Научная статья на тему 'Значение Второго Ватиканского собора в контексте эволюции католической политической доктрины'

Значение Второго Ватиканского собора в контексте эволюции католической политической доктрины Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
970
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
католическая политическая доктрина / католицизм / католическая церковь / Второй Ватиканский собор / Иоанн XXIII / права человека / демократия / либерализм. / Catholic political doctrine / Catholicism / Catholic Church / Second Vatican Council / John XXIII / human rights / democracy / liberalism.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Г Т. Сардарян

В статье исследуются решения Второго Ватиканского собора по широкому спектру социально-политических вопросов. Данные решения анализируются в контексте длительной эволюции политической доктрины католицизма. Инициированное папой ИоанномXXIII «aggiornamento» («обновление») стало важным этапом реформирования политической доктрины Ватикана и самой церкви, однако этот процесс не вступал в конфликт с предшествующей традицией. «Обновление» церкви отвечало тем задачам, которые стояли перед католицизмом в 1960е годы. С одной стороны, в ряде стран Западной Европы доминирующее положение занимали представители христианско-демократических сил, которые стояли у истоков интеграционных процессов и создания Европейского объединения угля и стали. С другой стороны, перед Ватиканом возникла необходимость выработать свою позицию по отношению к странам социалистического блока, а также принципы существования в них католических общин. Утверждается, что Второй Ватиканский собор не являлся попыткой изменения консервативного идеологического курса католицизма в сторону его либерализации, а был необходим для адаптации церкви к современным условиям и кодификации ее ключевых политических принципов. Делается вывод о том, что Второй Ватиканский собор способствовал глобализации и универсализации как самой церкви, так и ее политической доктрины. Важным результатом Собора стала кодификация права человека на свободу вероисповедания, разработка принципов взаимодействия церкви с государственной властью и авторитарными режимами, а также поддержка демократической модели государства как отвечающей идеалам католицизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE SECOND VATICAN COUNCIL IN THE CONTEXT OF THE EVOLUTION OF A CATHOLIC POLITICAL DOCTRINE

The article examines the decisions of the Second Vatican Council on a wide range of socio-political issues. These decisions are analyzed in the context of the long evolution of the political doctrine of Catholicism. Initiated by Pope John XXIII “aggiornamento” (“renewal”) was an important stage in the reform of the political doctrine of the Vatican and the church itself, however, this process did not conflict with the previous tradition. The “renewal” of the church responded to the tasks that Catholicism faced in the 1960s. On the one hand, in a few countries in Western Europe representatives of Christian-democratic forces dominated. These forces stood at the origins of the integration processes and the creation of the European Coal and Steel Community. On the other hand, the Vatican needed to develop its position in relation to the socialist countries and the principles of the existence of Catholic communities in these countries. It is argued that the Second Vatican Council was not an attempt to change the conservative ideological course of Catholicism in the direction of its liberalization, and it was necessary to adapt the church to modern socio-political conditions and codify its key political principles. It is concluded that the Second Vatican Council contributed to the globalization and universalization of both the Catholic Church and its political doctrine. An important result of the Council was the codification of the human right to freedom of religion, the development of principles for the interaction of the church with state power and authoritarian regimes, as well as support for the democratic model of the state as consistent with the ideals of Catholicism.

Текст научной работы на тему «Значение Второго Ватиканского собора в контексте эволюции католической политической доктрины»

ИСТОРИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

УДК 322 Б 01: 10.24411/2071-6427-2019-10066

Значение Второго Ватиканского собора в контексте эволюции католической политической доктрины

В статье исследуются решения Второго Ватиканского собора по широкому спектру социально-политических вопросов. Данные решения анализируются в контексте длительной эволюции политической доктрины католицизма. Инициированное папой Иоанном XXIII «ag-giornamento» («обновление») стало важным этапом реформирования политической доктрины Ватикана и самой церкви, однако этот процесс не вступал в конфликт с предшествующей традицией. «Обновление» церкви отвечало тем задачам, которые стояли перед католицизмом в 1960-е годы. С одной стороны, в ряде стран Западной Европы доминирующее положение занимали представители христианско-демократических сил, которые стояли у истоков интеграционных процессов и создания Европейского объединения угля и стали. С другой стороны, перед Ватиканом возникла необходимость выработать свою позицию по отношению к странам социалистического блока, а также принципы существования в них католических общин.

Утверждается, что Второй Ватиканский собор не являлся попыткой изменения консервативного идеологического курса католицизма в сторону его либерализации, а был необходим для адаптации церкви к современным условиям и кодификации ее ключевых политических принципов.

Делается вывод о том, что Второй Ватиканский собор способствовал глобализации и универсализации как самой церкви, так и ее полити-

Г. Т. Сардарян

Кандидат политических наук, декан факультета управления и политики Московского государственного института международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации E-mail: sardaryan. [email protected]

Genri T. Sardaryan

PhD (Political Science), Dean, the Faculty of Governance and Politics, Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

Как цитировать статью: Сардарян Г. Т. Значение Второго Ватиканского собора в контексте эволюции католической политической доктрины // Ценности и смыслы. 2019. № 3 (61). С. 23-33.

ческой доктрины. Важным результатом Собора стала кодификация права человека на свободу вероисповедания, разработка принципов взаимодействия церкви с государственной властью и авторитарными режимами, а также поддержка демократической модели государства как отвечающей идеалам католицизма.

Ключевые слова: католическая политическая доктрина, католицизм, католическая церковь, Второй Ватиканский собор, Иоанн XXIII, права человека, демократия, либерализм.

Католическая политическая доктрина формировалась на протяжении нескольких столетий и продолжает свое содержательное развитие до сих пор. Попытки осмыслить социально-политическую реальность и интерпретировать ее с позиций западного христианства предпринимались уже Отцами Церкви, а также ведущими представителями томизма и неотомизма. Политическая доктрина Святого престола кодифицирована, главным образом, в папских энцикликах и официальных текстах Ватикана. Ее становление пришлось на вторую половину XVIII века, когда впервые появляются папские энциклики, посвященные вопросам политического характера и обращенные ко всем верующим, а не только к католическим иерархам [2].

Второй Ватиканский собор 1962-1965 годов стал важным этапом в эволюции католического политического учения и католицизма как такового. Ставший в октябре 1958 года понтификом Иоанн XXIII вошел в историю как реформатор и «первый планетарный Папа» [1]. Его «aggiornamento» («обновление») и результаты инициированного им Второго Ватиканского собора действительно привели к системным изменениям, повлиявшим на последующее развитие политического учения католицизма и позицию Святого престола в мире [18].

Первая энциклика Иоанна XXIII «Ad Petri Cathedram» [16] посвящена вопросу о возможности существования христианской морали в современном мире и восстановления согласия между людьми с помощью христианских ценностей. Так, отмечая положительные и негативные стороны научно-технического прогресса, понтифик отмечает, что современные средства массовой коммуникации, такие как радио и телевидение, могут и должны стать трансляторами нравственных идеалов. В этой же энциклике Иоанн XXIII заявляет о необходимости придания католицизму статуса «универсальной» («глобальной») церкви.

Универсализация церкви, согласно понтифику, должна позво-

лить католицизму возвыситься над отдельными государствами, стать наднациональным и глобальным субъектом распространения христианских ценностей, обрести восприимчивость к разнообразным культурам, не ограничиваясь западноевропейской цивилизацией [20]. Формирование универсального статуса церкви являлось для Иоанна XXIII необходимым шагом для адаптации к тем условиям, в которых оказался мир во второй половине XX столетия,— именно с этой целью понтифик собирает Собор. Об универсализации роли католической церкви Иоанн XXIII сообщает в своей энциклике «Grata Recordatio» [17].

Следует подчеркнуть, что в конце 1950-х годов в западноевропейских государствах сложился благоприятный социально-политический контекст, который также мог способствовать успешной реализации изменений, начатых Иоанном XXIII. Большинством мандатов в парламентах Нидерландов и Люксембурга обладали христианские демократы. В 1958 году в Италии и Бельгии христианско-демократические партии смогли одержать победу на выборах в местные законодательные органы. Большинство в австрийском Национальном совете смогла за собой сохранить Австрийская народная партия, а в ФРГ в 1959 году президентом стал представитель Христианско-демократического союза Хайнрих Любке.

Процесс масштабной западноевропейской интеграции, который пришелся на данный период, также во многом был обусловлен стремлениями христианских демократов к созданию «христианской республики» — политического идеала послевоенной единой Европы, о котором заявляли основатели Европейского объединения угля и стали еще в начале 1950-х годов [7]. Так, в 1958 году вступает в силу подписанный шестью западноевропейскими странами Римский договор [10], который устранил границы для свободного передвижения граждан, капитала и товаров, а также стал основой для Европейского экономического сообщества (ЕЭС) [13].

Второй Ватиканский собор был открыт 11 октября 1962 года, когда Иоанн XXIII уже был болен. Понтифик скончался через год после начала работы собора, который еще не приступил к обсуждению планов по реформированию церкви. Дело Иоанна XXIII продолжил папа Павел VI. Результатом Второго Ватиканского собора стало принятие четырех конституций, трех деклараций и девяти декретов.

Ряд исследователей считает, что единственными вопросами социально-политического характера, стоявшими на повестке Собора, стало рассмотрение статуса представителей некатолической веры, прав человека на свободу вероисповедания и отношение Ватикана к светскому характеру государства [8]. Мы полагаем, что подобный взгляд на итоги Второго Ватиканского собора существенно ограничивает оценку тех изменений, которые произошли в политической доктрине католицизма. Комплекс принятых официальных текстов содержит интерпретацию и позицию Святого престола по широкому кругу политических и социально-экономических вопросов, а также обозначает место католицизма в системе политико-идеологических координат того времени и его роль в качестве универсального субъекта христианских ценностей.

Принятая на Соборе Пастырская конституция «Саи^ип е! 8рез» [6] содержит представления Ватикана о тех условиях, в которых оказался мир в 1960-е годы. Документ декларирует неотвратимость сосуществования религии с научно-техническим прогрессом, а также необходимость предоставления равного доступа всем социальным группам людей к ресурсам и благам цивилизации. Разделяя консервативную позицию католицизма относительно того, что причина различий между нациями, культурами и территориями кроется в самой природе человека, «Саи^ип е! 8рез» тем не менее фиксирует непозволительность любых форм дискриминации по отношению к представителям другой веры, национальности, языка, иного цвета кожи или социального статуса, поскольку, согласно тексту конституции, подобная дискриминация противоречит воле Бога [12].

Актуализировав дискуссию о неравенстве в современном обществе, Второй Ватиканский собор провозглашает католическую церковь площадкой для достижения согласия и компромисса: «...церковь не связана ни с одной конкретной формой человеческой культуры, политической, экономической или социальной системой, она, благодаря собственной универсальности, может быть очень тесной связью между различными человеческими сообществами и народами, если это доверить ей и действительно признать ее право на истинную свободу в выполнении своей миссии» [6].

Важным аспектом в развитии политической доктрины католицизма на современном этапе стала предпринятая Вторым Ватиканским

собором систематизация представлений Святого престола о природе демократии и политическом идеале. Обобщая выдвинутые тогда положения, стоит отметить несколько ключевых тезисов:

- формирование политического сообщества происходит благодаря свободному волеизъявлению членов этого сообщества. Поскольку сущность политической власти и политических сообществ кроется в человеческой природе, она соответствует созданному Богом порядку (так как природа человека создана Богом) и принимается католицизмом;

- политическая власть должна признавать данные человеку Богом права, а конечной целью любого политического сообщества должно стать достижение общего блага;

- из существующих политических режимов наилучшим следует признать демократический режим, поскольку он в наибольшей степени соответствует требованию достижения блага для всех членов сообщества. Католическая церковь должна не только не противиться распространению демократии, но и стать главным ее проводником [19];

- Святой престол должен способствовать развитию общественных институтов, в основе которых лежит стремление к реализации принципов справедливости и человеколюбия. При этом церковь отрицает возможность сосуществования с властью и институтами, которые не признают эти ценности [14];

- в качестве одного из важнейших и неотъемлемых прав человека церковь признает право на частную собственность. Отчуждение данного права возможно лишь в том случае, когда это необходимо для достижения общего блага и предполагает компенсацию по справедливому принципу.

Следует отметить, что обозначенные позиции должны были не только легитимировать присутствие сторонников церкви в политической жизни различных государств, но и способствовать их более активному участию в этих процессах. Они, согласно представлениям Святого престола, через участие в работе общественных институтов и политических систем будут стремиться к достижению общего блага и распространению христианских ценностей. Если в демократических странах такой подход содействовал участию католиков в публичной политике, то в странах социалистического блока он легитимировал поддержку

оппозиционных сил. В то же время церковь призывала католиков, проживающих в государствах, где «власть выходит за пределы своей компетенции» [6], отказаться от радикальных действий и добиваться политических изменений в рамках осознанной гражданской активности.

Итоги Второго Ватиканского собора нередко интерпретируются как идеологический «разворот» политической доктрины католицизма [5] и ее либерализация. На наш взгляд, такой подход в корне неверен по двум причинам. Во-первых, решения Собора формально не отменяют принципы, изложенные в более ранних энцикликах: так, к примеру, в своих обращениях Иоанн XXIII постоянно ссылается на предшествовавших ему понтификов, дополняя их тезисы и интерпретируя их в контексте современных реалий [11]. Во-вторых, озвученные на Соборе решения демонстрируют содержательную преемственность по отношению к консервативному курсу, составляющему идеологический стержень католической доктрины, которая была и остается антилиберальной по своей сути.

Постулируя ценность демократических институтов для современного общества, церковь по-прежнему сохраняет критическое отношение к либеральному мировоззрению. Сторонники тезиса о либерализации католицизма допускают серьезную ошибку, трактуя либеральную идеологию и демократию как способ социально-политической организации жизни. Противоречие между католической политической позицией и либерализмом проходит по двум основным линиям:

1. Вопрос о происхождении прав и свобод человека. Католическая церковь, как и сторонники либеральной идеологии, не отрицает наличия у человека неотъемлемых прав и свобод, однако, если церковь говорит об их божественном происхождении, то либералы усматривают источник прав и свобод в самой человеческой природе. При этом было бы ошибочно полагать, что антилиберальная позиция церкви отрицает наличие у нее правозащитного подхода. Напротив, Ватикан настаивает на необходимости формирования в каждом государстве системы эффективной защиты прав граждан.

2. Вопрос о политическом универсализме. Либеральная идеология постулирует тезис о наличии универсальной модели политического и социального устройства, которая может быть применима к любым партикулярным сообществам и культурам, если они будут преобразованы должным образом. В свою очередь церковь, признавая уни-

версальные ценности, декларирует существование культурных, национальных, социальных и других различий [4], которые являются преградой на пути формирования единой и универсальной политической модели общества.

Одним из ключевых документов Второго Ватиканского собора в контексте эволюции католической политической доктрины является «Dignitatis Humanae» — декларация о религиозной свободе. В документе рассматриваются вопросы функционирования религиозных организаций и их взаимодействия друг с другом [15]. «Dignitatis Humanae» выдвигает в качестве главных принципов свободу вероисповедания и неприятие вмешательства государства в вопросы религии. Несмотря на то, что ряд исследователей обозначают «Dignitatis Humanae» как «величайший разворот в учении церкви» [3], мы полагаем, что изложенные в декларации тезисы не только не противоречат, но и повторяют позицию церкви, сохраняющуюся на протяжении всего ее существования. В частности, ограничение вмешательства государства в духовную сферу всегда отвечало интересам Ватикана.

Значение «Dignitatis Humanae» заключается в том, что католическая церковь впервые сформулировала требования к содержанию конституций государств, в которых, согласно Святому престолу, должен быть нормативно закреплен принцип ограничения государственной власти по части ее вмешательства и регулирования религиозной жизни. Провозглашая, что любой человек имеет право на свободу вероисповедания, церковь говорит о недопустимости любых форм принуждения как со стороны государства, так и со стороны любых социальных групп [9].

Обобщая вышесказанное, стоит отметить, что Второй Ватиканский собор стал важным этапом в эволюции политической доктрины церкви, поскольку преследовал решение нескольких важных задач:

- разработать принципы взаимодействия католической церкви с авторитарными политическими режимами (главным образом—со странами Восточного блока) и существования католических общин в рамках этих режимов;

- сформулировать понимание демократической модели государства, которая отвечает принципам и идеалам католицизма;

- способствовать глобализации и универсализации статуса католической церкви;

- кодифицировать содержание прав и свобод человека, признаваемых католической церковью, в том числе права на свободу вероисповедания;

- разработать требования к государственной власти по вопросу невмешательства в духовную сферу и обеспечения деятельности религиозных организаций.

Таким образом, значение Второго Ватиканского собора в контексте развития католической политической доктрины заключается в том, что он способствовал адаптации католицизма к современным социально-политическим условиям, кодификации условий и возможностей взаимодействия с государством, а также закреплению принципов устройства общества в соответствии с христианскими ценностными представлениями.

Литература

1. Никифорова М. Е. Планетарное католичество: Ватикан и глобализация. М.: Либроком, 2010. С. 102.

2. Сардарян Г. Т. Понятие, сущность и основные этапы развития католической социальной доктрины // Политика и общество. 2016. № 5. С. 640-645.

3. Appleby R. S. The Ambivalence of the Sacred: Religion, Violence, and Reconciliation. Lanham, Maryland: Rowman & Littlefield, 2000. P. 42.

4. Bosschaert D. Understanding the Shift in Gaudium et Spes: From Theology of History to Christian Anthropology // Theological Studies. 2017. Vol. 78, No. 3. P. 634-658.

5. Chaberek M., Paula S. The teaching of the catholic church on religious freedom — Rejection or continuity of tradition // Collectanea Theologica. 2016. Vol. 86, No. 1. P. 107-136.

6. Costituzione Pastorale Sulla Chiesa Nel Mondo Contemporaneo "Gaudium Et Spes" // La Santa Sede. 1965. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vatican.va/ar-chive/hist_councils/ii_vatican_council/documents/vat-ii_const_19651207_gaudium-et-spes_it.html (дата обращения: 13.11.2018).

7. Coutinho F. P., Pires M. L. The past, present and future of the EU's federal experience // Perspectives on Federalism. 2018. Vol. 10, No. 1. P. I-V.

8. Dias D. J. Fifty years and learning: Developments in the Roman Catholic Church's Encounter with Religions // Toronto Journal of Theology. 2016. Vol. 32, No. 2. P. 341-361.

9. Douyere D. Writing about the Council in order to Think it Through and to Live it. The Second Vatican Council in the Diary of Yves Congar // Archives de Sciences Sociales des Religions. 2016. Vol. 175, No. 3. P. 253-273.

10. Drake H., Reynolds C. Sixty Years on: France and Europe from the Treaty of Rome to the 2017 Elections // Modern and Contemporary France. 2017. Vol. 25, No. 2. P. 111-116.

11. Faggioli M. Vatican II: Bibliographical survey 2013-2016 // Cristianesimo nella Storia. 2016. Vol. 37, No. 3. P. 675-715.

12. Gilbert P. Scienza, religione, speranza // Gregorianum. 2017. Vol. 98, No. 1. P. 111-124.

13. Howarth D., Schild J. France and European macroeconomic policy coordination: from the Treaty of Rome to the euro area sovereign debt crisis // Modern and Contemporary France. 2017. Vol. 25, No. 2. P. 171-190.

14. Kochuthara S. G. Gaudium et spes, globalization and the developing world // Caritas et Veritas. 2016. No. 1. P. 95-107.

15. Martín De Agar J. T. The reception of dignitatis humanae among Spanish and Italian canonists // Ius Canonicum. 2016. Vol. 56, No. 112. P. 555-583.

16. Papa Giovanni XXIII. Ad Petri cathedram: enciclica, verita-unita e pace, 29 gi-ugno 1959 [Электронный ресурс]. URL: http://w2.vatican.va/content/john-xxiii/it/ encyclicals/documents/hf_j-xxiii_enc_29061959_ad-petri.html (дата обращения: 29.10.2018).

17. Papa Giovanni XXIII. Grata recordatio: enciclica, il Rosario mariano da recitarsi con pieta specialmente nel mese di ottobre, 26 settembre 1959 [Электронный ресурс]. URL: http://w2.vatican.va/content/john-xxiii/it/encyclicals/documents/hf_j-xxiii_enc_ 26091959_grata-recordatio.html (дата обращения: 29.10.2018).

18. Rahner J. The Second Vatican Council. Interpretation and Meaning—An Introduction // Kirchliche Zeitgeschichte. 2016. Vol. 29, No. 2. P. 239-253.

19. Schelhas J. The interpretation of selected statements of the Council in the Apostolic Exhortation "Evangelii nuntiandi" of Pope Paul VI // Catholica. 2016. Vol. 70, No. 2. P. 149-164.

20. Sterken S., Coomans T., Verpoest L. 50 years after the Second Vatican Council. Taking the Modern Church into the 21st century // Proceedings of the 14th International Docomomo Conference — Adaptive Reuse: The Modern Movement Towards the Future, Calouste Gulbenkian Foundation, Lisboa, Portugal, 6-9 Sep 2016. Lisboa, 2016. P. 566-568.

THE IMPORTANCE OF THE SECOND VATICAN COUNCIL IN THE CONTEXT OF THE EVOLUTION OF A CATHOLIC POLITICAL DOCTRINE

The article examines the decisions of the Second Vatican Council on a wide range of socio-political issues. These decisions are analyzed in the context of the long evolution of the political doctrine of Catholicism. Initiated by Pope John XXIII "aggiornamento" ("renewal") was an important stage in the reform of the political doctrine of the Vatican and the church itself, however, this process did not conflict with the previous tradition. The "renewal" of the church responded to the tasks that Catholicism faced in the 1960s.

On the one hand, in a few countries in Western Europe representatives of Christian-democratic forces dominated. These forces stood at the origins of the integration processes and the creation of the European Coal and Steel Community. On the other hand, the Vatican needed to develop its position in relation to the socialist countries and the principles of the existence of Catholic communities in these countries.

It is argued that the Second Vatican Council was not an attempt to change

the conservative ideological course of Catholicism in the direction of its liberalization, and it was necessary to adapt the church to modern socio-political conditions and codify its key political principles.

It is concluded that the Second Vatican Council contributed to the globalization and universalization of both the Catholic Church and its political doctrine. An important result of the Council was the codification of the human right to freedom of religion, the development of principles for the interaction of the church with state power and authoritarian regimes, as well as support for the democratic model of the state as consistent with the ideals of Catholicism.

Keywords: Catholic political doctrine, Catholicism, Catholic Church, Second Vatican Council, John XXIII, human rights, democracy, liberalism.

References

• Appleby R. S. The Ambivalence of the Sacred: Religion, Violence, and Reconciliation. Lanham, Maryland: Rowman & Littlefield, 2000. P. 42.

• Bosschaert D. Understanding the Shift in Gaudium et Spes: From Theology of History to Christian Anthropology // Theological Studies. 2017. Vol. 78, No. 3. P. 634-658.

• Chaberek M., Paula S. The teaching of the catholic church on religious freedom — Rejection or continuity of tradition // Collectanea Theologica. 2016. Vol. 86, No. 1. P. 107-136.

• Costituzione Pastorale Sulla Chiesa Nel Mondo Contemporaneo "Gaudium Et Spes" // La Santa Sede. 1965. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.vatican.va/archive/hist_coun-cils/ii_vatican_council/documents/vat-ii_const_19651207_gaudium-et-spes_it.html (data obrashcheniya: 13.11.2018).

• Coutinho F. P., Pires M. L. The past, present and future of the EU's federal experience // Perspectives on Federalism. 2018. Vol. 10, No. 1. P. I-V.

• Dias D. J. Fifty years and learning: Developments in the Roman Catholic Church's Encounter with Religions // Toronto Journal of Theology. 2016. Vol. 32, No. 2. P. 341-361.

• Douyére D. Writing about the Council in order to Think it Through and to Live it. The Second Vatican Council in the Diary of Yves Congar // Archives de Sciences Sociales des Religions. 2016. Vol. 175, No. 3. P. 253-273.

• Drake H., Reynolds C. Sixty Years on: France and Europe from the Treaty of Rome to the 2017 Elections // Modern and Contemporary France. 2017. Vol. 25, No. 2. P. 111-116.

• Faggioli M. Vatican II: Bibliographical survey 2013-2016 // Cristianesimo nella Storia. 2016. Vol. 37, No. 3. P. 675-715.

• Gilbert P. Scienza, religione, speranza // Gregorianum. 2017. Vol. 98, No. 1. P. 111-124.

• Howarth D., Schild J. France and European macroeconomic policy coordination: from the Treaty of Rome to the euro area sovereign debt crisis // Modern and Contemporary France. 2017. Vol. 25, No. 2. P. 171-190.

• Kochuthara S. G. Gaudium et spes, globalization and the developing world // Caritas et Veritas. 2016. No. 1. P. 95-107.

• Martín De Agar J. T. The reception of dignitatis humanae among Spanish and Italian canonists // Ius Canonicum. 2016. Vol. 56, No. 112. P. 555-583.

• Nikiforova M. E. Planetarnoe katolichestvo: Vatikan i globalizaciya. M.: Librokom, 2010. S. 102. [In Rus].

• Papa Giovanni XXIII. Ad Petri cathedram: enciclica, verita-unita e pace, 29 giugno 1959 [Elektronnyj resurs]. URL: http://w2.vatican.va/content/john-xxiii/it/encyclicals/docu-ments/hf_j-xxiii_enc_29061959_ad-petri.html (data obrashcheniya: 29.10.2018).

• Papa GiovanniXXIII. Grata recordatio: enciclica, il Rosario mariano da recitarsi con pieta specialmente nel mese di ottobre, 26 settembre 1959 [Elektronnyj resurs]. URL: http:// w2.vatican.va/content/john-xxiii/it/encyclicals/documents/hf_j-xxiii_enc_26091959_ grata-recordatio.html (data obrashcheniya: 29.10.2018).

• Rahner J. The Second Vatican Council. Interpretation and Meaning—An Introduction // Kirchliche Zeitgeschichte. 2016. Vol. 29, No. 2. P. 239-253.

• Sardaryan G. T. Ponyatie, sushchnost' i osnovnye etapy razvitiya katolicheskoj social'noj doktriny // Politika i obshchestvo. 2016. № 5. S. 640-645. [In Rus].

• Schelhas J. The interpretation of selected statements of the Council in the Apostolic Exhortation \"Evangelii nuntiandi\" of Pope Paul VI // Catholica. 2016. Vol. 70, No. 2. P. 149-164.

• Sterken S., Coomans T., Verpoest L. 50 years after the Second Vatican Council. Taking the Modern Church into the 21st century // Proceedings of the 14th International Docomomo Conference—Adaptive Reuse: The Modern Movement Towards the Future, Calouste Gulbenkian Foundation, Lisboa, Portugal, 6-9 Sep 2016. Lisboa, 2016. P. 566-568.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.