Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная работа / учебная деятельность студента / дистанционный формат обучения / знания умения навыки / independent work / student’s educational activity / distance learning format / knowledge / skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.В. Виноградова

В данной статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы с целью развития навыков личной эффективности обучающегося. В сегодняшних социально-экономических условиях с учетом профессиональных стандартов, описанных в ФГОС ВО 3++, требования к качеству подготовки специалиста кардинально изменились. Карьерный рост специалиста и его профессиональная квалификация зависят от умения проявлять инициативу, решать нестандартные задачи в сфере профессиональной деятельности, планировать и прогнозировать самостоятельную деятельность, самостоятельно получать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, оценивать конкретную ситуацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.В. Виноградова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK AS AN ACTIVITY TAKING INTO ACCOUNT THE STATE STANDARDS OF HIGHER EDUCATION

This article deals with the organization of independent work in order to develop the skills of personal effectiveness of the student. In today’s socio-economic conditions, taking into account the professional standards described in the Federal State Standard of Higher Education 3++, the requirements for the quality of specialist training have changed dramatically. The career growth of a specialist and his demand in the labor market depend on the ability to take the initiative, to solve non-standard tasks in the field of professional activity, on the ability to plan and predict independent actions, on the ability to independently extract knowledge from various sources, to systematize the information received, to assess a specific situation.

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

3. Полученные результаты должны быть включены в процесс экономического высшего профессионального образования. При этом с учетом потенциальной нестабильности по эпидемической обстановке с коронавирусом, а также

Библиографический список

прогнозируемыми другими видами инфекционных заболеваний массового, пандемического характера нужно подготовить соответствующие учебные материалы для дистанционного обучения.

1. Николис Г, Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. Москва: Мир, 1979.

2. Хакен Г Синергетика. Москва: Мир, 1980.

3. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика. Приказ Минобрнауки от 12.08.2020 № 954: зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2020 № 59425. Available at: https://minjust.consultant.ru/documents/46969

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика: приказ Минобрнауки от 11.08.2020 № 939: зарегистрировано в Минюсте России 26.08.2020 № 59459. Available at: https://minjust.consultant.ru/documents/47003

5. Андреев А.А., Бондарь К.М., Минаев В.А. Терроризм и экстремизм: моделирование информационного противодействия: монография. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2020.

6. Киракосян А.Э., Минаев В.А., Сычев М.П. Моделирование информационного противоборства в социальных медиа. Москва: Наука, 2020.

7. Таненбаум Э., Ван Стеен. Распределенные системы. Принципы и парадигмы. Санкт-Петербург Питер, 2003.

8. Затуливетер Ю.С. На пути к глобальному программированию. Открытые системы. 2003; № 3: 46 - 47.

9. Затуливетер Ю.С. Проблемы глобализации парадигмы управления в математически однородном поле компьютерной информации. Проблемы управления. 2005; Ч. I, № 1: 1 - 12; Ч. II, № 2: 13 - 23.

10. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами: научно-практическое издание. Москва: СИНТЕГ-ГЕО, 1997.

11. Авдеева З.К., Коврига С.В., Макаренко Д.И. Когнитивное моделирование для решения задач управления слабоструктурированными системами (ситуациями). Управление большими системами. ИПУ РАН. 2007; № 16: 26 - 39.

12. Бурков В.Н. Основы математической теории активных систем. Москва: Наука, 1977.

13. Затуливетер Ю.С., Фишенко Е.А. Графодинамические системы с сетецентрическим управлением в математически однородном поле компьютерной информации. Управление большими системами. Специальный выпуск «Сетевые модели в управлении». Москва: ИПУ РАН, 2005: 567 - 604.

14. Зернов В.А., Минаев В.А. Инновационное обучение и бизнес-процессы в международных сетевых структурах. Высшее образование сегодня. 2013; № 6: 9 - 16.

15. Минаев В.А. и др. Как управлять массовым сознанием: современные модели. Москва: РосНОУ, 2013.

References

1. Nikolis G., Prigozhin I. Samoorganizaciya v neravnovesnyh sistemah. Moskva: Mir, 1979.

2. Haken G. Sinergetika. Moskva: Mir, 1980.

3. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 38.03.01 'Ekonomika. Prikaz Minobrnauki ot 12.08.2020 № 954: zaregistrirovano v Minyuste Rossii 25.08.2020 № 59425. Available at: https://minjust.consultant.ru/documents/46969

4. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - magistratura po napravleniyu podgotovki 38.04.01 'Ekonomika: prikaz Minobrnauki ot 11.08.2020 № 939: zaregistrirovano v Minyuste Rossii 26.08.2020 № 59459. Available at: https://minjust.consultant.ru/documents/47003

5. Andreev A.A., Bondar' K.M., Minaev V.A. Terrorizm i 'ekstremizm: modelirovanie informacionnogoprotivodejstviya: monografiya. Habarovsk: RIO DVYuI MVD Rossii, 2020.

6. Kirakosyan A.'E., Minaev V.A., Sychev M.P. Modelirovanie informacionnogo protivoborstva v social'nyh media. Moskva: Nauka, 2020.

7. Tanenbaum 'E., Van Steen. Raspredelennye sistemy. Principy iparadigmy. Sankt-Peterburg. Piter, 2003.

8. Zatuliveter Yu.S. Na puti k global'nomu programmirovaniyu. Otkrytye sistemy. 2003; № 3: 46 - 47.

9. Zatuliveter Yu.S. Problemy globalizacii paradigmy upravleniya v matematicheski odnorodnom pole komp'yuternoj informacii. Problemy upravleniya. 2005; Ch. I, № 1: 1 - 12; Ch. II, № 2: 13 - 23.

10. Burkov V.N., Novikov D.A. Kak upravlyat'proektami: nauchno-prakticheskoe izdanie. Moskva: SINTEG-GEO, 1997.

11. Avdeeva Z.K., Kovriga S.V., Makarenko D.I. Kognitivnoe modelirovanie dlya resheniya zadach upravleniya slabostrukturirovannymi sistemami (situaciyami). Upravlenie bol'shimi sistemami. IPU RAN. 2007; № 16: 26 - 39.

12. Burkov V.N. Osnovy matematicheskoj teoriiaktivnyh sistem. Moskva: Nauka, 1977.

13. Zatuliveter Yu.S., Fishenko E.A. Grafodinamicheskie sistemy s setecentricheskim upravleniem v matematicheski odnorodnom pole komp'yuternoj informacii. Upravlenie bol'shimi sistemami. Special'nyj vypusk «Setevye modeli v upravlenii». Moskva: IPU RAN, 2005: 567 - 604.

14. Zernov V.A., Minaev V.A. Innovacionnoe obuchenie i biznes-processy v mezhdunarodnyh setevyh strukturah. Vysshee obrazovanie segodnya. 2013; № 6: 9 - 16.

15. Minaev V.A. i dr. Kak upravlyat' massovym soznaniem: sovremennye modeli. Moskva: RosNOU, 2013.

Статья поступила в редакцию 29.03.21

УДК 378.1

Vinogradova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), sensor lecturer, Department of Mathematics and Informatics, State Agrarian University of Northern Trans-Urals (Tyumen, Russia), E-mail: vinmarvlad@yandex.ru

INDEPENDENT WORK AS AN ACTIVITY TAKING INTO ACCOUNT THE STATE STANDARDS OF HIGHER EDUCATION. This article deals with the organization of independent work in order to develop the skills of personal effectiveness of the student. In today's socio-economic conditions, taking into account the professional standards described in the Federal State Standard of Higher Education 3++, the requirements for the quality of specialist training have changed dramatically. The career growth of a specialist and his demand in the labor market depend on the ability to take the initiative, to solve non-standard tasks in the field of professional activity, on the ability to plan and predict independent actions, on the ability to independently extract knowledge from various sources, to systematize the information received, to assess a specific situation.

Key words: independent work, student's educational activity, distance learning format, knowledge, skills.

М.В. Виноградова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень, E-mail: vinmarvlad@yandex.ru

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы с целью развития навыков личной эффективности обучающегося. В сегодняшних социально-экономических условиях с учетом профессиональных стандартов, описанных в ФГОС ВО 3++, требования к качеству подготовки специалиста кардинально изменились. Карьерный рост специалиста и его профессиональная квалификация зависят от умения проявлять инициативу, решать нестандартные задачи в сфере профессиональной деятельности, планировать и прогнозировать самостоятельную деятельность, самостоятельно получать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, оценивать конкретную ситуацию.

Ключевые слова: самостоятельная работа, учебная деятельность студента, дистанционный формат обучения, знания умения навыки.

Требования к уровню и качеству подготовки современного специалиста в сегодняшних социально-экономических условиях изменились. Роль самостоятельности обучающихся в рамках образовательного процесса существенно увеличивается, как и увеличивается и ответственность педагога за привитие на-

выков к самостоятельной работе. У конкурентоспособного специалиста должны быть развиты такие качества личности, как целеустремленность, предприимчивость, самостоятельность. Карьерный рост специалиста и его профессиональная квалификация зависят от умения проявлять инициативу, решать нестандартные

задачи в области профессиональной деятельности, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий, от умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации.

Самостоятельная работа как форма учебной деятельности, согласно требованиям ФГОС ВО, является важнейшим элементом образовательного процесса [1], поскольку нельзя забывать, что обучение в вузе является очередной ступенью формирования профессионального самоопределения будущего специалиста [2].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие «самостоятельная работа» различными авторами трактуется по-разному Так, Якобюк Л.И. под самостоятельной работой студентов рассматривает деятельность, которая представляет собой многостороннее, полифункциональное влияние и имеет не только учебное, но и личностное и социальное значение [3]. Мальчукова Н.Н. самостоятельную работу студента трактует как личностно-регулируемую деятельность в образовательном процессе, которая составляет основу развития профессиональной компетентности, предполагающую профессиональное самосознание норм, правил модели своей профессии, самооценивание своих возможностей как будущего компетентного специалиста, развитие умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности, включающих опыт самостоятельного построения индивидуального образовательного маршрута [4].

Под самостоятельной работой студента многими авторами понимается форма его учебной деятельности, при которой процесс приобретения знаний и развития умений, навыков осуществляется через сознательные умственные действия обучающихся, носящие репродуктивный характер, под руководством преподавателя с учетом необходимых коррекций с его стороны относительно цели, организации, содержания и результатов работы.

По мнению многих авторов, основные задачи самостоятельной работы студента в рамках дистанционного формата обучения сводятся к формированию заданий и определению оптимального содержания учебного материала для самостоятельной работы с целью развития навыков личной эффективности. Освоение навыков самостоятельной работы предполагает нахождение личностного смысла в профессиональном труде, ответственность за выбор будущей профессии, самостоятельное выстраивание профессиональной траектории [5].

Для проведения эксперимента в качестве методов исследования были использованы анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение содержания понятий и категорий; качественный и количественный анализ полученных данных; методы статистической обработки данных.

На сегодняшний день, на наш взгляд, с учетом профессиональных стандартов в ФГОС ВО 3++ под определением самостоятельной работы можно понимать вид учебной деятельности, проводимой студентом в необходимом объеме в определенное время без непосредственной помощи, но под контролем преподавателя, поскольку педагогическая система, как известно, включает в себя воспитание и обучение [6], руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий.

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты поколений 3+, 3++ с учетом профессиональных стандартов предусматривают увеличение общего количества часов, отводимых на самостоятельную работу. Самостоятельная работа студентов как форма учебной деятельности определяется

государственным образовательным стандартом, учебными планами, а также рабочими программами дисциплины, разработанными преподавателем [7].

Рассмотрим объем часов и виды учебной работы по дисциплине «Математика» по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность, реализуемой в ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья.

Данная дисциплина изучается на первом и втором курсе в 1, 2, 3 семестрах по очной и заочной формам обучения, общая трудоемкость дисциплины составляет 432 часа (12 зачетных единиц).

Из табл. 1 мы видим, что из общего объема часов (432 часа) по дисциплине на самостоятельную работу отводится 50% часов у студентов очной формы обучения (216 часов) и 75% у студентов заочной формы обучения (382 часа). Согласно рабочей программе дисциплины содержание как аудиторных, так и неаудиторных самостоятельных работ студента определяется в рамках рекомендуемых видов учебных заданий и предусматривает самостоятельную проработку материала, подготовку к лекционным, практическим занятиям; подготовку к зачету, экзамену под контролем преподавателя; выполнение внеаудиторных расчет-но-графических и контрольных работ.

Таким образом, студент, поступивший в вуз, должен быть готов к самообразованию и развитию навыков самостоятельной работы на протяжении всего периода обучения. Развивая навыки самостоятельности в обучении, студент, сам того не замечая, развивает навыки достижения личной эффективности, которые дают рост всем направлениям деятельности, в том числе и профессиональным.

Исходя из того, что на самостоятельную работу студента очной и заочной форм обучения отводится 50% и 75% часов от общего объема соответственно, то роль преподавателя, являющегося важнейшим звеном образовательного процесса, меняется на консультанта, который организует, оценивает, контролирует деятельность студента с целью приобретения обучающимся универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [8]. Педагогическая составляющая преподавателя направлена на формирование способностей к саморазвитию, развитию индивидуальных способностей и умений студента, развитию инновационной деятельности.

Таким образом, задача современной системы образования состоит не столько в том, чтобы передать как можно больше знаний, сколько в том, чтобы научить студентов приобретать эти знания самостоятельно. С развитием самостоятельности студентов связано усовершенствование методики преподавания дисциплины и методов обучения. Самостоятельность играет значительную роль не только в общем образовании, но и в подготовке студентов к их будущей профессии. Самостоятельность - это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действий и решимости в их реализации. Глубокое усвоение знаний невозможно без самостоятельной деятельности [9].

В процессе профессиональной подготовки квалифицированного специалиста организация самостоятельной работы заключается в целенаправленном и сознательном включении студентов в самостоятельную работу, что обязательно должно помочь каждому из них перейти от пассивного потребителя знаний к активному исполнителю, способному сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность; научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоор-

Таблица 1

Объем дисциплины и виды учебных работ

Вид учебной работы Очная форма Заочная форма

Всего часов семестры Всего часов семестры

1 2 3 1 2 3

Аудиторные занятия (всего) 216 90 90 36 60 20 18 12

В том числе: - - - - - - - -

Лекции 90 36 36 18 26 10 10 6

Практические занятия (ПЗ) 126 54 54 18 24 10 8 6

Самостоятельная работа (всего) 216 90 90 36 382 160 162 60

В том числе: - - - - - - - -

Проработка материала лекций, подготовка к занятиям, зачету 79 29 32 18 233 94 96 43

Самостоятельное изучение тем 24 10 10 4

Экзамен 63 36 27 - 72 36 36 -

Расчетно-графические работы 40 15 15 10 77 30 30 17

Контрольные работы 10 - 6 4 - - - -

Вид промежуточной аттестации - Экз. Экз. Зачет - Экз. Экз. Зачет

Общая трудоемкость 432 12 з. е. 180 6 з. е. 180 6 з. е. 72 2 з. е. 432 12 з. е. 180 6 з. е. 180 6 з. е. 72 2 з. е.

ганизации и самообразования с целью привития способности постоянно повышать свою квалификацию в будущем [7].

В связи со сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в 2020 году, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции образовательный процесс из очного формата перешел в дистанционный формат работы. Пандемия коронавируса COVID-19 заставила изменить сложившийся веками стиль обучения студентов и перейти на дистанционную форму обучения, предусматривающую проведение обучения с использованием Интернета в условиях пребывания в домашних условиях [10], и правильная организация самостоятельной работы студента являлась залогом успешной сдачи сессии при дистанционном обучении. Во время дистанционного обучения студент вынужденно отошел от обычного ему формата обучения, и значительную часть материала он должен был изучать самостоятельно.

С одной стороны, дистанционный формат обучения представляет широкие возможности внедрения мультимедийных информационных технологий, позволяя обучающемуся учиться в удобное для него время, совмещать трудовую деятельность с обучением, с другой стороны, чтобы дистанционное обучение было эффективным, оно должно опираться на хорошо сформированные умения и навыки самостоятельной работы [7].

Одним из наиболее эффективных способов организации самостоятельной работы студентов является использование информационных платформ [11] дистанционного обучения. В ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья такой платформой является система управления обучением, виртуальная образовательная среда Moodle. На данной платформе студентам направления подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность по дисциплине математика были размещены лекционные и практические материалы для изучения отдельных разделов дисциплины. Проводились еженедельно лекционные и практические занятия онлайн на базе Goggle meet. В период с 25 января 2021 года по 28 февраля 2021 года студенты изучали в онлайн-формате один из разделов математики согласно рабочей программе обучения - «Неопределенный интеграл». Процентное соотношение часов, отведённое на самостоятельные обучение, было выдержано, и студентам были выданы темы для самостоятельного изучения отдельных разделов дисциплины, предусмотренные рабочей программой. С 1 марта 2021 года, после выхода в очный формат работы у студентов был проведен контроль знаний по изучению пройденного материала. Результаты получились следующими: из 22 человек в группе 11 человек получили оценку «неудовлетворительно», «отлично» - 0 человек, «хорошо» - 4 человека, «удовлетворительно» - 7 человек.

Библиографический список

В образовательном процессе правильно организованная самостоятельная работа является незаменимым звеном. В рамках дистанционного формата работы роль самостоятельной деятельности студента увеличивается вдвое. Проведенный срез контроля знаний дает возможность сделать вывод о том, что сегодняшний студент не может правильно организовать свою работу, направленную на самоорганизацию и индивидуализацию личности [12]. Как бы не использовал преподаватель мультимедийные и информационные технологии, заинтересовать большинство студентов самостоятельно изучать предмет естественнонаучного цикла достаточно сложно.

На наш взгляд, полученный результат оценки контроля знаний вызван такими причинами, как отсутствие навыков самостоятельной работы, неправильная оценка роли самостоятельной работы в учебном процессе, неумение планировать и организовывать свою самостоятельную работу, отсутствие интереса и психологической готовности к выполнению работы, недостаточное проявление сознательности, самостоятельности, готовности к решению поставленных задач [13].

При дистанционном формате работы студент столкнулся и с такой проблемой как неправильная оптимизация рабочего и свободного времени, значительный объем заданий, отводимый на самостоятельную работу, невыполнение или выполнение формально заданий (поскольку задания аудиторные приходилось также выполнять самостоятельно).

Для решения сложившейся проблемы необходимо определить критерии эффективности организации самостоятельной работы студентов, а именно:

- задания, отводимые на самостоятельное обучение, должны быть дифференцированы, учитывать индивидуальные возможности и интересы студентов;

- работа студента должна быть контролируема как им самим, так и преподавателем;

- для выполнения самостоятельной работы студент должен быть обеспечен учебно-методическими комплексами;

- задания для самостоятельной работы должны быть составлены с учетом общепрофессиональных, профессиональных компетенций.

Таким образом, при реализации ФГОС ВО 3++ с учетом профессиональных стандартов вопросы организации самостоятельной работы студентов высшей школы с использованием мультимедийных и информационных платформ включают в себя задачи развития личностных качеств студента, мотивации к самостоятельной работе, умения ориентироваться в информационном потоке, адаптации к профессиональной деятельности в современных условиях.

1. Фишман С.В., Козару Т.В. Особенности организации самостоятельной работы и контроля учебных достижений бакалавров педагогического образования в процессе изучения общетехнических дисциплин. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017; Т. 27: 92 - 100. Available at: http://e-koncept. ru/2017/574018.htm

2. Куликова С.В. Повышение мотивации к обучению у студентов первого курса. Современные направления развития науки в животноводстве и ветеринарной медицине: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию кафедры технологии производства и переработки продуктов животноводства и 55-летию кафедры иностранных языков. Тюмень, 2019: 281 - 284.

3. Якобюк Л.И. Самообразование студентов на этапе профессионального обучения в вузе. Современные научно-практические решения в АПК: сборник статей II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Тюмень: Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2018: 331 - 335.

4. Малыукова Н.Н. Самообразование как часть профессионального образования. Агропродовольственная политика России. 2014; № 5 (29): 64 - 66.

5. Малыукова Н.Н., Куликова С.В. Формирование профессионального самоопределения в ракурсе профессиональных династий. Агропродовольственная политика России. 2017; № 12 (72): 174 - 178.

6. Зеленов Ю.Н., Кучеров А.С. Система педагогической профилактики молодежного экстремизма в современных условиях. Агропродовольственная политика России. 2013; № 10 (22): 19 - 22.

7. Петрова Л.А., Берестнева Е.В., Бригадин А.А. Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации ФГОС ВО. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19211

8. Бирюкова Н.В. Модель формирования личностного смысла изучения математики у студентов непрофильных направлений. Агропродовольственная политика России. 2017; № 12 (72): 161 - 164.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Виноградова М.В. Профессиональная направленность преподавания математики в системе высшего образования. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 258 - 259.

10. Прокопьев Н.Я., Дуров А.М., Семизоров Е.А., Хромина С.И., Речапов Д.С. Самоизоляция дома и её влияние на показатели индивидуальной минуты юношей - студентов первого курса вузов г. Тюмени в период пандемии covid-19. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020; № 5 (183): 362 - 369.

11. Поперечный А.А., Куликова С.В., Мыкало Ю.А. Ментальная арифметика. Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения: сборник материалов LII Международной студенческой научно-практической конференции. 2018: 207 - 210.

12. Каюгина С.М. Высшее профессиональное образование в условиях цифровой экономики. Современные направления развития науки в животноводстве и ветеринарной медицине: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию кафедры технологии производства и переработки продуктов животноводства и 55-летию кафедры иностранных языков. 2019: 278 - 281.

13. Гончарова И.Г., Соколова Н.В., Попков И.В. Организация самостоятельной работы студентов в структуре формирования профессиональных компетенций. Методические вопросы и инновационные технологии в преподавании географии, туризма и естественнонаучных дисциплин в вузе и школе: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тюмень, 2019: 39 - 42.

References

1. Fishman S.V., Kozaru T.V. Osobennosti organizacii samostoyatel'noj raboty i kontrolya uchebnyh dostizhenij bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya v processe izucheniya obschetehnicheskih disciplin. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2017; T. 27: 92 - 100. Available at: http://e-koncept.ru/2017/574018.htm

2. Kulikova S.V. Povyshenie motivacii k obucheniyu u studentov pervogo kursa. Sovremennye napravleniya razvitiya nauki v zhivotnovodstve i veterinarnoj medicine: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 60-letiyu kafedry tehnologii proizvodstva i pererabotki produktov zhivotnovodstva i 55-letiyu kafedry inostrannyh yazykov. Tyumen', 2019: 281 - 284.

3. Yakobyuk L.I. Samoobrazovanie studentov na 'etape professional'nogo obucheniya v vuze. Sovremennye nauchno-prakíicheskie resheniya v APK: sbornik statej II Vserossijskoj (nacional'noj) nauchno-prakticheskoj konferencii. Tyumen': Gosudarstvennyj agrarnyj universitet Severnogo Zaural'ya, 2018: 331 - 335.

4. Mal'chukova N.N. Samoobrazovanie kak chast' professional'nogo obrazovaniya. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2014; № 5 (29): 64 - 66.

5. Mal'chukova N.N., Kulikova S.V. Formirovanie professional'nogo samoopredeleniya v rakurse professional'nyh dinastij. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2017; № 12 (72): 174 - 178.

6. Zelenov Yu.N., Kucherov A.S. Sistema pedagogicheskoj profilaktiki molodezhnogo 'ekstremizma v sovremennyh usloviyah. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2013; № 10 (22): 19 - 22.

7. Petrova L.A., Berestneva E.V., Brigadin A.A. Organizaciya samostoyatel'nojraboty studentov v kontekste realizacii FGOS VO. Available at: ttps://science-education.ru/ru/article/ view?id=19211

8. Biryukova N.V. Model' formirovaniya lichnostnogo smysla izucheniya matematiki u studentov neprofil'nyh napravlenij. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2017; № 12 (72): 161 - 164.

9. Vinogradova M.V. Professional'naya napravlennost' prepodavaniya matematiki v sisteme vysshego obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 258 - 259.

10. Prokop'ev N.Ya., Durov A.M., Semizorov E.A., Hromina S.I., Rechapov D.S. Samoizolyaciya doma i ee vliyanie na pokazateli individual'noj minuty yunoshej - studentov pervogo kursa vuzov g. Tyumeni v period pandemii covid-19. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2020; № 5 (183): 362 - 369.

11. Poperechnyj A.A., Kulikova S.V., Mykalo Yu.A. Mental'naya arifmetika. Aktual'nye voprosy nauki i hozyajstva: novye vyzovy i resheniya: sbornik materialov LII Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018: 207 - 210.

12. Kayugina S.M. Vysshee professional'noe obrazovanie v usloviyah cifrovoj 'ekonomiki. Sovremennye napravleniya razvitiya nauki v zhivotnovodstve i veterinarnoj medicine: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 60-letiyu kafedry tehnologii proizvodstva i pererabotki produktov zhivotnovodstva i 55-letiyu kafedry inostrannyh yazykov. 2019: 278 - 281.

13. Goncharova I.G., Sokolova N.V., Popkov I.V. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov v strukture formirovaniya professional'nyh kompetencij. Metodicheskie voprosy i innovacionnye tehnologii v prepodavanii geografii, turizma i estestvennonauchnyh disciplin v vuze i shkole: materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Tyumen', 2019: 39 - 42.

Статья поступила в редакцию 29.03.21

УДК 371.2

Zhilina A.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Leningrad State University n.a. A.S. Pushkin (St. Petersburg, Russia), E-mail: ivan-1912@mail.ru

SYSTEM METHODOLOGY OF KNOWLEDGE MANAGEMENT IN THE CLASSROOM AT SCHOOL - MODERN SCIENCE OF EFFECTIVE MANAGEMENT OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION. The author of the article offers an algorithm for building a management approach to the organization of knowledge acquisition in the classroom in accordance with federal state educational standards; the main aspects of changing educational paradigms when applying the system-activity approach in the learning process are called. The article considers the stated problems not only at the theoretical level, but also their implementation in the course of experimental work in educational institutions of the Leningrad Region. The paper discusses reasons that determine the positive dynamics of the learning process and its control, the conditions for successful interaction of participants in the educational process in the format of a single learning environment, which is created with the preservation of existing norms through knowledge, skills and abilities, as well as with the use of new educational technologies in the training and control of knowledge.

Key words: system methodology of knowledge management in classroom, effective management of educational institution, knowledge society, knowledge subsystems in educational process.

А.И. Жилина, д-р пед. наук, проф., ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. Санкт-Петербург,

E-mail: ivan-1912@mail.ru

СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ НА УРОКЕ В ШКОЛЕ - СОВРЕМЕННАЯ НАУКА РЕЗУЛЬТАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Автор статьи предлагает алгоритм построения управленческого подхода к организации усвоения знаниями на уроках в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами; называются основные аспекты смены образовательных парадигм при применении в процессе обучения системно-деятельностного подхода. В статье рассмотрены заявленные проблемы не только на теоретическом уровне, но и их реализация в ходе опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях Ленинградской области. Названы причины, определяющие положительную динамику процесса обучения и его контроля, условия успешного взаимодействия участников образовательного процесса в формате единой обучающей среды, которая создана с сохранением действующих норм через знания, умения и навыки, а также с использованием новых образовательных технологий.

Ключевые слова: системная методология управления знаниями на уроке, результативное управление образовательным учреждением, общество знаний, подсистемы знаний в образовательном процессе.

XXI век - это не только глобальные процессы развития мира, это новые общецивилизационные вызовы и всему обществу, и каждому человеку, и системе образования. XXI век - это историческая смена эпох, в определенном смысле революция общественной мысли, различного рода технологий, обеспечивающих полноценную жизнь человека. Это не может не поставить перед образованием целый ряд новых, адекватных современному обществу задач.

Можно с определенной уверенностью утверждать, что вызовы и риски современного общества диктуют необходимость корректировки парадигмы образования, в которой научному знанию отводится первостепенная роль. Общество, в котором в приоритете знания, может рассчитывать на то, что в нем обеспечена высокая работоспособность и профессиональная карьера людей, которые получают знания через формальное и неформальное образование. Происходит процесс констатации факта - знание является ключевой категорией прогрессивного общественного развития при условии отказа от парадигмы «всех и всему».

Современному социуму нужны люди, которым доступно самостоятельное логическое мышление, в основе которого находятся общепризнанные стандарты, фундаментальные познания мира, но это не лишает их способности вносить в развитие наук определенный вклад. К вызовам современного мира относится то, что человек разумный должен уметь в кратчайшие сроки адаптироваться в новой социальной и профессиональной средах. Обучить этому прежняя парадигма образования не может, так как в ней не заложена система управления знаниями [1; 2].

Исходя из данного утверждения, можно сделать определенное умозаключение, что общеобразовательной школе необходима иная организация учебно-воспитательного процесса, в основе которого остается урок. Корректировке подвергнется подача знаний, методическое сопровождение этой подаче. И связано все будет с системой управления знаниями при использовании методологии познания в условиях информационного общества.

Если рассматривать методологию не только в классическом понимании греческого перевода «исследование», с позиции совокупности приемов, методов, то без понятия методологии управления знаниями нам не обойтись.

Современная трактовка управления системой знаний в учреждениях образования связана с классической триадой знания, умения, навыки. Именно через нее проходит процесс обучения новому. Педагоги и обучающиеся как субъекты образовательного процесса являются интеллектуальным потенциалом учебной деятельности. Они участники всех действий, связанных с получением знаний и достижением определенных результатов, характерных для педагогической работы. Педагоги учат, а учащиеся обучаются под их руководством.

Современная образовательная практика имеет свои специфические особенности, к которым можно отнести то, что руководители, так же как и педагоги, включены в активный процесс трансляции знаний ученикам. Кроме этого, из образовательного процесса не исключается и весь обслуживающий персонал. В школе как необходимое условие обучения создается социокультурная среда. В рамках этой среды происходят все процессы обучения и воспитания, действия любого характера, требующие стандартных или ситуационных решений.

Основными проблемами системы образования в начале XXI века стали такие, как осмысление педагогическим сообществом новой методологии профессиональной деятельности, освоение системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании учащихся, овладение новыми педагогическими методами, приёмами, технологиями, ориентирующими учебно-воспитательный процесс на достижение запланированного результата в знаниях, интеллектуальном и личностном развитии обучающихся [3].

Организаторы процесса обучения должны понимать, что для организации управления знаниями ими первоначально необходимо владеть в совершенстве. Необходимо осознавать значение понятия «знание».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.