Научная статья на тему 'Семейные традиции узбеков: семья как объект исследования'

Семейные традиции узбеков: семья как объект исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9304
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТРАДИЦИИ / САМОБЫТНОСТЬ / ИСЛАМСКИЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Эрийгитова Л.А.

Именно в семье формируются такие высокие человеческие качества, как уважение к старшим и любовь к младшим, почитание национальных обычаев и традиций. Семья надежный оплот в развитии духовных основ нашей жизни, утверждении в обществе атмосферы высокой нравственности. Бесценна ее роль в воспитании гармонично развитого поколения, подготовленного к жизненным испытаниям. Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейные традиции узбеков: семья как объект исследования»

Эрийгитова Л.А.,

преподаватель кафедры гуманитарных и экономических наук Термезского филиала Ташкентского государственного технического университета им.И. Каримова (Узбекистан) СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ УЗБЕКОВ: СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. Именно в семье формируются такие высокие человеческие качества, как уважение к старшим и любовь к младшим, почитание национальных обычаев и традиций. Семья - надежный оплот в развитии духовных основ нашей жизни, утверждении в обществе атмосферы высокой нравственности. Бесценна ее роль в воспитании гармонично развитого поколения, подготовленного к жизненным испытаниям.

Ключевые слова: семейные ценности; традиции; самобытность; исламские ценности.

Традиции и обычаи узбекского народа складывались веками. Они весьма самобытны, ярки и многообразны, восходят к разным эпохам и религиям. Начало формирования культуры узбекского этноса относят к У1-УП вв. до нашей эры, к тому времени, когда в долинах рек Амударья, Сырдарья и Зарафшан кочевые племена перешли к оседлому образу жизни и создали свои первые государства. Бывшие кочевники основали поселения и города, привезя с собой обычаи и традиции, основанные на древних культах предков. Территория нынешнего Узбекистана - Междуречье, частями входившее в состав ранних государств, - Хорезма, Согдианы, Бак-трии - стала базой для формирования культуры, впоследствии ставшей основой культуры узбекского народа [1, с. 26-27].

На протяжении веков традиции и обычаи узбекского народа оставались почти неизменными, несмотря на стремление многочисленных захватчиков навязать чуждую иноземную культуру. Наибольшее влияние на формирование обычаев и традиций узбекского народа оказали арабы, распространившие религию ислам по всей территории Средней Азии. Традиции ислама тесно переплелись с доисламскими верованиями и традициями, с местной культурой, прочно закрепились в быту и сознании узбекского народа. Вековые обычаи и традиции узбеков бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Как и у многих азиатских народов,

большинство праздничных узбекских обычаев связано с главными семейными торжествами: свадьбой и рождением ребенка. С этими событиями связано множество обрядов и ритуалов, где задействованы родители, дети, братья, сестры, близкие и дальние родственники и даже соседи и гости - каждому отведена своя роль. В основе узбекских традиций лежит гостеприимство, почитание старших и коллективизм, особенно ярко проявляемый в махаллях (узбекских кварталах) - хранительницах вековых национальных устоев. Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не на словах, а в повседневной деятельности людей, в их поступках. И наконец, семья есть индикатор состояния и развития общества и отражает многие параметры современных социальных процессов. Именно поэтому изучение семьи является актуальной проблемой не только для традиционных, для индустриальных, но и для постиндустриальных обществ.

Еще одна причина, по которой семья является священной, заключается в том, что она является важной частью социальных взаимоотношений сообщества, но также может быть центром формирования всех человеческих качеств или, наоборот, социальных проблем в обществе.

В «Авесто» (сборник Священных книг) также особое внимание уделено проблемам семьи, репродуктивному поведению в семье. В нем освещены пять типов поведения женщин-домохозяек. По принципам зардуштизма, парни и девушки, не достигшие 21 года, не должны выбирать самолично спутника или спутницу жизни. Если влюбленные без согласия родителей решили пожениться, общественность справляла их свадьбу, но во время свадебного обряда мубад, учитывая, что согласия родителей на свадьбу не имеется, предупреждал пару о том, что они лишены наследства. А невеста при этом признавалась «самовольной», т.е. не признающей нормы общественности.

Необходимо учесть, что в «Авесто» также особое внимание уделялось физическим и психологическим особенностям. В первую очередь требовалась физическая и психологическая подготовленность жениха и невесты, так как именно это и создает основу здорового поколения [2, с. 34-36].

Следует особо отметить, что в произведениях мыслителей и просветителей Центральной Азии Фараби, Беруни, Ибн Сины, Юсуфа хос Хаджиба, Алишера Навои, Бабура, Муниса Хорезми, Бедиля, Бехбуди, Абдуллы Авлония, Кари Ниези, Чулпана, Фитрата

и других особое значение имеет семья. В частности, в произведениях Абу Али Ибн Сины «Мораль», «Семейное хозяйство», Али-шера Навои «Хайрат-ул Аброр» особое внимание уделяли семье и рассматривали ее как основное место в достижении человеческого совершенства. Здоровая семейная атмосфера в семье гарантирует, что новые семьи могут стать прочной основой общества.

В исламской теории и шариате объясняются основные понятия семьи и семейных отношений. Во времена среднеазиатского ренессанса 1Х-Х11 вв. семейные ценности также находились в центре внимания. Ученый Ибн Сина в своем труде «Каноны медицины» большое внимание уделял проблеме роли семьи в воспитании детей, взаимоотношениям детей и родителей. Ибн Сина пытается формировать нравственные качества с помощью методов убеждения, таких как рассказ и внушение. Ибн Сина подробнейшим образом излагает с учетом возрастных особенностей все практические мероприятия в деле трудового воспитания, которое начинается уже в школе. Ибн Сина говорил как об ответственности родителей за воспитание детей, так и об определенных обязанностях детей перед родителями. Практическая полезность этих рекомендаций даже для современной семьи не вызывает сомнения

[3, с. 6].

Великий полководец Амир Темур всегда особое внимание уделял семейным ценностям и воспитанию детей, он серьезно относился к выбору невест для своих сыновей и к воспитанию внуков. После эпохи Амира Темура и в период Темуридов междоусобицы среди принцев Темуридов привели к большим проблемам.

В узбекских семьях исторически культивируются вежливость и уважение к старшим по возрасту, верность данному слову, гостеприимство, умение ценить дружбу. Соблюдение правил вежливости и этикета в семье имеет не менее важное общественное значение, чем в любых других сферах. В узбекских семьях большое место в системе воспитания занимает передача детям правил этикета в семье. Влияние родителей на детей происходит довольно долго, вплоть до зрелого возраста, и если в детстве приучают ребенка к трудолюбию, честности, вежливости и т. п., то в дальнейшем им помогают советом, т.е. духовное общение родителей и детей не прекращается в течение всей жизни. Культура поведения не только обеспечивает определенный уровень общения в коллективе, но и при соответствующей направленности воспитания порождает у человека устойчивую потребность реализовать максимум заложенных в нем положительных задатков [4, с. 13]. Культура

здесь выступает как показатель степени развития общественного человека и человеческого общества. В семье как в субъекте культурного прогресса создаются специфические семейные ценности, необходимые для развития духовной культуры нации.

Существенное воздействие на формирование духовно-нравственной личности каждой семьи оказывает махалля. Махалля не только объединяет жителей в своеобразную общину, где действуют свои обычаи и традиции, но и несет ответственность в решении социально-правовых и воспитательных проблем молодежи, оказывает материальную помощь малообеспеченным семьям. В суверенном Узбекистане сегодня растет национальное самосознание людей и вследствие этого повышается интерес каждого человека к познанию культурных ценностей своего народа, традиций и обычаев прошлого.

Наряду с осуществлением глубоких социально-экономических и духовных преобразований в республике осуществляются реальные процессы гуманизации и демократизации общества: создаются новые предпосылки для полного проявления принципов декларации прав и свободы человека, свободы мысли, совести и религии, бережного отношения к духовному наследию каждого народа, национальным и общечеловеческим ценностям. Возрождение национальной самобытности превратилось в одну из основных задач современного общества. Конституция Республики Узбекистан включает в себя главу, посвященную семейным правам, что доказывает, что семья находится под защитой государства (ст. 63) [5]. В 1998 г., в Год семьи, был принят «Семейный кодекс» республики. С 1992 г. по нынешний день в Узбекистане принято около 50 семейных законов, более 20 указов и распоряжений президента, более 70 постановлений Кабинета министров, которые защищают семейные интересы.

Вопросы семейно-брачных отношений всегда привлекали внимание ученых. Семейно-брачным отношениям узбеков во второй половине XIX - начале ХХ в. посвящены работы российских авторов, живших в Туркестане в этот период. Наблюдая семейно-бытовой уклад жизни узбекского народа, исследователи дали общее описание добрачных и брачных отношений, а также семейных обрядов народов Средней Азии. С 70-80-х годов XIX в. впервые были начаты исследования по данному направлению. Например, труды русского ученого А.Д. Гребенкина «Узбеки», которые были опубликованы в сборнике «Русский Туркестан» в 1972 г. Из известных этнографов также можно упомянуть В.П. Наливкина

и М.В. Наливкину, которые изучали быт жителей Намангана и в дальнейшем опубликовали «Очерки бытия женского оседлого туземного населения Ферганы» в 1886 г. [6, с. 21]. Во времена Советского Союза в 1940 г. К. Л. Задихина и М.В. Сазонова пытались изучить узбекские семьи в Хорезмской области. В 50-х годах ХХ в. началось изучение узбекских семей, работающих в колхозах. На эту тему была опубликована монография М.А. Бикжановой «Семья в колхозах Узбекистана», в которой были исследованы быт и взаимоотношения в узбекских семьях советского периода на основе сравнения больших патриархальных семей узбеков в Намангане. Также можно упомянуть труды Л.Ф. Моногаровой «Этнические очерки узбекского сельского населения», Н.Г. Бораниной «Некоторые черты традиционной свадебной обрядности узбеков-дурменов южных районов Таджикистана и Узбекистана», К.Д. Гюрина «Формирование советской семьи в Узбекистане», написанных в этот период. Исследователи советской эпохи считали патриархальный образ жизни узбекских семей препятствием на пути развития советской семьи. В это время также стремились создать семьи из представителей разных этнических и религиозных общностей.

Одним из важнейших событий в области духовного воспитания за годы независимости стало проведение научно-теоретических исследований в семье. Однако исследования семейных отношений были ограничены только фольклорными или этнографическими аспектами. Результаты социологических опросов показали, что семья как социальный институт и социальная ценность не утратила своего значения для населения страны. В Узбекистане ведется постоянная работа по укреплению основ семейной жизни, развитию духовности и формированию в обществе мировоззрения, способного принять происходящие и еще предстоящие реформы.

Литература

1. Исматуллаева Г.Э. Традиции и ценности в узбекских семьях // Молодой ученый. - 2015. - № 5. - С. 616-617.

2. Арифханова З.Х., Зунунова Г.Ш. Обрядово-ритуальная жизнь узбеков Ташкента в условиях независимости. - Ташкент, 2006. - 94 с.

3. Абу Али Ибн Сина. Канон врачебной науки. - Ташкент: Фан, 1994.

4. Сафаров О., МахмудовМ. Оила маънавияти. - Т.: Маънавият, 1999.

5. Конституция Республики Узбекистан. - Т.: Узбекистон, 1999.

6. Наливкин В.П., Наливкина М.В. Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы. - Казань: Типография императорского университета, 1886. - 244 с.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

Гулбоев Н.Н.,

младший научный сотрудник

Института истории Академии наук

Республики Узбекистан (г. Ташкент) ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ДЕЛА В ХИВИНСКОМ ХАНСТВЕ (XVIII-XIX вв.)

Аннотация. В статье освещены вопросы организации войска Хивинского ханства, участие в нем различных этнических групп. Даются сведения о вооружении войск, военных должностях и обеспечении военных. Предпринята попытка раскрыть результаты реформ в военной сфере, связанных с усилением влияния центральной власти.

Ключевые слова: Хивинское ханство; военное дело; история вооружения; военные чины; оружейное дело.

Хивинское ханство располагалось на перекрестке дорог, связывавших крупнейшие политические и торгово-экономические центры Центральной Азии и прилегавшие к ней южные регионы с Восточной Европой. Хивинское ханство, известное в истории под именем Хорезм (Хорезм - персидское слово и означает «воинственный», «боевой») и называемое в соседних странах Ургенчем, со всех сторон было окружено пустыней; крайняя граница обрабатываемых земель на юго-востоке - город Фитнек, на северо-западе -Кунград и Кухне-Ургенч, на юге - Медемин и Кучек1.

Географически территория Хивинского ханства занимала северо-восточную часть Арало-Каспийской низменности, включая в свои границы земли в низовьях Амударьи, составлявшие ядро ханства, плато Устюрт между Каспийским и Аральским морями на западе, северную часть пустыни Каракум, а иногда даже оазисы

1 Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. - М., 2003. - С. 251.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.