Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОМ УЧЕНИИ Ф.НИЦШЕ'

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОМ УЧЕНИИ Ф.НИЦШЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
682
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИЦШЕ / АРИСТОКРАТИЯ / УТОПИЗМ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Морозова Р. И.

Основное содержание исследования составляет анализ роли общества и личности в политической теории Ф. Ницше как в одной из самых разобщённых и спорно трактуемых политических доктрин. В статье представлен анализ общих представлений Ницше о человеке и обществе. В частности автором проведён анализ концепции сверхчеловека, как идеала личности и основы политического идеала философа, показано раскрытие понятия «воля к власти», как проявления человеческой природы и основы государственного устройства. Также в данной статье предпринята попытка выявления психологических истоков утопичности учения мыслителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MAN AND SOCIETY IN F. NIETZSCHE''S POLITICAL TEACHING

The main content of the research is the analysis of the society's role and the personality in the political theory of F. Nietzsche as in one of the most divided and controversial political doctrines. This article presents an analysis of Nietzsche's general ideas about man and society. Particularly, the author analyzes the concept of the superhuman as the ideal of the individual and the basis of the political ideal of the philosopher. It shows the disclosure of the concept of "will to power" as a manifestation of human nature and the basis of the state structure. Also in this article an attempt is made to reveal psychological origins of utopian theory of thinker.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОМ УЧЕНИИ Ф.НИЦШЕ»

УДК 321.15

Морозова Р.И. студент 2 курса «Политология»

факультет «Гуманитарных Наук и Социальных Технологий» ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет»

Российская Федерация, г. Ульяновск ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОМ УЧЕНИИ Ф.НИЦШЕ

Аннотация: Основное содержание исследования составляет анализ роли общества и личности в политической теории Ф. Ницше как в одной из самых разобщённых и спорно трактуемых политических доктрин. В статье представлен анализ общих представлений Ницше о человеке и обществе. В частности автором проведён анализ концепции сверхчеловека, как идеала личности и основы политического идеала философа, показано раскрытие понятия «воля к власти», как проявления человеческой природы и основы государственного устройства. Также в данной статье предпринята попытка выявления психологических истоков утопичности учения мыслителя.

Ключевые слова: Ницше, сверхчеловек, «воля к власти», аристократия, утопизм, общество.

Morozova R.I.

Student

2th course, Political Science, Faculty of Humanities and Social

technologies

FGBOU HPE "Ulyanovsk State University "

Russia, Ulyanovsk A MAN AND SOCIETY IN F. NIETZSCHE'S POLITICAL

TEACHING

Annotation: The main content of the research is the analysis of the society's role and the personality in the political theory ofF. Nietzsche as in one of the most divided and controversial political doctrines. This article presents an analysis of Nietzsche's general ideas about man and society. Particularly, the author analyzes the concept of the superhuman as the ideal of the individual and the basis of the political ideal of the philosopher. It shows the disclosure of the concept of "will to power" as a manifestation of human nature and the basis of the state structure. Also in this article an attempt is made to reveal psychological origins of utopian theory of thinker.

Keywords: Nietzsche, the Superman, "will to power", aristocracy, utopianism, society.

Человек и общество, болезнь культуры

Идеи Ницше вызывают большое количество противоречий. Споры о том, как именно стоит трактовать идею человека в творчестве Ницше так же

не находят завершения. Мнения исследователей кардинально расходятся. Одни трактуют философию мыслителя, как аморальную, антигуманистическую, антидемократическую, милитаристическую, стремящуюся защитить аристократов. [1] В то же время другая сторона уверена, что в трудах мыслителя, напротив, преобладают идеи сверхгуманизма и миролюбия, ведь Ф. Ницше противостоит стадности и подчинению личности толпе [2].

Начиная разговор о ницшеанском учении о человеке, в первую очередь следует отметить то, что философ был настроен довольно негативно в отношении современного ему общества, со свойственными ему буржуазностью и мещанством. Своих современников Ницше описывал через аллегорию в речах Заратустры. Ницше представил их измельчавшими и продолжающими мельчать лишними людьми, крадущими идеи у изобретателей и мудрецов, выдающимм после эту кражу за культуру. По мнению Ницше, буквально всё у этих людей превращается в бедствие или болезнь. [3, 24].

В представлении мыслителя, его современники являются самыми слабыми и ничтожными людьми. Они самодовольны и жалки, заботятся о себе, считают себя умными и знающими всё. Ницше не верит в возможность уничтожения пороков, болезней и прочих недостатков современного ему общества. По его мнению, они были вызваны естественными инстинктами его современников.

Но Ницше полагает, что подобная ситуация со временем всё же изменится, поскольку низкообразованные массы могут стать причиной террора из-за пропагандирована им идей «справедливости» и «доброй совести». Подобный террор отчасти даже полезен, поскольку будет предотвращать преобладание демократического стадного животного и не позволит исчезнуть «мужественным и воинственным добродетелям.»[4, 250]

В книге «Так говорил Заратустра» Ницше говорит об окружении, как о недостойном внимания, и проводит аналогию между ним, мухами и каплями. Он советует предпочитать окружению одиночество, объясняя это так: «ближние будут всегда ядовитыми мухами; то, что есть в тебе великого, - должно делать их еще более ядовитыми и еще более похожими на мух.»[3, 22].

Одной из ключевых идей в работах достигшего зрелости мыслителя стало заключение о том, что человечество и его культура больны и неумолимо движутся к вырождению. Ницше полагал, что человечеству необходимо провести ценностную переоценку культуры.

В представлении философа, развитию подобной ситуации способствовала религия (а позже и философия). Ницше уличал их в утверждении неверных ценностных установок в вопросах морали и познания. Даже Кант, по мнению Ницше, приложил руку к обращению людей в «стадных животных», заставляя подчиниться не Богу, а праву, что привело общество к утверждению о том, что необходимо повиноваться. [4,

Особую роль в жизни общества Ницше отводит религии. Интересным фактом являлось то, что Ницше видел в изначальном, истинном христианстве именно аристократические основы, но смерть Иисуса повлекла за собой распространение учения на грубые массы народа, а те в свою очередь исказили его, поскольку были не в состоянии осознать «первоначальный символизм». Это способствовало интересам служителей церкви. [4, 252].

После того, как священнослужители распространили завет, предписывающий необходимость достижения «Царства Божьего», ницшеанская история прогресса государственных идей представляется уже противоборством ценностей, сражением между аристократичными, знатными, языческими ценностями и ценностями христианства, демократии и рессенжимента. Под рессенжиментом (от французского «ressentiment» -чувство обиды) Ницше подразумевал замысловатое объединение комплекса неполноценности с несоразмерными амбициями и затаённой обидой черни на знать. Рессенжимент нашёл своё самоё яркое проявление в идеалах демократии и христианства. [4, 252]

В языческой древности Ницше виделся идеал аристократии. Такие же религии, как христианство и иудейство, олицетворяли всё рабское, выражали акт неповиновения рабов, поскольку проповедовали «равенство людей перед Богом». [5, 74] Более того, Ницше считал, что христианство на самом деле видело в людях лишь зверей, которых необходимо ослабить для приручения. [6, 22]

Ницше поднимет бунт против жертвенно-сострадающей морали, ведь она осуждает эгоизм и самолюбие, которые видятся Ницше залогом успешности, а также поощряет вредное для развития. [5, 67-68] Ницше считал, что крах религии приведёт к вымиранию слабых, вырождающихся человеческих типов так, как лишит их цели существования.

Однако стоит отметить, что за вырождение человека отвечали не только религиозно-мировоззренческие аспекты. Философ в целом отрицал доктрину общественного прогресса, да и любой прогресс считал ложной идеей, ведь, на его взгляд, не существует развития от низшего к высшему, движение идёт вперемежку и друг на друга. По мнению Ницше, «Естественный отбор» содействует только «наихудшим», «стаду», способному к легкому приспосабливанию, побеждающему своим множеством. «Наиболее сильные и счастливые оказываются слишком слабыми, когда им противостоят организованные стадные инстинкты, боязливость слабых, численное превосходство». [7,687] По мнению мыслителя, человеческая общность приближается к своему вырождению, история человечества наглядно демонстрирует пример регресса и декаданса. Люди утрачивают свои инстинкты, не стремятся к самосовершенствованию, предпочитают вредить себе. [6, 3]

В качестве основы перемен мыслитель видел вовсе не прогресс, а

«волю к власти». Философ полагал, что «воле к власти» тождественна сущности жизнь, высшей же властью Ницше видит игру непроизвольных сил бытия. [8, 272]

Интересную версию интерпретации ницшеанских взглядов на человека и личность предлагает И.И. Евлампиев. Он полагает, что в ранних ницшеанских работах находит своё отражение утверждение о том, что абсолютно каждая личность имеет задатки, которые необходимо раскрывать в течение жизни, но даже полностью осознавая свою индивидуальность, личность вынуждена скрывать её от окружающих и подстраиваться под общепринятое мнение. В уничтожении уникальности и подчинении массовым нормам и требованиям Ницше и видит основную проблему жизни. [2]

В ранних произведениях мыслителя его метафизические представления определяют отдельную личность в качестве центра бытия. Такой подход объясняет противостояние мыслителя традиционным представлением о преимуществе общественного понимания над индивидуальными. Осознавая, что осуществление идеалов индивидуальности в жизни абсолютно каждого невозможно, Ницше спешит пояснить, что всякий обязан послужить сотворению будущих идеальных личностей. Верное понимание идеала развития, стремление его воплотить и недовольство действительностью - это именно то, что превращается в культуру стремления к совершенству. В конце концов, именно постоянное стремление к идеалу, проходящее через всю культуру и есть то, что должно создать «высших» людей. [2]

Подобный подход к трактовке Ницше позволяет истолковывать «волю к власти», как реализующуюся не через биологическую деятельность, а через созидательные усилия в отношении культуры. [2]

Такие заключения находили отражение в раннем творчестве философа, однако в поздних произведениях понятия «жизнь» и «воля к власти» получают уже исключительно биологическое истолкование. «Высшие» личности затмевают представления об абсолютности каждого, однако не вытесняют идею вовсе, лишь отводит её на второй план. Теперь Ницше оценивает степень реализованности заложенных качеств и признаёт лишь достигших достойного уровня надёжности. Подобное изменение отчасти можно трактовать как разочарование в людях. [2]

По представлениям зрелого мыслителя, человечество представляло собой целостное единство, которое выражается через отдельные индивидуальные признаки. Сама история нацелена не на производство стада, а на производство тех, кто возвысится над обывателями, знаменуя приход эпохи сверхчеловека. Индивид есть то, что определяет нравственные оценки, его возвышение представляется главной нравственной ценностью Ницше. [5, 11]

Ницше в зрелых работах провозглашал неравенство. Несмотря на то, что наследственность была высоко оценена мыслителем, он был уверен, что

высокий статус должен определяться вовсе не происхождением. Неравенство определялось уровнем могущества, количеством «воли к власти». В неравенстве, по представлениям мыслителя, и заключается самая настоящая справедливость. Каждый должен получать столько, сколько он заслужил. Ницше полагал, что люди от природы разделены на три вида: обладающих умом, обладающих физической силой и на тех, кто не наделён ничем подобным. Первые две категории («хозяева», «хищники», «орлы») являются представителями элиты, аристократами, наделёнными инстинктами сильных, им не предстало заниматься ни работой, ни изобретательством, их удел - самосозерцание, саморазвитие и созидание. Они наделены достоинством, огромной волей, безграничной энергией, уверенностью и упорством. [3, 97] Посредственные же люди («рабы», «домашние животные», «ягнята») составляют большинство, им отведены только узкие специальности, поскольку их назначение жертвовать собой ради блага высших, трудится для их процветания. Такими ценятся проявления слабости. Они сострадательны, мягкосердечны и рассудительны. [4; 256]

Свободы, по мнению Ницше, достойны лишь наиболее сильные. Никакие социальные и морально-правовые нормы не смогут связать человека, одарённого силой. Во все времена движение прогресса осуществляли люди, наделённые наибольшей силой и злобой. Любое проявление слабости было ненавистно Ницше, поскольку единственной истинной ценностью он считал именно силу.[5, 68]

Ницше также отрицает мораль, как то, что принуждает личность к роли полезной для стада. Его собственная мораль практически полностью противоположна общественной морали его времени. Ницше считал, что естественному господству хозяев в какой-то момент помешала огромная масса рабов, которая сумела одолеть господ своим числом. После этого основной моралью стала мораль рабов. [5, 67] В тяжёлом труде Ницше тоже находил вред для личности. Труд является сдерживающим механизмом для разума и чувств, поскольку вынуждает человека отвлечься от размышлений и мечтаний. [5, 91]

Таким образом, можно подытожить, что Ницше был разочарован в современных ему обществе, культуре и человеке, однако это разочарование настигло его не сразу. Постепенно такое разочарование вылилось в идеи о биологически обоснованном неравенстве, необходимости полной культурной реформации и мечтания о сверхчеловеке.

Воля к власти, как основа учения о государстве Формирование ключевого понятия ницшеанской философии, «воли к власти», происходило под влиянием идей Шопенгауэра. Ницше полагал, что мировая воля, которую Шопенгауэр определял как стремление быть, является «волей к власти». [16,268]

Мыслитель считал, что жизнь представляет собой волю, стремящуюся к максимальному чувству власти и аккумулированию силы. [7, 377]

В представлении мыслителя «воля к власти» является стремлением к жизни, главной её чертой, сущностью бытия, всем сущим в его основе. «Воля к власти» тождественна у Ницше «воле к жизни». Вся энергия заключена в ней, другой силы не существует. [7, 378]

«Воля к власти» - это именно то, что определяет значимость общественного явления, основа, устанавливающая ценности, то, что делает людей неравными. Её количество и сила определяют и различия индивидов, их свойства и способности. Весь социальный мир определяется, как соперничество таких воль. [17,178] Ницше утверждает, что хорошо всё, что делает чувство власти больше, всё слабое же дурно. [6,2] Главная ценность -максимальное количество власти, возможное к усвоению индивидом. [7,389] Надо понимать, что в представлении зрелого Ницше «воля к власти» представляет собой то, что дано изначально. Повысить её уровень при помощи какой-либо деятельности невозможно, то есть преодолеть природное неравенство человек не может.

Ницше считает крайне важным, чтобы признанию истин «воли к власти» уделяли особое внимание при воспитании.

Философ уверен, что первичными предстают аффекты. Лишь в инстинктах проявляется основной принцип существования. Мыслитель ставит их выше духовных начал. Интеллект и мышление являются лишь проявлениями скрывающихся за ними аффектов. Из этого следует, что «Воля к власти» являет собой единство аффектов. [18]

Все высшие выражения сознания направлены на службу для повышения жизни. Например, познание предстаёт у Ницше «перспективным учением об аффектах», [18] однако и оно определяет себя лишь инструментом «воли к власти».

Могущество власти заключается в стремлении быть способным, в стремлении к силе, в желании к исполнению элементарного жизненного долга, а вовсе не в произволе. Умение преодолеть себя имеет крайне высокую значимость в ницшеанстве. По представлению Ницше, прежде чем господствовать над другими, нужно научиться властвовать над собой. [18]

Хайдеггер в произведении «Европейский нигилизм» утверждает, что «воля к власти» заключается не только в том, чтобы стремиться к получению политической власти, но и представляет собой стремление самой же власти превзойти себя, власть стремится к возрастанию, постоянно не удовлетворена нынешней ступенью развития, которую сама же и представляет.[14,3]

Артур Данто, профессор Колумбийского университета, в своей работе «Ницше как философ» пишет, что «волю к власти» дополняет нигилизм. Он расчищает пространство для творчества, освобождая мир от прежних формы и значения, вместо которых «воля к власти» придаст новые. [19, 270]

Получается, что «воля к власти», по Ницше, наглядно демонстрирует созидательную, ценностнообразующую волю, направляющую творчество человека. Уже в «Рождении трагедии» власть представляется именно

властью художника, творящего смыслы и определяющего образ жизни целым эпохам. [18]

Таким образом, можно подытожить, что «воля к власти» - это явление человеческой природы, совокупность аффектов, которые определяют всё сущее, в том числе человеческое неравенство и социальные роли. Однако «воля к власти» - это вовсе не то, что поддерживает гегемонию определённой избранной группы лиц, а начало, устремляющее лучших, способных создать высокую культуру, к власти. Именно «воля к власти» есть основа, которая должна определять сущность государства.

Сверхчеловек

Сверхчеловек («Ubermensch») является центральным понятием в философии Ницше, это тип благородного и сильного человека, можно сказать, что именно он занял место Бога в философских воззрениях мыслителя.

Идея сверхчеловека преимущественно воплощена в известнейшей работе мыслителя, в философском романе «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (1883-1886 гг.).

Сверхчеловек представляет собой сущность человеческого рода, является высший биологическим видом. Ницше через речь Заратустры пишет о сверхчеловеке так: «Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором. Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас еще осталось от червя, некогда были вы обезьяной, и даже теперь еще человек больше обезьяна, чем иная из обезьян». [3, 4]

По представлениям Ницше, нынешний человек является лишь промежуточным этапом в человеческом развитии: «Величие человека в том, что он мост, а не цель». [3, 5] Даже сам Заратустра выступал лишь в качестве «моста». Все обычные люди представляют собой не более чем сырьё, грунт для взращивания сверхчеловека. Роль человека заключается в подготовке земли к появлению высшего вида.

По ожиданиям Ницше, переход к сверхчеловеку будет сопровождаться большим количеством трудностей и социальных потрясений — восстаниями и мировыми войнами.

Создание сверхчеловека, по представлениям Ницше, непременно должно было включать в себя усовершенствование, строгий отбор с учетом наследственности, сознательное воспитание, разностороннее образование и непременно достойное окружение. По замыслу Ницше, люди, которые будут участвовать в процессе создания сверхчеловека, в обязательном порядке будут аристократами.

Однако конкретного «евгенического» рецепта для создания сверхчеловека Ницше не имел, поскольку видел себя лишь в качестве пророка, предрекающего приход высшего вида. [9] Рождение сверхчеловека не было связано с какой-либо определённой расой, для него требовалось

лишь создание новой аристократии. [9]

Процесс обращения в сверхчеловека Ницше аллегорически описывает тремя этапами.

Сначала человеческий дух отправляется в мир собственного одиночества: «подобно навьюченному тяжелой поклажей верблюду, спешащему в пустыню, торопится в свою пустыню и он». [3,17]

Дальше человек, прибывающий в одиночестве, обратится во льва для обретения свободы. Преградой для льва становится великий дракон «Ты Должен!», представляющий из себя собирательный образ навязанных догм. Для его преодоления человеку необходимо избавиться от прежних сомнений путём сжигания их в себе, ведь для создания сверхчеловека нужно разрушить фундамент ценностей, навязанных обществом. [3,17]

Однако на этом путь становления ещё не заканчивается. Следующим этапом становится превращение в ребёнка, способного к созиданию и созданию мира новых ценностей. [3,17]

Сверхчеловек, как высший вид, является тем, кто продолжает человека, но во всём его превосходит. Обычный человек имеет в себе качества сверхлюдей в неразвитом состоянии. [5, 109]

Надо понимать, что в первую очередь сверхчеловек - это вовсе не вождь, а духовный образец развития, выражение новой морали, отрицающей прежние устои. [9, 17] Несмотря на всю биологическую подоплёку, ницшеанский сверхчеловек предстаёт скорее в качестве творческого воплощения идеала, навеянного временем. Он противопоставлен эпохе современников Ницше.[9].

Сверхчеловек, по сути, представляет собой лишь синтез великих качеств, которые никогда ещё не были воплощены в одном человеке. [5, 109]. Он должен быть властолюбивым, гордым, себялюбивым, настроенным на завоевания и имеющим огромную волю, но кроме этого должен быть способен к творчеству и созиданию. [10, 182] Ницше отвергает возможность наличия у сверхчеловека таких черт, как жалость или сострадание, поскольку эти качества, по его мнению, вредны. Любая война сделала гораздо больше полезного, чем эти качества, ведь именно войны сделали мир таким, каким он является. [3, 32] Ницше полагал, что борьба и неравенство находят место даже в красоте. [3, 73]

Сверхлюди у Ницше наделены сдержанностью и снисходительность к себеподобным, но во взаимодействии с внешним миром они показывают себя «хищными зверями», «роскошными, белокурыми бестиями», блуждающими в поисках добычи и победы. [11, 12]

Ницшеанский сверхчеловек в первую очередь лишён жалости к самому себе. Он склонен к сомнению и переоценке своих жизненных установок, если эти установки начинают сдерживать его изнутри. Сверхчеловек наделён мужеством, которого лишено слепое и пьяное большинство, неспособное воспитывать в себе подобные качества. Сверхчеловек же обладает истинным мужеством, он способен победить свои

страхи. [3, 26]

Кроме того, для преображения в сверхчеловека необходимо набраться жесткости и злости и научится определять, что действительно приносит пользу, а не слепо доверять мнению большинства. Толпу и её принципы необходимо преодолеть. Самыми главными качествами, без которых невозможен сверхчеловек, выступают разум и гордость. Разум помогает верно оценивать происходящее, гордость же обеспечивает неповиновение моральным условностям или тому, что навязывает государство. [4,255]

Истинная миссия сверхлюдей заключается вовсе не в простом правлении, а в созидании. Вся их жизнь есть воплощение постоянного поиска. Сверхлюди, будучи господами от природы, по личной инициативе, благодаря развитой «воле к власти», создают законы и ценностные ориентиры, хотя это и не представляется чем-то обязательным. [4, 256] И уж тем более в их обязанности не входят действия в интересах слабых, заслуживающей внимания является только воля равных.

Цель существования сверхлюдей в них самих, как в воплощении всего самого прекрасного. Вся жизнь великого человека состоит из постоянного пренебрежения законами толпы. Его поступки определяются лишь инстинктами. Такой человек не может быть судим «с жалкой точки зрения общественной пользы» [4,255], поскольку любая оценка должна проводиться через аналогию со сверхчеловеком, проводиться в отношении к нему.

Зачастую ницшеанского сверхчеловека воспринимали воплощённым злом, стоящим вне нравственных порядков [9], но его же видели сильным существом, одарённым духом. [4, 256]

М. Фалькенфельд писал о высшем человеке Ницше так: «Утопия Фурье, Сен-Симона, Бабёфа и Чернышевского - были поэзией общественного движения, и утопия сверхчеловека является поэзией нравственного переворота в современном строе». [4, 256]

В ницшеанской идее сверхчеловека можно заметить явное стремление автора подтолкнуть человеческое общество к ускоренному развитию, открыть глаза на пути совершенствования. Через свои произведения Ницше направлял людей, стремился создать новые представления о морали и нравственности, открыть глаза на истинное положение дел в системе общественного устройства.

Ницше отрицает возможность создания бога, поэтому не видит смысла в разговорах о нём, но он верит в возможность создания сверхчеловека. Сверхчеловек стал бы, по мнению Ницше, величайшим творением человечества. [3, 70] Ницше осознаёт, что человечество ещё не доросло до создания сверхчеловека, но сама его теория направлена в будущее.

Сверхчеловек воплощает в себе высшую цель человечества, поэтому он должен наполнить смыслом не только всю жизнь общества, но и всего естества.

Новый высший человек рождается для создания нового общества, объединения тех людей, которые станут создателями будущего. Новое

общество откажется от рабской морали, отбросит устаревшие догмы, освободит себя при помощи силы и дерзости. Это будет общество истинной аристократии. [12]

Основной посыл доктрины сверхчеловека можно трактовать, как постановку великой цели, высокого стремления к собственному возвеличиванию, преодолению себя и своих недостатков. Такая цель рождена самой «волей к власти», стало быть, она является наиболее естественной и определяется законами жизни.

Таким образом, можно заключить, что сверхчеловек, по представлениям Ницше, является вершиной человеческого развития, однако правильнее будет воспринимать сверхчеловека не с биологической точки зрения, а в качестве антипода современникам Ницше, собирательного художественного образа, воплотившего в себе мечты философа. Сверхчеловек - это то, через что мыслитель передаёт свои нравственные представления, то, что должно изменить мир.

Господство и причины стремления человека к нему

В противовес Канту, пишущему «...Правление отеческое, при котором подданные, как несовершеннолетние, не в состоянии различить, что для них действительно полезно или вредно... такое правление есть величайший деспотизм...» Ницше характеризует государственную власть, как опеку. [4,253]

Зачастую, Ницше трактуется, как философ, который поддерживает господство власть имущих и порицает борьбу порабощенных. Нет смысла отрицать, что господство знати есть основа политических взглядов мыслителя, но даже несмотря на то, что Ницше положительно относится к рабству и признаёт неравенство, нельзя характеризовать его, как абсолютного человеконенавистника.

Философ убеждён в том, что люди неравны, поэтому он не просто относится к слабым людям, как неспособным отличить вред от пользы, а действительно уверен, что они при любых обстоятельствах и при любом уровне образованности, независимо от формы правления и политики, неспособно были бы принять столь важное решение.

Аристократы вовсе не являются функцией общества и не обязаны трудится ему на благо, кроме того, жалость и сострадание, как христианские проявления, губительны и ведут к упадку.

Получается, что в таком контексте передачу власти именно аристократам можно считать актом своеобразного снисхождения к неспособным и недостойным, при том, актом снисхождения со стороны природы, поскольку стремление к господству - это естественное стремление, а не просто желание аристократа.

В то же время подобное устройство обусловлено и выгодами для знати, ведь рабы аристократам действительно нужны. Сам же философ подчёркивает, что высшие люди, наделённые властью, куда более несчастны и более чувствительны к страданиям, в связи с чем не способны к

физическому труду.

Господством, по Ницше, носило скорее не политический, экономический или юридический характер, а духовно-моральный, элитарный, естественный. Иначе говоря, власть выдающихся качеств, величия, власть способностей и достоинства, власть, без которой нельзя, которая складывается по законам природы.

Любой сильный человек, сверхчеловек по природе своей, стремится к власти. Он стремится к ней вне зависимости от обстоятельств. Те же тираны, по Ницше, это «преждевременно созревшие первенцы индивидуумов». [15,20] Ницше пишет, что демократия часто перетекает в тиранию, то есть тираны добиваются власти даже при уравнивающей и стремящейся подчинить тех, кому от природы это несвойственно, демократии. Они добиваются того, что свойственно их природе.

Власть сильного естественна, она в любом случае выше власти толпы, однако Ницше стремится к тому, чтобы членов правящей элиты были ко всему прочему независимы друг от друга и имели взаимное уважение.

Ницше весьма противоречив. Он желает, чтобы в его идеальном государстве власть тотально контролировала самые разные личные моменты жизни, но в то же время радеет за полную свободу личности. Подобную двойственность в его взглядах вполне объясняет тот факт, что подобный механизм является вынужденной мерой для отделения способных от неспособных. Давление общества и воспитания может помещать проявлению человеческой природы. Этот же механизм создаёт «пафос дистанции», ту самую субординацию, которую так ценит мыслитель. [13,504]

Разница между людьми, их неравенство крайне важные моменты в учении Ницше. Именно это определяет политику. Именно из учения о личности вырастает его политический идеал. По Ницше, человек определяет общество, человек определяет государство. Чтобы изменить мир, политику, государство, нужно сначала изменить человека. Ницше стремился к созданию сверхчеловека для создания сверхобщества, сверхгосударства.

Исходя из представления о том, что изначально Ницше допускал возможность эволюции для каждой личности [2], можно предположить, что в самых зачатках эта идея ницшеанского государственного идеала была ещё более утопичной.

Таким образом, можно подытожить, что господство аристократии является проявлением человеческой природы, основанным на неспособности одних к управлению и естественной склонности к нему же со стороны других. Подобное положение очень близко к принципу «от каждого по способностям», однако реализация потребностей была предусмотрена только для аристократов, как для наиболее достойных. Такой представляется справедливость по Ницше.

Фундамент политического учения Ницше, причины ухода от реальности к большему утопизму

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе анализа материала из предыдущих пунктов можно утверждать, что учение Ницше имело в себе немало утопических черт. Стоит отметить, что подобные взгляды формировались у мыслителя не сразу.

Предположение И.И. Евлампиева показывают, что разочарование в людях пришло к уже достаточно зрелому мыслителю. [2] Можно полагать, что в ранние годы Ницше всё-таки питал надежды на перевоспитание современного ему, существующего человека, однако общество современников всё также претило мыслителю. Вероятно, именно разочарование в своих современниках и толкнуло Ницше к идее сверхчеловека и мечтам об обществе благородных высших людей.

Подобному разочарованию мог способствовать жизненный опыт мыслителя. Обратившись к биографии можно вспомнить, какое очарование навеивал на молодого Ницше его близкий друг известный композитор Р. Вагнер, и как легко это очарование сходило на нет по мере философского созревания ницшеанских мыслей и мировоззрения.

Имели место и духовные разочарования, такие как потеря веры в философию Шопенгауэра или изменение зрелым Ницше оценок деятельности Бисмарка с ранее восторженных на критические. Кроме того, присутствовали и научные разочарования, включающие как метания между научными дисциплинами (утрата интереса к филологии и идеи об уходе в естественно научное направление), так и общею неудовлетворённость университетами, учёными, научным сообществом и их деятельностью. Сюда же можно отнести и непринятие взглядов и отсутствие должного признания.

Ко всему прочему, мыслитель был серьёзно болен. Физические и духовные страдания определённо накладывали пессимистичный отпечаток, уводя идеи философа от реальности к большей утопичности и абстрактности.

Постепенно общество своих современников Ницше перестал видеть даже в качестве колыбели для сверхчеловека.

Ницше основывал все свои политические идеи на высоком идеале личности. Философ утопически желал видеть в будущих сверхлюдях только высокое, лишь достоинства. Он верил, что искоренение недостатков, путём своеобразной человеческой селекции, действительно может принести плоды. Если учитывать, что инстинкты и физиология, по мнению Ницше, стояли выше духовно-рационального начала и определяли человеческую суть, то можно понять причину состоятельности подобных идей в глазах их автора. Получается, что именно иррационализм мыслителя лежит в основе идеи сверхчеловека и его происхождения.

Инстинктивный подход к определению человеческой сущности заслуживает отдельного внимания. Уже было отмечено, что по Ницше, среди людей нет и не может быть равенства. Помимо новых «эволюционировавших» людей в идеале Ницше всё ещё остаются слабые и

ничтожные, целая категория людей - обслуживающего персонала, недостойных равенства, недостойных собой управлять. В основе данной классифицирующей идеи лежит не только простое разочарование в среднестатистическом человеке, но и психологические причины. Уязвлённая самооценка незаслуженно не признаваемого должным образом Ницше нуждалась в идее существования людей, которые априори ниже среднего уровня, просто по биологической причине, без всякой необходимости в доказательствах того, что другие люди выше них.

Несмотря на то, что его труды не приносили ему заслуженного, мыслитель не терял веры в свою правоту, в величие своих мыслей. Он был уверен, что человечество просто не доросло до нужного уровня понимания. Страдания Ницше заставляли его чувствовать отчуждённость. Это толкало философа к созданию своего идеального государства несколько отдалённого от реальности.

Главная идея, лежащая в основе представлений мыслителя об идеале государства, заключалась в том, что современное ему общество убивает гениальность своим давлением, усредняет, подминает под себя. Биография Ницше показывает, что он лично столкнулся с подобным и перенёс данный опыт в своё политическое учение.

Зрело мыслящий Ницше устремлён в будущее и отрицает консерватизм, поскольку попытки предотвращения краха вырождающийся форм могут привести к отрицательным последствиям, однако государственный идеал мыслителя основан на глубокой древности. Получается, что в большей степени философ недоволен именно настоящим, но это понятие в данном случае расширенно до понятия христианской эры, вместо короткого человеческого века. Отчасти подобное можно трактовать, как идеализацию далёкого, недостатки которого нельзя в полной мере оценить, принцип «хорошо там, где нас нет», подстроенный не под территориальный, а под временной признак. Получается, что это представление так же отражает недовольство окружающим, разочарование настоящим и уход в утопические мечтания.

Среди всех возможных религий христианство и близкий ему иудаизм были подвержены самой жестокой критике и обвинены в огромном количестве проступков. Надо понимать, что выросший в глубоко верующей семье и постепенно утративший веру Ницше имел некую предвзятость к христианству, поэтому в его выпадах против христианства прослеживается не только объективная критика. Неприязнь к христианству распространялась на всю христианскую эпоху, как на продукт христианской морали.

Многие примеры пересмотра взглядов или изменения мнений можно списания на личностное «взросление», но нельзя отрицать, что свой отпечаток был наложен сложной судьбой и личными переживаниями мыслителя.

Тем не менее, велика вероятность того, что некий утопизм Ницше - это скорее уход к большей абстракции и метафоричности, чем истинное

отражений его представлений.

Заключение

Фридрих Вильгельм Ницше является одним из виднейших мыслителей девятнадцатого столетия. Он был разносторонне развитой личностью, прекрасным филологом, безупречно владеющим речью и культурой изложения. Это находило отражение в работах философа. Его произведения, помимо всего прочего, обладают и безусловной литературной ценностью, однако философ никогда не задавался целью создания четко выстроенного логического изложению своих политико-правовых идей, что создаёт возможность неоднозначного толкования его текстов. В связи с этим проблема адекватного трактования остаётся актуальной и в наши дни. Для должного уровня понимания и верной трактовки изучение творческого наследия Ницше необходимо продолжать, поскольку вульгаризация и неверное трактование уже приводили к ошибочному позиционированию Ницше в качестве идеолога национал-социализма.

Политические идеи Ницше были разрозненны, однако имели чётко прослеживаемую связь с общефилософской концепцией мыслителя: «волей к власти» и идеей идеала человека.

В ходе проделанной работы анализ концепции сверхчеловека показал, что именно личность определяет политику, поскольку именно индивид определяет общество и культуру, лежащие в основе государства. Именно человека Ницше стремится изменить, сделать идеальным для создания нового идеального государства.

Взгляды Ницше на личность и её развития менялись по мере развития философской мысли и под влиянием жизненных невзгод и психологических потрясений. А вслед за ними, подстраиваясь под представления о человеке, менялись и представления о государстве и праве.

В основу учения Ницше легли законы, которые, по представлению философа, определяли саму жизнь. Господство аристократии представлялось мыслителю совершенно естественным, необходимым явлением. Подобные взгляды мыслителя ошибочно трактовать, как антигуманизм, ведь философ, просто следует законам естества.

Другой вопрос, что подобные законы в основе своей спорны и, вероятнее всего, в реальности не имеют места быть.

Таким образом, утопизм государственных представлений построен на заблуждениях о человеке, человеческой природе и устройстве всего естества. Подобное искажение восприятия было вызвано рядом психологических предпосылок, обусловленных тяжестью судьбы классика.

Использованные источники:

1. Мотрошилова, Н.В. История философии: Запад-Россия-Восток [Текст]: учебник для вузов/Мотрошилова, Н.В., Руткевич, А.М. - Москва: Греко-латински кабинет; 2000 - 448 с

2. Евлампиев, И.И. Человек и будущее в философии Ф. Ницше [Электронный ресурс]. - http://anthropology.rchgi.spb.ru/nicshe/dok3.html (дата

обращения: 21.04.2018).

3. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра [Текст]/ Ницше, Ф.; пер. с нем. Антоновский, Ю., Соколовский Е. - Санкт-Петербург: Азбука-Аттикус; 2016

- с 1-332

4. Горячева, М. В. Критика Фридрихом Ницше генезиса и идеалов демократического государства [Текст] /М. В. Горячева. //Правоведение. -2000.- № 1. - С. 248 - 256

5. Трубецкой, Е.Н. Философия Ницше. Критический очерк. [Текст]/ Трубецкой, Е.Н. - Москва: Типолитография Товарищества И.Н. Кушнерёв и Ко.; 1904 - 162 с

6. Ницше, Ф. Антихрист, Проклятие христианству [Текст]/ Ницше, Ф.; пер. с нем. Антоновский, Ю., Флерова - Санкт-Петербург: Азбука-Аттикус; 2015 -87с

7. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей [Текст]/ Ницше, Ф.; пер. с нем. Соловьева, Е., Рубинштейн, М., Гейликман, Т., и др. -Москва: Культурная Революция; 2005 - 880с

8. Кот, П. И. Элитаристские взгляды Ф. Ницше. Теория «Сверхчеловека» [Текст]/ Кот, П. И -Минск: Салвия, 2014- с1-10

9. Мардани-Ноуканде Х.М. Идейные источники формирования мировоззрения Фридриха Ницше и их философский анализ [Текст]/ Мардани-Ноуканде Х.М. - Душанбе: Маориф, 2011 - 150 с.

10.Голубинцев, В.О. Философия для технических вузов [Текст]: учебник для вузов/Голубинцев, В.О., Данцев, А.А., Любченко, B.C. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008 -503 с

11.Ницше, Ф. К генеалогии морали [Текст]/ Ницше, Ф, пер. с нем.. Свасьяна, А. - Москва: Мысль, 1990 - 66 с

12.Злыгостев, А.С. Непрекращающийся спор о Ницше [Электронный ресурс]. - http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st011. shtml (дата обращения: 25.04.2018).

13. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла [Текст]/ Ницше, Ф.; пер. с нем. Антоновский, Ю., Соколовский Е. - Санкт-Петербург: Азбука-Аттикус; 2016

- с 332-538

14.Хайдеггер, М. Европейский нигилизм [Электронный ресурс]. -http://nietzsche.ru/look/xxa/europa-nigilism/ (дата обращения: 23.04.2018).

15. Ницше, Ф. Веселая наука [Текст]/ Ницше, Ф.; пер. с нем Свасьян, К. -Санкт-Петербург: Азбука-Аттикус, 2011 - 352 с

16.Кохановский, В. П. История философии. [Текст]: учебник для вузов/ Кохановский, В. П.,. Яковлев, В. П. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001 - 575

17.Богомолов, А. С. Буржуазная философия кануна и начала империализма. [Текст]: учебник для вузов/ Богомолов, А. С., Мельвиль, Ю. К., проф. Нарский, И. С. - Москва: Высшая Школа, 1977 - 424

18. Румянцева, Т. Фридрих Ницше[Текст]/ Румянцева, Т. -Москва: Интерпрессервис, 2007 - 192 с

19.Данто, А. «Ницше как философ», [Текст]/ Данто, А. - Москва: Идея-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.