ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.
2019. No. 4
УДК 1(091)
DOI 10.23683/0321-3056-2019-4-14-19
ОЦЕНКА ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ ФРИДРИХА НИЦШЕ В РУССКОЙ МЫСЛИ (Ф. НИЦШЕ И Н.Ф. ФЕДОРОВ)
© 2019 г. В.Б. Рожковский а, А.М. Кравцова a
а Ростовский юридический институт МВД России, Ростов-на-Дону, Россия
EVALUATION OF THE PHILOSOPHICAL IDEAS OF FRIEDRICH NIETZSCHE IN RUSSIAN THOUGHT (F. NIETZSCHE AND N.F. FEDOROV)
V.B. Rozhkovsky а, A.M. Kravtsova a
а Rostov Law Institute, Ministry of Internal Affairs of Russia, Rostov-on-Don, Russia
Рассматриваются основные идеи философии жизни Ф. Ницше и их критическая оценка в русской мысли на примере философии Н.Ф. Федорова. Сравнительный анализ идей двух мыслителей показывает, что, несмотря на то, что оба проповедовали пафос творческой активности и совершенствования человеческой личности, в критической оценке Н.Ф. Федорова философии немецкого мыслителя наиболее существенным и актуальным стал вопрос о смерти и воскрешении как основе «общего дела» и одновременно высшей христианской ценности. Если Ф. Ницше обратил свою критику и против христианской религии, то для Н.Ф. Федорова последняя только и могла поставить созидающий общество идеал Дела.
Ключевые слова: Ф. Ницше, Н.Ф. Федоров, философия жизни, Сверхчеловек, русская философия, философия Общего Дела, христианство, воскрешение.
The article considers the main ideas of Nietzsche's philosophy of life and their critical assessment in Russian thought, on the example of N. F. Fedorov's philosophy. A comparative analysis of the ideas of the two thinkers shows, that despite the fact that both preached the pathos of creative activity and improvement of the human person, in a critical assessment of N. F. Fedorov's philosophy of the German thinker as the most important and urgent issue there was the question of death and resurrection as the basis of "common cause " and also the highest Christian values. If F. Nietzsche turned his criticism against the Christian religion, then for N. F. Fedorov, the latter could only put the ideal of the cause, which creates society.
Keywords: F. Nietzsche, N.F. Fedorov, philosophy of life, Superman, Russian philosophy, philosophy of the Common Cause, Christianity, resurrection.
Философское творчество Ф. Ницше мало по- добное, например, И. Канту или Г. Гегелю). Оно ходило на традиционное для западноевропей- было скорее каким-то криком души, экзистен-ской мысли создание отвлеченных систем (по- циальным всполохом в ночи чуждой жизни, не
Рожковский Виталий Борисович -доктор философских наук, доцент, профессор, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Ростовский юридический институт МВД России,
ул. Ерёменко, 83, г. Ростов-на-Дону,
344015, Россия.
E-mail: [email protected]
Vitaly B. Rozhkovsky -
Doctor of Philosophy, Associate Professor, Professor,
Department of Humanities
and Socio-Economic Disciplines,
Rostov Law Institute,
Ministry of Internal Affairs of Russia,
Eremenko St., 83, Rostov-on-Don,
344015, Russia.
E-mail: [email protected]
Кравцова Анастасия Михайловна -преподаватель, кафедра иностранных языков, Ростовский юридический институт МВД России,
ул. Ерёменко, 83, г. Ростов-на-Дону, 344015, Россия
Anastasia M. Kravtsova -Lecturer,
Department of Foreign Languages, Rostov Law Institute, Ministry of Internal Affairs of Russia, Eremenko St., 83, Rostov-on-Don, 344015, Russia
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 4
до конца выразимым в созданных произведениях. Во многом крик души Ницше родился из почти постоянно мучившей его тяжелой болезни, заставившей рано отказаться от преподавательской деятельности и вести одинокую, почти аскетическую жизнь, в конце концов приведшую его к безумию. «Я сделал из моей воли к здоровью, к жизни, мою философию... инстинкт самовосстановления воспретил мне философию нищеты и уныния», - не скрывал он сам источника своего философствования «вопреки» [1, с. 179]. Будучи мучеником тяжелой болезни, Ницше выковывает себя в своей афористической мысли идеологом «великого здоровья». Он переносит всю силу своей личной притяженно-сти к природе, ее могущественным жизненным силам, воспевая ради нее безбрежность и необузданность инстинктов и желаний. Одновременно он «сводит счеты» с христианским Богом: за что Он его так «отметил» болезнью? Вся философия Ницше развивается как напряженно-волевое усилие соделать из болезни нечто обратное тому, что она от него ждет и заодно поквитаться с христианством за его призыв к смирению, состраданию, желанию избавления от греховных страстей и поиску личного спасения. Гимн жизни с ее безразлично-жестокими силами, страстями и дерзаниями, безумной игрой, господством над слабым, трагедией соделал Ницше «философом жизни». Во имя «жизни» Ницше беспрестанно критиковал в своих произведениях современное ему европейское общество.
В истории философии принято различать три периода философского творчества Ницше [2, с. 11]: 1. Период увлечения идеями А. Шопенгауэра и музыканта Р. Вагнера. 2. Период позитивизма (отрицание метафизики, перелом в его мировоззрении); 3). Период собственно ницшеанский (период «заратустризма»). Последовательно рассмотрим «узловые пункты» становления философствования Ницше согласно этой периодизации, выделим главнейшие его идеи и их оценку в последующем на примере философии русского мыслителя Н. Федорова [3].
Впервые Ницше сделался известным в области европейской мысли благодаря своему оригинальному труду, посвященному античной культуре («Об аполлоническом и дионисийском начале.»). Античность всегда рассматривалась как источник европейской культуры. Ницше же впервые выступил против рационального образа античности как некоего лаконичного и гармоничного общества (мудрых и благополучных
людей, живущих гладко, ходящих по площадям и размышляющих о том, что такое хорошо и что такое плохо). В этом обществе властвовали божества гармонии и разума (например, Аполлон), появились философия, демократия и т.д. Согласно Ницше, эта рациональность покрывала более могучую силу - «мистерии» древних греков. Некоторые «мистерии» были связаны с повсеместным празднованием бога виноделия и любви Диониса, и во время их совершения люди без оглядки предавались своим страстям. Таким образом, согласно Ницше, культуру античности можно объяснить только взаимодействием двух начал: дионисийского (начала инстинкта, воли, хаоса) и аполлонисийского (начала рациональности, порядка). Грек, по Ницше, обладал трагедийным мировоззрением, которое только облагораживала рациональность, но определяющим было чувство жизни. С точки зрения этого начала немецкий мыслитель и стал оценивать европейскую и всю мировую историю.
«Уже с давних пор развитие нашей европейской культуры совершается среди напряжения и муки, которая возрастает с каждым десятилетием и словно близится к катастрофе», - писал Ф. Ницше [2, с. 10]. Отдавая предпочтение непосредственной мощи жизни перед рациональностью, он усматривал вырождение, «декаданс» европейской культуры в традиции философии, идущей от Сократа. «Проблема Сократа» для него - это проблема разрешения парадокса замирания жизни в тисках отвлеченного разума. Если до Сократа мыслили в присутствии истины, то афинский «софист» поставил под вопрос саму жизнь, задался вопросом о ее смысле. А менять жизненный поток - это, по мнению немецкого мыслителя, признак декадентства. Отсюда последовало все европейское декадентство, и значительный толчок к его развитию, по Ницше, дало христианство. Сама жизнь - это оценка всех ценностей, мы должны просто жить, считал он, не подвергая ее сомнению. По-видимому, христианство Ницше сводил к суровому аскетизму, убивающему жизнь.
В первый период жизни (примерно до 1876 г.) Ницше находился под сильным влиянием философии А. Шопенгауэра и музыки Вагнера, что в общем соответствовало двум основным влечениям его ума и сердца - философскому отрицанию действительности и стремлению к обновлению жизни посредством искусства [2, с. 13]. Так, трагичность мироощущения - эта интуиция Ницше сложилась под влиянием до-
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 4
вольно мрачной, порывистой и хаотичной, «протестующей» музыки Вагнера. Главным сочинением Ницше стало в этой связи «Рождение трагедии из духа музыки» (1871-1872). Здесь он в частности писал, что «метафизическое утешение всякой истинной трагедии заключается в том, что вопреки беспрерывной смене явлений, мировая жизнь несокрушимо могущественна и радостна» [2, с. 20-21]. Тем самым трагедия возвышает нас, считал он, над нашей личностью, над всем, что в ней есть преходящего и ограниченного.
Существенным было влияние на Ницше учения о мировой воле как основе всего сущего А. Шопенгауэра. В статье «Об отношении Шопенгауэра к немецкой культуре» (1872) Ницше называл великого пессимиста Шопенгауэра единственным немецким философом XIX столетия за его честный поиск в философии истины, а не самоуспокоения. Так, поставив вопрос о цели и смысле существования - центральный с точки зрения Ницше вопрос, Шопенгауэр не побоялся разрешить его в отрицательном смысле и разрушить иллюзию счастья в перспективе смертности всех людей. Искание смысла жизни было изначально и руководящим мотивом философствования самого Ницше. Для него было невыносимым видеть, как люди в обыденной жизни поглощены временными задачами, а ученые «беспредельны» только в пустом накоплении знаний. Ницше ищет безусловного содержания жизни, несмотря на тот факт, что жизнь большинства людей являет только продолжение животной жизни. Лучшие представители человеческого рода - великие художники, философы и святые озаряют темную глубину природы ярким светом сознания, и их появление - как бы радостный скачок природы, осмыслившей себя и достигшей своей цели. Этим определяются, согласно немецкому мыслителю, задачи и всей культуры, которая направлена к достижению не всеобщего довольства масс, а к произведению гениальных, «сверхисторических» личностей, стремящихся к совершенству. Уже в первый период творчества Ницше можно отметить, считал Е.Н. Трубецкой, противоречивость его миросозерцания. С одной стороны, Ницше проникнут сознанием бесцельности бытия, бессмыслицы мирового процесса, с другой - великий человек для него - цель природы и цель исторического развития человечества, тайное намерение природы, ищущей преодоления смерти.
Перелом в мировоззрении Ницше, сделавший его уже, как он сам говорил, «несвоевременным мыслителем», привел к задаче «переоценки всех ценностей». Второй период начинается с произведения «Человеческое, слишком человеческое» (1876-1879). Здесь Ницше прямо определял историю человечества как историю душевных болезней и современного человека -как наследника этой истории. «Преодоление человека» через ниспровержение всех современных идолов стало ведущим мотивом немецкого мыслителя. В «Утренней заре» Ницше называл время обычаев и нравственности «доисторическим временем», предлагал вообще удалить из общества такие критерии и проявления морали, как добро и зло, закон, добровольное страдание, вера и дела и т.д. В отношении последних он писал: «Прежде всего и важнее всего дела! Дела и дела! А нужная для этого "вера" -будьте уверены - явится» [4, с. 332].
В последующих произведениях - «Так говорил Заратустра» (1873-1876), «По ту сторону добра и зла» (1886) - Ницше проводил мысль об основополагающей жизненной воле - воле к власти. «Совокупная жизнь наших инстинктов. - оформление и разветвление одной основной формы воли - именно, воли к власти» («По ту сторону добра и зла»). Буквально ниц-шеановская «воля к власти» звучит в его тексте как «воля к Делу», т.е. всякое жизненное свершение (независимо от его нравственного статуса) оценивается им положительно. Поэтому тот факт, что воля к власти утверждает в мире сильных и подчиняет слабых, рассматривался Ницше как естественный порядок вещей. Вслед за отвержением рационального сознания, присущего европейскому человеку со времен Сократа (которое омертвляет жизненный порыв), он отвергал и христианскую мораль, считая ее уделом слабых или «рабов». При этом христианство сводилось у него к «платонизму для народа» («Антихрист»): «.Самым худшим, самым томительным и опасным из всех заблуждений было до сих пор заблуждение догматиков, именно, выдумка Платона о чистом духе и добре самом по себе» [5, с. 18]. В конце концов преодоление морали абсолютных ценностей приводит Ницше к некоей внеморальной мудрости, к стремлению стать «по ту сторону добра и зла». «Преодоление морали. - пусть это будет названием той долгой тайной работы, которая предоставлена самой тонкой, самой честной и вместе с тем самой злобной современной сове-
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.
сти как живому пробному камню души» [4, с. 20].
Философствование Ницше в значительной мере выражалось в не совсем ясных афористичных суждениях и антиномичных утверждениях. С одной стороны, Ницше не может принять мертвенного сознания «серых» личностей европейской культуры и говорит с трагичным пафосом о «смерти Бога» в сердцах людей. Его знаковый афоризм «Бог умер» - свидетельство происшедшего духовно-экзистенциального «надлома» мироощущения человека, порывающего с христианскими ценностями. Фактически Ницше фиксирует происшедший отказ от онтологии религиозного сознания, который сопровождается осознанием открываемой безудержной свободы. Но одновременно это осознание -и ощущение опустошенности и покинутости человека в «обезбоженном» мире. С другой стороны, Ницше не может принять положительного смысла христианского подвига и учит только о героях-актерах жизни. Свобода воли к Власти, ее жизнеопределяющий характер сообщают таким людям, словами самого Ницше, поистине «мюнхгаузеновскую смелость».
Развитие основной интуиции приводит немецкого мыслителя к противопоставлению культу христианского Бога нового культа -культа Сверхчеловека как существа, по своему антропологическому типу устремленного к самодостаточности, к собственному господству. Ницше облек свои мысли о нем в слова героя своего произведения. «Заратустра» учил о сверхчеловеке, являющемся «смыслом земли», а не «надземных», т.е. религиозных или философски-идеалистических надежд [5, с. 29]. Человек, будучи «канатом, натянутым между животным и сверхчеловеком» [5, с. 31], должен был, согласно Заратустре, стать совершенно иным. Он должен, несмотря на то, что он есть «бедность и грязь и жалкое довольство собою», несмотря на собственную «направленность» к смерти (конечность), научиться руководствоваться только волей к власти. Согласно Ницше, именно такие люди должны составить будущее человечество. Все предшествующие революции и волнения страстей, по Ницше, могут быть оправданы ради появления такого избранного героя. И напротив, всякое объединение людей по принципу равенства или по принципу христианского смирения и сострадания показывает только их «серость» и слабость духа, демократическую «стадность». «Сверхчеловек» - это должна быть, по мысли
2019. т. 4
Ницше, новая порода людей, которой не было раньше. Она не является, между прочим, плодом развития какой-либо нации; это - «сильные люди», для которых справедливость будет состоять в неравенстве.
Отказываясь от христианских ценностей, в том числе и от христианской идеи личного воскресения, Ницше должен был вместе с тем как-то решить предельный философский вопрос о жизни и смерти, определить смысл и ценность живущей в человеке жажде вечной жизни. Трагедийность смерти решается им через добровольное приятие смерти как незыблемого закона бытия. Так, например, можно истолковать отрывок из «Заратустры...»: «Он (Заратустра) не поймал человека, за то труп поймал он» [5, с. 36]. В творящем и разрушающемся основании бытия, в нескончаемых ликовании и муках, согласно Ницше, царит «безмерная радость бытия» [1, с. 170], действительно напоминающая дионисический дух опьянения, сливающий все в природном жерле. Позднее Ницше нашел утоление своей жажды вечной жизни в учении о вечном возвращении. Мысль о вечном возвращении впервые была высказана им в произведении «Веселая наука». Здесь он говорил о ней, как о «соблазне», «вопросе», нашептанном ему «неким демоном». Речь шла о возвращении, причем буквальном, всего того, что пережил человек в этой земной жизни, вплоть до «лунного света и паука в углу». Эту мысль Ницше продолжил и в «Заратустре.». «Все идет, все возвращается; вечно вращается колесо бытия. Все разлучается, все вновь друг друга приветствует; вечно остается верным себе кольцо бытия» [1, с. 170].
Философское творчество Ницше еще в конце XIX в. увлекло многих в России своим смелым проектом «переоценки всех ценностей», пророческим пафосом, трагическим мироощущением. На некоторых оно даже не повлияло, а просто оказалось созвучным их собственным идеям. «Оптинского мыслителя» К.Н. Леонтьева, например, многие называли «русским Ницше» за трагическую интонацию и аскетическое напряжение его философствования, за неприятие «буржуазной серости», хотя он творил едва ли не раньше немецкого «отшельника». Но особенно выделялся в обращении к ницшеанским идеям другой русский философ - Н.Ф. Федоров. Именно он четко определил за Ницше ни много ни мало новый тип мыслителя - мыслителя «жизни» [1, с. 167]. В своих статьях и письмах о
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 4
Ницше Н. Федоров скрупулезно и также темпераментно, как и сам Ницше по отношению к своим предшественникам, исследовал и критиковал философию самого немецкого мыслителя. Он попытался спроецировать наиболее плодотворные ее интуиции на экран собственной христианской философии «общего дела», усмотрев в ней, прежде всего, «мистический» пафос [5] преодоления смерти и идею воскрешения.
Так же как и Ницше, Н. Федоров видел задачи философии не в создании отвлеченных, «удобных» систем, а в идеалообразующем творчестве. Оба критиковали «идолопоклонников понятий» (выражение Ницше), оба проповедовали пафос творческой активности и совершенствования, Дела. Русский философ высоко оценивал критическую сторону философствования Ницше. По его мнению, «трудно найти другое учение, которое так хорошо содействовало бы разъяснению истинного учения, учения о деле, как ницшеанское, только, конечно, не в положительном смысле, а с отрицательной стороны» [1 , с. 168].
Однако если Ницше обратил свою критику и против христианской религии, то для Н. Федорова последняя как раз и могла только поставить неложный идеал Дела - «богочеловеческо-го дела» для всех. По Н. Федорову, Ницше был прав, когда говорил о «чрезмерности истории», о чрезмерном воплощении истории пассивной, страдательной, но видел ли он на самом деле историю активную, настоящий проект того, что должно быть - в этом русский философ сомневался. Самое главное, чем «отметился» Ницше в философии, по Н. Федорову, - это собственным переживанием смерти. Ницше из собственной боли и мучения глубочайшим образом прочувствовал смертность человека, ее единственную достоверность и общность. И Н. Федоров считал, что настоящее миросозерцание может рождаться только из ощущения братства всех в смерти, но и в воскрешении. Именно борьба со смертью способна стать искомым общим делом всех людей. По Н. Федорову, именно воскрешение в христианском смысле отличается от всякого рода земного «прогресса» человечества, поскольку в отличие от него требует действительного совершенствования в преодолении смерти. Трагедия личностного уничтожения разрешалась Ницше не на путях христианского чаяния воскресения, а в дионисическом духе опьянения. Учение же Ницше о вечном возвращении оценивалось Н. Федоровым как «мошен-
ничество» по отношению к поставленной задаче. «Какие бы опьяненные дифирамбы не исторгались у этого ученика Диониса и природопо-клонника, очень хочется "воскрешения", личного бессмертия, хоть такого, дурно-бесконечного. с тем же одиночеством, с теми же странствиями по пансионам, созданием все тех же книг, очевидно, совершенно бесполезных, раз ничего так и не меняется в этой вселенской карусели!» [1, с. 171]. Иными словами, по Н. Федорову, Ницше не справился с главнейшей своей задачей, исказив религиозную идею личного воскрешения людей во имя «братства сынов, любящих друг друга» [7].
Подводя итог рассмотрению философских идей Ф. Ницше и их оценки, следует сказать, что, несомненно, философия Ницше явилась неслучайным, знаковым сознанием кризиса европейской культуры и философии. Это было философское осознание кризиса, прежде всего, рационалистической традиции мысли, забывшей в потоке развития «систем» самые существенные стороны человеческого бытия. Ницше удалось ярко заявить о том, что в Европе складывался идеал человека, для которого нет ничего Высшего, для которого «Бог умер». Сила его философии была в этом диагнозе. Проникновенно звучат афоризмы Ницше, ставя неутешительный диагноз европейской цивилизации, фиксируя глубокий духовно-творческий кризис человечества. По мнению русского мыслителя Е.Н. Трубецкого, «на рубеже двух столетий философия Ницше звучит как мрачное пророчество» [2, с. 10].
Но «положительные» идеи Ницше (прежде всего, идея Сверхчеловека) оказались слишком противоречивыми, чтобы стать действительно новым идеалом развития человечества. Их по-своему использовали только идеологи фашизма, объявившие «сверхлюдьми» всю арийскую нацию. Кроме того, по отношению к собственному восстанию против христианства Ницше оказался не таким прозорливым, не сумев прочувствовать в нем не только «аскетизм», но и жизнеутверждающую, преображающую жизнь мудрость, сохранившую значение и в эпоху, которую во многом считают «постхристианской». Так, в современной России за последнее десятилетие набирает силу «Общее Дело» не «ницшеановского», а «федоровского» типа. Речь идет о социальном движении «Бессмертный полк», религиозный смысл которого - в «воскресении» памяти о родных людях-героях,
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 4
свершивших жертву христианского типа, хотя и в рудиментарной «советской» форме. Согласно мысли современного исследователя Т.П. Матяш, данное движение было не политическим, экономическим или юридическим, а именно религиозно-нравственным, и при том родившимся в глубинах народного духа [8]. Если Ф. Ницше говорил, и по-видимому впервые, об истории как об особом жертвоприношении, в котором человечество «жертвует» высшими ценностями, ниспровергает их, то данный пример, напротив, являет собой жертву, созидающую социальность и культуру во имя высшей христианской ценности воскрешения.
Литература
1. Семенова С.Г. Николай Федоров и Фридрих Ницше // Вопросы философии. 2001. № 2. С. 167-184.
2. Трубецкой Е. Н. Философия Ницше // Новое в жизни, науке и технике. Философия и жизнь. 1991. Вып. 1.
3. Федоров Н.Ф. Философия общего дела : в 2 т. М. : АСТ, 2003. Т. 1-2.
4. Ницше Ф. Утренняя заря // Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / отв. ред. И.Т. Фролов. М. : Республика, 1995.
5. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Новое в жизни, науке и технике. Философия и жизнь. 1991. Вып. 1.
6. Федоров Н. Ф. О нравственности и мистицизме у Ницше. URL: https:// www.magister.msk.ru/ li-brary/philos/fedorov/fedor075.htm (дата обращения: 11.05.2018).
7. Цуканов Е. А., Калинина Г. Н., Цуканова И. В. Ф. Ницше и Н. Федоров: противостояние на идейно-культурном поле новейшей истории // Культурная жизнь юга России. 2017. № 1 (64). С. 56-61.
8. Матяш Т.П., Матяш Д.В., Несмеянов Е.Е. «Бессмертный полк»: верификация идей Н. Федорова // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2017. № 6. С. 23-28.
References
1. Semenova S. G. Nikolai Fedorov i Fridrikh Nitsshe [Nikolai Fedorov and Friedrich Nietzsche]. Voprosy filoso-fii. 2001, No. 2, pp. 167-184.
2. Trubetskoi E. N. Filosofiya Nitsshe [Nietzsche's Philosophy]. Novoe v zhizni, nauke i tekhnike. Filosofiya i zhizn'. 1991, iss. 1.
3. Fedorov N.F. Filosofiya obshchego dela [Philosophy of the Common Cause]. In 2 vol. Moscow: AST, 2003, vol. 1-2.
4. Nitsshe F. [Morning Dawn]. Chelovek: mysliteli proshlogo i nastoyashchego o ego zhizni, smerti i bessmertii. XIX vek [Man: Thinkers of the Past and Present about his Life, Death and Immortality. 19th century]. Ed. I.T. Frolov. Moscow: Respublika, 1995.
5. Nitsshe F. Tak govoril Zaratustra [Thus Spake Zara-thustra]. Novoe v zhizni, nauke i tekhnike. Filosofiya i zhizn'. 1991, iss. 1.
6. Fedorov N.F. O nravstvennosti i mistitsizme u Nitsshe [On Nietzsche's Morality and Mysticism]. Available at: https://www.magister.msk.ru/library/philos/fedorov/ fedor075.htm (accessed 11.05.2018).
7. Tsukanov E. A., Kalinina G. N., Tsukanova I. V. F. Nitsshe i N. Fedorov: protivostoyanie na ideino-kul'turnom pole noveishei istorii [F. Nietzsche and N. Fedorov: Confrontation in the Ideological and Cultural Field of Recent History]. Kul'turnaya zhizn' yuga Rossii. 2017, No. 1 (64), pp. 56-61.
8. Matyash T.P., Matyash D.V., Nesmeyanov E.E. «Bessmertnyi polk»: verifikatsiya idei N. Fedorova ["Immortal Regiment": verification of N. Fedorov's ideas]. Gumanitarnye i sotsial'no-ekonomicheskie nauki. 2017, No. 6, pp. 23-28.
Поступила в редакцию / Received 28 октября 2019 г. / October 28, 2019