Научная статья на тему 'Уголовная ответственность за посягательства на государственную тайну в России и странах Балтии: сравнительное исследование'

Уголовная ответственность за посягательства на государственную тайну в России и странах Балтии: сравнительное исследование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
921
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИЗМЕНА / ШПИОНАЖ / РАЗГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ / НЕЗАКОННОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Папеева Ксения Олеговна

В статье рассматриваются юридико-технические дефекты конструирования норм, предусматривающих ответственность за посягательства на государственную тайну, в Российской Федерации, Эстонии, Латвии и Литве. Проводится сравнительное исследование, и предлагаются варианты устранения выявленных недостатков путем изменения редакций изученных статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Папеева Ксения Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal responsibility for encroachments on state secrets in Russia and Baltic countries: comparative research

The article examines legal-technical defects of the rules providing responsibility for encroachment on state secrets in Criminal Codes of Russian Federation and The Republics of Estonia, Latvia and Lithuania. Comparative research is provided and also corrective actions for editorial changes of studied articles are considered.

Текст научной работы на тему «Уголовная ответственность за посягательства на государственную тайну в России и странах Балтии: сравнительное исследование»

6.3. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ В РОССИИ И СТРАНАХ БАЛТИИ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Папеева Ксения Олеговна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры социально-правовых дисциплин Место работы: Приволжский институт повышения квалификации ФНС России

snowfoxx@yandex.ru

Аннотация: в статье рассматриваются юридико-технические дефекты конструирования норм, предусматривающих ответственность за посягательства на государственную тайну, в Российской Федерации, Эстонии, Латвии и Литве. Проводится сравнительное исследование, и предлагаются варианты устранения выявленных недостатков путем изменения редакций изученных статей.

Ключевые слова: государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны, незаконное получение государственной тайны.

CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR ENCROACHMENTS ON STATE SECRETS IN RUSSIA AND BALTIC COUNTRIES: COMPARATIVE RESEARCH

Papeeva Ksenia O., PhD in law, associate professor, associate professor of the department of social and law disciplines Place of employment: Privolzhskiy Institute of advanced training of the Federal tax service of Russia (Nizhny Novgorod)

snowfoxx@yandex.ru

Abstract: the article examines legal-technical defects of the rules providing responsibility for encroachment on state secrets in Criminal Codes of Russian Federation and The Republics of Estonia, Latvia and Lithuania. Comparative research is provided and also corrective actions for editorial changes of studied articles are considered.

Keywords: treason, espionage, divulgation of state secrets, illegally obtaining of state secrets.

Политические процессы в странах ближнего зарубежья характеризуются различными формами - как сближения, так и разобщения. Несмотря на общее историческое прошлое в рамках СССР, нельзя отрицать, что страны Балтии в настоящее время существенным образом отдалены от Российской Федерации, склоняясь к партнерству с Западной Европой. Поэтому законодательство этих стран имеет ряд общих черт как с российской так и с европейскими правовыми системами. Позитивное развитие международных отношений с Эстонией, Латвией и Литвой, тем не менее, вполне возможно. Реализация этого направления политических интересов Российской Федерации возможна при наличии ряда условий, одним из которых является понимание правовой регламентации наиболее важных потребностей государства, каковым является, в том числе, эффективная защита информации государственного значения. Учитывая изложенное, актуальным видится компаративное исследование института правовой охраны государственной тайны, в частности его уголовно-правовых аспектов, в России и странах Балтии.

Понятие государственной тайны. Проведенное изучение законодательства России и стран Балтии позволяет заключить, что понятия государственной тайны в них близки по смыслу, но их нельзя признать тождественными, так как они имеют разное содержание. В России, Эстонии и Латвии используется понятие государственной тайны. В Литве охраняемая государством информация объединена общим терминологическим названием «засекреченная информация» (^1арШа Погтасуа) и делится на государственную и служебную тайны в зависимости от последствий несанкционированного распространения и содержания сведений.

В Латвии под государственной тайной понимаются такие сведения военного, политического, экономического, научного, технического или иного характера, включенные в утвержденный Кабинетом Министров перечень, и утрата или незаконное разглашение которых может нанести ущерб национальной безопасности, и экономическим либо политическим интересам государства1). В ч. 3 ст. 2 Закона Литовской Республики о государственной и служебной тайнах2 под засекреченной информацией понимается любая форма данных, независимо от способа их закрепления или передачи, содержащая государственную или служебную тайну3. Государственная тайна (Valstybës раБ^рйБ) - это засекреченная информация, утрата или несанкционированное распространение которой может поставить под угрозу суверенитет Литовской Республики, территориальную целостность, обороноспособ-

1 См. ст. 2 Закона Латвии «О государственной тайне» («Par valsts noslepumu») от 17 октября 1996 г. : по состоянию на 14 июля 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: https://likumi.lv /ta/id/41058 ; Законодательство о СМИ в странах СНГ и Прибалтики [Электронный ресурс]. URL: http://www.MEDIALAW.ru/ (дата обращения 19.07.2017).

Закон Литвы «О государственной и служебной тайне» («Lietu-vos Respublikos valstybes ir tarnybos paslapciq jstatymas») от 19 мая 2016 г. № XII-2375 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.e-tar.lt/portal/legalAct.html?documentId=3b0231d028b 511e6acf89da936cb7409. (дата обращения 19.07.2017).

3 Сразу необходимо отметить, что это определение, в отличие от дефиниций государственных секретов, рассмотренных ранее,

не содержит никаких сущностных признаков, а по своей природе является просто термином, предназначенным для общего обозначения нескольких однопорядковых категорий. Поэтому даль-

нейшее изучение будет касаться непосредственно государственной и служебной тайны, которые раскрываются, соответственно, в ч. 26 и 21 ст. 2 указанного закона.

ность, причинить ущерб национальным интересам, создать опасность для жизни или здоровья человека или привести к возникновению риска для жизни человека (в ч. 26 ст. 2 Закона Латвии). В свою очередь, служебная тайна (Tamybos paslaptis) - это засекреченная информация, утрата или несанкционированное распространение которой может причинить ущерб интересам государственных органов или привести к возникновению риска для здоровья человека (ч. 21 ст. 2 Закона Латвии). В параграфе 3 Закона Эстонии о государственной тайне и засекреченной внешней информации4 под государственной тайной понимается информация, предусмотренная исключительно указанным законом или нормативными актами, принятыми на его основе, требующая защиты от разглашения в интересах национальной безопасности или внешних отношений Республики Эстония за исключением засекреченной внешней информации5. Следует отметить, что Эстония, в отличие от Латвии, относящей полученную от иностранных государств секретную информацию к собственной государственной тайне, оперирует термином «засекреченная внешняя информация» и четко отделяет ее от государственной тайны.

Подходы, примененные законодателями стран Балтии, позволили избежать внутриотраслевой коллизии между дефиницией государственной тайны и описанием перечня сведений, ее составляющих. Подобные приемы юридической техники заслуживают внимания, однако их им-плементация в отечественное законодательство о государственной тайне нецелесообразна в связи с тем, что, во-первых, они в значительной степени отличаются от принятых российским правом, а, во-вторых, в настоящее время Россия более консолидирована со странами СНГ и ОДКБ, законодательство которых более унифицировано и близко по системе и структуре.

Степени секретности и их соотношение. Проведенное сравнительное исследование позволяет прийти к выводу, что в странах бывшего СССР степени секретности информации различаются по количеству и критериям разграничения степеней секретности, а также способам их закрепления в законодательстве.

По количеству категорий секретной информации можно выделить страны с тремя и с четырьмя степенями секретности. В России и Литве применяются три степени секретности. Четыре степени признаются в Эстонии и Литве. Между Эстонией и Литвой, в законах которых принята идентичная четырехступенчатая категоризация, трудностей в сопоставлении грифов секретности нет. Однако уже при исследовании двустороннего соглашения между Эстонией и Латвией выявляются некоторые проблемы6 Соотношение грифов секретности в указан-

4 Закон Эстонии «О государственной тайне и засекреченной внешней информации» («Riigisaladuse ja salastatud välisteabe seadus») от 25 января 2007 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.riigiteataja.ee/akt/105052017005 (дата обращения 19.07.2017).

5 Под засекреченной внешней информацией понимается информация, созданная иностранным государством, Европейским Союзом, НАТО, либо организацией или учреждением, признанными международным соглашением (здесь и далее - создатель засекреченной внешней информации), переданная Эстонии на основе международного соглашения и засекреченная ее создателем, а также информация, созданная в целях исполнения Республикой Эстония международного соглашения, засекреченная как предоставленная по международному соглашению.

6 Соглашение между Правительством Республики Эстония и Правительством Латвийской Республики об обмене и взаимной

ных государствах, согласно двустороннему соглашению выглядит следующим образом.

Соотношение степеней секретности в странах Балтии7

Страна Степень секретности 8

Эстония, Литва Совершенно секретно Секретно Конфиденциально Ограниченного пользования

Латвия Совершенно секретно Секретно Конфиденциально Ограниченного* пользования

Однако в законе Латвии о государственной тайне определены только три категории секретности: «совершенно секретно», «секретно» и «конфиденциально». Такие же наименования использованы в перечне сведений, составляющих государственную тайну Латвии9. Гриф «ограниченного пользования» в Латвии существует, и он служит ограничительной пометкой для информации, не составляющей государственную тайну. Аналогом выступает российская ограничительная пометка «для служебного пользования». В связи с чем проявляется очевидная коллизия законодательства - сведения, не составляющие государственной тайны в Латвии, при передаче их в Эстонию должны охраняться на уровне государственной тайны и наоборот, при передаче в Латвию информации «ограниченного пользования» степень ее защиты снижается. Учитывая, что в Эстонии и Литве категории секретности одинаковые, схожая проблема, по всей видимости, возникает и при соотнесении степеней секретности Латвии и Литвы.

Уголовная ответственность за шпионаж.

Несмотря на то, что нормы об ответственности за государственную измену в большинстве государств расположены перед нормами о шпионаже, целесообразно начать рассмотрение посягательств на государственную тайну именно со шпионажа, поскольку чаще всего он является одной из форм государственной измены, следовательно, без его изучения понимание состава государственной измены будет затруднительным.

Уголовная ответственность за шпионаж предусмотрена во всех моносекретных странах, однако различают два направления ее регламентации:

- шпионаж является как самостоятельным составом, так и формой государственной измены (ст. 275, 276 УК России10,

защите секретной информации (Еев^ Vabariigi valitsuse ja Lati УаЬагПд1 уаМвиве ва^аШс! teabe уаЬ^агтлве ]а vastastikuse ка^ве кокки1ере) от 20 июля 2011 г. [Электронный ресурс]. - иК1_: https://www.riigiteataja.ee/akt/216082011001. (дата обращения: 24.07.2017).

7 Соглашение между Правительством Республики Эстония и Правительством Латвийской Республики об обмене и взаимной защите секретной информации (Eesti Vabariigi valitsuse ]а 1_ай Vabariigi valitsuse salastatud teabe vahetamise ]а vastastikuse kaitse кокки1ере) от 20 июля 2011 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.riigiteataja.ee/akt/216082011001. (дата обращения: 24.07.2017).

8 Помеченное знаком «*»означает не гриф секретности, а ограничительную пометку. Такой категории секретности для сведений, составляющих государственную тайну или государственные секреты, в соответствующих странах не предусмотрено.

9 См. Перечень сведений, составляющий государственную тайну ^^ noslëpuma objektu saraksts)(утвержден Постановлением Кабинета Министров от 26 октября 2004 г. № 867). [Электронный ресурс]. - URL: https://likumi.lv/doc.php?id=95649&from=off. (дата обращения: 24.07.2017); Латвийский Вестник. - 2004. - № 171 (3119).

10 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 : (по состоянию на 18 июля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954; СПС «Консультант-Плюс».

ст. 232, 234 ПК Эстонии11);

- шпионаж выступает только самостоятельным составом преступления (ст. 85 УК Латвии12, ст. 119 УК Литвы13).

Объект шпионажа различен: безопасность государства - в России, безопасность государственной тайны, интересы государства, суверенитет - в странах Балтии. Определение предмета изучаемого преступления различается в зависимости от того, являются ли таковым только сведения, составляющие государственную тайну, или же еще и иные сведения. Сведения, составляющие государственную тайну, и иные сведения защищаются в России, Латвии и Литве. В Эстонии предметом шпионажа признается только государственная тайна и засекреченная внешняя информация. Таким образом, собирание несекретных сведений как шпионаж не наказывается. Однако в Эстонии также существует возможность привлечения к ответственности за собирание или передачу несекретной внутриведомственной информации иностранным государствам, организациям, иностранцам или лицу, действующему по их заданию (ст. 243 ПК Эстонии).

В качестве адресатов14 шпионажа в рассматриваемых странах выступают иностранные государства, международные и иностранные организации, их представители, иностранцы, лица, действующие по заданию иностранного государства, иностранные разведки.

Характерным признаком в странах Балтии выступает определение в числе адресатов шпионажа иностранного государства, иностранной организации или их представителей. Международная организация или ее представитель исключены из признаков уголовно-наказуемого деяния, что представляется существенным пробелом.

Заслуживает внимания формулировка, использованная законодателем Эстонии: «лицо, действующее по заданию иностранного государства». Данное определение представляется более конкретным и ясным, нежели «представитель иностранного государства, иностранной (или международной) организации», «агентура иностранного государства или организации». Указанные понятия требуют легального определения, в противном случае не исключены разногласия в их толковании. Например, является ли иностранный гражданин представителем своего государства или таковым может быть только уполномоченное лицо? Не вполне понятно только, почему эстонский законодатель в рассматриваемом определении не указал на лицо, действующее по заданию иностранной организации.

В законодательстве рассматриваемых государств, кроме Латвии, иностранная разведка или органы спецслужб относятся к адресатам получения только несекретных сведений и при наличии прямого задания от

11 Пенитенциарный кодекс Эстонии от 06 июля 2001 г. : (по состоянию на 01 мая 2015 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.legislationline.org/ru/ documents/section/criminal-codes. (дата обращения: 31.07.2017).

12 Уголовный кодекс Латвийской Республики от 17 июня 1998 г. : (по состоянию на 31 июля 2017 г.) [Электронный ресурс]. - URL: https://m.likumi.lv/doc.php?id=88966. (дата обращения: 31.07.2017).

13 Уголовный кодекс Литовской Республики от 26 сентября 2000 г. № VIII-1968 : (по состоянию на 03 июня 2017 г.). [Электронный ресурс]. - URL: URL: https://www.e-tar.lt/portal/ru/legalAct/TAR. 2B866DFF7D43/vVrMmyDxLS. (дата обращения 31.07.2017).

14 Здесь и далее под адресатами понимаются указанные в нор-

мах об ответственности за государственную измену и шпионаж

субъекты, которым предоставляются составляющие государственную тайну и иные сведения, а также оказывается помощь в деятельности, направленной против безопасности государства

(враждебной, подрывной деятельности).

них на собирание таких данных. В Латвии иностранные разведывательные службы выступают также единственными адресатами получения и государственной тайны. Подобное ограничение следует воспринимать как недостаточный уровень охраны государственной тайны, однако с другой стороны латвийский законодатель мог построить данную норму на предположении о том, что так или иначе государственной тайной интересуются только лица, связанные с иностранной разведкой.

Объективная сторона шпионажа характеризуется перечнем образующих его альтернативных действий. В зависимости от того, в отношении государственной тайны или иных, несекретных сведений, совершаются эти действия, их количество различно. В отношении государственной тайны преступными во всех моносекретных странах признается передача, собирание за исключением Литвы, хранение в целях передачи адресатам. В Эстонии не предусмотрена ответственность за похищение сведений, составляющих государственную тайну. В Литве, кроме того, покупка информации выделена в самостоятельный вид шпионажа. В отношении иных сведений всегда наказуемы только их передача или собирание по заданию иностранной разведки или спецслужб. В Латвии лицо может привлекаться и за хищение указанных сведений, хотя представляется, что похищать имеет смысл только сведения «ограниченного пользования», не относящиеся в Латвии к государственной тайне, а не сведения, которые не скрываются и находятся в открытом доступе.

Субъекты шпионажа в России и Эстонии15 - лица без гражданства, иностранные граждане.

Возможность освобождения от уголовной ответственности за шпионаж предусмотрена только в России. Согласно положениям ст. 601 ПК Эстонии о деятельном раскаянии суд может освободить лицо от наказания, если лицо добровольно отказалось от дальнейшего совершения деяния или устранило опасность иным образом. В Латвии и Литве освобождение от уголовной ответственности за шпионаж невозможно.

Уголовная ответственность за государственную измену16.

Рассматривая регламентацию уголовной ответственности за государственную измену в России и странах Балтии следует отметить, что в Латвии и Литве состав соответствующего преступления отсутствует, а различные формы измены, помимо шпионажа закреплены в самостоятельных статьях.

Основной объект государственной измены формулируется в России и Эстонии по-разному: в России это безопасность государства, как и в шпионаже, в Эстонии - суверенитет, территориальная целостность и независимость, то есть, объекты измены и шпионажа не совпадают. Подобный подход не вполне понятен, с учетом того, что шпионаж является формой государственной измены.

Предмет изучаемого преступления такой же, как и в шпионаже. Напомним, что в Эстонии предметом государственной измены в форме шпионажа признается

15 В Эстонии иностранец - это «лицо, не являющееся гражданином Эстонии», то есть, как иностранный гражданин, так и лицо без гражданства. См. ст. 3 Закона Эстонии от 09 декабря 2009 г «Об иностранцах» : (по состоянию на 17 января 2017 г.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.juristaitab.ee, https://regnum.ru /news. (дата обращения: 02.08.2017).

16 Термин «государственная измена» будет употребляться как равнозначный термину «измена государству».

только государственная тайна и засекреченная внешняя информация. Таким образом, граждане Эстонии в случае собирания по заданию иностранной разведки несекретных сведений могут быть привлечены за государственную измену только в форме оказания помощи. Кроме того, существует возможность привлечения граждан за собирание или передачу внутриведомственной несекретной информации иностранным государствам, организациям, иностранцам или лицу, действующему по их заданию (ст. 243 ПК Эстонии).

В качестве адресатов измены в рассматриваемых странах выступают лица, указанные в изученных ранее статьях об уголовной ответственности за шпионаж.

Объективная сторона государственной измены в исследуемых странах выражается в ее формах, к которым относятся шпионаж, оказание помощи определенным адресатам. Выдача государственной тайны как форма измены выделяется только в России. Представляется, что исключение выдачи из числа форм государственной измены не снижает уровня правовой охраны государственной тайны, поскольку по объективной стороне выдача ничем не отличается от передачи сведений, как действия, входящего в шпионаж.

Субъект государственной измены специальный - это гражданин государства. В России выделяется дополнительный специальный субъект при совершении государственной измены в форме выдачи - это лицо, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Следует отметить, что наличие специального субъекта порождает определенные коллизии в правоприменении, в связи с чем выдачу государственной тайны как форму измены следует исключить из диспозиции ст. 275 УК России17.

Возможность специального освобождения от уголовной ответственности за государственную измену в Эстонии не предусмотрена.

Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны.

В уголовных законах стран России и Балтии использованы два различных юридикотехнических приема конструирования норм об ответственности за разглашение государственной тайны:

- ответственность за разглашение государственной тайны предусмотрена в одной статье (ст. 283 УК России);

- ответственность за разглашение государственной тайны предусмотрена в двух самостоятельных статьях. За умышленное и неосторожное разглашение соответственно, - в ст. 241 и 242 ПК Эстонии, и ст. 94, 95 УК Латвии, за разглашение государственной и служебной тайны - ст. 125, 297 УК Литвы).

Объектом рассматриваемых составов преступлений признается безопасность государственной (и служебной) тайны, а предметом - сведения, ее составляющие. В Эстонии в предмет также включена засекреченная внешняя информация, кроме того, при разглашении государственной тайны по неосторожности при отсутствии вреда интересам государства или угрозе жизни человека предметом преступления является только информация категорий «совершенно

17 Подробнее см.: Папеева К.О. Уголовная ответственность за посягательства на государственную тайну в Беларуси, Молдове, Украине и России: сравнительное исследование // Общество и право. Научно-практический журнал. - 2017. - № 1. - С. 50-58.

секретно» или «секретно», то есть, первых двух степеней секретности. В Литве на равном уровне защищаются сведения первой и второй степеней секретности («совершенно секретно» / «секретно»)18, и более низкий уровень защиты предусмотрен для третьей и четвертой степеней («конфиденциально» и «ограниченного пользования»)19.

Объективную сторону образует разглашение государственной (или служебной) тайны. В целом под разглашением понимаются любые действия, в результате которых секретные сведения стали известны посторонним лицам. Исключение составляет Эстония, в которой незаконная передача или незаконное предоставление доступа к информации образуют действия, отличные от разглашения и альтернативные ему (ст. 241 ПК Эстонии).

Фактически подобное понимание совпадает с легальным, поскольку в нем под разглашением в итоге тоже понимается доведение государственных секретов любыми способами до юридических и физических лиц, которым не предоставлено право ознакомления с ними. Однако следует отметить, что дефиниция разглашения не позволяет отграничить уголовно-наказуемое посягательство на государственную тайну от аналогичного дисциплинарного проступка, когда лицу, имеющему допуск к определенной категории сведений, сообщается конкретная информация этой категории, но к которой он не имеет доступа. Учитывая изложенное возможны два варианта решения указанного противоречия. Первый вариант - считать уголовно-наказуемым любое сообщение государственной тайны постороннему лицу, в том числе, имеющему допуск, но не имеющему доступа. Второй вариант - указать непосредственно в тексте уголовного закона, что по смыслу настоящей статьи (об ответственности за разглашение) уголовно-наказуемым разглашением не является доведение сведений, составляющих государственную тайну до лица, обладающего допуском к государственной тайне по равной с виновным или высшей форме, но не имеющего доступа к конкретным сообщенным сведениям. Последнее предложение представляется более целесообразным.

В ст. 242 ПК Эстонии одним из обязательных альтернативных признаков разглашения государственной тайны по неосторожности является причинение существенного вреда Эстонской Республике, иностранному государству, международной организации или безопасности учреждения, созданного на основании международного договора, возникновение угрозы для жизни или здоровья лица.

Субъективная сторона разглашения государственной тайны характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

Субъект состава преступления во всех статьях специальный, это лицо, которому государственная тайна была доверена или стала известна:

- в связи со службой или работой / по службе или работе. Указанные признаки субъекта закреплены в законодательстве России, Латвии;

- по учебе или иным основаниям, предусмотренным законодательством (УК России);

- в связи с исполнением служебных обязанностей (УК Укра-

18 Государственная тайна.

19 Служебная тайна.

ины);

- в силу своего служебного положения (УК Грузии).

Признаки специального субъекта в моносекретных странах, за исключением России, сформулированы по типу закрытого перечня оснований, так или иначе, это деятельность, связанная со службой или работой. Учеба не выделяется в качестве основания получения государственной тайны, возможно, в связи с тем, что лицо, в процессе обучения может с нею ознакомиться, всегда состоит на государственной службе. В то же время в отличие от ст. 283 УК России, нормы остальных исследуемых стран лишены необоснованной избыточности текста уголовного закона. В Литве субъектом разглашения государственной тайны является лицо, владеющее информацией, доверенной ему либо ставшей известной при исполнении им должностных обязанностей, работе, либо выполняющее общественные функции, а служебной - если она была доверена либо которой он овладел вследствие своей службы либо должности. При исполнении общественных функций служебная тайна не может стать известна на законных основаниях.

Так или иначе, признаки специального субъекта в рассматриваемых странах сформулированы по типу закрытого перечня основанного на законной деятельности, либо чаще всего, связанной со службой или работой.

В Эстонии ответственность за разглашение государственной тайны несет лицо, обязанное ее хранить. Основания возникновения обязанности не указаны, однако представляется, что в любом случае они возникают только на законных основаниях. Кроме того, за рассматриваемое преступление могут быть наказаны юридические лица20 С учетом положений ст. 14 и ст. 371 ПК Эстонии юридическое лицо привлекается к ответственности за разглашение государственной тайны, если оно совершено его органом, членом этого органа, руководящим работником или компетентным представителем в интересах юридического лица, если только это деяние не было для юридического лица неизбежным. Ответственность физического лица, разгласившего государственную тайну, при этом не исключается.

В квалифицированных составах разглашения государственной тайны по УК России предусмотрена только неосторожная форма вины, в остальных странах - как умысел, так и неосторожность. В странах Балтии квалифицированные составы не предусмотрены.

Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну.

В уголовных кодексах стран Балтии только в Литве предусмотрен составы преступления, аналогичные закрепленному в ст. 2831 УК России - это «Незаконное обращение с информацией, содержащей государственную тайну», «Похищение либо иное незаконное добывание служебной тайны» (ст. 126, 296 УК Литвы соответственно).

Объектом рассматриваемых составов преступлений является безопасность государственной тайны - в России и безопасность отдельно государственной и служебной тайн в УК Литвы. В ст. 126 УК Литвы предметом выступают информация, составляющая государственную тайну либо материальные объекты, содержащие информацию, составляющую государствен-

20 К юридическим лицам, привлекаемым к уголовной ответственности не относятся государство, международная организа-

ция, единица местного самоуправления и публично-правовое

юридическое лицо.

ную тайну, то есть, сведения категорий «совершенно секретно» и «секретно». В ст. 296 УК Литвы в качестве предмета рассматриваются также информация или материальные объекты, содержащие или составляющие служебную тайну, то есть, сведения с грифами «конфиденциально» или «ограниченного пользования». Представляется, что в данном случае допустимо применение термина «носители государственной / служебной тайны».

Объективную сторону рассматриваемых составов преступлений образует ряд альтернативных действий, зависящие от предмета преступления: в отношении информации, составляющей государственную тайну -приобретение или передача третьим лицам, служебную тайну - передача, материальных объектов, содержащих государственную тайну - хранение, служебную тайну -похищение, покупка, добывание иным способом или передача. Литовский законодатель подробно конкретизировал уголовно-наказуемые действия, посягающие на секретную информацию, в связи с чем правоприменителю требуется быть предельно внимательным при определении предмета преступления. Обязательным признаком составов изучаемого преступления служит способ его совершения. В ст. 2831 УК России и ст. 126 УК Литвы использован термин «незаконный», то есть, говорится о приобретении информации «незаконным путем», чем совершается та же ошибка, какую допустил российский законодатель, поскольку в этой ситуации термин следует толковать как воздействие, запрещенное законом. Если же воздействие законом не запрещено, например, вопрос в беседе при отсутствии угроз, обмана и т.п., то в деянии отсутствует состав преступления. Представляется, что это решение снижает эффективность охраны государственной тайны. Интересно, что описанный недочет отсутствует в ст. 296 УК Литвы, где уголовно-наказуемым является любой способ добывания служебной тайны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субъективная сторона рассматриваемых преступлений характеризуется прямым умыслом, исключаются признаки государственной измены или шпионажа (в Литве - только шпионажа, так как состав измены отсутствует).

Субъектом признается любое вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. Конструкция ст. 126 и 296 УК Литвы такова, что при осознании того, что сведения, составляющие государственную или служебную тайну, были получены другим субъектом незаконно, распространяющее или передающее их лицо может быть привлечено к уголовной ответственности. Закон не предусматривает такого ограничения, что за распространение или передачу незаконно полученных сведений несет ответственность только то лицо, которое их собирало.

Следует признать оправданным закрепление в литовском уголовном законодательстве ответственности за передачу незаконно добытых сведений в основном составе преступления. Признак сопряженности незаконного получения с распространением сведений, составляющих государственную тайну, указанный в п. «д» ч. 2 ст. 2831 УК России можно вменить лишь в том случае, если лицо, получившее секретные сведения, разгласило их до привлечения к уголовной ответственности. Если же субъект разглашает ее только после вступления обвинительного приговора в законную силу, привлечь его за распространение нельзя, так как это будет означать осуждение дважды за одно и то же преступление. В первый раз - за незаконное

получение государственной тайны, во второй - за тот же эпизод получения, сопряженный с разглашением. Рассмотренный недостаток следовало бы устранить.

Нарушение правил обращения с носителями сведений, составляющих государственную тайну или их утрата.

В уголовном законодательстве России и стран Балтии существует два общих подхода регламентации рассматриваемого деяния в статьях уголовных законов:

- нарушение правил обращения с носителями секретной информации или их утрата представляют собой самостоятельный состав преступления (ст. 284 УК России, ст. 126 УК Литвы);

- утрата носителей секретной информации закреплена в статьях, устанавливающих уголовную ответственность за разглашение государственной тайны по неосторожности (ст. 242 ПК Эстонии, ст. 95 УК Латвии).

Объектом рассматриваемых преступлений выступает безопасность отдельных носителей сведений, составляющих государственную тайну. Предметом признаются документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, а также предметы, сведения о которых составляют государственную тайну, (материальные) носители секретной информации, содержащие государственную тайну.

Обращаясь к характеристике предмета преступления, необходимо обратить внимание, что только в ПК Эстонии используется термин «носители сведений, составляющих государственную тайну». В остальных странах предмет преступления определяется как документы, содержащие государственную тайну, а также предметы, сведения о которых составляют государственную тайну21, или содержащие государственную тайну.

Под носителями секретной информации в России понимаются материальные объекты, в том числе физические поля, включающие в себя сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Несколько отличается подход к определению носителей секретной информации в странах Балтии. В Латвии сходная дефиниция: «носителями государственной тайны являются сведения (данные, совокупности данных) в любой технически возможной форме их записи, которые в соответствии с настоящим Законом22 отнесены или могут быть отнесены к государственной тайне, а также материальные объекты, предметы, вещества или электромагнитные поля, в которых содержатся, хранятся, накапливаются или находят свое отображение сведения, отнесенные в установленном законом порядке к государственной тайне». В указанном определении отражены те же признаки носителей секретной информации, что и в России. Отличие состоит в том, что к носителям государственной тайны вполне обоснованно отнесены сведения, ее составляющие.

В Эстонии, как отмечалось выше, вместо термина «носитель секретной информации» используется «секретная среда» ^а^а^ teabekandja), означающая, что любой объект, содержащий государственную тайну или засекреченную внешнюю информацию. В Литве применяется термин секретные документы (jslaptintas dokumentas) - государственная или служебная тайна, зафиксированная в любой форме и лю-

21 Далее - документы и предметы.

22 Имеется в виду Закон Латвии.

бым способом, а также полученные любыми средствами и зафиксированные в любой форме копии такой информации, выписки, стенограммы или переводы. С учетом того, что в законодательстве всех рассматриваемых стран об охране государственной тайны, существуют практически тождественные понятия носителей сведений, составляющих государственную тайну23, неясно, почему они не используются при конструировании составов рассматриваемого преступления. Во-первых, это свидетельствует о рассистемати-зации внутреннего национального законодательства. Во-вторых, ограничение предмета утраты только документами или предметами создает заметный пробел в уголовно-правовой охране государственной тайны, поскольку под охрану не подпадает информация в компьютерном виде, так как она не является предметом или документом. Также нельзя привлечь к ответственности лицо, утерявшее флешку с секретной информацией, поскольку флешка, по определению, не является предметом, сведения о котором составляют государственную тайну, а информация, содержащаяся на ней - не является документом. Между тем, очевидно, что лицо утратило секретную информацию и должно нести за это ответственность. Использование термина «носители государственной тайны» позволило бы решить эту проблему.

При исследовании объективной стороны изучаемых посягательств выявлены два подхода к ее конструированию, в зависимости от того, как определено преступное деяние:

- деянием является нарушение правил обращения с документами или предметами, а утрата выступает его последствием (Россия). Учитывая, что по правилам юридической техники в названии статьи отражается преступное деяние, а не последствия, в России24 следовало бы назвать соответствующие статьи «Нарушение правил обращения с документами, содержащими государственную тайну» либо изменить конструкцию диспозиций;

- деянием является утрата документов или предметов, а нарушение правил обращения с ними - способом или обстановкой совершения преступления (Эстония, Латвия, Литва). Например, «утрата документов, содержащих государственную тайну, а равно предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, лицом, которому эти документы или предметы были доверены, если утрата служит результатом нарушения установленных правил обращения с указанными документами или предметами и повлекла тяжкие последствия».

Все диспозиции по своей конструкции относятся к бланкетным, так как они отсылают к нормативно-закрепленным на государственном или локальном уровне правилам обращения с носителями секретной информации. Без установленного факта нарушения конкретного правила состав преступления отсутствует.

Составы утраты или нарушения правил обращения с носителями государственной тайны сконструированы по типу материальных. Последствия комбинируются по-разному:

- двойные последствия: утрата предметов и документов и наступление тяжких последствий (Россия) либо существенного вреда (Латвия);

- альтернативные последствия. В Литве к ним относятся выход носителей из владения лица, которому они были доверены,

23 В любом возможном варианте - носители секретной информации, носители сведений, составляющих государственную тайну, секретные документы.

24 Тем более, что в России составы нарушения правил всегда так и называются. См. ст. 217, 218, 2282, 236, 246-249, 263, 264 и др. УК России.

уничтожение, повреждение документов и предметов. В Эстонии это причинение существенного вреда (в этом случае категория секретности сведений не имеет значения) либо выход носителей из владения лица, которому они были доверены (сведения должны быть совершенно секретными или секретными).

Признаки субъективной стороны составов утраты или нарушения правил обращения с носителями государственной тайны не отличаются друг от друга и ха-растеризуются неосторожной виной, за одним исключением - УК Литвы предусматривает обе формы вины. Однако представляется, что умышленное нарушение порядка обращения с носителями довольно трудно отграничить от разглашения государственной тайны.

Субъект нарушения правил обращения с носителями или их утраты определяется как лицо, которому носители были доверены, которое имеет к ним доступ или имеет допуск к государственной тайне, либо как вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. Кроме того, в Эстонии субъектом признается и юридическое лицо при наличии тех же условий, рассмотренных ранее при характеристике разглашения государственной тайны.

Исследование составов преступлений против государственной тайны в России и странах Балтии позволяет заключить, что понятие государственной тайны в этих странах имеет разное содержание, также различаются количество и критерии степеней секретности охраняемой информации. В Латвии и Литве отсутствует отдельный состав измены при сохранении состава шпионажа с привлечением к ответственности общего субъекта. Различие в объеме понятия государственной тайны влечет отличия в регламентации уголовной ответственности за ее разглашение и утрату, а также незаконное получение. В Литве установлена различная ответственность за посягательства на охраняемую информацию в зависимости от степени ее секретности.

В то же время при исследовании составов посягательств на государственную тайну были выявлены достоинства и недостатки их законодательных конструкций, на основании чего сформулированы предложения по корректировке отечественного уголовного законодательства.

Предлагается внести следующие изменения в УК России.

Во-первых, объединить составы государственной измены и шпионажа, создав единую статью «Шпионаж или осуществление деятельности против безопасности Российской Федерации»: «Шпионаж либо осуществление иной деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, по поручению или в интересах иностранного государства, иностранной или международной организации или их представителей.

Примечание: 1. Под шпионажем в настоящей статье понимается передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной или иностранной организации либо уполномоченным ими лицам, сведений, составляющих государственную тайну, а также собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации.

2. Под представителями иностранного государства, международной или иностранной организации понимается любое лицо, действующее по их заданию, независимо от того, имеет оно официальные полномочия действовать от имени иностранного государства, международной или иностранной организации или нет.

3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное

настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности за его совершение, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации.

Во-вторых, изменить формулировку диспозиции ч. 1 ст. 283 УК РФ: «Умышленное разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, наказывается....

Примечание: по смыслу настоящей статьи уголовно-наказуемым разглашением не является доведение сведений, составляющих государственную тайну, до лица, обладающего допуском к государственной тайне по равной с виновным или высшей форме, но не имеющего доступа к конкретным сообщенным сведениям».

В-третьих, скорректировать редакцию диспозиции ч. 1 ст. 2831 УК России: «Умышленное получение сведений, составляющих государственную тайну, по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации, а равно распространение незаконно полученных сведений (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса)». Кроме того, изменить редакцию п. «д» ч. 2 ст. 2831 УК России, исключив из него указание на распространение государственной тайны: «сопряжено с перемещением носителей сведений, составляющих государственную тайну, за пределы Российской Федерации».

В-четвертых, внести изменения в название и диспозицию ст. 284 УК России:

«Статья 284. Нарушение правил обращения с носителями сведений, составляющих государственную тайну.

Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с носителями сведений, составляющих государственную тайну, если это повлекло по неосторожности утрату или разглашение таких сведений и наступление тяжких последствий, -

наказывается.

Примечание. Под утратой сведений, составляющих государственную тайну, в настоящей статье понимается их выход, в том числе, временный, из владения лица, имеющего допуск к государственной тайне».

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 77,41%.

Список литературы:

1. Соглашение между Правительством Республики Эстония и Правительством Латвийской Республики об обмене и взаимной защите секретной информации (Eesti Vabariigi уа^БиБе ]а 1_ай УаЬагпд1 уа^БиБе за!аз1аШ 1еаЬе уаЬ^атлБе ]а vastastikuse ка^е кокки1ере) от 20 июля 2011 г. [Электронный ресурс]. - 11Р1_: 1тПр8:/Лмми.гидЛеа1а]а.ее/акУ 216082011001. (дата обращения: 24.07.2017).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ : (по состоянию на 18 июля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954; СПС «КонсультантПлюс».

3. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. №5485-1 «О государственной тайне»: (по состоянию на 15 сентября 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. -1997. - №41. - С. 8220-8235.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 04 сентября 1995 г. №870 (в ред. от 18.03.2016) «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995. - №37. - Ст. 3619; Система ГАРАНТ [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/104742/#ixzz4nvKq93q9. (дата обращения: 26.07.2017).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 г. №1003 (в ред. от 18 марта 2016 г.) «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №35. - Ст. 4407; [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 31.07.2017).

6. Уголовный кодекс Латвийской Республики от 17 июня 1998 г.: (по состоянию на 31 июля 2017 г.) [Электронный ресурс]. - URL: https://m.likumi.lv/doc.php?id=88966. (дата обращения: 31.07.2017).

7. Уголовный кодекс Литовской Республики от 26 сентября 2000 г. №VIII-1968: (по состоянию на 03 июня 2017 г.). [Электронный ресурс]. - URL: URL: https://www.e-tar.lt/portal/ru/legalAct/TAR.2B866DFF7D43/vVrMmyDxLS. (дата обращения 31.07.2017).

8. Пенитенциарный кодекс Эстонии от 06 июля 2001 г.: (по состоянию на 01 мая 2015 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.legislationline.org/ru/ documents/section/criminal-codes. (дата обращения: 31.07.2017).

9. Закон Латвии от 17 октября 1996 г. «О государственной тайне» («Par valsts noslepumu»): (по состоянию на 14 июля 2014 г.). [Электронный ресурс]. - URL: https:// likumi.lv/ta/id/41058.

10. Закон Эстонии от 25 января 2007 г. «О государственной тайне и засекреченной внешней информации» («Riigisaladuse ja salastatud välisteabe seadus») [Электронный ресурс]. - URL: https://www.riigiteataja.ee/akt/ 105052017005 (дата обращения 19.07.2017).

11. Закон Эстонии от 09 декабря 2009 г «Об иностранцах»: по состоянию на 17 января 2017 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.juristaitab.ee, https://regnum.ru /news. (дата обращения: 02.08.2017).

12. Закон Литвы от 19 мая 2016 г. №XII-2375 «О государственной и служебной тайне» («Lietuvos respublikos valstybes ir tarnybos paslapciq jstatymas») [Электронный ресурс]. - URL: https://www.e-tar.lt/portal/legalAct.html?documentId=3b0231 d028b511e6acf89da936cb7409. (дата обращения 19.07.2017).

13. Постановление Кабинета Министров Латвийской Республики от 26 октября 2004 г. № 867 «Перечень сведений, составляющий государственную тайну» («Valsts noslepuma objektu saraksts») [Электронный ресурс]. -URL: https://likumi.lv/doc.php?id=95649&from=off. (дата обращения: 24.07.2017); Латвийский Вестник. - 2004. -№171 (3119).

14. Папеева К. О. Уголовная ответственность за посягательства на государственную тайну в Беларуси, Молдове, Украине и России: сравнительное исследование // Общество и право. Научно-практический журнал. - 2017. - №1. - С. 50-58.

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью Папеевой К. О. «Уголовная ответственность за посягательства на государственную тайну в России и странах Балтии: сравнительное исследование» Компаративистское изучение как одно из направлений юридической науки в настоящее время становится все более востребованным, поскольку позволяет исследовать сходные правовые положения путем их сопоставления с целью выявления как общих, так и отличительных признаков, и на этой основе находить пути их решения. Все это способствует как

повышению эффективности закона, так и приращению новых, ранее не известных правовых знаний. Сравнительное правоведение в современной уголовно-правовой науке занимает особое место. Его значимость определяется тем, что оно позволяет познать право не только своей страны, но и правовые решения зарубежного права, вооружить исследователя новыми идеями и аргументами.

В представленной статье автор поставила перед собой цель - рассмотреть вопросы уголовной ответственности за посягательства на государственную тайну по законодательству Российской Федерации, Эстонии, Латвии и Литвы, и с этой целью успешно справилась. По ее мнению правильно определенная цель сравнительного правоведения дает возможность выявить границы положений, которые легли в основу правовых и доктринальных предписаний, соответствующих норм уголовного законодательства.

Уголовно-правовой механизм охраны государственной тайны в зарубежных странах представляет собой один из актуальных вопросов сравнительного правоведения, особенно в условиях развития международного сотрудничества в сфере правоохранительной деятельности, при том, что он практически не подвергался рассмотрению.

В связи с этим статья, подготовленная К.О. Папеевой, безусловно, обладает научной новизной и практической значимостью. В работе впервые с учетом последних изменений в законодательстве проведено сопоставление опыта стран Балтии по уголовно-правовой защите государственной тайны в целях совершенствования, а также возможной унификации и гармонизации нормативных актов в этой области. Законодатели указанных стран при конструировании уголовно-правовых положений за посягательства на государственную тайну используют различные технико-юридические приемы, но, несмотря на это, в большинстве случаев они вынуждены унифицировать и гармонизировать национальное законодательство в рамках единого правового пространства, учитывая предписания норм международного права.

Изучение положений уголовного и смежного законодательства, регламентирующих охрану государственной тайны от посягательств в виде государственной измены, шпионажа, разглашения, незаконного получения и утраты носителей секретной информации дало автору возможность выявить основные юридико-технические дефекты, препятствующие эффективному применению указанных норм, и сделать практически реализуемые предложения по их устранению, а также сформулировать предложения по совершенствованию уголовного законодательства.

Отмечу, что не со всеми законодательными предложениями можно согласиться, особенно, если идет речь о совершенствовании российского уголовного законодательства. При формулировании предложений об изменении уголовно-правовых предписаний, автор должен учитывать не только сегодняшнюю ситуацию, но и историю развития уголовного законодательства вообще, конкретных институтов, уголовно-правовых норм в частности.

Полагаю, поставленную цель исследования - проследить тенденции развития уголовного закона об ответственности за посягательства на государственную тайну в Российской Федерации, Эстонии, Латвии и Литве с использованием сравнительного правоведения К. О. Папеевой следует считать достигнутой.

Ранее статья в печати не публиковалась, она изложена понятным литературным языком, что дает основания рекомендовать представленную

Ксенией Олеговной Папеевой научную статью «Уголовная ответственность за посягательства на государственную тайну в России и странах Балтии: сравнительное исследование» к публикации в открытом рецензируемом научном печатном издании.

доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ, Заслуженный деятель науки РФ

А. П. Кузнецов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.