В.Н. Верютин,
начальник Управления ФСБ по Липецкой области
МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ: СТРУКТУРА И КОМПЕТЕНЦИЯ INTERDEPARTMENTAL COMMISSION OF THE STATE SECRETS PROTECTION: STRUCTURE AND COMPETENCE
Рассматриваются некоторые особенности построения отечественной системы защиты государственной тайны. Особое внимание в исследовании обращается на путь становления, структуру, компетенцию и перспективу развития Межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
The article discusses some design features of the domestic system of the state secrets protection. The main attention drawns to the research of formation way, structure, competence and the development prospects of the Interdepartmental commission of the state secrets protection.
В советский период основным субъектом, осуществляющим нормативное регулирование в сфере защиты государственной тайны, а также надзорную деятельность в этой сфере, являлся КГБ СССР. Однако формирование общей поли -тики в области защиты государственной тайны выведено из компетенции органов государствен -ной безопасности еще в самом начале создания российской суверенной государственности.
Возникшая необходимость определения государственного органа, ответственного за реали -зацию данной государственной функции, приве -ла к возникновению Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Как сле -довало из положений ст. 20 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года №5485-1, Межведомственная комиссия является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию зако -нодательства о государственной тайне [3].
Первое положение о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны в виде отдельного акта появилось только в 1996 году [4]. Функциональные задачи этого органа в дан -ном акте были сформулированы в виде комплекса правомочий, что достаточно редко встречается в юридико-техническом оформлении статусных нормативных правовых актов. Основными функциональными задачами в общем комплексе правомочий являлись:
- формирование перечня должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;
- формирование перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;
- рассмотрение и представление в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации предложений по правовому регулированию вопросов защиты государственной тайны и совершенствованию системы защиты государственной тайны в Российской Федерации;
- подготовка предложений по организации разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне, и представление их в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Данные функциональные задачи нельзя рассматривать в отрыве от персонального состава органа, так как он устанавливает перечень основных административных ведомств, опреде-ляющих формирование государственной полити -ки в сфере государственной тайны. После стаби -лизации правового статуса Межведомственной комиссии определился и первый стабильный ее персональный состав по должностям [5], анализ которого показывает, что, во-первых, в комиссии представлены исключительно федеральные органы исполнительной власти; во-вторых, все представленные федеральные органы исполни -тельной власти можно поделить на следующие группы: блок спецслужб, военный блок, блок военной промышленности; в-третьих, персональный состав Межведомственной комиссии практически полностью совпадает с перечнем ведомств, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.
В настоящее время персональный состав Межведомственной комиссии в определенной мере претерпел изменения — в нем существенно усилился «блок» представителей главы государства, что свидетельствует о большем внимании со стороны руководства страны к вопросам обеспечения государственной тайны. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2009 года № 228 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» [6] состав данного органа определен следующим образом:
- руководитель Администрации Президента Российской Федерации (председатель Межве-домственной комиссии);
- заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации (заместитель председателя Межведомственной комиссии);
- директор ФСТЭК России (заместитель председателя Межведомственной комиссии);
- заместитель директора ФСТЭК России (ответственный секретарь Межведомственной ко -миссии);
- заместители Министра юстиции Российской Федерации, Министра промышленности и торговли Российской Федерации, Министра иностранных дел Российской Федерации, Министра экономического развития Российской Федерации, Министра внутренних дел Российской Фе -дерации, Министра образования и науки Российской Федерации, Министра финансов Россий-ской Федерации;
- заместители директора СВР России, директора ФСТЭК России, директора ФСО России;
- заместитель начальника Государственноправового управления Президента Российской Федерации;
- начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;
- заместитель начальника Главного управле -ния специальных программ Президента Российской Федерации;
- заместитель руководителя Аппарата Прави -тельства Российской Федерации;
- заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации;
- заместитель генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии « Росатом»;
- заместитель начальника Управления ин-формационного и документационного обеспечения Президента Российской Федерации;
- руководитель Службы экономической безопасности ФСБ России.
В настоящее время состав рассматриваемого государственного органа преимущественно состоит из ответственных работников Администрации Президента Российской Федерации, Аппа -рата Правительства Российской Федерации, Со -вета Безопасности Российской Федерации, а
также основных административных ведомств, в деятельности которых образуется наибольшее число сведений, составляющих государственную тайну. Это во многом объясняется тем, что начиная с 2004 г. [7] общее руководство деятельно -стью Межведомственной комиссии осуществля -ет непосредственно Президент Российской Фе -дерации.
Полномочия Межведомственной комиссии можно подразделить на координационные, нормотворческие и экспертные. К числу координа -ционных отно сятся:
- координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по вопросам реализации законодательства в области государственной тайны;
- координация работ по техническому регулированию в отношении продукции (работ, услуг), сведения о которых составляют государственную тайну, а также работ по организации сертификации средств защиты информации;
- координация работ по лицензированию деятельности организаций, связанной с исполь-зованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты ин -формации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации;
- координация деятельности в области подготовки , переподготовки и (или) повышения ква-лификации специалистов по вопросам защиты государственной тайны.
К числу нормотворческих полномочий (под которыми понимается не принятие, а подготовка проектов нормативных правовых актов и изменений в действующие нормативные правовые акты) относятся:
- рассмотрение и представление в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации предложений по правовому регулированию вопросов защиты государственной тайны и совершенствованию системы защиты государственной тайны в Российской Федерации, а также предло -жений по организации разработки и выполнения государственных программ, нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законода-тельства о государственной тайне;
- формирование перечня должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;
- формирование перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;
- формирование перечня особорежимных объектов Российской Федерации и представле-ние его в Правительство Российской Федерации;
- организация разработки и представления в Правительство Российской Федерации предло -
жений о порядке определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляю -щих государственную тайну, а также ущерба, наносимого организациям и гражданам в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности;
- организация разработки и представление в Правительство Российской Федерации предло -жений по правилам отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности;
- осуществление разработки методических рекомендаций по организации и проведению государственной аттестации руководителей организаций, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну;
- определение перечня учебных заведений, свидетельство об окончании которых дает право на освобождение руководителей организаций от государственной аттестации.
К числу экспертных полномочий относятся:
- осуществление рассекречивания и продления сроков засекречивания документов КПСС, Правительства СССР и других архивных доку -ментов в случае отсутствия организации -фондообразователя и ее правопреемника;
- рассмотрение запросов органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне;
- рассмотрение вопросов о возможности передачи сведений, составляющих государствен -ную тайну, другим государствам и международным организациям и предоставление в установ -ленном порядке в Правительство Российской Федерации соответствующих экспертных заклю -чений;
- рассмотрение по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации экспертных заключений в целях определения возможного ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Фе -дерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, нанесенного организациям и гражданам в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности;
- рассмотрение по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проектов международных до го -воров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, организация разработки соответствующих предложений и экспертных заключений;
- дача заключений на решения руководите -лей органов государственной власти, связанные с
изменением действующих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях перечней сведений, подле -жащих засекречиванию, которые могут привести к изменению перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, приостановление или опротестование их решения;
- решение вопросов о продлении 30-летнего срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну ;
- дача по запросу Межведомственной комиссии, образуемой для рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в связи с ограничениями их права на выезд из Российской Фе -дерации, заключения о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, о которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют либо утратили соответствующую степень секретности.
Совокупное рассмотрение состава Межве -домственной комиссии и перечня полномочий позволяет сделать ряд выводов об особенностях ее правового статуса.
Во-первых, это коллегиальный орган, который в полном смысле слова к числу органов государственной власти отнести невозможно, так как его нормотворческая и исполнительно -распорядительная деятельность существенно ограничены. У комиссии также отсутствуют ка -кие-либо контрольные полномочия. Следова-тельно, по сложившейся в настоящее время доктринальной классификации ее можно отнести к категории иных государственных органов.
Во -вторых, весьма важным является во -прос о целесообразности столь широкой коллегиальности в принятии решений по пробле -мам, возникающим в сфере государственной тайны. Исходя из состава Межведомственной комиссии, она может собираться для решения вопросов достаточно редко, поэтому основная нагрузка на подготовку решений падает на ап -парат комиссии, осуществляющий предвари -тельную работу и разработку проектов доку -ментов. Весьма примечательным является на -личие своеобразного права «вето», когда при голосовании решение не может быть принято в случае несогласия с ним члена Межведомственной комиссии, представляющего федераль -ный орган исполнительной власти, иной госу -дарственный орган, к чьей компетенции в со -ответствии с федеральным законодательством отнесен рассматриваемый вопрос. Данной нормой подчеркивается важность отношений в сфере государственной тайны, однако в Поло -жении отсутствует правовой механизм преодо -ления данного права «вето» конкретным вы -шестоящим органом государственной власти (в данном случае неясно, кто и каким образом будет докладывать материалы Президенту
Российской Федерации, осуществляющему общее руководство деятельностью Межведом -ственной комиссии).
В целом можно сказать, что коллегиальность в принятии решений по вопросам засекречивания, рассекречивания сведений, возможности их передачи иностранным государствам и междуна -родным организациям, продления 30-летнего срока засекречивания (а именно эти вопросы являются наиболее существенными с точки зрения сохранения государственной тайны) является более предпочтительной, чем единоличное принятие таких решений, так как позволяет учесть интересы всех ключевых административ-ных ведомств, в деятельности которых образуется такая информация.
В-третьих, в Положении нечетко просматривается роль Межведомственной комиссии как координатора органов публичной власти по во -просам реализации законодательства о государ -ственной тайне, так как нигде не определено, что ее решения в качестве государственного органа имеют нормативную силу, либо «октроируются» нормативным правовым актом какого-то органа государственной власти либо должностного лица.
В-четвертых, в связи с тем, что состав Меж -ведомственной комиссии периодически менялся, влиятельность решений данного органа яв-ляется также достаточно переменной величи-ной. Например, в тот период времени, когда в Межведомственной комиссии были представле -ны только федеральные органы исполнительной власти, ее решения было тру дно распространить на иные ветви власти, а также на органы проку -ратуры. По мнению автора, данный аспект ста -туса Межведомственной комиссии, то есть то, какое должностное лицо должно ее возглавлять, целесообразно закрепить законодательно путем внесения дополнения в ст. 20 Закона о государ -ственной тайне.
Вышеизложенное позволяет сделать следующий обобщенный вывод. Межведомствен -ная комиссия по защите государственной тай -ны является коллегиальным государственным органом, формируемым на основе представи-тельства от органов государственной власти, которое определяет Президент Российской Фе -дерации. Данному органу предоставлены дос -таточно широкие координационные, экспертные, а также ограниченные нормотворческие полномочия. Юридическая сила решений Межведомственной комиссии во многом опре -деляется тем, какие именно должностные лица входят в ее состав. В настоящее время, в связи с тем, что ее возглавляет руководитель Адми -нистрации Президента Российской Федерации, влияние ее решений на всю систему государственной власти следует признать достаточным. Коллегиальность в решении вопросов в сфере
государственной тайны, исходя из существующей системы органов государственной власти, представляется наиболее приемлемой формой для достижения должного результата, так как позволяет солидаризовать мнения и учесть нюансы оборота данной категории информации ограниченного доступа в различных ведомствах.
ЛИТЕРАТУРА
1. О федеральных органах государственной безопасности: Закон Российской Федерации от 8 июля 1992 г. №3246/Ы (утратил силу) // СПС «Консультант Плюс», 2010 (дата обращения: 25.04.2010).
2. О федеральной службе безопасности: Фе -деральный закон Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. №40-ФЗ // СПС «Консультант Плюс», 2010 (дата обращения: 25.04.2010).
3. О государственной тайне: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. №5485-1 // СПС «Консультант Плюс», 2010 (дата обращения: 25.04.2010).
4. Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны: Указ Президента Российской Федерации от 20 января 1996 г. № 71 (утратил силу) // СПС « Консультант Плюс», 2010 (дата обращения: 23.04.2010).
5. О персональном составе Межведомственной комиссии по защите государственной тайны: Постановление Правительства Российской Феде -рации от 28 февраля 1996 г. № 203 (утратило силу) // СПС «Консультант Плюс», 2010 (дата обращения: 22.04.2010).
6. Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны: Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2009 г. № 228 // СПС «Консультант Плюс», 2010 (дата обращения: 22.04.2010).
7. Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны: Указ Пре-зидента Российской Федерации от 6 октября 2004 г. № 1286// СПС «Консультант Плюс», 2010 (дата обращения: 22.04.2010).