Научная статья на тему 'Философские основы медицины в каноне врачебной науки Абу Али ибн Сины – учение об элементах'

Философские основы медицины в каноне врачебной науки Абу Али ибн Сины – учение об элементах Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
915
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
элементы / древняя медицина / восточная медицина / Авиценна / Канон врачебной науки / elements / ancient medicine / east medicine / Avicenna / Canon of medical science

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Кароматов Иномжон Джураевич, Вафаева Дилафруз Ортиковна

В статье систематизированы знания по элементах в труде «Канон врачебной науки» Абу Али ибн Сино. Сделана попытка интерпретации этих знаний с точки зрения совре-менной научной медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL FUNDAMENTALS OF MEDICINE IN THE CANON OF MEDICAL SCIENCE OF ABU ALI IBN SINО – THE DOCTRINE ABOUT ELEMENTS

In article knowledge after elements in the work "Canon of Medical Science" of Abu Ali ibn Sino is systematized. The attempt of interpret-tation of this knowledge in terms of modern scientific medicine is made.

Текст научной работы на тему «Философские основы медицины в каноне врачебной науки Абу Али ибн Сины – учение об элементах»

Философия, социальная медицина

УДК: 930.85

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ МЕДИЦИНЫ В КАНОНЕ ВРАЧЕБНОЙ НАУКИ АБУ АЛИ ИБН СИНЫ - УЧЕНИЕ ОБ ЭЛЕМЕНТАХ

КАРОМАТОВ ИНОМЖОН ДЖУРАЕВИЧ

руководитель медицинского центра «Магия здоровья»,

город Бухара, Республика Узбекистан. ORCID ID 0000-0002-2162-9823 ВАФАЕВА ДИЛАФРУЗ ОРТИКОВНА преподаватель Бухарского медицинского колледжа.

Город Бухара. Республика Узбекистан. ORCID ID 0000-0002-1230-6010 АННОТАЦИЯ

В статье систематизированы знания по элементах в труде «<Канон врачебной науки» Абу Али ибн Сино. Сделана попытка интерпретации этих знаний с точки зрения современной научной медицины.

Ключевые слова: элементы, древняя медицина, восточная медицина, Авиценна, Канон врачебной науки.

PHILOSOPHICAL FUNDAMENTALS OF MEDICINE IN THE CANON OF MEDICAL SCIENCE OF ABU ALI IBN S^ - THE DOCTRINE

ABOUT ELEMENTS

KAROMATOVINOMZHON DZHURAYEVICH

head of the medical center"Health Magic", the city of Bukhara, Republic of Uzbekistan.

ORCID ID 0000-0002-2162-9823 VAFAYEVA DILAFRUZ ORTIKOVNA teacher of the Bukhara medical college.

City of Bukhara. Republic of Uzbekistan.

ORCID ID 0000-0002-1230-6010 ABSTRACT

In article knowledge after elements in the work "Canon of Medical Science" of Abu Ali ibn Sino is systematized. The attempt of interprettation of this knowledge in terms of modern scientific medicine is made.

Keywords: elements, ancient medicine, east medicine, Avicenna, Canon of medical science.

АБУ АЛИ ИБН СИНО АЛ КОНУН ФИТ ТИБ КИТОБИДА ТИББИЁТНИНГ ФАЛСАФИЙ АСОСЛАРИНИНГ ЁРИТИЛИШИ -УНСУРЛАР ХАКИДА ТАЪЛИМОТ

КАРОМАТОВ ИНОМЖОН ДЖУРАЕВИЧ

«Магия здоровья» тиббий марказ бошлиги. Бухоро ш., Узбекистон Республикаси ОИСЮ Ю 0000-0002-2162-9823 ВАФАЕВА ДИЛАФРУЗ ОРТИКОВНА Бухоро тиббий колледж уцитувчиси. Бухоро ш., Узбекистон Республикаси ОИСЮ Ю 0000-0002-1230-6010 АННОТАЦИЯ

Мацолада Абу Али ибн Синонинг Ал цонун фит тиб китобида унсурлар хацидаги таълимот ёритилиши хацида маълумот келтирилган. Ушбу таълимотни хозирги илмий царашлар асосида талцин цилишга харакат цилинган.

Калит сузлар: унсурлар, цадимги тиббиёт, шарц табобати, Абу Али ибн Сино, Ал цонун фит тиб.

Учение о четырех первоэлементах относится к одним их древнейших учений. Оно использовалось на заре человеческой

истории, и было распространено по всему Древнему Востоку. Мы его встречаем во всех древнейших письменных источниках, сохранившихся источниках мифологии, сказаний древних. Четыре первоэлемента как основа нашего материального мира изображались при помощи различных символов в памятниках Индии, Древнего Египта, Месопотамии. Так Сфинкс - мифическое существо, олицетворяющее Природу, который относится к древнейшим памятникам Египетской цивилизации, символизирует четыре первоэлемента: Сфинкс имеет лицо Человека, тело Тельца, крылья Орла и лапы Льва. Человек есть символ Воды, Телец - Земли, Орел - Воздуха, Лев - Огня - Караматов И.Д. (1998). Эта символика встречается и в Библии, как в Ветхом, так и в Новом завете - Караматов И.Д. (1998).

Лотос, священный цветок Индии также символизирует 4 первоэлемента- Лотос уходит своими корнями в Землю, растет в Воде, раскрывается на Воздухе, под воздействием Огня Солнца.

Теперь рассмотрим первоэлементы греческо-персидской медицины подробнее.

Для изучения учения о четырех первоэлементах мы воспользуемся упрощенной схемой (рис№1). Итак, первоэлементы узнаются нашими органами чувств.

Назовем 4 первоэлемента греческо-персидской медицины. Это

> Огонь

> Вода

> Земля

> Воздух

Из этих первоэлементов состоит все на Земле. Перемешиваясь в разных соотношениях, четыре первоэлемента дают всё многообразие материи. Каждому первоэлементу соответствует ему присущее качество.

Первоэлементы узнаются нашими органами чувств.

> Огонь - горячий

> Вода - холодная

> Земля - сухая

> Воздух- влажный на ощупь

Вкус является самым достоверным качеством первоэлементов.

Вода Огонь Воздух Земля

Безвкусный, кислый Соленый, горький, острый Слизистый, маслянистый Терпкий, сладкий

Вкус продуктов зависит от основы вещества. Основа вещества может быть нежной, грубой и уравновешенной. Это качество является основным при определении натуры лекарственных веществ в греческо-персидской медицине.

Качество Горячесть Холодность Уравновешенность

Нежная Острый Кислый Маслянистый

Грубая Горький терпкий Сладкий

Уравновешенная Соленый Дубящий Безвкусный

Цвет является менее достоверным критерием.

Вода Огонь Воздух Земля

Бесцветная, белая Желтый, красный Голубой Коричневая

В астрологии, энергетической медицине первоэлементу Воде приписывают черный цвет.

Продолжая эту мысль, мы можем разделить и другие проявления нашего мира по четырем первоэлементам.

Стороны света и времена года соответствуют следующим образом:

Огню соответствует Юг. Воде Север Воздуху Запад Земле Восток

Огонь это Лето Вода Зима Воздух Весна Земля Осень

Рис. 1

В астрологии знаки зодиака разделяются по первоэлементам таким образом:

Огню соответствуют знаки Овна Льва Стрельца ^ Воде соответствуют знаки Рака Скорпиона Рыб К Воздуху соответствуют знаки Близнецов Я, Весов Водолея

Земле соответствуют знаки Тельца Девы Тф, Козерога ^ Сутки также делятся соответственно Огонь полдень, Вода полночь, Воздух Утро, Земля Вечер.

Элементы суть некие простые тела. Это — первичные частицы человеческого тела и других вещей, неспособные делиться на различные по форме части, т. е. такие частицы, на которые делятся

сложные тела. Из смешения элементов возникают различные по форме виды существующих вещей.

Врач должен принимать на веру слова природоведа, что элементов всего четыре, не более. Два из них — легкие, два — тяжелые; легкие — это огонь и воздух, тяжелые — вода и земля. Земля есть простое тело, естественное место которого — середина всех вещей; по естеству она в этом месте покоится и по естеству к нему движется, если находится от него в отдалении; это есть абсолютная тяжесть земли.

Земля холодна и суха по своему естеству, иначе говоря, в естестве земли, когда оно пребывает само по себе с тем, что его обусловливает, и его не изменяет что-либо, находящееся во вне, проявляются ощутимый холод и сухость. Наличие земли в существующих вещах способствует сцеплению и прочности, сохранению очертаний и форм.

Что же касается воды, то это простое тело, которое по своему естественному месту окружает землю и окружено воздухом, когда воздух и вода находятся в своем естественном состоянии; это есть относительная тяжесть воды. Вода холодна и влажна; иначе говоря, в естестве воды, когда оно пребывает само по себе с тем, что его обусловливает, и ему не противостоит что-либо извне, проявляются ощутимый холод и состояние, называемое влажностью. Влажность же означает, что в естестве воды заложена способность распадаться от малейшей причины на мельчайшие частицы вплоть до полного разъединения, а также соединяться и принимать любую форму, не сохраняя ее в дальнейшем. Вода находится во всем существующем, чтобы мягки были формы, частям которых желательно придать известную фигуру, очертания и соразмерность. Дело в том, что все влажное легко теряет форму какой-либо фигуры, оно так же легко и принимает ее, подобно тому, как сухое, хотя оно и с трудом

принимает форму какой-либо фигуры, теряет ее тоже с трудом.

Всякий раз, как сухое смешивается с влажным, оно приобретает от влаги способность легко растягиваться и принимать известные очертания, а влажное приобретает от сухого способность прочно сохранять возникшую в нем крепость и соразмерность. Сухое благодаря влажному соединяется и не рассыпается, а влажное благодаря сухому сдерживается и не растекается.

Что же касается воздуха, то это простое тело, естественное место которого выше воды и ниже огня; это есть его относительная легкость. Естество воздуха горячее и влажное, подобно тому, что мы говорим раньше. Воздух находится в существующих вещах, чтобы они были рыхлыми, разреженными, легкими и разобщенными.

Огонь — это простое тело, естественное место которого выше всех остальных элементов. Природное местонахождение огня — вогнутая поверхность небесной сферы, у которой оканчиваются становление и разрушение. Это есть его абсолютная легкость. Естество огня горячее и сухое. Он находится в существующих вещах, чтобы они созревали, были разреженнее и смешивались. Огонь течет в вещах, проводя сквозь них воздушную субстанцию, чтобы сломилось свойство чистой холодности обоих тяжелых элементов и они бы перешли из состояния элементарности в состояние смешанности.

Два тяжелых элемента полезнее для бытия органов и пребывания их в покое; а два легких — полезнее для бытия пневм и пребывания их в движении, а также для приведения органов в движение, хотя первым двигателем и является душа. Вот и все элементы.

Список литературы:

1. Абу Али ибн Сино Канон врачебной науки 1-Х тома Ташкент,

1996.

2. Алекперли Ф. Тысяча и один секрет Востока Баку, Издательско-полиграфический центр «Т», 2001, 494 с.

3. Зох,идов Х. Канзи шифо - Душанбе Ирфон 1991

4. Капранов В., Хашим Р. Мудрость веков - Душанбе 1984, 3

изд.

5. Каримов У.И. О медицинском наследии Ибн Сины - Абу Али ибн Сина. К 1000 летию со дня рождения Ташкент Фан 1980, 122149.

6. Каримов У.И. Среднеазиатские врачи эпохи Ибн Сины - Абу Али ибн Сина и естественные науки - Материалы юбилейной научной сессии, посвященной 1000-летию со дня рождения Абу Али ибн Сины (Авиценны) Бухара, 24-26 сентября 1980 г. - Ташкент, Фан 1981, 170-178.

7. Кароматов И.Д. Древневосточная медицина Бухара 2001.

8. Кароматов И.Д. Народная медицина Книга первая Теоретические и философские основы нетрадиционных методов лече-ния и диагностики - Бухара 1998.

9. Кароматов И. Д. Простые лекарственные средства Бухара

2012

10. Кароматов И.Д. Учение о натуре лекарственных средств в греческо-персидско-узбекской медицине и его современное толкование - Врач-аспирант 2006, 4, 325-329.

11. Нуралиев Ю.Н. Абу Али ибн Сина о мизадже - Абу Али ибн Сина и естественные науки Материалы юбилейной научной сессии, посвященной 1000-летию со дня рождения Абу Али ибн Сины (Авиценны) Бухара, 24-26 сентября 1980 г. Ташкент, Фан 1981, 184186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.