Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА / STATE SECRET / ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ / PROTECTION OF STATE SECRETS / ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ / АВТОМАТИЧЕСКОЕ РАССЕКРЕЧИВАНИЕ / AUTOMATIC DECLASSIFICATION / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / DISCIPLINARY RESPONSIBILITY / THE NOTION OF STATE SECRETS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петров Константин Сергеевич

Статья посвящена рассмотрению правового регулирования защиты государственной тайны в КНР. Проанализировано содержание Закона КНР «О защите государственной тайне». Выделены отличия защиты государственной тайны в Китае и РФ. Высказаны соображения о возможности использования в РФ опыта Китая в рассматриваемой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On legal regulation of protection of state secrets in the Chinese People''s Republic and the possibility of its use in the Russian Federation

The article deals with the legal regulation of protection of state secrets in the China. A content analysis of the Chinese Law on the Protection of state secrets. It's dedicated unlike the protection of state secrets in China and the Russian Federation. It's shown considerations about the possibility of use in the Russian Federation, China's experience viewing area.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

История учений о праве и государстве

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕТРОВ Константин Сергеевич,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры теории государства и права Московского института государственного и муниципального управления. E-mail: kspetrov5@gmail.com

Краткая аннотация: Статья посвящена рассмотрению правового регулирования защиты государственной тайны в КНР. Проанализировано содержание Закона КНР «О защите государственной тайне». Выделены отличия защиты государственной тайны в Китае и РФ. Высказаны соображения о возможности использования в РФ опыта Китая в рассматриваемой области.

Abstract: The article deals with the legal regulation of protection of state secrets in the China. A content analysis of the Chinese Law on the Protection of state secrets. It's dedicated unlike the protection of state secrets in China and the Russian Federation. It's shown considerations about the possibility of use in the Russian Federation, China's experience viewing area.

Ключевые слова: Государственная тайна, защита государственной тайны, понятие государственной тайны, автоматическое рассекречивание, дисциплинарная ответственность.

Keywords: State secret, protection of state secrets, the notion of state secrets, automatic declassification, disciplinary responsibility.

Изучение зарубежного опыта правового регулирования того или иного правового института дает возможность выделить его положительные и отрицательные стороны, для того чтобы их можно было учесть в национальном законодательстве. Во многих случаях обобщение этого опыта позволяет также глубже уяснить особенности внутригосударственных норм права, посредством которых осуществляется регулирование соответствующего правового института.

Правовое регулирование защиты государственной тайны в различных странах предопределено историческими и культурными традициями, а также сложившимися в них в настоящее время политическими, экономическими и иными условиями. В значительной степени оно обусловлено принадлежностью того или иного государства к конкретной правовой семье.

Китайская Народная Республика является типичным представителем юго-восточной (дальневосточной) азиатской правовой семьи [1, с. 241-255; 2, с. 322-334; 3, с. 131-133; 4, с. 428-447 и др.]. В этой связи опыт правового регулирования защиты государственной тайны в КНР представляет большой практический интерес.

Правовое регулирование защиты государственной тайны в КНР основано на ряде нормативных правовых актов различной юридической силы от Конституции до подзаконных актов. Так в ст. 35 Кон-

ституции КНР закреплено право граждан на свободу слова и печати, а в ст. 53 - обязанность хранить государственную тайну [5]. На законодательном уровне главнейшую роль играет Закон КНР от 5 сентября 1988 г. «О защите государственной тайне» в ред. Закона от 29 апреля 2010 г. [6]. Фактически этот Закон является системообразующим актом, регулирующим вопросы защиты государственной тайны в Китае. Его положения дополняют положения некоторых других законодательных актов, прежде всего, Уголовного кодекса КНР [7].

На подзаконном уровне присутствует целый ряд нормативных правовых актов различной юридической силы: Постановление Государственного совета КНР от 17 января 2007 г. № 492 «Об утверждении Положения о рассекречивании правительственной тайны», приказы Государственного управления по защите государственной тайны при Государственном совете КНР от 25 мая 1990 г. № 1 «О мерах по реализации Закона КНР «О защите государственной тайны» и от 09 марта 2014 г. № 1 «Об утверждении временного положения об Управлении государственной тайны» [8].

В соответствии со ст. 2 Закона «О защите государственной тайне» под государственной тайной понимается все то, что относится к безопасности и интересам государства, определяется в установленном законом порядке, осведомленность в чем принадлежит определенному ограниченному кругу лиц в

течение установленного времени [6, с. 183].

В ст. 9 Закона установлено, что к государственной тайне относится информация в области политики, экономики, национальной обороны, иностранных дел и т.д., распространение которой может нанести ущерб государственной безопасности и национальным интересам. К этой информации относятся секреты, касающиеся важнейших политических решений о государственных делах; секреты, касающиеся строительства национальной обороны и деятельности вооруженных сил; секреты, касающиеся дипломатической деятельности и иностранных дел, а также секреты, которые должны сохраняться согласно обязательствам, взятым перед зарубежными странами; секреты, касающиеся национального экономического и социального развития; секреты, касающиеся науки и техники; секреты, касающиеся деятельности по охране государственной безопасности и расследования уголовных преступлений, а также другие секреты, которые отнесены к категории государственной тайны отделом по охране государственной тайны [9].

Ст. 10 устанавливает три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно» [6, с. 184]. Государственная тайна с грифом «совершенно секретно» - это жизненно важные государственные секреты, раскрытие которых может причинить очень серьезный ущерб государственной безопасности и национальным интересам; с грифом «совершенно секретно» - важная государственная тайна, раскрытие которой может нанести серьезный ущерб государственной безопасности и национальным интересам; а с грифом «секретно» - обычная государственная тайна, разглашение которой может нанести вред государственной безопасности и национальным интересам.

Закон Китая «О защите государственной тайне» четко определяет максимальные сроки хранения сведений, составляющих государственную тайну. Они зависят от степени секретности государственной тайны и не должны по общему правилу превышать 30 лет для информации, имеющей гриф «особой важности», 20 лет - для «совершенно секретной» и 10 лет - для «секретной» информации [6, с. 184].

В течение этого времени доступ к государственной тайне должен быть ограничен до минимума в соответствии с реальной необходимостью [6, с. 184]. По мере возможности, число лиц, допущенных к государственной тайне, должно быть ограничено

конкретными работниками, или конкретными органами или учреждениями, которые в свою очередь должны ограничить число работников, имеющих доступ к государственной тайне. В случае возникновения необходимости для непосвященного персонала получить доступ к государственной тайне, для этого требуется разрешение ответственного лица соответствующего органа или учреждения.

По истечении периода защиты секретности государственная тайна автоматически рассекречивается. В тех случаях, когда государственная тайна утрачивает свою актуальность до истечения срока ее защиты, она должна быть своевременно рассекречена. В то же время, если необходимо продление срока защиты секретной информации новый период должен быть установлен до истечения срока действия старого.

Интересен тот факт, что в Законе КНР «О защите государственной тайны» содержатся не только запреты и предписания, направленные на защиту сведений, составляющих государственную тайну, организациями и лицами, которые с ней работают, но и нормы, обязывающие участвовать в этой деятельности другие организации, которые напрямую не связаны с государственной тайной.

Так, в ст. 24 и 25 Закона установлен запрет на совершение действий в отношении информационных систем, связанных с секретностью, и носителей секретной информации, которые могут повлечь несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну [9]. В ст. 26 содержится запрет на передачу государственной тайны через общественные информационные сети и средства связи без каких-либо мер защиты, а в ст. 27 -запреты и предписания, связанные с недопустимостью утечки государственной тайны через средства массовой информации и коммуникации при редактировании, публикации, распечатывании и распространении материалов[9].

В то же время в ст. 28 Закона закреплена обязанность операторов и провайдеров услуг Интернета или других общественных информационных сетей оказывать содействие в расследовании случаев, касающихся утечки секретных сведений, составляющих государственную тайну, а также в случае их выявления принимать меры по пресечению таких случаев [9].

В отличие от российского, законодательство Китая содержит нормы, направленные на обеспечение надлежащего уровня подготовки лиц, которые

История учений о праве и государстве

работают со сведениями, составляющими государственную тайну. В Законе прямо установлена обязанность лиц, замещающих должности, связанные с секретностью, до их назначения на эти должности пройти курс обучения по соблюдению секретности, усовершенствовать знания и навыки, касающиеся защиты секретности [9].

Так же, как и в Российской Федерации, в случаях, связанных с необходимостью предупреждения нанесения ущерба государственной безопасности, либо нанесения вреда интересам государства, лица, допущенные к государственной тайне, могут быть ограничены в праве на выезд из Китая [9]. При этом в Законе не установлены сроки такого ограничения.

В КНР на законодательном уровне установлены организации, ответственные за проведение соответствующей экспертизы, в случаях, когда имеются основание предполагать наличие разглашения государственной тайны, и возникает необходимость определить относимость конкретной информации к государственной тайне [9].

Большое практическое значение имеет анализ главы V Закона КНР «О защите государственной тайны», посвященной юридической ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне [9]. В ней установлено, что за правонарушения в этой области может наступать либо дисциплинарная, либо уголовная ответственность. При этом в Законе перечислены дисциплинарные проступки в данной сфере. Значительная часть из них имеет устоявшийся в течение длительного времени характер: приобретение, продажа, передача, незаконное удерживание или тайное уничтожение любого носителя государственной тайны; пересылка любого такого носителя почтой или любым иным каналом, не имеющим гарантий безопасности; посылка, перевозка или пересылка любого такого носителя за пределы территории Китая без разрешения соответствующих властей; незаконное копирование, запись или хранение каких либо государственных секретов; ссылка на любую государственную тайну при частном контакте или в переписке.

Другие дисциплинарные проступки связаны с развитием современных информационных технологий: передача какой-либо государственной тайны через Интернет или любую иную общественную сеть связи или по проволочной или радиосвязи без мер предосторожности; подсоединение какого-либо связанного с секретностью компьютера или запоминаю-

щего устройство к Интернету или любой другой общественной информационной сети; обмен сообщениями между связанными с секретностью информационными системами и Интернетом и иными общественными информационными сетями без принятия мер предосторожности; хранение или обработка информации, содержащей государственную тайну путем использования какого-либо компьютера или запоминающего устройства, которое не является секретным компьютером или запоминающим устройством и т.д.

Также Закон прямо предусматривает применение мер дисциплинарной ответственности к руководителям и должностным лицам, ответственным за защиту государственной тайны в организациях, в случаях наличия в этих организациях нарушений положений Закона, создающих предпосылки к возникновению серьезных последствий, включая разглашение тайны, а также в случаях несвоевременного, либо необоснованного засекречивания информации.

Особо оговаривается, что в тех случаях, когда к виновным лицам не могут быть применены ни меры дисциплинарной ответственности, ним уголовная ответственность, уполномоченный орган, которому они подчинены, «должен заняться этим вопросом». По всей видимости, речь идет о применении к ним иных мер дисциплинарного воздействия.

Уголовная ответственность за преступления, связанные с государственной тайной, в Китае установлена ст. 111 УК КНР. Она предусматривает ответственность за незаконную передачу зарубежным структурам, организациям или частным лицам материалов, представляющих собой государственную тайну, добытых путем кражи, шпионажа или подкупа [10, с. 408-423].

Подводя итог рассмотрению правового регулирования защиты государственной тайны в КНР можно сделать несколько выводов:

Во-первых, несмотря на то, что Российская Федерация и Китайская Народная Республика относятся к разным правовым семьям, правовое регулирование защиты государственной тайны в них во многом схоже. Защита государственной тайны в КНР осуществляется на основе системообразующего закона «О защите государственной тайны» и принятых на его основе ряда подзаконных нормативных правовых актов.

Во-вторых, в КНР по сравнению с РФ понятие государственной тайны имеет достаточно размытый характер. Это определение не содержит «привязки» к конкретным предметным областям. Однако

государственная тайна связана с национальной безопасностью и национальными интересами государства. В дальнейшем, в содержании Закона дается привязка государственной тайны к конкретным предметным областям: политики, строительства национальной обороны и деятельности вооруженных сил, дипломатической деятельности и иностранных дел, экономики и социального развития, науки и техники, охраны государственной безопасности и расследования уголовных преступлений. При этом перечень указанных областей является открытым.

Критерии деления государственной тайны в КНР на степени секретности также имеют не достаточно определенный характер.

В-третьих, в КНР предусмотрен механизм автоматического рассекречивания информации, относящейся к государственной тайне, по истечении срока засекречивания. При возникновении необходимости в продлении срока защиты засекреченной информации, соответствующая инициатива должна быть выражена до истечения установленного срока засекречивания. Это способствует снижению количества секретной информации, исключает необходимость ее защиты после истечения установленного срока.

В-четвертых, законодательство о защите государственной тайны Китая содержит нормы, которые направлены на обеспечение необходимого уровня подготовки лиц, допущенных к государственной тайне: до их назначения на соответствующие должности они должны пройти обучение по соблюдению секретности, усовершенствовать свои знания

Библиография:

и навыки в этой области.

В-пятых, так же как и в РФ, в КНР лица, допущенные к государственной тайне, могут быть ограничены в праве на выезд за границу. При этом в Законе не установлены сроки такого ограничения.

В-шестых, в КНР за нарушение законодательства о государственной тайне может наступать уголовная или дисциплинарная ответственность. При этом перечень дисциплинарных проступков в этой области содержится в Законе. В частности предусмотрено применение мер дисциплинарной ответственности к руководителям и должностным лицам, ответственным за защиту государственной тайны в организациях, в случаях наличия в этих организациях нарушений положений Закона, создающих предпосылки к возникновению серьезных последствий, включая разглашение тайны, а также в случаях несвоевременного, либо необоснованного засекречивания информации. В тех случаях, когда к виновным лицам не могут быть применены ни меры дисциплинарной или уголовной ответственности, орган, которому они подчинены, принимает решение о применении к ним иных мер дисциплинарного воздействия.

В-седьмых, отдельные положения китайского законодательства могут быть успешно использованы в Российской Федерации. В частности это касается положений об обеспечении необходимого уровня подготовки лиц, допущенных к государственной тайне, и закрепления на законодательном уровне перечня дисциплинарных проступков, связанных с нарушением законодательства о государственной тайне.

1. Давид Рене Основные правовые системы современности. Перевод с французского д-ра юрид. наук В.А. Туманова. М.: Прогресс, 1988. 279 с.

2. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): учеб. / Под ред. В.А. Туманова. М.: Юристъ, 2003. 448 с.

3. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: Изд-во НОРМА, 1996. 432 с.

4. Цвайгерт К. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. В 2-х томах. Т. 1. Основы. / К. Цвайгерт и Х. М. Кётц: Международные отношения, 2000. 480 с.

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://pavel/bazhanov.pro/translations/chinaconstitutionaNaw/china_consti-tution (дата обращения 10.11.2016).

6. Современное право Китайской Народной Республики (обзор законодательства 1978-2010 гг.): в 2-х ч. / Ин-т Дальнего Востока РАН. Центр научной информации и документации; составление и редакция д. ю. н., профессор Л.М. Гудош-никова, к. ю. н. П.В. Трощинского. М., 2012. Ч. 2 (2002-2010 гг.). С. 182-186.

7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.asia-business.ru/law/law1/criminalcode/code/#1 (дата обращения 09.12.2016).

8. Манцуров А.Ю. Административно-правовой режим государственной тайны по современному законодательству Китайской Народной Республики // Вестник Международного института экономики и права. 2016. № 2 (23). С. 116-121.

9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.asia-business.ru/law/law3/secret (дата обращения 09.12.2016).

10. Рябчук В.Н. Государственная измена и шпионаж: уголовно-правовое и криминологическое исследование. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. С. 1102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.