Научная статья на тему 'Особенности периодизации и основные этапы развития политической доктрины католицизма'

Особенности периодизации и основные этапы развития политической доктрины католицизма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
651
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА / КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ПАПА РИМСКИЙ / ЭНЦИКЛИКА "RERUM NOVARUM" / ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ВТОРОЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР / ЛИБЕРАЛИЗМ / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ИОАНН ПАВЕЛ II / CATHOLIC POLITICAL DOCTRINE / CATHOLIC CHURCH / THE ROMAN PAPACY / ENCYCLICAL RERUM NOVARUM / FRENCH REVOLUTION / SECOND VATICAN COUNCIL / LIBERALISM / PRIVATE PROPERTY / HUMAN RIGHTS / JOHN PAUL II

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сардарян Генри Тигранович

В данной статье анализируется динамика развития католической политической доктрины. Автор рассматривает особенности ее периодизации, а также предлагает классифицировать ключевые периоды становления политической доктрины Католической церкви, исходя из ее содержательной эволюции. Характеризуя специфику каждого этапа, автор демонстрирует, что развитие католического политического учения является последовательным процессом разработки и кодификации позиции Католической церкви относительно ключевых вопросов социально-политического и экономического устройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Periodization and Main Stages in the Development of Catholic Political Doctrine

This article analyzes the dynamics of the development of Catholic political doctrine. The author considers the features of its periodization and proposes to classify the key periods of the formation of the political doctrine of the Catholic Church based on its substantive evolution. Describing the specifics of each stage, the author demonstrates that the development of Catholic political doctrine is a consistent process of elaborating and codifying the position of the Catholic Church regarding key issues of socio-political and economic organization.

Текст научной работы на тему «Особенности периодизации и основные этапы развития политической доктрины католицизма»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2018. № 6

Генри Тигранович Сардарян,

кандидат политических наук, декан фцакультетауправления и политики МГИМО МИД России (Россия), e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ КАТОЛИЦИЗМА

В данной статье анализируется динамика развития католической политической доктрины. Автор рассматривает особенности ее периодизации, а также предлагает классифицировать ключевые периоды становления политической доктрины Католической церкви, исходя из ее содержательной эволюции. Характеризуя специфику каждого этапа, автор демонстрирует, что развитие католического политического учения является последовательным процессом разработки и кодификации позиции Католической церкви относительно ключевых вопросов социально-политического и экономического устройства.

Ключевые слова: католическая политическая доктрина, Католическая церковь, Папа Римский, энциклика "Rerum Novarum", Великая французская революция, Второй ватиканский собор, либерализм, частная собственность, права человека, Иоанн Павел II.

Henry Tigranovich Sardaryan,

Kandidat of Political Science, Dean, Department of Management and Politics, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University) (Russia), e-mail: [email protected]

FEATURES OF PERIODIZATION AND MAIN STAGES IN THE DEVELOPMENT OF CATHOLIC POLITICAL DOCTRINE

This article analyzes the dynamics of the development of Catholic political doctrine. The author considers the features of its periodization and proposes to classify the key periods of the formation of the political doctrine of the Catholic Church based on its substantive evolution. Describing the specifics of each stage, the author demonstrates that the development of Catholic political doctrine is a consistent process of elaborating and codifying the position of the Catholic Church regarding key issues of socio-political and economic organization.

Key words:: Catholic political doctrine, Catholic Church, the Roman papacy, Encyclical Rerum Novarum, French Revolution, Second Vatican Council, liberalism, private property, human rights, John Paul II.

На сегодняшний день католицизм распространен в большом количестве стран и регионов: от Латинской Америки до государств Юго-Восточной Азии. Согласно официальным данным, к католикам себя причисляют порядка 1,3 млрд жителей планеты1. Являясь крупнейшей по численности приверженцев ветвью христианства, католицизм в современном мире представляет собой существенный фактор глобального политического развития. Влияние Католической церкви обнаруживается как в международных отношениях, так и во внутренней политике государств, население которых исповедует христианство. Во многом это связано с тем, что в рамках католицизма за более чем два столетия смогла сформироваться полноценная социально-политическая доктрина, отражающая позицию церкви по ключевым аспектам развития гражданского общества, экономики и политики.

Католическая политическая доктрина кодифицирована в многочисленных официальных текстах, главным образом в папских энцикликах, представляющих собой послания Папы Римского, обращенные ко всем католикам и содержащие ответы Католической церкви на насущные вопросы нравственно-этического характера, религиозного учения, экономической деятельности и политического устройства2. Несмотря на доктринальный характер и определенную преемственность принципов, излагаемых в энцикликах, содержание социально-политического учения Католической церкви не было однородным на различных исторических этапах и постепенно эволюционировало как под влиянием внешних факторов, так и в связи со стремлением церкви к модернизации.

В научной среде не существует общепринятой периодизации становления и развития католической политической доктрины. Ряд исследователей полагают, что начало формирования полноценной доктрины происходит лишь в конце XIX в. и связано с изданием папой Львом XIII энциклики "Яегиш Коуагиш", в которой впервые представлена политическая позиция католицизма в ее современном виде3. Сторонники данного подхода аргументируют свою точку зрения тем фактом, что все предыдущие энциклики являются ретроградными по содержанию и направлены на сдерживание социальных и научно-технических трансформаций европейского общества, происходивших в ХУШ-ХГХ вв.

1 Catholic Population. Statistic by Country // The Hierarchy of the Catholic Church. 2005. November 17. URL: http://www.catholic-hierarchy.org/country/sc1.html

2 См.: Сардарян Г.Т. Понятие, сущность и основные этапы развития католической социальной доктрины // Политика и общество. 2016. № 5. С. 640-645.

3 См., например: Joustra R. Rerum Novarum and the Right to Work: 19th-Century Lessons for 21st-Century Labor // Review of Faith and International Affairs. 2017. Vol. 15. No. 4. P. 39-47.

На наш взгляд, политическая доктрина католицизма начинает формироваться значительно раньше — в середине XVIII столетия, когда появляются первые папские энциклики, отражающие позиции Святого Престола относительно актуальных политических вопросов и адресованные не только иерархам церкви, как это было ранее, а всем католикам. Ни одна из энциклик, изданных до "Rerum Novarum", не была впоследствии официально осуждена церковью или подвергнута сомнению, что позволяет рассматривать указанный период как ранний этап развития католического политического учения.

Так, по мнению профессора Чикагского университета Майкла Шука, энциклики, появившиеся до издания "Rerum Novarum" в 1891 г., оказали значительное влияние на дальнейшую эволюцию содержания католической политической доктрины, несмотря на то что излагаемые в них идеи не совпадают с современной системой социально-политических взглядов Католической церкви4. В связи с этим Шук предлагает следующую периодизацию развития политической доктрины католицизма5:

— 1 этап — «прелеонинский» (pre-Leonine): с 1740 (начало понтификата Бенедикта XIV) по 1877 г. (начало понтификата Льва XIII);

— 2 этап — «леонинский» (Leonine): с 1878 по 1958 г. (начало понтификата Иоанна XXIII);

— 3 этап — «постлеонинский» (post-Leonine): с 1959 г. по настоящее время.

М. Шук не случайно выделяет третий, «постлеонинский», этап: исследователь объясняет это тем, что после избрания папой Иоанна XXIII в социально-политической доктрине католицизма наблюдается возвращение к характерному для «прелеонинского» периода партикуляризму и индуктивному подходу6, в то время как в энцикликах 1878-1958 гг. доминирует дедуктивный подход и универсализм7. Таким образом, по мнению исследователя, можно проследить определенную преемственность в рамках католической политической доктрины.

Периодизация, предложенная М. Шуком, лучше отражает основные вехи развития позиции Католической церкви относительно социально-политических вопросов, нежели подход, согласно которому «точкой отсчета» становления доктрины является издание "Rerum Novarum". В свою очередь, и классификация Шука не лишена не-

4 Schuck M.J. That They be One: The Social Teaching of the Papal Encyclicals, 1740-1989. Washington: Georgetown University Press, 1991.

5 Ibid.

6 Schickendantz C. The Theological Nature of the Inductive Moment in Times of Diversity, Pluralism and Cultural Otherness // Veritas. 2017. Vol. 38. P. 99-120.

7 Cellini J. Universalism and Liberation: Italian Catholic Culture and the Idea of International Community, 1963-1978. Leuven: Leuven University Press, 2017. P. 269.

достатков. Политическая доктрина католицизма «прелеонинского» периода характеризуется содержательной неоднородностью: энциклики, изданные до Великой французской революции, тематически и предметно отличаются от энциклик, изданных уже в XIX столетии. Также необходимо выделять Второй ватиканский собор в качестве ключевого события «постлеонинского» периода, обозначившего новый этап развития политических взглядов Католической церкви.

На наш взгляд, наиболее корректной видится периодизация становления и развития политической доктрины католицизма, которая отражает исторический контекст и ключевые события, повлиявшие на эволюцию данного учения. В этой связи можно выделить следующие периоды:

— 1 этап — «дореволюционный»: с 1740 г. (понтификат Бенедикта XIV и издание им первой энциклики) до начала Великой французской революции в 1789 г.;

— 2 этап — «революционный»: с 1789 г. до издания "Rerum Novarum" в 1891 г. Данный этап можно охарактеризовать как период реакции католицизма на революционные события во Франции и политические процессы в Европе XIX в.;

— 3 этап — «постреволюционный»: с 1891 г. до начала работы Второго ватиканского собора в 1962 г. Именно на данный этап приходится становление политической доктрины католицизма в ее современном виде, а также формируются принципы взаимодействия Католической церкви с европейскими политическими институтами;

— 4 этап — «современный»: с начала работы Второго ватиканского собора в 1962 г. и по настоящее время.

Анализ основных тенденций развития политической доктрины католицизма на каждом из этапов позволяет проследить эволюцию отношения Католической церкви как к фундаментальным вопросам социально-политической жизни, так и к актуальным процессам в политике и экономике, происходившим в Европе, а впоследствии и во всем мире.

Первый этап становления доктрины, который условно можно назвать «дореволюционным», пришелся на полувековой период перед Великой французской революцией. Именно это событие в определенной степени «спровоцировало» активизацию Католической церкви в направлении разработки собственных представлений о том, как и в каком виде должны функционировать политические институты государства, как католики должны относиться к идеям Просвещения и к социальным изменениям, происходившим во Франции, а затем и в других странах Европы8.

8 См.: Price R. The Church and the State in France, 1789-1870: 'Fear of God is the Basis of Social Order'. Cham: Springer International Publishing, 2017. P. 200.

На «дореволюционный» этап развития католической политической доктрины приходятся понтификаты четырех пап: Бенедикта XIV (1740-1758), Климента XIII (1758-1769), Климента XIV (1769-1774) и Пия VI (1775-1799). Политические идеи Католической церкви данного периода изложены в 24 энцикликах, изданных с 1740 по 1789 г. Содержание данных энциклик в целом отражает попытки церкви противостоять неблагоприятным обстоятельствам, в которых она оказалась к середине XVIII в.

Начиная с периода Контрреформации, берущего начало с XIX Вселенского собора в Тренте 1545-1563 гг.9, европейские монархии предпринимают ряд решительных действий с целью уменьшения влияния Католической церкви и снижения зависимости от пап. В XVIII столетии в ряде европейских государств инициируется запрет на деятельность Ордена иезуитов: в 1759 г. — в Португалии, в 1764 г. — во Франции, в 1767 г. — в Испании, Королевстве Обеих Сицилий, Парме и на Мальте. Стремление изгнать иезуитов из своих стран было продиктовано желанием европейских монархов укрепить собственную власть, централизовать и секуляризовать политическую систему10.

Давление светской власти на католические институты на данном историческом этапе особенно проявляется в империи Габсбургов, где широко распространилось фебронианство, отрицающее принцип непогрешимости папы и выступающее за ограничение его власти за счет расширения полномочий архиепископов11.

Политическая доктрина католицизма в этот период формируется как реакция Святого Престола на процессы национализации, происходившие в Европе, революционные идеи Просвещения и стремление светской власти ослабить влияние церкви.

В свою очередь, наиболее реакционный характер католическая политическая доктрина обретает в контексте Великой французской революции, идеологи которой не только призывали разрушить существовавшую иерархию Католической церкви, но и полностью отрицали христианские представления о природе человека, его правах и свободах, а также принципах социально-политического устройства12.

9 Knorn B. Theological Renewal after the Council of Trent? The Case of Jesuit Commentaries on the Summa Theologiae // Theological Studies. 2018. Vol. 79. No. 1. P. 107-127.

10 Matosevic L. Roman-Catholics and Christians of the Reformation: Complementarity of Theologies and Spirituality in the Past and Today // Bogoslovska Smotra. 2018. Vol. 88. No. 1. P. 33-53.

11 Bowden J.S. Christianity: The Complete Guide. London: Continuum International Publishing Group Ltd., 2005. P. 1043.

12 См.: Федорова М.М. Метаморфозы принципов Просвещения в политической философии Франции эпохи буржуазных революций. М.: Институт философии РАН, 2005. C. 184.

Папа Пий VI, во время понтификата которого произошли события революции во Франции, издал 27 энциклик. Часть из них посвящена борьбе с иосифизмом и фебронианством, а 11 энциклик так или иначе направлены на интерпретацию и жесткую критику революционных идей и самой революции. Изначально Святой Престол пытался сохранять нейтралитет в отношении оценки событий во Франции, поскольку полагал, что революция направлена не на свержение Католической церкви как таковой, а на автономизацию французской церкви13. Однако публикация Декларации прав человека и гражданина в 1789 г. и принятие нового церковного порядка (Гражданское устройство духовенства, принятое в 1790 г.) заставили Пия VI издать энциклики, отражающие позицию Католической церкви.

Так, в энцикликах "Quod Aliquantum" и "Charitas", изданных в 1791 г., Папа Пий VI осуждает Декларацию 1789 г., аргументируя позицию Святого Престола тем, что идеи гражданского равенства, прав и свобод человека в их революционной версии направлены на уничтожение Католической церкви. Особым объектом критики стало право на свободу вероисповедания14.

На протяжении почти всего XIX в. католическая политическая доктрина развивается как реакционное и контрреволюционное учение, однако именно в этот период Католическая церковь впервые формирует свою позицию относительно ключевых явлений новой политической реальности: общественный договор, права человека, отношения церковной и светской властей.

Особое значение в эволюции доктрины имеет критика либерализма, которая начала формироваться еще в энцикликах Пия VI и продолжилась при последующих понтификатах15. Так, например, в энциклике "Mirari Vos", изданной папой Григорием XVI в 1832 г., серьезной критике подвергается идея свободы совести как идея «неумеренной свободы слова и стремления к новизне»16.

Четкий антилиберальный посыл прослеживается в энцикликах следующего папы — Пия IX. Помимо этого, исторический контекст, в котором оказался Святой Престол в середине XIX столетия,

13 Renedo A.A., Maturana A.C. Declinaciones de la reacción eclesiástica contra la Revolución francesa en España (1789-1808) // Hispania: Revista Española de Historia. 2017. Vol. 77. No. 256. P. 437-469.

14 Lettera Enciclica 'Quod Aliquantum' Del Sommo Pontefice Pius VI [il 10 marzo 1791] // La Santa Sede. 1791. URL: http://w2.vatican.va/content/pius-vi/it/documents/ breve-quod-aliquantum-10-marzo-1791.html

15 См. подробнее: Himes K. Catholic Social Teaching on Building a Just Society: The Need for a Ceiling and a Floor // Religions. 2017. Vol. 8. No. 4. P. 11.

16 Encyclical Letter 'Mirari Vos' of the Supreme Pontiff Gregory XVI // On Liberalism and Religious Indifferentism. Dickinson: Angelus Press, 1832. P. 2.

сказался на формировании ультраконсервативной и даже воинствующей позиции папы. В этот период происходит серьезное давление на церковь в ряде стран Европы, особенно в Германии при канцлерстве Бисмарка, а объединение Италии способствовало ликвидации Папской области как независимого государства.

В связи с этим в рамках католической политической доктрины актуализировался вопрос об отношении церкви к таким феноменам, как суверенитет и национальное государство. Их критика в наибольшей степени содержится в "Syllabus Errorum" — «Список заблуждений», который был опубликован как приложение к энциклике "Quanta Cura" в 1864 г. Помимо критики идеи суверенного светского государства, в "Syllabus Errorum" папа подвергает анафеме большой список современных «заблуждений», которые, по мнению Католической церкви, разрушают общество, государство и человека: либерализм, секуляризм, коммунизм, социализм, рационализм и др.17

Важным событием, повлиявшим на современное развитие политической доктрины католицизма и определившим всю периодизацию этого процесса, стало издание папой Львом XIII в 1891 г. энциклики "Rerum Novarum"18. Значение данного документа заключается в том, что в нем впервые Святой Престол отходит от реакционных позиций ради поиска компромисса между взглядами католицизма и объективными социально-политическими процессами. Лев XIII первым из понтификов признал существование либерализма как политической системы с присущими ей институтами и правилами общественного взаимодействия19. Стремясь включить католиков в политический процесс современности, Лев XIII в "Rerum Novarum" формулирует в качестве общественного идеала принцип гармоничного сосуществования светской власти и церкви в государстве.

"Rerum Novarum" является первой энцикликой, в которой излагается точка зрения Святого Престола на права трудящихся и признается право человека на частную собственность. Наряду с этим в энциклике содержится критика социализма как политической идеологии.

Таким образом, Лев XIII обозначил водораздел в развитии политического учения католицизма. Ряд ученых связывают с "Rerum Novarum" как общую попытку модернизации политической идеологии церкви, так и появление движения модернистов, которые

17 AyalaE.C. El Fin de Una Era: Pío IX y el 'Syllabus' // Historia Mexicana. 2016. Vol. 65. No. 2. P. 719-746.

18 Hinze C.F. Catholic Social Thought and Work Justice // Theological Studies. 2016. Vol. 77. No. 1. P. 197-214.

19 Chaberek M., Paula S. The Teaching of the Catholic Church on Religious Freedom — Rejection or Continuity of Tradition // Collectanea Theologica. 2016. Vol. 86. No. 1. P. 107-136.

способствовали созданию условий для реформ, инициированных Вторым ватиканским собором20.

Период 1914-1958 гг. пришелся на понтификат трех пап и был связан главным образом с важнейшими событиями XX столетия: двумя мировыми войнами, а также появлением фашизма в Италии и нацизма в Германии. В этой связи большинство энциклик Бенедикта XV, Пия XI и Пия XII направлены на осмысление роли церкви в международных отношениях, а не на интерпретацию вопросов политического устройства и прав человека.

Период правления Муссолини в Италии является одним из наиболее спорных и противоречивых в истории Католической церкви. Именно с наступлением фашизма был решен так называемый Римский вопрос, когда в 1929 г. были заключены Латеранские соглашения, а Муссолини, по сути, стал основателем государства Ватикан21. В энциклике "Quinquagesimo Ante", изданной Пием XI, понтифик называет подписание соглашений «самым счастливым днем»22.

Впоследствии конкордат был подписан и с гитлеровской Германией, однако впоследствии он неоднократно нарушался нацистскими властями23. В изданной спустя четыре года после подписания конкордата энциклике "Mit Brennender Sorge" Пий XI критикует политический режим Третьего рейха и сожалеет о том, что соглашения не принесли свои плоды. Называя попытки возвысить ту или иную расу, государство или народ над остальными нарушением божественного порядка, Пий XI в своей энциклике намекает на то, что именно германские нацисты являются «врагами Христа»24.

При Пие XI в рамках католической политической доктрины формулируются ключевые принципы христианского политического учения — идеи корпоративизма и субсидиарности. Эти принципы были раскрыты понтификом в известной энциклике "Quadragesimo Anno" 1931 г. Идея субсидиарности как принципа децентрализации власти была положена в основу современных политических систем Европы и нашла отражение в базовых нормативах Европейского

20 O'Malley J.W. Catholic Church History: One Hundred Years of the Discipline // Catholic Historical Review. 2015. Vol. 101. No. 2. P. 1-26.

21 Votavova P., Smid M. A Long Way to the Lateran Treaty: Diplomatic Relations between the Holy See and Italy from the Rise of Fascism to the Conclusion of the Lateran Treaty // Studia Theologica. 2018. Vol. 20. No. 2. P. 185-208.

22 Tutte le encicliche e i principali documenti pontifici emanati dal 1740 // Pio XI (1922-1939). Roma: Libreria editrice vaticana, 1993. P. 341.

23 Dietrich D. Human Rights and the Catholic Tradition. London: Routledge, 2017.

P. 48.

24 Encyclical Letter 'Mit Brennender Sorge' of His Holiness Pius XI by Divine Providence Pope on the Situation of the Catholic Church in Germany. London: Catholic Truth Society, 1941. P. 2.

союза25. Именно христианские демократы, которые после Второй мировой войны представляли собой влиятельную политическую силу, стали инициаторами формирования Европейского объединения угля и стали, предшествовавшего образованию Европейского союза26.

Современный этап развития политической доктрины католицизма связан с реформами Второго ватиканского собора 1962-1965 гг. В энцикликах понтификов данного периода доминируют попытки позиционирования Католической церкви как церкви универсального и глобального характера, а также делается акцент на приоритете нравственных норм в общественной жизни.

Реформы, предпринятые Иоанном XXIII и Павлом VI в рамках Второго ватиканского собора, способствовали обновлению ("aggiornamento"27) и кодификации определений основных социально-политических понятий и процессов. С точки зрения развития католической политической доктрины Второй ватиканский собор актуализировал сразу несколько задач:

— разработка принципов взаимодействия Католической церкви с авторитарными политическими режимами (главным образом — со странами Восточного блока) и существования католических общин в рамках этих режимов;

— формирование демократической модели государства, которая отвечает принципам и идеалам католицизма;

— глобализация и универсализация статуса Католической церкви;

— кодификация содержания прав и свобод человека, признаваемых Католической церквью, в том числе права на свободу вероисповедания.

В свою очередь, следует отметить, что если демократия и демократический режим признается в рамках католической доктрины наиболее приемлемой формой политического устройства, то либерализм продолжает оставаться объектом критики и во второй половине ХХ столетия. Более того, эта критика обретает экономическое измерение: под сомнение ставится возможность достижения социальной справедливости в рамках либеральных рыночных систем.

Критике подвергается и марксизм. О том, что католицизм не имеет ничего общего с коллективизмом марксистского толка, Иоанн Павел II отмечает в энциклике 1981 г. 'ЪаЪогет Ехегсеш". В то же время понтифик подчеркивает, что христианство не воспринимает

25 См. подробнее: Pimenova O. Subsidiarity as a 'Regulation Principle' in the EU // Theory and Practice of Legislation. 2016. Vol. 4. No. 3. P. 381-398.

26 См.: Шейнман М.М. Католицизм в меняющемся мире. М.: Наука, 1975. C. 161.

27 Chenaux P., Marangon P. A proposito di Paolo VI. Il papa del moderno // Rivista di storia del cristianesimo. 2016. Vol. 13. No. 2. P. 395-418.

право собственности как абсолютную ценность, как это делают сторонники либерализма. В энциклике, приуроченной к столетнему юбилею "Rerum Novarum", Иоанн Павел II критикует социалистическую точку зрения на человека как элемент, целиком подчиненный функционированию социальной машины. Противопоставляя христианскую культуру либерализму и социализму, Иоанн Павел II отмечает, что эти политические идеологии одинаково деструктивны: с одной стороны, имеется «справедливость без свободы», которую предлагает тоталитарная система, а с другой — «свобода без правды», свойственная либерализму28.

Таким образом, современная политическая доктрина католицизма представляет собой закономерный результат идейной эволюции, происходившей в рамках католического учения. Анализ основных этапов становления и развития доктрины показывает, что католическая позиция по важнейшим вопросам политического, общественного и экономического устройства формировалась под влиянием исторических реалий, а также в условиях поиска наиболее приемлемых и справедливых моделей социальной жизни, соответствующих идеалам и ценностям христианства.

ЛИТЕРАТУРА

Сардарян Г.Т. Понятие, сущность и основные этапы развития католической социальной доктрины II Политика и общество. 2G16. № 5. С. 64G-645.

Сардарян Г.Т. Справедливость без свободы и свобода без правды. Политическая доктрина Иоанна Павла II II Вопросы национальных и федеративных отношений. 2G18. № 2. С. 14G-152.

Федорова М.М. Метаморфозы принципов Просвещения в политической философии Франции эпохи буржуазных революций. М.: Институт философии РАН, 2GG5.

Шейнман М.М. Католицизм в меняющемся мире. М.: Наука, 1975.

Ayala E.C. El Fin de Una Era: Pío IX y el 'Syllabus' II Historia Mexicana. 2G16. Vol. 65. No. 2. P. 719-746.

Bowden J.S. Christianity: The Complete Guide. London: Continuum International Publishing Group Ltd., 2GG5.

Cellini J. Universalism and Liberation: Italian Catholic Culture and the Idea of International Community, 1963-1978. Leuven: Leuven University Press, 2G17.

Chaberek M., Paula S. The Teaching of the Catholic Church on Religious Freedom — Rejection or Continuity of Tradition II Collectanea Theologica. 2G16. Vol. 86. No. 1. P. 1G7-136.

Chenaux P., Marangon P. A proposito di Paolo VI. Il papa del moderno Il Rivista di storia del cristianesimo. 2G16. Vol. 13. No. 2. P. 395-418.

Dietrich D. Human Rights and the Catholic Tradition. London: Routledge, 2G17.

28 Сардарян Г.Т. Справедливость без свободы и свобода без правды. Политическая доктрина Иоанна Павла II // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2018. № 2. С. 151.

Himes K. Catholic Social Teaching on Building a Just Society: The Need for a Ceiling and a Floor // Religions. 2017. Vol. 8. No. 4. P. 1-11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Hinze C.F. Catholic Social Thought and Work Justice // Theological Studies. 2016. Vol. 77. No. 1. P. 197-214.

Joustra R. Rerum Novarum and the Right to Work: 19th-century Lessons for 21st-century Labor // Review of Faith and International Affairs. 2017. Vol. 15. No. 4. P. 39-47.

Knorn B. Theological Renewal after the Council of Trent? The Case of Jesuit Commentaries on the Summa Theologiae // Theological Studies. 2018. Vol. 79. No. 1. P. 107-127.

Matosevic L. Roman-Catholics and Christians of the Reformation: Complementarity of Theologies and Spirituality in the Past and Today // Bogoslovska Smotra. 2018. Vol. 88. No. 1. P. 33-53.

O'Malley J.W. Catholic Church History: One Hundred Years of the Discipline // Catholic Historical Review. 2015. Vol. 101. No. 2. P. 1-26.

Pimenova O. Subsidiarity as a 'Regulation Principle' in the EU // Theory and Practice of Legislation. 2016. Vol. 4. No. 3. P. 381-398.

Price R. The Church and the State in France, 1789-1870: 'Fear of God is the Basis of Social Order'. Cham: Springer International Publishing, 2017.

Renedo A.A., Maturana A.C. Declinaciones de la reacción eclesiástica contra la Revolución francesa en España (1789-1808) // Hispania: Revista Española de Historia. 2017. Vol. 77. No. 256. P. 437-469.

Schickendantz C. The Theological Nature of the Inductive Moment in Times of Diversity, Pluralism and Cultural Otherness // Veritas. 2017. Vol. 38. P. 99-120.

Schuck M.J. That They be One: The Social Teaching of the Papal Encyclicals, 1740-1989. Washington: Georgetown University Press, 1991.

Votavova P., Smíd M. A Long Way to the Lateran Treaty: Diplomatic Relations between the Holy See and Italy from the Rise of Fascism to the Conclusion of the Lateran Treaty // Studia Theologica. 2018. Vol. 20. No. 2. P. 185-208.

REFERENCES

Ayala, E. C. "El Fin de Una Era: Pío IX y el 'Syllabus'," Historia Mexicana, Vol. 65, No. 2, 2016, pp. 719-746.

Bowden, J. S. Christianity: The Complete Guide. London: Continuum International Publishing Group Ltd., 2005.

Cellini, J. Universalism and Liberation: Italian Catholic Culture and the Idea of International Community, 1963-1978. Leuven: Leuven University Press, 2017.

Chaberek, M., and Paula, S. "The Teaching of the Catholic Church on Religious Freedom — Rejection or Continuity of Tradition," Collectanea Theologica, Vol. 86, No. 1, 2016, pp. 107-136.

Chenaux, P., and Marangon, P. "A proposito di Paolo VI. Il papa del modern," Rivista di storia del cristianesimo, Vol. 13, No. 2, 2016, pp. 395-418.

Dietrich, D. Human Rights and the Catholic Tradition. London: Routledge, 2017.

Fedorova, M. M. Metamorfozyprintsipov Prosveshcheniia vpoliticheskoi filosofii Frantsii epokhi burzhuaznykh revoliutsii. Moscow: Institut filosofii RAN, 2005.

Himes, K. "Catholic Social Teaching on Building a Just Society: The Need for a Ceiling and a Floor," Religions, Vol. 8, No. 4, 2017, pp. 1-11.

Hinze, C. F. "Catholic Social Thought and Work Justice," Theological Studies, Vol. 77, No. 1, 2016, pp. 197-214.

Joustra, R. "Rerum Novarum and the Right to Work: 19th-Century Lessons for 21st-Century Labor," Review of Faith and International Affairs, Vol. 15, No. 4, 2017, pp. 39-47.

Knorn, B. "Theological Renewal after the Council of Trent? The Case of Jesuit Commentaries on the Summa Theologiae," Theological Studies, Vol. 79, No. 1, 2018, pp. 107-127.

Matosevic, L. "Roman-Catholics and Christians of the Reformation: Complementarity of Theologies and Spirituality in the Past and Today," Bogoslovska Smotra, Vol. 88, No. 1, 2018, pp. 33-53.

O'Malley, J. W. "Catholic Church History: One Hundred Years of the Discipline," Catholic Historical Review, Vol. 101, No. 2, 2015, pp. 1-26.

Pimenova, O. "Subsidiarity as a 'Regulation Principle' in the EU," Theory and Practice of Legislation, Vol. 4, No. 3, 2016, pp. 381-398.

Price, R. The Church and the State in France, 1789-1870: 'Fear of God is the Basis of Social Order'. Cham: Springer International Publishing, 2017.

Renedo, A. A., and Maturana, A. C. "Declinaciones de la reacción eclesiástica contra la Revolución francesa en España (1789-1808)," Hispania: Revista Española de Historia, Vol. 77, No. 256, 2017, pp. 437-469.

Sardarian, G. T. "Poniatie, sushchnost' i osnovnye etapy razvitiia katolicheskoi sotsial'noi doktriny," Politika i obshchestvo, No. 5, 2016, pp. 640-645.

Sardarian, G. T. "Spravedlivost' bez svobody i svoboda bez pravdy. Politicheskaia doktrina Ioanna Pavla II," Voprosy natsional'nykh i federativnykh otnoshenii, No. 2, 2018, pp. 140-152.

Schickendantz, C. "The Theological Nature of the Inductive Moment in Times of Diversity, Pluralism and Cultural Otherness," Veritas, Vol. 38, 2017, pp. 99-120.

Schuck, M. J. That They be One: The Social Teaching of the Papal Encyclicals, 1740-1989. Washington: Georgetown University Press, 1991.

Sheinman, M. M. Katolitsizm v meniaiushchemsia mire. Moscow: Nauka, 1975.

Votavova, P., and Smíd, M. "A Long Way to the Lateran Treaty: Diplomatic Relations between the Holy See and Italy from the Rise of Fascism to the Conclusion of the Lateran Treaty," Studia Theologica, Vol. 20, No. 2, 2018, pp. 185-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.