Информационное право
DOI 10.47643/1815-1337_2022_6_138
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ FOREIGN EXPERIENCE OF BRINGING TO RESPONSIBILITY FOR INFRINGEMENT OF STATE SECRETS
ДЗАНАГОВА Маргарита Константиновна,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. 362025, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46. E-mail: dzanagova.margarita@mail.ru;
БЕТЕЕВА Мадина Майрамовна,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. 362025, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46. E-mail: madina.beteeva@mail.ru;
DZANAGOVA Margarita Konstantinovna,
candidate of legal sciences,
associate professor of the department of theory and history of state and law, faculty of law, North Ossetian State University. K.L. Khetagurov. 44-46, Vatutina str., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, 362025. E-mail: dzanagova.margarita@mail.ru;
BETEEVA Madina Mairamovna,
candidate of historical sciences, associate professor,
department of theory and history of state and law,
faculty of law, North Ossetian State University. K.L. Khetagurov.
44-46, Vatutina str., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, 362025.
E-mail: madina.beteeva@mail.ru
Краткая аннотация. В настоящей статье рассматриваются особенности зарубежной практики регламентации и привлечения к ответственности за посягательство на государственную тайну. Как известно, в России законодательство, регламентирующее этот правовой аспект, отличается некоторой пробельностью. Некоторые нормы устарели, так как на сегодняшний день мир охвачен процессами глобализации, и пользование информацией выходит на новый уровень. Гпавным образом это обусловлено появлением информационно-коммуникационных технологий, и в первую очередь сети Интернет. Российскому законодательству необходимо имплементировать передовой опыт регулирования вопросов защиты государственной тайны и привлечения к ответственности за посягательство на нее, накопленный другими государствами. Это позволит создать в государстве наиболее эффективный институт информационной безопасности. Этим обусловлена актуальность рассматриваемой проблемы. В статье анализируется опыт привлечения к ответственности за посягательство на государственную тайну таких стран, как США, ФРГ, Великобритания, а также некоторых стран - участниц СНГ.
Abstract: This article examines the peculiarities of foreign practice of regulation and prosecution for infringement of state secrets. As you know, in Russia, the legislation regulating this legal aspect is characterized by some gaps. Some norms are outdated, because today the world is gripped by the processes of globalization, and the use of information is reaching a new level. This is mainly due to the emergence of information and communication technologies, and primarily the Internet. Russian legislation needs to implement the best practices of regulating the protection of state secrets and bringing to responsibility for encroachment on it, accumulated by other states. This will make it possible to create the most effective information security institution in the state. This is due to the urgency of the problem under consideration. The article analyzes the experience of bringing to justice such countries as the USA, Germany, Great Britain, as well as some countries of the former CIS for encroachment on state secrets.
Ключевые слова: государственная тайна, посягательство, регулирование, ответственность, санкции, информационная безопасность, государственная безопасность.
Keywords: state secret, infringement, regulation, responsibility, sanctions, information security, state security.
Для цитирования: Дзанагова М.К., Бетеева М.М. Зарубежный опыт привлечения к ответственности за посягательство на государственную тайну // Право и государство: теория и практика. 2022. № 6(210). С. 138-141. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_6_138.
For citation: Dzanagova M.K., Beteeva M.M. Foreign experience of bringing to responsibility for infringement of state secrets //Law and state: theory and practice. 2022. No. 6(210). pp. 138-141. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_6_138.
Статья поступила в редакцию: 17.02.2022
Рассматривая зарубежный опыт привлечения к ответственности за посягательство на государственную тайну, следу-
ет в первую очередь изучить регулирование данного вопроса в Германии.
Так, Конституция Германии от 23 мая 1949 г. определяет границы ограничения прав и свобод личности. Это делается для того, чтобы защитить информацию, подлежащую государственной охране и защите. Для того чтобы получить допуск к данным, являющимся государственной тайной, гражданину любой страны следует в первую очередь пройти ряд проверочных мероприятий. В Германии этот процесс получил название проверки гражданина на предмет благонадежности. Механизм реализации подобной проверки и параметры надежности граждан, которые получают допуск к засекреченной информации, регулируются «О проверке на благонадёжность» от 20 апреля 1994 г. (с измерениями от 21 июня 2005 г.).
Засекреченная информация в нашей стране и Германии ранжируется по степени значимости и с точки зрения категорий лиц, которые могут получить доступ к этой информации. Вся немецкая документация ранжирована по следующим грифам секретности:
- «строго секретно» (streng geheim). Разглашение или изъятие данной информации лицом, получившим к ней доступ незаконно, или неблагонадежным лицом, угрожает устойчивости либо жизненно значимым интересам всей Германии или какой-либо определенной ее земли;
- «секретно» (geheim). Под этим грифом хранится информация, получение доступа к которой посторонним лицом может привести к возникновению угрозы безопасности Германии либо определенной ее земли, или причинит значительный вред их интересам;
- «строго конфиденциально» (VS — vertraulich). Этим грифом снабжается информация, доступ к которой постороннего лица может нанести вред Германии либо какой-нибудь ее земли;
- «только для служебного пользования» (VS -nur fur den Dienstgebrauch). Доступ к данной информации постороннего лица не является выгодным для интересов государства либо какой-нибудь его земли.
Отметим, что, в отличие от Германии, в РФ в отношении информации, представляющей государственную тайну, предусмотрено лишь три грифа секретности. Наибольший срок засекречивания всех трех грифов является практически одинаковым. Но, как не один раз подчеркивали ученые, информация, имеющая гриф «секретно», с точки зрения своего содержания представляет собой служебную тайну и подлежит защите при помощи других правовых инструментов, чем государственная тайна [2, с.220]. Вред, причиненный интересам государства распространением тайной информации, в зависимости от степени секретности устанавливает Правительство РФ. В Германии же министерства и ведомства наделяются обширными полномочиями в сфере оценки урона, наносимого разглашением подобных сведений.
Кроме того, законодательство как РФ, так и ФРГ закрепляет уголовную ответственность за посягательства в этой области, т.е. за распространение информации, являющейся государственной тайной, а также за шпионаж. В структуре обеспечения охраны государственной тайны ФРГ в части противодействия «промышленному шпионажу» других стран большую роль играют объединения промышленников - организации «самопомощи».
Следует подчеркнуть, что институты правовой регламентации и привлечения к ответственности за разглашение государственной тайны в России и Германии являются в большой мере схожими. Наличие же отличий объясняется разными государственными политическими и правовыми системами двух стран.
В других государствах законодатель закрепляет расширенные параметры степени секретности информации, являющейся государственной тайной. Ярким примером выступает, в частности, Свод законов США - Титул». В главах 37 (параграфы 793-795) и 87 (параграф 1905) Титула закрепляет посягательства в виде сбора, передачи либо утере данных, имеющих оборонное значение, а также распространения тайной информации, соответствующие следующим параметрам: 1) обнародование, распространение или всякое другое придание гласности, не обладая на то правами, любых сведений, которые лицо узнало, осуществляя должностные либо служебные полномочия, расследования, исследования, осуществляемого должностным лицом либо служащим государства; 2) вступление в сговор, способствующий подрыву обороноспособности Америки; 3) попытка завладеть документацией, в которой отражены все стратегические объекты Америки; 4) выдача таких сведений, как место производства и технические параметры подобных объектов; 5) данные относятся к информации об объекте государственной обороны Америки. Это могут быть самолеты, корабли и пр.
Подобное рассмотрение в Америке государственной тайны включает в данное понятие более расширенный объем информации, нежели просто обеспечение государственной безопасности страны.
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 6(210)
Подобное расширенное толкование охраны и безопасности информации, представляющей государственную тайну, как в Америке, так и в других государствах дает основания для оптимизации работы органов и служб, занимающихся обеспечением национальной безопасности. Это позволяет усилить их борьбу с причинением вреда безопасности страны и позволяет усовершенствовать правовую систему наказаний за распространение сведений, представляющих государственную тайну. В некоторой степени, учитывая неопределенность ряда норм, регулирующих посягательства на государственную тайну, стремление к обеспечению ее безопасности иногда приводит к нарушению прав человека [3, с. 140].
Наиболее строгая система охраны сведений, представляющих государственную тайну, предусматривает Великобритания. Это обусловлено тем, что систем защиты разрабатывалась в рамках страны и для ее блага, и она практически не менялась на протяжении долгого времени. Правовое обеспечение защиты информации в Великобритании осуществляется на основе Закона «О государственных документах», определяющем ограничения на работы с секретными документами, и Закона «О государственной тайне» 1990 г., заменяющем раздел 2 Закона о государственной тайне 1911 г. и устанавливающем ответственность за разглашение правительственной информации гражданам [1, с. 154].
Данный закон под государственной тайной рассматривает «информацию, документ или иную статью», касающуюся службы безопасности, разведки, обороны или международных отношений, находящихся или находившихся в распоряжении государственного служащего или правительственного подрядчика в силу служебного положения или в ходе работы в период действия предупреждения, разглашение которых без законных оснований влечет за собой нанесение ущерба интересам Великобритании или угрожает безопасности британских граждан за рубежом. В шести разделах Закона определены субъекты юридической ответственности за разглашение информации, документа или иной статьи, относящихся к государственной тайне в сферах: службы безопасности и разведки; обороны; международных отношений; деятельности уголовных и специальных следственных органов; информации, получаемой путем незаконного разглашения сведений или конфиденциальной информации; информации, засекреченной для других государств или международных организаций.
В Законе четко указано, что отвечать за разглашение государственной тайны должен специальный субъект - «государственный служащий или правительственный подрядчик», которые в силу служебного положения или в ходе работы в период действия специального предупреждения имели официальный доступ к секретам государства, то есть речь идет о, так называемых, субъектах - секретоносителях. Иностранные корреспонденты, собирающие информацию по вопросам национальной безопасности в Великобритании, рискуют подвергнуться депортации.
В большинстве своем законодательство, регулирующее посягательства на государственную тайну в странах - участницах СНГ, представлено практически однотипным комплексом параметров, по которым назначаются санкции за совершение этого преступления. В этих документах приводятся примерно одни и те же основания, по которым информация, представляющая государственную тайну, могут засекречиваться или рассекречиваться, одни и те же грифы секретности [4, с. 167].
Во всех анализируемых государствах закрепляется, что нарушение законодательства, регулирующего государственную тайну, представляет собой нарушение, за которое наступает дисциплинарная, гражданская, административная или уголовная ответственность. В частности, в УК, Молдовы (ст. 72, 73-1) однозначно закрепляет, что ответственность за состояние тайных сведений несут должностные лица, государственные служащие, а также иные официальные лица, обладающие доступом к подобным сведениям. Причем в статье 26 Закона Молдовы о государственной тайне говорится, что субъекты, признанные виновными в нарушении закона о сведениях, представляющих государственную тайну, облагаются ответственностью согласно законодательству. Встает вопрос о том, нужно ли назначать наказания того или иного вида юридической ответственности работникам СМИ, занимающимся распространением тайной информации [5, с. 281].
Практически во всех законодательствах стран - участниц СНГ используется термин «государственные секреты». При этом государственная тайна включает в себя лишь самые значимые секреты, распространение или утрата которых может привести к возникновению угрозы государственной безопасности этих стран.
Библиография:
1. Арсеньев М.В., Байков В.И. Зарубежный опыт защиты научно-технической информации при проведении научно-исследовательских работ / М. Арсеньев, В. Байков // Информационные ресурсы России - 2020. - №1.
2. Власов В. А. Совершенствование правового регулирования сведений, составляющих государственную тайну / В кн. «Организационно-правовые вопросы борьбы с терроризмом» / [Сост. В. П. Шульц]. — М.: Наука. 2018.
3. Корсун Р.В. Анализ систем отнесения сведений к государственной тайне в России и США / Р.В. Корсун. // Законы России - 2017. -
№1.
4. Мальцев В.А. Государство и информация // Конституционные права в России: дела и решения: Учеб. пособие / Отв. ред. А. Шайо. М.: Институт права. - М.: Эксмо, 2019.
5. Редкоус В.М. К вопросу о понятии государственной тайны по законодательству государств-участников СНГ // Право и государство: теория и практика. - 2021. - № 11 (35).
References:
1. Arsenyev M.V., Baykov V.I. Foreign experience in protecting scientific and technical information during research / M. Arsenyev, V. Baykov // Information resources of Russia - 2020. - No. 1.
2. Vlasov V. A. Improving the legal regulation of information constituting a state secret / In the book. "Organizational and legal issues of the fight against terrorism" / [Comp. V. P. Shultz]. — M.: Nauka. 2018.
3. Korsun R.V. Analysis of systems of attribution of information to state secrets in Russia and the USA / R.V. Korsun. // Laws of Russia - 2017.
- No.1.
4. Maltsev V.A. State and information // Constitutional rights in Russia: cases and decisions: Textbook / Ed. by A. Shaio. M.: Institute of Law. -M.: Eksmo, 2019.
5. Redkous V.M. On the question of the concept of state secrets under the legislation of the CIS member states // Law and the State: theory and practice. - 2021. - № 11 (35).