С.В. Филимонов
Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова; Общество православных врачей Санкт- Петербурга
■ С современных позиций биомедицинской этики и высокого профессионализма врачам-гинекологам следует учитывать в своей клинической практике большое разнообразие мнений среди представителей различных конфессий по вопросу контрацепции
и реализации личностного и целостного акта супружеской любви.
■ Ключевые слова: контрацепция, супружеские отношения, секс, иудаизм, мусульманство, христианство, католичество, православие
ВЗГЛЯДЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ НА ВОПРОСЫ КОНТРАЦЕПЦИИ И СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Ушедший XX век, особенно вторая его половина, поставил под угрозу институт семьи. Либерализация сексуальных отношений отрыв родителей от ответственности, связанной с деторождением, распространение абортов, широкая пропаганда противозачаточных средств, рост случаев добровольной стерилизации привели в целом к снижению рождаемости [6].
Манипулирование супружеским актом в его личностной объективности и целостности, когда находит свое выражение только психологически эмоциональная, а не детородная сторона или он носит характер только физиологического совокупления, а не эмо-ционально-духовного союза — основной вид современных взаимоотношений между половыми партнерами.
Нас заинтересовал вопрос: какие указания на супружеские отношения содержатся в материалах медико-социальных доктрин различных религиозных конфессий.
Наиболее разработанным вопрос предохранения от беременности оказался у представителей иудаизма.
Вопрос о допустимости с точки зрения иудаизма тех или иных противозачаточных средств является сложным. Это связано с установлениями иудаизма, обусловливающими супружеские взаимоотношения [2, 3, 12]. В частности, это относится к «законам ниды» (ритуальной чистоты женщины), достаточно сложным и скрупулезно-детализированным в религиозном законодательстве [11]. Основные принципы таковы:
1. Еврейская супружеская пара, соблюдающая религиозные предписания относительно брака, воздерживается от близости в течение первых 12 дней месячного цикла или более, если менструальное кровотечение длится более пяти дней, так как основной принцип состоит здесь в том, что после полного окончания менструации должно пройти еще 7 «чистых от кровотечения» дней.
2. Любые признаки кровотечения, даже ничтожно малые, если они имеют источником эндометрий (внутренний слой матки) и вызваны колебаниями гормональной системы, создают для женщины статус «ниды» с последующим соблюдением процесса очищения, как это описано выше. Если кровотечение вызвано механическим повреждением тканей, то эта кровь не считается менструальной, обусловливающей статус «нида». В ситуации, когда у женщины нет кровотечения, как при беременности, так и при климактерическом прекращении менструаций с возрастом — она более не становится «нида», и интимные отношения разрешены.
3. Следствием этих законов, разделяющих мужа и жену в интимном плане на 2 недели каждый месяц, является, в частности, как сохранение сексуального влечения между супругами на много лет, так и увеличение вероятности зачатия. Однако они же могут быть иногда источником проблем. А именно, если женщина имеет относительно короткий месячный цикл, например, 24 дня, то супружеская пара может оказаться бездетной, поскольку интимные отношения между супругами могут прийтись на пери-
■ ШШШШ:ШВА»Ж£НЄті)Ш1йНЙ том им ВЫПУСК 2/2004
ISSN 1684-0461
од, когда зачатие невозможно. В таких случаях необходима медицинская помощь. Она может выражаться, например, в гормонотерапии для продления цикла и отсрочки овуляции (в случае, если эти гормоны не вызывают выделения крови в середине цикла) [12].
Кроме законов «ниды», подход иудаизма, относящийся к сфере интимных отношений, основывается на основе трех принципов происхождения человека по Торе [9].
1. Предписание Торы о семейной жизни состоит из двух слов: «плодитесь» и «размножайтесь» — «пру у-рву» (Берешит/Бытие 1:28). Чтобы исполнить повеление «плодитесь», достаточно иметь одного ребенка. Но рождение одного ребенка еще не обеспечивает «умножения» рода, Тора ведь говорит «...и размножайтесь», то есть предписывает иметь много детей. Ответственность за исполнение данной заповеди лежит на мужчине. Тора считает, что женщина естественно склонна к тому, чтобы иметь детей, поэтому не накладывается на нее особой обязанности в этом вопросе (кроме того, чтобы позволить мужу ее исполнить). Таким образом, любое число детей является желательным. Однако, что касается обязательного «нижнего предела» для исполнения этой заповеди, существует несколько подходов. Школа великого Гилеля придерживалась того мнения, что достаточно родить одного мальчика и одну девочку. (Такому варианту отдавалось предпочтение между двумя детьми одного пола, так как в этом случае супруги внесли более «полноценный» вклад в воспроизведение населения). Есть мнение, что троих детей для минимального выполнения заповеди в любом случае достаточно, но другое мнение говорит, что обязательно надо иметь и сыновей и дочерей. В этом случае отец, у которого уже есть, например, несколько сыновей, все еще не исполнил заповеди полностью, пока у него не появилась дочь.
2. Половая близость в иудаизме отнюдь не рассматривается исключительно как средство продолжения рода. Библейский принцип «она-та» (Шмот/Исход 21:10) — «она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития» — утверждает право женщины на получение удовлетворения от интимной жизни, а предоставить это — прямая обязанность мужчины! Это принципиальное положение иудаизма было сформулировано за три тысячи лет до «сексуальной революции» в западном обществе.
3. Третий принцип основывается на запрете «излияния семени на землю» (впустую). Это положение опирается на библейское повествование об Онане, которого Бог наказал за то, что,
женившись на вдове своего брата, он, «когда входил к ней, ронял семя на землю, чтобы не дать потомства брату своему» (Берешит/Бытие 38:8-10). На этом основании, а также ввиду того, что заповедь «пру у-рву» — «плодитесь и размножайтесь» — является прежде всего обязанностью мужчины, были сформулированы законы, запрещающие прерванное половое сношение, а также средства, при которых семя «изливается наружу».
В соответствии с вышеуказанным отношение к разным средствам контрацепции в иудействе неоднозначно.
Стерилизация. Необратимая стерилизация, кроме того, что она противоречит принципу «плодитесь и размножайтесь», приравнивается к нанесению увечья и поэтому запрещается. Она может быть допущена только в случае абсолютной медицинской необходимости.
Предохранение по циклу (расчет дней). В принципе, этот метод допустим, поскольку он вообще не предполагает вмешательства в сам половой акт. Проблема, однако, может возникнуть в ситуации, когда сочетание этого метода с соблюдением периода «нида» может означать полное воздержание от половой близости. Поэтому реально этим методом зачастую невозможно воспользоваться. Кроме того, даже если это не приводит к полному воздержанию, то резкое сокращение периода интимной жизни, которое является следствием этого метода, может вызвать напряженность в семье и тем самым неблагоприятно отразиться на ее жизни вообще.
Презерватив. Пользование презервативом запрещается. Вообще, все мужские противозачаточные средства крайне нежелательны, поскольку исполнение заповеди «пру у-рву» возлагается именно на мужчину. Только в самых исключительных случаях, например, когда беременность является опасной для здоровья женщины, а по каким-то медицинским причинам использование ни одного из женских противозачаточных средств невозможно и не будет возможно, презерватив может быть разрешен. Здесь обязательна консультация с раввином, являющимся специалистом в данном вопросе.
Колпачок. Наряду с применением противозачаточных таблеток, это наиболее приемлемое противозачаточное средство у традиционных евреев. Он не мешает нормальной половой близости, а всего лишь закрывает доступ спермы к матке, предотвращая тем самым оплодотворение яйцеклетки. Это средство не разрушает сперму. Однако поскольку он препятствует проникновению спермы в матку, есть немало галахических авторитетов, которые возражают против него. Хотя другие соглашаются с тем, что при необхо-
димости применения противозачаточных средств это наилучший выбор, тем более что он применяется не мужчиной, а женщиной.
ВМК (внутриматочные контрацептивы). Эти средства находятся на том же уровне приемлемости, что и «колпачок». При этом ВМК также вызывают множество разногласий. По мнению большинства ученых, механизм действия ВМК состоит в том, что они предотвращают прикрепление к стенке матки уже оплодотворенной яйцеклетки, а есть мнения, что это может явиться серьезным аргументом для возражения против их применения. С другой стороны, они не препятствуют нормальному половому акту, и это может быть доводом к их разрешению.
Оральные гормональные контрацептивы. Использование для контрацепции оральных противозачаточных средств, которые не вызывают необратимых изменений детородной функции, считается большинством раввинов наиболее допустимым средством для женщин в ситуации, когда само предотвращение беременности разрешено. Эти средства не мешают половой близости, и излияние семени происходит естественным путем без его уничтожения. Однако при применении этих препаратов возможны различные осложнения для женщины и ее будущего потомства. Кроме того, их использование может вызвать кровотечение, при котором женщина будет находиться в состоянии «нида» длительное время.
Таблетки типа «на следующие утро». Применение таблеток типа «на следующее утро» и «провоцирование менструации» является существенной проблемой, так как эти методы тесно связаны с провоцированием раннего выкидыша. Они могут разрешаться исключительно при условии жизненно важной необходимости для женщины, которой прочие виды противозачаточных средств и мер противопоказаны.
В Коране проблемы секса и любви трактуются реалистически. Секс создан Аллахом как единственный способ воспроизводства человеческого рода в ряду других Его созданий: «...И создали Мы вас парами». Любовь мужчины и женщины друг к другу не есть чувство, возникающее из случайной прихоти, мимолетного каприза людей. Любовь дана Аллахом как необходимая часть сексуальных отношений мужчины и женщины: «... устроил между вами любовь и милость» (Коран 30:21) [4].
Следовательно, с исламской точки зрения, сексуальное чувство мужчины к женщине, и наоборот, коренится в конституции человеческой природы, и в то же время есть орудие Божьего промысла. Иными словами, Ислам вобрал
в себя понимание секса как явления, обладающего онтологическим статусом в жизни человека, бытие которого без секса невозможно.
При этом в рамках исламского вероучения секс трактуется еще телеологически: секс не только самодостаточен, секс также есть цель. Он не только средство самореализации человека в его земной жизни. Секс есть также средство проявления трансцендентной силы, Воли Аллаха. Секс в Исламе рассматривается как проекция потустороннего, трансцендентного в посюстороннем, земном бытии человека.
О чувстве любви в Коране говорится как о явлении, прямо связанном с сексом, половыми отношениями мужчины и женщины. Статус любви и секса в Исламе качественно повышен. Если до возникновения Ислама араб просто любил и реализовывал себя в сексе, как ел, дышал и пил, то в рамках Ислама мусульманин осознавал еще и сакральное (священное) значение переживаемого им чувства любви и совершаемого полового акта с женщиной. Любовь и секс в Исламе оказались внутри объемного, трехмерного пространства: мужчина, женщина, и, свыше, Аллах. Соответственно, в Исламе секс в широком смысле, как весь разнообразный спектр взаимоотношений между мужчиной и женщиной, может реализоваться двумя взаимодополняющими друг друга путями. Во-первых, в виде чувственной страсти между мужчиной и женщиной, как половое влечение их друг к другу для удовлетворения их половых потребностей. Во-вторых, в виде чувства симпатии и расположенности духовного характера, позволяющего вызвать между мужчиной и женщиной любовь. Как и секс, любовь в Исламе стала рассматриваться как явление трансцендентного, божественного происхождения, не подчиняющееся сознанию, воле и капризам человека, если он оказался влюбленным [5].
В Исламе любовь рассматривается как необходимое условие полноценной реализации сексуальных отношений мужчины и женщины.
Необходимым условием физической близости является обоюдное достижение удовлетворения мужем и женой. Общепринятое мнение мусульман, что физическая близость должна удовлетворить не только мужчину, но и женщину. Если она, сойдясь с мужчиной, будет находиться в возбужденном состоянии, а мужчина, удовлетворившись, встанет, то это скажется на ней отрицательно. Такое несовпадение вызывает охлаждение чувств вплоть до отвращения.
Право женщины на полноценное удовлетворение ее сексуальных потребностей нашло и теоретическое обоснование у Имама аль-Газали.
Он писал: «Муж должен совокупляться с супругой минимум один раз в четыре дня, исходя из того, что у него могут быть четыре жены. Частоту близости с женой можно увеличивать и уменьшать, согласно ее потребности в этом, исходя из необходимости обеспечить ее супружескую верность. Обеспечение супружеской верности — обязанность мужа. Если он не сможет удовлетворить ее сексуальные потребности, то это подвергнет опасности ее супружескую верность» [5].
Ислам, таким образом, рассматривает женщину не просто как орудие удовлетворения сексуальных потребностей мужчины, но также как полноправного субъекта сексуальных отношений с признанием ее права на полное удовлетворение ее сексуальной потребности.
Итоги вышеизложенного рассмотрения любви и секса в рамках Ислама можно сформулировать в следующих положениях: любовь и секс в Исламе рассматриваются как явления не только самодостаточные, то есть как сущностные атрибуты бытия человека, но и как реализация трансцендентной силы, Воли Аллаха; любовь и секс между мужчиной и женщиной угодны Аллаху; Коран и Сунна Пророка Мухаммада высказываются в пользу симметрии прав и обязанностей мужчины и женщины в любви и сексе; Ислам однозначно осуждает все виды «нетрадиционной сексуальной ориентации», исходя из необходимости защиты семьи, основной функцией которой является воспроизводство человеческого рода, что является целью Божьего замысла.
Использования противозачаточных средства в мусульманстве имеет свои особенности. Исламские богословы считают, что их применение, «предпочтительней, чем избавление от нежелательной беременности с помощью аборта и поэтому использование современных контрацептивов вполне допустимо с точки зрения мусульманской морали» [8].
2000 лет христиане всего мира выступают против неестественных или искусственных способов контроля над рождаемостью как серьезных нарушений Божьего закона. Но сегодня контрацепция широко распространена, и ее мораль редко подвергается сомнению. Немногие представляют себе, что до 1930 года не было ни одной деноминации христианских верующих, которая одобряла бы использование контрацептивов.
В 1930 году англиканские епископы на Лам-бетской конференции Церкви Англии, отказываясь от своего собственного исторического осуждения контрацепции, одобрили использование контрацептивных методов для женатых
пар. В 1931 году Федеральный Совет Церквей в США (предвестник национального Совета Церквей) также дал одобрение, но отметил, что использование контрацептивов может стать причиной сексуальной распущенности. Его решение было подвергнуто критике другими христианскими лидерами, которые предупреждали о пагубных последствиях, несомненно повлияющих на христианские семьи и общество.
К 60-м годам позиции радикально изменились. В 1971 году ограничительные законы подвергались сомнению в случаях открытой раздачи контрацептивов на территории колледжей. Верховный Суд США постановил, что то, что было законно для женатых людей, должно быть законно и для неженатых. После этого правительству, начавшему заниматься «планированием семьи», то есть рекламой и распространением контрацептивов и финансовой поддержкой таких организаций, как Планирование Семьи из налоговых средств, не было оказано никакого значительного сопротивления. После 1973 года вовлечение правительства в эту сферу включало в себя услуги абортов.
Заповедь Бога: «Плодитесь и размножайтесь» и крик Евы: «Приобрела я человека от Господа» ясно провозглашают Разум Божий в Его Божественном Откровении и радость и благодарность за дар человеческой жизни. В Священном Писании нет даже намека на то, что супружеские пары могут делать себя бесплодными с помощью искусственных средств. В Писании жизнь — всегда дар Бога, и дети — благословение от Господина жизни. Дети желанны, они делают семью благоденствующей и государство сильным.
Католические священники считают подлинной задачей, чтобы в научном плане выработать методы, которые в полной мере способствовали бы реализации личностного и целостного акта супружеской любви, соединенного с ответственным отношением к проблеме деторождения; чтобы в воспитательном плане помочь супружеским парам осознать ритмы и богатство собственной сексуальности и репродуктивной способности, дабы их супружеская сексуальная жизнь могла бы реализовываться личностным образом, этически правильно и серьезно с медицинской точки зрения. Прежде всего супругам следует помнить, что действие ряда средств может быть и абортивным. С точки зрения католической этики выписывать противозачаточные средства не входит в функцию врача, задача которого лечить болезни или предупреждать их. Долг врача здесь виден в информировании опасности для здоровья применения противозачаточных средств, поэтому выписывать их обьективно недопустимо.
«Врач сможет и должен будет выписать лекарство, рекомендуемое как противозачаточное средство, только в том случае, когда оно предназначено для терапевтических целей, таких как лечение дисфункций (например, поликистоза яичников)» [7].
Представители Русской Православной Церкви считают, «что некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом» [10].
Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за каждого зачатого ребенка. Одним из путей реализации ответственного отношения к рождению незапланированных детей является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5) [1]. «Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь, прежде всего, о сохранении и укреплении семьи» [10].
В Русской Православной Церкови вопрос семейных отношений и контрацепции решается
сугубо индивидуально с каждой супружеской парой. Так, главной определяющей ценностью для православной церкви является незыблемость и устойчивость семьи. Поэтому Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к ... отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни» [10].
Таким образом, в каждой религиозной конфессии вопрос контрацепции решается по-своему, от полной свободы выбора в мусульманстве, до полного запрета в католичестве. Более индивидуально и гибко вопрос контрацепции решается в православии. Врачам-гинекологам следует учитывать в своей клинической практике такое разнообразие мнений среди представителей различных конфессий.
Литература
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. - М., 1989. - С. 1346.
2. Валенсен Жорж. Кошерный секс. (Евреи и секс ). - М.: «Крон-пресс», 2000.
3. Ефимова О. Иудаизм и этические проблемы биоэтики. Иерусалим: «Мана-хаим», 2001. - 82 С.
4. Коран. М.: «Управление внешних связей мусульманских организаций СССР». - 1992. - Т. 2 - С. 1169.
5. Любовь и секс в исламе. - М., 2003. - С. 1-2.
6. Силуянова И.В. Этика врачевания. Современная медицина и православие. - М., 2001. - С. 97-127.
7. Сгреча Э., Тамбоне В. Этика ответственности деторождения и контрацепция // Биоэтика. Учебник. -М.: Библейско-богословский институт Св. Ап. Андрея, 2002.-С. 209-224.
8. Социально-этические проблемы вспомогательных репродуктивных технологий (круглый стол в МГНЦ РАМН) //Журнал «9 месяцев», 2001. - июль-август,
№ 7-8.-С. 3-29.
9. Тора.
10. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. Сборник докладов и документов ( главы Х-ХИ). - СПб., 2000. - С. 192—200.
11. Элиягу Мордехай. Кицур Дархей Тахора. Пути чистоты. Законы ниды и чистоты семейных отношений. «Всемирный центр чистоты еврейской семьи» и «Мосдот Раби Давид у-Моше». - Иерусалим, 1992.
12. Jewish Values in Health and Medicine. Edited by Rabbi Levi Meier. University Press of America. Lanham, MD. 1995.