Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНУЮ РЕКЛАМУ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ «ВКОНТАКТЕ»)'

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНУЮ РЕКЛАМУ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ «ВКОНТАКТЕ») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет-ресурс / патриотическое воспитание / социальная сеть VK / пользователь / Internet resource / patriotic education / VK social network / user

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Н. Мальчукова, М.В. Виноградова

В данной статье рассматривается тема формирования патриотического воспитания молодежи через социальные сети, изучение которой в настоящее время является крайне актуальным направлением, поскольку мир встал на ступень критичности отношений людей друг другу, и нам необходимо отстаивать свои исторические границы и любить Родину. В настоящее время переход к информационному обществу осуществляется через рекламу. Реклама всегда была, есть и будет двигателем торговли, а также важным социальным и культурным связующим звеном общества. Одним из самых популярных интернет-ресурсов сегодня являются социальные сети. Практически невозможно найти молодого человека, который не был бы зарегистрирован хотя бы в одной социальной сети, и анализ психологического воздействия социальной рекламы на воспитание патриотизма у молодежи и общества в целом является актуальным. Исследование психолого-педагогической, научной литературы показывает, что пользователи Интернета неизбежно сталкиваются с социальной рекламой, в связи с чем цель нашего исследования заключается в выявлении степени повышения патриотизма с помощью социальной рекламы в социальных сетях (на примере социальной сети «В Контакте»), и ее психологическое воздействие на студентов. Основное внимание в исследовании авторами акцентируется на результатах социологического опроса о выявлении отношения пользователей VK к социальной рекламе по теме патриотического воспитания, проведенного среди молодежи в возрасте от 17 до 20 лет. Полученные результаты показывают, что социальная сеть, обладая востребованным в молодежной среде контентом, дает возможность создания информационного пространства, реальных условий для организации взаимодействия всех участников группы на основе консенсуса мнений, проявления личных качеств, знаний и навыков каждого, а также и мотивации к участию в общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.Н. Мальчукова, М.В. Виноградова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PATRIOTIC EDUCATION THROUGH SOCIAL ADVERTISING IN SOCIAL NETWORKS (THE CASE STUDY OF “VKONTAKTE”)

The article discusses a topic of formation of patriotic education of young people through social networks, the study of which is currently extremely relevant, since the human world has risen to the stage of criticality of people’s relationships with each other, and who better than us needs to defend our historical borders and love the Motherland. Currently, the transition to the information society is carried out through advertising. Advertising has always been, is and will be the engine of trade, as well as an important social and cultural link of society. One of the most popular Internet resources today is social networks. It is almost impossible to find a young person who has not been registered in at least one social network, and the analysis of the psychological impact of social advertising on the education of patriotism among young people and society as a whole is relevant. The analysis of psychological, pedagogical, scientific literature shows that Internet users inevitably encounter social advertising, in connection with which the purpose of our study is to identify the degree of increasing patriotism through social advertising in social networks (using the example of the social network “VKontakte”) and its psychological impact on students. The main attention in the study is focused by the authors on the results of a sociological survey on the identification of the attitude of VK users to social advertising on the topic of patriotic education conducted among young people aged 17–20 years. The results of the study show that the social network, having content in demand among young people, makes it possible to create an information space, creating real conditions for the organization of interaction of all group members based on consensus of opinions, the manifestation of personal qualities, knowledge and skills of each, as well as motivation to participate in public life.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНУЮ РЕКЛАМУ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ «ВКОНТАКТЕ»)»

The monologue consists of 8 replicas, due to psychophysiological features and based on the level of English proficiency at this level of education, as a rule, it is advisable to divide two lines for each student. Such a volume allows you to remember your role without much difficulty and play the scene quite successfully. The role of Sam will involve 4 students with different levels of training. There is a mention of trees and flowers in the text, thanks to the children's great imagination and activity, several more children can be involved. Depicting flowers and trees, students invest a lot of imagination and fiction. Thus, a small monologue allows you to involve the maximum number of schoolchildren in class and a non-standard approach enlivens the learning process. When studying the following modules, the children are already looking forward to the next passage from the fairy tale "The toy soldier", looking forward to joint creative work on the text. Since the standard group includes 10-15 students, this monologue can be played with two teams of students, which makes it possible to cover almost the entire language group and all students in class, regardless of the level of English proficiency at this stage of learning.

Such an approach, "with the flexibility of methodical thinking" [6], makes it possible to relieve psychological stress even among the weakest students in terms of language and promotes their active involvement in the creative process. Even roles without words evoke stormy delight and pleasure in younger students, if it is necessary to depict animals in a plot with a variety of gestures and movements, and even inanimate objects, like trees or flowers. The preparatory "fuss" itself is a great pleasure for students of primary school age. The volume of replicas does not cause difficulties in quick memorization and presentation even for weak students.

The introduction of innovative technologies forces teachers to improve their professional competence in the field of organizing the educational process. For the successful application of interactive methods in the educational process, a secondary school teacher is recommended to undergo preliminary theoretical training, and it is also advisable to take a personal part in interactive trainings. The exchange of experience at educational and methodological seminars, conferences also contributes to improving the professional competence of teachers. Thus, instead of the "chaotic" use of individual interactive methods in practice, the teacher can move on to the systematic and thoughtful use of advanced technologies, for example, various role-playing games on a professionally assigned topic, computer technologies (online tests and exercises, educational programs, editing machine translation), etc.

Such a non-standard approach contributes to the creation of a benevolent creative atmosphere in class, and such a boring and difficult task as reading a dialogue/ polylogue is subsequently rewarded with the following fun and exciting task related to playing a polylogue by roles. It is fair to say that the game is a powerful methodological tool of the teacher [7] and the expectation of the game is in this case a kind of compensatory element of reading.

Библиографический список

Thanks to the introduction of gaming interactive technologies in the educational process, the teacher manages to achieve emotional contact with students, at the same time they gain experience in practical creative interaction with each other, which is also important for any team. We can agree with those researchers who say that the use of interactive technologies makes it possible to reduce ultimately their own teacher's speech activity in the classroom, stimulating the (speech)creative and communicative-cognitive activity of schoolchildren, including through the use of group, interactive forms of work [3].

Another important factor in the successful verbal interaction of the entire team is the creation of joint educational and cognitive activities against the backdrop of a favorable psychological background. Here the decisive role is played by the position of the teacher, his or her ability to direct and organize properly the speech activity of students, which is fully consistent with the principles of linguodidactic pluralism, which is considered not as a teacher's chaotic teaching actions, but, first of all, as the optimal choice of technologies, means and teaching methods [8]. I.N. Bychkova notes that effective interaction involves not only a confident command of the language, its orthoepic, linguistic, speech, stylistic and other norms, the ability to correlate them with the situation of communication, but also the presence of psychological contact with the interlocutor [9].

The final stage in any kind of interaction ends invariably with reflection. Students not only systematize the acquired knowledge on their own, but also can positively evaluate their activities in the lesson, which can help increase the motivational component of not only this lesson, but also subsequent lessons. In the future, we can agree with A.A. Kolesnikov, suggesting that if the text has an interesting form for the student, interesting content, accessible volume, then such content activates the motivational field of the subject, which ensures the effective formation of competence [4].

During the lesson, we are of the opinion that it is necessary to combine various forms of interaction between students and the teacher, i.e. there are necessarily passive, active and interactive teaching methods, without unjustified exaggeration of the importance of any one of them to the detriment of the others. Without questioning the importance and necessity of traditional teaching methods at the linguistic and communicative levels in teaching a foreign language, nevertheless, it should be recognized that it is innovative methods that are most suitable for solving problems of a spiritual and cognitive level. This point of view is confirmed not only by the opinion of teachers and practitioners who use successfully interactive methods in their teaching activities, but also by the research of scientists.

Thus, we come to the conclusion that such a difficult type of learning activity for a younger student as reading, as a result of all the efforts made by the teacher, taking into account all the difficulties on the way to successful reading in English, becomes a more attractive process, motivating to receive a certain positive feedback from the student.

1. Артына М.К., Доржу Н.С. Опыт использования интерактивных методов на занятиях английского языка в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2016; № 2 (57): 100-103.

2. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Урок иностранного языка и интерес учащихся как показатель его результативности. Иностранные языки в школе. 2022; № 1: 2-10.

3. Плаксина И.В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании: методическое пособие. Владимир: Издательство ВлГУ 2014.

4. Колесников А.А. К вопросу о взаимосвязи цели, содержания и результатов обучения иностранным языкам. Иностранные языки в школе. 2022; № 2: 13-21.

5. Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс Д. Английский язык. 3 класс: учебник. Москва: Express Publishing: Просвещение, 2012.

6. Барышников Н.В. Насущные проблемы методики обучения иностранным языкам как искусства. Иностранные языки в школе. 2022; № 3: 4-12.

7. Щербатых А.А. Развитие межкультурных и медиационных умений с помощью ролевой игры на уроках английского языка в средней школе. Иностранные языки в школе. 2022; № 1: 28-34.

8. Барышников Н.В. Насущные проблемы методики обучения иностранным языкам как науки. Иностранные языки в школе. 2022; № 2: 4-12.

9. Бычкова В.О. Организация совместной деятельности учащихся на уроке иностранного языка. Иностранные языки в школе. 2022; № 1: 27-35.

References

1. Artyna M.K., Dorzhu N.S. Opyt ispol'zovaniya interaktivnyh metodov na zanyatiyah anglijskogo yazyka v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; № 2 (57): 100-103.

2. Gal'skova N.D., Nikitenko Z.N. Urok inostrannogo yazyka i interes uchaschihsya kak pokazatel' ego rezul'tativnosti. Inostrannyeyazyki v shkole. 2022; № 1: 2-10.

3. Plaksina I.V. Interaktivnye tehnologii v obucheniii vospitanii: metodicheskoe posobie. Vladimir: Izdatel'stvo VlGU, 2014.

4. Kolesnikov A.A. K voprosu o vzaimosvyazi celi, soderzhaniya i rezul'tatov obucheniya inostrannym yazykam. Inostrannye yazyki v shkole. 2022; № 2: 13-21.

5. Bykova N.I., Duli D., Pospelova M.D., 'Evans D. Anglijskij yazyk. 3 klass: uchebnik. Moskva: Express Publishing: Prosveschenie, 2012.

6. Baryshnikov N.V. Nasuschnye problemy metodiki obucheniya inostrannym yazykam kak iskusstva. Inostrannye yazyki v shkole. 2022; № 3: 4-12.

7. Scherbatyh A.A. Razvitie mezhkul'turnyh i mediacionnyh umenij s pomosch'yu rolevoj igry na urokah anglijskogo yazyka v srednej shkole. Inostrannye yazyki v shkole. 2022; № 1: 28-34.

8. Baryshnikov N.V. Nasuschnye problemy metodiki obucheniya inostrannym yazykam kak nauki'. Inostrannye yazyki v shkole. 2022; № 2: 4-12.

9. Bychkova V.O. Organizaciya sovmestnoj deyatel'nosti uchaschihsya na uroke inostrannogo yazyka. Inostrannye yazyki v shkole. 2022; № 1: 27-35.

Статья поступила в редакцию 13.07.23

УДК 372.82

Malchukova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), sensor lecturer, Department of Mathematics and Informatics, State Agrarian University of Northern Trans-Urals (Tyumen, Russia), E-mail: Npescova06@yandex.ru

Vinogradova M.V., senior teacher, Department of Mathematics and Informatics, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia); senior teacher, Public Educational Institution of Higher Professional Education, The Ural State University of Railway Transport (Yekaterinburg, Russia), E-mail: vinmarvlad@yandex.ru

FORMATION OF PATRIOTIC EDUCATION THROUGH SOCIAL ADVERTISING IN SOCIAL NETWORKS (THE CASE STUDY OF "VKONTAKTE".) The article discusses a topic of formation of patriotic education of young people through social networks, the study of which is currently extremely relevant, since the human world has risen to the stage of criticality of people's relationships with each other, and who better than us needs to defend our historical borders and love the Motherland.

Currently, the transition to the information society is carried out through advertising. Advertising has always been, is and will be the engine of trade, as well as an important social and cultural link of society. One of the most popular Internet resources today is social networks. It is almost impossible to find a young person who has not been registered in at least one social network, and the analysis of the psychological impact of social advertising on the education of patriotism among young people and society as a whole is relevant. The analysis of psychological, pedagogical, scientific literature shows that Internet users inevitably encounter social advertising, in connection with which the purpose of our study is to identify the degree of increasing patriotism through social advertising in social networks (using the example of the social network "VKontakte") and its psychological impact on students. The main attention in the study is focused by the authors on the results of a sociological survey on the identification of the attitude of VK users to social advertising on the topic of patriotic education conducted among young people aged 17-20 years. The results of the study show that the social network, having content in demand among young people, makes it possible to create an information space, creating real conditions for the organization of interaction of all group members based on consensus of opinions, the manifestation of personal qualities, knowledge and skills of each, as well as motivation to participate in public life.

Key words: Internet resource, patriotic education, VK social network, user

Н.Н. Мальчукова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень,

E-mail: Npescova06@yandex.ru

М.В. Виноградова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень,

ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург, E-mail: vinmarvlad@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНУЮ РЕКЛАМУ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ «ВКОНТАКТЕ»)

В данной статье рассматривается тема формирования патриотического воспитания молодежи через социальные сети, изучение которой в настоящее время является крайне актуальным направлением, поскольку мир встал на ступень критичности отношений людей друг другу, и нам необходимо отстаивать свои исторические границы и любить Родину. В настоящее время переход к информационному обществу осуществляется через рекламу. Реклама всегда была, есть и будет двигателем торговли, а также важным социальным и культурным связующим звеном общества. Одним из самых популярных интернет-ресурсов сегодня являются социальные сети. Практически невозможно найти молодого человека, который не был бы зарегистрирован хотя бы в одной социальной сети, и анализ психологического воздействия социальной рекламы на воспитание патриотизма у молодежи и общества в целом является актуальным. Исследование психолого-педагогической, научной литературы показывает, что пользователи Интернета неизбежно сталкиваются с социальной рекламой, в связи с чем цель нашего исследования заключается в выявлении степени повышения патриотизма с помощью социальной рекламы в социальных сетях (на примере социальной сети «В Контакте»), и ее психологическое воздействие на студентов. Основное внимание в исследовании авторами акцентируется на результатах социологического опроса о выявлении отношения пользователей VK к социальной рекламе по теме патриотического воспитания, проведенного среди молодежи в возрасте от 17 до 20 лет. Полученные результаты показывают, что социальная сеть, обладая востребованным в молодежной среде контентом, дает возможность создания информационного пространства, реальных условий для организации взаимодействия всех участников группы на основе консенсуса мнений, проявления личных качеств, знаний и навыков каждого, а также и мотивации к участию в общественной жизни.

Ключевые слова: интернет-ресурс, патриотическое воспитание, социальная сеть VK, пользователь

Патриотическое воспитание - одно из важнейших направлений воспитательной работы любого учебного заведения [1, с. 110], будь это вуз или школа. В современном мире любовь к Родине, уважение к предкам должно быть на высоком уровне. Российский патриотизм уходит глубокими корнями в историю России от Рюриковичей, Романовых до России XXI века. Российская Федерация - это бескрайние моря, степи, леса и тундры и, прежде всего, героический народ, которому пришлось много вытерпеть, и мы должны гордиться своими предками и своей землей.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификацию себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, языку, традициям), желание защитить интересы своей Родины и своего народа [2, с. 56].

На помощь в решении этого вопроса приходит социальная реклама, которая помогает формировать патриотизм на основе общественно значимых материалов (рассказов о Великой Отечественной войне, героических поступках наших военных, об армии).

В настоящее время переход к информационному обществу осуществляется через рекламу. В условиях высокой конкуренции все компании, производящие товары и услуги, как офлайн, так и онлайн, стремятся сделать свои рекламные материалы отличительными и запоминающимися. Как правило, они используют не только информацию о самом товаре или услуге, но и различные психологические методы воздействия на отношение потребителей.

Любой рекламный продукт и в целом сама реклама, воздействуя на неокрепшую ценностную систему молодежи, вынуждает приобретать установки, ценности, которые несут в себе подчиняющее воздействие.

Одним из самых популярных интернет-ресурсов сегодня являются социальные сети. Практически невозможно найти молодого человека, который не был бы зарегистрирован хотя бы в одной социальной сети, и анализ психологического воздействия социальной рекламы в деле воспитания патриотизма является актуальной задачей.

Учитывая степень изученности вопроса формирования патриотического воспитания через социальную рекламу в социальных сетях, невозможно не заметить, что нет единой теоретической, методологической и практической базы. Большинство работ по данной теме носит аксиологический характер, при этом в них уделяется недостаточно внимания практическим способам решения данного вопроса [3, с. 1].

Такие российские ученые, как Е.Ю. Митрохина, Л.Б. Шиповская, А.В. Сево-стьянов и др. [3, с. 1], в своих работах отмечают, что в формировании патриотиче-

ского воспитания социальные сети расширяют возможности для межкультурной коммуникации в обществе, позволяют эффективнее проводить воспитательную работу.

Существует и противоположная точка зрения. Так, негативную оценку воспитания патриотизма через социальные сети дают такие российские ученые, как М.С. Лахтина, О.Р. Гильмиярова и др. Они подчеркивают, что использование социальных сетей сопряжено с рядом рисков как на уровне пользователя, так и на государственном уровне (вопросы информационной безопасности). Авторы делают акцент на негативной коммуникативной среде, стереотипных образах, связанных с рисками сети «ВКонтакте» и акцентировании внимания аудитории на ценностях массовой культуры [3, с. 2].

Так или иначе анализ психолого-педагогической, научной, социологической литературы показывает, что пользователи Интернета неизбежно сталкиваются с социальной рекламой, в связи с чем цель нашего исследования заключается в выявлении степени повышения патриотизма с помощью социальной рекламы в социальных сетях (на примере социальной сети «ВКонтакте») и ее психологического воздействия на студентов.

На основании поставленной цели нами сформулированы следующие задачи исследования:

1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.

2. Обозначить отношение пользователей к социальной рекламе, пропагандирующей патриотическое воспитание в социальной сети «ВКонтакте».

«ВКонтакте» - это социальная сеть, запущенная 10 октября 2006 года, позволяющая общаться друг с другом, находить друзей, создавать собственные страницы и сообщества, обмениваться фото, аудио- и видеозаписями. Данная социальная сеть позиционирует себя платформой для продвижения бизнеса и решения повседневных задач с помощью рекламы. Аудитория социальной сети «ВКонтакте» растет, и рекламодатели следуют за пользователями на эту площадку, в связи с чем реклама появляется на каждой веб-странице, открывается перед поисковой выдачей и видеороликами.

Научная новизна исследования состоит в том, что в научно-педагогической литературе не представлены исследования отношения пользователей VK к социальной рекламе патриотической направленности.

Теоретическая значимость заключается в том, что в статье делается попытка определить степень воздействия социальной рекламы на пользователей интересующей нас социальной сети в деле патриотического воспитания.

Практическая ценность видится в возможности использования представленных материалов в процессе непосредственной реализации патриотического воспитания молодежи и общества в целом.

Методы исследования: изучение и теоретический анализ психолого-педаго-гическойиспециальнойлитературы, анкетирование среди студентов ГАУ Северного Зауралья, анализ и обобщение полученных результатов с помощью методов масемзпицескойататистиси.

Для выявления отношения пользователей «ВКонтакте» к социальной ре-клами.цропагквди^ющейпатрпоцичкское веспштасиев слцисльчых метяс, авторами был проведён опрос. В нем принимали участие студенты 1-2 курсов ФГБОУ ВЙГАе «еелноеферная

безопасность», в возрасте от 17 до 20 лет в количестве 56 человек, из которых мсжская полер ослошапныс, щснсеам - ^АУ% (27 человек). Опрос проводился с использованием онлайн-инструментов от Ойоа1е(«Цасд1е Формы»),

Проведенное исследование позволило получить следующие результаты. Изчйслаопчошенныв рве^с^и^^н^с^инь — прпсо там.кап члитм пллеюыи-тели видят рекламу в «ВКонтакте», ответы распределились следующим образом фис. Л» Ь7,3% (« к) -(сж^ьр щн, ки» пахоцу»; (14 человоее -«через каждые 5-7 публикаций»; 20% (11 человек) - «пару раз при посещении аocкaа»нсäыoтю»; 5,5% (3 человека) - «реже чем один раз в неделю»; 1,8% (1 человек) - «у меня нет «ВКонтакте»».

5,50% 1,80%

Саквм оа»алов,можпо тов социальная реклама пользуется активным спросом.

Ответы на следующий вопрос (рис. 2) позволил понять, сколько пользователей обращают внимание на рекламу в данной социальной сети. Так, на интересные рекламные сообщения «ВКонтакте» обращают внимание 51,9% опро-шенеых (с8 чешвше^.^0 (м пеоокек) сеараютеяме оцращапп вниванпя . Вси рекламные сообщения «ВКонтакте» просматривают 16,7% респондентов (9 че-ло^^к), к лиди1.9%епсошлнпых (1 аелаеек) »ыкаммав^снтекти» «feccr»; При этом 5,5% респондентов привлекает красочное оформление рекламного поста, а 10,а% прюсмэт.ивеютрплиди изща вте^се дочмoтлeппцeкАaщА Потребность в рекламируемом товаре/услуге проявляется у 18,2% опрошенных реипондеато в.

1,90%

Такимобразом.резольеаты охрзсамо каоывтюк,что интерес к социальной рекламе среди опрошенных респондентов (65,5%) существует, при этом 35% доставляет удовольствие смотреть хорошую, сделанную со вкусом рекламу.

Мы видим, что социальная реклама внушает нашим респондентам фактор довеюия.которыопостепеоносчановится положитеамным в глазах ютудентов.и на психологическом уровне рекламу постепенно воспринимают без каких-либо сотнеоиЫ. Стоит отметить, ото солиальеывсолики в«ВКонтакте»расоолсжчне1 на страницах официальных служб.

Библиографический список

Таким образом, социальная реклама в социальной сети «ВКонтакте» яв-ляетсвиеоьъе млпмипеа слышпцфoрмaАеoннoгo общества, оказывает активное влияние на формирование патриотического воспитания среди молодежи [4; 5]. Гов оряисоюьоеъ сей рекламы в социальных сетях, 75% респондентов считают, что большая часть неполезна, и лишь 25% опрошенных видят пользу. Но на аoциaлйнуюpeпаaАмаеаeмъ патриотического воспитания молодежи обращают 85% опрошенных.

Ы7%oсаoc eнпыxcпйcв»таыroмд%щя сдаей страной, но при этом 15% желают учиться не в России. 77% респондентов считают патриотическую рекламу ищжнсй, cднaкепеи ответмеа вопьас арали уациальной рекламы в деле воспитания патриотизма [6, с. 283] только половина опрошенных считает возможным это ревлиыова— с пйыощы отживляв, рекламы.

Яркие образы социальной рекламы остаются в голове надолго, ведь ны-нммнее пакмлесме вcлпpсиижйeтвee визуал вне, им нужна яркая картина мира.

На вопрос: «Какая социальная реклама вам запомнилась больше всего, п ри котвросуроыынь патр иртаз мс укая покыаил ся?», 75% опрошенных ответили, что это социальная реклама Вооружённых сил РФ, 25% отметили благотворительные дела, в которых благотворительные фонды рекламируют различные игры, концерты и т. п.

На кураторских часах в Государственном аграрном университете Северного Зауралья обсуждаются вопросы социального развития и патриотического воспитания, в рамках данных часов проходят мастер-классы по патриотическому воспитанию с применением социальной рекламы в «ВКонтакте». Ведь многие моменты беседы, например, виды благотворительности, обсуждаются именно на страницах благотворительных фондов, также рассказываются жизненные истории тех, кто нуждается в помощи и поддержке. Обсуждая социальные вопросы, обращаемся к странице в «ВКонтакте» Государственного аграрного университета, где мы видим, как оказывается поддержка жителям Донбасса и Луганска.

На вопрос: «Какой благотворительный фонд вы узнали через социальную рекламу в сети «ВКонтакте»?», респонденты назвали следующие: «Мир в наших руках», «Марафон добра», «Алеша», «Помогать легко» и другие. Это говорит о том, что студенческая молодежная среда не отдаляется от помощи другим людям, благодаря чему идет воспитательный процесс. Положительным моментом считаем то, что при данном исследовании все респонденты с благодарностью отзывались о наших беседах на кураторских часах, многие решились на участие в волонтерских движениях. Ведь в нашем будущем поколении должно остаться чувство гордости за своих соотечественников, Родину и дедов.

Хотелось бы отметить, что в Государственном аграрном университете Семе рнего&у^ыьяк^мках реелиеа^пи па^потического воспитания проводится комплекс различных мероприятий [7; 8] как в очном, так и в онлайн-формате, а именно:

- очная встреча и беседа с Героем Российской Федерации Сайфули-пым РП, на кытcpвмЫуeтaм(aлмУйи%гeвасиыл любви к Родине.

- Проведение конкурса «Песня не знает границ», посвященного годам Ве-ллко йОгемест венны° вок»ы.

- Размещение информации об участниках боевых действий, ветеранах Вмли ковОотч е суве н по^ошы.^оюнеко вчыла, ученых ГАУ Северного Зауралья через социальную сеть на официальной странице университета «ВКонтак-

Патриотическое воспитание - это одно из приоритетных направлений вос-пиаапвл ьной рабопывуыа.п щепсмаоателвдолуны принимать деятельное участие во всех сферах жизни молодежного студенческого сообщества, будь это соци-альиме сетп.сп ововв ну игаыл,кoнрчит,геaцт ы, - их поддержка всегда важна и значима. Социальная реклама всегда является зеркалом любого общества, в вототом отpпшeнывcеишльцa»диа нидостмткй и достоинства общества.

Таким образом, рассматривая возможности патриотического воспитания ю сети, сыыл^^^т^т^мот^т^имтога циальная сеть - это одна из первых источников получения информации в студенческой среде, главный ресурс у^з^1^пця патриотизма у студенческой молодежи. В ходе проведенного исследования было выявлено, что использование социальной сети как пространства, объединяющего молодежь и расширяющего круг общения, признано значимой и эффективной частью патриотического воспитания. Полученные нами результаты показывают, что социальная сеть, обладая востребованным в молодежной среде контенто м, дает возможность создания информационного пространства, реальных условий для организации взаимодействия всех участников группы на основе коссенсуоамн ений, проя вленсоличнынкачеств, знаний и навыков каждого, а также и мотивации к участию в общественной жизни.

1. Мальчукова Н.Н., Виноградова М.В. Реализация междисциплинарных связей в процессе изучения дисциплины «Прикладная математика». Мир науки, культуры, образования. 2019;№2 (75): 109-111.

2. Мусина Е.В. Патриотическое воспитание школьников. Белгород, 2013.

3. Ляукина Г.А., Ефимов Е.Г. Формирование патриотизма студентов в социальных интернет-сетях. Available at: https://cyberlemnka.ru/ai1ideMormirovame-patriotizma-studentov-v-sotsialnyh-internet-setyah/viewer

4. Виноградова М.В. Формирование гибких навыков как критерий подготовки студентов, обучающихся на инженерных направлениях. Мир науки, культуры, образования. 2020;№3(82):29-30.

5. Куликова С.В. Профессиональное самоопределение как фактор, влияющий на формирование профессиональных компетенций выпускника вуза. Агропродоволь-ственнаяполитика России. 2014; № 5 (29): 60-64.

6. Куликова С.В. Повышение мотивации к обучению у студентов первого курса. В сборнике: современные направления развития науки в животноводстве и ветеринарной медицине: материалы Международной научно-практической конференции посвященной 60-летию кафедры Технологии производства и переработки продуктов животноводства и 55-летию кафедры иностранных языков. 2019: 281-284.

7. Малыукова Н.Н. Кураторская деятельность как один из компонентов воспитательного процесса вуза. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019; Т. 8, № 3 (28): 161-154.

8. Малыукова Н.Н. Воспитание как основной вид деятельности куратора. Вестник государственного аграрного университета Северного Зауралья. 2014; № 1 (24): 92-93.

References

1. Mal'chukova N.N., Vinogradova M.V. Realizaciya mezhdisciplinarnyh svyazej v processe izucheniya discipliny «Prikladnaya matematika». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 2 (75): 109-111.

2. Musina E.V. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov. Belgorod, 2013.

3. Lyaukina G.A., Efimov E.G. Formirovanie patriotizma studentov v social'nyh internet-setyah. Available at: https://cyberleninka.ru/article7n/formirovanie-patriotizma-studentov-v-sotsialnyh-internet-setyah/viewer

4. Vinogradova M.V. Formirovanie gibkih navykov kak kriterij podgotovki studentov, obuchayuschihsya na inzhenernyh napravleniyah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 29-30.

5. Kulikova S.V. Professional'noe samoopredelenie kak faktor, vliyayuschij na formirovanie professional'nyh kompetencij vypusknika vuza. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2014; № 5 (29): 60-64.

6. Kulikova S.V. Povyshenie motivacii k obucheniyu u studentov pervogo kursa. V sbornike: sovremennye napravleniya razvitiya nauki v zhivotnovodstve i veterinarnoj medicine: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii posvyaschennoj 60-letiyu kafedry Tehnologii proizvodstva i pererabotki produktov zhivotnovodstva i 55-letiyu kafedry inostrannyh yazykov. 2019: 281-284.

7. Mal'chukova N.N. Kuratorskaya deyatel'nost' kak odin iz komponentov vospitatel'nogo processa vuza. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2019; T. 8, № 3 (28): 161-154.

8. Mal'chukova N.N. Vospitanie kak osnovnoj vid deyatel'nosti kuratora. Vestnikgosudarstvennogoagrarnogo universiteta Severnogo Zaural'ya. 2014; № 1 (24): 92-93.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 14.07.23

УДК 37.013:39 (045)

Zakiryanova I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Black Sea Higher Naval School, (Sevastopol, Russia),

E-mail: ariddsev@yandex.ru, ORCID ID: 0000-0001-7770-0986

Redkina L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Humanities and Pedagogical Academy, Branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University

(Yalta, Russia), E-mail: redkina7@mail.ru, ORCID ID: 0000-0002-4201-8693

THE CIVILIZATIONAL APPROACH AND THE PROBLEM OF ETHNOCULTURAL IDENTITY FORMATION: THEORETICAL ANALYSIS. The purpose of the work is a theoretical analysis of the civilizational approach, the possibility of its application in the study of the problem of young people's ethnocultural identity formation based on folk traditions, customs and rituals. The source of the material is articles published in periodicals (Identities-Global Studies in Culture and Power, Journal of Multicultural Counseling and Development, European Journal of Social Theory, etc., as well as publications of famous researchers. The significance of the obtained results is that the civilizational approach allows, firstly, to carry out a retrospective analysis of the problem of young people's ethnocultural identity formation based on folk traditions, customs and rituals in the context of the dynamics of the past, present and future; secondly, to justify the need to form young people's ethnocultural identity formation as one of the significant components in the system of individual's self-image.

Key words: civilizational approach, young people's ethnocultural identity formation, folk traditions, customs and rituals

И.А. Закирьяноеа, канд. пед. наук, доц., проф., Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова,

г. Севастополь, E-mail: ariddsev@yandex.ru

Л.И. Редькина, д-р пед. наук проф., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: redkina7@mail.ru

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД И ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Целью данной работы является теоретический анализ цивилизационного подхода, возможность его применения в изучении проблемы формирования этнокультурной идентичности молодёжи на основе народных традиций, обычаев и обрядов. Источником материала послужили статьи, опубликованные в периодических изданиях (Identities-Global Studies in Culture and Power, Journal of Multicultural Counseling and Development European Journal of Social Theory и др.), а также публикации известных исследователей. Определены возможные направления в работе по формированию данного феномена: опора на совокупный опыт человечества, достижения всех наук и культуры в целом; изучение этнокультуры и всех её структурных элементов; изучение всемирного историко-педагогического процесса, в центре которого - человек, осваивающий созданную предшествующими поколениями культуру и преобразующий эту культуру и себя в ходе этого освоения. Значимость полученных результатов в том, что цивилизационный подход позволяет, во-первых, осуществить ретроспективный анализ проблемы формирования этнокультурной идентичности молодёжи на основе народных традиций, обычаев и обрядов в контексте динамики прошлого, настоящего и будущего; во-вторых, обосновать необходимость формирования этнокультурной идентичности молодёжи на основе народных традиций, обычаев и обрядов как одной из значимых составляющих в системе представлений личности о себе.

Ключевые слова: цивилизационный подход, формирование этнокультурной идентичности молодёжи, народные традиции, обычаи и обряды

Introduction. After the Second World War, issues related to the preservation of cultural diversity, the maintenance of intercultural dialogue and intercivilizational harmony have always been the focus of attention of almost all projects and initiatives of international organizations such as: UNESCO (UNESCO Universal Declaration on Cultural Diversity, adopted in November, 2. 2001, Convention on the Protection and Promotion of the Diversity of Cultural Expressions (2005), entered into force in 2007, UNESCO's Medium-Term Strategy for 2014-2021, Medium-Term Strategy 20222029), Council of Europe (The European Cultural Convention is an international Council of Europe's treaty to strengthen, deepen and further develop a European culture, by using local culture as a starting point).

The problem of constructing harmonious intercultural interaction in the conditions of multiethnic society leads to the need to radically rethink and try to comprehend the specifics of the mentality of each people, to study closely the issues of theoretical understanding of ethnocultural identity problem from the standpoint of

modern sociocultural realities, national, general cultural and universal values of the Russian society.

Nowadays ethnocultural identity plays an important role in cross-cultural contacts. A person who respects and understands the ethnic identity of one's own ethnic group will be able to understand and accept the specifics of other peoples' ethnocultural values. Ethnocultural identity as one of person's significant representations about oneself in the system of other representations, on the basis of which a person, relying on a reflected system of knowledge about oneself as an integral part of one's ethnos, is able to build intercultural interaction in a multi-ethnic society, as well as effectively self-actualize in one's own life.

A holistic understanding of the problem of ethnocultural identity formation is impossible without turning to the theoretical analysis of the civilizational approach, since such an analysis contributes to an objective assessment of the process of ethnocultur-al identity formation, understanding of this phenomenon and, in general, the problem

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.