старший научный сотрудник Института военной истории МО РФ, подполковник запаса,
кандидат военных наук (Санкт-Петербург)
ВЗГЛЯДЫ НА ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВЯЗИ В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ СССР В
ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ
В руководящих документах Красной армии 1930-х годов отмечалась роль связи как основного средства управления войсками, а её поддержание считалось одной из важнейших функций штабов1.
Теория организации и обеспечения военной связи развивалась в соответствии с изменением форм и методов вооружённой борьбы, развитием вооружённых сил страны и системы управления ими. На военную связь как материальную основу управления войсками возлагались следующие задачи:
«— обеспечение командованию своевременного сбора донесений от подчинённых и передачи им приказов и приказаний, а также представления в срок донесений в вышестоящий штаб;
— организация взаимной связи различных родов войск и соседних войсковых соединений (частей) между собой на всех этапах и рубежах боя;
— обеспечение управления войсковым тылом и тем самым бесперебойного питания войск всем необходимым;
— своевременное оповещение войск о воздушной и танковой опасности».
Исходя из решаемых задач, военная связь делилась на связь командования, взаимодействия, тыла и оповещения2.
К военной связи предъявлялись следующие требования:
«— постоянная готовность к действию средств связи и непрерывность её в ходе операции (боя) на всю глубину;
— быстрота организации и развёртывания связи;
— высокая манёвренность сил и средств;
— скрытность развёртывания связи и ведения переговоров и передач;
— своевременная и точная передача распоряжений и донесений;
— обеспечение быстроты проверки и контроля передачи и исполнения распоряжений и донесений»3.
По характеру передаваемых сообщений и применяемых оконечных устройств техническая связь делилась на телеграфную и телефонную, а в зависимости от используемых линейных средств и средств распространения сигналов — на проводную и радиосвязь.
Существовало мнение, что телефонная связь в оперативном звене управления будет использоваться только в качестве внутренней связи на пунктах управления (за исключением ВЧ-телефонной связи от Генштаба к фронтам, обеспечиваемой специальными частями связи НКВД). Основным же видом являлась телеграфная связь, которая использовалась как для передачи оперативных документов, так и для прямых переговоров командования. В «Наставлении по телеграфной службе» (1941) прямо указывалось: «В условиях армии и фронта телеграфная связь является основным средством управления войсками»4.
Радио для управления войсками фронта (армии) предполагалось использовать ограниченно. В мирное время радиосвязь в высших звеньях управления обеспечивалась главным образом с помощью стационарных радиостанций. Основным способом организации радиосвязи считалась радиосеть, и только на отдельных, наиболее важных направлениях предусматривалась организация радионаправлений.
В качестве подвижных средств связи могли применяться самолёты, танки, бронемашины, конные и пешие посыльные, собаки, голуби.
В основу организации связи в Красной армии были положены три принципа: «связь сверху вниз, связь справа налево и связь от специальных родов войск к пехоте и коннице»5.
Сущность принципа связи сверху вниз заключалась в обязанности установления связи старшего начальника с подчинёнными ему лицами, его силами и средствами. В случае же, когда в силу сложившейся обстановки связь между старшим начальником и его подчинённым своевременно не была установлена или нарушалась, каждый командир обязан был искать связь со своим начальником и добиться её установления своими средствами.
Сущность второго принципа — связь справа налево — заключалась в установлении связи по фронту между соседними частями и соединениями, причем обязанностью каждого командира и штаба являлось установление связи своими силами и средствами к соседу слева. Однако и здесь также не исключались случаи, когда сосед справа по каким-либо причинам мог быть лишён возможности своевременно установить связь со своим соседом слева, и тогда каждый штаб должен был принять все меры к её установлению своими средствами.
Третий принцип — связь от специальных родов войск к пехоте и коннице — относился главным образом к приданной и поддерживающей артиллерии. Сущность его заключалось в том, что артиллерия обязана была устанавливать связь с пехотой и конницей своими силами и средствами. Конница устанавливала связь с пехотой.
Вместе с тем вопросы практической реализации вышеназванных принципов организации связи вызывали различного рода затруднения. Например, принцип установления связи «сверху вниз» не учитывал отсутствия в Генеральном штабе своего комплекта частей связи, так как для Генштаба предполагалось использование средств Наркомата связиб. Принцип установления связи средствами правого соседа в тактическом звене не вызывал недоразумений, но во фронтовом и армейском звеньях он также требовал уточнения. Так, при использовании для установления проводной связи с соседом местных постоянных воздушных линий появлялись два хозяина (начальники связи взаимодействовавших между собой фронтов, армий), и порядок обеспечения проводной связи на стыках фронтов и армий определён не был.
В оперативно-стратегическом звене недостаточно полно были отработаны вопросы организации связи между взаимодействовавшими видами и родами войск. Не было установлено, чьим
распоряжением и чьими средствами она организуется, как и какими средствами обеспечивается в ходе операции. К числу наиболее крупных недоработок в этом отношении следует отнести: порядок обеспечения связи общевойсковых объединений с танковыми соединениями и воздушными десантами; связь встречного взаимодействия в операциях на окружение и уничтожение группировок противника; связь взаимодействия с военно-морскими силами, авиацией и системой ПВО страны. При планировании связи не учитывались потребности начальников родов войск (артиллерии, бронетанковых войск), а также начальника тыла. Считалось, что они смогут управлять подчинёнными им частями и соединениями, не имея собственной связи, а используя оперативную связь фронта, армии.
В каждом звене управления войсками создавалась система связи, которая могла включать в себя: узлы связи (УС); оси и направления связи; радионаправления и радиосети; пункты сбора донесений; военно-почтовые учреждения; резервы связи; органы снабжения и ремонта средств связи7.
Центром системы должны были стать полевые УС — УС связи командных пунктов (штабов)8. Функционирование полевых УС и их организационно-техническая структура во многом определялись системой управления, принятой в объединении (соединении) и порядком функционирования пунктов управления.
При разработке вопросов организации и обеспечения связи исходили из того, что штабы фронтов и армий будут находиться на относительно большом удалении от линии фронта (штабы армий не ближе 35—60км, штабы фронтов — 100—150 км), а перемещаться они в ходе операции будут через значительные промежутки времени: штабы армий — через 5—7суток, а фронтов — через 8—12суток. При этом порядок поддержания связи при перемещении органов управления достаточно полно разработан не был9. <...>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Временный полевой устав РККА. М.: Госвоениздат, 1937. С.77—79; Наставление службы связи (проект). М.: Воениздат, 1941. С. 7—9.
2 Наставление службы связи (проект). С. 7, 8.
3 Там же.
4 Наставление по телеграфной службе. М.: Воениздат, 1941. С. 218.
5 Наставление службы связи (проект). С. 10, 11.
6 Гапич Н.И. Служба связи в основных видах общевойскового боя (сд, ск). М.: Воениздат, 1940. С. 32.
7 Сборник материалов по изучению опыта войны. № 23. М.: Воениздат, 1947. С. 98.
8 Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС). Ф. 10Р. Оп. 1. Д.63. Л. 37.
9 Пересыпкин И.Т. Связь в начальный период войны. М.: Воениздат, 1960. С. 36.
ВОЕННАЯ РЕФОРМА
АКУЛЕНКО Виктор Петрович —
начальник управления Военного издательства Министерства обороны Российской Федерации,
полковник (Москва)
РЕФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ АРМИИ В КОНЦЕ XVIII — НАЧАЛЕ Х1ХВЕКА
Авторитет и влияние России на международной арене во все времена во многом зависели от степени развития её военной организации. На рубеже XVШ—XIXвв. развитие вооружённых сил России определялось несколькими факторами. В числе основных можно назвать характер социально-политического строя страны, её геостратегическое положение, экономические возможности, внешнюю политику, союзнические обязательства.
В рассматриваемый период свою внешнюю политику Российская империя проводила в ходе целого ряда войн, как двусторонних, так и коалиционных. Они являлись звеньями общей цепи событий, которые неуклонно развивались под влиянием обострившихся международных отношений, создаваемых главным образом агрессивными замыслами Наполеона Бонапарта. Необходимость противопоставления мощной французской армии, соответствовавшей новым условиям вооружённой борьбы, предопределила кардинальные изменения в организации российской армии, в способах применения сил и средств, в развитии военного искусства (стратегии и тактики) в целом.
Отличительной особенностью центрального военного управления в России являлась его коллегиальность. Управление полевой действующей армией, гарнизонными и иррегулярными войсками в последнем десятилетии XVШвека было сосредоточено в руках подчинявшейся сенату Военной коллегии. В неё, как в главный правительственный орган, ответственный за русскую армию, традиционно входили наиболее авторитетные и опытные военные и государственные деятели, которые пользовались личным доверием монарха. Дела здесь и впрямь решались сообща, с обязательным присутствием заинтересованных должностных лиц. Коллегиальной была и ответственность за принимаемые решения.
Параллельно с Военной коллегией в Российском государстве существовал ещё один орган центрального военного управления — немногочисленная по своему составу так называемая Военно-походная Его Величества канцелярия, образованная в 1797году Павлом1. Она считалась сугубо личным рабочим органом императора по управлению военными делами, возглавляемым