторжения уголовного права в сферу регулирования экономики. Это приводит к недооцениванию уголовно-правовых возможностей противодействия рейдерству. А криминализация экономических отношений, как показывает история России и особенно ее Новейшая история, приводит к стимулированию развития организованной экономической преступности.
Рейдерство, безусловно, относится к сфере деятельности организованной экономической преступности и бороться с ним необходимо путем радикального уголовно-правового инструментария.
В этой связи и по непосредственному указанию Президента России Д.А. Медведева, в 2009 г. УК РФ пополнился новыми поправками, которые стали называться "антирейдерскими".
Работа в данном направлении ведется достаточно долго, и на рассмотрение в Государственную Думу с 2007 г. неоднократно вносились законопроекты, одни из которых регламентировали усиление уголовной
ответственность по уже существующим в УК составам, другие шли по пути криминализации отдельных деяний, сопряженных с рейдерскими захватам. В результате был разработан законопроект, вступивший в силу 30 октября 2009 г. (Федеральный закон от 30 октября 2009 г. N 241-ФЗ). Но уже сейчас он вызывает множество нареканий
По мнению М. Ф. Мусаеляна, необходимость введения самостоятельной статьи в УК РФ, которая регламентировала бы и ужесточало уголовную ответственность за данный вид преступного деяния, возникла уже давно. Он предлагает гл. 24 «Преступления против общественной безопасности» разд. IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» УК РФ пополнить отдельной ст. 227.1 «Рейдерство», предусматривающей ответственность за незаконный захват объектов чужой собственности, предприятий и их имущества с целью завладения, повлекший причинение ущерба в крупном размере. Другие части этой статьи должны содержать квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки рейдерства[3].
Яковлева Д. Р., поддерживая мнение Мусаеляна о введении статьи 227. 1 в УК РФ, акцентирует внимание на том, что существующее уголовно -правовое регулирование противодействия рейдерству имеет ряд слабых сторон. Так, например, в уголовно-правовом законодательстве не содержится квалификация всех деяний, посредством которых имеется возможность совершить рейдерские захваты. Нормы уголовного законодательства слабо адаптированы к специфике этой категории преступлений. Решить данную проблему она предлагает, введя в УК РФ статьи, направленные на борьбу с рейдерством [4]. Она считает, что ситуация с рейдерством и необходимость эффективности в борьбе с ним требует изменения законодательства.
Карягина О. В., Колычев Р. А. также видят необходимость введения в теорию и практику уголовного законодательства терминов
«рейдерство», «рейдерский захват».
Кроме того, существуют еще два научнообоснованных подхода. Сторонники первого придерживаются мнения, что дополнение ч.1 ст. 63 УК РФ пунктом, отягчающим наказание при рейдерстве является решением назревших проблем. Приверженцы же второго считают, что рейдерству можно противостоять, используя уже имеющийся уголовно-правовой инструментарий. По мнению Зенкина А.Н., поддерживающего эту точку зрения, Особенная часть действующего УК РФ содержит достаточно статей, квалифицирующих действия лиц при рейдерском захвате [5].
В.В.Долинская уверена, что средства уголовного судопроизводства в корпоративных конфликтах искусственно криминализируют и предупреждает о нерациональности этого явления как в экономической, так и в социальной проекции [6]. Однако, данная точка зрения представляется необоснованной, в связи с тем, что имеющиеся статьи УК РФ не позволяют бороться с рейдерскими преступлениями на должном уровне, и этот факт подтвержден практикой последних лет.
Схоже с вышеуказанными и мнение А. Шуркина, утверждающего, что движение в сторону ужесточения наказания не означает возможность его предотвращения [7]. В связи с этим он предлагает внести некоторые изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Думается, что вышеуказанные изменения законодательства все же не должны ограничиваться гражданско-правовой сферой. Помимо этого, он также предлагает внести изменения в Уголовный кодекс РФ. Причем они должны коснуться не увеличения срока наказания за совершение подобных преступлений, а введения квалифицирующего признака «захват активов юридического лица».
Аналогично Прожерина А.Н. предупреждает, что, совершенствование предупреждения, борьбы с этими криминальными явлениями лежит не только в области уголовно-правового регулирования. Она обращает внимание на необходимость изменения административных механизмов, контролирующих рыночные процессы и возможности сферы экономического законодательства [8].
Таким образом, систематизируя взгляды современных ученых-криминалистов на проблему квалификации рейдерства как преступления, хочется отметить, что на решение указанной проблемы существует несколько точек зрения, а именно:
1) необходима реформа уголовно-правового законодательства, в частности введение отдельной статьи, регламентирующей ответственность за рейдерство.
2) необходима реформа уголовно-правового законодательства, однако во введении отдельной статьи, регламентирующей ответственность за рейдерство, нет необходимости, так как с этой ролью на должном уровне справляются иные статьи УК РФ.
3) необходима реформа уголовно-правового законодательства, в частности введение в отдельные
статьи УК РФ занятие рейдерской деятельностью как квалифицирующего признака.
4) в реформе уголовно-правового законодательства нет нужды. Борьба с рейдерством должна осуществляться средствами гражданского, административного, финансового законодательства.
Исследовав состояние законодательства, криминогенную обстановку и настоятельные потребности развития российской экономики следует прийти к выводу о возможности выделения рейдерства отдельным видом уголовно наказуемого деяния, сформулировав отдельную статью УК РФ «Рейдерство» и создав отдельную главу о защите бизнеса в Особенной части УК РФ.
Список литературы
1. Андреева, Л. А. Рейдерство (уголовно-правовой аспект) // Актуальные проблемы уголовного права, процесса и криминалистики: сборник материалов II Международной научно-практической конференции: в 2 томах / Под ред. Ю. О. Гурджи, А. М. Пригула. - М.: Международный гуманитарный университет. - 2010. - Т1. - С. 24.
2. Алехина А.В. Криминальное рейдерство: уголовно-правовой и криминологический аспекты: диссертация ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Алехина А.В. - Нижний Новгород, 2013. - 210 с.
3. Мусаелян, М. Ф. Рейдерство: понятие, виды и пути противодействия. / М. Ф. Мусаелян // Журн. рос. права. - 2010. - № 11. - С. 38
4. Яковлева, Д. Р. Правовые вопросы противодействия рейдерским захватам / Д. Р. Яковлева. - М.: Юрист. - 2011. - № 13. - С. 27.
5. Зенкин, А. Н. Уголовно-правовая защита прав граждан от рейдерского захвата / А. Н.Зенкин // Рос. юстиция. - 2011. - № 1. - С. 52-54
6. Долинская, В. В. Криминализация корпоративных конфликтов // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2011. - № 3. - С. 8.
7. Шуркин, А. Уйти от рейдера: два мнения [Электронный ресурс] / А. Шуркин // КонсультантПлюс: справочная правовая система. -Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения - 05.05.2018).
8. Прожерина А.Н. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с противоправным поглощением юридических лиц. -М.: Юрист. -2010. - С. 18-21.