Арсамикова Э.Р. студент 2 курса 8 группы лечебный факультет ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И.Разумовского Минздрава России научный руководитель: Кузнецова М.Н.
Россия, г. Саратов ВЗГЛЯД НА ФИЛОСОФИЮ МЕДИЦИНЫ. НАЧАЛО:АВИЦЕННА
Аннотация: в статье рассматриваются биография Авиценны, исторические данные о врачевании этого периода, а также позиции касательно медицинской сферы.
Ключевые слова: Авиценна, медицина, история.
Arsamikova E.R.
Second year student of the 8th group of the Faculty of Medicine FGBOU V Saratov State Medical University. V. I. Razumovsky of the
Ministry of Health Of Russia Russia, Saratov city Supervisor: Kuznetsova M.N.
A GLANCE AT THE PHILOSOPHY OF MEDICINE. BEGINNING:
AVICENNA.
Annotation: in the article the biography of Avicenna, the historical data on the healing of this period, as well as the positions concerning the medical sphere are considered.
Key words: Avicenna, medicine, history.
Вопросы строения человеческого тела, нормальное функционирование и патология органов или организма в целом - всегда являлись приоритетными вопросами для их изучения в XI веке. Поскольку на тот момент технологии не позволяли открывать сущность врачевания с иной точки зрения, использовались стандартные методы подходов к изучению анатомического строения тела, изучению болезней и способов излечения. Также рассматривались профилактические способы защиты от предполагаемых болезней. Уделяли внимание в большей степени физическим упражнениям, поскольку считалось, что нет смысла проводить лекарственную терапию, когда эффект есть от физической нагрузки с учетом возрастных и половых критериев. Рассматривались и такие процедуры, как массаж, закаливание, соблюдение личной гигиены и здорового образа жизни. Именно в это время уделялось внимание также и инфекционным заболеваниям, к примеру возбудители, которые могли передаваться воздушно-капельным путем. Конечно же, ярким примером того века был Авиценна - выдающийся врач, поэт, философ и представитель восточного
аристотелизма. Авиценна посвятил медицине большую часть жизни и оставил после себя многочисленные труды: более 450 работ, из которых приблизительно 270 трудов дошли да нашего времени.
Авиценна - Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина, выдающийся врач-философ XI века, известный своими трудами, посвященные вопросам медицины, способах излечения и профилактики от болезней, а также изучении анатомических основ человеческого тела. За 56 лет своей жизни персидский врач оставил наставления в виде энциклопедий, описаний лекарственных средств с последующим их изготовлением и способом употребления, уделил большое значение инфекционным заболеваниям и их различием между собой (к примеру отличие чумы от холеры) и многое другое.
После глубокого изучения аристотелевской «Метафизики» Авиценна увлекся естественными науками, в том числе и медициной, где путь к знаниям определили труды Гиппократа, Ибн Аббаса, Галена и Ар-рази. Хусейн понимает, что без практического опыта изучение медицины невозможно и поступает в ученики к лекарю Хакиму Камари в Бухаре. «Как можно лечить больного, когда мы не знаем не только того, что происходит в организме во время болезни, но даже внутреннего строения нормального человеческого тела!» - восклицает в своих записках Ибн Сина. Несмотря на строгие законы, Хусейн вместе с лекарем начинают заниматься препарированием трупов, благодаря чему Авиценна получает опыт и возможность практики лечения на живых людях.
Ибн Сина уделял большое внимание медицине с точки зрения практической и теоретической медицины. Им было создано множество трудов, где описывались трактаты энциклопедического характера. В произведении «Лекарственные средства» Авиценна указывал роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, как субстанцию, состоящую из четырех парообразных частей соков организма. Он подразделял пневму на три составляющие: первая соответствовала естественной силе души, вторая присуща животной силе души, а третья - разумной силе души. В «Рисола-ий жудия» он описывал лечение заболеваний желудка, зубов и уха. Ибн Сина, изучая анатомическое строение трупов с лекарем, рисковал попасть под суровые законы, запрещающие проводить подобные мероприятия. Однако сам Хусейн не представлял теорию без практики, ибо лечение на живых людях было бы невозможным. Он лечил бездомных и немощных людей, уделял большое внимание профилактике болезней и личной гигиене человека, а также давал наставления по поводу здорового образа жизни: «Самая плохая пища та, которая обременяет желудок, а плохое питье то, когда оно переходит умеренность и наполняет желудок доверху... Если было съедено слишком много, то на следующий день нужно оставаться голодным».
Авиценна предлагал «объединить» два различных понятия в одно: практическая и теоретическая медицина. Но объединение возможно было
лишь в том случае, если человек познал азы, фундамент медицины и одновременно использовал знания на практике. Под теорией Ибн Сина понимал ту составляющую, которая учила основным правилам, но не входила в изложения сущности каких-либо процедур. А под практикой понималось не только действие физическое или же производство телодвижений, но и ту «Часть медицинской науки, обучение которой заключает полезный совет, и совет тот связан с изложением сущности какой-либо процедуры. Так, например, в медицине говорится, что к горячим опухолям следует вначале прикладывать что-нибудь отвлекающее, охлаждающее и вскрывающее; потом, после этого отвлекающие средства смешиваются с мягчительными, а после того, как дойдет до опадания, ограничиваются мягчительными и разгоняющими лекарствами, но только не при опухолях, образовавшихся от дурных соков, выделяемых главенствующими органами.»
В своих трудах Ибн Сина указывал на создание Творцом органов горячих, холодных; сухих или влажных. К горячим органам он относил: пневму, кровь, печень, легкие и мышцы. Мышцы считались менее горячими, ибо их пронизывали нервы и связки. Самыми холодными были в человеческом организме: слизь, внутренний жир, кости, хрящи, связки и сухожилия. Влажными органами были: слизь, головной и спинной мозг, печень, легкие и т.д. А самыми сухими считались кости и волосы. Данные термины Хусейн употребил для обозначения органов, их характеристики и функционирования. Он утверждал, что «Каждый орган по своей прирожденной натуре сходен с тем, чем он питается, а по своей акцидентной натуре схож с тем, что в нем скопляется, а легкие питаются самой горячей кровью, большая часть которой смешана с желтой желчью». Также Авиценна давал различия между кровью и слизью. В первом случае кровь претерпевает некоторые превращения: достигая своей зрелости из нее исчезает влага. Во втором случае слизь служила смачиванием извне, она влажнее крови. Трактовку об органах он назвал «О натуре органов» в Каноне врачебной науки.
Современные представления медицины весьма схожи с мнениями Авиценны во многом: личной гигиены человека и влияние ее на возникновение болезней, правильное питание и отношение к употреблению алкоголя, а также режим сна и отдыха. Предпосылки Ибн Сины дали новое начало для медицины. Свои наблюдения во время препарирования трупов врач описал в Каноне врачебной науке, а именно в трактовке «О натуре органов», где не только дал морфофункциональное описание органов, но и раскрыл сущность кровоснабжения и образовании слизи, как защита для органов. Конечно же, современные технологии дают намного больше информации о строении человеческого тела, но задумайтесь, что уже в веке Авиценны медицина достигла больших значений. К примеру также можно привести «О натуре разных возрастов и полов», где по современным представлениям данный труд трактуется как антропология. В своих
произведениях Ибн Сина часто упоминал Галена, а точнее сходство или различие в мнениях о человеческом теле. К примеру о понятии сложных или простых органах. Гален утверждал, что существуют органы, которые несут в себе только полезную функцию или только действие, а есть те органы, сочетающие в себе оба качества. Авиценна же в свою очередь говорил «Под действиями нам следует разуметь те действия, относящиеся к жизни особи или сохранению вида, которые полностью совершаются каким-либо одним органом, как например, действие, присущее сердцу при порождении им пневмы. А под полезной функцией надлежит понимать функцию, служащую для восприятия действия другого органа; тогда становится полным действие, сообщающее жизнь особи или обеспечивающее сохранение вида; такова, например, подготовка воздуха легкими.
В заключение, стоит отметить, что несмотря на внедрение в современном веке технологий, которые значительно упростили задачу диагностики и лечения болезни, большая часть теории медицины схожа с мнениями таких великих врачей-философов, как Гиппократа, Галена и Авиценны. Конечно же различие есть в том, что в те времена не было таких понятий как патологическая физиология или же анатомия, но были зачатки данных терминов, которые позволяли в те времена понять саму болезнь, ее течение и лечение. Но вклад, который осуществил Авиценна, до сих пор пользуется популярностью среди изучений заболеваний различного генеза.
Использованные источники:
1. Ибн Рушд. А. Сагадеев. М.: Щит, 2007г. 198с.
2. Ибн Сина. Избранные философские произведения. М.: Наука, 2008г. 554с.
3. Натурфилософия Ибн Сины. М. Диноршоев . Душанбе : Дониш, 2009г. 255 с.
4. Болтаев, М. Н. Абу Али ибн Сина — великий мыслитель, учёный энциклопедист средневекового Востока — М.: Сампо, 2002. — 400 с
5. Бочалов В. И. Предисловие // Авиценна (Ибн Сина) О сохранении здоровья. / Сост., доп., прим. и комментарии В. И. Бочалова. — Воронеж, 2011. — С. 3.