Анализ открытых источников сети Интернет, содержащих информацию о проблемах, возникающих в межличностном профессиональном общении опытных и начинающих учителей, позволил выявить проявления деструктивного коммуникативного поведения в диаде «опытный учитель - начинающий учитель» («неудобные» вопросы, критические замечания, провоцирующая интонация) и предложить способы и приемы их нейтрализации (сочувствие, благодарность, комплимент; переключение внимания: контрвопрос; игнорирование).
Цель исследования - изучение проявлений деструктивного коммуникативного поведения в диаде «опытный учитель - начинающий учитель»; определение, систематизация и анализ способов и приемов их нейтрализации в межличностном профессиональном общении - достигнута.
Библиографический список
Перспективы исследования связаны с дальнейшим теоретическим осмыслением и углубленным изучением проявлений деструктивного коммуникативного поведения в диаде «опытный учитель - начинающий учитель» и разработкой практических рекомендаций по их коррекции и нейтрализации.
Использованные интернет-источники
I. https://rosuchebnik.ru/material/mezhlichnostnyy-konflikt-v-shkole-uchitel-uchitel/
II. https://molotokrus.ru/sposoby-razresheniya-konfliktov-mezhdu-uchiteley/
III. https://conflictmanagement.ru/spetsificheskie-prichinyi-konfliktov-uchitel-uchitel/ https://cspsid-pechatniki.ru/raznoe/konflikt-uchitel-uchitel-konflikty-mezhdu-
uchitelyami.html
1. Волкова Я.А. Деструктивное общение в когнитивно-дискурсивном аспекте: монография. Волгоград, 2014.
2. Щербинина Ю.В. Гармонизация педагогического дискурса. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2010.
3. Дьякова А.А. Стратегии и тактики деструктивного речевого поведения учителя. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022; № 6 (169): 163-170.
4. Волкова Я.А., Панченко Н.Н. Переориентация агрессии как деструктивная тактика в педагогическом дискурсе. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022; Т. 15, № 6: 1969-1974.
5. Волкова Я.А., Панченко Н.Н. Коммуникативные параметры деструктивности в педагогическом дискурсе. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022; № 4: 23-33.
6. Дьякова А.А. Деструктивность игнорирования, или о важности «вербальных поглаживаний» (на материале педагогического дискурса). Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022; № 3 (166): 258-263.
7. Клименских М.В. Педагогические конфликты в школе: учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015.
8. Пригарина Н.К. Оценки как средство манипуляции в юридическом дискурсе. Юрислингвистика. 2007; № 8: 229-235.
9. Трифонов Ю.В. Старик. Другая жизнь. Москва: Советский писатель, 1980.
References
1. Volkova Ya.A. Destruktivnoe obschenie v kognitivno-diskursivnom aspekte: monografiya. Volgograd, 2014.
2. Scherbinina Yu.V. Garmonizaciyapedagogicheskogodiskursa. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.
3. D'yakova A.A. Strategii i taktiki destruktivnogo rechevogo povedeniya uchitelya. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2022; № 6 (169): 163-170.
4. Volkova Ya.A., Panchenko N.N. Pereorientaciya agressii kak destruktivnaya taktika v pedagogicheskom diskurse. Filologicheskienauki. Voprosy teoriiiprakiiki. 2022; T. 15, № 6: 1969-1974.
5. Volkova Ya.A., Panchenko N.N. Kommunikativnye parametry destruktivnosti v pedagogicheskom diskurse. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2022; № 4: 23-33.
6. D'yakova A.A. Destruktivnost' ignorirovaniya, ili o vazhnosti "verbal'nyh poglazhivanij" (na materiale pedagogicheskogo diskursa). Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2022; № 3 (166): 258-263.
7. Klimenskih M.V. Pedagogicheskie konflikiy v shkole: uchebnoe posobie. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2015.
8. Prigarina N.K. Ocenki kak sredstvo manipulyacii v yuridicheskom diskurse. Yurislingvistika. 2007; № 8: 229-235.
9. Trifonov Yu.V. Starik. Drugaya zhizn'. Moskva: Sovetskij pisatel', 1980.
Статья поступила в редакцию 27.07.23
УДК 37.013
Ri K.K., senior teacher, Pacific State university (Khabarovsk, Russia), Email: meili@bk.ru
YOUTH PATRIOTIC EDUCATION WITHIN UNIVERSITY STUDENTS' OPTIONAL ACTIVITIES. The article discusses forms and foundations of young people's patriotic education at the university, marked by a priority state task. Aggressive information attacks by unfriendly states aimed at suppressing the younger generation's consciousness require the Russian state to take quick and effective measures to improve information literacy and increase young Russian citizens' patriotism level. In this regard, close attention is paid to patriotic education, and universities play a huge role here, being the main guides of the younger generation to the social environment, successful professional activity. The purpose of the article is a theoretical study of the younger generation's patriotic education basics - university students - within the optional activities. The author defines the forms of optional activities for patriotic education at the university. Referring to the insufficient practical implementation of the patriotic education basics in extracurricular activities, the author notes the need to develop a university program on students' patriotic education in the future.
Key words: patriotic education, patriotism, important state task, optional activities, educational activities, values, methodological basis, principles of patriotic education, students
К.К. Ри, ст. преп., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, E-mail: meili@bk.ru
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ВУЗА
В статье рассматриваются формы и основы патриотического воспитания молодежи в вузе, отмеченного приоритетной государственной задачей. Агрессивные информационные атаки со стороны недружественных государств, направленные на подавление сознания молодого поколения, требуют от российского государства быстрых и действенных мер по информационной грамотности и повышению уровня патриотизма молодых граждан России. В связи с этим пристальное внимание обращено в сторону патриотического воспитания, и вузы играют здесь колоссальную роль, являясь основными проводниками молодого поколения в социальную среду, успешную профессиональную деятельность. Целью статьи определено теоретическое исследование основ патриотического воспитания молодого поколения - студентов младших курсов вуза - в рамках факультативной деятельности. Автором определены формы факультативной деятельности по патриотическому воспитанию в вузе. Ссылаясь на недостаточную практическую реализацию основ патриотического воспитания во внеурочной деятельности, автор отмечает потребность разработки вузовской программы по патриотическому воспитанию студенческой молодежи в перспективе.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, важная государственная задача, факультативная деятельность, воспитательная деятельность, ценности, методологические основы, принципы патриотического воспитания, студенты
Для укрепления общих национальных ценностей и идентичности России, по словам Президента РФ В.В. Путина, колоссальную важность имеет «система образования и отечественная культура» [1], о чем он заявил в своем послании Федеральному Собранию РФ 21 февраля 2023 года. Являясь стратегически сильным и непобедимым соперником на полях реальных боевых сражений, Россия подвергается другим видам агрессивных атак - информационным, когда антироссийская пропаганда направлена, главным образом, на представителей молодого поколения. Путем искажения исторических данных, различных мемов в социальных сетях происходит затуманивание разума молодежи, со стороны недоброжелательно настроенных государств предпринимается попытка втягивания российской молодежи в экстремистские организации, изоляция от своей истории и культуры, отрицание всего русского и другие неблагоприятные последствия для России.
В связи с этим актуализируется потребность патриотического воспитания в образовательном процессе, а также в рамках факультативных занятий, кураторских часов и т. д. Необходимо активно расширять информационный кругозор молодого поколения путем повышения качества преподавания гуманитарных наук, в числе которых история, обществознание, литература. Это позволит молодежи подробнее узнать о великом прошлом России, о культуре и традициях нашего государства. Студенты должны владеть достоверной информацией о предпосылках и причинах специальной военной операции на Украине, геополитических фактах, о вопросах расширения НАТО, украинском нацистском режиме и его далеких прошлых корнях, вооруженных провокациях со стороны военного режима Украины и террористических актах, направленных в адрес России, о попытках Запада «задушить» Россию санкциями, ослабить и изолировать российское государство от всего мира.
В числе основных целей государственной молодежной политики отображено воспитание молодого поколения, искренне преданного своему Отечеству, готового самоотверженно защищать его, испытывающего неподдельное чувство гордости за свою страну. Патриотическое воспитание молодого поколения закладывает весомый фундамент в формирование гармонично развитых личностей российских граждан и определяет актуальность темы статьи.
В качестве цели работы определено теоретическое исследование основ патриотического воспитания студенческой молодежи в рамках факультативных занятий в вузе. Цель предполагает решение основных задач: изучение научных взглядов современных авторов на проблему патриотического воспитания молодежи; рассмотрение содержания патриотического воспитания и его структурных компонентов; обозначение собственной авторской позиции относительно перспектив практической реализации основ патриотического воспитания студентов в вузе; формулирование авторских выводов относительно ожидаемых результатов от факультативной деятельности по патриотическому воспитанию молодого поколения.
В научно-практическом поле исследований по патриотическому воспитанию молодежи известно немало работ современных авторов, озабоченных данной проблемой. Так, Нефедова А.С. в качестве основной проблемы видит «изменение отношения молодежи к духовно-нравственным ценностям, идеалам» [2]. Согласно авторской позиции, отмечается «деградация патриотического сознания» [2] молодого поколения, размывается чувство патриотизма, теряется связь с историческими корнями своей великой страны, стирается потребность жить во благо своего государства, обостряется чувство потребительства. Автором были определены структурные составляющие патриотического воспитания, в числе которых патриотическое сознание, чувства, мотивы и деятельность. На основании выделенной структуры Нефедова А.С. формулирует определение патриотического воспитания молодого поколения как «процесса, направленного на становление патриотического сознания личности, которое отражает отношение человека к своему Отечеству, уровень развития его патриотических чувств, готовность к сознательному служению своей Родине и опыт субъектной деятельности на благо своего народа» [2].
В результате проведенного автором эмпирического исследования среди студентов одного из российских вузов путем анонимного анкетирования была отмечена слабая сформированность духовно-нравственных ценностей студентов, которая проявляется в преобладании материальных ценностей и потребностей над нравственными, отсутствии понимания реальной картины всех происходящих в обществе процессов, отрицании обязательств по выполнению своего гражданско-патриотического долга, низкой социальной активности и т. д. Эффективность патриотического воспитания в вузе автор видит в плановой системной работе, направленной на реализацию глобальной цели - раскрытие духовно-нравственного потенциала молодежи.
В совместной работе Крайник В.Л. и Прищепа М.А. рассматривают патриотическое воспитание студентов в качестве важнейшей задачи учебного заведения на современном этапе. Авторы называют студенчество «ответственным периодом для формирования и развития общественно значимых ценностей, гражданственности и патриотизма» [3], а студентов - «интеллектуальным потенциалом и высоким уровнем социальной активности» [3].
К принципам патриотического воспитания, выделенным авторами в работе, относятся следующие: «принцип сбалансированности индивидуально-личностного и социального начал патриотического воспитания (реализуется путем создания условий, в которых студент становится соучастником активной об-
щественной жизни, в результате чего острее воспринимает интересы страны и ее граждан); принцип уважения личности в сочетании с требовательностью к ней в разумных пределах (подразумевает применение по отношению к студентам не только авторитарного воздействия, но и методы беседы, разъяснения, убеждения, глубокое изучение преподавателем личности каждого студента в отдельности и воспитание в нем чувства патриотизма с учетом его индивидуально-личностных особенностей); принцип комплексности, согласованности и преемственности воспитательных воздействий в процессе патриотического воспитания (предполагает наличие действующей программы патриотического воспитания с учетом механизма согласованности действий всех подразделений вуза, нацеленных на общую задачу по патриотическому воспитанию студентов); принцип коллективизма в патриотическом воспитании (предполагает создание в коллективе различных сфер отношений - взаимной ответственности, товарищества, дружбы, совместной деятельности, необходимых для формирования гражданской ответственности за свои поступки и действия)» [3].
Внедренные в образовательный процесс вуза как специальной среды для успешной социальной и профессиональной адаптации молодежи принципы патриотического воспитания способны дать положительные результаты в ходе уверенного становления у обучающихся чувства патриотизма.
Горшкова М.А. рассматривает патриотическое воспитание студентов в качестве базы для гражданского становления молодого поколения. По мнению автора, организация краеведческой деятельности - это еще одно современное и успешное направление работы высшего учебного заведения, обеспечивающее реализацию патриотического воспитания учащейся молодежи. Краеведческая деятельность подразумевает реализацию следующих мероприятий: «организация поисково-исследовательской работы; посещение музеев, выставок; проведение краеведческих викторин; подготовка публикаций и выступлений на межвузовских конференциях» [4].
Автор убеждена, и с этим сложно поспорить, что совместная исследовательская деятельность студентов как эффективная форма патриотического воспитания молодежи дает им возможность проявить себя и тем самым повысить эффективность процесса становления патриотически ориентированной зрелой личности, обладающей нравственными ценностями, коммуникативными компетенциями.
В своей совместной работе Куликов С.П. и Новиков С.В. рекомендуют использование определенных форм патриотического воспитания студенческой молодежи, среди которых «проведение поисковых экспедиций на местах сражений; создание и ведение студентами интернет-ресурсов с отражением истории российского государства и учебного заведения, студентами которого они являются; организация и проведение спортивных состязаний среди студенческой молодежи с привлечением болельщиков; привлечение молодежи к добровольческим движениям» [5]. Авторы рассматривают патриотическое воспитание как сложный процесс не с периодически организуемыми мероприятиями, а как постоянную работу с молодежью по воспитанию у них высокого уровня культуры, нравственности, патриотизма. По мнению авторов, такая работа должна проводиться одновременно по нескольким основным направлениям: культурно-историческое (внимание преподавателя направлено на культуру государства, его богатое историческое наследие); духовно-нравственное (направлено на развитие у студентов нравственных качеств, преобладание духовного над материальным, осознание студентами важности патриотизма); гражданско-правовое (акцентируется внимание на основах гражданственности и нормативной грамотности); военно-патриотическое (внимание направлено на получение знаний о военном историческом прошлом страны, подвигах); спортивно-патриотическое (реализуется за счет участия молодежи в профильно-патриотических сменах, трудовых отрядах, массовых спортивных мероприятиях).
Кодиров И.С. рассматривает патриотическое воспитание в вузе через систему компонентов: когнитивный компонент (знания о государстве, народе, истории, традициях; строится на осознании саморазвития личности как ценного вклада для укрепления и благосостояния всего государства); этноидентификаци-онный компонент (предполагает развитие знаний о традициях, культуре, этносе для сохранения преемственности поколений); эмоционально-мотивационный компонент (формируется в процессе учебной, поисковой, краеведческой деятельности молодежи с целью сохранения исторической памяти регионов, памятников культуры, выдающихся личностей, которыми славится каждый отдельный регион); практический компонент (конкретные мероприятия, направленные на сохранение природы, памятников национальной культуры, которые формируют основу становления патриотических принципов молодежи) [6].
Скобина Е.А., Севостьянова Е.В. в своей совместной работе рассматривают практический региональный опыт реализации гражданско-патриотических мероприятий с участием студентов учебных заведений различных статусов и профилей. Авторы убеждены в потребности построения новой концепции патриотического воспитания молодого поколения, согласно которой студенты будут выступать не только объектами прямого педагогического воздействия, субъектами образовательной и воспитательной сред, но и идейными инициаторами процесса патриотического воспитания и его активными участниками» [7].
Новые методы и формы работы, которые рассмотрены авторами, позволяют задействовать студентов из различных учебных заведений к активному участию в «круглых столах», семинарах, конференциях. Осознание собствен-
ной значимости в подобных мероприятиях способствуют развитию интереса и мотивации к дальнейшему участию студентов в таком формате патриотического воспитания.
В процессе реализации основ и принципов патриотического воспитания студенческой молодежи вузов следует учитывать и связи со смежными науками, и компетенции преподавателей. Особое внимание следует уделить формированию толерантности не только как фактора профессионального успеха, но и гражданско-патриотического, рассмотренного в совместной работе Рукавишниковой О.И. и Некрасовой Д.Л. Авторами представлена технология по формированию этнической толерантности посредством педагогических средств на всех стадиях образовательного процесса по патриотическому воспитанию студенческой молодежи в вузе [8].
Рассматривая процесс патриотического воспитания молодежи в вузе, необходимо отметить, что его реализация возможна по двум направлениям - аудиторная работа на занятиях и внеаудиторная (факультативная) работа. К первому направлению относится организация лекций, семинаров по различным дисциплинам, в рамках которых обсуждаются любые вопросы в сфере патриотического воспитания. Ко второму направлению относится организация факультативной работы. К формам факультативной работы, определяющим научную новизну работы, относятся:
- «кураторские часы» - когда преподаватель-куратор заранее выбирает тему по патриотическому воспитанию для обсуждения со своими студентами за пределами учебной деятельности;
- совместные выезды в музеи;
- посещение памятников культуры, выставок;
- организация и проведение встреч с ветеранами для обеспечения студентов информацией о великих подвигах российского народа;
- просмотр и обсуждение документальных и художественных фильмов об историческом прошлом своего народа;
- работа над совместными проектами;
Библиографический список
- организация участия студентов в городских и краевых спортивно-патриотических праздниках от вуза.
Возможность практической организации межпредметного обучения, как в рамках учебного плана, так и факультативных занятий, проведения бинарных занятий (например, преподаватели иностранных языков проводят совместные занятия с преподавателями истории, литературы по патриотическому воспитанию, обсуждаются вопросы на родном и иностранном языкам, что дает возможность одновременно развивать несколько навыков) определена в качестве теоретической и практической значимости работы по исследованию основ патриотического воспитания студенческой молодежи.
В заключение добавим, что данные направления не слишком широко используются в учебном процессе в вузе, недостаточно разработаны и требуют более тщательного подхода, однако наметившаяся тенденция интереса преподавателей к организации факультативной деятельности, направленной на развитие уровня патриотизма у студенческой молодежи, свидетельствует о перспективах ее дальнейшего развития.
Автором статьи намечены общие выводы. Формируя систему принципов патриотического воспитания и реализуя их в процессе факультативной деятельности со студентами, необходимо учитывать важность эмоционального фона студентов, а именно - необходимо акцентировать внимание на переживаемые студентами эмоции в процессе занятий по патриотическому воспитанию. Такие занятия должны глубоко затрагивать и актуализировать у молодежи чувства сопричастности, радости, гордости, уважения, глубокого переживания, связанного со своей Родиной. Именно поэтому очень важны проекты по тематике родитель-ско-детских отношений.
Являясь новой и недостаточно разработанной в практическом плане, факультативная деятельность студентов вуза, направленная на повышение у них уровня патриотизма, требует в перспективе разработки рабочей вузовской программы для проведения факультативных занятий по патриотическому воспитанию на регулярной основе.
1. Путин В.В. «Разговоры о важном» для всех. Усиление «патриотического» воспитания и повышение «качества» уроков истории. Available at: https://www.groza.media/ posts/putin-poslanie
2. Нефедова А.С. Патриотическое воспитание студентов в современном вузе. Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2018; № 5. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-studentov-v-sovremennom-vuze-1
3. Крайник В.Л., Прищепа М.А. К вопросу о патриотическом воспитании студентов в современном вузе. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 2 (75). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-patrioticheskom-vospitanii-studentov-v-sovremennom-vuze
4. Горшкова М.А. Патриотическое воспитание студентов как основа гражданского становления молодежи. Социально-гуманитарные проблемы современности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020: 76-78. Available at: https://apni.ru/article/650-patrioticheskoe-vospitanie-studentov-kak-osnov
5. Куликов С.П., Новиков С.В. Особенности патриотического воспитания студентов в отечественных вузах. Московский экономический журнал. 2019; № 11. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-patrioticheskogo-vospitaniya-studentov-v-otechestvennyh-vuzah
6. Кодиров И.С. Патриотическое воспитание студентов в вузе. Студенческий научный форум: материалы XIV Международной студенческой научной конференции. Available at: https://files.scienceforum.ru/pdf/2022/61dbc2638c333.pdf
7. Скобина Е.А., Севостьянова Е.В. Опыт патриотического воспитания студентов вуза: структурные компоненты и содержательное наполнение. Педагогика и просвещение. 2018; № 4: 131-140. Available at: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27676
8. Рукавишникова О.И., Некрасова Д.Л. Формирование толерантности как фактора профессионального успеха переводчика китайского языка в полиэтнической среде. Актуальные проблемы востоковедения: материалы IX Международной научно-практической конференции по востоковедению. 2020; Выпуск 9: 85-90. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=42914413
References
1. Putin V.V. «Razgovory o vazhnom» dlya vseh. Usilenie «patrioticheskogo» vospitaniya ipovyshenie «kachestva» urokov istorii. Available at: https://www.groza.media/posts/putin-poslanie
2. Nefedova A.S. Patrioticheskoe vospitanie studentov v sovremennom vuze. Uchenye zapiski ZabGU. Seriya: Pedagogicheskie nauki. 2018; № 5. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-studentov-v-sovremennom-vuze-1
3. Krajnik V.L., Prischepa M.A. K voprosu o patrioticheskom vospitanii studentov v sovremennom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 2 (75). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-patrioticheskom-vospitanii-studentov-v-sovremennom-vuze
4. Gorshkova M.A. Patrioticheskoe vospitanie studentov kak osnova grazhdanskogo stanovleniya molodezhi. Social'no-gumanitarnye problemy sovremennosti: sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Belgorod: OOO Agentstvo perspektivnyh nauchnyh issledovanij (APNI), 2020: 76-78. Available at: https://apni.ru/article/650-patrioticheskoe-vospitanie-studentov-kak-osnov
5. Kulikov S.P., Novikov S.V. Osobennosti patrioticheskogo vospitaniya studentov v otechestvennyh vuzah. Moskovskij 'ekonomicheskijzhurnal. 2019; № 11. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-patrioticheskogo-vospitaniya-studentov-v-otechestvennyh-vuzah
6. Kodirov I.S. Patrioticheskoe vospitanie studentov v vuze. Studencheskijnauchnyj forum: materialy XIV Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii. Available at: https:// files.scienceforum.ru/pdf/2022/61dbc2638c333.pdf
7. Skobina E.A., Sevost'yanova E.V. Opyt patrioticheskogo vospitaniya studentov vuza: strukturnye komponenty i soderzhatel'noe napolnenie. Pedagogika iprosveschenie. 2018; № 4: 131-140. Available at: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27676
8. Rukavishnikova O.I., Nekrasova D.L. Formirovanie tolerantnosti kak faktora professional'nogo uspeha perevodchika kitajskogo yazyka v poli'etnicheskoj srede. Aktual'nye problemy vostokovedeniya: materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii po vostokovedeniyu. 2020; Vypusk 9: 85-90. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=42914413
Статья поступила в редакцию 23.07.23
УДК 371.321
Spitsyna T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: tana_24@mall.ru
METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE ORGANIZATION OF MASS EVENTS ON THE PROBLEM OF FORMING THE HEALTH CULTURE OF STUDENTS. The article reveals a problem of preserving and strengthening the health of modern schoolchildren through the implementation of mass events in general education institutions, the methodology of which is based on the principles of health culture education: taking into account the age characteristics of schoolchildren