Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ В ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВЕ'

РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ В ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
328
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Caucasian Science Bridge
ВАК
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКИЙ ПАТРИОТИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шаповалова Анна Михайловна, Вагина Виктория Олеговна

Введение. Определяется актуальность исследования, связанная с тем, что онлайн-пространство является новым видом площадки, где сосредоточились все формы общения, образовательный процесс, информационное оповещение. Онлайн-пространство - это площадка, обладающая большим потенциалом для консолидации гражданского общества, через которую возможно транслировать и прививать патриотические ценности среди молодежи. В этой связи обосновывается необходимость социологического анализа роли и места патриотических практик, организующихся по форме сетевых в сравнении с другими типами патриотических практик. Материалы и Методы. В статье используются результаты авторского экспертного опроса (N=164), проведенного на Юге России среди представителей органов государственной и муниципальной власти, работников научных и образовательных учреждений, общественных организаций и НКО, молодежных организаций и СМИ, а также результаты массового социологического опроса, полученные в ходе реализации исследовательского проекта «Гражданский патриотизм в формировании и развитии солидаристских практик на Юге России: ресурсный потенциал и условия его реализации» (N=2000). Результаты и их обсуждение. Виртуально-сетевые патриотические практики выступают приоритетными для российской молодежи с точки зрения формы организации патриотических мероприятий, однако уровень их эффективности оценивается ниже по сравнению с «реальными» практиками, организованными вне сети Интернет. Эффективность патриотических практик молодежи, как организованных с помощью онлайн-технологий, так и в режиме реального взаимодействия и деятельности без обращения к ресурсам сети Интернет, связывается с формированием патриотической субъектности молодежи. Важно, чтобы сама молодежь выступала инициатором патриотических мероприятий с учетом ее патриотических потребностей и интересов, а также ориентаций на приоритетные формы организации патриотической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PATRIOTISM AMONG YOUTH IN ONLINE SPACE

Introduction. The relevance of the study is determined due to the fact that online space is a new type of platform, where all forms of communication, educational process, and information notification are concentrated. Online space is a platform with great potential for consolidation of civil society, through which it is possible to broadcast and instill patriotic values among young people. In this regard, the necessity of a sociological analysis of role and place of patriotic practices, organized in the form of network in comparison with other types of patriotic practices, is substantiated. Materials and Methods. The article uses results of the author's expert survey (N = 164) conducted in the South of Russia among representatives of state and municipal authorities, employees of scientific and educational institutions, public organizations and nonprofit organizations, youth organizations and mass media, as well as the results of mass sociological survey, obtained during implementation of the research project “Civil patriotism in formation and development of solidarity practices in the South of Russia: resource potential and conditions for its implementation” (N=2000). Results and its discussion. For Russian youth virtual network patriotic practices are a priority from the point of view of the form of organizing patriotic events, but level of their effectiveness is assessed lower in comparison with “real” practices organized outside the Internet. Effectiveness of patriotic practices of youth, both organized with online technologies and in real interaction and activities without accessing Internet resources, is associated with formation of patriotic subjectivity of youth. It is important that young people themselves initiate patriotic events, taking into account their patriotic needs and interests, as well as orientations towards priority forms of organizing patriotic activities.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ В ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВЕ»

Caucasian Science Bridge, 2021, Т. 4, №3 (13) СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ doi: 10.18522/2658-5820.2021.3.4

Научная статья УДК 314.04

https://doi.Org/10.18522/2658-5820.2021.3.4

Развитие патриотизма в молодежной среде в онлайн-пространстве1

Анна М. Шаповалова,1 Виктория О. Вагина2

1 Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Ростовская область, Россия

e-mail: a.shapovalova@mail.ru

2 Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Ростовская область, Россия

e-mail: vagina.viktoriya@yandex.ru

Аннотация

Введение. Определяется актуальность исследования, связанная с тем, что онлайн-пространство является новым видом площадки, где сосредоточились все формы общения, образовательный процесс, информационное оповещение. Онлайн-пространство - это площадка, обладающая большим потенциалом для консолидации гражданского общества, через которую возможно транслировать и прививать патриотические ценности среди молодежи. В этой связи обосновывается необходимость социологического анализа роли и места патриотических практик, организующихся по форме сетевых в сравнении с другими типами патриотических практик.

Материалы и Методы. В статье используются результаты авторского экспертного опроса (N=164), проведенного на Юге России среди представителей органов государственной и муниципальной власти, работников научных и образовательных учреждений, общественных организаций и НКО, молодежных организаций и СМИ, а также результаты массового социологического опроса, полученные в ходе реализации исследовательского проекта «Гражданский патриотизм в формировании и развитии солидаристских практик на Юге России: ресурсный потенциал и условия его реализации» (N=2000).

Результаты и их обсуждение. Виртуально-сетевые патриотические практики выступают приоритетными для российской молодежи с точки зрения формы организации патриотических мероприятий, однако уровень их эффективности оценивается ниже по сравнению с «реальными» практиками, организованными вне сети Интернет. Эффективность патриотических практик молодежи, как организованных с помощью онлайн-технологий, так и в режиме реального взаимодействия и деятельности без обращения к ресурсам сети Интернет, связывается с формированием патриотической субъектности молодежи. Важно, чтобы сама молодежь выступала инициатором патриотических мероприятий с учетом ее патриотических потребностей и интересов, а также ориентаций на приоритетные формы организации патриотической деятельности. Ключевые слова

патриотизм; молодежь; онлайн-пространство; Интернет; патриотическое воспитание; гражданский патриотизм; социальные сети; патриотические практики; патриотическая субъектность. Для цитирования

Шаповалова А.М., Вагина В.О. (2021). Развитие патриотизма в молодежной среде в онлайн-пространстве. Caucasian Science Bridge, 4 (3), С. 44-52. doi: https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021.3.4

Development of patriotism among youth in online space Anna M. Shapovalova,1 Viktoria O. Vagina2

1 Southern State University, Rostov-on-Don, Rostov Region, Russia

e-mail: a.shapovalova@mail.ru

2 Southern State University, Rostov-on-Don, Rostov Region, Russia

e-mail: vagina.viktoriya@yandex.ru

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-311-90012

«Патриотические практики в молодежной среде полиэтничного Юга России: особенности формирования и формы реализации».

Abstract

Introduction. The relevance of the study is determined due to the fact that online space is a new type of platform, where all forms of communication, educational process, and information notification are concentrated. Online space is a platform with great potential for consolidation of civil society, through which it is possible to broadcast and instill patriotic values among young people. In this regard, the necessity of a sociological analysis of role and place of patriotic practices, organized in the form of network in comparison with other types of patriotic practices, is substantiated.

Materials and Methods. The article uses results of the author's expert survey (N = 164) conducted in the South of Russia among representatives of state and municipal authorities, employees of scientific and educational institutions, public organizations and nonprofit organizations, youth organizations and mass media, as well as the results of mass sociological survey, obtained during implementation of the research project "Civil patriotism in formation and development of solidarity practices in the South of Russia: resource potential and conditions for its implementation" (N=2000).

Results and its discussion. For Russian youth virtual network patriotic practices are a priority from the point of view of the form of organizing patriotic events, but level of their effectiveness is assessed lower in comparison with "real" practices organized outside the Internet. Effectiveness of patriotic practices of youth, both organized with online technologies and in real interaction and activities without accessing Internet resources, is associated with formation of patriotic subjectivity of youth. It is important that young people themselves initiate patriotic events, taking into account their patriotic needs and interests, as well as orientations towards priority forms of organizing patriotic activities. Keywords

patriotism; youth; online space; Internet; patriotic education; civil patriotism; social networks; patriotic practices; patriotic subjectivity.

For citation

Shapovalova A.M., Vagina V.O. (2021). Development of patriotism among youth in online space. Caucasian Science Bridge, 4 (3), P. 44-52. doi: https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021.3.4

Введение

В условиях глобальных вызовов и усиления политического давления на Россию первоочередной задачей государственной политики в поиске общенационального ответа на возникающие угрозы является формирование патриотического сознания граждан и сплочение всего общества. Руководство страны уделяет значительное внимание патриотизму. Путин В.В. не раз говорил о том, что «у нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» (Путин, 2016). Он считает, что «патриотизм единственно возможная идеология современного демократического общества. Идеология патриотизма при этом должна быть деполитизированной и направленной на укрепление внутренних основ российского государства» (Путин считает..., 2019).

Безусловно, патриотизм положительно влияет и на государство, и на общество, и на гражданина, позитивно сказываясь на политической стабильности в государстве. Патриотизм как компонент общественного сознания проявляется в общественной жизни общества. Однако патриотами не рождаются. Их воспитывают. Семья - первый институт, который оказывает значительное влияние на социализацию личности. Огромное влияние на процесс политической социализации личности оказывают друзья, ближайшее окружение, образовательные организации, институты гражданского общества.

В современном обществе большую часть времени молодежь проводит в Интернете. Поэтому в разработках программ и проектов по системе патриотического воспитания необходимо учесть трансляцию информации на большую аудиторию пользователей. Одним из эффективных источников формирования патриотических ценностей, особенно у молодежи, может стать онлайн-пространство.

В интернете существует множество сайтов, направленных на формирование у молодежи патриотизма и духовно-нравственного воспитания. Одни пропагандируют государственную политику, другие направленны на воспитание и формирование лидерских качеств. Однако в онлайн-пространстве есть и множество сайтов иного содержания, направленного на формирование и использование протестных настроений молодежи.

Деструктивные политические структуры, использующие протестные настроения молодежи, пытаются «раскачать» политическую ситуацию в обществе. При этом активно используется онлайн-пространство для поддержки протестных настроений у молодежи и их перевода в русло экстремистских настроений.

Необходимо противостоять таким явлениям, чтобы не потерять молодежь как актора гражданских практик, направленных на конструктивные социальные действия. Социальные сети и онлайн-пространство необходимо активно использовать для донесения понятной информации до молодежи, не насильственно насаждая, а завлекая интересными мероприятиями и достоверными фактами с использованием современных технологий.

Так, в рамках национального проекта «Образование» с 1 января 2021 года стартовал федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (Паспорт федерального проекта..., 2021). На онлайн-площадках проводятся мероприятия на основе духовно-нравственных ценностей, национально-культурных и исторических традиций народов России. Данные мероприятия должны быть ближе и понятнее молодежи. Также стоит отметить, онлайн-платформу «Знание», где пользователи могут обмениваться научными материалами, в том числе и по теме патриотизма, истории России.

В научно-исследовательском пространстве сложилось несколько основных направлений в области изучения отдельных аспектов развития молодежи и ее патриотического воспитания с точки зрения процессов цифровизации в современном мире. В трудах ученых отмечается, что цифровизация захлестнула все процессы, происходящие в современном обществе, что через социальные сети в большей степени происходит коммуникация, социализация молодежи, и следует использовать потенциал Интернет-сети в формировании гражданской позиции молодого человека, популяризации патриотических установок. Важнейшим ресурсом в реализации данных задач обладает система образования и развитие в ее пространстве новых форм коммуникации, внедрение новых технологий в образовательный процесс (Ляукина, Ефимов, 2015). Многие ученые, занимающиеся данной проблематикой, видят перспективу и тенденции развития через онлайн-площадки, но есть и те, кто настроен категорично в отношении процессов он-лайнизации образования. Тем не менее, именно онлайн-участие в конференциях, форумах, круглых столах и т.п. стало одной из незаменимых форм в последнее время.

Исследователи обращают также внимание на тот факт, что развитие гражданских ценностей и установок в молодежной среде в контексте патриотического воспитания молодого поколения возможно в ситуации, когда органы государственной власти и институты гражданского общества взаимодействуют и открыты к диалогу (Верещагина, 2018; Волков, Бинеева, Печкуров, 2017; Лисица, 2012). Следовательно, необходимо создавать условия для роста гражданской активности, при которых молодежь будет заинтересована в вовлеченности в процессы конструирования и развития институтов гражданского общества.

Феномен цифровой культуры стал частью повседневной жизни (Солдатова, Рас-сказова и др., 2018). Блогерами очень часто становятся представители молодого поколения. Социальные сети оказывают непосредственное влияние на поведение человека, его психологическое состояние (Байкова, 2018). Однако, как отмечают исследователи, «жизнь» в онлайн-пространстве приводит к социокультурным рискам - радикализм, социальная апатия (Живенок, 2018).

Таким образом, влияние онлайн-пространства может быть крайне негативным, деструктивно сказываясь на формировании патриотических установок и ценностей молодежи. Деструктивно настроенные организации или отдельные индивиды способны через Интернет призывать к неправомерной деятельности, вовлекать в чаты, просмотру видеороликов и формировать анти-патриотов.

Ситуация пандемии коронавируса сверх актуализировала роль онлайн-про-странства в жизни современной российской молодежи. Ее повседневные практики претерпели кардинальные изменения. Процессы общения и обучения практически полностью перешли в онлайн-пространство, и мы уже не можем не учитывать этот фактор в изучении молодежного патриотизма.

Материалы и методы

Рассматривая патриотизм в деятельностном аспекте, мы исходим из того, что методологически значим подход к патриотизму как социальной практике, в ходе которой происходит формирование молодежи в таком социальном качестве, как патриот. Этот процесс определяется характером конкретных действий, имеющих патриотическую направленность и находящих выражение в различных типах патриотических практик. Их типологическое разнообразие и степень распространенности среди российской молодежи в данном исследовании выявлялись на основе результатов авторского экспертного опроса, проведенного в 2021 году на Юге России. В качестве экспертов (N=164) выступили компетентные лица из трех субрегионов Юга России: Кабардино-Балкарской республики (N=57), Республики Крым (N=49) и Ростовской области (N=58). Эксперты, принявшие участие в опросе, представляли органы государственной и муниципальной власти (N=49), научные и образовательные учреждения (N=70), общественные организации и НКО (N=19), молодежные организации (N=15) и СМИ (N=11).

Кроме того, эмпирическую базу составили материалы массового опроса, проведенного в 2018 году при участии одного из авторов статьи (В.О. Вагиной) в рамках реализации Государственного задания на тему «Гражданский патриотизм в формировании и развитии солидаристских практик на Юге России: ресурсный потенциал и условия его реализации» (проект № 28.3486.2017/ ПЧ. Руководитель - Волков Ю.Г.) в пяти субъектах Российской Федерации (Ростовская область, Ставропольский край, Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская республика и Республика Крым). Выборочная совокупность составила 2000 респондентов.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты опроса 2018 года, проведенного на Юге России в составе коллектива, выполняющего Государственное задание на тему «Гражданский патриотизм в формировании и развитии солидаристских практик на Юге России: ресурсный потенциал и условия его реализации», показали, что в молодежной среде данного макрорегиона преобладают традиционные представления о патриотизме как «чувстве глубокой любви к Родине» и «ощущении неразрывной связи человека со своим народом, его культурой, историей». Среди молодежи локальных региональных сообществ эти представления наиболее ярко выражены в молодежной среде Республики Крым. Также именно молодые крымчане в большей степени идентифицируют патриотизм с готовностью встать на защиту Родины и своего народа - 51,1%, что связано, безусловно, с событиями «крымской весны» и подъемом в республике молодежного патриотизма романтического, державного, героического типа (таблица 1).

Для более глубокого проникновения в характер реализуемых в молодежной среде Юга России патриотических практик, мы решили обратиться к мнению экспертов. Для этого мы попросили экспертов оценить уровень участия молодых людей южнороссийского региона в различных видах патриотических практик по пятибалльной шкале. Подобный тип данных позволяет рассчитать средние значения для каждого вида практик, которые в границах нашего исследования эмпирически замерялись по специально разработанной типологии, разделяющей патриотические практики по двум основаниям: форме организации этих практик и их содержанию.

Таблица 1

Представления о патриотизме в молодежной среде на Юге России в зависимости от региона _ (в % к итогу)*____

Варианты Респуб- Кабар- Респуб- Ростов- Ставро-

ответов лика дино- лика ская польский

Адыгея Балкарская Республика Крым область край

Патриотизм - это чувство глубокой любви к Родине. 52,9 50,0 56,7 39,2 52,6

Патриотизм - это высшая ценность, без

которой не может жить человек и суще- 11,8 7,1 7,8 16,8 12,6

ствовать общество.

Патриотизм - это ощущение неразрыв-

ной связи человека со своим народом, 23,5 53,6 48,9 48,0 49,5

его культурой, историей.

Патриотизм - это деятельность,

направленная на защиту прав, интересов и свобод граждан страны. 35,3 21,4 7,8 20,0 15,8

Патриотизм - это готовность человека

встать на защиту Родины и своего 82,4 46,4 51,1 29,6 50,5

народа.

Патриотизм - это национальная идея,

объединяющая народ ради достижения общих целей и решения важных обще- 52,9 17,9 35,6 20,8 16,8

ственных задач.

Патриотизм - это средство воздействия

на сознание общества, использ. властью для решения социально-политических 5,9 17,9 8,9 11,2 12,6

задач.

Полученные в ходе экспертного опроса усредненные значения в отношении патриотических практик молодежи (по форме организации) были разделены на четыре группы: высокие значения (между 2,94 и 3,23), выше среднего (между 2,55 и 2,69), значения на уровне среднего (2,5), значения ниже среднего (ниже 2,5) (рисунок 1).

Рисунок 1 наглядно демонстрирует, что в группе с наивысшими средними значениями оказались такие патриотические практики, как: виртуально-сетевые (организованные в Интернете); практики, организованные в режиме реального взаимодействия; практики, сочетающие в себе особенности и виртуальных, и реальных, а также постоянно действующие (или системные).

На наш взгляд, нет ничего удивительного в том, что первое место заняли патриотические практики, которые осуществляются с помощью технологий Интернета (тематические сайты, социальные сети, форумы, иные платформы, которые можно приспособить для организации патриотических практик). Это имеет четкое объяснение, связанное с самой социальной реальностью в информационную эпоху. Многие молодые люди проводят в виртуальной реальности огромное количество времени, в связи с чем вполне логично, что участие в патриотических практиках, организованных в виртуальном пространстве, также развивается динамично. Любопытно при этом, что патриотические практики, реализуемые молодежью вне сети Интернет («реальные»), опрошенные нами эксперты оценили как более эффективные с точки зрения проявления активности и самостоятельности молодежи в патриотической деятельности (таблица 2).

* Таблица распределений рассчитана из количества ответов респондентов.

Рисунок 1 - Усредненные экспертные оценки уровня участия молодежи в патриотических практиках, типологизированных по форме их организации (результаты ранжированы)

Таблица 2

Оценка эффективности патриотических практик молодежи Юга России по критерию их организации в виртуальном/реальном пространстве, в %

Типы патриотических практик Результаты, в %

Виртуально-сетевые 18,9

«Реальные» (реализуемые вне сети Интернет) 76,8

Затрудняюсь ответить 4,3

Всего 100,0

Интерес вызывают также позиции экспертов в соотношении уровня участия и уровня эффективности различного рода патриотических практик молодежи. Данные таблицы 3 показывают нам эти соотношения, согласно которым более высокий уровень распространенности виртуальных патриотических практик в молодежной среде уступает уровню их эффективности. И наоборот: уровень эффективности «реальных» патриотических практик, организованных в режиме реального взаимодействия, без обращения к Интернет-ресурсам, оценивается экспертами выше, чем уровень их распространенности среди региональной молодежи. Вероятно, по этой причине смешанную форму патриотических практик, основанных на использовании Интернет-ресурсов и реальных практик взаимодействия вне сети Интернет, эксперты оценили несколько выше по уровню эффективности, нежели такую форму, как «реальные» патриотические практики (таблица 3).

Таблица 3

Усредненные экспертные оценки уровня участия молодежи в патриотических практиках и уровня эффективности патриотических практик, типологизированных _по форме организации___

Типы патриотических практик (по форме организации) Уровень участия Уровень эффективность

Виртуально-сетевые (организованные в сети Интернет с использованием онлайн-ресурсов) 3,23 2,89

«Реальные» (организованные в режиме реального взаимодействия, без обращения к Интернет-ресурсам) 2,96 3,14

Смешанные (основанные на использовании Интернет-ресурсов и реальных практик взаимодействия вне сети Интернет) 2,94 3,29

Санкционированные, инициированные органами власти (федеральными, региональными) 2,57 2,62

Несанкционированные, инициированные самим населением, социальными группами, индивидами 2,5 2,52

Формальные, организуемые в рамках нормативно-правовой базы в области формирования патриотизма 2,45 2,27

Неформальные, организуемые на основе обычаев, традиций народа, не имеющих нормативно-правового статуса 2,69 2,87

Коммерциализированные, функционирующие на возмездной основе 2,4 2,49

^коммерциализированные, функционирующие на безвозмездной основе 2,55 2,6

Постоянно действующие (системные) 2,9 3,16

Временные (разовые), образованные под конкретную ситуацию, деятельность 2,69 2,66

Лояльные к власти 2,62 2,4

Оппозиционные, протестные 2,27 2,1

Очевидно, что молодежь не может обрести патриотическую субъектность без включенности в реальные патриотические практики. Их диапазон в современной российской реальности представляет достаточно большим, что связано с немалым числом остро стоящих перед российским обществом социальных проблем, на решение которых также могут быть направлены патриотические практики. В этом случае принято говорить о гражданском патриотизме, и в ходе нашего экспертного опроса было выявлено, что молодежь Юга России в своем большинстве ориентируется именно на такого рода патриотические практики - социально-ориентированные, связанные с решением острых социальных проблем (рисунок 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем, молодежь очень неохотно принимает участие в патриотической деятельности, и основная причина сложившейся ситуации, по мнению экспертов, кроется в том, что молодежь не верит в эффективность патриотических мероприятий, в то, что с их помощью можно что-то изменить в стране, повысить благополучие общества. Также эксперты отметили в качестве важной причины слабую информированность молодежи о проводимых патриотических мероприятиях, что лишний раз заставляет обратиться к потенциалу онлайн-технологий в повышении информированности молодых граждан страны, проводящих большую часть свободного времени в сети Интернет.

Заключение

Таким образом, на данный момент мы наблюдаем процесс трансформации общества через развитие онлайн-пространства. Молодежь сталкивается с большим инфор-

мационным потоком и фейками. Интегрировать молодежь в процесс становления гражданского общества можно через веб-сайты организаций, учебных заведений, фондов, страницы в социальных сетях (^кТок 1^1^гат, ВКонтакте, Одноклассники, Facebook и др.), YouTube, онлайн-квесты, виртуальные площадки, интерактивные музеи, выставки и др. Необходимо молодежь знакомить с порталом и сайтами Правительства и Администрации городов. Это будет способствовать формированию патриотической субъектности молодежи через включенность в патриотические практики. Особенно важное значение при этом следует уделять тому, чтобы сама молодежь выступала инициатором тех или иных патриотических мероприятий, а не подчинялась распоряжениям «сверху», далеко не всегда учитывающих потребности и интересы молодежи, с которыми у нее самой ассоциируется ценность патриотической деятельности и патриотизма в целом.

Итак, можно сделать ключевой вывод о том, что региональная молодежь, потенциально готовая к системной реализации гражданских патриотических практик, в условиях современной российской реальности не является активным и сознательным субъектом патриотической деятельности.

Рисунок 2 - Усредненные экспертные оценки уровня участия южно-российской молодежи в патриотических практиках, типологизированных по их содержанию (результаты ранжированы)

Литература

Байкова, Т.К. (2018). Влияния Instagram на поведение человека. Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Сборник научных статей и материалов международной конференции / Под общей редакцией Р.В. Ершовой, 36-38.

Верещагина, А.В. (2018). Почему патриотизму на Юге России не хватает гражданственности (по результатам социологического исследования)? Историческая и социально-образовательная мысль, 10, 5-2, 54-64.

Волков, Ю.Г., Бинеева, Н.К., Печкуров, И.В. (2017). Реализации этнокультурного образования и граж-данско-патриотического воспитания на Юге России в контексте национальной политики. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 3 (204), 86-96.

Живенок, Н.В. (2018). Социокультурные риски коммуникации молодежи в цифровом пространстве. В сборнике: Четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы. XЮбилейные Санкт-Петербургские социологические чтения. Сборник материалов Международной научной конференции, 430432.

Лисица, Е.С. (2012). Роль российской молодежи в становлении гражданского общества. Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания, 9-1, 129-132.

Ляукина, Г.А., Ефимов, Е.Г. (2015). Формирование патриотизма студентов в социальных интернет-сетях, Казанский педагогический журнал, 6-2 (113), 347-351.

Паспорт федерального проекта Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (2021). Сайт Системы Дистанционного Образования. Режим доступа: http://www.lms.eduportal44.ru/New Koiro/obrazov.

Путин, В.В. (2016). У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. МедиаМера. Режим доступа: https://mediamera.ru/post/24577.

Путин считает патриотизм единственной возможной идеологией современного общества (2019). ТАСС. Режим доступа: https://tass.ru/politika/7379985.

Солдатова, Г.У., Рассказова, Е.И., Чигарькова, С.В., Львова, Е.Н. (2018). Цифровая культура: правила, ответственность и регуляция. В Р.В. Ершова (ред.) Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Сборник научных статей и материалов международной конференции, 374-379.

References

Baykova, T.K. (2018). Influences of Instagram on human behavior. Digital society as a cultural and historical context of human development. Collection of scientific articles and materials of the international conference / Under the general editorship of R.V. Ershova, 36-38.

Vereshchagina, A.V. (2018). Why does patriotism in the South of Russia lack citizenship (according to the results of a sociological study)? Historical and socio-educational thought. 10 (5-2), 54-64.

Volkov, Yu.G., Bineeva, N.K., Pechkurov, I.V. (2017). Implementation of ethnocultural education and civil-patriotic education in the South of Russia in the context of national policy. Bulletin of the Adyghe State University. Series 1 : Regional studies: philosophy, history, sociology, jurisprudence, political science, cultural studies, 3, 86-96.

Zhivonok, N.V. (2018). Sociocultural risks of youth communication in the digital space. In the collection: The fourth industrial revolution: realities and modern challenges. XAnniversary St. Petersburg Sociological Readings. Collection of materials of the International Scientific Conference, 430-432.

Lisitsa, E.S. (2012). The role of Russian youth in the formation of civil society. Intellectual potential of the XXI century: stages of cognition, 9-1, 129-132.

Lyaukina, G.A., Efimov, E.G. (2015). Formation of students' patriotism in social Internet networks. Kazan Pedagogical Journal, 6-2, 347-351.

Passport of the federal project Patriotic education of citizens of the Russian Federation (2021). [Electronic resource] Site of the Distance Education System http://www.lms.eduportal44.ru/NewKoiro/obrazov.

Putin, V.V. We have no and cannot have any other unifying idea, except for patriotism (2016). MediaMera. Available at: https://mediamera.ru/post/24577.

Putin considers patriotism to be the only possible ideology of modern society (2019). TASS. Available at: https://tass.ru/politika/7379985.

Soldatova, G.U., Rasskazova, E.I., Chigarkova, S.V., Lvova, E.N. (2018). Digital culture: rules, responsibility and regulation. Digital society as a cultural and historical context of human development. Collection of scientific articles and materials of the international conference / Under the general editorship of R.V. Ershova, 374-379.

Дата получения рукописи: 03.10.2021 Дата окончания рецензирования: 01.11.2021 Дата принятия к публикации: 05.11.2021

Информация об авторах Шаповалова Анна Михайловна - кандидат социологических наук, доцент Института социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация; e-mail: amshapovalova@sfedu.ru

Вагина Виктория Олеговна - аспирант Института социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация; e-mail: vagina.viktoriya@yandex.ru

Information about the authors Shapovalova Anna Mikhailovna - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation; e-mail: amshapovalova@sfedu.ru

Vagina Victoria Olegovna - Graduate Student, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation; e-mail: vagina.viktoriya@yandex.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.