124
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
3. Теплов Б.М. психология музыкальных способностей // Избранные труды. - в 2 т. - М.: Педагогика. 1985. - Т. 1. - 328 с.
4. Умеркаева С.Ш. Воспитание художественного вкуса как музыкально-педагогическая проблема // Концепт. - 2015. - № 6.
ВЗГЛЯДЫ ПРЕДКОВ ПО ВОПРОСУ САМОВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
© Ходжаева С.С.1, Нигматова.М-М.1
Бухарский государственный университет, Республика Узбекистан, г. Бухара
Воспитания личности всегда была очень трудным, но творческим процессом в плане педагогики. Данная статья посвящена вопросам процесса воспитания личности и анализу самовоспитания предками. В статье освещены актуальные вопросы воспитания молодого поколения и направления пути развития этого процесса.
Ключевые слова: воспитания, нравственность, духовное наследие, совесть, труд, самовоспитание, культура, молодое поколение.
С достижением независимости Республики Узбекистан для внедрения в мировоззрению молодежи национальных ценностей были созданы широкие возможности педагогического характера. Это обосновывается следующими словами президента Р.Уз И.А. Каримова: «Будущее начинается с сегодняшнего дня. Если сейчас не обратим внимание на вопросы воспитания, упустим будущего. Мы ничего не жалеем для воспитания! Настоящие человеческие качества как духовное и нравственное очищение, вера, скромность, честность, честь, любовь и преданность не приходить само собой. На основе всех их лежит воспитания»
Опыт последних лет показывает, что религиозные ценности как вера, тактичность, скромность, человеколюбие занимает основное место в процессе воспитания. В плане этого большое значение имеет воспитательные основы священной книги зороастритов «Авесто».
«Авесто» бесценна в изучение вопросов многовековой истории, социально - экономической жизни, культуры а традиционные ценности наших предков. В «Авесте» прослеживается яркие призывы к стойкости веры, учебе, труду, справедливости, просвещение, скромности, дружбе, гуманизму и сохранение чистоты нашей родной земли. Известно, что критерием духов-
1 Старший преподаватель.
ного совершенства является такие черты как преданность к дружбе и Родине, прошение, гуманизм и воспитания. Такие строки для «Авесты» типичны. Вот некоторые из них:
«Если человек призывает к доброте, значит он сам добрый человек», «Умный своим умом должен освещать сердце неуча», «Умный должен поделится своими знаниями», «Сделать добро для людей самая священное дело», «Если кто не угомонит свои желания он не победит никого и ничего» и.т.д.
«Авесто» исторический памятник. В нем отражены вопросы обучение и воспитания молодежи. Такие вопросы «Авесты» как долг перед Родиной, ответственность, чистота помыслов, справедливость и взаимопомощь актуальны и на сегодня.
В наши дни созданы хорошие условия для передачи молодежи духовного наследия наших предков. В этом плане передача прогрессивных идей воспитания ислама также имеет большое значение. Известно, что многие течения экстремизма идеи ислама применяют как идеологическое оружие. Но идеи ислама не призывает к разрушительным выводам и наоборот они призывает духовной чистоте и гуманизму. Эти идеи помогают воспитать волю и преодолевать трудности жизни. А воля человека это основной инструмент самовоспитания личности. Просветительские идеи религии всегда были инструментами чистоты помыслов, праведной жизни и самокритики воспитательного характера. Объективная оценка на основе скромности, честности, чистоты, справедливости, свободы, разума и человеколюбие - это основы исламской идеи просвещения. А это в свою очередь является инструментом в деле воспитания нравственности, духовной очищение и самовоспитание. Для этого прежде всего надо выбрать, отбирать и систематизировать гуманистические идеи ислама.
В деле самовоспитания личности огромное значение имеет труды таких ученых-энциклопедистов, как Аль-Хорезми, Абу Наср Фараби, Абу Райхан Бируни, Абу Али Ибн Сина, Мирза Улугбек, представителей классической литературы Наваи, Бабур, Бедил, Саади Ширази, Ахмед Югнакий, Юсуф Хос Ходжиб, великих религиоведов Аз-Замахшарий, Гиждувани, Накшбан-ди, Нажмиддин Кубра, Ахмед Яссави, Хусейн Воиз Кошифий и.т.д.
Абу Наср Фараби пишет: «Цель воспитания тела - это достижение высшего счастья. Прежде всего должны знать что такое счастье, в чем состоит суть счастья. Высший цель достижение этого счастья и для этого человек всем своим телом должен стать меджнуном (пленником этого счастья). Он должен найти пути и средства добрых дел ведущий к этому счастью. Потом он должен делать добро для достижения этого счастья». По Фараби только труд и обучения молодых людей помогает осознать самого себя и стремится к самовоспитанию. Только разум, труд, способности, талант и стремление к
126
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
доброте помогает понят сущности социальных процессов и духовных явлений в обществе. Он будет счастливым. Но если человек стремится к превосходству, то для него закрывается пути истинного счастья.
«Умный человек такой человек, у которого с острым ум с добродетелью. Все свои способности и разум он направляет на добрые дела, держит и сохраняет себя от плохих дел. Такого человека можно назвать умным и правильно мыслящим». Видно, что идеи Фараби можно эффективно использовать в деле воспитания молодежи.
Изучение воспитательные идеи Абу Райхана Бируни подготавливает фундамент для формирования духовности, самовоспитания личности и достижения счастья молодыми людьми. Бируни считает, что если человек сдерживает свои желания и начинает искоренит свои недостатки, то он может изменит свой нравственный облик и стиль жизни. Бируни остро критикует стремление к уровню не совпадающие со своим положением в обществе, потенциалом разума и нравственностью отдельного человека. Бируни сторонник объективной оценки духовного потенциала молодежи. Он указывает на правильный подход в деле воспитания.
В книге «Канон врачебной науки» Авиценна на ряду с деятельностью нервной системы и физиологии организма даёт полную информацию о духовных процессах в человеке. В книге «Донишнома» (Мудрости) основы знания воспитания делятся на теоретические и практические части. В свою очередь практические части делятся на три вида:
1) управление государством;
2) управление своим домом;
3) управление самого себя.
Видно, что Авиценна не только осознал практичность знаний но и их точно разделил на четкие виды. Управление государством, народом, своим домом, семёй в обществе по Авиценне основывается на систему духовности нравственности той цивилизации. Авиценна считает, что объективная потребность рождает стремление к получению знания. Насыщение потребности и решения разных проблем опирается на потенциал знаний и духовности человека. Духовность сформированный на основе знаний, способности и опыта совершенствует самого человека. Авиценна указывает на воздержания от отрицательных черт духовности и это жадность, злость, обман, ревность, месть, ложь, навет и.т.д.
Идеи Авиценны бесценны в деле самовоспитания молодого поколения. В произведениях «Хайрат ул аброр», «Махбуб ул кулуб» великий мыслитель Наваи даёт очень оригинальные оценки на совершенства духа, воспитанию тактичности, способности, таланту, духовной культуры и отношениям с окружающими людьми. По Наваи нравственные критерии основа воспитания
ребенка и с детства у ребенка должны сформировать чувство ответственности перед своими поступками. Добродетель и щедрость высшая точка воспитания человека и человек всегда должен помогать нуждающимся. Без этого человек похоже на улитку без янтаря или на тучу без дождя. Идеи На-ваи по воспитанию трудных детей актуальны и в наши дни.
На основе вышеприведенных данных можно констатировать, что наши предки большое внимание уделяли вопросам самовоспитания личности своих детей. Указы мыслителей об идеи воспитания «совершенного человека», личности и нравственных основ в детях практичный во все времена развития нашего общества. Чтобы эффективно использовать богатую духовную наследия надо выполнить следующие:
1. Фундаментально освоит духовную наследию наших предков.
2. Иметь высокое педагогическое мастерство.
3. Быть коммуникабельным в общение с молодым поколением.
4. Сформировать высокую духовность у самих учителей.
5. Для самовоспитание личности молодых людей найти эффективные методы и средства педагогического характера.
Список летературы:
1. Темирова С. Народные традиции в системе нравственного воспитания: автореф. дисс. пед. наук. - Т., 1970. - 18 с.
2. Алишер Навоий. 7-том. «Хамса», «Хайрат ул-аброр». - Т.: Фан, 1991. -390 б.
3. Стрекозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. - М.: «Просвешение», 1976. - 205 с.
4. Хасанов Т. Теоретическое и методическое основы воспитания дисциплинированности и культуры поведения младщих школьников (на материалах школ Узбекистана). - Т.: Фан, 1968. - 120 с.
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Шкежева Л.Ю.1
Кабардино-Балкарский государственный университет им Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
Статья посвящена проблеме исследования мотивации учебной деятельности у младших школьников, представлены результаты уровня
школьной мотивации учащихся.
1 Магистрант 1 года обучения.