Научная статья на тему 'Административно-правовой режим государственной тайны по современному законодательству Китайской Народной Республики'

Административно-правовой режим государственной тайны по современному законодательству Китайской Народной Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
662
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА / МИНИСТЕРСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ КНР / NATIONAL SECURITY / STATE SECRETS / MINISTRY OF STATE SECURITY / STATE COUNCIL OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Манцуров Александр Юрьевич

Предметом исследования являются Конституция, законы и подзаконные нормативные правовые акты КНР, отражающие аспекты правового режима государственной тайны КНР. Объектом исследования являются закономерности и тенденции развития общественных отношений, складывающиеся в КНР в процессе обеспечения правового режима государственной тайны. Автор подробно рассматривает особенности настоящего правового режима, влияющие на эффективное обеспечение национальной безопасности страны. Особое внимание уделяется возможностям использования ряда институтов КНР для совершенствования законодательства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal regime of state secrets by current legislation of the People’s Republic of China

The subject of study is the Constitution, laws and legal acts of the People’s Republic of China, reflecting aspects of the legal regime of state secrets of the China. The object of the study are patterns and trends of public relations development in China in the process of the legal regime of state secrets. The author examines in detail present legal regime that affects the efficiency of the national security of the country. Particular attention is given to the potential use of some of its institutions to improve the Russian legislation.

Текст научной работы на тему «Административно-правовой режим государственной тайны по современному законодательству Китайской Народной Республики»

Административно-правовой режим государственной тайны по современному законодательству Китайской Народной Республики

А.Ю.Манцуров

Предметом исследования являются Конституция, законы и подзаконные нормативные правовые акты КНР, отражающие аспекты правового режима государственной тайны КНР. Объектом исследования являются закономерности и тенденции развития общественных отношений, складывающиеся в КНР в процессе обеспечения правового режима государственной тайны. Автор подробно рассматривает особенности настоящего правового режима, влияющие на эффективное обеспечение национальной безопасности страны. Особое внимание уделяется возможностям использования ряда институтов КНР для совершенствования законодательства России.

Ключевые слова: национальная безопасность, государственная тайна, Министерство государственной безопасности, Государственный совет КНР

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2016. № 2 (23). С. 116-121.

Правовую основу режима государственной тайны в КНР составляют правовые нормы, которые содержатся в ст. 35 и 53 Конституции КНР: «Граждане Китайской Народной Республики имеют свободу слова, печати...; Граждане Китайской Народной Республики обязаны... хранить государственную тайну» [1].

Настоящие нормы делят всю возможную информацию как объект информационных правоотношений на два блока: информацию (сведения) открытого доступа и информацию закрытого доступа (государственная тайна).

Правовую основу этого института составляют также следующие нормативные правовые акты: Закон КНР от 05.09.1988 «О защите государственной тайны» [2], Закон КНР от 01.11.2014 «О контрразведке» [3], Постановление Государственного совета КНР от 17.01.2007 № 492 «Об утверждении Положения о рассекречивании правительственной тайны» [4], Приказ государственного управления по защите государствен-

Манцуров Александр Юрьевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и административно-служебной деятельности органов внутренних дел Дальневосточного юридического института МВД России. Адрес для корреспонденции: [email protected].

ной тайны при Государственном совете КНР от 25.05.1990 № 1 «О мерах по реализации Закона КНР «О защите государственной тайны» [5], Приказ государственного управления по защите государственной тайны при Государственном совете КНР от 09.03.2014 № 1 «Об утверждении временного положения об Управлении государственной тайны» [6].

Основополагающим нормативным правовым актом института государственной тайны является Закон КНР «О защите государственной тайны», который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения национальной безопасности КНР. В соответствии со ст. 2 Закона КНР «О защите государственной тайны» под государственной тайной понимается: «отношения, оказывающие существенное влияние на национальную безопасность и государственные интересы, определяемые процессуальными нормами и которые разрешено раскрывать только ограниченному числу людей в течение определенного временного периода» [2].

Правовой режим государственной тайны в КНР определяет и устанавливает следующие аспекты [2]:

♦ информация, относящаяся к государственной тайне;

♦ информация, которая не может быть отнесена к государственной тайне;

♦ система отнесения информации к государственной тайне;

♦ система рассекречивания государственной тайны;

♦ система трансляции сведений, составляющих государственную тайну;

♦ система обеспечения защиты государственной тайны;

♦ юридическая ответственность за нарушения правового режима государственной тайны.

Так, в соответствии со ст. 9 Закона КНР «О защите государственной тайны» [2] государственную тайну составляют:

♦ сведения, касающиеся важнейших политических решений о государственных делах;

♦ сведения, касающиеся строительства национальной обороны и деятельности вооруженных сил;

♦ сведения, касающиеся дипломатической деятельности и иностранных дел, а также сведения, которые должны сохраняться согласно обязательствам, взятым перед зарубежными странами;

♦ сведения, касающиеся национального экономического и социального развития;

♦ сведения, касающиеся науки и техники;

♦ сведения, касающиеся деятельности по защите национальной безопасности и расследования уголовных преступлений;

♦ другие вопросы, которые относятся к категории государственной тайны Государственным управлением по защите государственной тайны при Государственном совете КНР.

Кроме того, к государственной тайне относится информация, относящаяся к одному из вышеуказанных видов и возникающая в ходе деятельности Коммунистической партии Китая.

Не может быть отнесена к государственной тайне информация, которая подлежит раскрытию в соответствии с Постановлением Государственного совета КНР от 17.01.2007 № 492 «Об утверждении Положения о рассекречивании правительственной тайны» [4]. Так, в соответствии со ст. 10 этого Положения к ней относятся:

♦ административные правовые акты, ведомственные акты и правила, правовые документы;

♦ планы национального социально-экономического развития, планы отдельных проектов, планы регионального развития и соответствующая политика;

♦ статистические данные о национальном социально-экономическом развитии;

♦ бюджет и отчет об исполнении бюджета;

♦ объекты, основания и размеры административных сборов;

♦ перечень предметов, централизованно закупаемых правительством, критерии определения и сведения об осуществлении закупок;

♦ предметы, основания, требования, количество, процедуры, сроки административного лицензирования, а также полные перечни материалов, которые обязан предоставить заявитель при обращении за получением административной лицензии, и информация об оформлении административной лицензии;

♦ сведения об утверждении и реализации важнейших строительных объектов;

♦ сведения о политике, мероприятиях и реализации данных мероприятий в сфере борьбы с бедностью, образования, медицины, социального обеспечения, содействия занятости и других направлениях работы;

♦ планы реагирования, раннего предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также сведения о ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

♦ сведения о государственном контроле и надзоре в сфере экологии, здравоохранения, безопасности производства, качества продуктов питания и лекарственных средств.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.

Принцип законности в данном случае означает соответствие засекречиваемых сведений требованиям законодательства КНР о государственной тайне. Принцип обоснованности заключается в установлении путем экспертного анализа целесообразности их засекречивания, а также вероятных политических, социально-экономических и других последствий засекречивания, основываясь на балансе особо важных интересов личности, общества и государства. Конкретные пределы информации, которая должна быть отнесена к государственной тайне, устанавливаются Государственным управлением по защите государственной тайны КНР совместно с Министерством иностранных дел КНР, Министерством общественной безопасности КНР, Министерством государственной безопасности КНР и другими центральными органами власти. Пределы информации, составляющей военную тайну, определяются Центральным военным советом КНР.

Принцип своевременности заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения или заблаговременно. Степень секретности сведений, которые составляют государственную тайну, обязана соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен национальной безопасности КНР вследствие распространения таких сведений.

Статья 10 Закона КНР «О защите государственной тайны» [2] устанавливает три степени секретности: «совершенно секретно», «секретно» и «конфиденциально». Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается. Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой и ведомственной принадлежностью. Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне возлагается на органы и учреждения, которыми эти сведения получены. Основанием для засекречивания информации, полученной в результате управленческой, производственной и другой деятельности органов и учреждений, является ее соответствие действующему в этом органе или в учреждении перечню информации, подлежащей засекречиванию. При засекречивании их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.

Срок хранения государственной тайны определяется в зависимости от характера и особенностей информации. В случае, если срок охранения не определен, необходимо установить условия, при которых информация подлежит рассекречиванию. Так, ст. 15 Закона КНР «О защите государственной тайны» устанавливает, что срок хранения государственной тайны с грифом «совершенно секретно» не может превышать 30 лет, с грифом «секретно» — 20 лет, с грифом «конфиденциально» — 10 лет. Эти сроки применяются, если другими нормативными правовыми актами не предусмотрены иные сроки для хранения государственной тайны. Приказ Государственного управления по защите государственной тайны при Государственном совете КНР от 25.05.1990 № 1 «О мерах по реализации Закона КНР «О защите государственной тайны» [5] уточняет и дополняет положения Закона КНР «О защите государственной тайны». Данный нормативный правовой акт подробнее определяет порядок работы с засекреченной информацией, контроль за соблюдением законодательства о защите государственной тайны и юридическую ответственность за нарушения, связанные с государственной тайной.

Все вышеизложенное показывает многоаспектность рассматриваемой проблемы, важность ее решения для эффективного обеспечения национальной безопасности, а также свидетельствует о необходимости продолжения активных исследований в данной области обеспечения национальной безопасности с активным использованием сравнительного метода.

Литература

1. Ф^А^дапД^. 1Ш: 2014. (Конституция КНР). Пекин, 2014. 51 с.

2. Ф^А&ттштттш а988^9Я5вш^^ил^

(О защите государственной тайны: Закон КНР. Принят на 3-й сессии Постоянного комитета ВСНП КНР 7-го созыва 05.09.1988, обнародован Указом Председателя КНР от 05.09.1988 № 28, изменения и дополнения приняты на 14-й сессии Постоянного комитета ВСНП КНР 11-го созыва 29.04.2010 г.). www.mps.gov.cn.

^Х^^Ш^ШЛ—(О контрразведке: Закон КНР. Принят на 11-й сессии Постоянного комитета ВСНП КНР

12-го созыва 01.11.2014, обнародован Указом Председателя КНР от 01.11.2014 № 16). www.mps.gov.cn.

(Об утверждении Положения о рассекречивании правительственной тайны. Постановление Государственного совета КНР. Принято 17.01.2007 на 165-м заседании Государственного совета КНР, опубликовано и применяется с 01.05.2008 г.). www.mps.gov.cn.

5. ДШ£ШМШ^Ж1990^5Я25В

ШШШ^Ш^Ш» (^$Вда014^3ЯШ) (О мерах по реализации Закона КНР «О защите государственной тайны»: Приказ государственного управления по защите государственной тайны при Государственном совете КНР от 25.05.1990 № 1 (с изменениями и дополнениями от 01.03.2014). www.mps.gov.cn.

6. ДШ£ШМШ^Ж2014^3Я9В «ДетШ^Ш^ШШтМ»

Об утверждении временного положения об Управлении государственной тайны: Приказ государственного управления по защите государственной тайны при Государственном совете КНР от 09.03.2014 № 1. www.mps.gov.cn.

Administrative and legal regime of state secrets by current legislation of the People's Republic of China

Mantsurov Alexander — Candidate of Law Science, Associate Professor of the Department of administrative law and administrative-official activity of Internal Affairs bodies of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affaird of Russia Address for correspondence: [email protected]

The subject of study is the Constitution, laws and legal acts of the People's Republic of China, reflecting aspects of the legal regime of state secrets of the China. The object of the study are patterns and trends of public relations development in China in the process of the legal regime of state secrets. The author examines in detail present legal regime that affects the efficiency of the national security of the country. Particular attention is given to the potential use of some of its institutions to improve the Russian legislation.

Key words: national security, state secrets, Ministry of State Security, State Council of the People's Republic of China

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2016. N 2 (23). P. 116-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.