Научная статья на тему 'ВЗГЛЯД НА ФИЛОСОФИЮ МЕДИЦИНЫ. НАЧАЛО:АВИЦЕННА'

ВЗГЛЯД НА ФИЛОСОФИЮ МЕДИЦИНЫ. НАЧАЛО:АВИЦЕННА Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
243
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИЦЕННА / МЕДИЦИНА / ИСТОРИЯ / AVICENNA / MEDICINE / HISTORY

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Арсамикова Э. Р., Кузнецова М. Н.

В статье рассматриваются биография Авиценны, исторические данные о врачевании этого периода, а также позиции касательно медицинской сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A GLANCE AT THE PHILOSOPHY OF MEDICINE. BEGINNING: AVICENNA

In the article the biography of Avicenna, the historical data on the healing of this period, as well as the positions concerning the medical sphere are considered.

Текст научной работы на тему «ВЗГЛЯД НА ФИЛОСОФИЮ МЕДИЦИНЫ. НАЧАЛО:АВИЦЕННА»

Арсамикова Э.Р. студент 2 курса 8 группы лечебный факультет ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И.Разумовского Минздрава России научный руководитель: Кузнецова М.Н.

Россия, г. Саратов ВЗГЛЯД НА ФИЛОСОФИЮ МЕДИЦИНЫ. НАЧАЛО:АВИЦЕННА

Аннотация: в статье рассматриваются биография Авиценны, исторические данные о врачевании этого периода, а также позиции касательно медицинской сферы.

Ключевые слова: Авиценна, медицина, история.

Arsamikova E.R.

Second year student of the 8th group of the Faculty of Medicine FGBOU V Saratov State Medical University. V. I. Razumovsky of the

Ministry of Health Of Russia Russia, Saratov city Supervisor: Kuznetsova M.N.

A GLANCE AT THE PHILOSOPHY OF MEDICINE. BEGINNING:

AVICENNA.

Annotation: in the article the biography of Avicenna, the historical data on the healing of this period, as well as the positions concerning the medical sphere are considered.

Key words: Avicenna, medicine, history.

Вопросы строения человеческого тела, нормальное функционирование и патология органов или организма в целом - всегда являлись приоритетными вопросами для их изучения в XI веке. Поскольку на тот момент технологии не позволяли открывать сущность врачевания с иной точки зрения, использовались стандартные методы подходов к изучению анатомического строения тела, изучению болезней и способов излечения. Также рассматривались профилактические способы защиты от предполагаемых болезней. Уделяли внимание в большей степени физическим упражнениям, поскольку считалось, что нет смысла проводить лекарственную терапию, когда эффект есть от физической нагрузки с учетом возрастных и половых критериев. Рассматривались и такие процедуры, как массаж, закаливание, соблюдение личной гигиены и здорового образа жизни. Именно в это время уделялось внимание также и инфекционным заболеваниям, к примеру возбудители, которые могли передаваться воздушно-капельным путем. Конечно же, ярким примером того века был Авиценна - выдающийся врач, поэт, философ и представитель восточного

аристотелизма. Авиценна посвятил медицине большую часть жизни и оставил после себя многочисленные труды: более 450 работ, из которых приблизительно 270 трудов дошли да нашего времени.

Авиценна - Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина, выдающийся врач-философ XI века, известный своими трудами, посвященные вопросам медицины, способах излечения и профилактики от болезней, а также изучении анатомических основ человеческого тела. За 56 лет своей жизни персидский врач оставил наставления в виде энциклопедий, описаний лекарственных средств с последующим их изготовлением и способом употребления, уделил большое значение инфекционным заболеваниям и их различием между собой (к примеру отличие чумы от холеры) и многое другое.

После глубокого изучения аристотелевской «Метафизики» Авиценна увлекся естественными науками, в том числе и медициной, где путь к знаниям определили труды Гиппократа, Ибн Аббаса, Галена и Ар-рази. Хусейн понимает, что без практического опыта изучение медицины невозможно и поступает в ученики к лекарю Хакиму Камари в Бухаре. «Как можно лечить больного, когда мы не знаем не только того, что происходит в организме во время болезни, но даже внутреннего строения нормального человеческого тела!» - восклицает в своих записках Ибн Сина. Несмотря на строгие законы, Хусейн вместе с лекарем начинают заниматься препарированием трупов, благодаря чему Авиценна получает опыт и возможность практики лечения на живых людях.

Ибн Сина уделял большое внимание медицине с точки зрения практической и теоретической медицины. Им было создано множество трудов, где описывались трактаты энциклопедического характера. В произведении «Лекарственные средства» Авиценна указывал роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, как субстанцию, состоящую из четырех парообразных частей соков организма. Он подразделял пневму на три составляющие: первая соответствовала естественной силе души, вторая присуща животной силе души, а третья - разумной силе души. В «Рисола-ий жудия» он описывал лечение заболеваний желудка, зубов и уха. Ибн Сина, изучая анатомическое строение трупов с лекарем, рисковал попасть под суровые законы, запрещающие проводить подобные мероприятия. Однако сам Хусейн не представлял теорию без практики, ибо лечение на живых людях было бы невозможным. Он лечил бездомных и немощных людей, уделял большое внимание профилактике болезней и личной гигиене человека, а также давал наставления по поводу здорового образа жизни: «Самая плохая пища та, которая обременяет желудок, а плохое питье то, когда оно переходит умеренность и наполняет желудок доверху... Если было съедено слишком много, то на следующий день нужно оставаться голодным».

Авиценна предлагал «объединить» два различных понятия в одно: практическая и теоретическая медицина. Но объединение возможно было

лишь в том случае, если человек познал азы, фундамент медицины и одновременно использовал знания на практике. Под теорией Ибн Сина понимал ту составляющую, которая учила основным правилам, но не входила в изложения сущности каких-либо процедур. А под практикой понималось не только действие физическое или же производство телодвижений, но и ту «Часть медицинской науки, обучение которой заключает полезный совет, и совет тот связан с изложением сущности какой-либо процедуры. Так, например, в медицине говорится, что к горячим опухолям следует вначале прикладывать что-нибудь отвлекающее, охлаждающее и вскрывающее; потом, после этого отвлекающие средства смешиваются с мягчительными, а после того, как дойдет до опадания, ограничиваются мягчительными и разгоняющими лекарствами, но только не при опухолях, образовавшихся от дурных соков, выделяемых главенствующими органами.»

В своих трудах Ибн Сина указывал на создание Творцом органов горячих, холодных; сухих или влажных. К горячим органам он относил: пневму, кровь, печень, легкие и мышцы. Мышцы считались менее горячими, ибо их пронизывали нервы и связки. Самыми холодными были в человеческом организме: слизь, внутренний жир, кости, хрящи, связки и сухожилия. Влажными органами были: слизь, головной и спинной мозг, печень, легкие и т.д. А самыми сухими считались кости и волосы. Данные термины Хусейн употребил для обозначения органов, их характеристики и функционирования. Он утверждал, что «Каждый орган по своей прирожденной натуре сходен с тем, чем он питается, а по своей акцидентной натуре схож с тем, что в нем скопляется, а легкие питаются самой горячей кровью, большая часть которой смешана с желтой желчью». Также Авиценна давал различия между кровью и слизью. В первом случае кровь претерпевает некоторые превращения: достигая своей зрелости из нее исчезает влага. Во втором случае слизь служила смачиванием извне, она влажнее крови. Трактовку об органах он назвал «О натуре органов» в Каноне врачебной науки.

Современные представления медицины весьма схожи с мнениями Авиценны во многом: личной гигиены человека и влияние ее на возникновение болезней, правильное питание и отношение к употреблению алкоголя, а также режим сна и отдыха. Предпосылки Ибн Сины дали новое начало для медицины. Свои наблюдения во время препарирования трупов врач описал в Каноне врачебной науке, а именно в трактовке «О натуре органов», где не только дал морфофункциональное описание органов, но и раскрыл сущность кровоснабжения и образовании слизи, как защита для органов. Конечно же, современные технологии дают намного больше информации о строении человеческого тела, но задумайтесь, что уже в веке Авиценны медицина достигла больших значений. К примеру также можно привести «О натуре разных возрастов и полов», где по современным представлениям данный труд трактуется как антропология. В своих

произведениях Ибн Сина часто упоминал Галена, а точнее сходство или различие в мнениях о человеческом теле. К примеру о понятии сложных или простых органах. Гален утверждал, что существуют органы, которые несут в себе только полезную функцию или только действие, а есть те органы, сочетающие в себе оба качества. Авиценна же в свою очередь говорил «Под действиями нам следует разуметь те действия, относящиеся к жизни особи или сохранению вида, которые полностью совершаются каким-либо одним органом, как например, действие, присущее сердцу при порождении им пневмы. А под полезной функцией надлежит понимать функцию, служащую для восприятия действия другого органа; тогда становится полным действие, сообщающее жизнь особи или обеспечивающее сохранение вида; такова, например, подготовка воздуха легкими.

В заключение, стоит отметить, что несмотря на внедрение в современном веке технологий, которые значительно упростили задачу диагностики и лечения болезни, большая часть теории медицины схожа с мнениями таких великих врачей-философов, как Гиппократа, Галена и Авиценны. Конечно же различие есть в том, что в те времена не было таких понятий как патологическая физиология или же анатомия, но были зачатки данных терминов, которые позволяли в те времена понять саму болезнь, ее течение и лечение. Но вклад, который осуществил Авиценна, до сих пор пользуется популярностью среди изучений заболеваний различного генеза.

Использованные источники:

1. Ибн Рушд. А. Сагадеев. М.: Щит, 2007г. 198с.

2. Ибн Сина. Избранные философские произведения. М.: Наука, 2008г. 554с.

3. Натурфилософия Ибн Сины. М. Диноршоев . Душанбе : Дониш, 2009г. 255 с.

4. Болтаев, М. Н. Абу Али ибн Сина — великий мыслитель, учёный энциклопедист средневекового Востока — М.: Сампо, 2002. — 400 с

5. Бочалов В. И. Предисловие // Авиценна (Ибн Сина) О сохранении здоровья. / Сост., доп., прим. и комментарии В. И. Бочалова. — Воронеж, 2011. — С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.