Научная статья на тему 'ВЗГЛЯДЫ Ф. НИЦШЕ НА ГОСУДАРСТВО И ПРАВО '

ВЗГЛЯДЫ Ф. НИЦШЕ НА ГОСУДАРСТВО И ПРАВО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идеализм / философия / государство и право / демократия / аристократия / мораль / idealism / philosophy / state and law / democracy / aristocracy / morality

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дзанагова Маргарита Константиновна, Бетеева Мадина Майрамовна

В настоящей статье рассматриваются идеи немецкого мыслителя Фридриха Ницше в отношении таких категорий, право, государство и пр. Представлен общий обзор основополагающих концепций Ницше, связанных с указанными институтами. Также проводится сравнение взглядов Ницше с рядом других мыслителей, как его современников, так и древних философов. Уделяется внимание взглядам немецкого мыслителя на вопросы происхождения государства и права, морали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIEWS OF F. NIETZSCHE ON THE STATE AND LAW

This article examines the ideas of the German thinker Friedrich Nietzsche in relation to such categories as law, state, etc. A general overview of Nietzsche's fundamental concepts related to these institutions is presented. Nietzsche's views are also compared with a number of other thinkers, both his contemporaries and ancient philosophers. Attention is paid to the views of the German thinker on the issues of the origin of the state and law.

Текст научной работы на тему «ВЗГЛЯДЫ Ф. НИЦШЕ НА ГОСУДАРСТВО И ПРАВО »

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 9(225)

DOI 10.47643/1815-1337_2023_9_38

ВЗГЛЯДЫ Ф. НИЦШЕ НА ГОСУДАРСТВО И ПРАВО VIEWS OF F. NIETZSCHE ON THE STATE AND LAW ДЗАНАГОВА Маргарита Константиновна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 362025, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46. E-mail: dzanagova.margarita@mail.ru;

БЕТЕЕВА Мадина Майрамовна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 362025, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46. E-mail: madina.beteeva@mail.ru;

Dzanagova Margarita Konstantinovna,

candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Faculty of Law, North Ossetian State University. K.L. Khetagurov. 362025, Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz, Vatutina str., 44-46. E-mail: dzanagova.margarita@mail.ru;

Beteeva Madina Mairamovna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law, Faculty of Law, North Ossetian State University. K.L. Khetagurov. 362025, Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz, Vatutina str., 44-46. E-mail: madina.beteeva@mail.ru

Краткая аннотация. В настоящей статье рассматриваются идеи немецкого мыслителя Фридриха Ницше в отношении таких категорий, право, государство и пр. Представлен общий обзор основополагающих концепций Ницше, связанных с указанными институтами. Также проводится сравнение взглядов Ницше с рядом других мыслителей, как его современников, так и древних философов. Уделяется внимание взглядам немецкого мыслителя на вопросы происхождения государства и права, морали.

Abstract. This article examines the ideas of the German thinker Friedrich Nietzsche in relation to such categories as law, state, etc. A general overview of Nietzsche's fundamental concepts related to these institutions is presented. Nietzsche's views are also compared with a number of other thinkers, both his contemporaries and ancient philosophers. Attention is paid to the views of the German thinker on the issues of the origin of the state and law.

Ключевые слова: идеализм, философия, государство и право, демократия, аристократия, мораль.

Keywords: idealism, philosophy, state and law, democracy, aristocracy, morality.

Для цитирования: Дзанагова М.К., Бетеева М.М. Взгляды Ф. Ницше на государство и право //Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 38-39. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_38.

For citation: Dzanagova M.K., Beteeva M.M. Views of F. Nietzsche on the state and law // Law and state: theory and practice. 2023. No. 9(225). pp. 38-39. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_38.

Статья поступила в редакцию: 03.07.2023

Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) - одна из значительных фигур в истории философской и политико-правовой мысли. Интересующие нас вопросы политики, государства и права освещаются в таких его работах, как «Греческое государство», «Воля к власти», «Так говорил Заратуст-ра», «По ту сторону добра и зла», «Происхождение морали» и др. Государство, право, законодательство, политика представляют собой, по концепции Ницше, служебные орудия, средства, инструментарий культуры, которая, в свою очередь, есть проявление, обнаружение и образование космической по своим масштабам борьбы сил и воль. «Восторжествовавшее понятие «сила», с помощью которого наши физики создали Бога и мир,- писал он, -требует, однако, дополнения: в него должна быть внесена некоторая внутренняя воля, которую я называю «волей к власти», т.е. ненасытное стремление к проявлению власти или применение власти, пользование властью как творческий инстинкт и т.д.». Воля к накоплению силы и увеличению власти трактуется им как специфическое свойство всех явлений, в том числе социальных и политико-правовых. Причем воля к власти - это повсеместно самая примитивная форма аффекта, а именно - «аффект команды». В свете этого все учение Ницше предстает как морфология воли к власти.

Ф. Ницше отмечал, что формулировки «достоинства человека» и «достоинства труда» - это не что иное как жалкое создание пытающегося скрыться от самого себя рабства, которое создает лишь видимость свободы [7]. Состояние всеобщего равноправия оказывается уничтоженным, когда человеку приходится трудиться для того, чтобы обеспечивать свою индивидуальную жизнь и обеспечивать воспроизводство своего рода. Ницше говорил о том, что культура жестока: ей необходимо рабство, чтобы избранные слои общества, которым не нужно постоянно трудиться и жить в нищете, могли работать над созданием новых видов искусства. По его мысли, лишь тот, кто мог увидеть такое несправедливое положение, мог увидеть по-настоящему особенности возникновения и предназначения государства, а значит, не обманывать своих современников. Ницше не соглашался с патриархальной концепцией выдвинутой Аристотелем, основанной на естественном стремлении человека к коммуникации. Он подчеркивал, что железные тиски способны в такой степени сплотить людей, что начнется процесс химического разложения социума с формированием иной пирамидной надстройки [3]. Властью будет обладать обаятельный и харизматичный победитель, у которого железная рука. Однако обаяния его должно хватить, чтобы более слабые могли к нему примкнуть и поддерживать его. Ницше являлся сторонником идеи о насильственном происхождении государства. При этом философ подчеркивал, что государство - это наиболее холодное среди всех чудовищ, которое постоянно стремится к «bellum omnium contra omnes» [7].

Интересны взгляды немецкого философа на войну. Так, с одной стороны, война способна сделать победителей глупыми, а поверженных -озлобленными [6]. Он подчеркивал, что, для того чтобы можно было наиболее эффективно пользоваться государством, достигая корыстных целей, следует избегать военных действий. Достаточно искоренить монархические инстинкты у народа, популяризировать и активно распространять либерально-оптимистическое мировосприятие. Однако с другой стороны, война для любых государств является необходимостью (при этом он проводил сравнение с необходимостью рабства для социума) [7]. В доказательство Ницше говорит о существовании так называемых финансовых отшельни-

3S

Теоретико-исторические правовые науки

ках, злоупотребляющих политикой, которая используется ими, как биржевой инструмент. Государство и общество же они используют как средство личного обогащения. В подобных условиях война - это единственное оружие, которое позволяет противостоять такой тенденции. Это обусловлено тем, что война способна «варваризировать» человека, отчего он становится намного естественнее. [7]. Ницше, говоря о войне, критикует позицию Т. Гоббса, согласно которой в основе государства лежит боязнь потенциальных военных действий, а также любовь к отчизне и правителю. Все это способно пробудить духовные порывы, способные подстегнуть человека к великим свершениям [5]. В труде "Так говорил Заратустра" он подчеркивает, что существует два главных вида государственности. В частности, есть государственность аристократическая, а есть демократическая. В аристократическом государстве развивается высочайшая культура, развивается возвышенная порода людей. При этом демократическое государство является воплощением социального упадка и разложения. В связи с этим Ницше рассматривает демократию как наиболее эффективное лекарство от ресентимента, результатом которого может стать тоталитаризм. Он уверен, что демократия способствует нивелированию индивидуальности человека и стандартизации всех людей. В результате личность деградирует и растворяется в «огромном родовом народном теле" тоталитарной страны.

В своих трудах философ дискутирует с теми, кто проповедует равноправие [2]. При этом он говорит, что их риторика не что иное, как новая форма мистификации, нацеленная на то, чтобы уговорить сильного человека не реализовывать свое стремление к власти по отношению к более слабым. По словам философа, о равных правах говорят, когда хотят, не получив перевеса, помешать остальным соискателям стать более могущественными [7]. Аналогичной мысли придерживается и Аристотель в «Политике». Так, рассматривая равенство, он отмечает, что справедливость и является равенством, но только не для всех, а для тех, кто являются равными [3]. Ф. Ницше уверен, что людей более высокого сорта следует отбирать от остальных и наделять их правами и почестями, которые будут соответствовать их высокому статусу. Они не находятся на службе у «общего блага», а просто могут выражать свои желания и устремления. Подобное положение вещей рассматривалось Ф. Ницше как справедливость.

Ф. Ницше говорил, что появление законов, традиций и права является первичным по отношению к зарождению общин и государств. В частности, они могут рассматриваться как противовес «царству свободы» природы. Для первобытных людей природа была чем-то мистическим, устрашающим. Это было что-то, что основано на хаосе и порождает хаос. На этом основании Ницше заключает, что человек является правилом, а природа - отсутствием каких бы то ни было правил [7]. Именно из-за стихийного начала, свойственного природе, человек разработал свод законов, традиций и обычаев. Новые права могут быть внедрены посредством принуждения, исходящего изначально от человека, а с возникновением государства и общины - от целого объединения людей. Постепенно все начинают соблюдать обычай, это входит у людей в привычку. По словам Ницше, привычное делать удобнее и проще, а значит, его могут делать с большей охотой, получая удовлетворение и на опыте понимая, что привычное является испытанным, а, следовательно, полезным. То есть обычай, с которым человек может существовать, указывает на свою благодетельность и целесообразность, в отличие от всех остальных приемов, которые еще не были испытаны [5]. В обычае происходит объединение приятного и полезного, а значит, умственная деятельность при его соблюдении и применении не требуется. Поэтому человек делает вывод, что соблюдение такого обычая, каким бы тяжелым или обременительным он ни был, представляет собой «гарант» и «единственную возможность» к качественной жизни. Право, закон и обычай явились фундаментом для зарождения морали - этичности, нравственности. «Быть моральным, нравственным, этичным -утверждает Ницше, - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» [7]. Весьма интересно рассматривает философ вопрос о появлении морали. Он считает, что данный процесс начался, когда у человека появилось чувство ответственности. Это означает, что человеку необходимо быть «исчислимым, регулярным, нужным, даже в собственном своём представлении, чтобы смочь, как это делает обещающий, ручаться за себя как за будущность» [7]. По словам Ницше, ответственность формируется в человеке в течение наиболее продолжительного периода «генеалогии морали» - доморального, т.е. доисторического. В данный период на отношение к тому или иному поступку влияли исключительно его последствия. Сам поступок и его мотивы практически не имели значения. Философ высказал интересную мысль: в основе религий, традиций, обычаев и морали лежат человеческие страхи. Так, религия основана на боязни природы; в основе традиции и обычаев лежит страх перед заветами предыдущих поколений. Мораль основывается на страхе наказания, угрызений свести и боязни общественного порицания; право же основывается на страхе слабого перед сильным. Поднимая вопрос права, стоит затронуть спор среди юристов о том, какое право должно побеждать - наиболее продуманное или наиболее понятное для обычного народа. Ф. Ницше писал, что высшим образцом продуманного права является римское право, однако оно может быть непонятно для обывателей и не отражать их правового сознания. Народное (обычное) право, например, германское, может казаться грубым, нелогичным и нелепым, но оно соответствуют определенным древним местным обычаям и чувствам. Изучение взглядов Ф. Ницше на государство и право позволяет нам говорить о его неоднозначном подходе к этим вопросам. С одной стороны, он критиковал существующие формы государственности и права, призывая к их изменению в соответствии с потребностями индивидуума. Однако, с другой стороны, в его концепции также присутствует понимание необходимости власти и порядка в обществе.

Библиография:

1. Аппель Ф. Ницше против демократии// Пер. с англ., СПБ.: Наука, 2016, С.120-290.

2. Гегель Г. Энциклопедия философских наук Т.3 - Философия духа, 1977, С.6 - 472.

3. Зелинский Ф. Ф. Ницше и античность. // Ницше Ф. Избранные произведения в 3-х томах. М., "REEL-book", 1994. С.8-35.

4. Камбар Г.А. Критический анализ философско-эстетической концепции Ф. Ницше. Дис. канд. филос. наук. Л., 1986. 196 с.

5. Кулыга Л.И. Критика немецкого идеалистического историзма в творчестве Ницше Ф. и Зиммеля. Дис. канд. ист. наук. Томск, 1989. 164 с.

6. Лаврова А.А. Философия Ф. Ницше. // Философские науки. 2019. №1. С.38-51.

7. Ницше Ф. Полное собрание сочинений в 12 томах. Т.1. 10. Черновики и наброски 1882-1884 гг., Культурная революция, 2010, С. 304-560.

References:

1. Appel F. Nietzsche against Democracy// Translated from English, St. Petersburg: Nauka, 2016, pp.120-290.

2. Hegel G. Encyclopedia of Philosophical Sciences Vol.3 - Philosophy of the Spirit, 1977, pp. 6472.

3. Zelinsky F. F. Nietzsche and Antiquity. // Nietzsche F. Selected works in 3 volumes. M., "REEL-book", 1994. pp.8-35.

4. Kambar G.A. Critical analysis of the philosophical and aesthetic concept of F. Nietzsche. Dis. cand. philos. sciences. L., 1986. 196 p

5. Kuliga L.I. Criticism of German idealistic historicism in the works of Nietzsche F. and Simmel. Dis. Candidate of Historical Sciences. Tomsk, 1989. 164 p.

6. Lavrova A.A. Philosophy of F. Nietzsche. // Philosophical sciences. 2019. No. 1. pp.38-51.

7. Nietzsche F. Complete works in 12 volumes. Vol.1. 10. Drafts and sketches of 1882-1884, Cultural Revolution, 2010, pp. 304-560.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.