УДК 321.15
Морозова Р.И. студент 2 курса «Политология»
факультет «Гуманитарных Наук и Социальных Технологий» ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет»
Российская Федерация, г. Ульяновск ВЗГЛЯДЫ ФРИДРИХА НИЦШЕ НА ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
Аннотация: Статья посвящена исследованию идеи государства в политическом учении Ф. Ницше. Трактование и классификация идей мыслителя вызывает бурные обсуждения и споры. Автор данной статьи анализирует представления мыслителя о формах государства и даёт оценку рациональности критики мыслителя в отношении некоторых предшествующих и современных философу политических систем. Автор представляет определяющую роль культуры и инстинктов в политическом учении философа и стремится проанализировать идеальное государство Ницше, как утопию.
Ключевые слова: Ницше, государство, культура, инстинкт, аристократия, утопизм.
Morozova R.I.
Student
2th course, Political Science, Faculty of Humanities and Social
technologies
FGBOU HPE "Ulyanovsk State University "
Russia, Ulyanovsk THE FRIEDRICH NIETZSCHE'S VIEWS ON SOCIETY AND A
STATE
Annotation: The article is devoted to the study of the idea of the state in F. Nietzsche's political teaching. The interpretation and the classification of the thinker's ideas are causes intense debate and disputes. The author of this article analyzes the thinker's ideas about the forms of the state and assesses the rationality of the critique of the thinker against some previous and modern( for the philosopher) political systems. The author presents the defining role of culture and instincts in the philosopher's political teaching and seeks to analyze Nietzsche's ideal state as utopia.
Keywords: Nietzsche, state, culture, instinct, aristocracy, utopianism.
Сущность государства и его формы
Ницше отвергал многие теории возникновения государства. Осуждение концепции происхождения на основе договора и убежденность в наличии неравенства в первобытном обществе привели его к утверждению о том, что происхождение государства имело насильственный характер. Военные сословия расценивались философом как государственный
прототип. [2,250]
Оценивание государственных реалий Ницше считал должным производить на основе оценки развитости культуры, уровня одобрения естественных инстинктов и закреплённости аристократической гегемонии. [2, 253] Незыблемость высокой культуры и государства, обеспечивающего такой культурный уровень, представлялось Ницше одним из самых ценных благ.
Ницше был приверженцем идеи аристократического эстетизма. Он ставил духовное развитие выше прочих проявлений человеческой деятельности, в связи с этим особого внимания удостаивались проблемы культурно-государственных взаимоотношений. Ницше видел в отношениях культуры и государства противоборство и своеобразное соперничество. Мыслитель доказывал путём исторического обоснования, что процветание и того, и другого в одну эпоху невозможно. Подобные взгляды вполне объясняют частые нападки мыслителя в отношении государства и политики. [6, 374]
Интересно, что мыслитель находит в войне пользу для государства: «...Война для государства такая же необходимость, как раб для общества». [7, 5] Ницше выступает за войну, служащую целям высокой культуры аристократии. Война раскрывает в людях их естество и становится для культуры периодом временного бездействия, из которого культура выходит с новыми силами.
Вкладывая свои идеи в речи Заратустры, философ отторгал современное ему государство, оно предстаёт у него новым кумиром стада. Заратустра говорит, что «Государством зовется самое холодное из всех чудовищ. Холодно лжет оно; и вот какая ложь выползает из уст его: «Я, государство, я - это народ»». В государстве Ницше видится «воля к смерти». [1, 48] Все, что есть у чудовища-государства, украдено им, вплоть до его зубов.
Ницшеанский Заратустра даёт государству характеристику «смерти народов», объекта «лишних людей» и взывает к своим слушателям с просьбой избавиться от идолопоклонства. [1,49] Поклонение государству -это одно из ужаснейших зол. В глазах Ницше, государство выражает собою, стадное начало толпы, в котором личность рискует потерять саму себя. По воле мыслителя, Заратустра призывал устремить свои взгляды к окончанию государств, как к началу эпохи полезного сверхчеловека. [1,98]
Вспоминая о государственной роли в учении Ницше, стоит отметить, что государство представлялось Ницше тем, что сплотит массы и станет инструментом возникновения новой системы общества с культурным человеком с привилегиями во главе.
Ницше подмечал тенденцию снижения роли государственности. Он допускал, что со временем государство может исчезнуть и смениться чем-то более совершенным, но намеренное его крушение Ницше не принимал и надеялся, что государство будет ещё долго наплаву.
Реформаторов же Ницше сравнивал с предсказателями природных явлений. Ницше не критикует и не хвалит их. На его взгляд они просто подметили раньше других надвигающиеся изменения и «основали на этом свои расчёты», какой-либо их заслуги или вины в этом нет. Со своей стороны мыслитель не допускает идеи о существовании возможности принудительного перехода к новой форме государства. Он отдаёт предпочтение эволюционному пути. [2,253]
Ницше разделял теорию о предположительном существовании определённого круговорота государственных форм. Ему она представлялась одним из выражений закона «вечного возвращения». Схожие идеи можно найти в учениях античных мыслителей, однако в ницшеанской концепции круговорот обладал не настолько безусловным видом.
Стоит отметить противоречивость и непоследовательность ницшеанских идей в отношении форм государства. Философ одновременно и разделяет представления Макиавелли о второстепенности значимости формы правления, и признаёт, что форма правления же опутывает все сферы государственной жизни. В представлении мыслителя, «Форма правительства» (форма правления, по Ницше) определяется соотношением народной и правительственной властей. Ницше выдел три формы правления: монархию, республику и кастовый строй. [2,251]
При монархии, в представлении философа, действует благо субординации, каждый занят своим делом. Народ относится к властителю, как к богу, его власть - это таинство, заставляющее подданных стыдиться и трепетать. Народные массы приведены церковью к единому мнению и общей цели, а правитель опекает подданных и добивается, чтобы в государстве были «внутренний гражданский мир и непрерывность развития» [12,490]. Конституция и парламент лишают монарха власти, на фоне этого политические деятели начинают продвигать свои интересы, прикрываясь именем монарха.
Монархию мыслитель предпочитал республике. Согласно ницшеанским представлениям, республика - это то, что превращает народ в слабую, разрозненную и неготовую к военной деятельности толпу. Кроме того, республика наносит ущерб культуре, делая её массовой. [2, 252]
Кастовый же строй в свою очередь был положен Ницше в основу представлений о государстве будущего.
Несмотря на то, что Ницше не использовал понятия «политический режим», им были выделены типы государств, близкие к пониманию этого термина. Они включали в себя тиранический (деспотический), аристократический, демократический и олигархический типы. [2, 252] Самыми основными можно назвать два типа аристократический и демократический.
Демократия получала со стороны мыслителя наибольшее количество критики, поскольку она порождена христианскими представлениями о государстве, основанными на идее о «равенстве людей перед Богом» [3, 74],
олицетворявшей всё рабское, акт неповиновения рабов. Ницше считал, что плебейская демократия есть стадо, присвоившее себе власть. Он в демократии видел воплощение упадка государственности, полагая, что в основу демократии положены противоестественные, а от того и не осуществимые идеалы равенства. [2, 254].
Ницше выступал против народного суверенитета, а парламентаризм в его понимании является просто иллюзией, которая делает стадо значимее в собственных глазах. Конституционализм крайне вреден для общества, поскольку он подминает гениев под серые массы и делает их такими же безликими, как сама толпа. Власти при демократии приходится всё время проявлять лицемерие и бороться за доверие стадных людей, в которых нет ни способностей к руководству, ни к созиданию высокой культуры.
При такой системе длительному и глубокому реформированию препятствует частая смена должностных лиц. [9, 512] В целом сама бюрократичность правления претила философу, ведь государство чиновников лишено индивидуальности, а даже «первый господин есть только первый слуга». Демократия породила политическую нестабильность и только усугубила болезнь культуры. [8]
Однако Ницше считает, что декаданс демократического государства не нужно приостанавливать или задерживать. Он склоняется к эволюционному пути, через вырождение демократии и приход новой государственной формы. [2, 253]
Ницше старался предостеречь человечество от поисков лёгких путей для создания «идеального государства». В социализме и анархизме Ницше видел учения-утопии, поскольку они грезили о идеально организованных обществах, в основе которых противоестественные идеалы «толпы». По мнению мыслителя, создание совершенного государства невозможно из-за далёкой от идеала людской природы. Такие противоестественные государства разрушают культуру и убивают индивидуальность. [2, 256]
Социализм Ницше ставил в один ряд с религиозной моралью и демократическими революциями. Все они виделись ему «нигилистическим» мятежом «недоделанных и неполноценных». [10, 502]
Ницшеанские представления об идеале индивидуальности во многом противоречили идеологии социалистов. Ницше находил в социализме обращение индивидуальности в целесообразный орган общественного союза. По его мнению, социалисты отвергают правосудие, преимущества и индивидуальные претензии, заменяя их абсолютной покорностью. Ницше критиковал всё социалистическое законодательство, поскольку «когда все равны, никому уже не нужны «права»». [13,429] Кроме того, мыслитель предполагал наличие в социализме требования «страшной дисциплины» [14,321]. В представлении философа, у социализма могли быть надежды только на короткое существование с крайним терроризмом или на экспериментальное существование для показания собственной несостоятельности. [11,731]
Нередко политические взгляды Ницше трактуют, как анархо-революционные или называют их образцом пассивной анархии. А. Фуллье полагал, что имморалистические взгляды философа указывают на анархизм. [15] Но Ницше хоть и выступал с критикой в отношении многих государственных форм, как закрепощающих личность, но вовсе не выступал против социального института государственности, более того, мыслитель питал надежды на продолжительное существование государства. [2,255]
Прославляемые анархистами качества, по мнению Ницше, не соответствуют человеческим инстинктам и обращают людей в стадо. В представлении мыслителя, свобода анархистов была несодержательна, поскольку Ницше видел свободу в присутствии личной ответственности. Анархистами отрицается и всё хорошее, принесённое политической культурой. Ницше же ратует за сохранение ценностей культуры. [2,256]
В аристократии, как во власти лучших и самых преспособных к управлению государством, Ницше видит наиболее достойную форму правления. Такая организация гарантирует успешность и надёжность, а также предоставляет тепличные условия для создания высокой культуры. Благородная аристократия признаёт свои обязательства только для равных, в отношении к остальным возможен полный произвол. Истинная аристократия понимает, что не она является общественной функцией, а общество существует ради неё, в качестве фундамента для неё. Такая аристократия должна принимать бесчисленные рабские жертвы, понимая, что именно она и есть то, что оправдывает само существование общества.
Истинная аристократия выродилась. «Поэтому, о братья мои, нужна новая знать, противница всего, что есть всякая толпа и всякий деспотизм, знать, которая на новых скрижалях снова напишет слово «благородный» -восклицает Ницше. [1,21]
Таким образом, Ницше порицал практически все современные ему формы государства и чаще всего крайне негативно высказывался о государстве в целом, однако неверно было бы причислять Ницше к анархистам, поскольку у мыслителя всё же был идеал государственного устройства, в котором государство и культура наконец не находятся в отношениях противоборства.
Идеальное государство, по мнению Ф. Ницше Ницше был убеждён, что все предшествующие ему политические учения носили утопический характер. Цели их представлялись мыслителю совершенно недостижимыми, поскольку были основаны не на основополагающих параметрах естества, а на ошибочных началах и таких идеях «толпы», как равенство, справедливость и сострадание. [2,255]
По мнению философа, у общества отсутствовала реальная цель, а все предыдущие попытки установить её различными правовыми теориями не увенчались успехом, из-за примитивного понимания её в качестве веры в поступательное движение по направлению к идеалу. В сущности, большинство политических теорий лишь впитало в себя идеалы
христианства. Подобная направленность не имела возможности реализации, поскольку воплощала отрицание жизни. [2,255]
Вместо современных ему теорий Ницше выдвигает свою идею, подкреплённую основными жизненными законами: «волей к власти» и законом «вечного возвращения».
Цель Ницше - создать новую государственную форму, согласованно сочетающую государственную власть и культуру. Государство Ницше видел не целью, а средством поддержания господства. Главной задачей, которую новое государство поставит перед людьми, будет создание «сверхчеловека», как следующего этапа человеческой эволюции. [2,255]
Государственным идеалом Ницше был аристократический кастовый строй, который сможет максимально полно учесть человеческое естество (инстинкты) и поспособствовать свободному развитию индивидуальности.
Необходимо понимать, что аристократичность, положенная в основу учения Ницше, определялась не происхождением и родственными связями, а умом и нравственными достоинствами. Е.В. Тарле писал об этом так: «Исторический аристократ и ницшеанский «Herr» сходны разве только в том, что на деле, фактически, первый слишком часто подражал второму в полном пренебрежении чьими бы то ни было интересами, кроме своих собственных, ... в безграничном угодничестве и пресмыкательстве перед велениями своих инстинктов; но характеризующей ницшеанского «Herr»^, «Ubermensch»a, теоретической смелости, безбоязненного признания своих инстинктов над интересами и моралью общества. - словом, ницшеанского сознательного, головного «имморализма» - историческому аристократу всегда и везде не хватало». [2,256]
Отчасти подобные переход от рода к разуму можно счесть демократическим в своей основе, поскольку он открывал возможность межкастового перемещения. В то же время Ницше продолжал считать людей неравными от природы. [2,256]
Ницше полагал, что его политический порядок должен был стать первым надёжным и незыблемым социальным институтом, несмотря на то, что сам же Ницше отрицает такую возможность для любой социально-организационной формы, предполагая её обречённость на вырождение [2, 256]. Подобную устойчивость, в его понимании, подкрепило бы то, что слабые видели бы, как сложно достигнуть элитарности, что на это уходит не одно поколение развития и совершенствования, стало быть, преимущество аристократов было бы им очевидно. [2,258]
Ницше выступал, как активный критик утопичных идеальных государств в то время, как его идея государства так же носила в себе немало утопических черт. Чаще всего политическое учение Ницше описывают, как элитарную (аристократическую) утопию. [2,256]
Сам Ницше не мог видеть в своей политической идее утопических черт. Она, по его представлениям, была основана на принципах, которые были установлены самой жизнью: неравенстве, «воли к власти» и
естественных инстинктах.
Проанализировав государства настоящего и прошлого и выявив их достоинства и недостатки, Ницше посвящает себя изложению того, что, в его понимании, непременно должно появиться, заменяя существующее небывалым, перенесённым в действительность из его представлений.
Политический идеал Ницше находил в высокой античной культуре. Она воплощала аристократическую «волю к власти». Рабский труд поддерживал недосягаемую высоту культуры и искусства. Ницше мечтал о возрождении этих идеалов, не только культурных, но и государственных.
По представлениям Ницше, государство будущего обязано заботится о культурном развитии, а не быть озабоченным усилением собственной власти. Индивидуум же, в свою очередь, обязывается принять на себя управление и воспитать внутри себя новую культуру. [2,255]
Важной задачей государства, в разумении Ницше, является всевозможное способствование реализации человеческих инстинктов и содействие возвышению «человека». [3,11] Власть, по ницшеанским представлениям, обязана учитывать определяющие общественное положение инстинкты индивидуумов. С точки зрения мыслителя, наиважнейшим инстинктом, добродетелью, как в природе, так и в обществе является стремление к «пополнению» и «регенерации» [25, 188]. Суть данного инстинкта в том, что всё сущее не равно по мощи. Этот инстинкт определяет две модели поведения для разных типов человека: слабый -стремится к подчинению, сильный - к присвоению. Подтверждение этому философ находил даже на клеточном уровне: слабая клетка «тщится стать функцией» сильной клетки - это совершенно естественно. [25, 188]
Для успешности развития нового идеального государства Ницше предлагает в качестве опоры взять идею справедливости, далёкую от идей его современников. В будущем обществе философ видел идеалы в качестве привилегий, преимуществ, того, что будет отличать одних людей от других, а не быть всеобщим достоянием.
В фундаменте будущего государства, по представлениям мыслителя, должна лежать строгая иерархия, которая обеспечила бы веру в абсолютный авторитет, окончательную истину и стала бы основой кастового строя. Власть должна принадлежать исключительно сильнейшим, как наиболее достойнейшим.
Ницше также считал, что будущему государству необходима эксплуатация, поскольку она является естественным проявлением «воли к власти» и основой любых человеческих отношений. Рабство, по мнению Ницше, выступает своеобразной основой возвышенной культуры [13,504].
В государстве будущего каждый должен выполнять только то, что ему свойственно. Ницше уверен, что физиологически слабый тип, больной или вырождающийся, имеет низкую ценность и не должен претендовать на что-либо ценное, мешая достойным. [2, 258]
Философ полагает, что христианский принцип «Не убий» отнял у
государства право на избавление от отмерших и уже гниющих тканей, но государство, по ницшеанским представлениям, обязано быть жестоким, обязано избавляться от всего слабого и вырождающегося. [2,256]
Раб, как и господин, будет представлять одну из двух основных каст нового государства. Он является представителем «связанного ума», слабых и должен давать веру и видеть в государстве защиту, но для дальнейшего развития культуры государство нуждается ещё и во втором типе человека, «свободном уме».[2,258]
Физически сильные, как представители высшей касты, должны представлять власть и управлять государством. Они «исполнители сильных духом, их ближайшая среда, то, что берёт на себя всё грубое в господстве, их свита, их правая рука, их ученики». [4,61] Именно физически сильные должны быть королями, как наивысшими войнами, судьями и правоохранниками.
Интересно, что Ницше устанавливает обратную зависимость между уровнем ума и сложностью выполняемой индивидом работы. Труд -обязанность более глупых, ибо он отупляет [12,497], да и утончённые представители высшей касты к страданиям намного чувствительнее. Страдания усиливаются управленческой и законотворческой деятельностью.
Исходя из того, что стабильное развитие государства обеспечивают сразу два совершенно разных типа людей, Ницше сталкивается с необходимостью наличия сразу двух систем морали, двух правовых систем и двух образовательных, это очередной раз иллюстрирует антидемократический характер его воззрений. Право в идеале Ницше так же определялось силой, «волей к власти» и законом «вечного возвращения» [2,258].
Также интересно, что Ницше преисполнен уверенностью в том, что государство должно определять и бессознательные процессы, включая рождение, социализацию и даже пищу. Власть сможет «рассудительно управлять миром как целым, взаимно оценивать и распределять общие силы человечества». [12,35] Стоит отметить, что достаточно странно наблюдать подобные тенденции в идеальном государстве Ницше, поскольку в социализме подобный тотальный контроль мыслитель критиковал.
Отчасти ницшеанская идея справедливости перекликается с идеями Платона. И Платон, и Ницше опирались на естественные склонности и привилегии для определения рода занятости индивидуума.
Однако в тоже время Ницше критиковал Платона за коллективизм («стадность») и идею верховенства интересов государства над личностными. Высмеивает Ницше и то, что в качестве правителей Платон видел учёных (философов). Он видит в этом лишь стремление возвести на пьедестал тот тип человека, к которому Платон относится сам. («Принимает свои личные качества за необходимые и за единственно ведущие к достижению «высшего блага»). [5,259] Ницше пишет: «На долю учёных, которые становятся политиками, выпадает обыкновенно комическая роль быть чистой совестью
политики». [12, 487] В представлении Ницше, платоновский философ-правитель наплевательски относится к интересам равных, к тому же, показывает себя абсолютным догматиком. Но сам же Ницше, повторяя ошибки Платона, в своём идеальном государстве право законотворчества и производства ценностей предоставляет только строго определённой человеческой категории. [2,256]
Заключение
Мыслитель критически отзывался о современных ему формах государства. Все предшествующие ему политические учения философ видел утопиями, однако создавая свой политический идеал, Ницше постиг учесть критикуемых им деятелей. Получается, что ярый противник утопизма, Ницше, сам создал утопию на основе аристократизма, естественного неравенства людей и своих собственных представлений о личности и развитии человечества. Его идеальное государство направленно на поощрение личности и высокой культуры, но при этом осуществляет тотальный контроль над жизнью общества.
Анализ представлений Ницше о государстве и обществе также показал, что, по представлениям мыслителя, в отношениях культуры и государства имеет место антагонизм, который мыслитель стремился устранить в своём идеале государственного устройства.
Не смотря на общий утопизм идей, своими учениями Ницше внёс существенный вклад в политическую теорию. Его критика современных ему форм общества и государственного устройства открывала реальные недостатки, требующие устранения, такие как недооценка роли личности и культуры, популизм, низкий этический уровень политиков и т.д., а также предсказывала многие политические и социальные тенденции на долгие десятилетия вперёд.
Таким образом, учения Ницше о государстве и обществе не стоит трактовать, как рецепты по созданию идеала, они предстают скорее, как достойный источник критического анализа современной автору действительности и её тенденций.
Использованные источники: Ницше, Ф. Так говорил Заратустра [Текст]/ Ницше, Ф.; пер. с нем. Антоновский, Ю., Соколовский Е. - Санкт-Петербург: Азбука-Аттикус; 2016 - с 1-332
Горячева, М. В. Критика Фридрихом Ницше генезиса и идеалов демократического государства [Текст] /М. В. Горячева. //Правоведение. -2000.- № 1. - С. 248 - 256
Трубецкой, Е.Н. Философия Ницше. Критический очерк. [Текст]/ Трубецкой, Е.Н. - Москва: Типолитография Товарищества И.Н. Кушнерёв и Ко.; 1904 -162 с
Ницше, Ф. Антихрист, Проклятие христианству [Текст]/ Ницше, Ф.; пер. с нем. Антоновский, Ю., Флерова - Санкт-Петербург: Азбука-Аттикус; 2015 -87с
Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей [Текст]/ Ницше, Ф.; пер. с нем. Соловьева, Е., Рубинштейн, М., Гейликман, Т., и др. - Москва: Культурная Революция; 2005 - 880с
Сотникова, Н.Н. Политико-правовая концепция Ф. Ницше как «перевертывание платонизма» [Текст]/ Н.Н. Сотникова // Философский альманах - 2002 - № 4 - С. 364-377
Ницше, Ф. Греческое государство, Предисловие к ненаписанной книге [Текст]/ Ницше, Ф.; пер. с нем. Химон, О.- Минск: Попурри, 2000- с 1-8 Азаркин, Н.М. Всеобщая история юриспруденции [Текст] /Азаркин Н.М -Москва: Юридическая литература, 2003. - 608 с
Рассел, Б. История западной философии [Текст]: в 2-х т. /Рассел, Б. -Москва: Академический Проект, 2009. - 540. - 2т
Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений [Текст]: учебник для вузов/Нерсесянц, В.С. - Москва: НОРМА, 2004 - с 731-732 Ницше, Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов [Текст]/ Ницше, Ф.; пер. с нем. Франк, С. - Москва: Академический Проект, 2007 - 660 с
Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла [Текст]/ Ницше, Ф.; пер. с нем. Антоновский, Ю., Соколовский Е. - Санкт-Петербург: Азбука-Аттикус; 2016 - с 332-538
Ницше, Ф. Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках [Текст]/ Ницше, Ф.; пер. с нем. Бакусев, В. - Москва: Академический Проект, 2008 -336 с
Фуллье, А. Ницше и имморализм, издательство [Текст]/ Фуллье, А., пер. с фр. Введенский, А. - Москва: Красанд, 2016 - 328 с
Ницше, Ф. Веселая наука [Текст]/ Ницше, Ф.; пер. с нем Свасьян, К. - Санкт-Петербург: Азбука-Аттикус, 2011 - 352 с