Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ'

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
572
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА / ЗАКОН / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / РЕЖИМ / ЗАЩИТА / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дзанагова Маргарита Константиновна, Бетеева Мадина Майрамовна

В настоящей статье проводится анализ понятия государственной тайны. По данному вопросу в ней проводится сравнение точной законодательной формулировки и мнения различных ученых. Здесь рассмотрены основные признаки государственной тайны. На их основе и дается определение автора. Рассматриваются вопросы, связанные с отражением в национальном законодательстве правового режима государственной тайны в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND FEATURES OF STATE SECRETS

The article examines the concept of state secrets, compares the legislative definition and positions of scientists on this issue. The main features of state secrets are highlighted, on the basis of which the author's definition is given. The issues related to the reflection in the national legislation of the legal regime of state secrets in modern conditions are considered.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_5_200

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ THE CONCEPT AND FEATURES OF STATE SECRETS

ДЗАНАГОВА Маргарита Константиновна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Кирова, 37. E-mail: dzanagova.margarita@mail.ru;

БЕТЕЕВА Мадина Майрамовна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Кирова, 37. E-mail: madina.beteeva@mail.ru;

Beteeva Madina Mairamovna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law, Faculty of Law,

North Ossetian State University. K.L. Khetagurov.

37 Kirova str., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, 362040.

E-mail: madina.beteeva@mail.ru;

Dzanagova Margarita Konstantinovna,

candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Faculty of Law, North Ossetian State University. K.L. Khetagurov. 37 Kirova str., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, 362040. E-mail: dzanagova.margarita@mail.ru

Краткая аннотация. В настоящей статье проводится анализ понятия государственной тайны. По данному вопросу в ней проводится сравнение точной законодательной формулировки и мнения различных ученых. Здесь рассмотрены основные признаки государственной тайны. На их основе и дается определение автора. Рассматриваются вопросы, связанные с отражением в национальном законодательстве правового режима государственной тайны в современных условиях.

Abstract. The article examines the concept of state secrets, compares the legislative definition and positions of scientists on this issue. The main features of state secrets are highlighted, on the basis of which the author's definition is given. The issues related to the reflection in the national legislation of the legal regime of state secrets in modern conditions are considered.

Ключевые слова: государственная тайна, закон, ответственность, режим, защита, государство.

Keywords: state secret, law, responsibility, regime, protection, state.

Дата направления статьи в редакцию: 17.02.2021

Дата публикации: 31.05.2021

Государственную тайну называют юристы важнейшим правовым элементом современности. Без неё сложно представить себе механизм власти. Для данного института характерно наличие определённого политического оттенка, являющегося обязательным атрибутом, без которого нельзя реализовать государственно-властные полномочия. Это направление называют многие профессионалы приоритетным для государственной политической деятельности. Оно позволяет обеспечить государственную безопасность, укрепить конституционно-правовые основы, защитить сведения, являющиеся государственной тайной.

Тайну часто рассматривают специалисты вместе с тем, как живёт человек. Важен данный аспект также в обществе и в истории государства. Зарождение тайн произошло в глубокой древности. Хотя с тех пор прошло немало лет, явление представляет большую значимость в истории человечества. Увидеть его можно в первобытном обществе; когда возникали государства и правовые системы; в эпоху реформационно-революционных преобразований. Большую роль отводили тайне в период, когда зарождался и расцветал капиталистический строй. Для социалистического этапа также имеет актуальность данная категория. Специалисты утверждают, что без тайны не обойдётся человечество и в последующие столетия.

В то же время следует иметь в виду, что относят секретные данные к материально-объектной сфере, среди которых наблюдается выделение физических полей. В полной мере ознакомиться с данными, имеющими тайну государственного уровня, можно в статье №5 государственного кодекса нашей страны. В них отражается государственная тайна символами, образными рисунками, сигналами, техническими решениями и процессами. В документе наблюдается разделение приведённых в нём сведений на несколько групп. Но в то же время в законе, посвя-щённом государственной тайне, даётся определение обобщённо. В то же время не учитывается величина, в какой степени был нанесён вред разглашением государственной тайны. По этой причине наблюдается трудность установления, насколько важны те или иные сведения, что позволяет определиться, насколько секретна информация.

Теоретически право по-разному трактует данный термин. К примеру, к государственной тайне относят определённую информацию, ряд сведений, при несанкционированном доступе к которым наносится вред государственным интересам1. Также под государственной тайной понимается неотъемлемая составляющая суверенитета, позволяющая управлять государственными ведомствами в целом2.

На законодательном уровне в Российской Федерации можно узнать, что значит термин «государственная тайна». Определяет значение закон «О государственной тайне»1. Под этим термином понимается большое количество находящихся под защитой государства сведений

2 Аржановская Д.М. Государственная тайна // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 16. С. 693-699.

Информационное право

представляющих важность для военной сферы, внешней политике, экономики, разведки, в ряде других областей. Распространённая информация может повредить безопасности нашей страны. По этой причине имеется связь государственной тайны с безопасностью государства.

В законодательстве Российской Федерации, а именно в статье под номером 5 закона «О государственной тайне» перечислено, что является государственной тайной и не подлежит разглашению. Рассмотрением деталей данного аспекта займёмся в следующих параграфах, имеющихся в нашем исследовании.

Также на законодательном уровне занимаются рассмотрением вопроса, как защитить информацию, являющуюся государственной тайной. Для нашей юриспруденции характерно создание государственной системы, решающей комплекс всевозможных задач, обеспечивающих сохранение информации, которая не имеет свободного доступа. Все это позволяет сформировать такие структурные компоненты, которые дают возможность завершить решение разнообразных проблем:

1. Оказывать сопротивление и не позволять разведывательным службам, работающим на иностранные государства, вмешиваться в дела других стран.

2. Создавать и поддерживать единую техническую систему политического воздействия, которая дает возможность защитить государственную тайну.

3. Сопровождать и контролировать работу всех специальных подразделений, работающих в данной сфере. Каждая страна заинтересована в том, чтобы все ее секреты и тайны хорошо оберегались от возможного взлома секретной информации другими конкурентными спецслужбами.

Для достижения государством своих задач, возникает необходимость появления специальных органов. На них возлагается миссия разработки правил взаимодействия. Они включают порядок обращения со сведениями, доступ к которым ограничен. В их функции входят различные проверки. Они выдают допуск к данным определенному кругу лиц.

В России межведомственная комиссия занимается координацией всех действий различных служб, задействованных в данной области.

Межведомственные комиссии в Совете Безопасности в своей деятельности руководствуются Указом Президента РФ. Секретность различных документов обеспечивается специальными отделами. Отделы, занимающиеся выполнением государственных оборонных заказов, имеют в наличии специальные подразделения, которые занимаются этой деятельностью^.

Совместно с правовым регулированием, есть и нормативно-правовое регулирование, в функции которого входит защита информации. С императивами, имеющимися в современных условиях, позволяющими защитить государственную тайну, идет разработка новых административно-правовых норм. В законе РФ под номером 5485-1, вступившем в силу в 1993 году в июле, государственная тайна начинает регулироваться с точки зрения права. Здесь можно найти информацию, что к ней относится, как засекретить и рассекретить сведения, чтобы обеспечить безопасность РФ. Но в то же время можно и в данной области столкнуться с различными проблемами, имеющими связь с нормативно-правовым регулированием.

С точки зрения автора данный закон имеет несколько сёрьёзных минусов:

1. В нём отражены разные сведения, являющиеся государственной тайной, которые относятся к громоздким данным.

2. Разрабатываются и согласовываются, как соотносятся те или иные сведения, представляющие собой государственную тайну. Решается вопрос в разных инстанциях. В то же время на законодательном уровне не регулируется данная проблема. Она зависит от того, насколько правильно разграничены лица, наделённые правом определения, относятся или нет сведения к государственной тайне. Это приводит к тому, что постоянно растут инстанции, занимающиеся тем, что разрабатывают соответствующие вопросы.

3. Наблюдается отсутствие единого подхода к проблеме, позволяющей установить, в каком размере будет назначен ущерб, который наступил в случае, если незаконно были распространены сведения, являющиеся государственной тайной. Также это предполагает степень вреда, полученного организацией или собственником, если разглашённая информация относится к секретной.

4. Рассматривается вопрос, какие относятся сведения, относящиеся к государственной тайне, насколько секретна информация. В то же время отмечается, насколько в современном мире актуальна проблема по определению, в какой степени был нанесён материальный ущерб.

Для понимания и правового основания, как защищены государственные секреты, в зависимости от того, как регулируется термин тайна. Среди рассматриваемых проблемных ситуаций наблюдается наличие следующих характерных признаков, представляющих собой тайну:

1) содержится информация, которую нельзя разглашать;

2) ограниченность доступа к секретной информации;

3) ограниченность производства, позволяющего защитить определённые интересы;

4) определение тайны, к которой относят непонятное, неразгаданное, недоступное для познания.

К государственной тайне относят профессионалы множество государственных секретов, которые нельзя разглашать или утрачивать. В противном случае это приводит к наступлению тяжких последствий, позволяющих повредить национальной безопасности страны. Также это способствует созданию угрозы по безопасности населения, в то же время наносится вред конституционному праву и свободе. К сфере государ-

(http://www.garant.ru).

Белков А.П. Теория правового режима защиты сведений, составляющих государственную тайну // Военное право. 2018. № 2 (48). С. 5-10.

Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-! «О государственной тайне» (ред. от 26.07.2017) // // Справочно-правовая система «Гарант»

ственных секретов относят множество разнообразных сведений, находящихся под защитой государства, что не даёт их несанкционированно распространять и создавать угрозы для национальной безопасности РФ, а также конституционных прав и свобод населению страны1.

Проанализировав научные подходы к теоретическим основам, регламентирующим, как с точки зрения права защищены сведения, относящиеся к государственной тайне, можно сделать вывод, что официально не определяется в научной литературе термин. Основываясь на вышесказанном, подведём итоги:

1) к секретной области, представляющей собой государственную тайну, относится различная информация, находящаяся под прикрытием государства, властных органов, которые регламентируют работу должностных лиц, работают в экономической, внешнеполитической, военной, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, при этом надо учитывать, что разглашение сведений напрямую отражается на безопасности РФ;

2) правовой режим, который предоставляет защиту сведений, по вопросу государственной тайны, включает группу организационных мер, специальных правил, которые помогают в регуляции и обеспечении деятельности государственных структур, они закреплены на различных уровнях нормативно- правовых актов и позволяют сформировать благоприятные условия, дающие возможность обеспечить безопасность на государственном уровне, выражается разными способами и гарантирует его реализацию, ответственность; если нарушены его требования, то защита его основывается на правовых принципах, что способствует приведению всех его элементов в единую упорядоченную систему.

3) осуществлять защиту сведений, имеющих прямое отношение к государственной тайне, можно, при условии решения следующих задач:

а) своевременное и полное предоставление секретных сведений на основе сформированной группы вопросов, которые следует рассмотреть, что обеспечивает безопасную работу государственных структур и должностных лиц;

б) не дают сведениям, относящимся к государственной тайне, несанкционированно разгласить, что способствует безопасности страны в целом и каждого из субъектов, имеющихся в Российской Федерации.

Решают первую группу задач с учётом лиц, которые имеют допуск к выполнению рабочего процесса с секретной информацией, что способствует использованию как открытых, так и засекреченных данных.

Библиография:

1. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне» (ред. от 26.07.2017) // // Справочно-правовая система «Гарант» (http://www.garant.ru).

2. Указ Президента Российской Федерации от 24.01.1998г №61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» // Справочно-правовая система «Гарант» (http://www.garant.ru).

3. Приказ министра обороны РФ от 01.01.01 г. N 055 "Об утверждении Перечня сведений, подлежащих засекречиванию исключительно в Вооруженных Силах Российской Федерации" Справочно-правовая система «Гарант» (http://www.garant.ru).

4. Амирова Ш.Н. Обеспечение защиты государственной тайны органами государственной власти. В сборнике: Актуальные проблемы уголовного права и процесса, уголовно-исполнительного права и криминалистики

5. Аржановская Д.М. Государственная тайна // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 16. С. 693-699.

6. Бакаева О.Ю. Государственный контроль в сфере защиты государственной тайны: актуальные вопросы правового регулирования // Информационная безопасность регионов. 2013. № 1 (12). С. 93-97.

7. Верютин В.Н. Отдельные аспекты защиты государственной тайны в Российской Федерации (научная статья) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/otdelnye-aspektyzaschity-gosudarstvennoy-tayny-v-rossiyskoy-federatsii

8. Гатагонова Р.М. Сведения, отнесенные к государственной тайне: понятие и перечень (научная статья) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/svedeniya-otnesennye-kgosudarstvennoy -tayne-ponyatie-i-perechen

9. Государственная тайна: сборник нормативных правовых актов. 2-е изд., перераб. и доп. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел МВД России, 2016. 127 с.

10. Исаев И.А. Государственный интерес и государственная тайна // История государства и права. 2017. № 15. С. 3-8.

11. Дацковская Д.А., Саблин Д.А. Государственная тайна как категория конституционного права. В сборнике: Свобода и право Сборник статей XIX Международной научной конференции. 2017. С. 29-32.

12. Смолькова И.В. Государственная тайна - правовой институт современного российского государства. В сборнике: Обеспечение национальной безопасности России в современном мире материалы международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ; Байкальский государственный университет. 2016. С. 130-135.

References (transliterated):

1. Zakon Rossijskoj Federacii ot 21 iyulya 1993 g. № 5485-I «O gosudarstvennoj tajne» (red. ot 26.07.2017) // // Spravochno-pravovaya sistema «Garant» (http://www.garant.ru).

2. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 24.01.1998g №61 «O perechne svedenij, otnesennyh k gosudarstvennoj tajne» // Spravochno-pravovaya sistema «Garant» (http://www.garant.ru).

3. Prikaz ministra oborony RF ot 01.01.01 g. N 055 "Ob utverzhdenii Perechnya svedenij, podlezhashchih zasekrechivaniyu isklyuchitel'no v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii" Spravochno-pravovaya sistema «Garant» (http://www.garant.ru).

4. Amirova SH.N. Obespechenie zashchity gosudarstvennoj tajny organami gosudarstvennoj vlasti. V sbornike: Aktual'nye problemy ugolovnogo prava i processa, ugolovno-ispolnitel'nogo prava i kriminalistiki

5. Arzhanovskaya D.M. Gosudarstvennaya tajna // Alleya nauki. 2017. T. 1. № 16. S. 693-699.

6. Bakaeva O.YU. Gosudarstvennyj kontrol' v sfere zashchity gosudarstvennoj tajny: aktual'nye voprosy pravovogo regulirovaniya // Informacionnaya bez-opasnost' re-gionov. 2013. № 1 (12). S. 93-97.

7. Veryutin V.N. Otdel'nye aspekty zashchity gosudarstvennoj tajny v Rossijskoj Federacii (nauchnaya stat'ya) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/otdelnye-aspektyzaschity-gosudarstvennoy-tayny-v-rossiyskoy-federatsii

8. Gatagonova R.M. Svedeniya, otnesennye k gosudarstvennoj tajne: ponyatie i perechen' (nauchnaya stat'ya) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/svedeniya-otnesennye-kgosudarstvennoy -tayne-ponyatie-i-perechen

9. Gosudarstvennaya tajna: sbornik normativnyh pravovyh aktov. 2-e izd., pererab. i dop. Tyumen': Tyumenskij institut povysheniya kvalifikacii sotrudnikov organov vnu-trennih del MVD Rossii, 2016. 127 s.

10. Isaev I.A. Gosudarstvennyj interes i gosudarstvennaya tajna // Istoriya gosudarstva i prava. 2017. № 15. S. 3-8.

11. Dackovskaya D.A., Sablin D.A. Gosudarstvennaya tajna kak kategoriya konstitucionnogo prava. V sbornike: Svoboda i pravo Sbornik statej XIX Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. 2017. S. 29-32.

12. Smol'kova I.V. Gosudarstvennaya tajna - pravovoj institut sovremennogo rossijskogo gosudarstva. V sbornike: Obespechenie nacional'noj bezopasnosti Rossii v sovremennom mire materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF; Bajkal'skij gosudarstvennyj universitet. 2016. S. 130-135.

1 Даллакян М.К. Государственная тайна в правовом государстве. В сборнике: Государство, право, общество: проблемы взаимодействия. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пензенский государственный университет, Общество «Знание» России; под редакцией Н.Г. Карнишиной. 2015. С. 28-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.