Научная статья на тему 'Взгляд Римской католической церкви на права человека: эволюция и современное значение'

Взгляд Римской католической церкви на права человека: эволюция и современное значение Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
305
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Римская католическая церковь / история / римское право / права человека / социальное учение церкви / государство / Второй Ватиканский собор / энциклика. / Roman Catholic Church / history / Roman law / human rights / Catholic social teaching / state / the Second Vatican Council / encyclical

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дородонова Наталия Васильевна, Чилькина Ксения Владимировна

Введение: современное общество и государство в своем развитии сталкивается с рисками, требующими усилий как государственных, так и многочисленных общественных организаций. Поборником человеческой жизни, социального мира и благополучия является Римская католическая церковь, сохраняющая активные социально-политические позиции даже в условиях автономии государства церкви. Сохранение данной позиции стало возможным благодаря изменению вектора развития церкви — теперь права человека, его социо-материальная реальность выступают основным объектом внимания церкви. Последние полтора столетия в рамках социального учения церкви происходит перераспределение фокуса внимания церкви на духовную и социальную сферы жизни человека. Цель: выявление закономерностей, этапов, перспектив развития взгляда римской католической церкви на права человека. Методологическая основа: историко-правовой метод, метод контент-анализа, сравнительный метод, системный метод. Результаты: обоснована позиция, согласно которой взгляд церкви на права человека меняется со временем, а также меняется значение этого взгляда как для самой церкви, так и для других социальных институтов (государства). Выводы: теоретическая категория «права человека» прошла определенный путь развития в рамках христианского учения и только на современном этапе приобрела значение центрального элемента данного учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Дородонова Наталия Васильевна, Чилькина Ксения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Roman Catholic Church’s View on Human Rights: Evolution and Modern Significance

Background: contemporary society and the state in its development faces risks that require the efforts of both state and numerous public organizations. The Roman Catholic Church is a champion of human life, social peace, and well-being, maintaining active socio-political positions even in the conditions of the autonomy of the state of the church. The preservation of this position became possible due to the change in the vector of development of the church — now, human rights, its socio-material reality are the main objects of the church attention. Over the past century and a half, within the framework of the Catholic social teaching, the focus of the church attention has been redistributed to the spiritual and social spheres of human life. Objective: to identify patterns, stages, and prospects for developing the Roman Catholic Church’s view of human rights. Methodology: historical and legal method, content analysis method, comparative method, system method. Results: the position, according to which the church’s view of human rights changes over time is substantiated, and the meaning of this view changes for both the church itself and other social institutions (the state). Conclusions: the theoretical category of “human rights” has passed a specific path of development within the framework of Christian teaching and only at the present stage has acquired the significance of the central element of this teaching.

Текст научной работы на тему «Взгляд Римской католической церкви на права человека: эволюция и современное значение»

DOI 10.24412/2227-7315-2021-5-29-43 УДК 322; 364; 34.01

Н.В. Дородонова, К.В. Чилькина

ВЗГЛЯД РИМСКОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ НА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ*

Введение: современное общество и государство в своем развитии сталкивается с рисками, требующими усилий как государственных, так и многочисленных общественных организаций. Поборником человеческой жизни, социального мира и благополучия является Римская католическая церковь, сохраняющая активные социально-политические позиции даже в условиях автономии государства церкви. Сохранение данной позиции стало возможным благодаря изменению вектора развития церкви — теперь права человека, его социо-материальная реальность выступают основным объектом внимания церкви. Последние полтора столетия в рамках социального учения церкви происходит перераспределение фокуса внимания церкви на духовную и социальную сферы жизни человека. Цель: выявление закономерностей, этапов, перспектив развития взгляда римской католической церкви на права человека. Методологическая основа: историко-правовой метод, метод контент-анализа, сравнительный метод, системный метод. Результаты: обоснована позиция, согласно которой взгляд церкви на права человека меняется со временем, а также меняется значение этого взгляда как для самой церкви, так и для других социальных институтов (государства). Выводы: теоретическая категория «права человека» прошла определенный путь развития в рамках христианского учения и только на современном этапе приобрела значение центрального элемента данного учения.

Ключевые слова: Римская католическая церковь, история, римское право, права человека, социальное учение церкви, государство, Второй Ватиканский собор, энциклика.

© Дородонова Наталия Васильевна, 2021

Кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия), е-mail: dorodonovan@gmail.com

© Чилькина Ксения Владимировна, 2021

Кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия), е-mail: kvchilkina@mail.ru

© Dorodonova Nataliya Vasilievna, 2021

Candidate of law, Associate Professor, History of State and law department (Saratov State Law Academy)

© Chilkina Kseniya Vladimirovna, 2021

Candidate of law, Associate Professor, History of State and law department (Saratov State Law Academy)

* Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 2001100673 «Влияние социальной доктрины Римской католической церкви на развитие социального законодательства Европы в XIX-XX вв.».

N.V. Dorodonova, K.V. Chilkina

THE ROMAN CATHOLIC CHURCH'S VIEW ON HUMAN RIGHTS: EVOLUTION AND MODERN SIGNIFICANCE

Background: contemporary society and the state in its development faces risks that require the efforts of both state and numerous public organizations. The Roman Catholic Church is a champion of human life, social peace, and well-being, maintaining active socio-political positions even in the conditions of the autonomy of the state of the church. The preservation of this position became possible due to the change in the vector of development of the church — now, human rights, its socio-material reality are the main objects of the church attention. Over the past century and a half, within the framework of the Catholic social teaching, the focus of the church attention has been redistributed to the spiritual and social spheres of human life. Objective: to identify patterns, stages, and prospects for developing the Roman Catholic Church's view of human rights. Methodology: historical and legal method, content analysis method, comparative method, system method. Results: the position, according to which the church's view of human rights changes over time is substantiated, and the meaning of this view changes for both the church itself and other social institutions (the state). Conclusions: the theoretical category of "human rights" has passed a specific path of development within the framework of Christian teaching and only at the present stage has acquired the significance of the central element of this teaching.

Key-words: Roman Catholic Church, history, Roman law, human rights, Catholic social teaching, state, the Second Vatican Council, encyclical.

? Естественное право представляет собой значимый элемент католической

з этики вот уже около двух тысячелетий. Однако систематические исследования

£ универсальной категории «права человека» в рамках учения Римской като-

^ лической церкви с политико-правовых позиций появились в отечественной и

| зарубежной литературе относительно недавно — в основном уже в XX в., если

1 говорить о зарубежной политико-правовой науке, и последние 20 лет — если

| говорить о российской науке. Объясняется этот факт, на наш взгляд, тем, что в

I XIX веке Римская католическая церковь и европейские государства признали

Ц автономию друг друга в социально-политической сфере. Данный статус, во-первых, послужил указанным организациям новым стимулом исследований

| роли церкви в обеспечении благополучия человека, в том числе, его прав и свобод;

| во-вторых, со времен Второго Ватиканского собора (1962-1965 гг.), где Римская

| католическая церковь объявила о своей готовности сотрудничать со многими религиозными конфессиями и светскими организациями в деле обеспечения

§ прав человека, количество политико-правовых исследований светского харак-

§ тера значительно увеличилось.

ц В числе работ зарубежных авторов, посвященных исследованию прав чело-

§ века в рамках христианского учения, следует назвать такие как «Католицизм

со

и кризис в современной Франции» Уильяма Босворса (1962) [1], где автор описывает анатомию французских католических институтов и агентств, имеющих социально-политическое значение, накануне установления Пятой Республики (1958 г.) и их роль в либерализации и конструировании послевоенного периода (50-е гг. XX в.); «Католицизм и Германский Союз: 1866-1871» Джорджа Виндел-30 ла [2], в которой обозначается значение войны 1866 г., нанесшей удар не только

по Австрии, но и по немецким католикам. Винделл обоснованно пишет, что в течение следующих пяти лет они постепенно адаптировались к новым ситуациям и были ответственны за ряд политических движений, которые оказали мощное и в целом недооцененное влияние на правительства штатов, на другие политические партии, а также на внутреннюю и внешнюю политику Бисмарка.

Во второй половине XX в. исследование позиции церкви в отношении прав человека имело большое значение для гуманитарной поддержки населения стран третьего мира. В рамках данного направления научно-практических работ имеющийся практический опыт помощи населению данных стран аккумулировался в новые знания о правах человека, новые научно-исследовательские перспективы. Большое количество монографий и журнальных статей посвящалось данной проблематике. Отдельное место в поле исследований позиции церкви в отношении прав человека занимают вопросы о преодолении бедности. Необходимо отметить, что специалисты обращались к исследованию роли церкви и миссионерских организаций не только на примере экономически отсталых стран, но и ведущих стран мирового сообщества. Так, следует отметить работу Дороти Браун и Элизабет МакКаун, которые пишут о том, что в США в период между Гражданской войной и Второй мировой войной католические благотворительные организации превратились из добровольцев и местных организаций в централизованную и профессионально подготовленную рабочую силу, сыгравшую видную роль в развитии американского благосостояния. В работе демонстрируется на основе документарного анализа, как эти инициативы заложили основу для развития крупнейшей частной системы социального обеспечения в США [3].

В 1987 г. вышла книга Эрика О. Хансона «Католическая церковь в мировой по- ш литике» [4], где исследуется место церкви в современной международной системе и и взаимное влияние современных политических и технологических достижений а на внутренние дела церкви, ее участие и вклад в различные мероприятия, целью о которых является поддержка прав человека. о

Вклад христианской церкви в развитие европейской современной демократии о

с

исследуется в работе Стэсиса Каливаса «Расцвет христианской демократии в а

Европе» 1996 г. [5] Каливас закладывает основу теории христианско-демократи- е

ческого феномена, которая определяет условия, при которых конфессиональные о

партии добиваются успеха и влияют на политику и общество. Опираясь на по- р

литологию, социологию и историю, его анализ выходит за рамки христианской |

демократии и обращается к вопросам, связанным с методологией политической к

науки, теорией формирования партий, политическим развитием Европы, от- а

ношениями между религией и политикой, построением коллективных идей, |

политической идентичности, а также анализируется роль свободы воли в непред- и

виденных политических обстоятельствах. Работа Стасиса Каливаса позволяет ¡§

лучше понять те условия и необходимое количество участников политического 1

пространства, в которых может быть достигнуто обеспечение прав человека, ) его человеческого достоинства. Последние 20 лет отмечаются ростом количества публикаций европейских авторов (ФРГ, Франция, Италия, Польша и др.), посвященных роли церкви в обеспечении прав человека на современном этапе развития государства.

Большой резонанс в зарубежной науке вызвала книга профессора международных отношений Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета, содиректора Центра международного конфликта, прав и 31

справедливости Стефана Хопгуда «Конец прав человека» 2013 г. [6] Хопгуд рассматривает права человека в рамках международной политики, утверждает, что пик расцвета реализации идеи о правах человека пришелся на 80-е, 90-е годы XX в. В 1990-е годы окончание «холодной войны» открыло окно возможностей для всех правозащитников, чтобы настаивать на соблюдении международного права и создании глобальных судов для отправления правосудия в отношении массовых злодеяний. Но это открытие, по словам Хопгуда, было всего лишь кратковременным перерывом в силовой политике. По его мнению, решающая роль в международной политике принадлежит США, реализация данным государством концепта прав человека в реальной политике сводит на нет всю цивилизационную и гуманную нагрузку на данную политико-правовую категорию к минимуму. Заключения Хопгуда встретили активную критику современных специалистов, в частности, в Нидерландах организовали научно-исследовательский проект, призванный опровергнуть позицию Хопгуда [7]. В ряду многих критических замечаний оппонентами (Михаэль Барнетт) обращается внимание С. Хопгуда на более значимый вклад религии и церкви в обеспечение прав человека, в отличие от его позиции [7, с. 22].

В числе последних зарубежных работ, посвященных анализу роли социального учения церкви в обеспечении и поддержке прав человека, следует назвать диссертационное исследование Энтони Филипа Стайна «Католическое социальное учение и устойчивое развитие: что церковь обеспечивает специалистам» 2020 г. (США, Портландский государственный университет) [8]. В диссертации автор исследует роль католического социального учения в рамках современного д глобального развития, особое внимание уделяя вопросам обеспечения благо? приятной окружающей среды, бережного использования природных ресурсов, а сохранения климатического баланса. Стайнс приходит к выводу о том, что идеи, ^ наполняющие католическое социальное учение, могут послужить ключевыми I инструментами в работе политиков, активистов и неправительственных орга-| низаций. Существует множество пересекающихся ценностей, традиционно ис-I пользуемых светскими организациями и католическим социальным учением, § включая необходимость переосмысления отношений между людьми и природой, | как это видно из концепции интегральной экологии.

§ В России социальное учение Римской католической церкви и в его рамках пра-

ва человека систематически исследуются последние 20 лет. К числу российских | специалистов и специалистов ближнего зарубежья, отмечающих конструктивное | значение данной теории в различных областях социальных отношений, отно-& сятся Л.А. Каримова, автор диссертационного исследования «Иоанн Павел II и | социальная доктрина католической церкви» 2004 г. [9], В.К. Борецкая, взгляды ¡5 которой изложены в диссертационном исследовании «Концепции церковно-го-§ сударственных отношений в современных социальных учениях православия и | католицизма (компаративный анализ)» 2011 г. [10], Н.П. Зиберт «Религиозные | общины и их положение на юге западной Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики в конце 1917 - середине 1960-х гг.» [11], В.В. Илюхина, проведшая философско-религиоведческий анализ развития социальной доктрины католицизма в начале XXI в. на уровне диссертационной работы [12].

Многочисленные труды, посвященные роли социального учения Римской католической церкви, принадлежат М.В. Пономареву, доценту кафедры новой и 32 новейшей истории Московского государственного педагогического университета

[13; 14; 15], также необходимо отметить работы Р.Н. Лункина, религиоведа, доктора политических наук, руководителя Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, представляющие существенный вклад в развитие современной политико-правовой науки РФ, освещающие различные аспекты деятельности Римской католической церкви в качестве активного участника политических процессов в современной Европе [16; 17; 18].

Последнее время проводятся научные конференции, предметом внимания которых является анализ роли религий и, в частности, христианства в современном политическом мире. В этой связи необходимо отметить ежегодную Международную конференцию «Социум и христианство», проводимой на базе Минской духовной академии (Беларусь, г. Минск), организатором которой является доктор экономических наук, кандидат богословия, диакон Константин Голубев, автор многочисленных работ, посвященных христианскому учению, в том числе и такой его части как социальное учение [19; 20; 21]. В целом, на наш взгляд, можно обозначить тенденцию роста числа научных исследований социального католицизма российскими специалистами, которые широко рассматривают сферу политики и видят церковь необходимым участником данных отношений, защищающим права человека в условиях столкновения интересов личности, общества, государства. Таким образом, в современной науке (российской и зарубежной) активно расширяются представления о роли Римской католической церкви в сфере поддержки и защиты прав человека.

Исследователи взгляда церкви на права человека обращаются в первую очередь к Священному Писанию. Данную традицию заложил в XIII в. Фома Аквинский, чьи политико-правовые взгляды составляют на сегодняшний день идеологической е основу деятельности Римской католической церкви (неотомизм). Современные и специалисты рассматривают повествование о сотворении Богом мира и человека а в качестве первого источника представлений о правах человека. То, что Бог создал о человека (мужчину и женщину) по образу и подобию своему, благословил их, рас- о сматриваются в литературе как основание признавать за человеком права и свободы о

с

[22, с. 361]. И сказал Бог мужчине и женщине: «Плодитесь и размножайтесь». Дан- |

ный текст служит основанием признания права человека на семью. Далее указание в

е

Бога человеку было возделывать землю и в труде добывать себе пропитание. В этом о указании видят основание для естественных прав так называемого третьего поко- ю

Т5

ления — права на бережное и устойчивое природное развитие [22, с. 362]. Также в и

Новом Завете (Евангелия от Иоанна, Луки, Матвея) речь идет о свободе человека, к

о человеческом достоинстве. Иисус служил изгоям общества, призывал верующих а

разделить с ними хлеб, воду и одежду, относиться к ним с любовью и поддержкой. !

Такое описание жизни Христа дает глубокие основания для соблюдения и защиты ии

прав человека [22, с. 364]. §

Однако в период ранней истории христианства мало кто видел в библейских 1

2

текстах основания для разработки концепта прав человека. Работающей правовой ) системой со своим понятием прав человека ко времени признания христианства 11 официальной религией Рима, было римское право, и отцы церкви в своих работах вынуждены были адаптировать христианское учение к реалиям римского социального порядка, классического римского права.

В период раннего христианства жизнь христианских общин определялась, во-первых, учением Христа, во-вторых, по объективным причинам, римским законодательством и иудейским правом [23, с. 291]. Раннехристианские апологеты 33

(например, Иустин философ, мученик) прививали христианскому вероучению понятия греческой философии [24]. Римские юристы, вслед за греческими философами (в первую очередь, Аристотелем) давали определения естественного права. Трактовки понятия «естественное право» стали проникать в труды христианских мыслителей.

Церковь нуждалась в категории «естественное право» по двум причинам. Во-первых, центральный нормативный документ веры — Священное Писание (Библия) представляло собой не свод моральных правил, а свод практических установок, как управлять политическим сообществом. Естественное право являлось ресурсом, который позволял христианскому учению и общинам ассимилироваться в условиях римской культуры и гражданского права [25, с. 42]. Во-вторых, христиане столкнулись с проблемой восприятия их убеждений гражданами Древнего Рима. Представления же о естественном праве отвечали на моральные запросы, заложенные в природе человека, и позволяли христианам расширить аудиторию христианского учения. С самого начала христиане признавали, что язычники способны постичь те божественные атрибуты, которые Господь использовал в процессе Творения. Такая позиция открыла дальнейшие перспективы развития в рамках христианского учения универсальной категории «права человека».

Классическое римское право опиралось на концепцию частной собственности и подробно регламентировало права собственника, однако были и другие права личности: право наследодателя и наследника, право отца и матери над детьми, право покровителя и опекуна, право господина над рабами. Были разработаны публичные и процессуальные права [22, с. 366]. Кроме собственности, в римском я праве был разработан концепт личной свободы. Данный концепт нашел отражение ? в сфере регулирования общественных отношений, связанных с вероисповеданием, а в Миланском эдикте 313 г. [22, с. 366] В IV в. при Императоре Константине произо-» шло слияние правовых представлений церкви и государства. Указом Константина I постановления церкви стали утверждаться санкцией государства и получили || силу гражданских законов [23, с. 293]. Далее теория Августина Блаженного рас-I крыла и соотнесла понятия вечного и временного закона. Бог управляет людьми § посредством вечного, справедливого закона. И, наконец, Император Юстиниан в | VI в. законом 530 г. наделил церковные каноны такой же юридической силой, что § и государственные законы [23, с. 293].

Уже в период раннего христианства можно было наблюдать не только влия-Ц ние римской политико-правовой реальности на жизнь христиан, но и обратную | связь христианской жизни и убеждений с римской социально-политической & действительностью. Исследователи отмечают колоссальное влияние христи-| анской церкви на античные, средневековые государства в тех сферах, где речь ё шла о жизни отдельного человека. Так, например, Томас Вудс пишет о том, что § церковь способствовала изменению отношения к самоубийству, или к убийству | другого человека в целом. Еще в Древнем Риме под влиянием церкви императо-| рами были запрещены гладиаторские бои. В трудах Августина Аврелия, Фомы Аквинского самоубийство обозначается как грех, в дальнейшем такая оценка самоубийства сохраняется в качестве богословской традиции. В средние века церковь выступала против дуэлей [26, с. 230-232]. На сознание масс оказывали влияние монахи и монастыри, которые больше примером, чем вероучением, давали германским народам христианские идеалы жертвенности, служения 34 и любви к ближнему [27, с. 60], таким образом защищая человеческие жизни.

В вероучении же до XIII в. была распространена позиция отцов церкви, которые полагали, что христиане не от мира сего [28, с. 17], и мало обращались к анализу социо-материальных проблем. Больше того — католическая церковь (в отличие, например, от протестантизма) даже идеализировала бедность и нищенство. В средневековом католицизме идеализация нищенства получила классическое выражение в творчестве и деятельности католического святого Франциска Ассизского (1182-1226). Он был основателем ордена нищенствующих монахов-миноритов («меньших братьев») [29, с. 49]. Политическая сторона человеческой жизни также не интересовала отцов [28, с. 17].

Проблематика прав человека начала выделяться в рамках христианского учения в период Папской революции Х1-Х11 вв., в процессе которой католическая церковь образовалась как самостоятельная, корпоративная, юридическая общность. Именно в этот период в теоретическом поле появилась идея о естественных правах человека. В Х1-Х11 вв. спор об инвеституре, рост городов, их борьба за самостоятельность, и другие обстоятельства обозначили необходимость разработки универсальной теории о праве. Канонисты и правоведы XII в. начали вырабатывать терминологию и понятийный аппарат, которые в нашем представлении связаны с современной теорией естественных прав [26, с. 224]. Осмысление сущности права в тот момент было актуально в связи с уточнением вопроса — право есть только у христиан или оно не зависит от принадлежности человека к вере. Речь шла, в первую очередь, о праве собственности и праве юрисдикции. Папа Иннокентий IV определил, что «собственность, владение и юрисдикция могут вполне законно существовать у неверных ...ибо они созданы не для верных, а для всех разумных существ» [26, с. 226]. Таким образом, со е

п

времен XI в. христианская церковь помимо практического, начала защищать и права человека еще и на теоретическом уровне. а

а

Если говорить о практической сфере защиты права человека на жизнь, осо- о

в

бый вклад в поддержание жизни на практическом уровне вносила церковная о

5 <

благотворительность. Именно она часто выступала мотивом развития сельского с хозяйства, медицины, инженерного, металлургического и других промыслов в | стенах монастырей. е

Новый этап развития католического учения о правах человека и новых форм о

5 <

защиты этих прав начался в XIX в. Первая половина XIX в. в Европе была от- р

мечена социально-экономическим кризисом, значительными изменениями в ч

структуре общества и вместе с этим бедственным положением большой массы |

населения европейских стран. Данные процессы заставляли как можно быстрее к

достигать не только формального равенства, но сокращать различия между М

имущими и неимущими организованными методами, в том числе и путем при- I

нятия законодательных мер. ¡§

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5

Приверженцы католической церкви инициировали поиск решения на так на- 44 зываемый социальный вопрос — вопрос о возможностях поддержки и сохранения ^ жизни рабочего и крестьянского населения. Различные церковные и граждан- 1 ские инициативы первой половины XIX в. получали освещение на страницах газет, специальной литературы. Эффект данных инициатив был значительным уже в этот период — по итогам их реализации создавались одиночные и сетевые учреждения, целью которых была защиты и поддержка жизни человека (например, различные церковные миссии, местные учреждения попечения о бедных и пр.) [30]. Данные инициативы и результаты их реализации являлись 35

формами защиты человеческой жизни. Защита права человека на жизнь в новых социально-экономических и политико-правовых условиях началась на уровне теоретического осмысления данного права и «вписания» его в систему действующего государственного права.

К концу XIX в. Римская католическая церковь в лице Пап вынуждена была в новых условиях автономии церкви и государства, свободы вероисповедания, искать пути диалога с внешним миром, заниматься анализом социальных проблем и предлагать своё видение их решений. Новые принципы участия церкви в процессе поддержки и защиты человеческой жизни излагаются в социальном учении церкви, возникновение которого связывают с именем папы Льва XIII.

В социальном учении Церковь выступает активным союзником естественных прав, в энцикликах обосновывается, что без веры и религии в современном демократическом обществе невозможны человеческие свободы [28, с. 49]. После опубликования энциклик Льва XIII, имеющих значение источника социального учения, под влиянием христианской церкви на рубеже XIX-XX вв. были образованы многочисленные общественные, некоммерческие организации, каждая из которых в той или иной степени служила поддержкой жизни отдельного человека (на тот момент в первую очередь рабочих и их семей, деятельность политической партии «Центр» в Германии).

Лев XIII подверг острой критике проект социального устройства, предложенный социалистами. Данный проект он объявил противным естественному праву и Божественному Откровению. Равенство людей, согласно Льву XIII, заключается «в том факте, что все, обладая единой природой, призваны к тому же д высокому достоинству детей Божьих и, как едина вера, предлагаемая всем, так ? и судим должен быть каждый по единому для всех закону и получать наказание а или награду по заслугам своим». С другой стороны, есть неравенство в правах ^ и власти, которые исходят от Самого Творца мира. Неравенство это может быть I смягчено благодаря влиянию евангельского духа на стремление к властвова-| нию, и на права и обязанности, регулирующие отношения между людьми [28, I с. 28]. Духовное равенство ведет к братству, которое не только не нарушается в § результате социального неравенства, а, напротив, способно его преобразовывать... | [28, с. 28]. При создании социального учения Церкви папа Лев XIII опирался на § учение Фомы Аквинского и его «Сумму теологии».

Первые папские энциклики, положившие начало социальному учению | Церкви, демонстрируют изменение отношение Церкви к человеку: теперь она | поддерживала его не просто как получившее отсрочку у смерти существо, теперь Церковь интересовали также условия его ежедневной жизни, в которой | решаются его настоящее и будущее счастье. Обращение к проблемам социаль-¡5 ной жизни объясняется тем, что «полная реализация человека, достигнутая во § Христе благодаря дару Духа, вызревает в истории через отношения личности с | другими личностями; эти отношения, в свою очередь, восходят к совершенству | благодаря тому, что люди берутся улучшать мир в духе справедливости и согласия» [31, с. 50]. «Поэтому для Церкви заботиться о человеке — значит обращать и на общество свое миссионерское и спасительное рвение. То, как люди живут вместе в обществе, зачастую определяет качество жизни, а значит, и условия, в которых каждый мужчина и каждая женщина понимает себя и принимает решение о себе и своем призвании. По этой причине Церкви небезразлично все то, 36 что общество выбирает, производит и чем живет, небезразлично нравственное,

то есть подлинно человеческое и очеловечивающее качество социальной жизни. Общество — а вместе с ним политика, экономика, труд, право, культура — не есть чисто светская и мирская среда, а значит, оно не остается на обочине или за пределами возвещения и домостроительства спасения. Ведь общество — и все, что в нем происходит, — имеет отношение к человеку. Общество составлено из людей, а они суть «первый основной путь, по которому должна следовать Церковь» [31, с. 53].

Социальное учение не было изначально задумано как стройная система, но складывалось постепенно, в ходе многочисленных выступлений Учительства на социальные темы. Значимым событием в истории развития Церкви и ее социального учения стал Второй Ватиканский собор, состоявшийся в 1962-1965 гг. Новостью для всех христианских конфессий стало озвученное желание папы Иоанна XXIII (энциклика Pacem in Terris — «Мир на земле») отказаться от многовековой практики анафем и осуждений и акцентировать внимание не на том, что разделяет, а на том, что объединяет всех последователей Христа, и прежде всего — на защите священного права на жизнь каждого человека, независимо от его национальной и религиозной принадлежности [32, с. 102].

Задачами Второго Ватиканского собора были развитие самосознания Церкви, церковная реформа, единство христиан и диалог с окружающим миром. В документах этого собора, в частности, в Конституциях, определялся статус участников Церкви: Первосвященников, Епископов, мирян [33], определялись основы пастырского служения Епископов в Церкви, были приняты Декларации о христианском воспитании, об отношении Церкви к нехристианским религиям, о религиозной свободе, была принята Пастырская Конституция о Церкви в | современном мире. и

В последней Конституции («Gaudium et Spes») излагались основные идеи со- а циального учения католической церкви и обозначалось, что «необходимо спасти о человеческую личность и обновить человеческое сообщество» [34, с. 448], давался О глубокий анализ современных социальных проблем (атеизм, гонка вооружений, О

п

войны, расизм, бедность, нарушения прав человека), оценка человеческой лич- а

ности. в

|

Человеческая личность характеризуется двояко: во-первых, многие пробле- О

мы в обществе «происходят из-за людской гордыни и эгоизма, извращающих ю

социальную среду. А там, где общественные условия подвержены воздействию |

следствий греха, человек, склонный ко злу от рождения, находит затем и новые К

побуждения ко греху, с которыми он не способен справиться без напряженных а

усилий и без благодати [34, с. 471] .... Но в то же время растет и сознание исклю- |

чительного достоинства, принадлежащего человеческой личности, поскольку ||

она превосходит все, а ее права и обязанности являются всеобщими и непри- Z

косновенными. Следовательно нужно, чтобы человеку было предоставлено в (1 распоряжение все то, в чем он нуждается, чтобы вести подлинно человеческую жизнь: пища, одежда, жилище, право свободно выбирать свой жизненный статус и создавать семью, а также право на воспитание, на труд, на доброе имя, на уважение, на получение надлежащих сведений, право поступать согласно верным правилам своей совести, право на защиту своей частной жизни и на справедливую свободу, в том числе и в религиозных вопросах. Поэтому социальный порядок и его прогресс должны постоянно оборачиваться во благо личности, то

есть уровень объективных условий должен подчиняться уровню личностей, а 37

не наоборот. Собор настаивает на необходимости уважения к человеку: каждый должен рассматривать ближнего «как другое я», думая прежде всего о его жизни и о средствах, необходимых для ее достойного ведения...» [34, с. 472]. Заботы о бедных, помощь социально незащищенным является социальной обязанностью каждого члена католической церкви.

После Второго Ватиканского собора наметился так называемый антропологический поворот, который получил новое звучание и развитие в XXI в. Развитие социального учения Римско-католической церкви в настоящее время связано с продолжающимся процессом секуляризации европейского общества, где права человека заявляются как базовый элемент цивилизации [12, с. 9]. Последние два десятилетия XX в. отмечены деятельностью Папы Иоанна Павла II и его многочисленными Энцикликами, посвященными роли человека и его природы в социальных отношениях. За основу социальной ситуации он принимает религиозно истолкованную личность. Об обществе можно говорить только сквозь призму личности и ее богоданного достоинства. В Энцикликах Иоанна Павла II раскрывается принцип приоритета личности над вещью, духа над материей. Данный принцип предлагается прививать обществу [29, с. 54]. Таким образом, Второй Ватиканский собор объявил права человека не только одним из ключевых элементов учения католической церкви, общим мотивом взаимодействия многочисленных религиозных конфессий, но и церкви и государства. Такое значение прав человека в социальном учении Римской католической церкви сохраняется по настоящее время.

Уже в начале XXI в. (2004 г.) на основе документов Второго Ватиканского Собора был составлен Компендиум социального учения Римской католической церкви. В Компендиуме сжато изложено социальное учение Церкви. Именно на человека в первую очередь возлагается миссия изменения социальных отношений: «Человек, обнаружив, что он любим Богом, постигает собственное трансцендентное достоинство, научается не довольствоваться собой и встречать другого, в переплетении отношений, все более человечных. Люди, обновленные любовью Божией, в состоянии изменять правила и качество отношений, а также социальные структуры; такие люди способны нести мир туда, где есть конфликты, создавать и поддерживать братские отношения там, где царит ненависть, искать справедливости там, где господствует эксплуатация человека человеком. Только любовь способна радикально преобразить отношения между людьми» [31, с. 19].

Не дано раз и навсегда конкретных указаний, каким должно быть преображение социальных отношений, отвечающее требованиям Царства Божия. Скорее речь идет о задании, доверенном христианской общине, которая должна над ним работать и его выполнять, черпая в Евангелии вдохновение для размышлений и практических действий [31, с. 48].

Таким образом, содержанием социальной доктрины Римской католической церкви являются идеи о возможных и необходимых связях Церкви, человека, социального мира. Предмет социального учения, по сути, тот же, что и причина его существования: человек, призванный к спасению и в этом качестве порученный Христом заботам Церкви, которая несет за него ответственность. С помощью своего социального учения Церковь печется о жизни людей в обществе, осознавая, что от качества социальной жизни, то есть от отношений справедливости и любви, из которых она соткана, зависят решающим образом безопасность и

развитие личностей — а ради этих целей и создается всякая община [31, с. 64]. Служение Богу осуществляется через служение человеку и обществу.

Таким образом, если говорить о развитии представлений церкви о праве человека на жизнь, можно выделить, по крайней мере, три этапа развития церковного учения о правах человека:

1 этап — период Папской революции в Европе (XI-XII вв.), когда получает обоснование и развитие право человека на собственность;

2 этап — конец XIX в., возникновение в рамках церковного учения отдельного направления — социального, появление первых доктринальных документов Римской католической церкви, посвященных вопросам обустройства общественных отношений, направленных на поддержку человеческих жизни и достоинства;

3 этап — период Второго Ватиканского собора (1962-1965 гг.), комплексная разработка социального учения церкви, развивающегося на основе признания, поддержки и защиты прав отдельного человека.

Современное понимание Римско-католической церковью прав человека в качестве ориентира развития общества, государства, мира, объединяющего все религиозные конфессии и социальные институты, приводит к многочисленным гражданским, социально-экономическим, политическим инициативам церкви. Выше обозначенное значение прав человека в социальном учении церкви выступает идеологической основой современной деятельности церкви. На современном этапе, в условиях постсекулярного общества в Европе, церковь участвует в качестве эксперта-консультанта в принятии важнейших политических решений национального и глобального уровня. Продолжает также (как и в Средневековье) ш большое значение иметь благотворительность некоммерческих организаций, и чья деятельность основана на социальном учении Римско-католической церкви. а

Учение о естественных правах человека позволяет преодолевать такие явле- о ния, деструктивно сказывающиеся на благополучии общества и отдельного че- О ловека, как радикальный индивидуализм, вызовы в результате взаимодействия О

п

религии и публичной жизни плюралистического общества, столкновения этики а и морали, природы и истории. Католическое социальное учение предлагает в синтетическую альтернативу приватизации веры и маргинализации религии О

как формы публичного морального дискурса. ю

р

j

Библиографический список К

1. Bosworth W. Catholicism and Crisis in Modern France. Princeton: Princeton §<

а

University Press, 2016. 424 р. J

2. Windell G.G. The Catholics and German Unity: 1866-1871. Minneapolis: University | of Minnesota Press, 1954. 324 p. •

3. Brown D.M., McKeown E. The Poor Belong to Us: Catholic Charities and American ( Welfare. Cambridge: Harvard University Press, 1997. 294 p. 22

4. Hanson E.O. The Catholic Church in World Politics. Princeton: Princeton University 00 Press, 1987. 496 p. 11

5. Kalyvas S.N. The Rise of Christian Democracy in Europe. NY: Cornell University Press, 1996. 344 p.

6. Hopgood S. The Endtimes of Human Rights. N.Y.: Cornell University Press, 2013. 255 p.

7. The Neo-Westphalian World. The Endtimes of Human Rights. 2018. Р. 166-182.

8. Stine A.P. Catholic Social Teaching and Sustainable Development: What the Church Provides for Specialists. 2020. Dissertations and Theses. Paper 5604.

9. Каримова Л.А. Иоанн Павел II и социальная доктрина Католической церкви: дис. ... канд. ист. наук. М., 2004. 295 с.

10. Борецкая В.К. Концепции церковно-государственных отношений в современных социальных учениях православия и католицизма (компаративный анализ): автореф. дис. ... канд. философ. наук. Минск, 2011. 25 с.

11. Зиберт Н.П. Религиозные общины и их положение на юге Западной Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики в конце 1917 — середине 1960-х гг.: автореф. дис ... канд. ист. наук. Барнаул, 2018. 27 с.

12. Илюхина В.В. Развитие социальной доктрины католицизма в начале XXI в.: философско-религиоведческий анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2017. 17 c.

13. Пономарев М.В. Проблема кризиса священничества в католической церкви и начало понтификата Франциска I // Актуальные проблемы новой и новейшей истории зарубежных стран: материалы ежегодной научной сессии кафедры новой и новейшей истории МПГУ. М., 2019. С. 54-64.

14. Пономарев М.В. Католическая аксиология права: концептуальный подход: в сборнике: Основные тенденции и перспективы развития современного права: материалы ежегодной Международной научной конференции памяти профессора Ф.М. Ру-динского. М., 2018. С. 134-138.

15. Пономарев М.В. Христианская биоэтика и ее роль в социальном учении католической церкви // CLIO-SCIENCE: Проблемы истории и междисциплинарного синтеза. М., 2018. С. 64-70.

16. Лункин Р.Н. Церкви в политике и политика в церквях. Как современное хри-д стианство меняет европейское общество. М.: Нестор-История, 2020. 504 с.

? 17. Лункин Р.Н. Механизмы религиозной реакции на пандемию коронавируса //

3 Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2020. № 2(14). С. 104-109. £ 18. Лункин Р.Н. Неформальная солидарность на фоне пандемии // Научно-анали-

тический вестник Института Европы РАН. 2020. № 4(16). С. 122-128. | 19. Голубев К.И. Отношение христианства к ростовщичеству и принцип католи-

1 ческого социального учения о всеобщем предназначении благ // Деньги и процент: экономика и этика: сборник тезисов IX ежегодной Международной конференции Цен-

j» тра исследований экономической культуры Санкт-Петербургского государственного | университета. СПб., 2020. С. 30-31.

2 20. Голубев К.И. Христианское представление об эффективности труда и исполь-g зования бюджета времени // Labour And Leisure = труд и досуг: сборник тезисов VIII & Международной конференции. СПб., 2019. С. 27.

g 21. Голубев К.И. Некоторые вопросы иллюстрации модели поведения человека в

g условиях общества финансового капитализма // Научные труды Белорусского госу-

0 дарственного экономического университета. Минск, 2018. С. 115-119.

g 22. Witte J., Latterrel J. Chrisitianity and human rights: past contributions and future

S. challenges // Journal of Law and Religion. 2015. Vol. 30. No. 3. P. 36-369.

1 23. Бондаренко Ю.В. История становления и развития канонического права в й период раннего христианства и эпохи вселенских соборов // Пробелы в российском " законодательстве. 2011. № 6. С. 291-294.

24. Приходько М.А. Учение ранних апологетов в историко-философском контексте (Иустин Философ и Татиан Ассириец): автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2014. 23 c.

25. Pope S.J. Natural Law in Catholic Social Teachings / Modern Catholic Social Teaching: Commentaries and Interpretations. Washington DC: Georgetown University Press,

40 2018. Р. 41-71.

26. Вудс Т. Как католическая церковь создала западную цивилизацию. М.: ИРИ-СЭН, Мысль, 2010. 280 с.

27. Берман Дж. Г. Вера и закон: примирение права и религии. М.: Московская школа политических исследований, 2008. 464 с.

28. Де Лобье П. Социальная доктрина католической церкви. Опыт воплощения христианского идеала. Брюссель, 1989. 254 с.

29. Нечипорова Е.В. Милосердно-благотворительная деятельность католической церкви // Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 5. С. 48-56.

30. Дородонова Н.В., Чилькина К.В. Опыт реализации социальной доктрины Римской католической церкви в политико-правовой сфере (на примере Германии первой трети XX в.) // Церковь, государство и общество: исторические, политико-правовые и идеологические аспекты взаимодействия: материалы Международной научно-практической конференции. М., 2020. С. 218-227.

31. Компендиум социального учения Церкви. М.: Paoline, 2006. 623 с.

32. Красиков А.А. Религии и общество в Европе // Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. 2013. № 7. С. 91-117.

33. Догматическая Конституция о Церкви (Lumen Gentium) // Документы II Ватиканского Собора. М.: Паолине, 2004. C. 73-156.

34. Пастырская Конституция «О Церкви в современном мире» («Gaudium et spes») // Документы II Ватиканского Собора. М.: Паолине, 2004. C. 447-559.

References

1. Bosworth W. Catholicism and Crisis in Modern France. Princeton: Princeton University Press, 2016. 424 р.

2. Windell G.G. The Catholics and German Unity: 1866-1871. Minneapolis: University ш of Minnesota Press, 1954. 324 p. |

3. Brown D.M., McKeown E. The Poor Belong to Us: Catholic Charities and American а Welfare. Cambridge: Harvard University Press, 1997. 294 p. О

4. Hanson E.O. The Catholic Church in World Politics. Princeton: Princeton University к Press, 1987. 496 p. О

5. Kalyvas S.N. The Rise of Christian Democracy in Europe. NY: Cornell University J Press, 1996. 344 p. T

6. Hopgood S. The Endtimes of Human Rights. NY: Cornell University Press, 2013. | 255 p. °

7. The Neo-Westphalian World. The Endtimes of Human Rights. 2018. Р. 166-182. |

8. Stine A.P. Catholic Social Teaching and Sustainable Development: What the Church 4 Provides for Specialists. 2020. Dissertations and Theses. Paper 5604. О

9. Karimova L.A. John Paul II and the social doctrine of the Catholic Church: dis. ... К candidate of history. M., 2004. 295 р. Ш

10. Boretskaya V.K. Concepts of Church-State Relations in Modern Social Teachings of | Orthodoxy and Catholicism (comparative analysis): extended abstract of diss. ... candidate № of рhilosophy. Minsk, 2011. 25 p. 1

11. Siebert N.P. Religious Communities and Their Situation in the South of Western ) Siberia in the Context of State and Confessional Policy in the Late 1917 - mid - 1960-s: g

i\j

extended abstract of diss. ... candidate of history. Barnaul, 2018. 27 p.

12. Ilyukhina V.V. The Development of Catholic Social Doctrine at the Beginning of the Twenty-First Century: a Philosophical and Religious Analysis: extended abstract of diss. ... candidate of philosophy. M., 2017. 17 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ponomarev M.V. The Problem of the Priesthood Crisis in the Catholic Church and the Beginning of the Pontificate of Francis I // Actual problems of the new and modern history of foreign countries. Materials of the annual scientific session of the Department 41

of Modern and Contemporary History of the Moscow Pedagogical State University. M.,

2019. P. 54-64.

14. Ponomarev M.V. Catholic Axiology of Law: a Conceptual Approach // The Main Trends and Prospects of the Development of Modern Law. Materials of the annual International Scientific Conference in memory of Professor F.M. Rudinsky. M., 2018. P. 134-138.

15. Ponomarev M.V. Christian Bioethics and Its Role in the Social Teaching of the Catholic Church // CLIO-SCIENCE: Problems of History and Interdisciplinary synthesis. M., 2018. P. 64-70.

16. Lunkin R.N. Churches in Politics and Politics in Churches. How Modern Christianity Is Changing European Society. M.: Nestor-History, 2020. 504 p.

17. Lunkin R.N. Mechanisms of Religious Reaction to the Coronavirus Pandemic // Scientific and Analytical Bulletin of the Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences. 2020. No. 2(14). P. 104-109.

18. Lunkin R.N. Informal Solidarity Against the Background of a Pandemic // Scientific and Analytical Bulletin of the Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences.

2020. No. 4(16). P. 122-128.

19. Golubev K.I. The Attitude of Christianity to Usury and the Principle of Catholic Social Teaching About the Universal Purpose of Goods // Money and interest: economics and ethics. Collection of articles of the IX annual international conference of the Center for Research of Economic Culture of St. Petersburg State University. St. Petersburg, 2020. P. 30-31.

20. Golubev K.I. The Christian Idea of the Efficiency of Labor and the Use of the Time Budget // Labour and Leisure. Collection of articles of VIII International conference. St. Petersburg, 2019. P. 27.

21. Golubev K.I. Some Issues of Illustrating the Model of Human Behavior in a Society 3 of Financial Capitalism // Scientific Works of the Belarusian State University of Economic ics. Minsk, 2018. P. 115-119.

3 22. Witte J., Latterrel Jr., Justin J. Chrisitianity and Human Rights: Past Contributions

£ and Future Challenges // Journal of Law and Religion. 2015. Vol. 30. No. 3. P. 36-369.

23. Bondarenko Yu.V. The History of the Formation and Development of Canon Law in | the Period of Early Christianity and the Era of Ecumenical Councils // Gaps in Russian | legislation. 2011. No. 6. P. 291-294.

24. Prikhodko M.A. The Teaching of the Early Apologists in the Historical and Philo-j» sophical Context (Justin the Philosopher and Tatian the Assyrian): extended abstract of | diss. ... candidate of philosophy. St. Petersburg, 2014. 23 p.

2 25. Pope S.J. Natural Law in Catholic Social Teachings / Modern Catholic Social Teach-

g ing: Commentaries and Interpretations. Washington DC: Georgetown University Press, I 2018. P. 41-71.

! 26. Woods T. How the Catholic Church Created Western Civilization. M.: IRISEN,

g

| Mysl, 2010. 280 p.

27. Berman J.G. Faith and Law: Reconciliation of Law and religion. M.: Moscow School | of Political Studies, 2008. 464 p.

! 28. De Lobier P. The Social Doctrine of the Catholic Church. The Experience of the

I Embodiment of the Christian Ideal. Brussels, 1989. 254 p.

s 29. Nechiporova E.V. Merciful and Charitable Activity of the Catholic Church // Hu-

S manities and Social Sciences. 2009. No. 5. P. 48-56.

30. Dorodonova N.V., Chilkina K.V. The Experience of Implementing the Social Doctrine of the Roman Catholic Church in the Political and Legal Sphere (on the example of Germany in the first third of the XX century) // Church, State and Society: Historical, Political, Legal and Ideological Aspects of Interaction. Materials of the International Scientific and Practical Conference. M., 2020. P. 218-227. 42 31. Compendium of the Social Teaching of the Church. M.: Paoline, 2006. 623 p.

32. Krasikov A.A. Religions and Society in Europe // The Light of Christ Enlightens Everyone: The Almanac of the St. Philaret Orthodox Christian Institute. 2013. No. 7. P. 91-117.

33. The Dogmatic Constitution on the Church (Lumen Gentium) // Documents of the II Vatican Council. M.: Paoline, 2004. P. 73-156.

34. The Pastoral Constitution "On the Church in the Modern World" ("Gaudium et spes") // Documents of the II Vatican Council. M.: Paoline, 2004. P. 447-559.

n

о

го n ж О sc

тз

о т

го ф

X X

о

sc

5

тз

s д

s

X ф

о

x

о

sc а

ж ш

д

ф

s

ю

1Л 4

N)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.