Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3
УДК 322
Вероника ЯЗЬКОВА1
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА: НОВЫЕ ПУТИ СТАРОГО ДИАЛОГА2
Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы эволюции учения католической церкви о культуре в XX - начале XXI вв. Автор показывает, что римские папы прошли долгий путь от анафематствования любых форм светской культуры и цивилизации к установлению диалога между церковью и культурой, церковью и современным искусством. В практической плоскости реализацией этой задачи занимается Папский Совет по культуре. С начала третьего тысячелетия в условиях глобализации, секуляризма и религиозного индифферентизма Ватикан более чем когда-либо признает роль культурного фактора в установлении "конструктивного диалога" на межгосударственном, межрелигиозном, межэтническом, межличностном уровнях взаимодействия между людьми.
Ключевые слова: культура, Ватикан, Второй Ватиканский собор, католическая церковь, межрелигиозный диалог, христианская цивилизация, модернизм, секуляризм.
Диалог католической церкви с современной культурой включает в себя множество направлений, которые преследуют одну цель: донести послание церкви до мира, сделать его понятным представителям различных традиций в Африке, Азии, Америке, Европе. Католицизм имеет массу ипостасей, важнейшая из которых - сотрудничество между церковью и обществом в нынешних условиях глобализации, секуляризма и религиозного безразличия.
Важным документальным свидетельством интереса понтификов к данной теме стал объемный труд "Вера и культура", изданный Папским Советом по культуре в 2003 г., охватывающий 113 лет пастырской деятельности (1890-2003 гг.) и отражающий эволюцию католического учения по вопросам культуры.
Как отмечается в конституции Второго Ватиканского собора "Gaudium et Spes" (1965 г.), культура есть способ гуманизации человека, благодаря ей человек "утончает и развивает... душевные и телесные дарования; познаниями и трудом старается подчинить своей власти весь мир; делает более гуманной общественную жизнь и в семье, и во всем гражданском сообществе вследствие прогресса нравов и установлений... выражает, сообщает и сохраняет в своих творениях великий духовный опыт" прошлого на благо всего человеческого рода3. Культура, - подчеркивается в соборной конституции, - имеет исторический, социологический, этнологический аспекты, поскольку речь идёт не об одной культуре, а об их множественности.
Между тем, такое представление о культуре стало результатом длительной эволюции. Судя по папским документам, в конце XIX - первой половине XX вв. церковь предпочитала
1 © Язькова Вероника Евгеньевна - канд. ист. наук, старший научный сотрудник Центра по изучению
проблем религии и общества Института Европы РАН, [email protected] БОГ http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran32018179184
2 См. по этой теме: Язькова В.Е. От "цивилизации" к "культуре" и обратно: эволюция ценностных ориентаций католической церкви. // Вестник Европы. Том L. "Италия & Ватикан. Специальный номер, М., 2018, са426-429.
3 Документы II Ватиканского собора, М., 2004, с.506.
обходить молчанием эту тему. Понтифики сосредоточивались на понятии "цивилизации", которая тогда воспринималась ими как синоним "культуры" и трактовалась исключительно как преодоление "суеверий", "рабства", "варварства" светского рационалистического сознания, так полюбившегося европейской либеральной общественности. Трактуя цивилизацию и культуру по-разному, церковь и общество воспринимали друг друга враждебно, не скупясь на взаимные обвинения.
Говоря о "цивилизации", папы имели в виду прежде всего и исключительно "цивилизаторскую миссию" церкви, её роль в евангелизации народов. Цивилизация этого мира, - писал Пий X (1903-1914, канонизирован в 1954 г.), - есть цивилизация христианская; церковь фактически стала её защитником и хранителем. Этот принцип лёг в основу законодательства многих стран, на нём строились отношения церкви и государства, он оправдывает авторитет церкви в вопросах нравственности, подчинение законов государства божественным законам Евангелия1. Модернисты же, - заявлял Пий X, - "подрывают основы доктрины, законов, учреждений церкви. Они кричат о культуре и цивилизации не потому, что дорожат ими, но потому, что прикрывают этими великими словами коварство своих намерений . В 1910 г. папа с опережением на несколько десятилетий выявил культурные и религиозные признаки явления, которое мы сегодня называем "туманным Нью-Эйдж" - надконфессиональной религии без догм и иерархии. Эта религия, - пояснял он, - позиционирует себя "универсальнее католической церкви", в ней-де работают "не для церкви, а для человечества", она не навязывает нравственных правил, не воздвигает препоны страстям и "под предлогом защиты свободы и человеческого достоинства приведёт мир... к царству обмана и насилия"3.
После подписания Латеранских соглашений между Ватиканом и правительством Италии в 1929 г., признавших католицизм "единственной государственной религией", Пий XI (1922-1939) отстаивал право духовенства участвовать в воспитании юношества, учреждать собственные школы, заниматься литературой, искусством, наукой - величайшими достижениями цивилизации. Папа утверждал, что христианские ценности должны быть привнесены прежде всего в общество и в культуру, поскольку именно с помощью культуры можно создать новое справедливое общество, реформировать учреждения и исправить обычаи, дискредитировавшие себя в период тоталитарных режимов. Размышляя об истинных и ложных идеологиях, Пий XI не побоялся сорвать маску с нацизма, объявив его "культурной фальсификацией", усмотрел в материализме общую питательную почву для либерализма и комму-
4
низма .
Иоанн XXIII (1958-1963, канонизирован в 2014 г.) установил связь между культурой и социальной справедливостью. С этого момента "цивилизация" уступила место "культуре". В
1 Encíclica "II fermo proposito", Vaticano, 11 giugno 1905 / http://www.documentacatholicaomnia.eu/04z/z_1905-06-11_SS Pius X Encyclica 'Il Fermo Proposito'_FR.doc.html
2 Enciclica "Editae Saepe Dei", Vaticano, 26 maggio 1910 / http://www.totustuustools.net/magistero/p10edita.htm
3 Lettera Apostolica "Notre charge apostolique", Parigi, maggio 1910 / http://www.totustuustools.net/magistero/p10notre.htm
4 Enciclica "Divini Redemptoris", Vaticano, 19 marzo 1937 / https://w2.vatican.va/content/pius-xi/it/encyclicals/documents/hf_p-xi_enc_19370319_divini-redemptoris.html
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3
период Второго Ватиканского собора папа призвал католиков и всех людей доброй воли вести диалог со всем миром, не только с единомышленниками, но и с теми, кто придерживаются иного мировоззрения, исповедуют другую религию, в том числе с неверующими. Собор поставил новую задачу: сделать Евангельскую Весть привлекательной для современных культур, работать внутри этих культур, защищать права человека и его достоинство, воспитывать в верующих чувство солидарности.
Верный линии своего предшественника, Павел VI (1963-1978) сосредоточился на теме христианского воспитания. Урбанизация, невиданный технический прогресс, создание новых форм культуры (массовой культуры), возникновение нового мышления, культурный обмен, -отмечалось в конституции "Gaudium et Spes" (1965 г.), - питает развитие различных форм культуры и постепенно готовит её универсальную форму. Человек - творец культуры, она занимает исключительное место в его призвании. С развитием науки, философии, истории, литературы, искусства, математических, естественнонаучных дисциплин современная культура может, конечно, "благоприятствовать... феноменализму и агностицизму", - отмечается в кон-ституции1, - однако это ни коем разе не умаляет её ценностей, а именно: строгую верность истине в научных исследованиях, чувство международной солидарности, сознание коллективной ответственности учёных, стремление поднять уровень жизни и образования неимущих и малограмотных.
Заблуждениям и "слабостям" современного человечества Павел VI противопоставил "цивилизацию любви", основанную на защите человеческого достоинства и тотальном уважении всех форм жизни. Отныне церковь стала рассматривать культуру как своё "поле деятельности", потому что именно здесь живет и развивается человеческая личность. Речь шла о принципиально новом типе евангелизации, которая задействовала бы не только индивидуальные, но и коллективные модели поведения, коллективные ценности, СМИ.
"Я хочу посвятить себя проблемам культуры, науки и искусств, это важнейшее пространство, в котором сегодня решается судьба церкви и всего мира", - заявлял кардиналам в
1979 г. папа Иоанн Павел II (1978-2005, канонизирован в 2014 г.). Как отмечается в энциклике "Veritatis Splendor" (1993 г.), "человек всегда соотносит себя с какой-либо культурой, но он не исчерпывается ею. Более того, прогресс культуры доказывает, что в человеке есть нечто, что превосходит её и не позволяет ему становиться её пленником: природа человека"2. В
1980 г. папа сказал: "Культура призвана проявить в человеке его трансцендентное начало, её задача - не дать ему раствориться во всяческом материализме и потребительстве, не позволить науке или технологии, стоящим на службе у алчных тиранических режимов, уничтожить его" 3.
Выдающийся мастер культурной дипломатии, неутомимый борец с политическим и социальным угнетением людей, Иоанн Павел II предложил новое видение культурного факта:
1 Документы II Ватиканского собора, cc,509-510.
2 Encíclica "Veritatis Splendor", Vaticano, 6 agosto 1993 / http://w2.vatican.va/content/john-paul-ii/it/encyclicals/documents/hfjp-ii_enc_06081993_veritatis-splendor.html
3 Fede e cultura: antologia di testi del magistero pontificio da Leone XIII a Giovanni Paolo II, Librería Editrice Vaticana, 2003, n.1146.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3
взаимодействие современных "живых" культур с Традицией - Евангелием, теологией, историей, великими достижениями гуманистических наук. На практике же в годы понтификата Войтылы церковь прямо или опосредованно, через Папский Совет по культуре, поместные церкви, епископские конференции и другие каналы, вносила свой вклад в развитие культурного и научного обмена, сотрудничала в области истории, философии, теологии, естественнонаучных дисциплин, искусства с ЮНЕСКО, Советом Европы, международными католическими организациями и университетами.
Сегодня Папский Совет (председатель - кардинал Дж. Равази), в состав которого входят 21 кардинал и 14 архиепископов и епископов, ведёт работу в двух секциях - "Вера и культура" и "Диалог с культурами" при участии консультантов, назначаемых папой римским на пятилетний срок. Совет курирует издание ежеквартального журнала, выходящего на английском, французском, итальянском, испанском языках, выпускает книги и брошюры. Как отметил недавно в интервью "Вестнику Европы" епископ Карлос Азеведо, генеральный секретарь Совета, цель организации - "диалог и взаимодействие между культурой и католичеством во всем мире", диалог церкви с культурой и искусством. "Сегодня мы говорим уже не просто о культуре для элит, а о своего рода культуре менталитета [курсив мой - В.Я.], о культуре для каждого современного человека," - объяснил К. Азеведо. - Эта культура неразрывно связана с глобализацией, которая "пришла к нам через средства массовой информации и через социальные масс-медиа... происходит своего рода гармонизация культуры во всем мире, но, к сожалению, без идентичности, без... местных особенностей". Массовая миграция диктует свои законы: речь идет уже не только и не столько о диалоге религий - католицизма, ислама, других верований, - сколько о диалоге культур, не столько о религиозной, сколько о культурной принадлежности народов1.
Конечно, встреча церкви с искусством далеко не всегда проходит гладко, система символов современных художников или кинематографистов, не всегда понятна, что требует от служителей церкви дюжинного терпения и толерантности. "Я всегда говорю ... молодым семинаристам, своим студентам, что если они не понимают современного искусства, современной архитектуры, они не должны становиться священниками, потому что... не могут вести диалог с миром. Если они не понимают кино или литературу, они ... не понимают проблем современного человека... Есть очень провокационные произведения, они иногда шокируют, но заставляют думать и по-новому осознавать грандиозность Благой вести - Евангелия"2, -заявил епископ Азеведо.
По мнению иерархов католической церкви, искусство - не просто сфера прекрасного, это один из способов евангелизации. Логический стиль подачи информации, повторение традиционных художественных ценностей уступают сегодня первенство таким выразительным средствам, такому языку кинематографа, живописи и т.д., которые позволят "достучаться до сердец", обратят людей к Богу, религии, - считают в Папском Совете по культуре. Это
1 Вести диалог и слушать другие мнения. Епископ Карлос Азеведо, Генеральный секретарь Папского Совета по культуре, отвечает на вопросы журнала "Вестник Европы". // Вестник Европы. Том Ь. "Италия & Ватикан. Специальный номер, с.422, 422.
2 Там же, сс.422-423.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3
важно в нынешнем мире, но еще более значимо для будущего, в условиях технологического прогресса1. На это нацелены, в частности, экспозиции ведущих ватиканских музеев - Григорианского музея светского искусства, Этрусского музея и Египетского музея, музея Пио-Кристиано, Пия- Клемента, этнологического, исторического музеев, музея современного религиозного искусства и знаменитой Картинной галереи (Пинакотеки), культурный обмен с Эрмитажем и другими мировыми сокровищницами2.
Европейская культура в самом широком смысле, как основания человеческого бытия, берет начало в христианстве. И церковь внесла и вносит в нее свой вклад. Главная задача церкви - сказать людям, что мирное сосуществование различных культур, национальностей, верований возможно и плодотворно. Межрелигиозный диалог - частица культурной "мозаики" мира, - утверждает Апостольский нунций в России, архиепископ Челестино Мильоре. -Это то, что Патриарх Кирилл называет "конструктивным диалогом", то есть "поиском пространств - религиозных, культурных, общественных и гуманитарных" 3, в которых реализуется взаимодействие между людьми. Такое взаимодействие происходит сегодня на межгосударственном, межрелигиозном, межэтническом, межличностном уровнях и даже на уровне внутрисемейного общения молодёжи с представителями старшего поколения - хранителями веры, традиций и культуры.
Список литературы
Архиепископ Челестино Мильоре, Апостольский нунций в РФ, отвечает на вопросы журнала "Вестник Европы" (2018), Вестник Европы. Том L. "Италия & Ватикан. Специальный номер, М., 2018.
Вести диалог и слушать другие мнения. Епископ Карлос Азеведо, Генеральный секретарь Папского Совета по культуре, отвечает на вопросы журнала "Вестник Европы" (2018), Вестник Европы. Том L. "Италия & Ватикан. Специальный номер, М., 2018.
Среди сокровищ Ватикана. Профессор Антонио Паолуччи отвечает на вопросы "Вестника Европы" (2018), Вестник Европы. Том L. "Италия & Ватикан. Специальный номер, М., 2018.
Документы II Ватиканского Собора (2004). М, Россия.
Язькова В.Е. (2018) От "цивилизации" к "культуре" и обратно: эволюция ценностных ориентаций католической церкви, Вестник Европы. Том L. "Италия & Ватикан. Специальный номер, М., 2018.
References
1 Там же, с.425.
2 Среди сокровищ Ватикана. Профессор Антонио Паолуччи отвечает на вопросы "Вестника Европы"// Вестник Европы. Том Ь. "Италия & Ватикан. Специальный номер, с.438.
3 Архиепископ Челестино Мильоре, Апостольский нунций в РФ, отвечает на вопросы журнала "Вестник Европы" // Вестник Европы. Том Ь. "Италия & Ватикан. Специальный номер, с.418.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3
Arkyepiskop Celestino Migliore, Apostolsky nuntij v RF, otvechayet na voprosy zhurnala "Vestnik Evropy" (2018), Vestnik Evropy. Tom L. "Italy & Vatican. Spezialny nomer, Moscow, Russia.
Dokumenty II Vatikanskogo Sobora (2004), Moscow, Russia
Sredy sokrovish' Vatikana. Professor Antonio Paolucci otvechayet na voprosy zhurnala "Vestnik Evropy" (2018), Vestnik Evropy. Tom L. "Italy & Vatican. Spezialny nomer, Moscow, Russia. Vesti dialog i slushat' drugye mnenya. Episkop Karlos Azevedo, Generalny sekretar Papskogo Soveta po kulture, otvechayet na voprosy zhurnala "Vestnik Evropy" (2018), Vestnik Evropy. Tom L. "Italy & Vatican. Spezialny nomer, Moscow, Russia.
Yazkova V.E. (2018) Ot "tsivilisazii" k "kulture" i obratno: evolutsia tsennostnikh orientatsij katolicheskoi tserkvi, Vestnik Evropy. Tom L. "Italy & Vatican. Spezialny nomer, Moscow, Russia.
Enciclica "Divini Redemptoris" (1937), Vaticano, 19 marzo 1937 [Online], available at: URL: / https://w2.vatican.va/content/pius-xi/it/encyclicals/documents/hf__p-xi_enc_19370319_divini-redemptoris.html (дата обращения 15.03.2018)
Enciclica "Editae Saepe Dei" (1910), Vaticano, 26 maggio 1910 [Online], available at: URL: / http://www.totustuustools.net/magistero/p10edita.htm (дата обращения 27.06.2018)
Enciclica "Il fermo proposito" (1905), Vaticano, 11 giugno 1905 [Online], available at: URL: / http://www.documentacatholicaomnia.eu/04z/z_1905-06-
11_SS Pius X Encyclica 'Il Fermo Proposito'_FR.doc.html (дата обращения 25.05.2018)
Enciclica "Veritatis Splendor" (1993), Vaticano, 6 agosto 1993 [Online], available at: URL: / http://w2.vatican.va/content/john-paul-ii/it/encyclicals/documents/hf_jp-ii_enc_06081993_veritatis-splendor.html (дата обращения 27.06.2018)
Fede e cultura: antologia di testi del magistero pontificio da Leone XIII a Giovanni Paolo II (2003), Libreria Editrice Vaticana, Vaticano.
Lettera Apostolica "Notre charge apostolique" (1910), Parigi, maggio 1910 [Online], available at: URL: / http://www.totustuustools.net/magistero/p10notre.htm (дата обращения 21.05.2018)
CATHOLIC CHURCH AND CULTURE: NEW WAYS OF THE OLD DIALOGUE
Author. Yazkova Veronica Evgenievna, Candidate of Historical Science, Senior researcher of the Center of religion and society problems, Institute of Europe RAS, Address: 11-3, Mokhovaya st., Moscow, Russian Federation, 125009. E-mail: [email protected].
Abstract. The article deals with the main stages of evolution of the Catholic Church's teaching on culture in the XX - early XXI centuries. The Author shows that the popes committed a long way from the anathema of any form of secular culture and civilization up to a dialogue between the Church and the culture, the Church and contemporary art. In practical term, this task is the object of activities of the Papal Council for culture. Since the beginning of the third Millennium, in the context of globalization, secularism and religious indifferentism, the Vatican appreciates more than ever the role of cultural factor in the "constructive dialogue" at the inter-state, inter-religious, inter-ethnic, interpersonal levels of interaction between people.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3
Key words: culture, Vatican, the Second Vatican Council, Catholic Church, interreligious dialogue, Christian civilization, modernism, secularism. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran32018179184
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3