Научная статья на тему 'Система обеспечения национальной безопасности Китайской Народной Республики: административно-правовой аспект'

Система обеспечения национальной безопасности Китайской Народной Республики: административно-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4684
673
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
NATIONAL SECURITY / INTELLIGENCE / STATE SECURITY ORGANS / PUBLIC SECURITY ORGANS / PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / RUSSIA / MILITARY SECURITY / INFORMATION SECURITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РАЗВЕДКА / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОРГАНЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КНР / РОССИЯ / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Манцуров Александр Юрьевич

В статье приводится общая характеристика системы обеспечения национальной безопасности Китайской Народной Республики. Предметом исследования являются нормативные правовые акты КНР, а также ряд научных работ, освещающих характерные черты системы обеспечения национальной безопасности Китая в контексте изучения общих закономерностей и тенденций развития общественных отношений, складывающихся в КНР в процессе обеспечения национальной безопасности. Автором статьи особое внимание уделяется возможностям использования ряда институтов национальной безопасности КНР для совершенствования системы обеспечения национальной безопасности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF NATIONAL SECURITY OF CHINA PEOPLE’S REPUBLIC: THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECTS

In article describes the general characteristics of the national security system of the People’s Republic of China. The subject of the research is the normative legal acts of the People’s Republic of China, as well as a number of scientific works, highlighting the salient features of the system of ensuring the national security of China. In the Context of studing of general laws, and tendencies of development of social relations, folding in the People’s Republic of China in the process of ensuring national security. Special attention is paid to the potential of some of its institutions in order to improve the system of ensuring the national security of Russia.

Текст научной работы на тему «Система обеспечения национальной безопасности Китайской Народной Республики: административно-правовой аспект»

УДК 342.9 ББК 67.8

© 2016 г. А. Ю. Манцуров,

доцент кафедры административного права и административно-служебной деятельности органов внутренних дел Дальневосточного юридического института МВД России кандидат юридических наук. E-mail: china7784@mail.ru

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

В статье приводится общая характеристика системы обеспечения национальной безопасности Китайской Народной Республики. Предметом исследования являются нормативные правовые акты КНР, а также ряд научных работ, освещающих характерные черты системы обеспечения национальной безопасности Китая в контексте изучения общих закономерностей и тенденций развития общественных отношений, складывающихся в КНР в процессе обеспечения национальной безопасности. Автором статьи особое внимание уделяется возможностям использования ряда институтов национальной безопасности КНР для совершенствования системы обеспечения национальной безопасности в России.

Ключевые слова: национальная безопасность, разведка, органы государственной безопасности, органы общественной безопасности, КНР, Россия, военная безопасность, информационная безопасность.

A. Yu. Mantsurov - Assistant Professor, Department of Administrative Law and Administrative and Servicing

Activity of Internal Affairs Agencies, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian

Federation, PhD in Law.

SYSTEM OF NATIONAL SECURITY OF CHINA PEOPLE'S REPUBLIC: THE ADMINISTRATIVE

AND LEGALASPECTS

In article describes the general characteristics of the national security system of the People's Republic of China. The subject of the research is the normative legal acts of the People's Republic of China, as well as a number of scientific works, highlighting the salient features of the system of ensuring the national security of China. In the Context of studing of general laws, and tendencies of development of social relations, folding in the People's Republic of China in the process of ensuring national security. Special attention is paid to the potential of some of its institutions in order to improve the system of ensuring the national security of Russia.

Key words: national security, intelligence, state security organs, public security organs, People's Republic of China, Russia, military security, information security.

Система обеспечения национальной безопасности Китайской Народной Республики формируется в условиях совершенствования новой концепции национальной безопасности Китая. В любом государстве, Китай не исключение, она имеет характерные особенности, которые определяются геополитическими характеристиками, историей развития, особенностями взаимоотношений человека с государством [8, с. 156-157], а также национальными интересами, влияющими на структуру системы. Во многих научных работах китайских специалистов в области административного права [7, 9] под системой обеспечения национальной безопасности Китайской Народной Республики понимается организационная система сил, средств, различных организаций, граждан, призванных ре-

шать задачи по обеспечению национальной безопасности.

СОНБ должна иметь оптимальную для определенного периода развития государства структуру, обладающую необходимой надежностью, обеспечивающей выполнение функций в полном объеме, и разумной достаточностью, ограниченной возможностями государства ее формировать и обеспечивать. СОНБ Китайской Народной Республики функционирует на основе правовых средств, поскольку только право может обеспечить его эффективную и согласованную деятельность.

В качестве правовой основы функционирования системы обеспечения национальной безопасности Китая выступает Конституция КНР [6], Закон КНР «О национальной безопасности» [1], Закон КНР «О контрразведке»

[2], Закон КНР «О борьбе с терроризмом» [3], Закон КНР «О защите государственной тайны» [4], а также Закон КНР «О народной вооруженной полиции КНР» [5]. Ключевым нормативным правовым актом, характеризующим СОНБ КНР, является Закон КНР «О национальной безопасности» [1]. Достоинством закона является то, что во второй статье приводится определение национальной безопасности. Так, национальная безопасность определяется как состояние относительного отсутствия внешних и внутренних угроз государственной власти, суверенитету, единству и территориальной целостности, благосостоянию народа, устойчивому социально-экономическому развитию и другим важнейшим государственным интересам, а также способность обеспечивать устойчивое состояние безопасности.

Помимо этого закон четко указывает на приоритеты государства в рассматриваемой сфере, а также на виды безопасности: «При выполнении работы в области национальной безопасности необходимо твердо придерживаться общей концепции национальной безопасности, ставить целью безопасность народа, первичной - политическую безопасность, основой - экономическую безопасность, гарантировать военную, культурную и социальную безопасность и делать упор на содействие международной безопасности, защищать национальную безопасность на всей территории страны, создавать систему национальной безопасности и идти по пути национальной безопасности с китайской спецификой» [1].

Анализируя стратегию национальной безопасности, можно отметить, что субъектами обеспечения национальной безопасности являются:

1. Всекитайское собрание народных представителей Китайской Народной Республики -высший законодательный орган КНР (решает вопросы войны и мира и реализует другие предусмотренные Конституцией полномочия, затрагивающие национальную безопасность).

2. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики (принимает решение об объявлении войны, решения о всеобщей или частичной мобилизации, решения о введении военного положения по всей стране или в отдельных провинциях, автономных районах, городах центрального подчинения и реализует другие полномочия, которые предусмотрены Конституцией или делегированы Всекитайским собранием народных пред-

ставителей и затрагивают национальную безопасность).

3. Председатель Китайской Народной Республики (на основании решения Всекитайского собрания народных представителей или Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей объявляет о введении военного положения, об объявлении войны, о мобилизации и реализует другие предусмотренные Конституцией полномочия, затрагивающие национальную безопасность).

4. Государственный совет Китайской Народной Республики - высший орган исполнительной власти (на основании Конституции и законов принимает административные правовые акты, затрагивающие национальную безопасность, определяет соответствующие административные меры, публикует соответствующие решения и приказы, реализует законы, подзаконные акты и политику в области национальной безопасности, принимает решения о введении военного положения на отдельных территориях провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, реализует другие положения, которые предусмотрены положениями Конституции и законов или делегированы Всекитайским собранием народных представителей и Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей и затрагивают национальную безопасность).

5. Центральный военный совет Китайской Народной Республики (руководит вооруженными силами всей страны (Народно-освободительная армия Китая, Народная вооруженная полиция Китая, Народное ополчение), принимает решения о военной стратегии и тактике ведения действий вооруженными силами, в едином порядке командует военными действиями по защите национальной безопасности, принимает военные нормативные правовые акты, затрагивающие национальную безопасность, публикует соответствующие решения и приказы).

6. Соответствующие центральные государственные органы (в соответствии с распределением полномочий выполняют курс и политику, законы и подзаконные акты в области национальной безопасности и руководят работой в области национальной безопасности в пределах соответствующей системы или сферы управления.

7. Местные собрания народных представителей всех ступеней и местные постоянные комитеты собраний народных представителей не ниже уездной ступени (обеспе-

чивают соблюдение и выполнение законов и подзаконных актов в области национальной безопасности в пределах соответствующих административно-территориальных образований), местные народные правительства всех ступеней (в соответствии с положениями законов и подзаконных актов руководят работой в области национальной безопасности в пределах соответствующих административно-территориальных образований), Специальный административный район Гонконг и Специальный административный район Макао (несут ответственность за выполнение работы по защите национальной безопасности).

8. Народные суды (в соответствии с положениями законов осуществляют правосудие, а органы народной прокуратуры в соответствии с положениями законов осуществляют прокурорский надзор в целях наказания за совершение преступлений по причинению вреда национальной безопасности).

9. Органы государственной безопасности (Министерство государственной безопасности Китайской Народной Республики), органы общественной безопасности (Министерство общественной безопасности Китайской Народной Республики). Эти органы в соответствии с законодательством проводят сбор сведений, затрагивающих национальную безопасность, реализуют полномочия по расследованию, заключению под стражу, проведению предварительного следствия, розыску и другие предусмотренные законом полномочия. Военные органы в соответствии с законодательством реализуют соответствующие полномочия при выполнении работы в области национальной безопасности).

10. Граждане и общественные объединения. Закон Китайской Народной Республики «О национальной безопасности» определяет обязанности граждан и организаций по защите национальной безопасности:

1. Соблюдение соответствующих положений Конституции, законов и подзаконных актов о национальной безопасности.

2. Своевременное информирование о деятельности, причиняющей вред национальной безопасности.

3. Предоставление достоверных доказательств, которые известны данным лицам и имеют отношение к деятельности, причиняющей вред национальной безопасности.

4. Создание удобных условий и другое содействие работе в области национальной безопасности.

5. Предоставление необходимой поддерж-

ки и содействия органам государственной безопасности, органам общественной безопасности и соответствующим военным органам.

6. Охрана известной данным лицам государственной тайны.

7. Другие обязанности, предусмотренные законами и административными правовыми актами.

Помимо указанных субъектов СОНБ Китайской Народной Республики, четко обозначенных в Законе Китайской Народной Республики «О национальной безопасности», необходимо отметить, что ведущую роль в обеспечении национальной безопасности государства играет Коммунистическая партия Китая (далее КПК). Так, на 3 пленуме 18 созыва Центрального комитета КПК 12 ноября 2013 года было принято решение о создании Комитета государственной безопасности Китая. Главная задача настоящего комитета - это контроль всех силовых структур государства, включая полицию, армию, вооруженную полицию, а также Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики. Комитет государственной безопасности является координационным органом ЦК КПК по решению и обсуждению вопросов национальной безопасности и подотчетен непосредственно Политбюро и ПК Политбюро ЦК КПК. Это позволяет сделать вывод о некоторой схожести с Советом безопасности Российской Федерации. Следует отметить, что несмотря на схожую структуру, у Комитета Китая на порядок больше полномочий и ответственности, в то время как деятельность Совета безопасности носит преимущественно вспомогательный консультативный характер.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все органы государственной власти, включая и местные органы, а также граждане и общественные объединения наделены отдельными государственными полномочиями в сфере обеспечения национальной безопасности.

Средствами обеспечения национальной безопасности являются информационные технологии, а также правовые, организационные средства, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, анализа, передачи и приема разведывательной информации о состоянии национальной безопасности, а также о мерах по ее укреплению.

Кроме того, в характеристику СОНБ входят задачи, которые решаются по обеспечению национальной безопасности. В соответствии с Законом Китайской Народной Респуб-

лики «О национальной безопасности» таковыми являются:

1. Обеспечение политической безопасности - защита политического строя и борьба с сепаратизмом, подрывом политической системы, деятельностью иностранных сил.

2. Обеспечение безопасности населения -создание условий для жизни и работы, обеспечение безопасности жизни и имущества населения.

3. Защита государственных границ - включая сухопутные границы, морской территории и воздушного пространства Китайской Народной Республики.

4. Обеспечение военной безопасности -модернизация и повышение уровня вооруженных сил, применение стратегии активной обороны в случае военной агрессии, участие в международном сотрудничестве в области безопасности.

5. Обеспечение экономической безопасности - защита экономической системы государства, системы социалистической рыночной экономики, обеспечение безопасности основных отраслей и видов деятельности.

6. Обеспечение финансовой безопасности, создание механизмов предупреждения и устранения финансовых рисков, предупреждение и ликвидация внешних финансовых угроз.

7. Обеспечение энергетической и ресурсной безопасности - рациональное использование и охрана ресурсов, эффективный контроль за освоением, создание стратегического запаса природных и энергетических ресурсов, а также обеспечение безопасности путей перевозки ресурсов.

8. Обеспечение безопасности по поставке зерновых культур - сохранение и увеличение собственных возможностей производства, совершенствование системы регулирования рынка зерновых культур, создание государственного резерва.

9. Обеспечение культурной безопасности -развитие национальной культуры, основанной на китайских традициях и социалистических ценностях.

Литература

1. Закон Китайской Народной Республики «О национальной безопасности» (принят на 15-й сессии Постоянного комитета ВСНП КНР двенадцатого созыва 01.07.2015, обнародован указом Председателя Китайской Народной Республики № 29 от 01.07.2015). URL:http://www.chinalaw.gov.cn/article/fgkd/xfg/íl/ 201507/20150700399835^Ыш1.

10. Инновационное развитие - развитие инновационного потенциала и создание собственных инновационных технологий, совершенствование системы защиты прав интеллектуальной собственности.

11. Обеспечение информационной безопасности - обеспечение безопасности информационных сетей, технологий, инфраструктуры и борьба с преступлениями в интернете.

12. Обеспечение безопасности в сфере межнациональных отношений - сохранение межнациональных отношений, основанных на равенстве, солидарности, взаимопомощи и гармонии.

13. Обеспечение безопасности в религиозной сфере - охрана свободы вероисповедания и борьба с еретическими культами.

14. Борьба с экстремизмом и терроризмом.

15. Обеспечение безопасности в социальной сфере - совершенствование системы общественной безопасности, предупреждение и реагирование в случае массовых беспорядков, эпидемий.

16. Обеспечение экологической безопасности - охрана окружающей среды.

17. Обеспечение ядерной безопасности -борьба с распространением ядерных материалов, предупреждение и ликвидация последствия ядерных происшествий.

18. Защита интересов государства по изучению и использованию открытого космоса, мирового океана, полярных областей.

19. Защита интересов китайских граждан и организаций за рубежом [4].

Таким образом, СОНБ Китайской Народной Республики является постоянно изменяющейся системой, которую необходимо совершенствовать на основе развивающегося законодательства [10]. Даже экскурсное рассмотрение практики законодательного обеспечения национальной безопасности Китайской Народной Республики позволяет получить ряд положений, которые могут быть использованы российским законодателем, в частности при подготовке проекта Федерального закона «О национальной безопасности».

Bibliography

1. The National Security Law of the People's Republic of China, as adopted at the 15th session of the Standing Committee of the Twelfth NPC of the People' s Republic of China on July 1, 2015, is hereby issued and shall come into force on the date of issuance. Order № 29 of the President. URL: http://www.chinalaw.gov.cn/article/fgkd/xfg/il/ 201507/20150700399835.shtml.

2. Закон КНР «О контрразведке» (принят на 11-й сессии Постоянного комитета ВСНП КНР двенадцатого созыва 01.11.2014, обнародован указом Председателя КНР № 16 от 01.11.2014.). URL:http://www.chinalaw.gov.cn/ar-йс1еЛ^Ы£Л1/2014Ш20141100397607^Ыт1.

3. Закон КНР «О борьбе с терроризмом» (принят на 18-й сессии Постоянного комитета ВСНП КНР двенадцатого созыва 27.12.2015, обнародован указом Председателя КНР № 36 от 27.12.2015 года; вступил в силу с 01.01.2016

2. The Counterespionage Law of the People's Republic of China, as adopted at the 11th Session of the Standing Committee of the 12th NPC of the People's Republic of China on November 1, 2014, is hereby issued and shall come into force on the date of issuance. Order № 16 of the President. URL: http://www.chinalaw.gov.cn/article/fgkd/xfg/il/ 201411/20141100397607.shtml.

3. The Counterterrorism Law of the People's Republic of China, as adopted at the 18 th Session of the Standing Committee of the Twelfth NPC of

года). URL: http://www.chinalaw.gov.cn/article/fgkd/ the People's Republic of China on December 27,

xfg/fl/201512/20151200479796.shtml.

4. Закон Китайской Народной Республики «О защите государственной тайны» (принят на 3-й сессии Постоянного комитета ВСНП Китайской Народной Республики седьмого созыва 05.09.1988, обнародован указом Председателя КНР № 28 от 05.09.1988, с изм. и доп., принятыми на 14-й сессии Постоянного комитета ВСНП Китайской Народной Республики одиннадцатого созыва от 29.04.2010). URL:http://www.chinalaw.gov.cn/article/fgkd/xfg/fl/ 201004/20100400253173.shtml.

5. Закон Китайской Народной Республики «О Народной вооруженной полиции» (принят на 10-й сессии Постоянного комитета ВСНП Китайской Народной Республики одиннадцатого созыва 27.08.2009; обнародован указом Председателя КНР № 93 от 27.08.2009). URL: http://www.chinalaw.gov.cn/article/fgkd/xfg/fl/ 200909/20090900139037.shtml/.

6. Конституция КНР. Пекин, 2016.

7. Ли Джуджэ. Исследование Закона КНР «О национальной безопасности». Пекин, 2006.

8. Лубский Р. А. Этатизм как принцип взаимодействия человека и государства в России // Историческая и социально-образовательная мысль. Научный журнал. 2012. № 6 (16).

9. Ма Хуайдэ. Правовые гарантии обеспечения национальной безопасности в контексте Закона КНР «О национальной безопасности» // Вестник университета Ляочэн. 2016. № 2.

10. Решение Центрального комитета Коммунистической партии Китая «О некоторых важных вопросах всестороннего углубления реформ» (3 пленум 18 созыва Центрального комитета КПК от 12.11.2013). URL: http:// cpc.people.com.cn.

2015, is hereby issued, and shall come into force on January 1, 2016. Order № 36 of the President. URL: http://www.chinalaw.gov.cn/article/fgkd/xfg/fl/ 201512/20151200479796.shtml.

4. Law of the People's Republic of China on guarding state secrets as adopted at the 3 Meeting of the Standing Committee of the Seventh NPC and promulgated by Order № 28 of the President of the People's Republic of China on September 5, 1988, and amended at the 14th meeting of the Standing Committee of the 11th NPC of the People's Republic of China on April 29, 2010. URL: http:// www.chinalaw.gov.cn/article/fgkd/xfg/fl/201004/ 20100400253173.shtml.

5. The Law of the People's Republic of China on the People's Armed Police Force, which was adopted at the 10th session of the Standing Committee of the 11th National People's Congress of the People's Republic of China on August 27, 2009, is hereby promulgated and shall come into force on the date of promulgation. Order № 17 of the President of the People's Republic of China. URL: http:// www.chinalaw.gov.cn/ article/fgkd/xfg/ fl/200909/ 20090900139037.shtml/.

6. The Constitution of the People's Republic of China. Beijing. Beijing University, 2016.

7. Li Zhuzhe. The study the National Security Law of the People's Republic of China. Beijing. Beijing University, 2006.

8. Lubsky R.A. Etatism as the principle of interaction of the person and the state in Russia // Historical and social and educational thought, 2012. № 6 (16).

9. Ma Huaide. Legal guarantees of national security in the context the National Security Law of the People's Republic of China // Journal of Li-aocheng University, 2016. № 2.

10. The resolution of the Central Committee of the Communist party of China on some important issues concerning a comprehensive deepening of reform: the 3 Plenum of the 18th convocation of the Central Committee of the Communist party of China November 12, 2013. URL: http://cpc.people.com.cn.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.