Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ МОЛОДЕЖИ: СОЦИАЛЬНОФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ'

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ МОЛОДЕЖИ: СОЦИАЛЬНОФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
278
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
молодежь / социологическое исследование / отношение к своей стране / отношение к СВО / геополитика / патриотизм / патриотические настроения / патриотическое воспитание / программа патриотического воспитания / методы и приемы патриотического воспитания.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Журавлева Л. А., Зарубина Е. В., Кохановский А. А., Симачкова Н. Н., Чупина И. П.

В статье представлены результаты второго этапа социологического исследования «Мировоззрение современной молодежи», который был проведен осенью 2022 года. В исследовании приняли участие 128 представителей поколения Z, в основном студентов Уральского государственного аграрного университета и других вузов г. Екатеринбурга. 71% респондентов составили женщины, 29% мужчины. Методологической основой исследования стала социологическая теория поколений Нейла Хоу и Уильяма Штрауса. Исследование проводилось с помощью таких качественных методов социологии, как анализ личных документов, серии интервью и работы с респондентами в фокус-группах. Респонденты письменно отвечали на вопросы о мировоззрении молодежи по ряду позиций, в том числе об отношении к своей стране, а также об их отношении к специальной военной операции, которую Россия проводит на Украине с 24 февраля 2022 года. В статье представлен анализ патриотических настроений респондентов на основе интерпретации их ответов на вопрос об отношении к своей стране и на вопрос об отношении к специальной военной операции России на Украине. Проведенное исследование позволило выявить ярко выраженные патриотические настроения большей части современной молодежи к своей стране. Около двух третей участников проведенного исследования считают себя патриотами, а также умеют обосновать свою позицию. Авторы анализируют причины формирования мировоззрение небольшой части «не патриотов», предлагают дифференцированный подход патриотическому воспитанию молодых людей. В заключение статьи предложены рекомендации по составлению программы патриотического воспитания молодежи, метода и формам ее проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Журавлева Л. А., Зарубина Е. В., Кохановский А. А., Симачкова Н. Н., Чупина И. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ МОЛОДЕЖИ: СОЦИАЛЬНОФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ»

ЖУРАВЛЕВА Людмила Анатольевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: zhuravleva08@gmail.com;

ЗАРУБИНА Елена Васильевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного аграрного университета,

e-mail: ethos08@mail.ru;

КОХАНОВСКИЙ Александр Артурович,

преподаватель кафедры философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: kokhanovski.alexander @yandex.ru;

СИМАЧКОВА Наталья Николаевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета,

e-mail: nikolina73@yandex.ru

ЧУПИНА Ирина Павловна,

доктор экономических наук, профессор кафедры философии Уральского государственного аграрного университета,

e-mail: irinacupina716@gmail.com

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ МОЛОДЕЖИ: СОЦИАЛЬНО-

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация. В статье представлены результаты второго этапа социологического исследования «Мировоззрение современной молодежи», который был проведен осенью 2022 года. В исследовании приняли участие 128 представителей поколения Z, в основном студентов Уральского государственного аграрного университета и других вузов г. Екатеринбурга. 71% респондентов составили женщины, 29% - мужчины.

Методологической основой исследования стала социологическая теория поколений Нейла Хоу и Уильяма Штрауса. Исследование проводилось с помощью таких качественных методов социологии, как анализ личных документов, серии интервью и работы с респондентами в фокус-группах. Респонденты письменно отвечали на вопросы о мировоззрении молодежи по ряду позиций, в том числе об отношении к своей стране, а также об их отношении к специальной военной операции, которую Россия проводит на Украине с 24 февраля 2022 года. В статье представлен анализ патриотических настроений респондентов на основе интерпретации их ответов на вопрос об отношении к своей стране и на вопрос об отношении к специальной военной операции России на Украине.

Проведенное исследование позволило выявить ярко выраженные патриотические настроения большей части современной молодежи к своей стране. Около двух третей участников проведенного исследования считают себя патриотами, а также умеют обосновать свою позицию. Авторы анализируют причины формирования мировоззрение небольшой части «не патриотов», предлагают дифференцированный подход патриотическому воспитанию молодых людей. В заключение статьи предложены рекомендации по составлению программы патриотического воспитания молодежи, метода и формам ее проведения.

Ключевые слова: молодежь, социологическое исследование, отношение к своей стране, отношение к СВО, геополитика, патриотизм, патриотические настроения, патриотическое воспитание, программа патриотического воспитания, методы и приемы патриотического воспитания.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-11-331-337 NIION: 2018-0076-11/22-1160 MOSURED: 77/27-023-2022-11-1358

ZHURAVLEVA Lyudmila Anatolyevna,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University

ZARUBINA Elena Vasilyevna,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor

of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University

KOHANOVSKY Alexander Arturovich, lecturer of the Department of Philosophy

Ural State Agrarian University

SIMACHKOVA Natalia Nikolaevna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory of the Ural State Agrarian University

CHUPINA Irina Pavlovna,

Doctor of Economics, Professor of the Department

of Philosophy of the Ural State Agrarian University

PATRIOTIC SENTIMENTS OF YOUTH: SOCIO-PHILOSOPHICAL

ANALYSIS

Annotation. The article presents the results of the second stage of the sociological study"The worldview of modern youth", which was conducted in the fall of 2022. The study involved 128 representatives of generation Z, mainly students of the Ural State Agrarian University and other universities in Yekaterinburg. 71% of respondents were women, 29% were men.

The methodological basis of the study was the sociological theory of generations by Neil Howe and William Strauss. The study was conducted using such qualitative methods of sociology as the analysis of personal documents, a series of interviews and working with respondents in focus groups. Respondents answered questions in writing about the worldview of young people in a number of positions, including their attitude to their country, as well as their attitude to the special military operation that Russia has been conducting in Ukraine since February 24, 2022. The article presents an analysis of the patriotic sentiments of respondents based on the interpretation of their answers to the question about the attitude to your country and the question about the attitude to Russia's special military operation in Ukraine.

The conducted research revealed the pronounced patriotic sentiments of the majority of modern youth towards their country. About two-thirds of the participants in the study consider themselves patriots, and also know how to justify their position. The authors analyze the reasons for the formation of the worldview of a small part of the "non-patriots", offer a differentiated approach to the patriotic education of young people. In conclusion, the article offers recommendations on the preparation of a program of patriotic education of young people, the method and forms of its implementation.

Key words: youth, sociological research, attitude to their country, attitude to their own, geopolitics, patriotism, patriotic sentiments, patriotic education, patriotic education program, methods and techniques of patriotic education.

В условиях продолжающегося геополитического противостояния России и стран Запада во главе с США вопросы патриотического воспитания основных социальных групп российского общества приобрели чрезвычайную актуальность. Спецслужбы Запада и

специалисты по информационным войнам не оставляют попыток ослабить нашу страну изнутри, раскачать народ на массовые протесты, подобно тому, как это делается в Иране или Китае. Молодежь с этой точки зрения является наименее зрелой и наиболее социально уязвимой группой.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

В силу этого назрела необходимость серьезной и системной работы по патриотическому воспитанию российской молодежи [7, с. 95].

Многое в этом направлении уже делается. В школах и колледжах с 1 сентября 2022 - 2023 учебного года проводятся внеурочные занятия «Разговоры о важном». В школах с 1 сентября 2022 года проводится еженедельный подъем и спуск флага Российской Федерации. В вузах добавлены учебные часы по дисциплине «История России». Со следующего учебного года в школах возобновятся уроки по начальной военной подготовке.

Достаточно активно разрабатываются вопросы патриотического воспитания молодежи в современной литературе, но авторы, в основном рассматривают патриотическое воспитание школьников. М. Э. Шульженко выделяет основные содержательные аспекты патриотического воспитания школьников [12, с. 241]. С. В. Кайда-лова рассматривает возможности школьных уроков по истории, литературе и обществознанию для духовно-нравственного и гражданско-патрио-тического воспитания школьников [8].

А. В. Мелентьев анализирует особенности военно-патриотического воспитания детей школьного возраста экстремальными видами спорта [9, с. 271]. И. Репина и О. Кириленко разрабатывают методы и приемы патриотического воспитания школьников [10, с. 7].

Меньше работ посвящено патриотическому воспитанию студентов.

Зевелева Е.А., Казакова Л.К., Лепилин С.В., Третьякова Н.М. рассматривают патриотическое воспитание студенчества как важную часть государственной молодежной политики [6, с. 83-84]. А. В Шиловцев анализирует организационно-правовые формы патриотического воспитания студенческой молодежи [11, с. 303].

Сегодня необходимо переходить от исследования отдельных аспектов патриотического воспитания школьников и студентов к разработке и последовательному внедрению системным программам патриотического воспитания, рассчитанным на разные слои молодежи. Для того, чтобы такие программы и их реализация были адресными и эффективными нужно хорошо знать мировоззрение современной молодежи, их основные жизненные ценности и смыслы и, конечно, патриотические настроения.

Авторы провели вторую часть лонгитюдного социологического исследования «Мировоззрение современной молодежи в возрасте 18-24 лет» в марте - апреле 2022 года, после начала специальной военной операции России на Украине Отметим, что в проведенном исследовании приняли участие 128 представителей поколения Z, в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

основном студентов Уральского государственного аграрного университета и других вузов г. Екатеринбурга. 71% респондентов составили женщины, 29% - мужчины. Методологической основой исследования стала социологическая теория поколений Нейла Хоу и Уильяма Штрауса.

Исследование проводилось с помощью таких качественных методов социологии, как анализ личных документов, серии интервью и работы с респондентами в фокус-группах. Респонденты письменно отвечали на вопросы о мировоззрении молодежи по ряду позиций [4, с. 253 - 254], в том числе об отношении к своей стране, а также об их отношении к специальной военной операции, которую Россия проводит на Украине с 24 февраля 2022 года.

Одним из вопросов проведенного исследования для студентов аграрного университета стал вопрос об их отношении к своей стране. Полученные в результате анализа личных документов респондентов, серии интервью и работы фокус-групп ответы лишены однозначности и расположились в широком диапазоне мнений. Ответы респондентов распределились по трем группам.

Первая группа - самая большая. Почти две трети участников исследования (60,5%) вполне патриотически относится к своей стране, в том числе и в условиях проведения специальной военной операции России на Украине. Среди высказываний респондентов наиболее типичными являются следующие: «Россия - большая и красивая страна с богатой историей и традициями...»; «Поражаемся масштабу и многообразию нашей страны. Наша культура невероятно богата. Любим нашу страну за многогранность». Респонденты особо отмечали любовь к своей «малой Родине», к местам, где они родились, провели детство и где живут их родители.

Анализ полученных ответов позволил выделить в первой группе патриотически настроенных респондентов две подгруппы. Участники первой подгруппы (их меньшинство) отметили, что не демонстрируют свой патриотизм: «Мы знаем про свой патриотизм, но его не афишируем. Наш патриотизм глубокий, сокровенный», он не предполагает активных действий.

Условно патриотизм представителей этой подгруппы можно назвать пассивным.

Патриотизм участников второй подгруппы условно можно назвать активным, поскольку он предполагает активную гражданскую позицию, действия, направленные на защиту интересов своей страны.

Примечательно, что в интервью и на фокус-группах на вопрос о том, как сформировался их патриотизм, респонденты подчеркнули,

что их патриотические настроения сложились благодаря семье и школе.

Респонденты, вошедшие во вторую группу (их оказалось 17,5%) отметили, что они разделяют понятия Родины и государственной власти. Если свою страну они любят, то с государственной властью не согласны, критикуют ее, либо относятся к ней нейтрально: «Мы согласны с тем, что Россия - достойная страна, но мы не согласны с ее государственными устоями, властью». «Мы отличаем правительство и власть от своей страны. Мы можем не любить страну за отдельные проявления..^ целом молодежь интересуется своей страной, любит свою страну, заботится о ней».

Анализ полученных ответов участников этой группы позволяет сделать вывод об определенной аполитичности некоторой части современной молодежи, об их непонимании сущности и роли государства в жизни общества, функций государственной власти. Вызывает озабоченность, что такая молодежь не разбирается в текущей геополитической ситуации, не умеет самостоятельно анализировать расстановку сил на политической арене и происходящие сегодня политические события.

Вопрос о причинах аполитичности некоторой части современной молодежи стал предметом нашего особого внимания, он обсуждался как в проводимых интервью, так и в ходе работы фокус-групп. Главной причиной мы считаем отсутствие патриотического и политического воспитания в семьях респондентов, а также в школах, где они учились. Такой вывод подкрепляется многочисленными высказываниями участников этой группы, суть которых сводится к следующему: « Мы не разбираемся в политике, у нас много других интересов. В семье и школе у нас не воспитывали политические взгляды».

Представителей третьей группы можно назвать «не патриотами» своей страны, таких респондентов оказалось 22%. Таким респондентам присуще нейтральное или откровенно отрицательное отношение к своей стране. Мировоззрение «не патриотов» стало предметом специального анализа. Обсуждение позиции представителей этой группы респондентов во время проведения интервью и работы фокус-групп, а также анализ полученных ответов респондентов позволил сделать следующие выводы:

1. «Не патриоты» подвержены воздействию хорошо отлаженной пропагандистской машины Запада, причем часто пользуются случайными и непроверенными Интернет-источниками информации.

2. В семьях «не патриотов» и в школах, где они учились, почти полностью отсутствовало

патриотическое воспитание, качественное изучение российской истории и культуры.

3. Мировоззрение «не патриотов» по своим основным позициям является чаще всего либеральным, поэтому важнейшими жизненными ценностями для таких молодых людей являются личные права и свободы, а также деньги.

4. По свидетельствам респондентов, молодежь, входящая в группу «не патриотов», как правило, не имеет серьезного образования. Часто образование таких молодых людей ограничивается только средней школой. Это обстоятельство косвенно указывает на невысокий интеллектуальный уровень «не патриотов».

Представляется, что при всей важности работы по патриотическому воспитанию с молодежью разных групп, с представителями не патриотически настроенных молодых людей такую работу нужно проводить особенно тщательно [1, с. 39].

В ходе проведенного исследования респондентам был задан вопрос об их отношении к специальной военной операции России на Украине.

Ответы на вопрос об отношении респондентов к проведению Россией на Украине специальной военной операции, как и ответы на другие вопросы исследования, лишены однозначности. Полученные в результате анализа личных документов респондентов, серии интервью и работы фокус-групп ответы расположились в широком диапазоне мнений, они отчетливо распределяются по четырем основным группам.

Первая группа - это респонденты, которые безоговорочно поддерживают проведение специальной военной операции, понимают ее неизбежность, причины, цели, задачи и далеко идущие последствия. Таких респондентов оказалось чуть больше половины - 53,6%.

Отметим, что некоторые участники исследования понимают связь специальной военной операции с тектоническими сдвигами в современной геополитической ситуации: «В специальной военной операции России на Украине решается судьба мира на ближайшие годы.Вводимы против России санкции имеют обратный эффект и наша страна может извлечь из этого оперативную пользу».

Важно отметить следующее обстоятельство. Одна часть респондентов отметила, что занимает в поддержке специальной военной операции России на Украине активную гражданскую позицию: «Многие из нас занимаются благотоворительно-стью, в частности, переводят деньги в фонды под-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

держки беженцев в Россию из Украины, поддержки жителей ДНО и ЛНР».

Другая часть респондентов, входящих в первую группу отмечает, что вопросы, связанные с проведением специальной военной операции, они особо не обсуждают, что может быть обусловлено недостатком информации об СВО и недостаточно уверенной ориентацией в разнообразных источниках информации, причем разного качества.

В целом, анализ ответов респондентов первой группы показывает, что чаще всего проведение специальной военной операции России на Украине поддерживают патриотически настроенные студенты, как патриоты с активной гражданской позицией,так и «пассивные патриоты».

Во вторую группу участников исследования вошли респонденты, которые не поддерживают проведение Россией специальной военной операции на Украине. В эту группу вошло 26,8% респондентов, что не так уж и мало. Аргументы респондентов, которые не поддерживают проведение специальной военной операции России на Украине, не отличаются продуманностью и глубиной. В качестве причин своего отношения к специальной военной операции респонденты отмечают свой пацифизм, «боязнь изменений в своей сытой и спокойной жизни». Ряд респондентов отмечает, что они не разбираются в вопросах, связанных с проведением специальной военной операции: «Мы не совсем понимаем причины специальной военной операции, не совсем ориентируемся в информации. Над людьми висит много других проблем». Проработка полученных ответов в проведенных интервью и на фокус-группах, а также анализ полученных ответов позволил сделать вывод о том, что прямой корреляции у молодежи, отрицательно относящейся к проведению нашей страной специальной военной операции на Украине и наличием у них либерального прозападного мировоззрения, не существует.

Главная причина неприятия специальной военной операции у этой части респондентов, на наш взгляд кроется в больших пробелах в патриотическом и гражданско-правовом воспитании. Вспомним, что та часть молодежи, которой сегодня около 20 лет - это дети поколения, чья юность и ранняя молодость пришлась на 90-е годы XX века с их аполитичностью и своеобразным «культом Запада». В школах и тогда, и сейчас отсутствует первоначальная военная подготовка. Занятия на военных кафедрах в российских вузах в 90-е годы XX века осуществлялись по выбору, многие студенты тогда отказывались от военной подготовки, а сегодня они бегут от частичной мобилизации. В настоящее время военные кафедры в российских вузах отсутствуют. Если ни

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

семья, ни школа не воспитали у детей, подростков и молодежи потребность и мотивацию в защите своей страны, если молодежь плохо ориентируется в источниках достоверной информации, то о каком понимании и поддержке проведения Россией специальной военной операции на Украине этой частью молодежи (повторим, небольшой) может идти речь?

К третьей группе респондентов относятся участники исследования, которые заявили о своем нейтральном отношении к проведению Россией специальной военной операции на Украине. Таких участников исследования оказалось 13,4%. Главными аргументами сторонников нейтрального отношения к специальной военной операции России на Украине, респонденты третьей группы назвали, во-первых, «отрицание насилия», убежденность в том, что любой конфликт может быть решен мирным путем: во-вторых, недостаток информации, а также неумение самостоятельно разобраться в вопросах, связанных с причинами, целями, задачами, ходом и последствиями специальной военной операции для участвующих сторон и для всего мира.

Углубленное обсуждение нейтральной позиции респондентов третьей группы во время интервью и на фокус-группах позволил нам подтвердить гипотезу об определенной аполитичности некоторой части современной молодежи, об их непонимании сущности и роли государства в жизни общества, функций государственной власти. Эта часть молодежи, к сожалению, не разбирается в текущей геополитической ситуации, не умеет самостоятельно анализировать расстановку сил на политической арене и происходящие сегодня политические события, в том числе, связанные с проведением специальной военной операции России на Украине.

Наконец, в небольшую четвертую группу участников проведенного исследования вошли 6,2% респондентов, которые отказались говорить о специальной военной операции России на Украине, не приведя при этом особых аргументов. Эта часть респондентов присутствовала на ряде интервью и на фокус группах. Такое поведение участников четвертой группы мы объяснили отсутствием у этой части молодых людей собственной позиции по вопросам, связанным с проведением специальной военной операции России на Украине, что является следствием недостатка информации и умения думать самостоятельно. Отметим также, что по отельным высказываниям респондентов четвертой группы можно сделать вывод о том, что изложение любой очки зрения, отличной от их собственной, они воспринимают как давление, которого стараются избежать.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить ярко выраженные патриотиче-

ские настроения большей части современной молодежи к своей стране. Около двух третей участников проведенного исследования считают себя патриотами, а также умеют обосновать свою позицию. Мировоззрение небольшой части «не патриотов» обусловлено, во-первых, тем, что в семьях респондентов и в школах, где они учились, не проводилось патриотического и политического воспитания; во-вторых, с тем, что некоторая часть молодежи имеет либеральное мировоззрение и подвержена воздействию западной пропаганды и произведений западного искусства.

Проведенное исследование позволило выявить неоднозначное отношение современной молодежи к специальной военной операции России на Украине. Такая противоречивость и разброс мнений обусловлены, во-первых, тем, что часть респондентов не обладает объективной информацией о происходящем, плохо ориентируется в источниках информации, слабо различает объективную информацию от фейков. Во-вторых, в семьях многих респондентов и в школах, где они учились, не проводилось систематического патриотического и гражданско-правового воспитания, поэтому ряд респондентов, как и их родители, являются аполитичными, они почти не ориентируются в современной геополитической ситуации, не понимают сущности и роли государства в жизни общества, важность сильной государственности и роли армии для нашей страны.

Основными мерами постепенного укрепления патриотических настроений современной молодежи и формирования их политической зрелости являются создание общенациональной идеологии [5, с. 53], а также разработка и внедрение соответствующей такой идеологии системы патриотического и гражданско-правового воспитания в учебных заведениях среднего, среднего специального и высшего образования [11, с. 303]. Представляется, что разделами такой программы должны стать блоки духовно-нравственных, политико-правовых и собственно патриотических вопросов, а также вопросы современной информационной войны, анализ содержания и приемов создания многочисленных фейков, что будет способствовать формированию навыков распознавания фейков и соблюдению личной информационной безопасности молодых людей. Отметим, что при разработке и проведении мероприятий по патриотическому и гражданско-политическому воспитанию с разными группами студентов важно использовать современные интерактивные методики, привлекательные для молодежи, например, приемы музейной педагогики [3, с. 299], работу в малых группах, приемы геймификации и ряд других.

Список литературы:

[1]. Белоусов Н. А., Белоусова Т. Н. Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования // Патриотическое воспитание: история и современность: Сборник научных статей — М., 2004. — С. 38-41.

[2]. Журавлева Л. А., Зарубина Е. В. Концептуальные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в аграрном университете // Социально-гуманитарное образование в современном мире: проблемы, поиски, решения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург. - 2019. - С. 80 - 87.

[3]. Журавлева Л. А., Зарубина Е. В., Круж-кова Т. И., Синько В. Н., Чупина И. П. Опыт формирования патриотического сознания студенческой молодежи средствами музейной педагогики // Образование и право. - 2020. - № 8. - С. 297 - 302.

[4]. Журавлева Л. А., Зарубина Е. В., Ручкин А. В., Симачкова Н. Н, Чупина И. П. Особенности мировоззрения современной молодежи: социально-философский анализ // Образование и право.

- 2021. - № 12. - С.253 - 259.

[5]. Зарубина Е. В. Проблема формирования общенациональной идеологии в современной России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016.

- № 11-1 (73). - С. 51 - 53.

[6]. Зевелева Е.А., Казакова Л.К., Лепилин С.В., Третьякова Н.М. Патриотическое воспитание студенческой молодежи как важный элемент государственной молодежной политики // Патриотическое воспитание молодежи в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 50-летию организации поискового движения на Белгородчине / Отв. ред. З.З. Мухина, С.В. Канныкин. Старый Оскол: СТИ НИТУ «МИСиС». - 2019. - С. 83-94.

[7]. Зевелева Е.А., Казакова Л.К., Лепилин С.В., Третьякова Н.М. Фактор патриотизма в системе национальной безопастности РФ // Патриотическое воспитание молодежи в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 50-летию организации поискового движения на Белгородчине / Отв. ред. З.З. Мухина, С.В. Канныкин. - Старый Оскол: СТИ НИТУ «МИСиС». - 2019. - С. 94 - 107.

[8]. Кайдалова С. В. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в воспитательно-образовательном процессе // Евразийский научный журнал. - 2016. - № 10. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

journalpro.ru/articles/dukhovno-nravstvennoe-i-

grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov-

v-vospitatelno-obrazovatel/

[9]. Мелентьев А.В. Особенности военно-патриотического воспитания экстремальными видами спорта (альпинизм) // Образование и право. - 2021. - № 10.- С. 268 - 273.

[10]. Репина И., Кириленко О. Рукотворная красота. Сборник методических материалов. - М.: Бук. - 2017. - 79 с.

[11]. Шиловцев А.В., Емельянова С.И., Сорокина Н.И, Степанов Р.И. Об организационно-правовых формах патриотического воспитания студенческой молодежи (на материалах Свердловской области) // Образование и право. - 2021. - № 10. - С. 300 - 309.

[12]. Шульженко М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 240-243. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https:// moluch.ru/archive/181/46664/ (дата обращения: 29.11.2022).

Spisok literatury:

[1]. Belousov N. A., Belousova T. N. Patriotich-eskoe vospitanie studentov kak problema pedagog-icheskogo obrazovaniya // Patrioticheskoe vospitanie: istoriya i sovremennost': Sbornik nauchnyh statej

— M., 2004. — S. 38-41.

[2]. ZHuravleva L. A., Zarubina E. V. Konceptu-al'nye podhody k organizacii uchebno-vospitatel'nogo processa v agrarnom universitete // Social'no-gu-manitarnoe obrazovanie v sovremennom mire: prob-lemy, poiski, resheniya. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Ekaterinburg. -2019. - S. 80 - 87.

[3]. ZHuravleva L. A., Zarubina E. V., Kruzhkova T. I., Sin'ko V. N., CHupina I. P. Opyt formirovaniya patrioticheskogo soznaniya studencheskoj molodezhi sredstvami muzejnoj pedagogiki // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 8. - S. 297 - 302.

[4]. ZHuravleva L. A., Zarubina E. V., Ruchkin A. V., Simachkova N. N, CHupina I. P. Osobennosti mirovozzreniya sovremennoj molodezhi: social'no-fi-losofskij analiz // Obrazovanie i pravo. - 2021. - № 12.

- S.253 - 259.

[5]. Zarubina E. V. Problema formirovaniya obshchenacional'noj ideologii v sovremennoj Rossii //

Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. - 2016. - № 11-1 (73). - S. 51 - 53.

[6]. Zeveleva E.A., Kazakova L.K., Lepilin S.V., Tret'yakova N.M. Patrioticheskoe vospitanie studencheskoj molodezhi kak vazhnyj element gosu-darstvennoj molodezhnoj politiki // Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennoj Rossii: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoj 50-letiyu organizacii poiskovogo dvizheniya na Bel-gorodchine / Otv. red. Z.Z. Muhina, S.V. Kannykin. Staryj Oskol: STI NITU «MISiS». - 2019. - S. 83-94.

[7]. Zeveleva E.A., Kazakova L.K., Lepilin S.V., Tret'yakova N.M. Faktor patriotizma v sisteme nacion-al'noj bezopastnosti RF // Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennoj Rossii: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoj 50-letiyu organizacii poiskovogo dvizheniya na Belgorodchine / Otv. red. Z.Z. Muhina, S.V. Kannykin. - Staryj Oskol: STI NITU «MISiS». - 2019. - S. 94 - 107.

[8]. Kajdalova S. V. Duhovno-nravstvennoe i grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov v vospitatel'no-obrazovatel'nom processe // Evrazijskij nauchnyj zhurnal. - 2016. - № 10. - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:

https://journalpro.ru/articles/dukhovno-nravst-vennoe-i-grazhdansko-patrioticheskoe-vospita-nie-shkolnikov-v-vospitatelno-obrazovatel/

[9]. Melent'ev A.V. Osobennosti voenno-patriot-icheskogo vospitaniya ekstremal'nymi vidami sporta (al'pinizm) // Obrazovanie i pravo. - 2021. - № 10. -S. 268 - 273.

[10]. Repina I., Kirilenko O. Rukotvornaya kra-sota. Sbornik metodicheskih materialov. - M.: Buk. -2017. - 79 s.

[11]. SHilovcev A.V., Emel'yanova S.I., Sorok-ina N.I, Stepanov R.I. Ob organizacionno-pravovyh formah patrioticheskogo vospitaniya studencheskoj molodezhi (na materialah Sverdlovskoj oblasti) // Obrazovanie i pravo. - 2021. - № 10. - S. 300 - 309.

[12]. SHul'zhenko M. E. Patrioticheskoe vospitanie sovremennoj molodezhi // Molodoj uchenyj. — 2017. — № 47 (181). — S. 240-243. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://moluch.ru/ archive/181/46664/ (data obrashcheniya: 29.11.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.