Научная статья на тему 'Законодательство Азербайджанской Республики о государственной тайне'

Законодательство Азербайджанской Республики о государственной тайне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
565
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / INFORMATION SECURITY / STATE SECRET / THE LEGAL REGIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Асланов Рамиль Махир Оглы

Очень важным аспектом, влияющим на обеспечение безопасности Азербайджанской Республики, является соблюдение требований предъявляемых к защите государственной тайны. С этой целью, для государственной тайны устанавливается особенный правовой режим, суть которого заключается в жестком ограничении доступа к такой информации, надежной защите ее от несанкционированного доступа и четком определении круга лиц, которым предоставляется доступ к такой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Azerbaijani law on state secrets

A very important aspect that affects the security of the Republic of Azerbaijan, is to comply with the requirements for the protection of state secrets. For this purpose, to state secrets is established special legal regime, which essentially is a hard limit access to such information, reliable, protecting it from unauthorized access, and clear definition of the persons who are granted access to such information.

Текст научной работы на тему «Законодательство Азербайджанской Республики о государственной тайне»

8.4. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

Асланов Рамиль Махир оглы, к.ю.н., докторант. Место учебы: Российская правовая академия. E-mail: [email protected]

Аннотация: Очень важным аспектом, влияющим на обеспечение безопасности Азербайджанской Республики, является соблюдение требований предъявляемых к защите государственной тайны. С этой целью, для государственной тайны устанавливается особенный правовой режим, суть которого заключается в жестком ограничении доступа к такой информации, надежной защите ее от несанкционированного доступа и четком определении круга лиц, которым предоставляется доступ к такой информации.

Ключевые слова: информационная безопас-

ность, государственная тайна, правовой режим.

AZERBAIJANI LAW ON STATE SECRETS

Aslanov Ramil Mahir ogly, PhD at law, competitor for doctor’s degree. Place of study: Russian Legal Academy. E-mail: [email protected]

Annotation: A very important aspect that affects the security of the Republic of Azerbaijan, is to comply with the requirements for the protection of state secrets. For this purpose, to state secrets is established special legal regime, which essentially is a hard limit access to such information, reliable, protecting it from unauthorized access, and clear definition of the persons who are granted access to such information.

Keywords: information security, state secret, the legal regime.

Правовой базис института государственной тайны составляет информационная правовая норма, содержащаяся в ст. 50 Конституции Азербайджанской Республики (далее - АР): «каждый обладает свободой законным путем искать, получать, передавать, производить и распространять любую информацию» [4].

Эта норма разделяет всю возможную информацию как объект информационных правоотношений на два не пересекающихся множества — открытую информацию свободного доступа и информацию ограниченного доступа, причем в данном случае самого жесткого ограничения — государственную тайну [8]. Правовую основу этого института составляют также законы АР «О безопасности», «О государственной тайне», закон «Об информации, информатизации и защите информации», указы и распоряжения Президента АР, постановления и распоряжения Правительства АР, регулирующие отношения в области защиты государственной тайны [2; 3]. Базовым законом института государственной тайны является Закон АР «О государственной тайне», который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Азербайджанской Республики. Законодатель так определяет понятие государственной тайны: «защищаемая государством информация, в области его военной, внешнеполитической, экономической, научной, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, охраняемая государст-

вом, распространение которой может нанести ущерб безопасности Азербайджанской Республики» [3].

Для государственной тайны устанавливается особенный правовой режим. Режим государственной тайны должен определять и устанавливать [5]:

• информацию, которая относится к государственной тайне, и информацию, которая не может быть отнесена к государственной тайне;

• порядок отнесения информации к государственной тайне (порядок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну);

• порядок рассекречивания государственной тайны;

• особый порядок допуска (или доступа) к государственной тайне;

• порядок передачи сведений, составляющих государственную тайну;

• порядок обеспечения защиты государственной тайны;

• ответственность за нарушения режима государственной тайны.

Государственную тайну составляют:

1) информация в военной сфере:

- о содержании стратегических и оперативных планов, тактических документов по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному размещению войск, о боеспособности и мобилизационной готовности войск, создании и использовании мобилизационных ресурсов;

- о направлениях развития оружия и военной техники,

о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-

конструкторских работ по созданию и модернизации образцов оружия и военной техники;

- о количестве, конструкции и технологии производства специального оружия, а также технических средствах и методах защиты от их несанкционированного применения;

- о тактико-технических характеристиках и возможностях применения в бою образцов оружия и военной техники, о свойствах рецептуры или технологии производства новых видов веществ военного назначения;

- о дислокации, назначении, степени готовности и обороны режимных и особо важных объектов, их проектировании и строительстве, а также об отводе земли, места и акватории для этих объектов;

- о дислокации, настоящем наименовании, организационной структуре, оружии и численности Вооруженных Сил Азербайджанской Республики;

- о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, назначении и степени обороны объектов административного управления и обеспечения безопасности населения;

2) информация в области экономики, науки и техники:

- о содержании планов подготовки к возможным военным операциям, мобилизационной мощности промышленности в сфере производства оружия и военной техники Азербайджанской Республики или ее отдельных зон, об объеме поставок и запасах стратегического сырья и материалов, используемых в военной сфере, а также о размещении и фактическом количестве государственных материальных резервов;

- об использовании инфраструктуры Азербайджанской Республики в целях обеспечения обороноспособности и безопасности Азербайджанской Республики;

- о деятельности промышленности, транспорта и связи в целом по Азербайджанской Республике;

- об объемах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа, выпуске и поставках (в денежном

или натуральном выражении) оружия, военной техники и другой оборонной продукции, кооперативных связях предприятий, производящих их, производителях названного оружия, военной техники и другой оборонной продукции;

- о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работах, технологиях, имеющих большое оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность Азербайджанской Республики;

- о государственных запасах ценных металлов и драгоценностей Азербайджанской Республики, ее финансах и бюджетной политике (за исключением обобщенных показателей, характеризующих общее состояние экономики и финансов);

3) информация в области внешней политики:

- о военном сотрудничестве Азербайджанской Республики с другими государствами;

- о планах Азербайджанской Республики в области внешней политики, указаниях, данных должностным лицам и делегациям;

4) информация в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

- о силе и средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также показатели о финансировании этой деятельности, раскрывающие перечисленные сведения;

- о лицах, тайно сотрудничающих или сотрудничавших с органами, занимающимися разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельностью;

- о системе видов особой связи, государственных шифрах, методах и средствах их анализа;

- о государственных программах и мерах в области охраны государственной тайны.

При судебном разбирательстве, в том числе в стадии предварительного следствия, государственная тайна охраняется в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным кодексом.

Не подлежит засекречиванию следующая информация:

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, наносящих ущерб жизни и здоровью людей, их результатах, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и результатах;

об экологии, здравоохранении, санитарии, демографии, образовании, культуре и сельском хозяйстве, а также о состоянии преступности;

о льготах, привилегиях и компенсациях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

о здоровье высших должностных лиц Азербайджанской Республики;

о фактах нарушения законодательства со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляются в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.

Под законностью отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания понимается соответствие засекречиваемых сведений требованиям законодательства АР о государственной тайне. Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне заключается в установлении путем экспертной оценки целесо-

образности их засекречивания, а также вероятных экономических и иных последствий засекречивания исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

Своевременность отнесения сведений к государственной тайне заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно. Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности АР вследствие распространения таких сведений. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и для каждой из них — грифы секретности, устанавливаемые на их носителях: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается. Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью. Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны). Основанием для засекречивания информации, полученной (подготовленной) в результате управленческой, производственной, научной и другой деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является ее соответствие действующему в этом органе, на предприятии, в учреждении или организации перечню информации, подлежащей засекречиванию. При засекречивании указанной информации, их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.

При невозможности идентификации полученной (подготовленной) информации с информацией, имеющейся в действующем перечне, должностное лицо органа государственной власти, предприятия, учреждения и организации, должно обеспечить засекречивание в предварительном порядке полученной (подготовленной) информации в соответствии с предполагаемой категорией секретности и в течение одного месяца представить должностному лицу, утвердившему перечень, предложение о внесении дополнений (изменений) к этому перечню.

Должностные лица, утвердившие действующий перечень, должны в течение 3-х месяцев организовать экспертизу поступивших предложений и принять решение о внесении дополнений (изменений) к действующему перечню или снятии секретности, определенной в предварительном порядке.

Информация относится к государственной тайне в соответствии с ее отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью.

Обязанность обоснования необходимости отнесения информации к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания информации возлагается на орган государственной власти, предприятие, учреждение и организацию, получившую (подготовившую) эту информацию.

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти, в соответствии с утвержденным соответствующими органами исполнительной власти перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями отнесения информации к государственной тайне. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые

ими решения о целесообразности отнесения конкретной информации к государственной тайне.

Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания информации, соответствующий орган исполнительной власти составляет перечень информации, относящейся к государственной тайне. В перечне указывается орган государственной власти, наделенный полномочиями выдавать распоряжения относительно этой информации. Перечень утверждается соответствующим органом исполнительной власти, публикуется по его решению и, в необходимых случаях, перечень пересматривается.

Органы государственной власти, чьи руководители наделены полномочиями отнесения информации к государственной тайне, составляют обширный перечень информации, подлежащей засекречиванию. Информация, в отношении которой правомочны выдавать распоряжения указанные органы, включаются в эти перечни и устанавливается категория их секретности. В рамках целевых программ по подготовке и модернизации образцов оружия и военной техники, научноисследовательских и опытно-конструкторских работ, по решению заказчиков указанных образцов и работ, могут быть составлены отдельные перечни информации, подлежащей засекречиванию. Эти перечни утверждаются руководителями соответствующих органов государственной власти. Целесообразность засекречивания перечней определяется их содержанием.

Основанием на рассекречивание информации является следующее:

принятие Азербайджанской Республикой международных обязательств в области открытого обмена информацией, составляющей государственную тайну в Азербайджанской Республике;

истечение срока секретности;

утрата целесообразности охраны информации, составляющей государственную тайну, в результате изменения объективных обстоятельств.

Органы государственной власти, чьи руководители наделены полномочиями отнесения информации к государственной тайне, периодически, но не менее одного раза в 5 лет, должны, пересматривая действующие в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечни информации, подлежащей засекречиванию, проверять обоснованность засекречивания информации и ее соответствие ранее установленной категории секретности.

Срок секретности информации, составляющей государственную тайну, не должен превышать 30 лет. Этот срок, по заключению соответствующих органов исполнительной власти, может быть продлен на срок до 10 лет, а в исключительных случаях, в интересах государства и народа - на неопределенный срок.

Граждане Азербайджанской Республики, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти могут обратиться в органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, в т.ч. в госархивы с запросом о рассекречивании информации, отнесенной к государственной тайне.

Орган государственной власти, предприятие, учреждение и организация, в т.ч. госархив, получив подобный запрос, обязаны в течение 3-х месяцев рассмотреть и дать обоснованный ответ по существу. Если они не обладают полномочиями на рассекречивание запрашиваемой информации, запрос не позднее одного месяца со дня поступления направляется или в орган, наделенный такими полномочиями или в соответствующий орган исполнительной власти, с уведомлением гражда-

нина Азербайджанской Республики, предприятия, учреждения, организации, органа государственной власти.

Уклонение должностного лица от рассмотрения запроса по существу является основанием для административной (дисциплинарной) ответственности согласно действующему законодательству.

В зависимости от объема работ, осуществляемых с использованием информации, составляющей государственную тайну, руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создают структурные подразделения по охране государственной тайны, определяют их функции в соответствии с нормативными документами, утвержденными соответствующим органом исполнительной власти, и с учетом специфики осуществляемых работ.

Допуск должностных лиц и граждан к работе с государственной тайной осуществляется в добровольном порядке. К работе с государственной тайной допускаются лишь граждане Азербайджанской Республики. Допуск иностранных граждан и лиц без гражданства к работе с государственной тайной осуществляется в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти Азербайджанской Республики. Допуск должностных лиц и граждан к работе с государственной тайной предусматривает следующее: знакомство с законодательством Азербайджанской Республики, предусматривающим ответственность за разглашение государственной тайны и принятие обязательств перед органами государственной власти по неразглашению информации;

согласие на частичные и временные ограничения, предусмотренные статьей Закона о государственной тайне;

письменное согласие на осуществление компетентными органами мероприятий по их проверке;

определение видов, количества и порядка предоставления льгот, предусмотренных настоящим Законом;

принятие руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения и организации решения о допуске к работе с государственной тайной.

Для должностных лиц и граждан, получающих постоянный допуск к работе с государственной тайной, в связи с работой особого режима, устанавливаются следующие льготы: процентные надбавки к зарплате, в зависимости от категории секретности информации, к работе с которой они допущены;

при прочих равных условиях, преимущественное право на сохранение работы, при осуществлении организационных (или) штатных мероприятий в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Для сотрудников структурных подразделений по охране государственной тайны, наряду с льготами, установленными для должностных лиц и граждан, имеющих постоянный допуск к работе с государственной тайной, устанавливаются процентные надбавки за стаж работы в этих структурных подразделениях.

Взаимные обязательства администрации и лица, получившего допуск к работе с государственной тайной, отражаются в трудовом соглашении (договоре). Не допускается заключение трудового договора (соглашения) до того, как компетентные органы закончат проверку.

В соответствии с категорией секретности информации, составляющей государственную тайну, устанавливаются три формы допуска должностных лиц и граждан к работе с государственной тайной: допуск к работе с особо важной, совершенно секретной и секретной ин-

формацией. Наличие у должностных лиц и граждан допуска на работу с информацией, имеющей более высокую категорию секретности дает основание на работу с информацией меньшей степени секретности [1].

Порядок переоформления допуска граждан к работе с государственной тайной определяется нормативными документами, утвержденными соответствующим органом исполнительной власти.

В условиях военного и чрезвычайного положения порядок допуска должностных лиц и граждан к работе с государственной тайной может быть изменен соответствующим органом исполнительной власти [7].

Основанием для отказа в допуске должностного лица или гражданина к работе с государственной тайной может служить следующее [6]: признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, привлечение его к суду или следствию с обвинением в государственном преступлении или в других тяжких преступлениях, наличие у него судимости за подобные преступления;

наличие заболеваний, исключающих работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в соответствии с перечнем, определенным соответствующим органом исполнительной власти;

в результате осуществления мероприятий по проверке лица, получающего допуск к работе с секретной информацией, выявление действий, представляющих угрозу безопасности Азербайджанской Республики;

его уклонение от мероприятий по проверке или представление заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе в допуске должностных лиц или граждан к работе с государственной тайной принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, в персональном порядке, с учетом результатов мероприятий по проверке. Гражданин имеет право обжаловать это решение.

Должностные лица и граждане, нарушающие законодательство Азербайджанской Республики о государственной тайне, несут уголовную, административную, имущественно-правовую или дисциплинарную ответственность.

Предприятия, учреждения и организации допускаются к работе, связанной с использованием информации, составляющей государственную тайну, созданием

средств охраны информации, а также осуществлением мероприятий по охране государственной тайны, после получения лицензии для работы с информацией, имеющей соответствующую категорию секретности, в порядке, установленном соответствующим органом исполнительной власти.

Лицензии на выполнение этих работ выдаются на основании специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации, а также государственной аттестации их руководителей, ответственных за охрану информации, составляющей государственную тайну. Расходы, связанные с проведением экспертизы и выдачей лицензии, несут эти предприятия, учреждения и организации.

Лицензия на выполнение работ, связанных с использованием информации, составляющей государственную тайну, выдается предприятию, учреждению и организации при выполнении ими следующих условий: выполнение в процессе осуществления работ, связанных с использованием информации, составляющей государственную тайну, требований нормативных документов, утвержденных соответствующим органом ис-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

полнительной власти по обеспечению охраны этой информации;

наличие в их структуре подразделений по охране государственной тайны и сотрудников, специально подготовленных для работы по охране информации, чье количество и профессиональный уровень достаточны для обеспечения охраны государственной тайны;

наличие у них сертифицированных средств охраны информации.

Список литературы:

1. Закон Азербайджанской Республики «О получении информации» // сайт Министерства связи и информационных технологий Азербайджанской республики. 2005. URL: http://www.mincom.gov.az/ru/main.html

2. Закон Азербайджанской Республики «Об информации, информатизации и защите информации» // Сборник законодательства Азербайджанской Республики. 1998. N 6.

3. Закон Азербайджанской Республики о государствен-

ной тайне // сайт Министерства Национальной Безопасности Азербайджанской Республики. 2004. URL:

http://www.mns.gov.az/ru/pages/72-76.html

4. Конституция Азербайджанской Республики // Сборник законодательства Азербайджанской Республики. 1997. № 1.

5. Конституция Азербайджанской Республики и основы права. Учебник. Перевод на рус. язык З.А. Аскеров, Р.М. Асланов, Баку, Изд-во ГАНУН, 2010, 464 стр.

6. Основы информационного права (учебное пособие). / Асланов Рамиль, Нисиров Эльшан/. Баку, Изд-во ГАНУН, 2010, 456 стр.

7. Правовое обеспечение информационной безопасности. Учебно-методический комплекс. / Асланов Р.М., Морозов А.В., Филатова Л.В. // - М.: РПА Минюста России,

2009. - 1,5 п. л.

8. Сравнительный анализ правового обеспечения информационной безопасности при построении информационного общества в Российской Федерации и Азербайджанской Республике. Монография. М., Триумф, 2012 г. 424 стр.

Literature list:

1. Law of the Azerbaijan Republic "On receipt of information" / / website of the Ministry of Communications and Information Technologies of Azerbaijan Republic. 2005. URL: http: //www. mincom.gov.az/ru/main.html

2. Azerbaijan Republic Law "On Information, Informatization and Information Protection" / / Collected Legislation of the Azerbaijan Republic. 1998. N 6.

3. Azerbaijan Republic Law on State Secrets / / website of the Ministry of National Security of Azerbaijan Republic. 2004. URL: http://www.mns.gov.az/ru/pages/72-76.html

4. The Constitution of the Republic of Azerbaijan / / Collection of legislation of the Azerbaijan Republic. 1997. Number 1.

5. The Constitution of the Republic of Azerbaijan and the foundations of law. Tutorial. Translation in Russian. Language ZA Askerov, RM Aslanov, Baku, Publishing House of the Qa-nun, 2010, 464 pp.

6. Fundamentals of Information Law (Textbook). / Aslanov Ramil, Nisir Elshan /. Baku, Publishing House of the Qanun,

2010, 456 pp.

7. Legal framework for information security. Educational-methodical complex. / Aslanov RM, Morozov AV, Filatov LV / / - Moscow: Russian Ministry of Justice of the RPA, 2009. - 1.5 n. l.

8. A comparative analysis of legal framework for information security in building the Information Society in the Russian Federation and the Republic of Azerbaijan. Monograph. M., Triumph, 2012. 424 p

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.