Научная статья на тему 'ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В ОБЫЧНОМ ПРАВЕ ОСЕТИН'

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В ОБЫЧНОМ ПРАВЕ ОСЕТИН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
17
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЫЧНОЕ ПРАВО / ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / СЕМЕЙНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / РОДОВАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ОБЩИННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / НАСЛЕДОВАНИЕ / ВЕЩНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бурнацева З.М.

В статье проанализированы нормы обычного права осетин, регулировавшие вещные, обязательственные и наследственные отношения. Автор рассматривает действие обычных правовых норм в условиях натурального хозяйства и общинной социальной организации. Делается вывод о том, что имущественные правоотношения как часть традиционной правовой культуры осетин отражали догосударственные формы общественного развития. Субстанциональные особенности социальной организации патриархального общества обусловили содержание имущественных отношений в обычном праве осетин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPERTY LEGAL RELATIONS IN THE ORDINARY LAW OF OSSETIANS

The article analyzes the customary legal norms of Ossetians regulating property, obligation and inheritance relations. The author examines the operation of ordinary legal norms in the conditions of subsistence farming and community social organization. It is concluded that property legal relations as part of the traditional legal culture of Ossetians reflects pre-state forms of social development. The substantial features of the social organization of patriarchal society determined the content of property relations in the ordinary law of Ossetians.

Текст научной работы на тему «ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В ОБЫЧНОМ ПРАВЕ ОСЕТИН»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 5(221)

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_74 УДК 340.1

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В ОБЫЧНОМ ПРАВЕ ОСЕТИН PROPERTY LEGAL RELATIONS IN THE ORDINARY LAW OF OSSETIANS

БУРНАЦЕВА Залина Мурзабековна,

к.п.н., доцент кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет». 362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Кирова, 37. E-mail: zalina.law@yandex.ru;

BURNATSEVA Zalina Murzabekovna,

PhD, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law Gorsky State Agrarian University.

362040, Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz, Kirova str., 37. E-mail: zalina.law@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье проанализированы нормы обычного права осетин, регулировавшие вещные, обязательственные и наследственные отношения. Автор рассматривает действие обычных правовых норм в условиях натурального хозяйства и общинной социальной организации. Делается вывод о том, что имущественные правоотношения как часть традиционной правовой культуры осетин отражали догосударственные формы общественного развития. Субстанциональные особенности социальной организации патриархального общества обусловили содержание имущественных отношений в обычном праве осетин.

Abstract: The article analyzes the customary legal norms of Ossetians regulating property, obligation and inheritance relations. The author examines the operation of ordinary legal norms in the conditions of subsistence farming and community social organization. It is concluded that property legal relations as part of the traditional legal culture of Ossetians reflects pre-state forms of social development. The substantial features of the social organization of patriarchal society determined the content of property relations in the ordinary law of Ossetians.

Ключевые слова: обычное право, традиционное общество, народное собрание, общественное мнение, семейная собственность, родовая собственность, общинная собственность, наследование, вещные правоотношения, обязательства имущественные правоотношения, частная собственность

Keywords: customary law, traditional society, popular assembly, public opinion, family property, family property, community property, inheritance, property relations, obligations property relations, private property.

Для цитирования: Бурнацева З.М. Имущественные правоотношения в обычном праве осетин //Право и государство: теория и практика. 2G23. № 5(221). С. 74-75. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_74.

For citation: Burnatseva Z.M. Property legal relations in the ordinary law of Ossetians // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 74-75. http://doi.org/10A7643/1815-1337_2023_5_74.

Статья поступила в редакцию: 01.03.2023

Осетинское обычное право (®гъд®у), как исторически сложившаяся система регулирования социальных отношений, обеспечивало репродуктивность и стабильность традиционного общества в целях реализации нормативных ценностей, опирающихся на общее убеждение в их абсолютности, рациональности, бесспорной обязательности и естественности. Стыд, совесть (®фсарм) был идеологическим стержнем данного социального регулятора, поэтому правовые обычаи осетин обладали двойной обязательностью: одновременно являлись внутренними руководителями деятельности людей, и также выражали внешнее влияние на каждую личность. В качестве внешнего принуждения выступала авторитетная непререкаемая власть общественного мнения. Обычаи осетинского народа формировались на протяжении многих веков, имели глубокую социальную основу и были очень действенны в силу своей демократичности и социальной справедливости [1 ,с.21].

В процессе своего исторического развития осетинский народ выработал систему имущественных правоотношений, которая обеспечивала производственные потребности и удовлетворяла экономические интересы общества, его стабильное развитие в условиях преобладания натурального хозяйства и общинной социальной организации. Вещные, обязательственные и наследственные отношения в обычном праве осетин, как и других горских народов, отражали догосударственные формы общественного развития, которые постепенно эволюционировали в направлении военного управления с сохранением прежних традиций и уклада жизни. Л.Г. Свечни-кова в своих исследованиях приводит многочисленные примеры, как в середине XIX века командующими войсками царской армии давались предписания «начальникам участков о сборе народных преданий и обычаев горских племен, известных у них под названием адата и употребляемых в виде законных правил при разбирательстве жалоб, исков и распрей» [2]. Таким образом, чиновники в Российской империи в целях оптимизации региональной политики занимались сбором и фиксацией нормативных предписаний обычаев кавказских народов. Допускалось применение норм обычного права (адатов) в судопроизводстве, что свидетельствует об определенной гибкости политики царской администрации на Северном Кавказе.

Частная собственность как важнейший институт современного права в обычном праве осетин был развит слабо в связи с господством патриархального уклада жизни, поэтому в регулировании вещных отношений основная роль принадлежала институту владения, который был представлен владением родовым (мыкк^г) и владением семейным (бинонт®). Частная собственность распространялась только на одежду, оружие и верховых лошадей. «Семейная община в Осетии является одним из субъектов имущественных прав», - справедливо отмечалось С.С. Ковалевским [З]. Экономическая целесообразность диктовала коллективный характер процесса производства, способствовала сохранению общинных традиций и институтов, в которых не было места индивидуализации.

Классическая осетинская семья (бинонт®), как первичная ячейка традиционного общества основывалась на тех же патриархальных началах, что и древнеримская «familia». Она представляла собой автономный мир, полностью подвластный воле главы семьи, авторитет которого был непререкаемым. «Для традиционного общества осетин была характерна большая патриархальная семья, численностью до З0 человек и больше» [4, с.7З4]. В основу семейной жизни было заложено безусловное уважение стариков, покорность старшим и подчинение их власти, закреплявшей социальный опыт поколений. Почтительное отношение к старшим членам семьи (хистар) - нравственный и правовой императив осетинского общества. Сотрудничество всех членов семьи в освоении материальных и духовных ресурсов гарантировало и соблюдение обычно-правовых предписаний. В состав семейного имущества (бинонты ф^ллой) включались жилые дома, хозяйственные постройки, пахотные земли, сенокосы и пастбища, рабочий скот, инвентарь, предметы домашнего обихода, мебель и посуда, а также сельскохозяйственная продукция. Отдельным зажиточным семьям принадлежали водяные мельницы и пасеки. Понятие крупного хозяйства в разных ущельях Осетии было различным, так в селении Нар, описанном Коста Хетагуровым (1859-1906) в этнографическом очерке «Особа», оно включало одну лошадь, пару быков, две - три коровы, несколько десятков мелкого рогатого скота, домашнюю птицу (куры). Родам принадлежали лесные угодья, выгоны и большая часть пастбищ. «Покосы, пастбища и леса находятся в безраздельном пользовании отдельных фамилий, а пашни составляют собственность исключительно подворную», - писал Коста Хетагуров [5, с.63]. В XIX веке происходит постепенное разложение родовой общины, функции которой переходят к общине соседской (сых). Интенсивность данных процессов отличалась в зависимости от социально-экономических и географических условий жизни на отдельных территориях, в частности быстрее протекала на плоскости, нежели в горной и предгорной местности. В целом, следует отметить, что частнособственнические отношения не стали преобладать, сохранялись традиционные правовые установки в отношении вещных, наследственных, обязательственных прав.

В качестве оснований возникновения земельной собственности следует назвать: захват незанятых участков, в том числе расчистка лесных зарослей, к которой вынуждало осетин малоземелье, особенно в горах и предгорьях; огораживание общинных территорий; право давностного владения; наследование; покупка; цар-

Теоретико-исторические правовые науки

ские пожалования, в основном, за военные заслуги. Пригодные для пашни земли находились в горных, предгорных и равнинных районах Осетии. Горные зона выделялась своим суровым климатом и была малоземельной, где пахотные земли и окраинные земли соседствовали с террасами, созданными упорным тяжелым трудом горцев. Горное животноводство также требовало постоянных и огромных вложений времени и личного труда. Земельные отношения и производственные традиции регулировались нормами обычаев в соответствии с природно - хозяйственными условиями.

Субъектами имущественных правоотношений признавались совершеннолетние мужчины, не пребывающие под опекой родственников, ведущие автономное хозяйство, по аналогии с древнеримскими «патер фамилиас». Полная имущественная правоспособность и моральный авторитет являлись необходимыми и обязательными атрибутами главы семьи (х^дзары хицау). При жизни отца сыновья не могли даже думать о разделе, все братья должны были совместно вести хозяйство, поэтому семья состояла из нескольких поколений, не менее двадцать душ, что обозначалось понятием «неразделенная семья» (®н®у®рст бинонт®).

Правоспособность женщины в имущественных отношениях по обычному праву ограничена в пределах полученного от отца или брата приданного и вдовьей доли, унаследованной из имущества умершего супруга. «Не женщина кормилец семьи», - говорится в осетинской народной пословице. После смерти отца семью мог возглавить старший брат, но его имущественные права по обычному праву были ограниченными, и младшие братья могли требовать раздела семейного имущества, что практически всегда и происходило. Нормы договорного права также отражали социально-экономический уровень развития традиционного общества, слабое проникновение частнособственнических начал в данную сферу. Сделки с движимыми вещами были достаточно распространены, что нельзя сказать о договорах купли-продажи, мены и аренды земли. Все сделки по обычному праву осетин заключались в устной форме при свидетелях. Плата за отчуждаемый земельный участок в горах измерялась в количестве крупного рогатого скота, способном разместиться в его границах. Наблюдались зачатки договора товарищества для совместного осуществления сельскохозяйственных работ (цадамбал), в процессе которых объединялись как совместные усилия членов общины, так и рабочий скот, орудия труда.

Арендные отношения распространялись на земельные участки, скот и сельскохозяйственные инструменты - соха, плуг, борона, сани для перевозки удобрений. Арендная плата за пахотный участок составляла половину урожая, но использовалась редко в связи с малоземельем. Сенокосы и пастбища в аренду не сдавались.

Одним из главных источников семейного дохода осетин было разведение овец, уход за которыми осуществляли исключительно мужчины. Овечья шерсть как после ее первичной обработки, так и в виде сукна или войлока пользовалась большим спросом, ее обменивали на зерно, ткани и другие бытовые товары. Найм рабочей силы, в основном, относился к сезону пастьбы. В пастухи для всей общины нанимался, как правило, местный житель из бедных слоев. Оплата его труда предусматривалась в натуральном виде (л®скъ), а также сельчане брали на себя обязательство по его обеспечению и проживанию в соответствии с условиями договора, установленными сельским сходом. Договоры займа заключались на кабальных условиях. В собрании осетинских адатов Ф. И. Леонтовича (1833-1911) были приведены обычные годовые ставки в размере 125% по договору займа денег и 150% за зерно; за одну корову следовало вернуть корову с теленком, за стадо овец платили половиной отары [б].

Обычное право в своих неписаных нормах довольно подробно определяло все основные вопросы наследования: время открытия наследства, наследственную массу (недвижимую и движимую), круг наследников, очередность и порядок их вступления в наследство, долю каждого наследника, ответственность наследника по долгам наследодателя. Само понятие семьи - «бинонта» непосредственно связано с термином «бын» - «наследство, унаследованное имущество», - указывал В.И. Абаев [7].

К наследованию призывались обязательные наследники - законные сыновья умершего. Если после смерти наследодателя сыновей не оставалось, то имущество делилось между его братьями, а, при их отсутствии - между самыми ближайшими родственниками мужского пола. Коста Xетагуров в своем исследовании отмечает привилегии старшего сына в получении движимого и недвижимого имущества: усадьба (хадзар), одна пашня, один бык, одна корова и десять овец обязательно переходили по праву старшинства. Наследственные права «кавдасардов» - сыновей умершего от наложницы (номылус) были ограничены, особенно в отношении земельных участков. В случае спора между наследниками в раздел имущества могла вмешаться сельская община, и в этом случае народное собрание (ныхас) определяло состав наследников и их доли [8]. Mедиация в патриархальном осетинском обществе играла весьма важную роль не только при разрешении наследственных споров, но и во всех имущественных конфликтах, особенно земельных. На «ныхасе» на основе обычного права рассматривались споры о границах земельных участков, о потраве посевов, о возмещении убытков уничтожением скота и другие. Народное собрание, как главный институт общественного мнения, в условиях действия обычаев (®гъд®у) обладало широкими возможностями в корректировании имущественных отношений и правомерного поведения субъектов права. Существовала система общинных санкций убеждения и принуждения, применявшаяся к правонарушителям, самой строгой мерой из которых был бойкот (хъоды), что делало обязательным соблюдение обычно-правовых норм каждым членом общины.

Таким образом, выполняя функцию проводника обычно-правовых норм в сфере хозяйственной жизни и имущественных отношений, ныхас, с его четко выраженным демократизмом, осуществлял общественную саморегуляцию и консолидацию традиционного социума, поддержание баланса в нем. Имущественные правоотношения, создававшие условия коллективного жизнеобеспечения и взаимопомощи, по сути, являлись фундаментом всей системы обычно - правового регулирования традиционного патриархального общества.

Библиогра фия:

1.Бурнацева 3.M. Действие обычно-правовых норм в современных северокавказских социумах/ 3.M. Бурнацева //Аграрное и земельное право. 2019. №10(178). С. 21-22.

2.Свечникова, Л.Г. Изучение обычного права народов Кавказа в историко-юридической науке: история и современность/ Л.Г. Свечникова // СевероКавказский юридический вестник. - 2009. - №3. - С.38-45.

3.Ковалевский, M.M. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. Т. 1-2 / M. M. Ковалевский - M.: Тип. В. Гатцук, 188б. - 756 c. - Текст электронный. - URL: https://lawbook.online/gosudarstva-prava

4.Дауева, Т.Т. Имущественное право и особенности наследования в традиционном осетинском обществе: гендерный аспект/ Т.Т. Дауева// История, археология и этнография Кавказа. - 2019. - Т.15. - №4. - С. 734 - 741.

5^етагуров, Коста. Собрание сочинений в 5 т. / Коста Xеrтагуров - Mосква: Изд-во Акад. наук СССР, 1959-1961. - Т. 4: Публицистика. - 1960. - 495 с.

6.Леонтович, Ф. И. Адаты кавказских горцев: материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа / Ф. И. Леонтовича. - Одесса:Тип.П.А. Зелено-го,1882-1883.-Текст электронный. - URL: https:// lab-adat.ru>?p =589

7.Абаев, В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка: в 4-х томах / В. И. Абаев; Академия наук СССР, Институт языкознания. - Репринтное воспроизведение с оригинала 195б г. - Mосква: Виком, 199б.- Т.1. - б57 с.

8.Дзанагова, MX, Бетеева, M.M., Xадиков, А.К. Функции и роль ныхаса в осетинском обществе/ MX Дзанагова, M.M. Бетеева, А.К. Xадиков// Аграрное и земельное право. - 2018. - № 2 (158). - С. 85-88.

References:

1. Burnatseva Z.M. The effect of customary legal norms in modern North Caucasian societies/ Z.M. Burnatseva // Agrarian and land law. - 2019. - № 10 (178). - Pp. 21-22.

2.Svechnikova, L.G. The study of the customary law of the peoples of the Caucasus in historical and legal science: history and modernity/ L.G. Svechnikova // North Caucasian Legal Bulletin. - 2009. - No. 3. - pp.38-45.

3. Kovalevsky, M.M. Modern custom and ancient law. The customary law of Ossetians in historical and comparative coverage. Vol. 1-2 / M. M. Kovalevsky - M.: Tip. V. Gatsuk, 1886. - 756 p. - Electronic text. - URL: https://lawbook.online/gosudarstva-prava

4.Daueva, T.T. Property law and peculiarities of inheritance in traditional Ossetian society: gender aspect/ T.T. Daueva// History, Archeology and Ethnography of the Caucasus. - 2019. - Vol.15. - No. 4. - pp. 734-741.

5.Khetagurov, Costa. Collected works in 5 volumes / K. Khetagurcv .Moscow: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1959-1961. Vol.4: Journalism. 1960. 495p

6. Leontovich, F. I. Adats of the Caucasian Highlanders: materials on the customary law of the North and East Caucasus / F. I. Leontovich. - Odessa:Type.P.A. Zeleny, 1882-1883.-Electronic text. - URL: https:// lab-adat.ru>?p =589

7.Abaev, V.I. Historical and etymological dictionary of the Ossetian language: in 4 volumes / V. I. Abaev; Academy of Sciences of the USSR, Institute of Linguistics. -Reprint reproduction from the original 1956 - Moscow: Vicom, 1996. - Vol. 1. - 657 p.

8. Dzanagova, M.K., Beteeva, M.M., Khadikov, A.K. The functions and role of nyhas in Ossetian society/ M.K. Dzanagova, M.M. Beteeva, A.K. Khadikov// Agrarian and land law. - 2018. - № 2 (158). - Pp. 85-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.