Научная статья на тему 'Католическая политическая доктрина: определение понятия и его сущностные черты'

Католическая политическая доктрина: определение понятия и его сущностные черты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1431
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ / КАТОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА / КАТОЛИЦИЗМ / КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / SYLLABUS ERRORUM / RERUM NOVARUM / ЭНЦИКЛИКА / АНТИЛИБЕРАЛИЗМ / HISTORY OF POLITICAL THOUGHT / CATHOLIC POLITICAL DOCTRINE / CATHOLICISM / CATHOLIC CHURCH / ENCYCLIC / ANTI-LIBERALISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сардарян Генри Тигранович

Целью настоящей работы является исследование процесса становления католической политической доктрины, которая определяется как совокупность официальных текстов католической церкви, выражающих позицию церкви по актуальным вопросам политического устройства, политической жизни, экономической политики государства и принципам функционирования гражданского общества. Применение метода анализа содержания энциклик римских пап и исторического подхода позволяет автору выделить этапы эволюции католической политической доктрины. Период до XVIII в. характеризуется дистанцированием церкви от политических вопросов. Период конца XVIII-XIX вв. определяется как время становления католической доктрины и характеризуется отрицанием революционного движения и антилиберальной позицией церкви. Период с конца XIX в. по настоящее время определяется как эпоха формирования концепции христианской демократии, признающей ценность достоинства личности. Сущностным содержанием современной политической доктрины католицизма является сочетание свободы и справедливости как принципов организации политической жизни. Такому балансу католическая церковь противопоставляет две деструктивные альтернативы развития общества: тоталитаризм («справедливость без свободы») и либерализм («свобода без правды»). По заключению автора, католическая политическая доктрина является важнейшим фактором политического влияния в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATHOLIC POLITICAL DOCTRINE: DEFINITION OF THE CONCEPT AND ITS ESSENTIAL FEATURES

The purpose of this paper is to study the process of the Catholic political doctrine formation, which is defined as a set of official texts of the Catholic Church, expressing its position on current issues of political structure, political life, economic policy of the state and principles of civil society functioning. The use of the method of analyzing the content of the encyclics of the Popes and the historical approach allows the author to distinguish the stages of the Catholic political doctrine evolution. The period before the XVIII century is characterized by distancing the church from political issues. The period of the end of the XVIII-XIX centuries is defined as the time of the formation of the Catholic doctrine and is characterized by the rejection of the revolutionary movement and the anti-liberal position of the church. The period from the end of the XIX century up till the present is defined as the era of forming the concept of Christian democracy, which recognizes the value of the dignity of the individual The essential content of modern political doctrine of Catholicism is the combination of freedom and justice as principles of the organization of political life. The Catholic Church contrasts this balance with two destructive alternatives to the development of society: totalitarianism (“justice without freedom”) and liberalism (“freedom without truth”). According to the author, Catholic political doctrine is the most important factor of political influence in the modern world.

Текст научной работы на тему «Католическая политическая доктрина: определение понятия и его сущностные черты»

УДК 272/273 : 322 Сардарян Г. Т.

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации

119454, г. Москва, проспект Вернадского, д. 76, Российская Федерация

КАТОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ЕГО СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ

аннотация

Целью настоящей работы является исследование процесса становления католической политической доктрины, которая определяется как совокупность официальных текстов католической церкви, выражающих позицию церкви по актуальным вопросам политического устройства, политической жизни, экономической политики государства и принципам функционирования гражданского общества. Применение метода анализа содержания эн-циклик римских пап и исторического подхода позволяет автору выделить этапы эволюции католической политической доктрины. Период до XVIII в. характеризуется дистанцированием церкви от политических вопросов. Период конца XVIII-XIX вв. определяется как время становления католической доктрины и характеризуется отрицанием революционного движения и антилиберальной позицией церкви. Период с конца XIX в. по настоящее время определяется как эпоха формирования концепции христианской демократии, признающей ценность достоинства личности. Сущностным содержанием современной политической доктрины католицизма является сочетание свободы и справедливости как принципов организации политической жизни. Такому балансу католическая церковь противопоставляет две деструктивные альтернативы развития общества: тоталитаризм («справедливость без свободы») и либерализм («свобода без правды»). По заключению автора, католическая политическая доктрина является важнейшим фактором политического влияния в современном мире. ключевые слова:

история политической мысли, католическая политическая доктрина, католицизм, католическая церковь, Бу!!аЬи$ Еггогит, Йвгит Ыоуагит, энциклика, антилиберализм.

структура

Введение

Понятие католической политической доктрины

Сущностные черты и содержательная эволюция политической доктрины

католицизма

Заключение

G. Sardaryan

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation 76 Vernadskogo prosp., Moscow, 119454 Russian Federation

CATHOLIC POLITICAL DOCTRINE: DEFINITION OF THE CONCEPT AND ITS ESSENTIAL FEATURES

abstract

The purpose of this paper is to study the process of the Catholic political doctrine formation, which is defined as a set of official texts of the Catholic Church, expressing its position on current issues of political structure, political life, economic policy of the state and principles of civil society functioning. The use of the method of analyzing the content of the encyclics of the Popes and the historical approach allows the author to distinguish the stages of the Catholic political doctrine evolution. The period before the XVIII century is characterized by distancing the church from political issues. The period of the end of the XVIII—XIX centuries is defined as the time of the formation of the Catholic doctrine and is characterized by the rejection of the revolutionary movement and the anti-liberal position of the church. The period from the end of the XIX century up till the present is defined as the era of forming the concept of Christian democracy, which recognizes the value of the dignity of the individual The essential content of modern political doctrine of Catholicism is the combination of freedom and justice as principles of the organization of political life. The Catholic Church contrasts this balance with two destructive alternatives to the development of society: totalitarianism ("justice without freedom") and liberalism ("freedom without truth"). According to the author, Catholic political doctrine is the most important factor of political influence in the modern world. key words:

history of political thought, Catholic political doctrine, Catholicism, the Catholic Church, Syllabus Errorum, Rerum Novarum, encyclic, anti-liberalism.

ВВЕДЕНИЕ

Религиозный фактор остаётся одним из важных элементов политической жизни и политической культуры современных обществ. Несмотря на продолжающиеся процессы деидеологизации, ревизию традиционных ценностей и норм, ограничение и снижение социальной роли церкви, в большинстве стран мира религия является включённой в политический процесс. Религиозный фактор сегодня проявляется в политической плоскости в самых разных аспектах: от формирования идейно-ценностных установок общественного развития до легитимации политических решений и воздей-

ь

ствия на электоральное поведение. Политические же традиции, исторически сложившиеся в непосредственном взаимодействии с христианскими представлениями о социальном устройстве, заложены в основе современных политических институтов, в том числе институтов демократии.

В этом отношении особое место занимает католицизм, в рамках которого за более чем два столетия сформировалась полноценная политическая доктрина. Сегодня во всём мире насчитывается порядка 1,3 млрд. приверженцев католической веры, и по этому показателю католицизм лидирует среди других ветвей христианства. В двадцати одном европейском государстве католиками себя считает большая часть населения, а в Германии, Нидерландах и Швейцарии среди верующих католики составляют половину [4]. Католицизм является доминирующей религией в Южной Америке, широко распространён в Северной Америке и странах Юго-Восточной Азии [5; 6].

Формированию политической доктрины католической церкви предшествовали многовековое осмысление и истолкование различных аспектов политической жизни, происходившие в теологическом ключе. В трудах Отцов Церкви, представителей томизма и неотомизма обнаруживаются идеи, направленные на интерпретацию вопросов социально-политического устройства в контексте христианского учения. Так, например, и Блаженный Августин, и Фома Аквинский обращались к проблеме политического идеала, форм правления, соотношения церковной и светской властей. В то же время вплоть до XVIII в. в нормативном и интеллектуальном дискурсах католицизма прослеживается стремление церкви дистанцироваться от сугубо «прикладных» политических вопросов: они интерпретируются как вопросы светского устройства «земной жизни», тогда как главная задача католической церкви - это забота о спасении «на небесах».

ПОНЯТИЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ

Католическая политическая доктрина начинает формироваться в середине XVIII столетия в контексте реакции церкви на идеи Просвещения, в частности на концепцию прав и свобод человека. Директор центра по изучению права и религии Университета Эмори Джон Витте отмечает, что права человека в той версии, в какой они предстают в трудах мыслителей Просвещения, изначально были восприняты католической церковью как исключительно светские права, в основе которых лежат индивидуализм и лишённый духовности рационализм. В свою очередь, учение об отделении церкви от государства противоречило представлениям церкви об общем благе и принципе субсиди-арности [11, р. 15]. В этом отношении даже установки протестантских и гуманистических движений XVI столетия были восприняты католицизмом более терпимо, поскольку они основывались на библейском, а не светском праве.

Идеи эпохи Просвещения и Великой Французской революции вызвали крайне негативную реакцию католической церкви, сподвигнув её на разра-

ботку собственных позиций относительно светских политических вопросов: от административно-территориального устройства до содержания правового статуса человека в обществе. Различные тексты, выражающие позицию католической церкви по широкому спектру политических проблем, формируют католическое политическое учение, которое правильно будет назвать доктриной, поскольку оно не лишено присущего религиозному дискурсу догматизма [1, с. 81].

Ключевой формой выражения позиций католической церкви по актуальным проблемам современности, в том числе социально-политическим, является издание папских энциклик [9]. Энциклика представляет собой послание папы римского, обращённое ко всем католикам и содержащее ответы католической церкви на насущные вопросы нравственно-этического характера, религиозного учения, экономической деятельности и политического устройства.

Энциклика, согласно католическим канонам, носит догматический характер: её содержание не подлежит обсуждению, а изложенные в ней директивы подлежат к исполнению для приверженцев католической церкви. По сути, энциклика является высшим нормативным актом Святого престола, за исключением Апостольской конституции [12]. Следует отметить, что до XVIII столетия энциклики позиционировались как «внутренние» документы церкви, которые предназначались исключительно для её иерархов и функционеров. Большинство последующих энциклик обращено ко всем католикам.

Таким образом, под католической политической доктриной стоит понимать совокупность официальных текстов католической церкви, главным образом папских энциклик, выражающих позицию церкви по актуальным вопросам политического устройства, политической жизни, экономической политики государства и принципам функционирования гражданского общества.

сущностные черты и содержательная эволюция политической доктрины

католицизма

Как уже было отмечено, католическая политическая доктрина развивалась под влиянием внешних исторических событий, которые имели существенные последствия как для католического мировоззрения, так и для самой церкви. Формированию консервативной позиции Святого престола по ключевым аспектам политического устройства способствовала Великая Французская революция и её ярко выраженный секулярный характер, выступающий противоречием католическим идеалам общественной жизни [7]. Католическая церковь в этом контексте в конце XVIII в. и почти весь XIX в. выступает резким противником революционного движения и естественным союзником монархических режимов [3]. Дальнейшему закреплению консервативной и «контрреволюционной» позиции католицизма способствовало объединение Италии, которое предполагало ликвидацию Папской области, а также ослабление роли церкви в Германии, инициированное Отто фон Бисмарком.

Критика идеи национального государства и государственного суверенитета ярко выражена в «Syllabus Errorum» («Список заблуждений»), опубликованном в качестве приложения к энциклике «Quanta Cura» папы Пия IX 1864 г. Данный документ наглядно отражает позицию католической церкви, доминирующую на этом историческом этапе. В «Syllabus Errorum» подвергаются анафеме такие идеи и политические идеологии, как либерализм, социализм, коммунизм, свобода совести, рационализм и отделение государства от церкви. Исследователи полагают, что «Syllabus Errorum» является первой попыткой католической церкви сформировать целостную антилиберальную идеологическую позицию [10] и представляет собой кульминацию реакционного мышления в рамках католической политической доктрины.

В этой связи ряд учёных предлагает считать весь период до избрания папой Льва XIII и издания его энциклики «Rerum Novarum» в 1891 г. эпохой ретроградства католической церкви и не рассматривать его как часть общей политической доктрины католицизма. На наш взгляд, такой подход является некорректным, поскольку формально принципы, выраженные в «Syllabus Errorum», не были впоследствии осуждены или подвергнуты сомнению, а некоторые идеи в дальнейшем нашли своё развитие в современной католической доктрине. В целом же политическое учение католической церкви, как и любая идеологическая программа, прошло несколько этапов эволюции, которая была обусловлена в том числе объективными историческими событиями.

Издание «Rerum Novarum» стало важной вехой в развитии католической политической доктрины, поскольку в документе впервые была систематизирована позиция церкви по отношению к современным политическим процессам, а изложенные в нём идеи стали основой для формирования христианской демократии [8]. Последствия данной энциклики в XX в. проявились в создании политических партий и движений христианско-демократической направленности. Концептуально идеология христианской демократии была изложена как политическая доктрина католицизма в энциклике «Graves de Communi Re» папы Льва XIII в 1901 г.

Несмотря на то, что в XX столетии католическая политическая концепция сохранила критическое отношение к либеральной идеологии, в последующих текстах Святого престола обнаруживается всё больше точек соприкосновения с либеральными принципами. Так, например, в энциклике «Quadragesimo Anno» папы Пия XI, опубликованной в 1931 г., признаются ценность достоинства личности и право граждан на частную собственность, а также впервые излагается концепция субсидиарности.

Расхождение концепции христианской демократии и демократических учений XX в. связано с отрицанием католической церковью отдельных ценностей и установок либерализма. Так, например, в рамках католической доктрины отрицается принцип лаицизма, предусматривающий широкую секуляризацию всех сфер жизни в демократическом обществе.

В целом же современная политическая доктрина католицизма рассматривает демократию как лучшую и наиболее справедливую форму организации политической жизни. Однако либерализм, который нередко идеологи западных государств отождествляют с демократией как таковой, рассматривается католической церковью как антирелигиозный продукт эпохи Просвещения и Великой Французской революции.

Согласно католической доктрине, и тоталитарная идеология, и либерализм являются причиной духовной деградации общества и обесценивания нравственных идеалов. Уже при понтификате Иоанна Павла II формируется концепция двух деструктивных альтернатив развития общества: «справедливости без свободы», которую предлагает тоталитарная система, и «свободы без правды», характерной для либерализма [2, с. 151].

заключение

Таким образом, католическая политическая доктрина является целостной системой принципов и идей, выраженных в официальных документах Римско-католической церкви и отражающих позицию католицизма по основным проблемам и вопросам организации политической и общественной жизни. Как было показано, католическая политическая доктрина, несмотря на сохранение преемственности основных положений, содержательно эволюционировала на протяжении двух столетий. Этому способствовали как объективные политические события, происходившие в мире, так и стремление католической церкви модернизировать собственную систему мировоззрения и предложить своим последователям политический идеал христианской демократии как альтернативу либеральному учению и тоталитарным режимам.

литература

1. Губский Е. Ф., Кораблева Г. В., Лутченко В. А. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 2009. 570 с.

2. Сардарян Г. Т. Справедливость без свободы и свобода без правды. Политическая доктрина Иоанна Павла II // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2018. № 2 (41). С. 140-152.

3. Эпштейн А. Д. Между религиозными сомнениями и неверием: трансформация интеллектуального дискурса и политической риторики в эпоху заката монархии (опыт Франции) [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение. 2017. № 144 (2). URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2017/2/mezhdu-religioznymi-somneniyami-i-neveriem.html (дата обращения: 15.03.2018).

4. Catholic Population. Statistic by country // The Hierarchy of the Catholic Church Website. URL: http://www.catholic-hierarchy.org/country/sc1.html (дата обращения: 20.03.2018).

5. Chan S. H. The influence of the catholic church on issue importance in Hong Kong // Catholicism: Rites, History and Social Issues. New York: Nova Science Pub, 2017. P. 117-137.

6. Croix D. de ia, Deiavaiiade C. Reiigions, Fertiiity, and Growth in Southeast Asia // Internationai Economic Review. 201S. Voi. 59 (2). P. 907-94б.

7. Duong K. The Peopie as a Naturai Disaster: Redemptive Vioience in Jacobin Poiiticai Thought // American Poiiticai Science Review. 2017. Voi. 111. Iss. 4. P. 7S6-S00.

S. Joustra R. Rerum Novarum and the Right to Work: 19th Century Lessons for 21st Century Labor // Review of Faith and Internationai Affairs. 2017. Voi. 15 (4). P. 39-47.

9. Monagie C. The poiitics of extra/ordinary time: Encyciicai thinking [Электронный ресурс] // Cogent Artsand Humanities. 2017. Voi. 4 (1). URL: https:// www.tandfoniine.com/doi/pdf/10.10S0/233119S3.2017.139091S7needAccess =true (дата обращения: 12.03.201S).

10. Veca I. Back to the Syiiabus. Pius IX and the errors of modern society: Reinterpretation of the genesis of the text // Revue d'Histoire Ecciesiastique. 201S. Voi. 113 (1-2). P. 245-272.

11. Witte J. Law, Reiigion, and Human Rights // Coiumbia Human Rights Law Review. 199б. Voi. 2S. № 1. P. 1-31

12. Wright K. S. The principies of Cathoiic sociai teaching: A guide for decision Making from Daiiy Ciinicai Encounters to Nationai Poiicy-Making // Linacre Quarteriy. 2017. Voi. S4 (1). P. 10-22.

references

1. Gubsky E. F., Korableva G. V., Lutchenko V. A. Filosofskiientsiklopedicheskiislovar' [Philosophical encyclopedic dictionary]. Moscow, Infra-M Publ., 2009. 570 p.

2. Sardaryan G. T. [Justice without freedom and freedom without truth. The political doctrine of John Paul II]. In: Voprosy natsional'nykh i federativnykh otnoshenii [Issues of national and federal relations], 2018, no. 2 (41), pp. 140-152.

3. Epshtein A. D. [Between religious doubt and disbelief: the transformation of the intellectual discourse and political rhetoric in the era of the sunset of the monarchy (France)]. In: Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Review], 2017, no. 144 (2). Available at: http://magazines.russ.ru/nlo/2017/27mezhdu-religioznymi-somneniyami-i-neveriem.html (accessed: 15.03.2018).

4. Catholic Population. Statistic by country. In: The Hierarchy of the Catholic Church Website. Available at: http://www.catholic-hierarchy.org/country/sc1. html (accessed: 20.03.2018).

5. Chan S. H. The influence of the catholic church on issue importance in Hong Kong. In: Catholicism: Rites, History and Social Issues. New York, Nova Science Pub, 2017, pp. 117-137.

6. Croix D. de la, Delavallade C. Religions, Fertility, and Growth in Southeast Asia. In: International Economic Review, 2018, vol. 59 (2), pp. 907-946.

7. Duong K. The People as a Natural Disaster: Redemptive Violence in Jacobin Political Thought. In: American Political Science Review, 2017, vol. 111, iss. 4, pp. 786-800.

8. Joustra R. Rerum Novarum and the Right to Work: 19th Century Lessons for 21st Century Labor. In: Review of Faith and International Affairs, 2017, vol. 15 (4), pp. 39-47.

9. Monagle C. The politics of extra/ordinary time: Encyclical thinking. In: Cogent Artsand Humanities, 2017, vol. 4 (1). Available at: https://www.tandfonline. com/doi/pdf/10.1080/23311983.2017.1390918?needAccess=true (accessed: 12.03.2018)

10. Veca I. Back to the Syllabus. Pius IX and the errors of modern society: Reinterpretation of the genesis of the text. In: Revue d'Histoire Ecclesiastique, 2018, vol. 113 (1-2), pp. 245-272.

11. Witte J. Law, Religion, and Human Rights. In: Columbia Human Rights Law Review, 1996, vol. 28, no. 1, pp. 1-31.

12. Wright K. S. The principles of Catholic social teaching: A guide for decision Making from Daily Clinical Encounters to National Policy-Making. In: Linacre Quarterly, 2017, vol. 84 (1), pp. 10-22.

дата публикации

Статья поступила в редакцию: 03.04.2019 Статья размещена на сайте: 23.04.2019

информация об авторе / information about the author

Сардарян Генри Тигранович - кандидат политических наук, декан факультета управления и политики Московского государственного института международных отношений (университета) МИД Российской Федерации; e-mail: sardaryan.mgimo@gmail.com Genri T. Sardaryan - PhD in Political sciences, Dean at the Faculty of Management and Politics of Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation; e-mail: sardaryan.mgimo@gmail.com

правильная ссылка на статью / for citation

Сардарян Г. Т. Католическая политическая доктрина: определение понятия и его сущностные черты // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2019. № 2. URL: www.evestnik-mgou.ru

Sardaryan G. T. Catholic political doctrine: definition of the concept and its essential features. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2019, no. 2. Available at: www.evest-nik-mgou.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.