Научная статья на тему 'ВЗГЛЯД ПЕДАГОГОВ НА ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ, ВЫПОЛНЕННОЙ В ЦИФРОВОМ ФОРМАТЕ'

ВЗГЛЯД ПЕДАГОГОВ НА ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ, ВЫПОЛНЕННОЙ В ЦИФРОВОМ ФОРМАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектно-ориентированное обучение / цифровизация образования / презентации / блоги / фотоэссе / видео / подкасты / вебкасты / project-oriented learning / digitalization of education / presentation / blogs / photo essay / video / podcasts / webcasts

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишигин Андрей Владиславович

Рассматриваются оценки учителями возможностей использования результатов самостоятельной работы учащихся, выполненной в цифровом формате, при работе в классе и вне класса. Анализируются социальные факторы, влияющие на оценки учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шишигин Андрей Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER`S VIEW ON POSSIBILITIES OF APPLYING THE RESULTS OF STUDENTS INDEPENDENT WORK PERFORMED IN DIGITAL FORMAT

The article discusses teachers' assessments of the possibilities of using the results of independent work of students, performed in digital format, when working in the classroom and outside the classroom. The social factors influencing teachers' assessments are analyzed.

Текст научной работы на тему «ВЗГЛЯД ПЕДАГОГОВ НА ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ, ВЫПОЛНЕННОЙ В ЦИФРОВОМ ФОРМАТЕ»

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

УДК 316.334.56

DOI: 10.24412/2308-7196-2022-2-88-93

Андрей Владиславович Шишигин

кандидат социологических наук, доцент кафедры философии

и общественных наук

ВЗГЛЯД ПЕДАГОГОВ НА ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ, ВЫПОЛНЕННОЙ В ЦИФРОВОМ ФОРМАТЕ

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24, (342) 238-63-44

Andrey V. Shishigin

Candidate of the Socio-scientific sciences, associate professor of the Department of Philosophy and Social Sciences

TEACHER'S VIEW ON POSSIBILITIES OF APPLYING THE RESULTS OF STUDENTS INDEPENDENT WORK PERFORMED IN DIGITAL

FORMAT

Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education Perm State Humanitarian Pedagogical University' 614990, 24, Sibirskaya, Perm, Russia, e-mail: krauze@pspu.ru

Аннотация. Рассматриваются оценки учителями возможностей использования результатов самостоятельной работы учащихся, выполненной в цифровом формате, при работе в классе и вне класса. Анализируются социальные факторы, влияющие на оценки учителей.

Ключевые слова: проектно-ориентированное обучение, цифровизация образования, презентации, блоги, фотоэссе, видео, подкасты, вебкасты.

Abstract. The article discusses teachers' assessments of the possibilities of using the results of independent work of students, performed in digital format,

О Шишигин A.B., 2022

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ .

В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХПГОБЛЕМИВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИИЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ОЫЦЕСТВЕННОЙПРАКГИКЕ ®

when working in the classroom and outside the classroom. The social factors influencing teachers' assessments are analyzed.

Key words: project-oriented learning, digitalization of education, presentation, blogs, photo essay, video, podcasts, webcasts.

Проблемы цифровизации образования уже не первый год находятся в центре внимания участников образовательного процесса. В научном и педагогическом сообществах не прекращаются дискуссии о плюсах и минусах цифровизации [1; 2]. Полемика обострились в связи с переходом образовательных учреждений на дистанционную форму обучения после начала эпидемии коронавируса. Однако стоит подчеркнуть, что эпидемия выступила лишь катализатором процесса цифровизации образования, тогда как сам процесс в реалиях XXI в. является неизбежным [3, с. 114]. Цифровизация образования, затрагивая разные стороны образовательного процесса, подразумевает широкое внедрение в практику обучения новых форм самостоятельной работы учащихся. В данном случае речь идет о таких формах, как фотоэссе, вебкасты, подкасты, блоги, видео, персонализированные проекты и презентации. Очевидно, что эффективность использования многих таких форм работы во многом определяется условиями среды (в классе или вне класса), но во многом зависит и от самого преподавателя, его компетентности и навыков использования цифровых технологий.

В рамках проекта «Исследование научно-методического сопровождения цифровых форматов дополнительного образования» исследовательским коллективом ПГГПУ был проведен социологический опрос учителей из разных городов и регионов РФ. Опрос проводился с 29 января по 9 марта 2021 г. через онлайн-форум Microsoft Forms (сервис создания онлайн-опросников). Выборка - целевая (учителя), доступная (опрошены те, кто сам изъявил желание ответить на вопросы). Всего ответил на вопросы анкеты 1621 педагог. В дальнейшем в целях сравнительного анализа ситуации в региональных центрах из общего массива данных были отобраны ответы респондентов семи региональных столиц. В результате отбора в данные, подлежащие статистической обработке, были включены ответы респондентов из Перми (N = 221), Екатеринбурга (N = 487), Ижевска (N = 212), Челябинска (N = 340), Тюмени (N = 149), Ярославля (N = 122) и Иванова (N = 45). Таким образом, объем выборки составил 1576 человек. При вероятности (Р), равной 0,95, величина допустимой ошибки (т) составляет 2,5 %. Доля учителей-мужчин (120 человек) составила 7,5 %. Почти половину респондентов составили педагоги со стажем более 20 лет (779 человек). Молодых педагогов, со стажем менее 5 лет, в выборке 264 человека. Педагогов со стажем от 5 до 10 лет - 222 человека, а со стажем от 10 до 20 лет - 311 человек.

ВЕСТНИК ШТПУ

Серия № 3. Гуманитарные и общественные

Результаты ответов педагогов, в обобщенном виде представленные в табл. 1, позволяют говорить о том, что большинство учителей не видит возможностей использования в классе тех форм работы, которые подразумевают нахождение в Сети. Речь в данном случае идет о подкастах, блогах и вебкастах. Презентации, видео и фотоэссе кажутся учителям куда более привычными формами самостоятельной работы учащихся, в связи с чем возможность их использования при работе в классе вызывает гораздо меньше скепсиса.

Таблица 1

Оценка учителями возможности использования в рамках проектно-ориентированного обучения результатов самостоятельной работы учащихся, выполненной в цифровом формате (100 % по строке)

Результаты самостоятельной работы Может быть Может быть

учащихся использовано при использовано при

работе в классе работе вне класса

Персонализированные проекты 69,7 30,3

и презентации

Блоги 14,8 85,2

Видео 53,8 46,2

Фотоэссе 48,6 51,4

Подкасты 34,2 65,8

Вебкасты 22,1 77,9

Учителя-женщины чаще, чем педагоги-мужчины, полагают, что видео могут быть использованы при работе в классе. Если среди женщин доля таковых составляет 54,5 %, то среди мужчин лишь 45 %. Проверка с помощью критерия %2 Пирсона позволяет говорить о существовании тендерных различий (%2 = 4,053; р = 0,044) при оценке возможности использовать созданные учащимися видео при работе в классе. В отношении других результатов самостоятельной работы учащихся статистически значимых тендерных различий не выявлено.

Можно было бы предположить, что педагогический стаж станет куда более значимым фактором, если принять во внимание факт зависимости владения новыми технологиями от возраста. Однако влияние педагогического стажа на оценку возможностей использования при работе в классе созданных учащимися вебкастов, подкастов, фотоэссе и видео не выявлено. Иная ситуация наблюдается в оценке возможностей использования при работе в классе созданных учащимися блогов (табл. 2). Проверка с помощью критерия %2 Пирсона позволяет говорить о существовании значимых различий (%2 = 14,849; р = 0,002) при оценке возможности использования блогов педагогами с разным педагогическим стажем.

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ .

В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХПГОБЛЕМИВЬЮВОВ СОВРЕМЕННОСТИИЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ОЫЦЕСТВЕННОЙПРАКТИКЕ 1

Таблица 2

Оценка учителями возможности использования созданных учащимися блогов в зависимости от педагогического стажа (100 % по столбцу)

Созданные Педагогический стаж, лет

учащимися Менее 5 От 5 до 10 От 10 до 20 Более 20

блоги могут быть

использованы

при работе

- в классе 20,8 16,2 16,7 11,7

- вне класса 79,2 83,8 83,3 88,3

Среди самых молодых педагогов, со стажем менее 5 лет, почти в два раза больше тех, кто видит возможность использования блогов учащихся при работе в классе по сравнению с самыми опытными педагогами (стаж более 20 лет). Можно предположить, что среди самых молодых педагогов гораздо больше тех, кто имеет собственный блог и, вероятно, лучше учителей со стажем понимает возможности использования данного инструмента при работе в классе. Последние, в свою очередь, чаще, чем их более молодые коллеги, считают возможным использовать при работе в классе созданные учащимися презентации. Среди педагогов со стажем более 20 лет таковых 73,4 %, тогда как среди педагогов со стажем от 5 до 10 лет таковых 64,9 %. Различия в оценках возможности использования созданных учащимися презентаций между наиболее возрастными педагогами и их более молодыми коллегами также являются статистически значимыми (%2 = 10,191; р = 0,017). Можно сказать, что презентация в современном образовательном процессе стала обыденным, традиционным инструментом, хорошо освоенным учителями всех возрастных групп, тогда как блог является инновационным инструментом, который более активно осваивается самыми молодыми педагогами, имеющими больший опыт использования ресурсов и возможностей социальных сетей.

Интересно, что профиль преподаваемых дисциплин не оказывает существенного влияния на оценки педагогов.

Для выявления регионально-муниципальных различий предпочтительнее воспользоваться не критерием %2 Пирсона, а формулой, позволяющей определить значимость различий процентов 10 . Проверка значимости процентных различий показывает, что педагоги из Челябинска в большей степени, чем их коллеги из Екатеринбурга, готовы использовать созданные учащимися презентации при работе в классе (Р = 0,99). В Челябинске таких учителей чуть более 75 %, тогда как в Екатеринбурге их доля составляет лишь 66 %. Зато педагоги из Екатеринбурга в большей степени, чем их коллеги из Челябинска, готовы использовать при работе в классе созданные учащимися блоги. Если в столице Свердловской области 18,1 % учителей полагают, что блоги учащихся можно использовать при работе в классе, то в Челябинске таковых лишь 11,5 %. Как и в предыдущем случае, с высокой долей

10 Формулы, по которым осуществлялась проверка значимости различий, см.: [4, с. 191-195].

И' ВЕСТНИК Ш ГПУ

Серия № 3. Гуманитарные и общественные

вероятности (Р = 0,99) можно говорить о существовании различий в оценке использования блогов учащихся педагогами двух уральских городов-миллионников. Вообще, можно выделить две группы городов, учителя которых по-разному оценивают возможности использования блогов учащихся при работе в классе. В первую группу входят Екатеринбург (18,1 %) и Ярославль (20,5 %). Во второй группе оказываются учителя остальных городов, где доля учителей, считающих возможным использовать блоги учеников при работе в классе, варьируется в интервале от 11,1 % в Иванове до 13,7 % в Ижевске. По возможности использовать в классе созданные учащимися видео также можно выделить две группы. В первой оказываются учителя из Иванова и Тюмени. В этих городах доля педагогов, считающих возможным использовать созданные учащимися видео, составляет 64,4 и 62,4 % соответственно. Во второй группе оказываются учителя из других городов, а соответствующая доля педагогов варьируется от 50 % в Ярославле до 54,7 % в Челябинске. Процентные расхождения в оценке использования созданных учащимися видео между учителями из Тюмени и Ярославля являются значимыми (Р = 0,95). Более заметные различия обнаруживаются при оценке возможности использования созданных учащимися фотоэссе (табл. 3). Проверка с помощью критерия %2 Пирсона указывает на существование значимых различий (%2 = 19,639; р = 0,003). Здесь можно выделить два «полюса» - Пермь и Ярославль. Оценки учителей из других городов находятся как бы посредине. При этом оценки учителей из Тюмени, Челябинска и Ижевска гораздо ближе к оценкам их коллег из Ярославля, чем из Перми. При сравнении ответов педагогов из Перми с ответами учителей из других городов (за исключением Иванова) с очень высокой вероятностью (Р = 0,99) можно говорить о существовании значимых процентных различий в оценках возможности использования фотоэссе.

Таблица 3

Оценка учителями возможности использования созданных учащимися фотоэссе в зависимости от места проживания (100 % по столбцу)

Созданные учащимися блоги могут быть использованы при работе Город

Пермь Екатеринбург Ижевск Челябинск Иваново Тюмень Ярославль

- в классе 36,7 48 49,1 51,5 46,7 54,4 57,4

- вне класса 63,3 52 50,9 48,5 53,3 45,6 42,6

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ .

В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХПГОБЛЕМИВЬЮВОВ СОВРЕМЕННОСТИИЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ОЫЦЕСТВЕННОЙПРАКТИКЕ 1

При оценке подкастов значимые различия обнаруживаются в ответах педагогов Перми и Екатеринбурга. Если в столице Прикамья 39,4 % педагогов видят возможность использования созданных учащимися подкастов при работе в классе, то в Екатеринбурге доля таковых составляет лишь 28,7 %. С высокой долей вероятности (Р = 0,99) данные различия являются значимыми.

При оценке вебкастов значимых различий не выявлено. Доля тех учителей, которые считают возможным использовать созданные учениками вебкасты при работе в классе, варьируется в относительно узком интервале: от 17,8 % в Иванове до 24,8 % в Тюмени.

Подводя итог, можно сказать, что на оценку учителями возможностей использования в классе работ учащихся, выполненных в цифровом формате, оказывают влияние разные факторы. Вместе с тем результаты анализа показывают, что влияние такого фактора, как педагогический стаж, оказалось меньше ожидаемого, тогда как влияние регионально-муниципальной специфики, наоборот, оказалось выше ожидаемого. Весьма неожиданным стало отсутствие какого-либо влияния на оценки педагогов профиля преподаваемых дисциплин. Это можно объяснить отчасти тем, что цифровые технологии все чаще применяются при преподавании абсолютного большинства школьных предметов. В целом результаты исследования указывают на необходимость проведения дальнейших исследований, в которых в большей степени учитывалась бы регионально-муниципальная специфика.

Список литературы

1 .Воробьева И.А., Жукова A.B., Минакова К. А. Плюсы и минусы цифровизации в образовании // Педагогические науки. - 2021. - № 2001 (103). -С. 110-118.

2 .Молчанова Е.В. О плюсах и минусах цифровизации современного образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. -№64-4. -С. 133-135.

Ъ.Гордеева Е.В., Мурадян Ш.Г., Жажоян A.C. Цифровизация в образовании // Journal of Economy and Business. - 2021. - Vol. 4-1 (74). -C.112-115.

А.Паниотто В.И., Максименко B.C. Количественные методы в социологических исследованиях. - Киев : Наукова думка, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.