Научная статья на тему 'Взгляд проф. прот. М.К. Бобровского на общий ход униатского вопроса в XIX веке'

Взгляд проф. прот. М.К. Бобровского на общий ход униатского вопроса в XIX веке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взгляд проф. прот. М.К. Бобровского на общий ход униатского вопроса в XIX веке»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

П.Н. Жукович

Взгляд

проф. прот. М.К. Бобровского на общий ход униатского вопроса в XIX веке

Опубликовано:

Христианское чтение. 1907. № 12. С. 767-777.

© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Взглядъ проф. прот. М. К. Бобровскаго на общій ходъ уніатскаго вопроса въ XIX вѣкѣ.

«Ъ РУКОПИСНОЕ отдѣленіе Имп. Академіи Наукъ покойнымъ П. О. Бобровскимъ передана цѣлая рукописная книга собственноручныхъ черновыхъ писемъ его

дяди М. К. Бобровскаго, отысканная покойнымъ пру-

) жанскимъ протоіереемъ Н. М. Жуковичемъ въ м. Маль-чѣ (Пружан. уѣзда Гродн. губ.) у мѣстнаго священника В. А. Кургановича и пересланная имъ (11 февр. 1888 г.) П. О. Бобровскому. Въ этой книгѣ подъ № 54, л. 30 об.—32 об., находится письмо М. К. Бобровскаго, отъ 21 янв. 1835 г., къ настоятелю Вилен. Троицкаго базиліанскаго монастыря Виктору Босяцкому, представляющее несомнѣнный научный интересъ. Оно иптересно, какъ выраженіе взгляда самаго ученаго человѣка изъ тогдашней уніатской среды на общій ходъ развитія уніатскаго вопроса въ первыя' три десятилѣтія прошлаго вѣка. Оно же представляетъ собой живой, непосредственный матеріалъ для опредѣленія отношеній къ возсоединенію уніатовъ, какъ самого М. К. Бобровскаго, такъ и современныхъ ему уніатскихъ дѣятелей изъ среды бѣлаго духовенства вообще въ періодъ, непосредственно предшествовавшій дѣя-дѣятельности митр. Іосифа Сѣмашко. Извѣстно, что эти отношенія оцѣнивались и оцѣниваются въ соотвѣтствующей научно-исторической литературѣ весьма различно. Достаточно вспомнить горячую полемику по вопросу о возсоединительной дѣятельности Брестскаго капитула (членомъ его былъ М. К. Бобровскій) между покойнымъ профессоромъ М. О. Коялови-чемъ и П. О. Бобровскимъ.

Уніатскій каноникъ, а потомъ соборный протоіерей М. К. Бобровскій съ 1814 до 1832 г. былъ профессоромъ Вилен. университета по Свящ. Писанію и еврейскому языку. Въ главной духовной семинаріи, существовавшей при Вилен. университетѣ, онъ, кромѣ того, преподавалъ церковно-славянскій языкъ учившимся въ ней уніатамъ. Профессорство его два раза прерывалось: въ первый разъ пятилѣтней (1817— 1822) ученой командировкой въ западно-европейскіе университеты и въ славянскія земли для усовершенствованія въ предметахъ обѣихъ его спеціальностей и во второй разъ кратковременной (1824—1826) административной ссылкой его (въ м. Жировицы), стоявшей въ связи, или поставленной въ связь, съ студенческими политическими безпорядками въ университетѣ. Ученыя его изслѣдованія печатались въ тогдашнихъ Виленскихъ періодическихъ изданіяхъ (а также въ Библіографическихъ листкахъ Кеппена и «Вѣстникѣ Европы»). Кромѣ того, въ Вильнѣ въ 1829 году онъ напечаталъ: Ioannis Iahn Archeologia Biblica (t. 1). Имъ же составленъ былъ, по порученію богословскаго факультета Вилен. университета, «Краткій катехизисъ для юношества», употреблявшійся въ качествѣ учебника въ тогдаш.нихъ школахъ (на пол. языкѣ). Закрытіе университета положило конецъ профессорской дѣятельности М. К. Бобровскаго, хотя не прекратило совсѣмъ его ученой работы. Неблагопріятнымъ условіемъ для послѣдней было то уже, что онъ долженъ былъ уѣхать изъ Вильны. Онъ былъ назначенъ, по собственному впрочемъ его желанію, настоятелемъ Шерешевской уніатской церкви (Пружан. уѣзда Гродн. fv6.) и пружанскимъ благочиннымъ. Въ Шерешевѣ онъ прожилъ до самой смерти своей (f 1848 г.), возсоединившись въ 1839 году съ православною церковью.

Настоятель Вилен. Троицкаго монастыря, іеромонахъ Викторъ Босяцкій принадлежалъ, повидимому, къ числу образованныхъ и заслуженныхъ базиліанскихъ монаховъ. 13 февр. 1833 г. оффиціалъ Тупальскій предлагалъ митр. Іосафату Булгаку назначить мелецкимъ аббатомъ настоятеля вилен. монастыря Виктора Босяцкаго, имѣющаго ученую степень,* хорошаго математика *). Епископъ Іосифъ Сѣмашко (17 окт. J835 г.) писалъ о Босяцкомъ, что онъ «проходилъ съ отли-

*) Описаніе документовъ архива западно-русскихъ уніатскихъ митро политовъ, И, 952.

чіемъ должности училищныя и по монастырскому управленію» 2)..

Составленный Іосифомъ Сѣмашко планъ постепенной подготовки западно-русскихъ уніатовъ къ возсоединенію съ православною церковью къ 1835 году далеко уже подвинулся впередъ въ своемъ практическомъ осуществленіи. Послѣ польскаго возстанія 1832 года опятъ цѣлый рядъ базиліанскихъ монастырей былъ упраздненъ (съ обращеніемъ ихъ въ приходскія церкви). Для очищенія церковно-богослужебнаго уніатскаго обряда отъ латинскихъ примѣсей также не мало уже было’сдѣлано. Съ 1828 года въ м. Жировицахъ дѣйствовала уже Литовская духовная семинарія, и дѣйствовала въ явновозсоединительномъ духѣ... Въ 1834 году послѣдовалъ рядъ новыхъ мѣропріятій, направленныхъ къ сближенію грекО: уніатской церкви съ православною. 7 февр. 1834 г. грекоуніатская коллегія, по предложенію Іосифа, опредѣлила принять для уніатскихъ церквей въ руководство служебники и книгу молебцыхъ пѣній, печатаемые въ Москвѣ въ синодальной типографіи. Въ началѣ 1834 года Викторъ Босяцкій получилъ отъ епископа Іосифа спеціальное предписаніе устроить къ предстоящему пріѣзду его въ Вильну въ Троицкой монастырской церкви престолъ «соотвѣтственный правиламъ нашея греко-восточныя церкви» и пріучить монастырскую братію къ правильному богослуженію по ея обрядамъ. Весной того же 1834 года Босяцкій получилъ отъ епископа Іосифа предписаніе распорядиться печатаніемъ въ находившейся въ его монастырѣ типографіи священническихъ и діаконскихъ ставлен-ническихъ грамотъ на церковно-славянскомъ языкѣ 3)... Въ 1834 году началось, по энергическому требованію епископа Іосифа, повсемѣстное устройство въ приходскихъ церквахъ Литовской епархіи иконостасовъ.

Подъ непосредственнымъ впечатлѣніемъ послѣдовавшихъ въ 1834 году новыхъ мѣропріятій по уніатскому вопросу Викторъ Босяцкій, очевидно, и написалъ скорбное письмо къ М. К. Бобровскому. Болѣе или менѣе близкія личныя отношенія между ними могли установиться въ періодъ виленской профессорской службы Бобровскаго... Письмо Босяцкаго до сихъ поръ еще не отыскано. Нижепомѣщаемое нами въ пере-

%) Записки Іосифа, митрополита литовскаго, III, 227.

3) Ibid., 51, 64.

53

водѣ съ польскаго на русскій языкъ отвѣтное письмо ему М. К. Бобровскаго только въ нѣсколькихъ отрывкахъ было напечатано П. О Бобровскимъ въ его историко-біографическомъ очеркѣ: «М. К. Бобровскій, ученый славистъ-оріенталистъ» (С.-Петербургъ, 1889), стр. 74—77, и въ его же изслѣдованіи «Русская греко-уніатская церковь въ ц. имп. Александра I» (С.-Петербургъ, 1890), стр. 4—7.

Письмо протоіерея Михаила Кирилловича Бобровскаго, отъ 21 января 1835 года изъ м. Шерешева, къ настоятелю Виленскаго Свято-

Троицкаго базиліанскаго монастыря о. Виктору Босяцкому.

«Высокопреподобному отцу Босяцкому священникъ Михаилъ Кирилловичъ желаетъ здравія».

«Простите, что начинаю пользоваться важнымъ стилемъ въ обращеніи къ Вамъ. Не потому — это, что я измѣнилъ дружескія чувства къ Вамъ. Но самый предметъ письма требуетъ этого, и наши предки этотъ способъ выраженія употребляли въ болѣе важныхъ письменныхъ сношеніяхъ».

«Наклонъ къ упадку базиліанскаго ордена.и уніи въ Литвѣ Вы, высокопреподобный отецъ, приписываете, кажется, дѣйствіямъ бѣлыхъ (swieckich) греко-уніатскихъ священниковъ, и среди нихъ помѣщаете и меня,' когда въ письмѣ ко мнѣ, упомянувши о теперешней реформѣ обрядовъ нашей церкви, обращаетесь тономъ, призывающимъ къ покаянію: «Ударьте себя въ грудь за ваши дѣлишки!» Несправедливое сожалѣніе,—по крайней мѣрѣ, что касается меня! Я въ этомъ всегда умывалъ руки, при началѣ даже дѣйствій противъ базиліанскаго ордена я, сколько могъ, отсовѣтовалъ (tyle, ile mogiem, odradzaiem). Когда дѣло шло объ отобраніи большихъ монастырей, каковы Жировицкій и Виленскій, и обращеніи ихъ на епископскія каѳедры, и когда хотѣли меньшіе монастыри, подъ предлогомъ, что они возникли изъ приходскихъ церквей, превратить опять въ церкви, чтобы болѣе заслуженнымъ священникамъ изъ бѣлаго духовенства (w klerze) дать лучшіе фундуши,—я въ письмѣ къ о. оффиціалу .Тупальскому4), имѣю-

9 Антоній Тупальскій, съ 1799 г. ассесоръ, съ 1804 г. вице-оффиціалъ, съ 1807 г. оффиціалъ (предсѣдатель) Брестской уніатской консисторіи > членъ Брѳст. капитула. Скончался въ 1848 г. въ санѣ православнаго протопресвитера.

щему среди духовенства авторитетъ, совѣтовалъ щадить бази-ліанскій орденъ, какъ единственную опору нашей уніи, отнявши или ослабивши которую духовенство одно не въ силахъ будетъ устоять въ уніи. Орденъ, управляемый могущественной корпораціей и умѣющій найти дорогу къ вліятельнымъ лицамъ, обладаетъ силой защитить унію, между тѣмъ какъ, напротивъ, бѣлое духовенство, разсыпанное мелкими семьями и нищетою угнетенное, и даже благочинныхъ боящееся, подъ всякимъ предлогомъ улучшенія быта или тѣнью угрозы, склонится • легко, какъ трость, вѣтромъ колеблемая, на ту или другую сторону».

«Я не отрицаю того, что нѣкоторыя лица изъ бѣлаго духовенства, именно прелатъ Янковскій 5 6 7), какъ протопресвитеръ Брестской капитулы, поддержанный совѣтомъ о. Сосновскаго ®), -бывшаго Виленскаго митрополичьяго оффиціала, обращались и въ греко-уніатскую коллегію, и въ министерство просвѣщенія и духовныхъ дѣлъ съ цѣлью возвратить и обратить на Брестскую каѳедру, на епархіальныя семинаріи и на Брестскій капитулъ извѣстные фундуши и капиталы, образовавшіеся со столькихъ каѳедръ и иныхъ складчинъ духовенства и благочестивыхъ любей и будто бы (niby) захваченные лицами изъ базиліанскадо ордена въ то время, когда кормило духов-. ное находилось еще въ болѣе свѣтлыхъ рукахъ изъ среды того же ордена. Я читалъ нѣкоторыя изъ обращеній этого , рода, но я къ нимъ не писалъ- Во время пребыванія теперешняго нашего митрополита ’) въ Жировицахъ 8) на юбилеѣ я, какъ исправляющій должность сурогата въ Брестскомъ капитулѣ, призванъ былъ для участія въ переговорахъ между бѣлымъ духовенствомъ и орденомъ относительно семинарскихъ

ä) Гавріилъ Янковскій, архипресвитеръ Брестскаго уніатскаго капитула.

6) Антоній Сосновскій, еъ 1822 г. вице-оффиціалъ Брест. уніат. консисторіи, съ 1825 по 1828 г. оффиціалъ Вилен. митр. уніат. консисторіи, членъ Брест. капитула. О немъ см. изслѣдованіе П. О. Бобровскаго „А. Ю. Сосновскій“ (Вильна, 1890) и его же брошюры „Къ біографіи А. Ю. Сосновскаго“ (Вильна, 1891) и „Матеріалы къ исторіи Русской греко-уніатской церкви“, содержащіе въ себѣ копіи писемъ А. Ю. Сосновскаго за 1826— 1828 гг. (Спб., 1891). Первыя двѣ брошюры—оттиски изъ „Литов. Епарх. Вѣд.“, послѣдняя—изъ „Журн. Мин. Нар. Просвѣщенія“.

7) Іосафатъ Булгакъ, уніатскій митрополитъ съ 1817 г. по 1838 г.

8) Мѣстечко Жировицы (Слоним. уѣзда. Гроднен. губ.) было каѳедрой Брестскаго уніат. епископа.

53»

фундушей, и въ то время на предложеніе митрополита, чтобы орденъ уступилъ нѣкоторые монастыри и суммы въ пользу семинарій бѣлаго духовенства, покойный провинціалъ Каминскій 9) заявилъ по должности -своей, что онъ присягой обязанъ охранять въ цѣлости всѣ фундуши своего ордена, что орденъ содержитъ на свои средства семинарію въ Лавришовѣ 10 *) для готовящихся въ бѣлые священники и что, если есть въ томъ нужда, онъ готовъ постараться объ открытіи семинаріи для клириковъ еще въ другомъ монастырѣ. И этимъ дѣло окончилось. Было послано въ столицу и такое заявленіе, что уніатскіе клирики, учась совмѣстно съ латинскими въ главной семинаріи, пріобрѣтаютъ склонность къ обрядамъ латинскимъ и такимъ образомъ измѣняютъ (латинизируютъ) обряды грекоуніатскіе, которые давно уже искажены вліяніемъ латинянъ и не приличествуютъ греческой литургіи и которые слѣдовало бы исправить и возвратить къ древнему чину, какъ онъ у грековъ сохраняется (съ такимъ заявленіемъ, кажется, выступилъ о. Сосновскій, въ то время оффиціалъ угасающей Виленской митрополичьей епархіи). Это заявленіе имѣло своимъ послѣдствіемъ то, что уніатскихъ клириковъ совсѣмъ отдѣлили отъ латинскихъ въ богослужебной практикѣ (w cwiczeniach duchovv nych). Я самъ былъ свидѣтелемъ этого: для этихъ клириковъ назначенъ былъ особый духовникъ, о. Пилиховскій, нынѣ ассессоръ коллегіи. Это же заявленіе послужило, кажется, поводомъ къ совершенному удаленію уніатскихъ клириковъ изъ главной семинаріи. Мѣсто главной семинаріи имѣетъ занять академія въ Полоцкѣ, на основаніе которой есть указъ и Всемилостивѣйше назначенъ фундушъ, подобно тому, какъ уже открыта духовная Виленская академія для римско-католическихъ питомцевъ. Въ настоящее время греко-уніаты, дѣти духовнаго и свѣтскаго званія, учатся въ Жировицкой и Полоцкой семинаріяхъ, а также въ уѣздныхъ училищахъ, содержимыхъ на монастырскіе фундуши въ Кобринѣ, Супрасли, Борунахъ и) и т. д. Какимъ духомъ дышетъ Жировицкая школа и къ чему стремится, читайте рѣчь, сказанную при открытіи ученія въ этой школы въ 1834 году инспекторомъ Фердинан-

°) Цезарій Каминскій; литовскій базиліанскій провинціалъ (до 1826 г.).

10) Лавришово—Новогруд. уѣзда. Минской губерніи.

“) Кобринъ—уѣздн. г. Гродн. губ., Супрасль—мѣстечко Вѣлосток. уѣзда, той же губ., Боруны—мѣстечко Ошмян. уѣзда, Вилен. губ.

домъ Гомолицкимъ 12) (напечатана въ Гроднѣ). Что бы то ни было., эти и подобные имъ шаги, обращенія и недоразумѣнія между орденомъ и бѣлымъ духовенствомъ привели и къ закрытію базиліанскихъ монастырей, и къ реформѣ обрядовъ восточной церкви, соединенной съ римскою. Но все это, можетъ быть, только предлогъ, и опечаленные этой внезапной перемѣной мы приписываемъ другъ другу то, что происходитъ отъ другихъ причинъ, которыхъ мы не знаемъ или знать намъ не слѣдуетъ (Ale to wszystko moze bye’ tylko pozorem i w zalu nagJey tey zmiany iedni drugim przypisuiemy to, со z in-nych przyezyn pochodzi, о ktorych my nie wiemy albo wied-ziec nam sie nie godzi). Пусть же латиняне скажутъ, почему закрываютъ ихъ монастыри и уменьшаютъ приходы? Почему запрещено намъ, какъ уніатамъ, общеніе съ ними въ богослуженіи? Это—судьбы Промысла Божія. Его пути непостижимы! Потомки наши только о нихъ узнаютъ. Существованіе, во всякомъ случаѣ, или паденіе уніи въ Литвѣ—въ рукахъ Божіихъ. Не отъ реформы обрядовъ зависитъ ея бытіе, а отъ того, къ чему эта реформа стремится. Раньше, чѣмъ у насъ, реформа обрядовъ греко-уніатской церкви началась въ Галиціи — при императрицѣ Маріи Терезіи, стараніемъ архіепископа Ангело-вича 13), предшественника теперешняго; но это нисколько не попрепятствовало существованію тамъ уніи. У насъ началъ ее покойный митрополитъ Лисовскій 14 *), изъ базиліанъ, въ Полоцкой архіепархіи: и на Полоцкую семинарію, и на консисторію онъ обратилъ орденскіе фундуши. Вотъ кто былъ первой пружиной къ отчужденію орденскихъ фундушей. За нимъ архіепископъ Полоцкій Красовскій, ,5) изъ бѣлаго духовенства, сильно поддерживалъ ее. При митрополитѣ Кохановичѣ, 16) изъ бѣлаго духовенства, и по обстоятельствамъ времени, и по

“) Впослѣдствіи ректоръ Литов. дух. семинаріи, протоіерей Ипполитъ Гомолицкій.

13) Антоній Ангеловичъ, съ 1792 г. епископъ Перемышльскій, съ 1808 до 1814 г. архіепископъ-митрополичъ Галицкій. Преемникомъ его былъ митр. Михаилъ Левицкій (1815—1858).

н) Ираклій Лисовскій, полоцкій уніатскій архіепископъ (1784—1809), былъ митрополитомѣ уніатскихъ церквей въ Россіи (1806—1809).

*“) Іоаннъ Красовскій, полоцкій уніатскій архіепископъ (1809—1826); потомъ луцкій епископъ (1826—1827).

іе) Григорій Кохановичъ, уніатскій митрополитъ (1809—1814), бывшій вмѣстѣ съ тѣмъ луцкимъ епископомъ.

причинѣ нерѣшительнаго (powolnego) характера митрополита, ничего въ этомъ отношеніи не было предпринято на Волыни. Теперь реформа исполинскими шагами идетъ впередъ, и, до чего она дойдетъ, время покажетъ. Сдѣлано было въ этомъ смыслѣ обращеніе къ Холмскому епископу Шумборскому п), но упомянутый епископъ въ своей отповѣди, какъ я слышалъ, не обнаруживаетъ, повидимому, склонности къ ней. Если правда, какъ говорятъ, что наши епископы, не исключая и преосв. Жаренаго **) (за исключеніемъ митрополита) дали подписки на соединеніе съ господствующей религіей, если стремятся получить ихъ отъ нѣкоторыхъ священниковъ, занимающихъ административныя должности, и нѣкоторые изъ нихъ такія подписки уже дали: то уже конецъ уніи (to iuz ро unii) въ Литвѣ. Несомнѣнно, что. мудрѣйшій нашъ императоръ свято хранитъ терпимость ко всѣмъ вѣроисповѣданіямъ въ своемъ государствѣ и никого не принуждаетъ къ перемѣнѣ своей вѣры, а что онъ позволяетъ принимать въ православную вѣру добровольно къ ней приходящихъ, это совершенно не мѣшаетъ вѣротерпимости. Тѣ только передъ Господомъ Богомъ пусть дадутъ отвѣтъ, которые увѣщаніемъ и обѣщаніями должностей или имѣній склоняютъ къ этому жадныхъ къ нимъ или простецовъ,—попирая совѣсть милліона простыхъ людей, вызываютъ среди нихъ смуту (w niepokoy wprawlaia), а представляя правительству вынужденныя подписки, обманываютъ само правительство, будто добровольно переходятъ изъ одной вѣры въ другую. За свою ли покорность призыву въ православіе, или за усердную службу не одинъ уже оказался награжденнымъ закрытымъ монастыремъ. Что касается меня, въ какой вѣрѣ я родился и какой держаться велитъ мнѣ совѣсть, въ такой я стремлюсь (pragne) и умереть, всегда вѣрный подданный моего государя и благодарный за пенсію, спокойно сидящій въ сторонкѣ и не желающій ни во что мѣшаться (do niczego nalezec)».

«Виленскій монастырь всегда пользовался той славой, что съ древнихъ временъ и до настоящей минуты неизмѣнно и держался уніи, и поддерживалъ унію. Провидѣніе Вамъ, высо- * 8

") Филиппъ-Фелиціанъ ІІІумборскій, холмскій уніатскій епископъ (1830—1851).

І8) Іосафатъ Жарскій, пинскій уніат. епископъ, викарій литовской епархіи (1833—1838). О Жарскомъ см. брошюру И. А. Хлѣбцевича „Іосафатъ Жарскій“ (Гродна, 1897),

копреподобный отецъ, вручило управленіе этимъ монастыремъ. Отъ Вашихъ убѣжденій зависитъ, соблюсти ли его древнюю славу, или нѣтъ. Самую полезную услугу Вы бы оказали, если бы собрали матеріалы для исторіи своего манящагося къ паденію ордена и угасающей уніатской церкви. У Васъ подъ руками архивъ ордена, а какъ вліявшій въ послѣднія времена на кормило своего ордена, Вы можете въ этомъ отношеніи болѣе »и вѣрнѣе знать, нежели кто-либо другой. Среди хозяйственныхъ. хлопотъ это будетъ развлеченіемъ -для того, кто любитъ заглядывать въ покрытые плѣсенью Свитки. Будьте здоровы, высокопреподобный отецъ, не забывайте въ молитвахъ и вспомините того, кто объясняется съ открытымъ сердцемъ. Сохраните то, что пишу, про себя; потому что, можетъ быть, еще преждевременно нѣкоторыя вещи вырвались изъ-подъ моего пера».

Викторъ Босяцкій, по полученіи напечатаннаго нами письма къ нему Бобровскаго, не долго оставался настоятелемъ Виленскаго монастыря. Осенью 1835 года министерство внутреннихъ дѣлъ препроводило (отъ 12 окт. 1835 г.) къ литовскому епископу Іосифу присланный изъ Вильны анонимный доносъ на него, обвинявшій его и виленскихъ уніатскихъ монаховъ вообще въ несоблюденіи обрядовъ греко-восточной церкви и въ безнравственной жизни. Епископъ Іосифъ въ отношеніи къ министру Блудову (отъ 17 окт. 1835 г.) старался защитить Босяцкаго отъ взведенныхъ на него обвиненій І9). Но на Босяцкаго послѣдовалъ новый доносъ въ министерство. Результатомъ его было новое отношеніе министра внутреннихъ дѣлъ къ литовскому уніатскому епископу (отъ 12 дек. 1835 г.). Епископъ Іосифъ (11 августа 1836 г.) поручилъ своему викарію, епископу Антонію Зубко произвести разслѣдованіе на мѣстѣ.

Епископъ Антоній произвелъ ревизію Виленскаго монастыря въ октябрѣ 1836 года. Въ представленномъ имъ епископу Іосифу отчетѣ онъ, между прочимъ, писалъ относительно соблюденія въ Виленскомъ монастырѣ обрядовъ грековосточной церкви слѣдующее: «До послѣдованія моихъ распоряженій здѣсь служили читанныя обѣдни на боковыхъ престолахъ, не имѣющихъ. царскихъ вратъ; даже въ пѣтыхъ обѣдняхъ не употребляли пяти просфоръ: едва 10 октября иетек-

шаго года настоятель приказалъ употреблять пять просфоръ и воспретилъ служить обѣдни на боковыхъ придѣлахъ, которые однако же существовали до моего прибытія и уже при мнѣ разбиты. Я заставлялъ при себѣ служить всѣхъ іеромонаховъ, кромѣ настоятеля, который отлагалъ служить на дальнѣйшее время, между тѣмъ разныя занятія, а теперь присутство -ваніе при изслѣдованіи о свиранскихъ крестьянахъ тому воспрепятствовали»... Далѣе въ отчетѣ сообщались фактическія данныя о зазорной жизни Босяцкаго... Епископъ Антоній высказался въ своемъ отчетѣ за необходимость удаленія Босяцкаго съ настоятельской должности въ Виленскомъ монастырѣ. Онъ проектировалъ даже совершенное закрытіе этого монастыря (и существовавшаго рядомъ съ нимъ женскаго базиліан-скаго монастыря) 20).

Викторъ Босяцкій распоряженіемъ епархіальной власти перемѣщенъ былъ въ число братіи Бытенскаго уніатскаго монастыря (слоним. уѣзда гродн. губ.). Проживая въ этомъ монастырѣ (находившимся вблизи м. Жировицъ), онъ уклонялся отъ совершенія богослуженій. Лѣтомъ 1838 г. епископъ Антоній донесъ епископу Іосифу, что Босяцкій, по закоренѣлой своей ненависти ко всему русскому, отказывается дать заявленіе о желаніи присоединиться къ православной церкви и что онъ поддерживаетъ упорство въ томъ же отказѣ бытенскихъ, а можетъ быть (тайно) и виленскихъ уніатскихъ монаховъ. Принятыя епископомъ Антоніемъ мѣры съ цѣлью сломить упорство Босяцкаго (въ томъ числѣ наказаніе голоднымъ столомъ) не дрстигли цѣли. 29 іюля 1838 г. епископъ Іосифъ, на основаніи донесеній еп. Антонія, перемѣстилъ Босяцкаго въ «уединенный» Тороканскій монастырь (кобрин. уѣзда гродн. губ.). Спустя нолгода, уже передъ самымъ возсоединеніемъ уніатовъ, епископъ Іосифъ (6 янв. 1839 г.) писалъ оберъ-про-курору Св. Синода гр. Протасову о Босяцкомъ слѣдующее: «Онъ, приверженный къ римскому исповѣданію и раздраженный извѣстными вашему сіятельству обстоятельствами, дѣлаетъ другимъ монашествующимъ противныя ихъ долгу внушенія, имѣющія довольно силы по прежнему вѣсу его между іЛша-шествомь». Іосифъ просилъ Протасова о томъ, чтобы Босяц-

ао) Извлеченіе изъ отчета епископа Антонія напечатано въ приложеніи къ книжкѣ О. ВфІДербидкаго: „Виленскій Свято-Троицкій монастырь“ (Вильна, 1886).

кій и два другихъ упорныхъ іеромонаха «высланы были и на сей первый случай гражданскимъ начальствомъ въ великороссійскіе монастыри»... Босяцкій былъ высланъ въ Путивльскую Молчанскую Софроніеву пустынь 21)...

Судьба базиліанскаго іеромонаха Виктора Босяцкаго показываетъ, что напечатанное нами письмо ученаго профессора-уніата написано было имъ къ одному изъ наиболѣе стойкихъ и авторитетныхъ защитниковъ уніи. Этимъ, надо думать, объясняются и особое обращеніе къ нему Бобровскаго въ первыхъ строкахъ письма, и обширные размѣры, и все содержаніе письма. Для характеристики же взглядовъ самого М. К. Бобровскаго- наиболѣе важенъ основной тонъ письма. Онъ самъ смотрѣлъ на это свое письмо какъ-то 'особенно. Ему какъ-будто хотѣлось, чтобы оно не однимъ Босяцкимъ было прочитано.

П. Жуковичъ.

■') Записки м. Іосифа, 111, 387, 413—414; Г. Я. Кицріановичъ, „Жизнь Іосифа Сѣмашки, митр. Литовскаго“, второе изданіе (Вильла, 1897), стр. 160.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.