Научная статья на тему 'СВЕДЕНИЯ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ'

СВЕДЕНИЯ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
218
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА / ЗАКОН / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / РЕЖИМ / ЗАЩИТА / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дзанагова Маргарита Константиновна

В данной статье приведена информация о сведениях, которые могут быть отнесены к государственной тайне. Рассмотрены критерии, согласно которым определяется уровень секретности информации. Также исследованы определенные на законодательном уровне данные, разглашение которых может привести к нанесению вреда государству, безопасности его населения, политическим, эконмическим или другим интересам страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION CONSTITUTING A STATE SECRET

This article provides information about information that can be classified as a state secret. The criteria according to which the level of information secrecy is determined are considered. The data determined at the legislative level, the disclosure of which may lead to harm to the state, the security of its population, political, economic or other interests of the country, are also studied.

Текст научной работы на тему «СВЕДЕНИЯ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ»

Информационное право

DOI 10.47643/1815-1337_2021_5_197

СВЕДЕНИЯ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ INFORMATION CONSTITUTING A STATE SECRET

ДЗАНАГОВА Маргарита Константиновна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета Горского государственного аграрного университета.

362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Кирова, 37. E-mail: dzanagova.margarita@mail.ru;

Dzanagova Margarita Konstantinovna,

candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Theory of State and Law and political science,

Faculty of Law, Gorsky State Agrarian University.

37 Kirova str., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, 362040.

E-mail: dzanagova.margarita@mail.ru

Краткая аннотация. В данной статье приведена информация о сведениях, которые могут быть отнесены к государственной тайне. Рассмотрены критерии, согласно которым определяется уровень секретности информации. Также исследованы определенные на законодательном уровне данные, разглашение которых может привести к нанесению вреда государству, безопасности его населения, политическим, эконмическим или другим интересам страны.

Abstract. This article provides information about information that can be classified as a state secret. The criteria according to which the level of information secrecy is determined are considered. The data determined at the legislative level, the disclosure of which may lead to harm to the state, the security of its population, political, economic or other interests of the country, are also studied.

Ключевые слова: государственная тайна, закон, ответственность, режим, защита, государство. Keywords: state secret, law, responsibility, regime, protection, state.

Дата направления статьи в редакцию: 07.03.2021

Дата публикации: 31.05.2021

Для любой страны очень важно обеспечить сохранность секретных данных, разглашение которых может принести существенный вред. Это дело государственной важности, выполнение которого способствует укреплению правопорядка и законности. Если же секретность будет нарушена (для этого не обязательно должно случиться разглашение требующей защиты информации, нарушение может произойти и при обыкновенной утрате секретного документа), то это считается чрезвычайным происшествием. Дело в том, что при разглашении государственной тайны тем или иным образом интересы страны подвергаются угрозе.

Для того, чтобы сведения были отнесены к государственной тайне и получили определенную степень секретности, они должны соответствовать строго прописанным в Конституции РФ критериям. Всего существуют три грифа секретности, согласно которым данные могут быть обозначены как имеющую «особую важность», а также определенные как «совершенно секретно» и «секретно». Рассмотрим объяснение каждой степени подробнее:

- под грифом «особой важности» понимается информация, разглашение которой может в какой-либо области (или нескольких) навредить интересам Российской Федерации;

- под грифом «совершенно секретно» понимается информация, распространение которой может нанести ущерб органам государственного управления (министерствам) Российской Федерации или ее отдельным сферам ее экономической деятельности;

- под грифом «секретно» понимаются все прочие сведения, определенные как государственная тайна.

Согласно Конституции РФ, данные, не являющиеся государственной тайной, не могут быть защищены грифом секретности. В результате разглашения важной информации может быть нанесен ущерб организации, учреждению или предприятию. При этом сведения могут не считаться государственной тайной, а для того, чтобы получить такое определение, им нужно соответствовать ряду признаков, отличающихся высокой степенью неопределенности. На самом деле, соответствие этим признакам может быть весь субъективным, и всегда остается место для их вольного толкования1.

На сегодняшний день законодательство Российской Федерации еще не достаточно хорошо проработано, чтобы точно определять понятие государственной тайны, а также ее виды и возможный в случае разглашения ущерб. Исходя из этого, нельзя пока точно сказать, какие именно сведения могут или не могут относиться к государственной тайне. Ранее были попытки по-разному создать для нее точные определения. Например, были попытки уравнять степень секретности данных и размер ущерба, который будет нанесен в случае их утечки (чаще всего - в сумме денежных средств). Тем не менее, такой способ классификации подлежащих защите сведений не получил широкого распространения. Скорее всего, это произошло из-за того, что понятие нанесенного ущерба также может быть субъективным (и зависеть от интересов сторон), даже в том случае, если была определена его материальная ценность.

Тем не менее, сейчас возможно разделить наносимый в результате разглашения государственной тайны ущерб на три основные группы. К ним относятся:

1 Керамова С.Н., Абдуллаев М.М. Вопросы правового регулирования режима государственной тайны в России // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2018. Т. 33. № 1. С. 50-57.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 5(197)

1. Политическая. Такой ущерб может быть нанесен в том случае, если были разглашены или утеряны данные, относящиеся к политическим или внешнеполитическим. В результате такого происшествия позиция Российской Федерации на международной арене может ухудшиться, а интересы страны будут ущемлены (большую выгоду получат другие участники международных процессов).

2. Экономическая. Ущерб может быть нанесен в ходе разглашения данных любого содержания (политического, финансового, военного, социального и других), но при это пострадает именно экономика государства. Во многих случаях такой ущерб оценивается реальными материальными убытками, подсчитанными в денежном исчислении.

3. Моральная. В данном случае ущерб выражается в неимущественном характере и не может быть точно подсчитан в каких-либо единицах. Так, например, в результате утечки тайной информации может быть нанесен вред репутации государства, спровоцирована пропаганда неприемлемых в Российской Федерации ценностей и даже разоблачение разведчиков, ранее имеющих дипломатическое прикрытие для осуществления своей деятельности1.

Найти весь перечень сведений, относящихся к государственной тайне, можно найти в 5 статье Федерального Закона № N 131. В ней описаны все области, информация в которых может быть защищена различными грифами секретности. Расширить этот перечень можно только в том случае, если будут внесены изменения в законодательство РФ.

В Российской Федерации все данные, который могут быть отнесены к государственной тайне, определены четким перечнем, где есть основные группы и области сведений. Невозможно на государственном уровне засекретить информацию, не входящую в вышеуказанный перечень.

При разглашении сведений, отнесенных законом №131 -ФЗ к секретным, может быть нанесен ущерб непосредственно Российской Федерации. Однако на государственном уровне не закреплены точные характеристики, согласно которым информации присваивается определенный гриф секретности. На сегодняшний день существует только общее правило, согласно которому уровень секретности может приравниваться к сумме ущерба, понесенному страной в случае разглашения или утери данных (понятие ущерба в данном случае также является весьма субъективным, так как не всегда его можно точно подсчитать)1.

Несмотря на то, что в законе четко определены типы сведений, подлежащие защите как государственные тайны, на практике у правоприменителя возникают недопонимания с юридической точки зрения. Не всегда закон может дать четкие ответы на вопросы относительно сохранения и разглашения данных с различным грифом секретности. Несколько примеров:

• Насколько безусловным можно считать запрет на выезд в иностранные государства лиц, допущенных к информации, считающейся государственной тайной?

• В каких случаях должностное лицо уже после увольнения с государственной службы получает ограничение на посещение иностранных государств?

• Если ранее гражданин находился на службе, где имел доступ к государственной тайне, то обязательно ли ему будет наложен запрет на посещение других стран? Как долго этот запрет может действовать? Всегда ли это 5 лет или длительность действия ограничений может быть изменена в зависимости от каких-либо обстоятельств?

Рассмотрим эти вопросы подобнее, ориентируясь на содержание законодательных документов Российской Федерации.

4. 4 ст. 4 Закона РФ говорит о том, что права граждан, имеющих доступ к государственной тайне, регулируются органами государственной власти РФ, а также органами власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, расположенных на территории, где также функционируют органы защиты государственной тайны. Однако закон не предусматривает перечисление структур и подразделений указанных органов, а также не закрепляет за ними полномочия и не делегирует их. То есть, в законе есть четкий список ответственных органов, но нет распределения между ними прав и обязанностей по защите государственной тайны.

Согласно с п. 1 ст. 15 Федерального закона № 114-ФЗ, гражданин России может быть ограничен в своем праве на выезд за пределы территории государства в том случае, если он:

• работает по трудовому договору или имеет контракт с государственной организацией, имеющий доступ к секретным сведениям;

• заключил договор, ограничивающие его право на выезд за пределы Российской Федерации после увольнения из вышеуказанных структур (срок запрета при этом не может превышать пяти лет);

• был осведомлен о вышеупомянутом ограничении до того, как был зачислен в штат сотрудников и приступил к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Таким образом, просто запретить выезд из страны любому государственному служащему, якобы имеющему доступ к секретным сведениям. Для того, чтобы это ограничение действительно применялось, необходим целый ряд документов. Среди них - специальное заключение об осведомленности (заполняется согласно формам 17/18), которое юридически закреплено в постановлении Правительства РФ от 05.01.2004 № 3-1.

Для того, чтобы определить точный срок действия запрета на выезд за пределы Российской Федерации, необходимо точно знать, когда гражданин последний раз имел доступ и был ознакомлен со сведениями, определенными как государственная тайна. Ограничение вступает в

1 Петров К.С. Государственная тайна в Российской Федерации: уровни правового регулирования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 385-390.

1 Смолькова И.В. Государственная тайна - правовой институт современного российского государства. В сборнике: Обеспечение национальной безопасности России в современном мире материалы международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ; Байкальский государственный университет. 2016. С. 130-135.

Информационное право

силу только после этого, и для того, чтобы оно начало действовать, также необходим ряд подтверждающих документов. Среди них должна быть указана степень секретности материалов, с которыми был ознакомлен гражданин, сведения об ознакомлении с этими материалами, подтвержденная документально дата последнего осведомления гражданина с информацией, причисленной к государственной тайне. Важно, чтобы на момент вступления в силу ограничения на выезд за пределы РФ секретность сведений оставалась актуальной. В случае, если запрет на посещение иностранных государств был наложен с нарушением установленного порядка, гражданин может обжаловать его в Межведомственной комиссии или в судебном порядке.

В апреле 2006 года был воссоздан специальный орган, рассматривающий обращения граждан, получивших ограничения на выезд за пределы Российской Федерации. Этот орган называется Межведомственная комиссия. В нее можно обратиться для того, чтобы был рассмотрен вопрос о правомерности запрета на посещения иностранных государств гражданина, ранее имеющего доступ к государственной тайне. В работе с обращениями используется типовой регламент для органов исполнительной власти, федеральные законы РФ и другие имеющие юридическую силу документы, определяющие права и обязанности граждан. В эту Комиссию можно обратиться для того, чтобы обжаловать решения (за исключением судебных), которые ограничивают право лиц, осведомленных о сведениях особой важности и совершенно секретных, на покидание пределов Российской Федерации1.

Таким образом, государственной тайной можно считать информацию, которую государство защищает для того, чтобы не было нанесен ущерб его политической, экономической, (контр-)разведывательной, военной или оперативно-розыскной деятельности. Перечень областей, в которых сведения могут получить один из трех грифов секретности, строго определен в Законе Российской Федерации N 5485-1 «О государственной тайне» от 21.07.1993.

Библиография:

1. Керамова С.Н., Абдуллаев М.М. Вопросы правового регулирования режима государственной тайны в России // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2018. Т. 33. № 1. С. 50-57.

2. Петров К.С. Государственная тайна в Российской Федерации: уровни правового регулирования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 385-390.

3. Смолькова И.В. Государственная тайна - правовой институт современного российского государства. В сборнике: Обеспечение национальной безопасности России в современном мире материалы международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ; Байкальский государственный университет. 2016. С. 130-135.

4. Государственная тайна: сборник нормативных правовых актов. 2-е изд., перераб. и доп. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел МВД России, 2016. 127 с.

References (transliterated):

1. Keramova S.N., Abdullaev M.M. Voprosy pravovogo regulirovaniya rezhima gosudarstvennoj tajny v Rossii // Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Obshchestvennye nauki. 2018. T. 33. № 1. S. 50-57.

2. Petrov K.S. Gosudarstvennaya tajna v Rossijskoj Federacii: urovni pravovogo regulirovaniya // Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2016. T. 5. № 4 (17). S. 385390.

3. Smol'kova I.V. Gosudarstvennaya tajna - pravovoj institut sovremennogo rossijskogo gosudarstva. V sbornike: Obespechenie nacional'noj bezopasnosti Rossii v sovremennom mire materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF; Bajkal'skij gosudarstvennyj universitet. 2016. S. 130-135.

4. Gosudarstvennaya tajna: sbornik normativnyh pravovyh aktov. 2-e izd., pererab. i dop. Tyumen': Tyumenskij institut povysheniya kvalifikacii so-trudnikov organov vnutrennih del MVD Rossii, 2016. 127 s.

1 Государственная тайна: сборник нормативных правовых актов. 2-е изд., перераб. и доп. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел МВД России, 2016. 127 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.