Научная статья на тему 'ИДЕОЛОГИЯ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВА '

ИДЕОЛОГИЯ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
38
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная идеология / политическая идеология / государственность / пропаганда / общественный идеал / патриотизм / state ideology / political ideology / statehood / propaganda / social ideal / patriotism

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дзанагова Маргарита Константиновна, Бетеева Мадина Майрамовна

В статье характеризуется государственная идеология как основа функционирования общества и государства. Проводится анализ ее составляющих и содержательного аспекта современной идеологии России. Рассматриваются отдельные элементы государственной идеологии, существовавшей во времена СССР, проводится сравнение с современной идеологией. Был проанализирован ряд работ зарубежных и российских исследователей, которые занимались изучением вопросов государственной идеологии как вида политической идеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGY AS THE BASIS OF THE STATE

This article analyzes the state ideology as the basis for the functioning of society and the state. The analysis of its components and the content aspect of the modern ideology of Russia is carried out. The authors consider individual elements of the state ideology that existed during the Soviet era and compare them with modern ideology. The comparison and separation of state and political ideology is also carried out, with the establishment of similarities and differences. When writing the article, we analyzed a number of works by foreign and Russian researchers who studied issues of state ideology as a type of political ideology.

Текст научной работы на тему «ИДЕОЛОГИЯ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВА »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_21

ИДЕОЛОГИЯ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВА IDEOLOGY AS THE BASIS OF THE STATE

ДЗАНАГОВА Маргарита Константиновна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 362025, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46. E-mail: dzanagova.margarita@mail.ru;

БЕТЕЕВА Мадина Майрамовна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 362025, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46. E-mail: madina.beteeva@mail.ru;

Dzanagova Margarita Konstantinovna,

candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Faculty of Law, North Ossetian State University. K.L. Khetagurov.

362025, Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz, Vatutina str., 44-46. E-mail: dzanagova.margarita@mail.ru;

Beteeva Madina Mairamovna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law, Faculty of Law, North Ossetian State University. K.L. Khetagurov. 362025, Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz, Vatutina str., 44-46. E-mail: madina.beteeva@mail.ru

Краткая аннотация. В статье характеризуется государственная идеология как основа функционирования общества и государства. Проводится анализ ее составляющих и содержательного аспекта современной идеологии России. Рассматриваются отдельные элементы государственной идеологии, существовавшей во времена СССР, проводится сравнение с современной идеологией. Был проанализирован ряд работ зарубежных и российских исследователей, которые занимались изучением вопросов государственной идеологии как вида политической идеологии.

Abstract. This article analyzes the state ideology as the basis for the functioning of society and the state. The analysis of its components and the content aspect of the modern ideology of Russia is carried out. The authors consider individual elements of the state ideology that existed during the Soviet era and compare them with modern ideology. The comparison and separation of state and political ideology is also carried out, with the establishment of similarities and differences. When writing the article, we analyzed a number of works by foreign and Russian researchers who studied issues of state ideology as a type of political ideology.

Ключевые слова: государственная идеология, политическая идеология, государственность, пропаганда, общественный идеал, патриотизм.

Keywords: state ideology, political ideology, statehood, propaganda, social ideal, patriotism.

Для цитирования: Дзанагова М.К., Бетеева М.М. Идеология как основа государства // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 21-23. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_21.

For citation: Dzanagova M.K., Beteeva M.M. Ideology as the basis of the state // Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 21-23. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_21.

Статья поступила в редакцию: 22.08.2023

Государственная идеология - это разновидность политической идеологии. Чтобы определить, какая государственная идеология проводится в данной стране, следует выяснить, к какой политической идеологии относится доктрина той или иной политической партии или организации. Для этого надо проанализировать уставные документы, пропагандистские материалы и высказывания первых лиц этой организации. Но как установить государственную идеологу, если само государство подчас заявляет, что никакая идеология не может рассматриваться в качестве государственной.

Государственную идеологию отражают высказывания первых лиц страны, информационные сообщения государственных СМИ, законодательство и т.д. Все это позволяет установить совокупность определенных точек зрения.

Если рассматривать идеологию Российской Федерации, то следует отметить, что ее основы были заявлены в 2012 году, когда первые лица страны стали открыто заявлять о необходимости работы по формированию государственной идеологии.

В частности, в ходе пресс-конференции в 2012 г. В.В.Путин говорил об идее строительства государства и подчеркнул, что патриотизм не может не быть основой укрепления нашего государства.

Государственная идеология - это политическая идеология гибридного, то есть смешанного типа. К примеру, идеология СССР основывалась на социализме, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что она содержала в себе ряд собственных положений, начиная от ленинских положений слабого звена капитализма и заканчивая теорией отражения в философии. Государственная идеология советских времен обозначалась как марксизм-ленинизм или как научный социализм, но представляла она из себя не марксизм, а своеобразную смесь из различных положений работ Маркса, Энгельса, Плеханова; в разные периоды - Брежнева, Сталина, трудов работников Института марксизма-ленинизма, советских философов, историков и т.д. [6]

Принято считать, что у каждой страны своя собственная государственная идеология. Однако в таком случае возникает вопрос: как изучать и анализировать государственную идеологию, если в мире 195 государств, а, следовательно, и 195 идеологических конструкций? Отча-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 10(226)

сти это так. Но задача здесь облегчается тем, что у каждой государственной идеологии одна и та же структура. Структура государственной идеологии, не учитывая ее содержательное наполнение, - такая же, как и у любой другой политической идеологии.

Первый элемент государственной идеологии, то есть ее мировоззренческой основы, — это патриотизм, который не может не быть основой укрепления государства.

Второй элемент государственной идеологии - это общественный идеал. Это то, что должно быть приоритетом для жизни государства и его граждан, обеспечивать благополучие всего общества. Как правило, под понятие благополучия подводится идея о лояльности по отношению к господствующему классу. Это означает, что тот, кто действует против правящей власти, разрушает своими действиями благополучие и своего народа, и всей страны в целом [3].

Третий элемент государственной идеологии - это объяснение существующей ситуации. Этим занимается целая армия пропагандистов.

В Советском Союзе пропагандистскую деятельность осуществляли специальные отделы КПСС, которые пронизывали всю государственную организацию сверху донизу.

Наконец, четвертый элемент государственной идеологии - это способы достижения общественно-политического идеала. Под этот элемент подводится тезис о том, что народ должен сплотиться вокруг своих политических лидеров.

Рассмотрим отдельно такой элемент государственной идеологии, как патриотизм.

Патриотизм бывает двух видов: политический, подразумевающий идею согласия с существующей властью или, наоборот, резкое неприятие этой власти, и неполитический, когда человек любит свою культуру, язык и место, в котором он проживает.

Патриотизм нельзя отождествлять с государственной идеологией. Это обусловлено следующим. Существуют либералы, патриоты-социалисты, патриоты-фашисты и даже патриоты-анархисты. Одни из них находятся в вынужденной политической эмиграции или получают тюремные сроки, а другие занимают государственные должности или устраивают провокации на оппозиционных митингах.

Все они патриоты и любят свою страну, но находятся подчас на совершенно разных флангах патриотического поля.

Любая политическая идеология есть отражение бытия социальной группы или класса. Здесь уместно упомянуть немецкого социолога Карла Мангейма, который утверждал, что мышление - это социальный процесс, а у каждой социальной группы или класса свой собственный взгляд на одни и те же вопросы.

Основной социальный носитель государственной идеологии - это класс бюрократии. Конечно, это не означает, что разделять государственную идеологию могут только представители этого класса. Но формируют ее и активно распространяют в обществе именно они.

В основу государственной идеологии положены этнонациональные идеи. Но утверждать, что нация порождает государственную идеологию, нельзя, потому что эта идеология является достаточно цельной идеологической конструкцией, сформулировать которую может только сознательно действующий субъект политики, то есть организация [5].

Таким образом, нация не может создать государственную идеологию - ее создают только представители класса бюрократии, которые осознают, что культурное самосознание, духовные и нравственные ценности, ценностный коды - это сфера жесткой конкуренции, порой объект открытого информационного противоборства.

Государственная идеология распространяется не только с помощью прямых средств государственной пропаганды. Существует такое явление, как идеологические аппараты государства, о которых пропагандист Луи Альтюссер в свое время написал отдельную книгу.

Воспроизводство рабочей силы неизбежно ведет и к воспроизводству государственной идеологии. К примеру, человек идет в школу, потом поступает в техникум и одновременно с получением профессии он впитывает и идеологию господствующего класса [3].

Идеологические аппараты государства, по Альтюссеру, — это государственная система образования, массовая культура, система права, коммерческий спорт и т.д. Но кроме государственной пропаганды и идеологических аппаратов государственную идеологию распространяют также так называемые верноподданнические организации. К примеру, в начале XX столетия в России была антисемитская националистическая организация «Союз русского народа». Эта организация спонсировалась из государственного бюджета, а император Николай II называл ее членов образцом законности и порядка. Сейчас тоже существуют подобные организации - начиная от уже забытого сегодня движения «Идущие вместе» и «Наши» и заканчивая такими структурами, как «Серп», «Мед» и разнообразные казацкие объединения [1].

С начала 2000-х годов в России начался так называемый поиск национальной идеи. Это, конечно, не означает, что раньше государственной идеологии не было - просто та идеология, которая сформировалась в течение 90-х годов, - идеология либерализма и свободного рынка, - перестала устраивать существующий господствующий класс.

Примерно с 2012 г. государственная идеология современной России стала приобретать иные содержательные формы.

Государственная идеология современной России в ее содержательной части - это смесь различных образов, искусственно соединенных друг с другом. В этом искусственном соединении можно различить несколько центральных тем.

Во-первых, это тема Великой Отечественной войны. Государственная пропаганда не один год использует ее. Во-вторых, это тема антиевропеизма и особого пути России. В-третьих, это тема особой фигуры первого лица государства. В-четвертых, это идея о том, что Россия -это содружество различных наций, мирно проживающих друг с другом [4].

В целом, о государственной идеологии можно сказать, что она:

1) представляет собой совокупность представлений, понятий, суждений, составляющих убеждение, верование и различные теории [6],

а в своей совокупности - мировоззрение, свойственное членам общества (вернее, господствующим в нем социальным классам и группам, а также их союзам) на определенном этапе его развития;

2) как правило, навязывается обществу определенной его частью;

3) затрагивает все стороны жизнедеятельности общества и государства;

4) представляет собой мировоззренческую квинтэссенцию господствующих экономических отношений (отношений по управлению собственностью) в обществе и государстве;

5) закрепляет определенный гносеологический идеал, к которому должны стремиться общество и государство в своем развитии, и в связи с этим является организационным, мобилизационным и информационным базисом данного развития;

6) в силу своего доктринального закрепления носит отчасти статичный характер, однако постоянно модернизируется вследствие постоянного изменения общественных отношений в мире в целом и в конкретном государстве в частности.

Государственная идеология, как и любая другая политическая идеология, содержит в себе подчас иррациональные элементы - веры и убежденности.

Кроме того, государственная идеология сознательно формируется господствующим классом. Она распространяется идеологическими аппаратами государства, а также верноподданическими организациями [8].

Государственная идеология - это политическая идеология, но она стоит особняком от последней (проявляющейся в консерватизме, либерализме, социализме и т.д.) потому, что формирует ее государство.

И, наконец, государственная идеология - это гибридная форма политической идеологии.

Несмотря на то, что согласно Конституции, в нашей стране не может быть одной государственной идеологии, все-таки ее отдельные элементы присутствуют, поскольку ни одно общество не может существовать без нее.

По большому счету идеология в государстве — это общественный договор относительно того, что является нормой. Норма в социальных системах — это состояние, не приводящее к разрушению системы. В русской духовной традиции это определялось и определяется понятием «правда». Так, «правдой» на Руси называли еще и признанные правовые нормы. В связи с этим правило «жить по правде» означает не только «не врать», но и соблюдать и укреплять основы общественного устройства.

Соответственно, признание нормы и нормальности на общественно-государственном уровне — это решение о защите социальной общности на основе общих духовных ценностей. К примеру, если какое-то деяние наносит вред обществу, то его однозначно надо пресекать на административном или уголовном уровне. Это вопрос правовых отношений и это тоже «правда». Но идеология является системой более высокого уровня, а значит, право — это функция идеологии, а не наоборот. Принцип «закон превыше всего» работает только тогда, когда в обществе договорились об идейных основаниях этого закона, и если закон не соответствует идеологии, то меняется закон, а не идеология. Законы, как и государство в целом, должны основываться на идеологических принципах. И задачей общества является то, чтобы договориться о том, что хорошо, а что плохо, желательно на значительный временной период. Это уже вопрос цивилизационного развития.

9101)

Библиография:

1. Переводная версия журнала "Современные проблемы науки и образования" "Modern Problems of Science and Education. Surgery» (ISSN - 26862. Волков А.П. Идеология и будущее России. 2-е изд., доп. М., 2007.

3. Игнатьев Н.И., Рахманова А.Н. Современная идеология. Томск, 2006.

4. Кузнецов В.Н. Идеология: социологический аспект: Учебник. М.: Книга и бизнесс, 2006.

5. Михасев В.А. Государственная идеология: понятие, элементы, функции. М., 2007.

6. Рахимов Р.А., Хабибулин А.Г. Государственная идеология // Государство и право. Учебное пособие. М., 2006.

7. Сиваков О.С., Михалец М.А. Теория государства и права. Т. 2. Учебник. Новосибирск, 2007.

8. Материалы интернет-ресурса: www.ideologia.ru

References:

1. Translated version of the journal "Modern Problems of science and education" "Modern Problems of Science and Education. Surgery» (ISSN - 2686-9101)

2. Volkov A.P. Ideology and the future of Russia. 2nd ed., additional M., 2007.

3. Ignatiev N.I., Rakhmanova A.N. Modern ideology. Tomsk, 2006.

4. Kuznetsov V.N. Ideology: Sociological aspect: Textbook. M.: Book and Business, 2006.

5. Mikhasev V.A. State ideology: concept, elements, functions. M., 2007.

6. Rakhimov R.A., Khabibulin A.G. State ideology // State and law. Textbook. M., 2006.

7. Sivakov O.S., Mikhalets M.A. Theory of state and law. Vol. 2. Textbook. Novosibirsk, 2007.

8. Materials of the Internet resource: www.ideologia.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.