Научная статья на тему 'Антропологические взгляды в философии Авиценны'

Антропологические взгляды в философии Авиценны Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
543
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АВИЦЕННЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Косицына Т. В.

В данной статье рассматривается проблема сущности природы человека, которая остается актуальной как в нашем современном обществе, так и в эпоху великого философа Ибн Сины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антропологические взгляды в философии Авиценны»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2016. Том 6. № 5

Ю: 2016-05-27^-7088 Оригинальная статья

Косицына Т.В.

Антропологические взгляды в философии Авиценны

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель: к.ф.н. Медведева Е.Н.

Резюме

В данной работе рассматривается проблема сущности природы человека, которая остается актуальной как в нашем современном обществе, так и в эпоху великого философа Ибн Сины.

Ключевые слова: антропологические концепции Авиценны

Многие философы и ученые на протяжении сотен лет пытались раскрыть сущность природы человека. Философия включала в себя все знания, накопленные человечеством, а раздел философии - антропология - природу и сущность человека. Эта проблема занимает важное место в философии Ибн Сины. И не смотря на такой большой промежуток времени, разделяющий эпоху великого философа и современность, проблема сущности и природы человека остается по-прежнему актуальной[10].

Понятие «антропологические взгляды» использованное в названии данной статьи включает в себя целый комплекс проблем человека рассмотренных в различных учениях и идеях Ибн Сины. В тематике философа это понятие не используется в буквальном смысле, но те вопросы, которые рассматриваются в его учения, являются не только антропологическими, но и философскими, а также социальными, психологическими связанные с сущностью и природой человека.

Авиценна известен как разносторонний мыслитель родом из Средней Азии. Его наследие насчитывает более 100 книг, таких как «Канон врачебной науки», «Поэма о медицине», «Трактат о пульсе», в которых изложены взгляды в области философии, врачевания, политики и многого другого. Его воззрения в области антропологии, дает ответы на множество вопросов возникающих в познании сущности человека[3].

Ибн Сина родился 16 августа 980 года в небольшом городе Афшана. Свое начальное образование получил от отца, который занимал пост чиновника администрации. С большим интересом осваивал различные науки: риторику, литературу, историю, грамматику и к 17 годам он был известен как врач, который вылечил правителя, что не удавалось сделать раньше. К 18 годам Ибн Сина завершил свое образование став мудрым ученым. По словам самого философа, после окончания своего обучения ничего большего он так и не узнал. После смерти отца, Авиценна принимает решение о переезде, и в своем новом городе начинает работу над многими своими трудами [1].

В своих произведениях Ибн Сина разделяет философию на две части: первая это - теоретическая, которая рассматривает основу бытия, общие принципы процессов, и практическая, которая направлена на определение места человека, его цели, вопросов интересующих человечество на протяжении многих лет. Практическую философию в свою очередь он делит также на части, каждая из которых занимается решением вопросов о месте и роли человека в мире. Главную роль он отдает этике, утверждая, что «человек должен знать, какую нравственность приобретет, какими чертами он должен быть наделен и какие действия он должен совершить, чтобы достичь счастья в земной и в горней жизни» [2].

В книге «Каноны врачебной науки» Ибн Сина описывает анатомическое строение человеческого тела, большое внимание отдает проблемам заболеваниям нервной системы и психическим расстройствам. Рассматривал взаимосвязь между патологическими заболеваниями органов и психическими состояниями больных.

Ибн Сина продолжил развивать идеи Галена, Аристотеля, Платона. Он занимался продолжением описания связей между психологическими процессами и мозгом и доказал, что душевной основой является мозг, так как при повреждениях мозга возникают психологические нарушения.

Авиценна был первым из философов кто начал исследование в области возрастной психологии, он изучал взаимосвязь между физиологическим развитием человека и его психологическими особенностями в различные периоды жизни. Большое значение он отдавал воспитанию, именно через него осуществляется воздействие психики на организм человека, а психика является движущей силой изменения этого организма в определенном направлении. Также Авиценна придавал значение тем чувствам, эмоциям, которые воздействуют на ребенка в раннем периоде жизни. Эти аффекты формируют его будущую личность, характер, мировоззрение, отношение к другим людям. В своем учении Авиценна выделял четыре основных возрастных периода.

Первый период это - «рост». Он охватывает время от рождения и до тридцати лет, включая в себя младенчество, детство, юность.

Второй период - «остановка роста». Он охватывает промежуток времени от тридцати и до сорока лет.

Следующий период - «понижения при сохранении части сил», этот промежуток равен от сорока до шестидесяти лет.

И четвертый период - «упадок при ослаблении сил». Здесь он рассматривал возраст от шестидесяти лет и до смерти [9].

Данное учение разрабатывалось Ибн Синой на основе его медицинского знания о опыта.

Таким образом, возрастная психология Авиценны преподносит идею о возможности управлять психологическими процессами в формирующемся организме, определять его будущие мировоззренческие установки, зависящееся от поведения людей. И доказал, что устранив душевную причину расстройства можно излечить организм.

Всем известен проведенный им опыт, доказывающий его установку. Опыт состоял в том, что двух баранов кормили одинаковой пищей. Только одному давали ее в благоприятных условиях, а другому в присутствии привязанного поблизости волка. Естественно под таким аффектом второй баран быстро терял вес и в итоге погибал. Объяснение этого феномена философом не дошло до наших дней, но его опыт объясняет взаимосвязь между психологическими установками и физиологическим состоянием.

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2016. Volume 6. Issue 5

Познания в области психологии души явились основой познания процессов, происходящих в теле человека при воздействии на него терапевтических мероприятий таких, как лекарственные средства или хирургическое воздействие.

Другим выдающимся трактатом Авиценны является «О неповторимости и уникальности конституции тела человека». Он говорил: «Редко бывает, чтобы кто-нибудь другой имел одинаковую с ним натуру» [9]. Основу разнообразия натур составляют различные сочетания и степени уравновешенности соков и элементов организма. Авиценна говорил, что при равности этих составляющих натура является уравновешенной, а при сдвиге в ту или иную сторону происходит ее сдвиг. Он утверждал, что абсолютно уравновешенных натур нет [9].

Натуры, согласно его учению, делились на четыре простых вида: горячая, холодная, сухая и влажная. Они не являются стабильными и изменяются под воздействием внешних и внутренних факторов. Эти изменения Авиценна сравнивал с временами года. В настоящее время эти простые виды соответствуют четырем темпераментам.

Также он выделял и четыре сложных натуры в зависимости от того, какая из четырех жидкостей организма преобладает. Авиценна дифференцирует натуры, также по возрасту и по половому различию. В детском возрасте, тело влажное и горячее, а в пожилом - сухое и холодное. Оптимальным он считал натуру среднего возраста, достигнувшую предела своего роста. Также он различал натуру мужчин и женщин. У мужчин она является сухой и горячей, а у женщины в полную противоположность. Кроме того философ различал натуры разных народов, отличия которых были обусловлены условиями их географического проживания. Авиценна говорил, «если телу индейца придать натуру славянина, то индеец заболеет и погибнет» [7].

Даже различные органы Авиценна классифицировал по натуре. В мозгу преобладает влажное, а в сердце холодное.

Из всех существ Ибн Сина считал самым уравновешенным является человек, а из всех людей, те которые проживают близко к экватору.

Помимо телесных процессов, Авиценна признает наличие чистых, разумных, независимых от тела человека процессов. И вслед за Аристотелем разделяет в разумной душе практическую и теоретическую силу. Практическая сила формирует нравственные устои, направляет человека на те действия, которые он должен осуществить. Теоретическая сила направлена на постижение истины.

Авиценна говорил: «Практический разум во всех своих действиях нуждается в теле и телесных силах. Что же касается умозрительного разума, то он в какой-то мере нуждается в теле и его силах, однако не всегда и не во всех отношениях. Напротив, иногда ему бывает достаточно самого себя» [5].

Также он выделяет особенности душевных сил человека в отличие от животного. «Мы утверждаем, что человеку присущи такие особенности действий, исходящих из его души, которые отсутствуют у других живых существ», - писал Ибн Сина [8].

Авиценна продолжает развивать учение о пневме, как о психофизиологическом субстрате всех жизненных процессов. Пневма представляет собой субстанцию, состоящую из парообразных частей четырех соков организма. В ней Авиценна видит телесный процесс и носителя душевных сил не присущей ей изначально. Он выделял три вида пневмы: первая - естественная соответствовала естественной силе души. Вторая - животная присущая животной силе души. И третья - душевная, соответствовала разумной силе души [7].

Естественная пневма локализована в печени и яйцеклетке, она обуславливает питающую силу, силу роста и размножения. Животная находится в сердце и занимает положение между естественной и душевной пневмой, характеризует основу жизненности и реактивности организма. Авиценна говорил, если какой-то орган теряет душевную силу, но в нем сохранена животная сила, то он жив. Если же орган теряет и животную силу, то он мертв. Животная пневма попадая в мозг становится душевной силой. Душевные силы постигают все вовне и внутри. Вовне они постигают с помощью органов чувств, а внутри с помощью восприятия, представления и памяти.

В «Каноне» Авиценны говорится о локализации способностей души в различных отделах мозга. С передним желудочком мозга связанны ощущение, восприятие, представление, память. С задним отделом - двигательные способности. Мышление связанно со средним отделом.

В работах Ибн Сины хорошо изучено чувственное познание человека. Всем ощущениям присущи: интенсивность, чувственный тон и длительность. Интенсивность определяется сравнением ощущений и их влиянием друг на друга. Чувственность характеризуется величиной возникших эмоций, вызвавшие положительное впечатление.

Свойство длительности Авиценна отразил на опыте со смешением цветов. При низкой скорости вращения разноцветных дисков цвета воспринимаются по отдельности, а при увеличении скорости вращения они смешиваются.

Большое внимание Авиценна уделял школьному воспитанию детей. Он говорил, что в воспитании будущего характера гражданина важную роль играет личность учителя, и в школе должны быть только хорошие учителя. Учитель, по его мнению, должен быть честным, сердечным, мужественным, хорошо знающим методы воспитания и моральные устои. Дети должны постоянно общаться, обмениваясь хорошими манерами, и ни в коем случае не обучаться в одиночку[6].

Взгляды по медицинской этике и деонтологии Ибн Сина изложил в своей работе «Этика». Именно врачебная деятельность помогла приблизиться ученому к жизни простых людей, узнать их нужды, страдания. Про беременных женщин он говорил, «беременные женщины должны избегать слишком резких движений, ударов и падения, а также переполнения пищей и гневом...не следует сообщать им того, что их печалит и огорчает и удалять от них все, что способствует выкидышу» [4].

Также он уделял большое внимание психологическому состоянию больного, в необходимости успокоить его, устранить чувство страха и поднять настроение. Выздоравливающих больных нужно оберегать от волнений, громких звуков, держать его в покое, веселить и радовать. Больным советовал гулять столько, сколько им захочется, исключать всяческие переживания, гнев и раздражение. Туберкулезным больным говорил, что они должны постоянно нюхать цветы, лежать, находиться в покое и ни в коем случае им не должны сообщаться плохие известия.

Важнейшим лечебным средством ученый считал слово. Он писал: «Есть три средства для того, чтобы вылечить больного: при помощи слова, снадобий приготовленных из трав и третье средство - нож» [5].

В своей практической деятельности он убедился в сильнейшем воздействии слова врача.

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2016

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2016. Том 6. № 5

Важную и наглядную характеристику врачу Авиценна дал в своем изречении: «Врач должен обладать глазом сокола, мудростью змеи, сердцем льва и руками девушки» [5]. Эти словами он показал высокую оценку физических и духовных качеств врача, именно они помогут установить правильный диагноз и назначить своевременное лечение.

За всю свою жизнь Ибн Сина не переставал трудится даже не смотря на многочисленные испытания выпавшие на его жизненном пути. В биографии встречаются и взлеты и падения, богатство и нищета. Постоянные скитания, преследования, ежедневный труд подорвали здоровье ученного и 24 июня 1037 года он умер.

Прошло уже более 1000 лет с тех пор, когда творил и жил выдающийся философ. Сейчас его идеи, мысли кажутся нам очевидными, несмотря на это, люди обращались и будут обращаться к его трудам, так как именно в них заложен тот базис, с которым сталкивается каждое поколение, не смотря на разницу в эпохах и помогает бороться за смысл своего существования и места в современном мире.

Литература

1. Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна). М., 1985.

2. Рахимов М.Х. Антропология Абу Али Ибн Сины (Авиценны): Автореферат дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.03 Душанбе, 2004 385 с. .// ULR: http://www.dslib.net/istoria-fMosofN/antropologija-abu-ali-ibn-smy.html

3. Асимова М., Диноршоева М. Ибн Сина. Избранные философские произведения. 1980 г. 552 с.

4. Исмоилов И. Окружающий мир должен видеть каждый человек // Здравоохранение Узбекистана. URL: http://uzssgzt.uz/cgi-bin/main.cgi?lan=r&raz=2&god=2010&mes=3&id=3301

5. Абу Али Ибн Сина. Канон врачебной науки // URL: http://medic.news/istoriya-meditsinyi_825/obschiy-rejim-dlya-24292.html

6. Шидфар Б.Я. Ибн Сина. М., 1981. 184 с.

7. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. Воронеж, 1996. 320 с.

8. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения / Ред. кол.: И. Т. Фролов и др.; Сост. П. С. Гуревич. М., 1991. 422 с.

9. История медицины. Учение о четырех элементах.// URL: http://www.remedygroup.uz/index.php?option=com_content&view=article& id=130&Itemid=168&lang=ru

10. Орлов М.О., Медведева Е.Н., Данилов С.А. Философское образование на рубеже веков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10. № 3. С. 115-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.