Научная статья на тему 'ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВО ГАУ СЕВЕРНОГО ЗАУРАЛЬЯ)'

ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВО ГАУ СЕВЕРНОГО ЗАУРАЛЬЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодое поколение / преподаватель / профессионализм / наука / любознательность / знания / кадры / имидж / индивидуальные особенности / young generation / teacher / professionalism / science / curiosity / knowledge / personnel / image / individual characteristics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Н. Мальчукова, М.В. Виноградова

На протяжении многих веков молодое поколение получает знания от старшего, тем самым способствуя своему развитию и становлению. В настоящее время роль преподавателя поменялась, все больше мы наблюдаем, как работа преподавателя сводится к работе тьютора, потому что сейчас можно найти любую информацию из источников в интернет-пространстве, научиться что-то делать можно и дистанционно, с помощью записанных видеороликов. Но остается уважение к самому преподавателю, особенно к тем, которые своим профессионализмом зажигают в умах и сердцах студентов интерес к науке, повышают любознательность, воспитывают в молодом поколении жажду знаний. В данной статье рассматривается точка зрения современного студента на профессиональный имидж преподавателей вузов. Авторы анализируют, как студенты оценивают внешний вид и манеры преподавателей, как это может повлиять на их восприятие и эффективность обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODERN STUDENT’S VIEW ON THE PROFESSIONAL IMAGE OF A UNIVERSITY TEACHER (THE CASE STUDY OF STATE AGRARIAN UNIVERSITY OF NORTHERN TRANS-URALS)

For many centuries, the younger generation has received its knowledge from the older generation, thereby contributing to its development and formation. Currently, the role of a teacher has changed; more and more we are seeing how the work of a teacher is reduced to the work of a tutor, because now one can find any information from Internet sources, learn how to do something remotely, watching videos. But respect remains for a teacher himself, especially for those whose professionalism ignites interest in science in the minds and hearts of students, increases curiosity, and cultivates a thirst for knowledge in the younger generation. This article examines the point of view of a modern student on the professional image of university teachers. The authors analyze how students evaluate the appearance and manners of teachers, and how this can affect their perception and effectiveness of teaching.

Текст научной работы на тему «ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВО ГАУ СЕВЕРНОГО ЗАУРАЛЬЯ)»

Библиографический список

1. Деньгина М.В. Теоретико-методологические основы самовыражения младших школьников в процессе музыкального обучения. Омский научный вестник. 2010; № 3 (88): 242-246.

2. Shaw S.M., Kleiber D.A., Caldwell L.L. Leisure and identity formation in male and female adolescents: A preliminary examination. Journal of Leisure Research. 1995; № 27 (3): 245-263.

3. Barbot B., Lubart T. Creative potential in educational settings: Its nature, measure, and nurture. Education. 2015; Т. 43, Выпуск 4, № 3-13: 371-381.

4. Carson D.K., Bittner M.T., Cameron B.R., Brown D.M., Meyer S.S. Creative thinking as a predictor of school-aged children's stress responses and coping abilities. Creativity Research Journal. 1994; № 7 (2): 145-158.

5. Byron K., Khazanchi S., Nazarian D. The relationship between stressors and creativity: A meta-analysis examining competing theoretical models. Journal of Applied Psychology. 2010; № 95 (1): 201-212.

6. Sampson F., Hunt C. The Self on the Page: Creative writing and personal development. Jessica Kingsley Publishers, 1998.

7. Волчегорская Е.Ю. Личностно ориентированное эстетическое воспитание младших школьников: методология, теория, практика. Диссертация ... доктора педагогических наук. Челябинск, 2007.

8. Ли М. Песни китайских композиторов для детей в контексте истории нации. Музыкальная культура глазами молодых ученых. Санкт-Петербург: Астерион, 2020: 188-194.

9. Цзоу С. Детская песня в китайской музыкальной культуре: типология жанра. Веснк Беларускага дзяржаунага ун!еерс!тэта культуры i мастацтвау. 2013; № 1 (19). References

1. Den'gina M.V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy samovyrazheniya mladshih shkol'nikov v processe muzykal'nogo obucheniya. Omskijnauchnyj vestnik. 2010; № 3 (88): 242-246.

2. Shaw S.M., Kleiber D.A., Caldwell L.L. Leisure and identity formation in male and female adolescents: A preliminary examination. Journal of Leisure Research. 1995; № 27 (3): 245-263.

3. Barbot B., Lubart T. Creative potential in educational settings: Its nature, measure, and nurture. Education. 2015; T. 43, Vypusk 4, № 3-13: 371-381.

4. Carson D.K., Bittner M.T., Cameron B.R., Brown D.M., Meyer S.S. Creative thinking as a predictor of school-aged children's stress responses and coping abilities. Creativity Research Journal. 1994; № 7 (2): 145-158.

5. Byron K., Khazanchi S., Nazarian D. The relationship between stressors and creativity: A meta-analysis examining competing theoretical models. Journal of Applied Psychology. 2010; № 95 (1): 201-212.

6. Sampson F., Hunt C. The Self on the Page: Creative writing and personal development. Jessica Kingsley Publishers, 1998.

7. Volchegorskaya E.Yu. Lichnostno orientirovannoe 'esteticheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov: metodologiya, teoriya, prakiika. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2007.

8. Li M. Pesni kitajskih kompozitorov dlya detej v kontekste istorii nacii. Muzykal'naya kul'tura glazami molodyh uchenyh. Sankt-Peterburg: Asterion, 2020: 188-194.

9. Czou S. Detskaya pesnya v kitajskoj muzykal'noj kul'ture: tipologiya zhanra. Vesnik Belaruskaga dzyarzhaynaga yniversit'eta kul'tury i mastactvay. 2013; № 1 (19).

Статья поступила е редакцию 26.04.24

УДК 378.1

Malchukova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), sensor lecturer, Department of Mathematics and Informatics, State Agrarian University of Northern Trans-Urals

(Tyumen, Russia), E-mail: Npescova06@yandex.ru

Vinogradova M.V., senior teacher, Department of Mathematics and Informatics, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia); senior teacher,

Public Educational Institution of Higher Professional Education, The Ural State University of Railway Transport (Yekaterinburg, Russia), E-mail: vinmarvlad@yandex.ru

A MODERN STUDENT'S VIEW ON THE PROFESSIONAL IMAGE OF A UNIVERSITY TEACHER (THE CASE STUDY OF STATE AGRARIAN UNIVERSITY OF NORTHERN TRANS-URALS). For many centuries, the younger generation has received its knowledge from the older generation, thereby contributing to its development and formation. Currently, the role of a teacher has changed; more and more we are seeing how the work of a teacher is reduced to the work of a tutor, because now one can find any information from Internet sources, learn how to do something remotely, watching videos. But respect remains for a teacher himself, especially for those whose professionalism ignites interest in science in the minds and hearts of students, increases curiosity, and cultivates a thirst for knowledge in the younger generation. This article examines the point of view of a modern student on the professional image of university teachers. The authors analyze how students evaluate the appearance and manners of teachers, and how this can affect their perception and effectiveness of teaching.

Key words: young generation, teacher, professionalism, science, curiosity, knowledge, personnel, image, individual characteristics

Н.Н. Мальчукова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Государственный аргарный университет Северного Зауралья», г. Тюмень,

E-mail: Npescova06@yandex.ru

М.В. Виноградова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень, ФГБОУ ВО «Уральский

государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург, E-mail: vinmarvlad@yandex.ru

ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВО ГАУ СЕВЕРНОГО ЗАУРАЛЬЯ)

На протяжении многих веков молодое поколение получает знания от старшего, тем самым способствуя своему развитию и становлению. В настоящее время роль преподавателя поменялась, все больше мы наблюдаем, как работа преподавателя сводится к работе тьютора, потому что сейчас можно найти любую информацию из источников в интернет-пространстве, научиться что-то делать можно и дистанционно, с помощью записанных видеороликов. Но остается уважение к самому преподавателю, особенно к тем, которые своим профессионализмом зажигают в умах и сердцах студентов интерес к науке, повышают любознательность, воспитывают в молодом поколении жажду знаний. В данной статье рассматривается точка зрения современного студента на профессиональный имидж преподавателей вузов. Авторы анализируют, как студенты оценивают внешний вид и манеры преподавателей, как это может повлиять на их восприятие и эффективность обучения.

Ключевые слова: молодое поколение, преподаватель, профессионализм, наука, любознательность, знания, кадры, имидж, индивидуальные особенности

На протяжении многих веков молодежь получает научные знания от старшего поколения, тем самым способствуя своему развитию и становлению. В советское время перед педагогом высшей школы стояла задача, которая была сведена к поиску нового научного знания и передаче этого знания студенту.

Все больше мы наблюдаем, как работа преподавателя сводится к работе тьютора. Это происходит по причине того, что сейчас можно найти любую информацию из источников, размещенных в интернет-пространстве, научиться что-то делать можно и дистанционно, с помощью записанных видеороликов. В век цифровой трансформации новое поколение Z стремится к получению новых знаний, которые можно получить, не выходя из дома, в комфортной обста-

новке и сформировать индивидуальную образовательную траекторию, используя различные онлайн-курсы.

В связи с новыми вызовами молодого поколения перед педагогом высшей школы были поставлены новые задачи. Для сохранения эффективности и заинтересованности в своей ведущей дисциплине, развития у студентов интереса к науке, повышения любознательности, воспитания в молодом поколении жажду знаний преподавателю необходимо усовершенствоваться.

При этом конкурентоспособный преподаватель вуза должен обладать совокупностью универсальных качеств личности, а именно - организатора, аналитика, психолога, компетентного специалиста в области преподаваемой дисципли-

ны и эрудированного в различных областях научных знаний. Таким образом, без формирования положительного имиджа педагога невозможна реализация перечисленных выше качеств личности педагога.

С научной точки зрения в 70-х годах ХХ века многие российские ученые рассматривали имидж как технологию личного обаяния. Так, В.М. Шепель акцентировал внимание на практическом предназначении имиджа, пытаясь сделать общение радостным и взаимопритягательным [1]. Такие авторы научных исследований, как Гуревич П.С., Жмырикова А.Н. и др., рассматривали имидж как специально разработанный образ, попадающий в сознание целевой аудитории, который, исходя из качеств личности, соответствовал бы ожиданиям и основывался на необходимости достижения психологической защиты и социального успеха.

По мнению Л.Ю. Донской, имидж преподавателя высшей школы - это собирательный образ, включающий в себя такие компоненты качества личности, как дисциплинированность, профессионализм, трудолюбие, энтузиазм, искренность, способствующихе его эффективной работе [2].

Обучение аграрным профессиям является важным и значимым процессом, так как продовольственная безопасность нашей страны находится в руках будущих специалистов агропромышленного комплекса. Поэтому очень важно понимать для совершенствования профессорско-преподавательского состава и дальнейшего развития высшего образования, правильно ли исполняют свои профессиональные обязанности профессора и преподаватели аграрного вуза [3].

Профессиональный имидж педагога представляет универсальную структуру, педагогическая специфика которой заключается в содержательном наполнении основных элементов личности педагога, а именно:

1. Одежда, мимика, профессиональный подход к построению межличностных отношений, особенности тембра голоса, постановка речи, профессиональный подход к преподаваемой дисциплине. Внешний имидж - это один из главных элементов профессионального имиджа, от которого может зависеть психологическая обстановка на занятиях, взаимопонимание педагога и студента, облегчая или, наоборот, затрудняя общение.

2. Внутренний имидж педагога - это личностные коммуникативные качества педагога, его эмоциональное, духовное, интеллектуальное развитие, общеобразовательная компетентность, мотивы педагогической деятельности.

3. Особенности педагогической деятельности - это целенаправленное умение использовать вербальные и невербальные техники общения, знания преподаваемой дисциплины, умение провести занятие на одном дыхании. Все это будет залогом успеха в карьере педагога.

Перечисленные элементы личности педагога взаимосвязаны и представляют собой целостную систему. Отсутствие внутреннего и внешнего профессионального имиджа приводит к потере индивидуальности педагога. Важно не только то, чтобы проецируемый образ соответствовал социальным нормам, но и чтобы он органично интегрировался в структуру личности педагога [4].

Цель статьи - оценить профессиональный имидж преподавателя аграрного вуза на примере ГАУ Северного Зауралья

В ходе изучения нашей проблемы нами были поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать научно-педагогическую литературу и изучить особенности профессионального имиджа преподавателя аграрного вуза.

2. Выявить факторы, влияющие на профессиональный имидж преподавателя аграрного вуза.

Практическая значимость исследования в том, что в нем обоснована необходимость создания курсов повышения по совершенствованию профессионального имиджа преподавателя.

Научная новизна исследования:

- выявлены и рассмотрены сущностные характеристики профессионального имиджа педагога с точки зрения современного студенческого сообщества.

- Определены требования к профессиональному имиджу педагога высшей школы.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Методы познания (опрос, наблюдение).

3. С помощью статистических, качественных и количественных методов произведен анализ полученных данных, на основании которых были описаны выводы [5; 6].

Преподаватель вуза находится в постоянном контакте со студентами, где профессиональный имидж играет немаловажную роль, помогая студентам раскрыться и начать свою личную траекторию профессионального и научного роста.

Анализ научно-педагогической литературы раскрыл некоторые особенные черты профессионального имиджа преподавателя:

а) профессиональный имидж педагога всегда складывается в субъективную картину качеств личности педагога;

б) имидж педагога - это целый функционал, обладающий творческими способностями, коммуникабельностью, правилами этикета;

в) процесс становления профессионального имиджа преподавателя идет по индивидуальному и четко сформированному маршруту;

г) профессиональный имидж преподавателя - это всегда эталон подражания, к которому стремятся студенты.

С целью изучения имиджа преподавателя вуза проведено исследование, в котором приняли участие студенты второго курса очного обучения бакалавриата по направлению подготовки «Агроинженерия» в возрасте от 18 до 20 лет и в количестве 95 человек.

В начале констатирующего эксперимента студентам было предложено про-диагностировать уровень профессиональной компетентности педагога по показателям (табл. 1).

Каждый показатель, характеризующий профессиональные знания умения и навыки, оценивается от 0 до 3 баллов (0 баллов - педагог не владеет необходимым уровнем знаний, умений и навыков; 1 балл - минимальный уровень владения педагогом профессиональными знаниями умениями и навыками; 2 балла - средний уровень владения педагогом необходимыми знаниями умениями и навыками; 3 балла - высокий уровень владения необходимых знаний умений и навыков).

Таблица 1

Профессиональные компетенции педагога высшей школы

№ п/п Профессиональные умения, знания, навыки Уровень умений(%)

1. Преподаватель владеет системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов Высокий (100%)

2. Преподаватель обладает системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его индивидуальных особенностях средний

3. Преподаватель владеет системой знаний об истории и современных тенденциях развития педагогических концепций и основных учебных дисциплин высокий

4. Преподаватель знает организацию опытно-экспериментальной и исследовательской работы в области научного исследования. Способен вести научный поиск, готовность к инновациям и научному творчеству высокий

5. Преподаватель обладает системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, владеет современными педагогическими технологиями высокий

6. Преподаватель умеет организовывать образовательный в различных социокультурных условиях высокий

7. Преподаватель владеет умениями проектирования, оценивания и коррекции образовательного процесса высокий

Анализируя ответы студентов в рамках предложенной диагностики, было выявлено, что их полностью устраивает уровень профессиональной компетентности педагога.

На втором этапе эксперимента был проведен опрос, в ходе которого было рассмотрено два вопроса-рассуждения в форме эссе, которое предполагало выражение собственных размышлений относительно поставленных вопросов.

На вопрос о том, насколько важна роль преподавателя в учебном процессе, респонденты единогласно ответили, что роль преподавателя в образовательном процессе неоспорима. Студенты ожидают от преподавателя не только передачи знаний, но и наличия определенных личностных качеств. Внешний вид, речь и стиль преподавания - все это может повлиять на восприятие обучающихся. От преподавателя ожидается высокий уровень компетентности и понимания предмета, что позволяет преподавателю преподнести материал информативно и увлекательно.

Большинство респондентов на вопрос о том, какими качествами личности должен обладать преподаватель, ответили, что в первую очередь он должен быть компеае нтныа.рродированным.требовательнымисправедливым, а таыре об разцом для подражания, проявлять дисциплинированность и входить в положение студентов (рис. 1).

■ Кымпеыемымый

■ Эрудированный

■ Требовательный

■ Дынцыnлымывывлммый

■ Пымымлющый Проблемы ныуоемыыв

■ Смнлвеблывый

Рис. 1. Качества личности преподавателя высшей школы

10%

Многие респонденты полагают, что преподаватель должен находить баланс между строгостью и доброжелательностью. Однако важно не только обладать навыками организации учебных занятий, но и уметь привлекать и удерживать внимание обучающихся. Коммуникабельность, ораторские навыки и способность создавать интересный и понятный материал являются весьма важными качествами личности преподавателя, которые характеризуют степень его профессионализма.

Преподаватель в глазах обучающегося является примером для подражания. По мнению респондентов, педагог направляет, корректирует не только знания, но и характер обучающегося, и его труд бесценен. Для многих преподаватель высшей школы - это проводник в мир науки. Приведем некоторые высказывания студентов о преподавателе:

«Для меня преподаватель - человек, который готов не только пересказать научные знания, но и помочь разобраться в них. Для меня преподаватель - проводник к восприятию мира с другой точки зрения - научной. Быть преподавателем - это не только хорошо разбираться в предмете, но и уметь устанавливать контакт с обучаемыми, передавать знания. Преподаватель должен балансировать между строгостью и доброжелательностью, всегда оставаться справедливым, объективным и понимающим, что перед ним сидят такие же люди».

«Для меня преподаватель - это человек, который сопровождает тебя в период твоего развития. Он направляет, корректирует не только твои знания, но и характер. Это слово вызывает у меня двоякие эмоции. С одной стороны - приятные воспоминания о преподавателях в школе, которые умели достойно преподносить материал своим ученикам и имели хорошее чувство юмора. С другой - отвращение к тем, из-за чьей некомпетентности и предвзятости я так и не смогла понять предмет. Имидж преподавателя, как мне кажется, можно трактовать по-разному. Это может быть как его внешний вид, так и то, как он себя преподносит, какое впечатление вызывает, какую держит репутацию».

Однако наряду с профессиональными качествами студенты ценят личностные качества преподавателя. Позитивность, доброта, статус, харизма, авторитетность и лояльность ко всем обучающимся формируют положительные отзывы учащихся к педагогу [7]. По мнению респондентов, главной составляющей про-

Библиографический список

фессионального имиджа преподавателя выступает умение выстраивать взаимоотношения между обучающимися на уровне доверия и уважения [8].

Основная задача преподавателя - не только передача знаний, но и грамотная их подача. Интересные лекции, хорошая подготовка к ним и умение привлечь внимание слушателей - неотъемлемая часть педагогического искусства. Методы преподавания, умение доходчиво и доступно изложить материал - вот чего ожидают обучающиеся от своих преподавателей.

Следует отметить, что высокая требовательность к личности и качеству работы педагога высшей школы является главным мотивом его саморазвития [9]. Если педагог сможет адекватно использовать свой потенциал, реализация профессиональных функций его будет более успешной.

Таким образом, идеальный педагог должен сочетать в себе как профессиональные, так и личностные качества. Компетентность в предмете, опыт и хорошая репутация позволяют преподавателю быть авторитетом для студентов, а личностные качества создают благоприятную атмосферу обучения [9]. Отношение со студентами, позитивный настрой и интересные лекции - важные составляющие успеха преподавателя в учебном процессе [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам практического исследования в рамках изучения профессионального имиджа преподавателя мы пришли к следующим выводам:

1. Профессиональный имидж - это многогранный, визуальный и духовный образ эталона преподавателя высшей школы, черты которого сливаются в одну высококультурную и психологически устойчивую модель человека слова. Профессиональный имидж педагога всегда собирается в субъективную картину качеств личности педагога.

2. Факторы, влияющие на профессиональный имидж преподавателя аграрного вуза, обусловлены природным даром преподавателя, его коммуникабельностью, чувством стиля в выборе одежды и, конечно, знанием своего предмета. Студенты вуза ценят в своем педагоге его инициативность и терпение, ведь благодаря этой черте преподаватели занимают почетные места в конкурсах, раскрывают свой потенциал в грантах, проектной деятельности.

3. Важно помнить, что профессиональный имидж преподавателя вуза всегда влияет на имидж самой образовательной организации, поэтому преподаватель должен постоянно повышать свое педагогическое мастерство.

1. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. Москва: Народное образование, 2002.

2. Донская Л.Ю. Психологические условия формирования имиджа преподавателя высшей школы. Диссертация ... кандидата психологических наук. Ставрополь, 2004.

3. Гончаренко О.Н., Ларионова Н.П. Реализация профессиональных компетенций в аграрном вузе. Агропродовольственная политика России. 2013; № 3 (15): 81-85.

4. Егоров И.В. Исследование представлений студентов об образе преподавателя педагогического вуза. Вестник ПСТГУIV: Педагогика. Психология. 2013; Выпуск 4 (31): 123-133.

5. Малыукова Н.Н., Виноградова М.В. Религия как фактор, влияющий на поликультурное образование современной молодежи. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 240-242.

6. Vinogradova M.V. Mathematical statistics in the professional activity of future engineers Bachelor's degree programs Technosphere security. E3S Web of Conferences. 2021.

7. Виноградова М.В., Малыукова Н.Н. Ценностные ориентации будущего агрария в профессиональной деятельности (на примере ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья). Мир науки, культуры, образования. 2018; № 4 (71): 147-149.

8. Малыукова Н.Н. Готовность к самообразованию как педагогическая проблема. Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи: сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2014: 113-114.

9. Куликова С.В. Трансформация российской образовательной среды и переход к цифровой педагогике Мир науки. Педагогика и психология. 2021; Т. 9, № 5.

10. Малыукова Н.Н., Виноградова М.В. Мотивация к обучению как фактор успешности учебной деятельности студентов. АПК: инновационные технологии. 2023; № 2 (61): 60-66.

References

1. Shepel' V.M. Imidzhelogiya. Kak nravit'sya lyudyam. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2002.

2. Donskaya L.Yu. Psihologicheskie usloviya formirovaniya imidzha prepodavatelya vysshejshkoly. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Stavropol', 2004.

3. Goncharenko O.N., Larionova N.P. Realizaciya professional'nyh kompetencij v agrarnom vuze. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2013; № 3 (15): 81-85.

4. Egorov I.V. Issledovanie predstavlenij studentov ob obraze prepodavatelya pedagogicheskogo vuza. VestnikPSTGUIV: Pedagogika. Psihologiya. 2013; Vypusk 4 (31): 123-133.

5. Mal'chukova N.N., Vinogradova M.V. Religiya kak faktor, vliyayuschij na polikul'turnoe obrazovanie sovremennoj molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 240-242.

6. Vinogradova M.V. Mathematical statistics in the professional activity of future engineers Bachelor's degree programs Technosphere security. E3S Web of Conferences. 2021.

7. Vinogradova M.V., Mal'chukova N.N. Cennostnye orientacii buduschego agrariya v professional'noj deyatel'nosti (na primere FGBOU VO GAU Severnogo Zaural'ya). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 4 (71): 147-149.

8. Mal'chukova N.N. Gotovnost' k samoobrazovaniyu kak pedagogicheskaya problema. Problemy formirovaniya cennostnyh orientirov v vospitanii sel'skoj molodezhi: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 113-114.

9. Kulikova S.V. Transformaciya rossijskoj obrazovatel'noj sredy i perehod k cifrovoj pedagogike Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2021; T. 9, № 5.

10. Mal'chukova N.N., Vinogradova M.V. Motivaciya k obucheniyu kak faktor uspeshnosti uchebnoj deyatel'nosti studentov. APK: innovacionnye tehnologii. 2023; № 2 (61): 60-66.

Статья поступила в редакцию 23.03.24

УДК 371.8:378.4

Garipova G.R., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Bashkir State Agrarian University (Ufa, Russia), E-mail: mumik1380@mail.ru Izimarieva Z.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Bashkir State Agrarian University (Ufa, Russia), E-mail: izimarieva@yandex.ru Kalugina Yu.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Bashkir State Agrarian University (Ufa, Russia), E-mail: kel-2004@yandex.ru

THE SPECIFICS OF CAREER GUIDANCE WORK OF A UNIVERSITY DIRECTED AT JUNIOR SCHOOL CHILDREN. Career guidance is one of the most important strategic tasks for the development of the younger generation and should begin with primary school age. Early career guidance or professionalization is aimed at identifying personal traits, and interests of a younger student, which in the future will let them make an informed professional choice. The task of career guidance for students of primary school is to reveal the world of the profession for school children. The objective of this article is to single out the organization peculiarities of the career guidance work with younger students inside a university's building. A lesson-excursion with the involvement of practicing scientists in the agricultural sector

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.