Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2
УДК 322
Вероника Язькова
МОДЕРНИЗМ И ТРАДИЦИОНАЛИЗМ: НОВЫЕ АСПЕКТЫ ДИАЛОГА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ И СВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ1
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые течения в истории католической церкви - модернизм и традиционализм, основные вехи их противостояния. Автор показывает, что по мере изменения облика церкви менялось и её отношение к модернизму и модернистам. С начала третьего тысячелетия спор традиционалистов и модернистов переместился по большей части в сферу культуры, искусства, литературы, кино. Поэтому каждая книга или фильм, затрагивающие церковь, - больше, чем просто события культурной жизни, это дискуссия, спор, подчас схватка модернизма и сторонников Традиции. Нашумевший американский сериал "Молодой папа" - важный шаг в диалоге современного общества с церковью, так как он обнажил "болевые" точки взаимоотношений церкви и общества, неумение, нежелание или неготовность понимать друг друга, и в то же время наметил пути сближения.
Ключевые слова: традиционализм, модернизм, секуляризм, Ватикан, Второй Ватиканский собор, католическая церковь, Соррентино, "Молодой папа".
Традиционализм и модернизм - ключевые течения в истории церкви вообще, католической - в частности. Без них невозможно понять уровень, градус и температуру взаимоотношений церкви и общества как в прошлом, так и в настоящем.
История противостояния традиционализма и модернизма насчитывает более ста лет и включает в себя различные этапы, на протяжении которых менялся облик самой католической церкви. Еще энциклика Пия X "Pascendi" (1907) говорила о многоликости модернизма. Папа выделял следующие типы модернистов: модернист-философ, верующий, теолог, историк, критик, реформатор и т.д. Модернист-философ утверждал, что Бог не проявляется в истории, модернист-критик делал упор на методологию, критический подход к текстам, модернист-реформатор стремился привести богословие в соответствие с новейшими течениями в философской мысли, требовал реформы обрядов и самой Церкви, модернист-историк разграничивал в религии сферы истории и веры, модернист-верующий ратовал за общение с Богом без посредников, один на один, модернист-богослов мечтал примирить науку с верой при подчинении ее науке.
На протяжении всей первой половины XX в. модернизм был оценен как опасная ересь. Ошибкой модернистов официальная церковь считала подмену объективной правды
© Язькова Вероника Евгеньевна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИЕ РАН. Адрес: РФ, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran2201835
1 Подробнее см.: Язькова В.Е. Паоло Соррентино. "Молодой папа": произведение искусства, а не переложение Катехизиса, http://www.vestnik-evropy.ru/continuous-magazine/paolo-sorrentino-young-dad-a-work-of-art-not-a-transcription-of-the-catechism-translation-and-commen.html
2 Lettera Enciclica Pascendi Dominici Gregis del Sommo Pontefice Pio X. // http://w2.vatican.va/content/pius-x/it/encyclicals/documents/hf_p-x_enc_19070908_pascendi-dominici-gregis.html
Откровения - субъективным человеческим восприятием, личным жизненным опытом1. По этой причине диалог с модернистами долгие годы считался невозможным, его сторонников анафематствовали, даже вводили антимодернистскую присягу для клира.
Как известно, лишь после Второго Ватиканского собора (1962-1965) дистанция между официальной позицией церкви и позицией модернистов сократилась. Собор ознаменовал поворот католической церкви к обществу, подтвердил заложенный в конституции Итальянской республики принцип независимости церкви и государства, дал начало новому учению о церкви, межрелигиозному диалогу, реформировал богослужение, перевёл его на национальные языки. Церковь заявила о намерении стать частью гражданского общества, поддержала прогресс во имя созидания, выступила за развитие новых технологий, признала важную роль мирян на межприходском, национальном и международном уровнях2. В соборных декларациях и декретах прослеживаются отдельные аспекты философского наследия немецких, бельгийских и французских католических мыслителей, многие из которых до того времени слыли модернистами: Ж. Марешаля, Г. Марселя, Тейяра де Шардена, А. Де Любака, М.Д. Шеню, Х.У. фон Балтазара и др.
После Второго Ватиканского собора модернисты были вынуждены пересмотреть свою позицию. Часть их отошла в сторону, полностью удовлетворившись проведёнными реформами. А часть вслед за швейцарским теологом Х. Кюнгом потребовала новых, ещё более радикальных преобразований. В целом же в Европе учение католического модернизма стало всё больше вытесняться идеями секуляризма с типичным для него сугубо инструментальным подходом к религии как к источнику социально полезных благ - своеобразной секулярной формой религии.
С начала третьего тысячелетия, в понтификаты Бенедикта XVI (2005-2013) и Франциска I (с 2013 г.) католическая церковь, выступая против давления секулярного антропоцентризма, выводящего Бога "за скобки", предлагая концепцию "новой евангелизации", по-прежнему ведёт напряженный диалог с модернизмом. Папа Ратцингер признавался в одном из интервью, что "Церковь, в том числе по мнению некоторых теологов, предстает как структура человеческая, инструмент, созданный нами, и который мы, следовательно, можем сами беспрепятственно перестраивать, исходя из текущих нужд", забывая, что за человеческим "фасадом" всегда скрывается сверхчеловеческая тайна, в которую никто не имеет права вмешиваться. Если же сверхъестественное видение тайны церкви отсутствует, "христология теряет свою связь с Божественным... Евангелие превращается в Иисус-проект, проект социально-освободительный, или в другие проекты исключительно исторические..."3
А что же общество? Общество требует оздоровления института самой церкви, искоренения педофилии и гомосексуализма священников, легализации разводов и т.д. Общество
1 Ковальска-Стус Х. Модернизм и либерализм в осуждении Ватикана. // https://www.runivers.ru/philosophy/logosphere/450862/ (дата обращения 12.05.2018)
2 Документы II Ватиканского Собора. М., 2004, с.313.
3 Ратцингер в 1984 году: Церковь тихо перестает быть католической, СКГ, 05.01.2017 / http://skgnews.com/2017/01/05/ratcinger-v-1984-godu-cerkov-tixo-perestaet-byt-katolicheskoj/ (дата обращения 05.04.2017)
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2
и церковь стремятся к диалогу, но, в ряде случаев, не слышат друг друга, разговаривая на разных языках. Вероятно, своеобразный ответ на этот вопрос дал кинематограф. В последнее время (и это, пожалуй, знак современности) спор традиционалистов и модернистов переместился по большей части в сферу культуры, искусства, литературы, кино. Поэтому каждая книга или фильм, в той или иной мере затрагивающие церковь, - больше, чем просто события культурной жизни, это дискуссия, спор, подчас схватка модернизма и сторонников Традиции. Особенно это важно в наши дни, когда иерархи католической церкви по завету Второго Ватиканского собора стараются не оказывать прямого давления на паству.
Серьёзным вызовом для церковных интегралистов стал фильм итальянского режиссёра Нанни Моретти "У нас есть папа", 2011. Режиссер вынес на обсуждение вопрос о возрасте папы римского. Может ли папа, спрашивал он, быть нерешительным, имеет ли он право бежать от ответственности, отказаться от папства? Иными словами, каков предел обыденной человечности папы римского? Трогательный фильм Моретти был восторженно принят публикой, обласкан критиками и в целом оценён по достоинству, хотя не без серьёзных замечаний, официальными католическими СМИ - Радио Ватикана, "Оссерваторе Романо" и др1.
Другим "вызовом" стал нашумевший в Европе многосерийный фильм Паоло Соррен-тино ("Молодой папа", 2016 г.), поставивший, в свою очередь, ряд вопросов: каким мыслится сегодня идеальный папа? Сумеет ли церковь ответить на вызовы глобализма и современной цивилизации? Иными словами, какими будут отношения католической церкви и общества в XXI в.?
"Молодой папа" вызвал горячую дискуссию в прессе с участием журналистов, писателей, историков церкви. Этому способствовала тематика картины, попытка оскароносного режиссёра проникнуть в святую святых Ватикана, в папские покои. Несмотря на то, что картина обращается к самому широкому зрителю, тематика её, пожалуй, в наиболее яркой форме отражает суть противоречий традиционалистов и модернистов на современном этапе. Кто-то сочтёт, что герой сериала, вымышленный папа Пий XIII (до избрания американский кардинал Ленни Белардо) - жёсткий адепт веры, призванный обратить современный мир к христианству в эпоху коллективного отступничества, "консервативной революции" и исламского экстремизма. Кто-то усмотрит во внешнем бытовом "либерализме" Белардо зачатки будущего великого реформатора церкви. Кто-то сочтёт его прагматиком, атеистом или шоуменом на троне. А кто-то, возможно, обнаружит черты Антихриста2.
Официальная католическая церковь долго воздерживалась от комментариев, что не помешало ряду католически ориентированных изданий озвучить свою позицию по горячим следам. Церковь, - замечает К. Сиккарди на портале католического информационного агент-
1 Il film di Moretti: "Habemus Papam" da oggi nelle sale italiane. La recensione di Luca Pellegrini (Radio Vaticana), 15.04.2011 / http://paparatzinger4-blograffaella.blogspot.ru/2011/04/il-film-di-moretti-habemus-papam-da.html; Ranzato E. Una capacita smarrita, L'Osservatore romano, 28.04.2011 /
http://www.vatican.va/news_services/or/or_quo/cultura/2011/097q04a1.html (дата обращения 10.05.2017)
2 Тарханова Е. Период первого инфаркта. "Молодой папа", режиссёр Паоло Соррентино, "Искусство кино". 2017, №1 январь / https://mail.kinoart.ru/archive/2017/01/period-pervogo-infarkta-molodoj-papa-rezhisser-paolo-sorrentino (дата обращения 7.05.2018)
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2
ства "Корриспонденца Романа", - предстаёт в фильме как "сосуд праздности, властолюбия, фобий и мании величия". Это образ обмирщённой, морально и духовно уязвимой псевдоцеркви, теряющей доктринальную и вероучительную опору. Таков итог излишней открытости, курса на диалог с миром, взятого на вооружение Вторым Ватиканским собором1.
Еженедельник "Фамилья кристиана", признавая бесспорные художественные достоинства фильма, посчитал, что многое в картине выглядит карикатурой и граничит с наивностью на грани святотатства. Так и только так можно расценить эпизод, в котором папа римский уговаривает священника нарушить тайну исповеди. Пристало ли качественному кинематографу говорить о Ватикане и католической церкви на банальном, нарочито земном язы-ке?2 - риторически спрашивает М. Турриони.
Неприятие католических СМИ, бесспорно, стало для Соррентино неприятным сюрпризом. Однако критика не заглушила голосов в его защиту. Авторитетный итальянский ис-торик-ватиканист Альберто Меллони, научный консультант картины, предположил, что кому-то, в противовес папе Франциску, новатору в церкви, может импонировать консерватор, пожелавший "реставрировать старый порядок"3.
Многие представители светской культуры сошлись во мнении, что герой Соррентино многогранен, это убеждённый пророк веры, который внушает мысль о существовании Бога
4
даже закоренелым атеистам .
В "Молодом папе" любопытнее всего сам факт обращения светского режиссёра к религиозной тематике, к личности понтифика. Можно ли считать Пия XIII традиционалистом? И да, и нет. Да, потому что он отвергает либеральные модели, требует от премьера Италии пересмотра конкордатов между Святым престолом и итальянским государством. Нет, потому что, строго говоря, его миссия лежит в иной плоскости, чем модернизм или традиционализм.
Можно спорить об эстетике Соррентино, однако многие критики сходятся в том, что в "Молодом папе" присутствует мистическое напряжение, почти хичхоковский "саспенс". Режиссёр, по его собственному признанию, пытался растворить в картине то, что верующие называют "тайной, неподвластной человеческому пониманию, измерением чуда"5. Причем
1 Siccardi C. Sbeffeggiati al Festival di Venezia il Papa e il Vaticano, Corrispondenza romana, 07.09.2016. / https://www.corrispondenzaromana.it/sbeifeggiati-al-festival-di-venezia-il-papa-e-il-vaticano/ (дата обращения 24.04.2017)
2 Turrioni M. Che grande bluff il giovane papa di Sorrentino, 05.09.2016 / http://www.famigliacristiana.it/articolo/the-young-pope-sorrentino_8451.aspx (дата обращения 25.04.2018)
3 Zanuttini P. Papale papale: intervista a Paolo Sorrentino su "The Young Pope", la Repubblica.it, 30.09.2016 / http://www.repubblica.it/venerdi/interviste/2016/09/26/news/papale_papale_intervista_a_paolo_sorrentino_su_the_you ng_pope_-148575057/ (дата обращения 24.01.2018)
4 Baldrati M. The young pope, di Paolo Sorrentino: The End, 18.11.2016 /
https://www.carmillaonline.com/2016/11/18/the-young-pope-paolo-sorrentino-the-end/ (дата обращения 27.04.2018)
5 Zanuttini P. Papale papale: intervista a Paolo Sorrentino su "The Young Pope", la Repubblica.it, 30.09.2016 / http://www.repubblica.it/venerdi/interviste/2016/09/26/news/papale_papale_intervista_a_paolo_sorrentino_su_the_you ng_pope_-148575057/ (дата обращения 24.01.2018)
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2
речь идёт именно о тайне, а не об эзотерике или конспирологии в духе Дэна Брауна, склонного видеть исключительно политическое лицо церкви.
После долгого молчания, когда все уже перестали ждать, официальный орган Ватикана "Оссерваторе Романо" всё-таки дал свою оценку фильму "Молодой папа". Из этой оценки следует, что Соррентино, один из блестящих художников нашего времени, - постмодернист, и именно в ключе постмодернизма следует прочитывать фильм, целиком построенный на контрастах: иронии и почтительности, высмеивании, эстетстве и тоске по Красоте, Истине, Добру. Тут не найти пропаганды антикатолицизма или католического конформизма. Соррен-тино обрушивается с критикой и на религиозный прозелитизм, и на светский прогрессизм, на политкорректность, затрагивая самые болезненные темы: интриги в Ватикане, тему геев и т.д. "Соррентино - скептик, - читаем в Оссерваторе Романо, - но... желая пошутить над церковью, он принимает её очень всерьез... высмеивая, капитулирует перед ней". За прогрессиз-мом, требующим от церкви открыться миру, проглядывает главное - "обезоруживающее" восхищение католической церковью, которая не боится бросить вызов сегодняшнему миру1.
С этой точки зрения, "Молодой папа" - важный шаг в диалоге современного общества с церковью, так как он обнажил "болевые" точки взаимоотношений (неумение, нежелание или неготовность понимать друг друга) и в то же время наметил пути сближения.
Со времен Второго Ватиканского собора Церковь рассматривает культуру как своё "поле деятельности", так как именно тут развивается человеческая личность. Урбанизация, технологический прорыв, засилье массовой культуры, - всё это питает развитие новых форм мышления и, вероятно, готовит некую универсальную форму культуры, взаимодействовать с которой церкви придется в ближайшем будущем. Подобное взаимодействие или диалог определят дальнейшую судьбу церкви, так как становятся важнейшим фактором её выживания в эпоху глобализации.
Список литературы
Документы II Ватиканского Собора (2004). М, Россия.
Ковальска-Стус Х. (2012) Модернизм и либерализм в осуждении Ватикана. // https://www.runivers.ru/philosophy/logosphere/450862/ (дата обращения 12.05.2018)
Ратцингер в 1984 году: Церковь тихо перестает быть католической (2017), СКГ, 05.01.2017 [Online], available at: URL: http://skgnews.com/2017/01/05/ratcinger-v-1984-godu-cerkov-tixo-perestaet-byt-katolicheskoj/ (дата обращения 05.04.2017)
Тарханова Е. (2017) Период первого инфаркта. "Молодой папа", режиссёр Паоло Соррентино, Искусство кино, №1 январь, [Online], available at: URL:
http://mail.kinoart.ru/archive/2017/01/period-pervogo-infarkta-molodoj-papa-rezhisser-paolo-sorrentino (дата обращения 7.05.2018)
Язькова В.Е. (2017) Паоло Соррентино. "Молодой папа": произведение искусства, а не переложение Катехизиса, Вестник Европы [Online], available at: URL: http://www.vestnik-
1 Manuel de Prada J. Quando il Papa è immaginario? //www.osservatoreromano.va/it/news/fantasia -papale
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2
evropy.ru/continuous-magazine/paolo-sorrentino-young-dad-a-work-of-art-not-a-transcription-of-the-catechism-translation-and-commen.html (дата обращения 13.05.2018)
References
Dokumenty II Vatikanskogo Sobora (2004), Moscow, Russia
Kovalska-Stus H. (2012) Modernism y liberalism v osuzhdenii Vatikana. [Online], available at: URL: http://www.runivers.ru/philosophy/logosphere/450862/ (дата обращения 12.05.2018)
Ratzinger v 1984 godu: Zerkov' niho perestayot byt' katolicheskoy (2017), SKG, 05.01.2017 [Online], available at: URL: http://skgnews.com/2017/01/05/ratcinger-v-1984-godu-cerkov-tixo-perestaet-byt-katolicheskoj/ (дата обращения 05.04.2017)
Tarhanova E. (2017) Period pervogo infarkta. "Molodoy papa", rezhisyor Paolo Sorrentino, Iskusstvo kino, №1 yanvar [Online], available at: URL:
https://mail.kinoart.ru/archive/2017/01/period-pervogo-infarkta-molodoj-papa-rezhisser-paolo-sorrentino (дата обращения 7.05.2018)
Yazkova V.E. Paolo Sorrentino. "The Young Pope": proizvedenye iskusstva, a ne perelozhenye Katehysisa (2017), Вестник Европы [Online], available at: URL: http://www.vestnik-evropy.ru/continuous-magazine/paolo-sorrentino-young-dad-a-work-of-art-not-a-transcription-of-the-catechism-translation-and-commen.html (дата обращения 13.05.2018)
Baldrati M. (2016) The young pope, di Paolo Sorrentino: The End, [Online], available at: URL: http://www.carmillaonline.com/2016/11/18/the-young-pope-paolo-sorrentino-the-end/ (дата обращения 27.04.2018)
Il film di Moretti: "Habemus Papam" da oggi nelle sale italiane. La recensione di Luca Pellegrini (Radio Vaticana), 15.04.2011 / http://paparatzinger4-blograffaella.blogspot.ru/2011/04/il-film-di-moretti-habemus-papam-da.html;
Lettera Enciclica Pascendi Dominici Gregis del Sommo Pontefice Pio X. // http://w2.vatican.va/content/pius-x/it/encyclicals/documents/hf_p-x_enc_19070908_pascendi-dominici-gregis.html (дата обращения 12.05.2018)
Manuel de Prada J. (2017) Quando il Papa e immaginario? L'Osservatore romano, 30.09.2017 / [Online], available at: URL: http://www.osservatoreromano.va/it/news/fantasia-papale (дата обращения 13.05.2018)
Ranzato E. (2011) Una capacita smarrita, L'Osservatore romano, 28.04.2011 / [Online], available at: URL: http://www.vatican.va/news_services/or/or_quo/cultura/2011/097q04a1.html (дата обращения 10.05.2017)
Siccardi C. Sbeffeggiati al Festival di Venezia il Papa e il Vaticano, Corrispondenza romana, 07.05.2018. / https://www.corrispondenzaromana.it/sbeffeggiati-al-festival-di-venezia-il-papa-e-il-vaticano/ (дата обращения 24.04.2017)
Turrioni M. (2016) Che grande bluff il giovane papa di Sorrentino, 05.09.2016 [Online], available at: URL: http://www.famigliacristiana.it/articolo/the-young-pope-sorrentino_8451.aspx (дата обращения 25.04.2018)
Zanuttini P. (2016) Papale papale: intervista a Paolo Sorrentino su "The Young Pope", la Repubblica.it, 30.09.2016 [Online], available at: URL:
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2
http://www.repubblica.it/venerdi/interviste/2016/09/26/news/papale_papale_intervista_a_paolo_sor rentino_su_the_young_pope_-148575057/ (дата обращения 24.01.2018)
MODERNISM AND TRADITIONALISM: NEW ASPECTS OF DIALOGUE OF THE CATHOLIC CHURCH WITH SECULAR CULTURE
Author. Yazkova Veronica Evgenievna, Candidate of Historical Science, Senior researcher of the Center of religion and society problems, Institute of Europe RAS, Address: 11-3, Mokhovaya st., Moscow, Russian Federation, 125009. E-mail: yazkova@yandex.ru.
Abstract.
The article deals with the key trends of the history of the Catholic Church - i.e. modernism and traditionalism, and important milestones of their confrontation. The author shows that while the appearance of the Church changed, so did its attitude to modernism and modernists. Since the beginning of the third Millennium, the debate of traditionalists and modernists moved for the most part in the field of culture, art, literature, cinema. Therefore, each book or film that touche the Church is more than simple events of cultural life, - it is discussion, debate, somewhat a kind of collision obetween modernism and supporters of Tradition. The American TV series "The Young Pope "is an important step of the dialogue between modern society and the Church, as it exposed the "painful" points of the relationship between the Church and society, inability, unwillingness or unwillingness to understand each other, and at the same time outlined the ways of rapprochement.
Key words: modernism, traditionalism, secularism, Vatican, Italy, Catholic Church, the Second Vatican Council, P. Sorrentino, the Young Pope.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran2201835
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2