Научная статья на тему 'Роль католической церкви в образовании международных организаций в сфере защиты и реализации социальных прав человека (первая треть XX В. )'

Роль католической церкви в образовании международных организаций в сфере защиты и реализации социальных прав человека (первая треть XX В. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
536
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
католическая церковь / социальный католицизм / социальные пра- ва / история государства и права / энциклика / международные неправительственные организации / международное медицинское движение / Европа / social Catholicism / human rights / social rights / history of state and law / encyclical / international nongovernmental organizations / international medical movement / Europe

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дородонова Наталия Васильевна, Чилькина Ксения Владимировна

Введение: социальное учение католической церкви включает в себя доктрину, определяющую развитие стандартов достоинства человека и его социальных прав. Важнейший вопрос для социального католицизма — установление социальной спра- ведливости, что привело к возрождению роли католической церкви как крупного игрока в международной политике в сфере защиты трудовых прав в первой трети XX в. Цель: анализ взаимодействия церкви и государства в Европе в проведении и учреждении международных мероприятий и организаций в сфере защиты социальных прав человека в первой трети ХX в. Методологическая основа: в ходе исследования использовался диалектический метод как универсальный инструмент познания в сочетании с такими общенаучными и частнонаучными методами, как формально- логический, системно-структурный, сравнительно-правовой. Результаты: аргумен- тирована авторская позиция о том, что католическая церковь, европейские государ- ства и международные организации были солидарны в деле продвижения и защиты социальных прав человека в первой трети XX в. Выводы: на развитие европейской государственной социальной политики, а также на учреждение международных ор- ганизаций в первой трети XX в. оказывала влияние католическая церковь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE CATHOLIC CHURCH IN THE FORMATION OF INTERNATIONAL ORGANIZATIONS IN THE PROTECTION AND IMPLEMENTATION OF SOCIAL HUMAN RIGHTS (FIRST THIRD XX CENTURY)

Background: the social doctrine of the Catholic Church includes a doctrine that defines the development of standards of human dignity and social rights. The most important issue for social Catholicism is the establishment of social justice, which led to the revival of the role of the Catholic Church as a major player in international politics in the field of labor rights protection in the first third of the 20th century. Objective: to analyze an interaction of the church and the state in Europe in the conduct and establishment of international events and organizations in the field of protecting social human rights in the first third of the twentieth century. Methodology: in the course of the study, the dialectical method was used as a universal tool of cognition in combination with such general scientific and special scientific methods as formal-logical, system-structural, comparative-legal. Results: the author argues that the Catholic Church, European states and international organizations were united in the promotion and protection of social human rights in the first third of the 20th century. Conclusions: the development of the European state social policy, as well as the establishment of international organizations in early 20th century was provided by the Catholic Church.

Текст научной работы на тему «Роль католической церкви в образовании международных организаций в сфере защиты и реализации социальных прав человека (первая треть XX В. )»

DOI 10.24411/2227-7315-2020-10097

УДК 348.71

Н.В. Дородонова, К.В. Чилькина

РОЛЬ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ОБРАЗОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX В.)*

Введение: социальное учение католической церкви включает в себя доктрину, определяющую развитие стандартов достоинства человека и его социальных прав. Важнейший вопрос для социального католицизма — установление социальной справедливости, что привело к возрождению роли католической церкви как крупного игрока в международной политике в сфере защиты трудовых прав в первой трети XX в. Цель: анализ взаимодействия церкви и государства в Европе в проведении и учреждении международных мероприятий и организаций в сфере защиты социальных прав человека в первой трети ХX в. Методологическая основа: в ходе исследования использовался диалектический метод как универсальный инструмент познания в сочетании с такими общенаучными и частнонаучными методами, как формальнологический, системно-структурный, сравнительно-правовой. Результаты: аргументирована авторская позиция о том, что католическая церковь, европейские государства и международные организации были солидарны в деле продвижения и защиты социальных прав человека в первой трети XX в. Выводы: на развитие европейской государственной социальной политики, а также на учреждение международных организаций в первой трети XX в. оказывала влияние католическая церковь.

Ключевые слова: католическая церковь, социальный католицизм, социальные права, история государства и права, энциклика, международные неправительственные организации, международное медицинское движение, Европа.

© Дородонова Наталия Васильевна, 2020

Кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); е-mail: dorodonovan@gmail.com © Чилькина Ксения Владимировна, 2020

Кандидат юридических наук, профессор кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); е-mail: kvchilkina@mail.ru

© Dorodonova Natalia Vasilievna, 2020

Candidate of law, associate Professor, History of state and law department (Saratov State Law Academy) © Chilkina Ksenia Vladimirovna, 2020

Candidate of law, Professor, History of state and law department (Saratov State Law Academy)

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-01100673.

N.V. Dorodonova, K.V. Chilkina

ROLE OF THE CATHOLIC CHURCH IN THE FORMATION OF INTERNATIONAL ORGANIZATIONS IN THE PROTECTION AND IMPLEMENTATION OF SOCIAL HUMAN RIGHTS (FIRST THIRD XX CENTURY)

Background: the social doctrine of the Catholic Church includes a doctrine that defines the development of standards of human dignity and social rights. The most important issue for social Catholicism is the establishment of social justice, which led to the revival of the role of the Catholic Church as a major player in international politics in the field of labor rights protection in the first third of the 20th century. Objective: to analyze an interaction of the church and the state in Europe in the conduct and establishment of international events and organizations in the field of protecting social human rights in the first third of the twentieth century. Methodology: in the course of the study, the dialectical method was used as a universal tool of cognition in combination with such general scientific and special scientific methods as formal-logical, system-structural, comparative-legal. Results: the author argues that the Catholic Church, European states and international organizations were united in the promotion and protection of social human rights in the first third of the 20th century. Conclusions: the development of the European state social policy, as well as the establishment of international organizations in early 20th century was provided by the Catholic Church.

Key-words: social Catholicism, human rights, social rights, history of state and law, encyclical, international nongovernmental organizations, international medical movement, Europe.

а Внимание к правам и достоинству человека занимает центральное место в

| католическом социальном учении и играет важную роль в действиях, в деятель-I ности римско-католической церкви на международной арене. Католическое соци-| альное учение представляет собой комплекс доктрин, разработанных Церковью ! по вопросам социальной справедливости, включая вопросы бедности, экономики § и роли государства в отношениях с церковью. Католическое социальное учение | продолжает развиваться по мере того, как оно реагирует на возникающие новые | ситуации в области защиты достоинства человека. Католическая церковь в Европе продолжает активно участвовать в защите и реализации социальных прав | человека (право на жизнь, право на здоровье, право на медицинскую помощь и | др.). В современной литературе — как отечественной, так и зарубежной — не ослабевает интерес к роли церкви в развитии общества и государства, повышении качества жизни населения. Роль церкви в сфере повышения качества жизни ё населения, взаимодействия с государственной властью анализируется часто в § рамках вопроса о деятельности и значении неправительственных организаций. | Так, С.А. Мудров пишет об участии христианской церкви в формировании евро-| пейской идентичности и интеграции, отмечая ее возрастающее влияние в этих процессах, что отчасти можно объяснить сложностью и детализованностью многих вопросов, рассматриваемых Евросоюзом и требующих участия в их решении узких специалистов [1, с. 41]. Автор признает тот факт, что негосударственные субъекты, в частности христианская церковь имеют прямое отношение к процессу европейской интеграции и защите в этом процессе консервативных хри-30 стианских ценностей (семьи, жизни и др.). Поддерживая данную точку зрения,

в качестве гипотезы настоящей работы можно говорить и о том, что христианская церковь (а именно католическая) сохраняла свои позиции в качестве института, стоящего на охране жизни и здоровья человека, и в XX в., организуя различные инициативы по поддержанию жизни и здоровья населения европейских стран. Формой реализации таких инициатив были международные организации по защите жизни, здоровья, труда населения Европы. В зарубежной литературе и в рамках настоящего исследования можно отметить следующие работы, посвященные анализу роли католической церкви в различных аспектах повышения качества жизни населения: К. Ину, Дж.С. Дрори «Мировая институционализация здоровья как социальное предприятие. Организационные и дискурсивные тенденции»[2], И. Бороуи, Д.Х. Миллс, Ю. Джанг «Введение: международные организации здравоохранения и их история» [3]. В данных работах исследуется роль церкви в образовании и деятельности международных неправительственных организаций по защите здоровья, в частности международной ассоциации католических врачей (католическое медицинское движение).

Римская католическая церковь всегда способствовала сохранению жизни и здоровья европейского (и не только) населения. Даже в условиях сепаратистских тенденций XIX в. — автономизации церкви и государства во многих европейских странах, церковь на протяжении XIX в. помогала поддерживать жизнь и здоровье населения. В конце XIX в. специалисты отмечают рост числа неправительственных организаций в этой сфере, в т.ч. и с участием католической церкви [2, с. 206]. Такую активную позицию церковь сохранила и на начало XX в.

Одним из наиболее значительных моментов начала XX в. стало превращение Римско-католической церкви из защитницы старых порядков в сторонницу проведения демократических реформ в области прав человека на международном уровне. Консерватизм, долгое время доминировавший в католической общественной мысли, постепенно начал разрушаться в конце XIX - начале ХХ вв. Так, первоначальной реакцией Церкви на Великую французскую революцию и последовавшее за ней принятие Декларации прав человека и гражданина 1789 г. было полное неприятие подобного рода мировоззрения. По сути, это была защитная реакция против антихристианского, антирелигиозного, антиклерикального, рационалистического движения. Последствиями французской революции стало провозглашение «свободы», которая по характеру является полной и безграничной. В основе такой «свободы» мыслился натурализм и материализм. Подобного рода «свобода» признавалась Церковью как свобода от Бога с целью продвижения законов Божьих и социальных требований всеобщего блага [4, с. 85].

Отказ Церкви от идеи свободы, прав человека достиг своего апогея во времена Папы Римского Григория XVI (1831-1846). В энциклике «Mirari vos» (1832 г.) Григорий XVI признает «свободу» убеждений и разделение Церкви и Государства «абсурдом»1. Он также отвергает «свободу вероисповедания», «свободу печати» и «равнодушие» (идею о том, что можно обрести спасение через любую религию). Логика Церкви была следующей: только римско-католическая религия является истинной, а людям полезно верить только в то, что истинно. Государство же обязано содействовать общему благу, поэтому призвано поощрять католическую веру и, по возможности, устанавливать католицизм в качестве государственной

1 Энциклика Папы Римского Григория XVI «Mirari vos» (1832 г.). URL: http://www.vatican. va/content/gregorius-xvi/it/documents/encyclica-mirari-vos-15-augusti-1832.html (дата обращения: 14.05.2020).

религии [1, с. 86]. Конечно же, энциклика «Mirari vos» (1832 г.) Григория XVI явилась ответом на революционные события во Франции и процессы секуляризации светской и религиозной власти.

Переломным моментом в развитии католической правозащитной традиции стала публикация энциклики Папы Римского Льва XIII «Rerum Novarum» (1891 г.), включающей в себя целый ряд прав и свобод и положившей начало традиции современного социального католицизма. После революционных событий и индустриализации в Европе Папа Римский Лев XIII (1878-1903) приходит к мнению, что именно Церковь должна стать защитником социально-экономических прав человека. В энциклике «человеческое достоинство» рассматривается как корень природных, универсальных и нерушимых прав человека, в связи с чем государство должно осуществлять власть в соответствии с верховенством права, защищать беспомощных и содействовать общему благу2. По существу данная энциклика призывала к решительной поддержке доктрины частной собственности, безоговорочному неприятию и противостоянию социализму, а также принятию тред-юнионов (профсоюзов), воспитанных на католических социальных принципах. Кроме того, энциклика «Rerum Novarum» позволила Папе Римскому участвовать в политических, экономических, социальных переменах, происходящих в обществе, и, опираясь на богатство католической традиции, выявлять связанные с этими новшествами нравственные проблемы.

В начале ХХ в. понятия «человеческое достоинство» и «права человека» стали одним из ключевых идей католической общественной мысли. Церковь начала рассматривать человека как субъект прав, а не абстрактных понятий. Однако такая эволюция взглядов была вызвана, скорее всего, не только церковно-государственными соображениями, но и социальными вопросами труда, капитала, бедности и политических волнений.

Десятилетия, последовавшие за принятием энциклики «Rerum Novarum», свидетельствуют о неравномерном развитии католической правозащитной традиции. Два ближайших преемника Льва XIII, Папа Римский Пий X (1904-1914) и Папа Римский Бенедикт XV (1914-1922), не только не смогли развить далее католические либеральные взгляды, а, наоборот, восстановили более традиционные формы общественного мышления. Папа Римский Пий X в своей энциклике «E Supremi» (1903 г.) подтвердил оппозиционное положение Церкви по отношению к социализму3. В 1912 г. в энциклике «Singulari quadam» Пий Х высказал мнение, что «союзы, чтобы быть такими, чтобы католики могли присоединиться к ним, должны воздерживаться от всех принципов и действий, которые не согласуются с учением и правилами Церкви или законной церковной властью»4.

Необходимо отметить, что на протяжении многих лет борьба с бедностью была одним из основных направлений внешних связей Церкви с обществом. С момента публикации энциклики «Rerum novarum» доктрина католической

2 Энциклика Папы Римского Льва XIII «Rerum Novarum» (1891 г.). URL: http://www.vati.can. va/content/leo-xiii/en/encyclicals/documents/hf_l-xiii_enc_15051891_rerum-novarum.html (дата обращения: 14.05.2020).

3 Энциклика папы Римского Пия X «E Supremi» (1903 г.). URL: http://www.vatican.va/con-tent/pius-x/en/encyclicals/documents/hf_p-x_enc_04l01903_e-supremi.html (дата обращения: 14.05.2020).

4 Энциклика папы Римского Пия X «Singulari quadam» (1912 г.). URL: http://www.vatican. va/content/pius-x/en/encyclicals/documents/hf_p-x_enc_24091912_singulari-quadam.html (дата

32 обращения: 14.05.2020).

церкви основывалась на требовании социальной справедливости, подхваченном христианскими католическими рабочими в конце XIX - начале ХХ вв., что привело к созданию и укреплению позиций национальных тред-юнионов (профсоюзов) в индустриально развитых европейских странах. Их главная задача заключалась в улучшении условий труда рабочих и ведении переговоров по вопросу достойной заработной платы при одновременном обращении не только к работодателям, но и к органам государственной власти. Таким образом, тред-юнионы (профсоюзы) постепенно превращались в общественные движения, бросившие вызов национальным правительствам.

Например, основанная в 1919 г. Французская конфедерация христианских рабочих (Confédération Française des Travailleurs Chrétiens, CFTC) являлась национальной католической профсоюзной организацией во Франции, состоявшей из офисных работников, чиновников, железнодорожников и текстильных рабочих. Основываясь на социальной доктрине Католической церкви, Французская конфедерация христианских рабочих выступала за классовое сотрудничество и стремилась улучшить положение трудящихся. Перестав существовать в 1940 г., когда к власти во Франции пришел режим Виши [5, с. 589].

Конфедерация христианских профсоюзов (Confédération des syndicats chrétiens, CSC), созданная в 1904 г., взяла за основу социальную доктрину католической церкви. Главной целью Конфедерации христианских профсоюзов являлось постоянное повышение благосостояния трудящихся и достижение экономической и социальной демократии на всех уровнях, при этом большое значение придавалось профессиональной подготовке рабочих. Конфедерация христианских профсоюзов провозгласила себя сторонницей социализированной рыночной экономики [6, с. 217].

В 1918 г. была основана Итальянская конфедерация рабочих (Confederazione Italiana dei lavoratori, CIL), первая официальная христианская (католическая) профсоюзная организация в Италии, выступавшая за защиту социальных прав (обязательное страхование, равная заработная плата для мужчин и женщин, сокращение рабочего дня).

Особенно сильны были христианские тред-юнионы в Германии. Большинство таких католических конфедераций создавались как объединения Католической церкви и работодателей с целью ослабления или замены доминирующих на тот момент тред-юнионов (профсоюзов) социалистической направленности. В основе требований социальных прав христианских конфедераций лежали взгляды католического социального учения, в связи с чем Католическая церковь активно поддерживала существующие конфедерации и поощряла создание новых.

В начале ХХ вв. Католическая церковь также начинает проявлять активный интерес к идее создания общей организации в сфере защиты социальных прав человека на международном уровне. Так, в 1900 г. в Париже была создана Международная ассоциация трудового законодательства (International Association for Labour Legislation, IALL), в состав которой входила Католическая церковь. Международная ассоциация трудового законодательства являлась ассоциацией экспертов в области социальной политики, продуцируя социальное законодательство, представлявшее на тот момент зарождающиеся идеи о регулировании благосостояния и роли государства в осуществлении социальной политики. Однако Международная ассоциация трудового законодательства была создана как плюралистическая организация — это означало, что вопросы партийной при-

надлежности, национальности и религии были намеренно отложены в сторону. Ассоциация состояла из избранной элиты ученых и государственных чиновников, организовывавших регулярные дебаты по социальным вопросам, но на практике взаимодействие с рабочим движением отсутствовало из-за недоверия рабочего класса к таким инициативам [9, с. 183]. Ассоциация функционировала больше как сеть для обмена знаниями и новыми идеями в сфере трудового регулирования в разных индустриальных государствах.

Следует отметить, что обещание Католической церковью социальной справедливости в обществе было в первую очередь ответом на требования реформистского рабочего движения, объединившегося в профсоюзное движение (тред-юнионизм) во время Первой мировой войны [8, с. 413]. После подписания в 1919 г. Версальского мирного договора, официально завершившего Первую мировую войну, европейское гражданское общество вступило в новую стадию защиты прав и достоинства человека. Создание Международной организации труда (1919 г.) отразило фундаментальные политические, экономические, социальные и культурные изменения. На международной конференции тред-юнионов (профсоюзов) в Лидсе (Великобритания) в 1916 г. представители европейских стран призвали к созданию Международной организации труда, своего рода «всемирного парламента», в котором бы обсуждались и рассматривались социальные требования рабочего движения. Социальный католицизм также являлся основанием для создания Международной организации труда как средства содействия социальному прогрессу и преодоления социальных и экономических конфликтов интересов посредством диалога и сотрудничества. ° Деятельность Международной организации труда основывалась на принципе

? трипартизма (трехсторонней системе сотрудничества) — рабочие, работодатели, а правительства на международном уровне, что позволяло найти общие нормы и | правила политики и поведения, выгодные для всех сторон трудового процесса. I Необходимо отметить, что в первой трети ХХ в. христианские конфедера-

| ции труда и католические тред-юнионы (профсоюзы) были ослаблены на по! литической арене. Во-первых, их делегаты не были представлены в созданной

§ трехсторонней системе взаимоотношений. Согласно уставу Международной

ф

| организации труда делегаты рабочих должны были выбираться из числа членов | наиболее представительных рабочих организаций, а христианские тред-юнионы 'I (профсоюзы) никогда не были самыми представительными организациями, в | связи с чем католические активисты имели лишь несколько мест технических | советников. Во-вторых, выбранная конституционная форма европейских государств не давала христианским профсоюзам возможности присутствовать в Международной организации труда реально, т.к. в большинстве европейских | государств церковь и государство были секулязированы.

§ Тем не менее Международная организация труда нуждалась в поддержке со

| стороны людей, представляющих различные религии и идеологии. Поэтому еще | с начала 1920-х годов Международная организация труда пыталась наладить отношения с христианскими церквями и католическими организациями, что дает основания считать ее особенной среди других международных организаций [9, с. 177]. Основные усилия к достижению социального согласия были приложены первым Генеральным директором Международной организации труда Альбертом Томасом, французским социалистом, который нашел решение, позволяющее раз-34 решить присутствие социальных католиков и протестантов в Международной

организации труда: были созданы две должности государственных служащих, специально посвященные отношениям с христианскими церквями. В 1926 г. отец Андре Арну (Andre Arnou), французский священник-иезуит и основатель Action populaire (французской иезуитской организации) занимающейся социальными вопросами, был назначен советником Генерального директора Международной организации труда. В обязанности А. Арну входило развитие отношений с католической средой. До начала Второй мировой войны был назначен представитель протестантов. Благодаря этому христианские тред-юнионы (профсоюзы) смогли использовать Международную организацию труда как форум для своих идей, способ их продвижения.

Такое двойное представительство было своеобразным способом признания той роли, которую социальные католики и протестанты играли в генезисе международного трудового законодательства. Это признание не было случайным; оно проистекало из обмена ценностями и практикой между социальными католиками и Международной организацией труда в межвоенный период. Это были ценности, которые социальные католики защищали с начала ХХ в., а именно защита человека, а не прав как таковых.

Таким образом, Международная организация труда включала в себя ряд уникальных особенностей, она прежде всего, предоставила всем экономическим субъектам равные с государствами полномочия принимать решения и ввела новые формы международных договоров, касающихся социальных целей, а также новые способы их применения. В политическом плане она опиралась на основные европейские демократические политические течения того времени, в частности: социал-демократию, христианскую демократию, социальный либерализм и со- е

п

циальный католицизм, и субъекты каждой из этих точек зрения участвовали в и работе и вносили свой вклад в ее развитие. а

Другим направлением деятельности католиков была организация медицин- о

в

ской помощи. Создание медицинского общества Святого Луки, святого Космы и о

Святого Дамиана в 1884 г., следуя призыву Папы Римского Льва XIII, становится з

ориентиром для всего католического медицинского движения. Эта ассоциация |

быстро расширяется: 500 членов в 1888 г., 1000 — в 1907 г. и 1500 — в 1927 г. е

Появляются и другие католические медицинские ассоциации: в США в 1912 г., о

в Португалии — в 1915 г., в Бельгии — в 1922 г., затем уже в Германии, Австрии, р

Дании, Великобритании, Венгрии, Италии, Люксембурге, Польше, Швейцарии Ч

и на других континентах (Аргентина, Китай, Тунис). s

В 1924 г. Октав Пасто, врач в Париже и Президент Общества Святого Луки с к

1922 по 1939 гг. организует под влиянием Папы Римского Пия XI Центральный м

секретариат национальных обществ католических врачей (Central Secretariat I

of the National Societies of Catholic Doctors) [3]. Секретариат поддерживал ре- ¡§

гулярную переписку с другими существующими обществами, помогал в созда- з

нии других медицинских обществ, а также организовал встречи католических 22

врачей европейских стран. Это положило начало проведению международных 0 конгрессов, первый из которых состоялся в Брюсселе в 1935 г. Во время Четвертого конгресса, состоявшегося в Риме в 1949 г., был создан второй Секретариат, который был независим от Секретариата в Париже. В 1951 г. во время Пятого международного конгресса, проходившего в Париже, был временно сформирован новый Международный секретариат, объединивший два ранее существовавших

секретариата, чья миссия заключалась в создании Международной федерации 35

католических медицинских ассоциаций (International Federation of Catholic Medical Associations).

Международные конгрессы проводились в Дублине (1954 г.), в Гааге (1956 г.), в Брюсселе (1958 г.), в Мюнхене (1960 г.) и в Лондоне (1962 г.). На конгрессе, состоявшемся в Маниле (1966 г.), официальные уставы и подзаконные акты Международной федерации католических медицинских ассоциаций (Fédération Internationale des Associations de Médecins Catholiques) были приняты Генеральной Ассамблеей и одобрены Святейшим Престолом. Это было законное рождение Международной федерации католических медицинских ассоциаций (Fédération Internationale des Associations de Médecins Catholiques).

В период между двумя мировыми войнами Римско-католическая церковь продолжала активное распространение своего социального учения. Папа Римский Пий XI (1922-1939) и Папа Римский Пий XII (1939-1958) демонстрировали открытость развития католической мысли о правах и достоинстве человека. Пий XI в начале 1930-х годов критиковал международный капитализм. Важнейшей энцикликой, призванной разрешить некоторые вопросы прав человека, является энциклика Пия XI «Quadragesimo Anno» (1931 г.), касающаяся этической природы собственности. В ней Пий XI подтверждает естественное право частной собственности, но настаивает на том, что собственники «должны учитывать в этом вопросе не только свою собственную выгоду, но и общее благо»5. Так, Церковь стремилась найти компромисс между капитализмом и социализмом, основанный скорее на солидарности, чем на конкуренции, способный смягчить разрушительные последствия индустриализма.

Экономическая депрессия, обрушившаяся на Европу в начале 1930-х гг., подъем фашизма, а также Вторая мировая война — все это подтолкнуло Церковь выступить более решительно в защиту достоинства и прав человека. На тот момент крупнейшие и сильнейшие христианские тред-юнионы (профсоюзы), действовавшие в Германии и Италии, были уничтожены и с трудом восстанавливались после окончания Второй мировой; французские христианские профсоюзы были сосредоточены на защите прав только «белых воротничков», и лишь после Второй мировой войны они распространили свою протекцию на рабочий класс [10, с. 61].

В 1962-1965 гг. после проведения II Ватиканского собора Католическая церковь открыто приняла позицию защиты прав человека, углубив сближение с либеральной традицией [11, с. 1]. Тремя важнейшими энцикликами II Ватиканского собора, в которых была зафиксирована данная трансформация, стали энциклика Папы Римского Павла VI «Gaudium et Spes» (1965), Папы Римского Иоанна XXIII «Pacem in Terris» (1963), Папы Римского Павла VI «Dignitatis Humanae» (1965).

Данная тенденция еще раз подтвердила приверженность Церкви к социальной справедливости в рамках католической идеологии, что укрепляет легитимность Церкви как альтруистического актора.

Кроме того, Церковь как институт с огромным глобальным влиянием является аналогом современной системы национальных государств и международных

5 Энциклика папы Римского Пия XI «Quadragesimo Anno» (1931 г.). URL: https://www. vatican.va/content/pius-xi/en/encyclicals/documents/hf p-xi enc 19310515 quadragesimo-anno. 36 html (дата обращения: 14.05.2020).

правительственных организации и выступает в качестве модели для современных международных неправительственных организации.

В заключение следует отметить, что социальное учение католической церкви всегда включало программы, которые определяли развитие стандартов прав и достоинства человека. Ключевой вопрос Католической социальной доктрины (защита прав и достоинства человека) иллюстрируют возрождение Католической церкви как крупного игрока в международной политике в первой трети XX в., раскрывая источник ее власти и легитимности, а также характер и исход ее конфликтов с глобальной культурой.

Библиографический список

1. Мудров СА. Идентичность, негосударственные организации и религия в европейской интеграции // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Социология. 2016. Т. 16. № 1. С. 34-49.

2. Inoue K., Drori G.S. The Global Institutionalization of Health as a Social Concern. Organizational and Discursive Trends // International Sociology. 2006. Vol. 21(2). Р. 199-219.

3. Borowy I., Mills J.H., Zhang Y. Introduction: International Health Organizations and their Histories // Hygiea Internationalis. 2016. Vol. 13. No. 1. P. 7-17.

4. Glendon M.A. Catholicism and Human Rights / Believing Scholars: Ten Catholic Intellectuals (ed. by J.L. Heft). New York: Fordham University Press, 2005. P. 81-93.

5. Chessel M.E. From Duties to Rights: Revisiting the 'Social Catholics' in Twentieth Century France // French History. 2019. Vol. 33. No. 4. P. 587-605.

6. Archambault E. Historical Roots of the Nonprofit Sector in France // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2001. Vol. 30. No. 2. P. 204-220.

7. Maul D.R. The International Labour Organization and the Struggle against Forced Labour from 1919 to the Present // Labor History. 2007. Vol. 48. No. 4. P. 477-500.

8. Tosstorff R. The International Trade-Union Movement and the Founding of the International Labour Organization // International Review of Social History. 2005. Vol. 50. No. 3. P. 399-433.

9. Verma A. The ILO and the Quest for Social Justice, 1919-2009 / By G. Rodgers, E. Lee, L. Swepston, J. Van Daele // British Journal of Industrial Relations. 2012. Vol. 50. No. 1. P. 177-179.

10. Torfs R. Human Rights in the History of the Roman Catholic Church. Human Rights and the Impact of Religion ed. by H.-.G. Ziebertz, J.A. van der Ven. Leiden-Boston: Brill, 2013. P. 55-74.

11. Wall B. Catholic Social Teaching and Human Rights // Journal of Catholic Social Thought. 2013. Vol. 10. No. 1. P. 1-4.

References

1. Mudrov SA. Identity, Non-Governmental Organizations and Religion in European Integration // Vestnik Rossiiskogo Universiteta Druzhby Narodov. Series: Sociology. 2016. Vol. 16. No. 1. P. 34-49.

2. Inoue K., Drori G.S. The Global Institutionalization of Health as a Social Concern. Organizational and Discursive Trends // International Sociology. 2006. Vol. 21(2). Р. 199-219.

3. Borovy I., Mills J.H., Zhang Y. Introduction: International Health Organizations and their Histories // Hygiea Internationalis. 2016. Vol. 13. No. 1. P. 7-17.

4. Glendon M.A. Catholicism and Human Rights. / Believing Scholars: Ten Catholic Intellectuals (ed. by J.L. Heft). New York: Fordham University Press, 2005. P. 81-93.

5. Chessel M.E. From Duties to Rights: Revisiting the 'Social Catholics' in Twentieth Century France // French History. 2019. Vol. 33. No. 4. P. 587-605.

6. Archambault E. Historical Roots of the Nonprofit Sector in France // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2001. Vol. 30. No. 2. P. 204-220.

7. Maul D.R. The International Labour Organization and the Struggle against Forced Labour from 1919 to the Present // Labor History. 2007. Vol. 48. No. 4. P. 477-500.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Tosstorff R. The International Trade-Union Movement and the Founding of the International Labour Organization // International Review of Social History. 2005. Vol. 50. No. 3. P. 399-433.

9. Verma A. The ILO and the Quest for Social Justice, 1919-2009 / By G. Rodgers, E. Lee, L. Swepston, J. Van Daele // British Journal of Industrial Relations. 2012. Vol. 50. No. 1. P. 177-179.

10. Torfs R. Human Rights in the History of the Roman Catholic Church. Human Rights and the Impact of Religion ed. by H.-.G. Ziebertz, J.A. van der Ven. Leiden-Boston: Brill, 2013. P. 55-74.

11. Wall B. Catholic Social Teaching and Human Rights // Journal of Catholic Social Thought. 2013. Vol. 10. No. 1. P. 1-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.