Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ НИГИЛИЗМА И ПРОБЛЕМА ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ В ФИЛОСОФИИ Ф. НИЦШЕ'

СУЩНОСТЬ НИГИЛИЗМА И ПРОБЛЕМА ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ В ФИЛОСОФИИ Ф. НИЦШЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
491
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЧНОСТЬ / ХРИСТИАНСТВО / КУЛЬТУРА / РЕЛИГИЯ / НИГИЛИЗМ / ЖИЗНЬ / ВОЛЯ / МОРАЛЬ / ДУХ / ЧЕЛОВЕК / СВЕРХЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пономаренко А.М.

В данной статье поднимается проблема кризиса ценностей, с которым столкнулась Европа в 19 веке. Данная работа ставит себе целью проанализировать творческий путь Ф. Ницше, его становления как философа и как критика европейской христианской культуры. Также, в тексте приводится параллель идей национал-социализма и наследия немецкого мыслителя. Вся культурно-религиозная критика подкрепляется не только цитатами исследуемого философа, но также и идеями других представителей иррационального корпуса западной философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF NIHILISM AND THE PROBLEM OF THE TRANSFORMATION OF VALUES IN THE PHILOSOPHY OF F. NIETZSCHE

This article raises the problem of the crisis of values, with which Europe collided in the XIX century. This work is aimed at analyzing the creative path of F. Nietzsche, his appearance as a philosopher and as a critic of European Christian culture. In addition, the text provides a parallel to the ideas of National Socialism and the legacy of the German thinker. All cultural and religious criticism is supported not only by quotations of the researcher, but also by the ideas of other representatives of the irrational construction of Western philosophy.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ НИГИЛИЗМА И ПРОБЛЕМА ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ В ФИЛОСОФИИ Ф. НИЦШЕ»

начинает, и заканчивает процесс актуального раскрытия потенций духа. Итак, трагическое мироощущение характеризует не только дионисийское начало, но все способы миропостижения.

«Гибель» трагедий совершается в науке, где отрицаются и созерцание, и восторженное переживание в пользу диалектики и беседы с Бездной. Отказываясь от непосредственной связи с Первоединым, теоретический человек-оптимист отчуждается от самой Жизни. Критицизм Ницше относительно роли разума в форме науки и морали объясняется тем, что причину кризиса современной западной цивилизации он видел в абсолютизации разумного начала [6, с. 43]. Но выбранных им средств недостаточно: полнота жизни не может быть постигнута рационально-логическими процедурами. Поэтому сократический человек смиряется и, признав границы разума, с надеждой обращается к спасительному мифу. На каждом уровне объективации Воли человек всегда творит Миф.

Использованные источники:

1.Геворкян А.Р. Ницше и метафизический пессимизм // Вопросы философии. 2001. №8. С. 157-165.

2.Ханпира Е.Э. Античная трагедия и трагедия античности // Вопросы философии. 2000. №9. С. 102-113.

3.Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм./ Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: Сборник. Мн.,1997. С. 453-593.

4.Кампос А.Д. Критика рационального гуманизма в философии Фридриха Ницше. Саратов, 2016. - 146 с.

5.Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах. С. 9-230.

6.Кампос А.Д. Критика разума в философии Фридриха Ницше // К онтологии господства: коллективная монография. М., 2007. С. 42-85.

УДК 091.125

Пономаренко А.М.

студент

2 курс магистратуры, факультет «История философии» Воронежский государственный университет

Россия, г. Воронеж СУЩНОСТЬ НИГИЛИЗМА И ПРОБЛЕМА ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ В ФИЛОСОФИИ Ф. НИЦШЕ. Аннотация: В данной статье поднимается проблема кризиса ценностей, с которым столкнулась Европа в 19 веке. Данная работа ставит себе целью проанализировать творческий путь Ф. Ницше, его становления как философа и как критика европейской христианской культуры. Также, в тексте приводится параллель идей национал-социализма и наследия немецкого мыслителя. Вся культурно-религиозная критика подкрепляется не только цитатами исследуемого философа, но

также и идеями других представителей иррационального корпуса западной философии.

Ключевые слова: Античность, христианство, культура, религия, нигилизм, жизнь, воля, мораль, дух, человек, сверхчеловек. UDC 091.125

Ponomarenko A.M.

student

2 courses of the master's degree, the faculty "History of Philosophy"

Voronezh State University Russia, Voronezh

THE ESSENCE OF NIHILISM AND THE PROBLEM OF THE TRANSFORMATION OF VALUES IN THE PHILOSOPHY OF F.

NIETZSCHE.

Annotation: This article raises the problem of the crisis of values, with which Europe collided in the XIX century. This work is aimed at analyzing the creative path of F. Nietzsche, his appearance as a philosopher and as a critic of European Christian culture. In addition, the text provides a parallel to the ideas of National Socialism and the legacy of the German thinker. All cultural and religious criticism is supported not only by quotations of the researcher, but also by the ideas of other representatives of the irrational construction of Western philosophy.

Key words: antiquity, Christianity, culture, religion, nihilism, life, will, morality, spirit, man, overman.

Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 сентября 1844 г. в Германии, в деревне Рёккен в семье лютеранского пастора. Отец рано отошёл в мир иной, однако детство будущего философа, тем не менее, в значительной мере было насыщено религиозностью. Причины этому можно найти не только в заветах, оставшихся от главы семьи, но и в устройстве жизни самой деревни, отличавшейся ревностным отношением к вере. С юных лет молодой Фридрих отказывался принимать устоявшиеся ортодоксию и ритуалы, ходить на мессы. Этот протест в итоге сформировал характерное для мыслителя не принятие богословских учений. В процессе обучения в гимназии Наумбурга Ницше проявил блестящие способности в гуманитарных науках. В 1864 г. начал учёбу в Боннском университете, однако ушёл оттуда из-за разногласий с другими студентами, далее последовал в университет Лейпцига, за своим учителем Ричлем. По окончанию учёбы в 1869г. получил возможность преподавать в Базельском университете, чем и занимался вплоть до 1879 года. На протяжении всей своей жизни, философ страдал от различных заболеваний: с 18 лет -мигрень, полученные в ходе работы санитаром во время прусской войны -дизентерия и дифтерит. Постоянно испытывая мучения, страдая и духом и телом в 1889 году, он приобрёл неизлечимые психические заболевания.

Философию Фридриха Ницше можно разделить на 3 этапа. Ранний этап охватывает собой творчество философа с 1871 по 1876 года. В это время мыслитель увлекается античными сочинениями, пробует себя в

написании текстов, исследует поприще философско-этических проблем, а также знакомится с музыкой Рихарда Вагнера. Их обоюдная любовь к творчеству Артура Шопенгауэра, в свою очередь, окажет сильное влияние на мыслителя. Это влияние потом выльется в такие работы как: "Рождение трагедии из духа музыки", "Философия в трагическую эпоху древней Греции", "Несвоевременные размышления".

Во втором этапе своего творчества, немецкий мыслитель сбрасывает с себя влияние Вагнера и Шопенгауэра, период ознаменован началом самостоятельной деятельности. Ницше приходит к идее переоценки прежних ценностей. Книги этого периода, носят более автономный характер, по сравнению с книгами представленными в первом периоде. Автор берёт на себя миссию самостоятельно добраться до человеческой мудрости, отказывается от прежнего авторитета представителей классической философии. В этот период входят такие книги, как: "Человеческое, слишком человеческое", "Утренняя заря", "Веселая наука". Период датируется 1878-1882 годом.

Третий период относится к самым востребованным работам немецкого мыслителя, а именно: "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "К генеалогии морали", "Антихрист". Датируется 1883-1888г. Иногда, биографы выделяют и четвёртый период, находящие своё отражение в самый разгар психических заболеваний.

Являясь представителем не классической ветви европейской философии, Ницше ставил во главу своего учения такие понятия как жизнь и воля. Понятие воли наследуется им у Шопенгауэра, и связывается с понятием жизни. Воля к власти, по Ницше, - это базовая черта человека, его основное желание, всё к чему он стремится. "Чтобы понять, что такое жизнь и какой род стремления она представляет, — эта формула должна в одинаковой мере относиться как к дереву и растению, так и к животному". "Из-за чего деревья первобытного леса борются друг с другом? Из-за власти"1. Ницше возводит категории воли в абсолют, создаёт вокруг неё некий миф, делает категорию воли необходимой частью бытия.

Размышления Ницше носят всегда некоторый иносказательный характер, он говорит метафорами и аллегориями, из-за чего детальное изучение его взглядов встречается со многими трудностями, в частности, что касается понимания. Так, например, понятие жизни в его философии очень размыто и раскрывается через понятие воли, понять жизнь саму по себе, как таковую, таким образом, не представляется возможным, жизнь не является самостоятельной категорией. Совсем иначе обстоят дела с категорией воли, Ницше апеллирует к ней, как к первичной энергии, движущей человека на протяжении всей его истории. Мыслитель вводит эту категорию для того, чтобы впоследствии она послужила обоснованием идеи о сверхчеловеке.

1 Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., 1994.с. 335.

Философия Ницше носит приземленный, человеческий характер, в ней происходит уход от надмирного. В связи с этим, понятие воли к власти находит свои корни в учении Дарвина о борьбе за существование. Однако впоследствии, философ замечает, что человек - не есть прогресс по отношению к животному, но благо в нём укоренена воля, позволяющая ему преобладать себя. В советском пространстве воля к власти трактуется в негативном ключе, и представляет собой лишь субъективистскую ветвь философии. В целом отношение к ницшеанству в советском пространстве умещается во мнение о Ницше как о вестнике классовых интересов монополистической буржуазии2.

Для многих философских изысканий различных философов свойственно представление о существовании двух миров, мире подлинно существующих вещей и мире чувственно-воспринимаемом нами. Ницше отказывается от подобного разделения, утверждая, что мир один и он един. При этом стоит упомянуть его концепцию вечного возвращения. Мир представляет собой целостный, вечный конструкт, который периодически воспроизводит свои прежние формы. Мир постоянно обновляется, возвращаясь к себе прежнему. В соответствии с этим положением, философ утверждает свою концепцию познания, истины, развития научного знания.

Немецкий мыслитель, размышляя о природе вещей, утверждает что истина - это оружие, которое нужно приспособить к окружающей нас действительности. Познание нами фактов - есть оружие власти. Главным критерием истины является полезность, полученная людьми на практике. Человек изучает мир, чтобы возвыситься над природой и другими людьми, стремится властвовать. В связи с этим, Ницше упрекает существующую науку за слабость, которую она проявила в ходе исследований. Научные знания, не несут практической пользы, а вводят человека в заблуждения, захламляют его голову не нужными вопросами. "Не существовало доселе еще ни одного философа, под руками которого философия не превращалась бы в апологию познания... Все они тиранизированы логикой, а логика есть по своему существу оптимизм" , — пишет Ницше в работе "Человеческое, слишком человеческое". Человек, ориентируясь на логику и науку, ушёл от своих корней, от первичных целей, стал слаб. Различие двух миров, описанное ранее, одна из проблем науки, чья пора пришлась на годы жизни философа. Мир и человек, его жизнь находятся в зависимости у чисел, логики, у чего угодно, но только не в руках у самого человека. Данная критика обращена в первую очередь с мыслящей элите, научному сообществу, тем людям, которые задают ритм обществу, запускают в него идеи, которые, по мнению Ницше, заставляют общество гнить изнутри. Прежняя наука, прежняя философия, культура тормозят

' Лейтейзен М. Ницше и финансовый капитал. - М.-Л.: Госиздат, 1928. - с. 115.

! Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов. Т. 1. М., 1990. с. 242.

общество в его естественном развитии, Ницше оценивает пройдённый путь человечества - очень малым, и виной всему низменная культура.

В связи с этим стоит отметить отдельным пунктом нигилизм радикального характера, столько характерный для мыслителя, должна произойти кардинальная переориентация ценностей, изменение направления векторов развития культуры, науки, религии, философии. Ницше декларирует постулаты нигилизма, актуальные для его эпохи:

1) Ничто не истинно. 2) Бог умер. 3) Нет морали. 4) Все дозволено.

Провозглашая эти идеи, Ницше не стремится стать судьёй актуальному бытию, а напротив, стремится предотвратить будущее. По его замыслу человечество будет пребывать в нигилизме еще несколько столетий, влияние его основных идей может привести к окончательному упадку воли у людей, что в итоге приведёт к катастрофе. Не смотря на то, какую нигилизм таит в себе опасность, Ницше призывает осознать его сущность, прочувствовать его. Философ делит нигилизм на слабый и сильный, первый опасен в силу своей низменной природы, он не пробуждает в человеке первичные инстинкты, волю к жизни, второй же, напротив, позволит человеку подняться над самим собой и другими людьми. Таким образом, Ницше становится первым нигилистом Европы. Себя он воспринимает в качестве праведника, который может и должен провести человечество сквозь долину тьмы.

Уже в ранних работах мыслителя можно найти призыв к переоценке ценностей. Работа "Человеческое, слишком человеческое" 1878 года носит отчасти автобиографический характер, в ней автор раскрывает подробности своего увлечения философией Шопенгауэра, дружбы с Вагнером и последующим их отрицанием. В связи с этим Ницше задаёт вопрос, который обращён не только к читателям, но и к нему самому: "...сколько лживости мне еще нужно, чтобы сызнова позволить себе роскошь моей правдивости?"4 Ницше размышляет над тем, что станет с мыслителем, который откажется от авторитета гигантов мысли, которые были до него. Тут же он предостерегает мыслящих от движения по пути слабого нигилизма, который только лишь ослабит их. Путь к сверхчеловеку лежит через отказ от старых ценностей. Сверхчеловек - это культовая личность, которая движет не массами, а целыми поколениями. При этом, единственный враг у сверхчеловека - он сам, порождая новые ценности, он сковывает себя ими. Из этого можно заключить, что сверхчеловек, это отчасти романтизированный персонаж, это не правитель, а скорее безумный гений или бунтарь. Сверхчеловеком, Ницше называет Антихриста. Антихрист должен прийти и сломать старую систему ценностей, он приходит на место старого мира, на место Бога и противопоставляет мораль аристократии, морали рабов. Также если вспомнить идею Ницше о вечном возращении, то можно заключить, что сверхчеловек с необходимостью рано или поздно, станет рабом

4 Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов. Т. 1. М., 1990. с. 12.

собственных ценностей, а на его место придёт новый Антихрист, и всё это будет продолжаться вечность. Проблема изменения прежней морали, поставленная здесь, находит своё развитие в работе "Так говорил Заратустра" 1883 года.

Это произведение носит культовый статус, по отношению к остальным работам мыслителя. Уже буквально в самом начале автор приводит парадоксальную мысль, о том, что эта книга "... для всех и ни для кого". Имя бродячего философа Заратустры взято из восточных сказаний и подчёркивает кардинальное различие содержания книги с типичным европейским стилем, его ценностями, нормами, постулатами. Центральная идея, пронизывающая роман полагает собой мысль о незаконченности человеческого существования. Человек, не есть венец природы, он - стадия развития организма, чей путь начинается с приматов и заканчивается становлением сверхчеловека. Здесь следует процитировать самого автора, для более глубоко понимания его позиции: "Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной".

Разбираясь в деталях романа, стоит заострить своё внимание на сюжете. В центре повествования находится тридцатилетний Заратустра, который решается стать отшельником и жить в горах, мудрствуя, наслаждаясь одиночеством. Почувствовав полноту жизни, Заратустра решается спуститься с гор назад к людям и поделиться с ними приобретённой мудростью. На своём пути, бродячий философ встречает в лесу старца, который в своём одиночестве искал встречи с Богом. Уяснив цель Заратустры, старец предлагает остаться вместе с ним в лесу. Взор Заратустры был чист и не замутнён, что и привлекло старого мудреца. Однако философ отказывается от предложения, он любит людей и решает продолжить свой путь. Покидая старца, Заратустра про себя замечает: "Возможно ли это? ! Этот святой старец в своем лесу еще не слыхал о том, что Бог умер!"5

Философ спускается в город, и застаёт толпу как раз перед началом выступления канатоходца. Перед самым выступлением Заратустра решает прочесть проповедь о сверхчеловеке перед толпой зрителей. Отдельно стоит отметить то, как Заратустра общается с людьми. Заратустра влияет на людей при помощи различных притч и сказаний, психологического и философского содержания. Мыслитель говорит, что природа -последовательна в своём развитии: от червя к человеку. Но, как замечает Заратустра, червь еще живёт в человеке, низменная сущность не покидает человеческое тело. Человек, произошёл от обезьяны, и даже сейчас, он обезьяна больше, чем обезьяна сама по себе. Человек, порождение земли, он её сын, и должен хранить ей верность. Это не означает уподобиться растению, а означает лишь только ограничить себя от неземных надежд.

5 Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1., Ч.1. М.: Мысль, 1990. - с. 3.

Подобная позиция есть протест против религии. И действительно, в итоге Заратустра заключает: "Бог умер".

Рассматривая позицию Ницше в отношении религии, необходимо так же вспомнить его предшественника - Серена Кьеркегора, представителя кризисной философии 19 века. Для лучшего понимания, следует процитировать самого Кьеркегора: "Христианский мир убил Христа"6. Ницше, вдохновлённый этой идеей, впоследствии отдаст смысл этих слов Заратустре. Обращаясь к фигуре Ницше, создаётся впечатление, что он навсегда порывает с христианской верой, его отношение категорично, а напор с которым он обрушивается на религию не оставляет не каких сомнений в серьёзности намерений автора. Однако антирелигиозный бунт не давался Ницше и его единомышленникам так легко как кажется. Порывание с христианской традицией оставило свой отпечаток на личности немецкого философа. В "Заратустре" можно найти этому подтверждение: "Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог умер, и вместе с ним умерли и эти хулители". Можно сказать, что Ницше сожалеет о том, что род людской не смог сформировать достойные отношение с Богом. Что же касается самих людей, здесь Ницше категоричен как никогда. Устами Заратустры он вещает: "Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собой?", "поистине человек — это грязный поток" . У людей благородные интенции, они стремятся к справедливости, стремятся сеять добродетель, но они никогда её не достигнут, они к ней не готовы и её не заслуживают. Чтобы достигнуть благой жизни человек должен возвыситься над собой: "Где же та молния, что лизнет вас своим языком? Где то безумие, что надо бы привить вам? Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке; он — эта молния, он — это

о

безумие" . Толпа не смогла правильно воспринять слова путника, они приняли его речи за рассказы о канатоходце, и в итоге освистали Заратустру. Однако начало было положено, философ вышел к людям.

Интересным является учение Заратустры о развитии духа: "о том, как дух сделался верблюдом и верблюд львом и, наконец, лев дитятей". Смысл этой притчи в том, что первоначально дух хочет испытать себя, нести свою ношу в пустыню. Далее дух стремится освободиться, стать выше верблюда, стать королём подобно льву. Однако и король ограничен в своих возможностях, в нём нет силы созидания. Поэтому дух переходит в третью фазу дитяти, что означает полное обновление духа.

Ницше, через Заратустру дал свою типологию людей. 1) Мыслящие о трансцендентном. 2) Презирающие телесность. 3) Восхваляющие войну. В связи с этим Заратустра также организует учение о множестве целей. Путешествуя, философ столкнулся со множеством людей, народов, верований, культур. Сравнивая народы между собой, он пришёл к простой мысли, что доброе для одного народа, не является таковым же для другого.

6 Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: "Республика", 1993. - с. 112.

7,8 Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1., Ч.1. М.: Мысль, 1990. - с. 4,5.

У разных народов - разное понимание, отсюда разногласия. Люди вторят о любви к ближнему своему, протягиваю руки, но в итоге любят только лишь самих себя. Бродячий философ задумывается об устремлениях человека, об их парадоксальной природе: также как один всеми силами цепляется за жизнь, другой идёт навстречу смерти. Изучая людей, их натуру, их цели и стремления, Заратустра никогда не отвергал какую-либо позицию полностью, во всём он находил нечто позитивное, жизнеутверждающее, что-то, что в итоге могло превратиться в сверхчеловека.

Идея о становлении сверхчеловека - одна из самых горячо-обсуждаемых идей немецкого философа. Но также интересны и другие его идеи: проблемы определения добра и зла, кризис христианской культуры, проблемы гуманизма и демократии. В свете обзора его идей, философское обществе разделилось на два конфликтующих лагеря. Первые характеризуют его философию как антигуманистическую, антидемократическую, ставящую интересы аристократии выше интересов большинства. Также идёт спекуляция на том, что идеи Ницше легли в основу фашистской идеологии, где культивировались размышления о превосходстве одного народа над другим. Данная позиция также, злонамеренно отсылается к самым негативным высказываниям мыслителя, игнорируя основное содержание его философии. "Что хорошо? — Все, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть. Что дурно? — Все, что происходит из слабости. Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно ещё помочь в этом. Что вреднее всякого порока? — Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым"9. Очень часто, Ницше подвергается критике за его описание исторических фактов. Повествуя о том, как потеряли своё могущество благородные народы: римляне, германцы, скандинавы, мыслитель не только осуждает, он также и благоговеет перед развертыванием истории с её хитросплетениями, эпичностью. Мыслитель называл тем, что погубило великие цивилизации - хищным зверем, вырвавшимся на волю, и представлял себе этого зверя как нуминозное существо, встреча с которым и устрашает и очаровывает. Здесь следует привести слова самого мыслителя: "Хищный зверь — это роскошная, похотливо блуждающая в поисках добычи и победы белокурая бестия; этой скрытой основе время от времени потребна разрядка, зверь должен выходить наружу, наново возвращаться в заросли..."10. Данная позиция не близка данной части философов, осмысляющих опыт Ницше. Мыслитель, как бы прогнозируя возможную критику, замечает, что: "Может быть, совершенно правы те, кто не перестает страшиться белокурой бестии, таящейся в глубинах всех благородных рас, и держит перед нею ухо востро". И тут же он сам спорит с этой идеей: "не менее опасен

9 Ницше Ф. "Антихрист. Проклятие христианству". М.: Мысль, 2000. - с 2.

10,11 Ницше Ф. Сочинения.: В 2т. Т. 2. Москва, 1990. - с. 428-429.

пресмыкающийся человек, ручной человек, который вышел на авансцену истории и уже сноровился чувствовать себя целью и вершиной, смыслом истории, высшим человеком"11.

Что же до "германской белокурой бестии", здесь без всякого благоговейного трепета, Ницше скорбит над судьбой своего народа. Идеи Ницше были взяты не на то вооружение, они были искажены и преподнесены не в том свете. Философ пытался предупредить всех о том, что стало явью в прошлом веке: за культурой и благими намерениями, скрывается зверь, способный на варварские поступки, он некуда не стремится, кроме того чтобы утвердить своё существование перед лицом остальных, он склонен к насилию и разладу. Немецкие идеологи вырвали из контекста идеи принадлежащие философу и направили их к низменному злу. Считать Ницше - идеологом фашисткой Германии, значит не вдаваться в контекст исторических реалий актуальных тому времени.

Сторонники второго подхода, резко не согласны с такой позицией. Здесь делается упор на объективность, необходимость рассмотрения исторических данных, изучения противоречий в философии Ницше. Необходимо осознать мотивы, истоки, основное содержание и выводы к которым пришёл мыслитель. Должно знать, в чём состоит ницшеанская критика религиозных учений.

Через всё творчество автора проходит мысль об отсутствии развития человечества. Мало того, человечество деградирует, культура становится всё низменнее, находится в состоянии упадка. Род человеческий - потерял свои первичные интенции, инстинкты, он отказался от саморазвития и стремится лишь к тому, что легко и вредно. Человеку больше не нужно преодолевать себя, он застрял. Обращаясь к актуальной нам современности, трудно найти опровержения данным идеям среди масс. По мнению Ницше, причины деградации человечества кроются в том, что люди слепо шли по пути христианства, её морали. Влияние христианства привело человечество к низменному пути: а именно состраданию слабым. Именно к тому, против чего так яростно выступал немецкий философ. Проблематика сострадания слабым состоит в возрастающем уровне угнетения. Сострадание прямо противоположно жизнеутверждающим началам. Слабые тянут всех за собой вниз, не давая человеку подняться над самим собой и своими слабостями. Мораль христианства имеет обманчивую природу, она вводит в заблуждение людей. Человек на порах своего становления был животным, и остаётся быть животным до сих пор. Христианство утверждает человека - венцом творения, человека, способного в один миг обернуться животным и показать свою истинную природу. Христианство опасно для сверхчеловека, рабское сознание оправдывает именем Божьим все свои преступления, все выпады против аристократии.

Появившись в античности, первоначально, христианство - религия рабов. Далее, христианство завладело умами варваров, оно сделалось сильнее. Во главе намерений христиан, как считает Ницше, лежат злоба, неполноценность, желание отомстить, страсть к лучшей доле, пусть не и заслуженно. Христианство горит о высшем предназначении человека, его природе произошедшей от Бога, хотя само уверено в низменности человечества, уверено в необходимости приручения этого сильнейшего из слабых существ. Раз человек зверь, заключает Ницше, то легче справиться с ним будет тогда, когда он слаб и болен, этим, по его мнению, и занимается церковь.

Христианство не даёт в полной мере раскрыться внутреннему духу человека, оно подавляет в нём волевые качества. Догматичность христианского мышления сдерживает истинную природу людей. Ницше, в этом смысле, не является новатором, подобная критика, обрушивающаяся на церковь, присутствовала уже в новом времени. Однако, сама эпоха нового времени повинна в закреплении христианства, появление идей демократии и свободной конкуренции способствовали вовлечению церкви в умы и дела людей. Если эпоха Ренессанса, пыталась пробудить в людях память о прежних ценностях, попытаться обернуть развитие в иную сторону, то Новое время свергло все результаты достигнутые Ренессансом.

Также, повинными в деградации, оказываются и некоторые именитые философы. Критикуя Канта, мыслитель отрицает мораль, которую Кант пытался продвигать в массы. Проблема состоит в том, что эта мораль заведомо не исполнима, ей нельзя следовать: "Добродетель

должна быть нашим изобретением, нашей глубоко личной защитой и

12

потребностью, во всяком ином смысле она только опасна" . Ницше стоит горой за свободу индивида, его автономность, активность. Сверхчеловек -сам решает за себя, каким ценностям ему следовать, он сам выбирает друзей и врагов, друзьями же станут лишь те, кто ему равен. Такой человек будет совестлив сам по себе, ведь совесть будет выступать внутренним мерилом его поступков.

Появившись, сверхчеловек должен создать новое общество. Люди, которые будут входить в это общество, будут носителями будущего. В них нет ничего от рабов, их сознание не замутнено идеями низменного характера. Эти люди сильные и дерзкие, они сами высвобождают себя от оков прошлого, но не стремятся в новые оковы, к богатым, властным и прочим, эти люди стремятся во вне по зову духа. Сверхчеловек встанет над кризисом, в который попала цивилизация, он должен воспарять над ней.

При этом стоит еще раз заметить, что учение о сверхчеловеке не имеет ничего общего немцами, поддавшимися своей звериной натуре. У сверхчеловека нет стремления к исполнительности, тяги к насилию. Ницше, напротив, отсылает нас к внутренней дисциплине, воспитанию собственного духа и осознанию его трансформации. Сверхчеловек

12 Ницше Ф. "Антихрист. Проклятие христианству". М.: Мысль, 2000. - с 11.

осознаёт свою ответственность за будущее цивилизации и всё делает на её благо.

Проанализировав современное понимание наследия немецкого философа, становится ясно, откуда произрастают мотивы к критике у первой группы философов, обсуждаемой выше. Реальность такова, что Ницшеанские идеи были поставлены на службу национал-социализма. И сделать что-либо с этим нельзя, однако можно вникнуть в исторический контекст и понять, что сам мыслитель негативно относился к такому использованию своих идей. Даже в самой фашисткой Германии, фашизм и ницшеанство сталкивались между собой, не находя консенсуса. Ницшеанство представляло собой философию неарийского характера, не как не могли сочетаться между собой идеи о становлении благородного сверхчеловека с антисемитизмом, русофобией, пангерманизмом. Предваряя последующие обвинения, Ницше, как бы предсказывая их, говорил абсолютно противоположные нацизму вещи. Так, например, мыслитель указывал на необходимость единения Германии и России, которые могли бы многому друг у друга научиться. Философ взывал к созданию общей программы, объединяющей под своим началом всю Европу. При этом имеется в виду не некая общая идеология, а идея, культивируемая в массы, направленная на развитие индивида, его духа. Стиль, выбранный автором для повествования, антигуманный настрой, которым пропитаны его сочинения действительно могут привести неподготовленного читателя к идеям о тоталитарном режиме, однако же, при должном прочтении работ этого философа таких идей не возникает.

В заключение, следует сказать еще об одной парадоксальной детали встречающейся в творчестве немецкого мыслителя. В своих первых работах, Ницше разбирал античную культуру. В ходе этих работ было противопоставлено друг другу два начала: дионисийское и аполлоновское. Дионисийское начало - это жизнеутверждающая энергия, радость во плоти. И напротив, апполлоновское начало есть начало холодного, жестоко разума несущего за собой смерть. Ницше утверждал, что в античности эти два начала находились в равновесии, поочерёдно влияя друг на друга. Однако изменения наступили в связи с философской деятельностью Сократа, начиная с него, разум начинает подчинять себе жизнь, её свободную волю, первичные интенции: "Как известно, надо преодолеть в себе человека. А какого человека надо преодолеть? Того самого, который появляется вместе с Сократом и Еврипидом — человека александрийской культуры, научного оптимиста. Преодолеть надо

13

человека массы"13. В итоге, проблема столкновения дионисийского и аполлоновского начал заняла серьёзный плацдарм в творчестве философа. Этой проблеме уделено место в Заратустре. Заратустра как бы и есть воплощение дионисийского начала, получив мудрость, которая казалось бы, должна была ожесточить его взгляд на мир, напротив, утвердила в нём

13 Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Т.1. М.: Мысль, 1990. - с.211.

идеи духовного развития, помощи людям. И так, при определённом взгляде на философию Ницше, создаётся впечатление, что автор полагает лишь наличие упадка воли человечества, говорит о его культурном застое, то есть в целом можно полагать, что Ницше негативно оценивает действительность. Однако же, Ницше отнюдь не являлся пессимистом. Народ, по его мнению, должен не страдать, а веселиться. Вспоминая о дихотомии античных начал, здесь можно увидеть некоторую трагедию человеческого существования. Ницше, явно симпатизирующий Дионису, желает, что бы и люди стремились к нему, стали ему подобны. На пути к становлению сверхчеловеком, Ницше характеризует индивида как того, кто, несмотря на невзгоды и трудности, всю пережитую боль, всё равно говорит жизни "да". Только таким образом он и может приблизиться к Дионису. Философию Ницше можно называть пессимистичной, но пессимизм этот отличается от прочих, он романтического толка. Пессимизм Шопенгауэра - есть отрицание воли, это упадок сил. Пессимизм Ницше - есть согласие, вопреки трудностям, трудностям с которыми справляются при помощи смеха.

Подводя итог, стоит процитировать самого мыслителя, у него лучше других получилось охарактеризовать противоречивый характер своей философии: "Я знаю свой жребий. Когда-нибудь с моим именем будет связываться воспоминание о чем-то чудовищном — о кризисе, какого никогда не было на земле, о самой глубокой коллизии совести, о решении, принятом против всего, во что до сих пор верили, чего требовали, что считали священным. Я не человек, я динамит... Я противоречу, как никто никогда не противоречил, и, несмотря на это, я противоположность

14

отрицающего духа .

Использованные источники:

1.Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. с. 249.

2.Лейтейзен М. Ницше и финансовый капитал. - М.-Л.: Госиздат, 1928. с 151.

3.Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству. М.: Мысль, 2000. c 62.

4.Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., 1994. с. 880.

5.Ницше Ф. Ecce Homo, как становятся самим собой. Сочинения в 2-х томах, том 2, М.: Мысль. 1990. с 796.

6.Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Т.1. М.: Мысль, 1990. - с. 225.

7.Ницше Ф. Сочинения. В 2т. Т. 2. Москва, 1990. с. 829.

8.Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов. Т. 1. М., 1990. с. 384.

14 Ницше Ф. Ecce Homo, как становятся самим собой. Сочинения в 2-х томах, том 2, М.: Мысль. 1990. С 763.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.