CONSTITUTIONAL SECULARISM: CONTEMPORARY CHALLENGES AND SEARCH OF COPING WITH SITUATION
Abstract. The article highlights the contemporary challenges to the constitutional secularism as a core of modernization program enrooted into countries with long-term religious traditions and with socio-political models different to the West European one. The author examines approaches to the solution of problems of mismatching the Muslim culture and secular socio-political structure and their use in the various social realities. Keywords: constitutional secularism, parliament, sovereignty, sense of justice, identity
НОЧВИНА Белла Анатольевна — к.и.н., доцент кафедры культурологии, истории и древних языков Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (603155, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а; bella.nochtvina@mail.ru)
ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО КАТОЛИЦИЗМА
Аннотация. Статья посвящена проблеме эволюции социального учения католической церкви в условиях глобализации. Современное состояние католической церкви характеризуется потерей своего влияния в западных странах и одновременно ростом популярности в странах третьего мира. Избрание новым римским папой аргентинского кардинала Бергольо стало знаковым событием в истории католической церкви. Современный католицизм демонстрирует не только качественные изменения концепции христианского социализма, но и возросшую активность в решении глобальных проблем человечества, усиление своего влияния как актора мировой политики.
Ключевые слова: католицизм, глобализация, христианский социализм, экология, традиционализм
Современный постбиполярный мир характеризуется не только ростом влияния негосударственных акторов мировой политики, но и эволюцией доктрин традиционных религиозных организаций. Пытаясь вернуть свой пошатнувшийся авторитет, современная Римская католическая церковь стремится к роли миротворца, верховного арбитра, призывающего всех к примирению, сдержанности, сохранению «цивилизации любви». Обновленная концепция христианского социализма направлена на решение глобальных проблем человечества. Ее ключевыми тезисами являются уважение и сохранение цивилизационного разнообразия и социальная и экономическая справедливость в масштабах всего мира. Кризис традиционных ценностей в странах Европы и Северной Америки заставил современный католицизм искать опору своему влиянию в странах Южной Америки, Юго-Восточной Азии, а также в некоторых государствах Африки. Снятие запрета богослужения на национальных языках позволило католической церкви расширить круг своих приверженцев, качественно обновить состав священнослужителей и, главное, обозначить себя как один из идеологических центров нового формирующегося муль-типолярного мира. Хотя отношение официальной доктрины современного католицизма с такими направлениями, как «теология освобождения», остается весьма спорным и дискуссионным, большинство исследователей справедливо отмечают, что сегодняшний успех католической церкви связан, прежде всего, с качественным обновлением концепции христианского социализма.
Новый этап в эволюции концепции христианского социализма связан с деятельностью папы Иоанна Павла II. По его распоряжению папский совет «Справедливость и мир» унифицировал и систематизировал основные идеи социального учения католической церкви, начиная от энциклики Льва XIII «Яегит novarum» 1891 г. В 2004 г. появился Компендиум социального учения Церкви — сжатый свод социальной доктрины католицизма. В нем указывается, что незыблемыми принципами
социального учения католицизма являются общее благо, субсидиарность, солидарность, достоинство человеческой личности (последний принцип рассматривается в качестве основополагающего). В связи с этим согласно современной доктрине католицизма справедливое общество можно построить только при уважении к трансцендентному достоинству человеческой личности, поэтому «ни в коем случае человеческую личность нельзя использовать для целей, чуждых ее собственному развитию» [Компендиум... 2006: 46].
В своих энцикликах «Laborem Exercens»1, «Sollicitudo Rei Socialis»2 Иоанн Павел II отмечает, что свободный рынок есть экономическое следствие христианского понимания человеческой природы и предназначения, а значит, выражением «социального милосердия» может стать «экономическая система, которая признает важнейшую и положительную роль дела, рынка, частной собственности и вытекающей из этого ответственности за средства производства, а также свободной и творческой деятельности на ниве экономики».
Главным вызовом эпохи глобализации, по мнению Иоанна Павла II, является сохранение «цивилизации любви». Современный мир видится им во взаимозависимости всех стран и народов, его составляющих, во всем их многообразии. Необходимо преодолеть дальнейшую социальную поляризацию глобальной экономики, ликвидировать деление мира на военно-политические блоки, противостояние Севера и Юга, ибо все это противоречит идее общечеловеческой солидарности. В этой связи в энциклике «Centesimus annus»3 делается принципиальный вывод о том, что мир и процветание — благо, принадлежащее всему человечеству.
Католическое социальное учение не признает в целом идею «социального иждивенчества». Так, проблему социальной защищенности папа Иоанн Павел II связывает с проблемой «косвенного работодателя», который «существенно определяет тот или иной аспект трудовых отношений» и обусловливает «таким образом, поведение прямого работодателя»4. Тем не менее разрешение данного противоречия католицизм видит в расширении принципа субсидиарности. Отмечая тенденции развития постиндустриального общества: влияние НТР на качество и условия жизни, широкую диффузию собственности, глобализацию мировой экономики и т.д., христианский социализм заявляет о необходимости сохранения социальной гарантии населения от всевозможных рисков. Важным аспектом в разрешении современного социального конфликта Иоанн Павел II считает преодоление безработицы и растущего отчуждения между европейским и мигрантским компонентами трудового рынка ЕС. Создание единого социального законодательства стран ЕС, «совокупность национальных и международных инстанций, отвечающих за осуществление политики в области труда в целом»5 поможет преодолеть противоречие между теми, у кого есть работа, и теми, кто ее лишен. Что же касается традиционной социальной политики церкви, то и она должна в большей степени базироваться на принципе субсидиарности, считает понтифик.
Особенностью католической социальной доктрины является доказательство истины от противного. Главное — это то, чего не должно быть в «справедливом обществе», например эгоизма собственников и абсолютизации рынка. В различных энцикликах пап, начиная с «Rerum novarum» и до современности, Церковь никогда не стремилась создавать и тем более навязывать кому бы то ни было идеальные модели общественного устройства. По мнению идеологов концепции христианского социализма, Церковь не может и не должна брать на себя участие в поли-
1 John Paul II. Laborem Exercens. 14 September, 1981. Доступ: http:// w2.vatican.va/content/john-paul-ii / en/encyclicals/documents (accessed 30.11.2015).
2 John Paul II. Sollicitudo Rei Socialis. 30 December 1987. Доступ: http:// w2.vatican.va/content/john-paul-ii /en/encyclicals/documents (accessed 30.11.2015).
3 John Paul II. Centesimus annus. Доступ: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2F; http:// w2.vatican.va/content/john-paul-ii /en/encyclicals/documents (accessed 30.11.2015).
4 John Paul II. Laborem Exercens. 14 September, 1981. Доступ: http:// w2.vatican.va/content/john-paul-ii / en/encyclicals/documents (accessed 30.11.2015).
5 John Paul II. Centesimus annus. Доступ: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2F| Доступ: http:// w2.vatican.va/content/john-paul-ii /en/encyclicals/documents (accessed 30.11.2015).
тической борьбе для построения более справедливого общества. Но она не может оставаться в стороне от борьбы за справедливость. Таким образом, католическое социальное учение акцентирует внимание на поиске оптимальных решений современного социального конфликта в духе традиционной христианской этики.
Необходимо также отметить трансформацию самого понятия «социальный конфликт» в концепции христианского социализма. Изначально признавая неизбежность социальных конфликтов, современный католицизм все больше признает право работников наемного труда не только на соучастие, но и на сопротивление. Так, профсоюзы в условиях глобализации неизбежно будут расширять свои функции, приобретать новую транснациональную форму. Демократическое государство, по мнению Церкви, дабы избежать «издержек демократии», должно эволюционировать от правового государства к социально-правовому. Социальное учение католической церкви утверждает достоинство труда как основного права и блага человека, которое государство должно обеспечивать и защищать [Компендиум... 2006: 54].
Вступивший в 2005 г. на папский престол Бенедикт XVI не только продолжил политику унификации и систематизации католического социального учения, в своих энцикликах он достаточно подробно изложил взгляд католицизма на вызовы эпохи глобализации. Основной энцикликой по социально-экономическим проблемам папы Бенедикта XVI является «Caritas in Veritate»1. Ссылаясь на энциклику Павла VI «Populorum Progressio» (1967)2, Бенедикт XVI отметил, что, несмотря на ряд достижений постиндустриального общества в урегулировании традиционного социального конфликта, на что справедливо указал Иоанн Павел II, «вопиющее неравенство» по-прежнему налицо. При увеличении мирового богатства в богатых странах беднеют новые социальные категории и появляются новые виды бедности, а в бедных областях наблюдается рост социальной поляризации населения и крайней нищеты. Коррупция, по мнению папы, является характерной чертой любого государства вне зависимости от уровня валового национального продукта. Права трудящихся нарушают как транснациональные корпорации и конгломераты, так и местные предприниматели; международная помощь часто уходит не по назначению из-за безответственности как доноров, так и тех, кому она направлена.
В «Caritas in Veritate» особое внимание уделяется основным принципам социально-экономической жизни. Понтифик особое внимание придает принципу солидарности в деле достижения общего блага и «цивилизации любви». При стремлении к общему благу важно институциональное понимание «пути милосердия», т.е. проявление заботы к совокупности институтов, которые (с юридической, гражданской, политической, культурной позиций) создают структуру общественной жизни, и правильное их использование. Указанный принцип солидарности означает ответственность всех за все. Соответственно, солидарность нельзя связывать только с деятельностью государства. В частности, необходимо признать существование различных форм предпринимательства (кроме тех, которые ориентированы на прибыль), что способствовало бы формированию цивилизованной экономики3.
Принцип субсидиарности, согласно энциклике, должен быть реализован в оказании помощи странам, оказавшимся на периферии глобальной экономики. Субсидиарность рассматривается в «Caritas in Veritate» как «неотъемлемая свобода человека». Прежде всего, субсидиарность предусматривает помощь людям посредством обеспечения значительной степени автономности промежуточных структур управления и самоуправления в обществе, что предполагает уважение личного достоинства человека. Именно субсидиарность есть способ достижения «глобального общего блага» и осуществления «действительно интегрального раз-
1 Benedict XVI. Caritas in Veritate. June 29. 2009. Доступ: http:// w2.vatican.va/content/benedict-xvi/en/ encyclicals/documents (accessed 30.11.2015).
2 Paul VI. Populorum Progressio. March 26, 1967). Доступ: http:// w2.vatican.va/content/benedict-xvi/en/ encyclicals/documents (accessed 30.11.2015).
3 Benedict XVI. Caritas in Veritate. June 29. 2009. Доступ: http:// w2.vatican.va/content/benedict-xvi/en/ encyclicals/documents (accessed 30.11.2015).
вития человека»1. Принципы субсидиарности и солидарности тесно взаимосвязаны. Субсидиарность без солидарности приводит к лоббированию своих интересов отдельными группами в ущерб интересам общества в целом, а солидарность без субсидиарности ведет к патерналистскому навязыванию опеки, попыткам создания детализированных систем социального обеспечения, унижая нуждающихся. Главным ответом на вызовы глобализации должна стать универсализация социального законодательства.
В своей энциклике папа Бенедикт XVI поддерживает идею об усилении прав профсоюзов. Профсоюзы призваны выйти за границы определенной категории труда, для которой они были сформированы, и принять участие в решении новых современных проблем, таких как защита прав трудящихся в развивающихся странах, разрешение конфликта между личностью как трудящимся и личностью как потребителем (учитывая перенос центра внимания с трудящегося на потребителя) и др. Причем на возникновении такой новой силы, как власть потребителей и их ассоциаций, Бенедикт XVI остановился отдельно. В современном мире покупка является как экономическим, так и нравственным действием. Следовательно, на потребителе лежит определенная социальная ответственность, которая соединена с социальной ответственностью производителя.
Современная социальная доктрина католицизма отмечает тот факт, что глобализация не только не решила проблемы безработицы, но и породила новые ее формы. Рост экономической маргинализации не только разрушает социальные связи и демократию, но и негативно влияет на экономику посредством эрозии «социального капитала» (совокупности отношений доверия, солидарности и уважения норм, что необходимо для любого гражданского сосуществования). «Новая бедность» есть продукт девальвации трудового права. В связи с этим в «Caritas in Veritate» выделены следующие требования к труду: это должна быть свободно избранная деятельность, связывающая работающих с развитием общества; труд призван быть свободным от любой формы дискриминации; он должен позволять обеспечить потребности семьи и дать образование детям; предполагается наличие условий для создания организаций, представляющих интересы трудящихся; необходимым является существование возможностей для общего развития индивидуумов и семей, а также повышения их духовного уровня; требуется обеспечить приличный уровень жизни пенсионеров2.
В «Caritas in Veritate» Бенедикт XVI излагает католическое видение планетарного развития и условий достижения гармоничного общества. Стремление Римской католической церкви к большему ойкуменизму, расширению контактов с другими религиями выражено в энциклике «Lumen Fidei»3, которая была написана в соавторстве двумя папами — Бенедиктом XVI и ныне действующим Франциском I. Понтифик Франциск I стал первым папой из стран Латинской Америки, а также первым папой-иезуитом.
Деятельность папы Франциска I многие характеризуют как «левый поворот» Ватикана, в частности его энциклика «Laudato si» осуждает эгоистичное потребление и стремление к максимизации прибыли: «христианская традиция никогда не признавала права частной собственности как нечто абсолютное и неприкосновенное»4. «Laudato si» стала первой папской энцикликой, которая закрепила признание экологической проблематики. Понтифик Франциск I выявляет «человеческие корни экологического кризиса», останавливаясь на изменении климата и загрязнении окружающей среды, снижении качества жизни, глобальном неравенстве: «...наш мир имеет глубокую социальную обязанность перед бедными, не обладающими доступом к питьевой воде, поскольку они лишены права жить, согласно их неотъемлемому достоинству»5.
1 Ibid.
2 Ibid.
3 Lumen Fidei. Доступ: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2F (accessed 30.11.2015).
4 Francis I. Laudato si. 25 May 2015. Доступ: http://w2.vatican.va/content/fracesco/en/ensy (accessed 30.11.2015).
5 Ibid.
Предлагая в качестве выхода из экологического кризиса модель «интегральной экологии», Франциск I указывает на «экологический долг», существующий между Севером и Югом. По мнению понтифика, транснациональные корпорации продолжают разрушительную деятельность в странах Юга, не задумываясь о ее долгосрочных последствиях. Продолжая мысли своих предшественников, папа Франциск I характеризует современный глобальный мир как экономизацию политики и доминирование рыночной логики: «...мы столкнулись лицом к лицу не с двумя отдельными кризисами — экологическим и социальным, но с одним комплексным кризисом, одновременно являющимся и социальным, и экологическим»1. Франциск I отмечает неэффективность действий современных международных организаций и настаивает на создании регулятивных норм, которые бы помешали транснациональному бизнесу совершать неприемлемые действия. Энциклика «Laudato si» содержит также требование «изменений в образе жизни, которые создадут здоровое давление на тех, кто обладает политической, экономической и социальной силой». Главной целью современного гражданского общества, по мнению понтифика, является воздействие на правительства с целью принятия ими ответственных решений в сфере экологии и социальной справедливости.
В заключение следует отметить, что современный католицизм не только объективно оценивает реалии мирового рынка и изменения постбиполярного мира, но и позволяет найти адекватные решения на основные вызовы глобализации.
Список литературы
Компендиум социального учения Церкви (пер. В. Тимофеева). 2006. М.: Паолине. 640 с.
NOCHVINA Bella Anatol'evna, Cand.Sci(Hist), Associate Professor of the Chair of Cultural Studies, History and Ancient Languages (Dobroljubov State Linguistics University of Nizhny Novgorod (31a Minina St, Nizhny Novgorod, Russia, 603155; bella.nochtvina@mail.ru)
THE GLOBALIZATION CHALLENGES
IN THE MODERN CONCEPTION OF CATHOLICISM
Abstract. The article is devoted to the problem of the evolution of the Catholic Church social teachings in the context of globalization. The current status of the Catholic Church is characterized by the loss of its influence in Western countries and simultaneous increasing popularity in the third world countries. A landmark event in the history of the Catholic Church was the election of a new Pope, the Argentine cardinal Bergoglio. Modern Catholicism shows not only qualitative changes of the Christian socialism concept, but also the increased activity in the solution of mankind global problems, strengthening its influence as an actor in the world politics.
Keywords: Catholicism, globalization, Christian socialism, ecology, traditionalism
1Ibid.