Научная статья на тему 'Проблема причинности в работе Авиценны «Канон врачебной науки»'

Проблема причинности в работе Авиценны «Канон врачебной науки» Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1203
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
причинность / причинно-следственные связи / болезни / человеческий организм / окружающая среда / causality / cause-effect ties / diseases / human organism / environment

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Изуткин Дмитрий Анатольевич

В статье рассматривается проблема причинности, отраженная в главном медицинском труде Авиценны «Канон врачебной науки». Излагаются философские и методологические основы понимания им причинно-следственных связей в материальном мире. Особое внимание обращается на различные причины болезней как результат взаимодействия человека и окружающей среды. Прослеживается идея многофакторности как основа причинности различных патологических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of causality reflected in the treatise «The Canon» of Avicenna is regarded in the article. His philosophical and methodological basics of the cause-effect ties in the material world are narrated. Special attention is drawn to different causes of diseases as a result of the relationship of human and environment. Idea of multifactorial influence as the basis of causality of different pathologic processes is being traced.

Текст научной работы на тему «Проблема причинности в работе Авиценны «Канон врачебной науки»»

регионе консультативного автоматизированного диагностического центра Дорожной больницы на станции Горький (1981). Ответственный исполнитель проекта автоматизированной системы «Чайка», внедренной в работу медицинской службы Байкало-Амурской железной дороги (1985). За разработку и внедрение медицинских информационных систем в 1983 и 1984 гг. Леонид Григорьевич награжден медалями ВДНХ. Разработчик автоматизированной системы доврачебной диагностики МАРС, внедренной в семи регионах Российской Федерации (1991-1995). В 2000-х годах Леонид Григорьевич создал научную школу, предметом изучения которой является сочетание сердечно-сосудистых и эндокринных заболеваний (сахарный диабет, субклинический гипотиреоз, болезнь Грейвса). Публикации последующих лет посвящены управлению сахарным диабетом при сердечно-сосудистой патологии, ведению больных сахарным диабетом в критических состояниях, поражениям нижних конечностей при сахарном диабете, терапевтическому обучению больных сахарным диабетом. Л.Г. Стронгин является экспертом в области сердечно-сосудистой безопасности ги-

погликемизирующих лекарственных препаратов. Им опубликовано более 350 научных работ. Результаты научных исследований регулярно докладываются на крупнейших международных, всероссийских, межрегиональных и региональных форумах. Под руководством Л.Г. Стронгина успешно защищены 21 кандидатская и три докторские диссертации.

Леонид Григорьевич ведёт большую общественную работу: входит в состав Правления Российской Ассоциации эндокринологов, член редакционных советов журналов «Проблемы эндокринологии» и «Диабетография», член редколлегий журналов «Медицинский альманах», «Ме-диаль», «Эндокринология» и «Лечение и профилактика», Почетный член Нижегородской диабетической лиги, организует популярные в Нижнем Новгороде ежегодные научно-практические конференции «Дни диабета» и «Волга».

Редакция журнала «Медицинский альманах» присоединяется к поздравлениям коллег, учеников и благодарных пациентов. Желаем Леониду Григорьевичу крепкого здоровья, долгих, творческих и плодотворных лет жизни.

Поздравляем с юбилеем! 03

УДК: 616-092

ПРОБЛЕМА ПРИЧИННОСТИ В РАБОТЕ АВИЦЕННЫ «КАНОН ВРАЧЕБНОЙ НАУКИ»

Д.А. Изуткин,

ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»

Изуткин Дмитрий Анатольевич - e-mail: dan55@mail.ru

В статье рассматривается проблема причинности, отраженная в главном медицинском труде Авиценны «Канон врачебной науки». Излагаются философские и методологические основы понимания им причинно-следственных связей в материальном мире. Особое внимание обращается на различные причины болезней как результат взаимодействия человека и окружающей среды. Прослеживается идея многофакторности как основа причинности различных патологических процессов.

Ключевые слова: причинность, причинно-следственные связи, болезни,

человеческий организм, окружающая среда.

The problem of causality reflected in the treatise «The Canon» of Avicenna is regarded in the article. His philosophical and methodological basics of the cause-effect ties in the material world are narrated. Special attention is drawn to different causes of diseases as a result of the relationship of human and environment. Idea of multifactorial influence as the basis of causality of different pathologic processes is being traced.

Key words: causality, cause-effect ties, diseases, human organism, environment.

Категория причинности (наряду с такими понятиями, как истина, логика, этика и др.) является одной из основополагающих в философии. В словаре философских терминов причинность определяется как «одна из наиболее характерных категорий, „при помощи которой обозначается объективная, необходимая, генетическая, последовательная во времени связь между двумя явлениями или событиями, предшествующее из которых называется причиной, а последующее - следствием» [1]. К этому следует добавить, что причина (как и истина) носит конкретный характер и, устанавливая тот или иной фактор именно как причину того или иного явления, исследователь тем самым заявляет об определенной неизбежности наступления этого события. Данный подход применяется как в философском, медицинском, социальном, культурном, политиче-

ском, экологическом и др. контекстах, так и на уровне экзистенциального человеческого содержания.

Тем не менее, в медицине, в частности, при проведении эпидемиологических исследований чаще всего пользуются понятием «многофакторность», указывая тем самым на т. н. «паутину причинности», имея в виду совокупное влияние и воздействие группы факторов на человеческий организм. В данном случае мы, чаще всего, имеем дело с явлением синергизма (от философского понятия «синергетика» - содействовать, согласованно действовать - прим. авт.), когда один фактор усиливает действие другого, сопряженного с ним фактора, повышая тем самым вероятность определенного исхода. Подобный подход прослеживается в капитальном медицинском труде врача и философа периода восточного

средневековья Абу Али ибн Сины (Авиценны) «Канон врачебной науки» (окончательно завершенного в конце 1020 г.). Тем не менее, чтобы адекватно оценить его взгляды по различным вопросам медицины, в частности понимание им многофакторности различных болезней, необходимо дать общую характеристику арабской медицины эпохи раннего Средневековья.

Следует отметить, что медицина арабских Халифатов в значительной степени основывалась на наследии древнегреческих и древнеримских медицинских традиций, переняв основные представления о строении и функциях человеческого организма, причинах болезней, их протекании и лечении (т. н. «медицина Гиппократа» и «медицина Га-лена»). Однако окончательное формирование в VII в. монотеистической религии - ислама - существенно повлияло на медицинское мышление арабских врачей и во многом определило их подходы к пониманию и объяснению целого ряда вопросов медицины, в частности анатомии и физиологии человеческого организма. Данное влияние имело неоднозначный характер.

С одной стороны, «симбиоз» исламской религии, философии и медицины в значительной степени способствовал преемственности и развитию ряда идей и традиций, в особенности натурфилософских древнегреческих и древнеримских взглядов по вопросам здоровья, болезней, их лечения и профилактики (это во многом объясняет тот факт, что в Европе в эпоху развитого Средневековья врачи изучали и преподавали медицину, в основном, по переводам трудов Гиппократа, Галена и других медицинских «авторитетов» с арабского языка на латинский). Поэтому, «как это часто встречается в истории науки, интенсивное заимствование, попадающее на плодородную почву оригинальной культуры и традиции, дает интенсивные всходы новых научных взглядов и концепций» [2], а «... подъем ислама как религии и политической силы, соперничающей с христианством, сыграл фундаментальную роль в распространении греческой медицины» [2].

С другой стороны, религиозный запрет на препарирование человеческих трупов в течение многих веков существенно ослабил позиции арабской медицины в познании строения и функционирования человеческого организма. Так, «... в исламе наиболее практичная сторона медицины - анатомия и вскрытия - свелись к интерпретированию текстов, в то время как на Западе анатомические вскрытия были самым ценным источником медицинских знаний ...» [3], а «отсутствие практической значимости анатомии привело к тому, что в средневековом исламе она стала исключительно описательной, или даже спекулятивной» [3].

Таким образом, для арабского медицинского мировоззрения эпохи раннего Средневековья характерен «сплав» религиозных представлений о болезни (болезнь как наказание человеку за его грехи) и рационального мышления в трактовании причин различных заболеваний. Однако, следует отметить, что рациональные и религиозные воззрения на мир и человека в мире, в основном, не противостояли, а взаимно дополняли друг друга, что и нашло отражение во взглядах Авиценны относительно природы болезней и их причин.

Он считал, что первопричиной всего существующего является Бог или Абсолют (т. н. «абсолютно необходимое»). Однако мир сотворен не по воле Бога, а в силу «непреложной необходимости» и, рассматривая причинно-следственные связи относительно болезней, прежде всего, указывает на их материальную основу. В основе его представлений о материальном мире лежат идеи древнегреческой натурфилософии. Так, отмечая, что «врач должен принимать на веру слова природоведа» [4], Авиценна выделяет четыре основных элемента (воздух, земля, вода, огонь) и четыре первичные силы в элементах (теплота, холодность, влажность и сухость). При характеристике натур он уделяет внимание пропорции, уравновешенности. Натура возникает в теле и тело приобретает качество такой натуры. Он выделяет также натуру человека (натуры разных возрастов и полов) и натуру органов.

Авиценна утверждает, что «познание всякой вещи, если оно возникает, достигается и бывает совершенным через познание ее причин ...» [4] и дает следующие определения: «Причиной называется обстоятельство, которое возникает первично и обусловливает бытие того или иного состояния человеческого тела или же устойчивость этого состояния.

Болезнь же есть неестественное состояние человеческого тела, обусловливающее по существу первичным образом расстройство в действии (больного органа). Проявление есть нечто такое, что следует за этим состоянием и оно неестественно.» [4]. В целом, он выделяет четыре группы причин: материальные, действенные, формальные и конечные.

«Материальные причины - это заложенные (в теле) основы, в которых существует здоровье и болезнь. Ближайшая основа - орган или пневма, более отдаленная основа -соки, еще более отдаленная - элементы» [4].

«Действенные причины - это причины, которые изменяют состояние тела человека или сохраняют его неизменным. Таковы состояния воздуха (и то, что с ними связано); еда, вода, напитки., страна, жилище, телесные и душевные движения и покой., различия по возрасту, полу, ремеслу, привычкам, а также то, что происходит с человеческим телом и соприкасается с ним» [4].

«Формальные причины - это натуры и возникающие после них силы, а также сочетания» [4].

«Конечные причины - это действия. В познание действий неизбежно входит познание сил, а также познание пневмы, несущей силы.» [4].

Данная классификация в значительной степени отражает приверженность Авиценны парадигмам и взглядам на причины болезней, характерным для древнегреческой (болезнь как следствие нарушения соотношения соков в организме) и древнеримской (учение Галена о пневме) медицины. Однако, он существенно расширяет и углубляет представления о причинно-следственных связях и, в соответствии с этим, выделяет три вида причин состояний человеческого тела: предшествующая, внешняя и связующая. «Предшествующая и связующая причины имеют то общее, что они являются вещами телесными, то есть связаны с соком, или с натурой, или со сложением, а внешняя причина относится к вещам, стоящим вне вещества тела.» [4].

Метод, которым Авиценна пользуется при построении причинно-следственных связей, в значительной степени носит силлогистический характер. Силлогистика была впервые разработана Аристотелем и явилась первой логической теорией. «Силлогизм есть доказательство, состоящее из трех частей: большая посылка, меньшая посылка и заключение» [5]. Силлогизмы - «... высказывания, в которых утверждается или отрицается наличие у предметов некоторого атрибута. . высказывания о факте наличия или отсутствия у отдельного предмета или нескольких предметов какого-либо свойства (атрибута) и высказывания о характере наличия или отсутствия такого свойства» [1]. Однако, свои силлогистические конструкции Авиценна выстраивает, в основном, по принципу дихотомии, каждый раз подчеркивая, что причина находится либо внутри (организма - прим. автора), либо вовне, по существу, повторяя аналогичное положение Гиппократа о болезни.

В целом, обобщая совокупность факторов, могущих, по мнению Авиценны, служить причинами различных болезней, им выделяется пять основных групп: 1. местность, климат, время года; 2. бытовые условия, в первую очередь, неправильное питание; 3. индивидуальные склонности к болезни (тип телесной конституции); 4. тяжелый, изнурительный труд; 5. душевные потрясения [6]. При этом каждой группе факторов в его труде дается подробная характеристика с точки зрения сопутствующих им объективных условий и субъективных стимулов. Соответствующим образом Авиценна определяет основное содержание и задачи медицины: «.медицина рассматривает элементы, натуры, соки, простые и сложные органы, пневмы и состояния тела - здоровье, болезнь и среднее состояние, а также причины этих состояний: кушанья, напитки, воздух, воду, страну, жилище, .ремесло, привычки, движения и покой тела и души, возраст пол, .разумный режим в еде и напитках, выбор воздуха, выбор движения и покоя, а также лечение лекарствами и действия рукой, ведущие к сохранению здоровья, и терапию каждой болезни по отдельности» [4].

Заключение

1. Несомненной заслугой Авиценны следует считать рассмотрение различных вопросов медицины, в частности, о причинах болезней на стыке медицины, философии и религии. Несмотря на значительное влияние Ислама на формирование определенного медицинского мировоззрения, во многих его суждениях и представлениях обнаруживается рациональное мышление.

2. Авиценна одним из первых в истории медицины указал на многофакторность причин болезней. Схожие подходы имели место во взглядах и трудах других известных врачей, особенно периода античности. Однако энцикло-педичность его знаний и аналитический характер мышления позволили классифицировать и создать систему представлений о типологии, характере и механизме воздействия на человеческий организм различных факторов и условий внешней среды и образа жизни. Тем самым, он во многом заложил основы исследования проблемы причинности как медико-философского феномена.

3. Рассматривая причины болезней как комплексное явление, Авиценна, тем не менее, недооценивал взаимо-

связь человеческого организма и внешней среды. Как было отмечено выше, он акцентировал внимание либо на определенном состоянии этого организма (причина «внутри»), либо на воздействии внешних факторов (причина «вовне»). Что касается механизма развития болезненного процесса, то здесь он практически полностью поддерживал античную теорию «четырех соков организма», хотя и пытался развить ее отдельные положения.

4. В своем главном медицинском труде Авиценна практически не рассматривает явление синергизма применительно к вопросам причин болезней (усиление действия одного фактора под влиянием другого, сопряженного с ним фактора, как было указано выше). Это объясняется тем, что синергизм, как философский принцип в период Раннего Средневековья, носил исключительно богословский характер и касался, прежде всего, «взаимосвязи свободы человеческой воли с действиями Св. Духа» [1]. Научное же обоснование т. н. «синергетические связи» применительно к медико-биологическим процессам, включая проблему причинности, получают только со второй половины XIX века, в основном, благодаря успехам в области естественных наук и развитию философской мысли указанного периода.

В целом следует отметить, что взгляды и представления Авиценны по целому ряду вопросов медицинской теории и практики, отраженные в его энциклопедическом труде «Канон врачебной науки» (как, впрочем, и вопросы медицины, сформулированные другими известными врачами средневекового Востока), послужили связующим звеном между периодом Античности и периодом Раннего и Классического Западноевропейского Средневековья. Это произошло во многом не только на основе почитания роли медицинских «авторитетов», а благодаря преемственности и осмыслению медицинских идей и традиций, сформировавшихся в различные исторические периоды. И в этом плане «мышление Авиценны научно и критично» [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Словарь философских терминов. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 449.

Slovar' filosofskikh terminov. M.: INFRA-M, 2004. S. 449.

2. Балалыкин Д.А. Зарождение медицины как науки в период до XVII века. М.: Весть, 2013. С. 256.

Balalykin D.A. Zarozhdenie mediciny kak nauki vperiod do XVII veka. M.: Vest', 2013. S. 256.

3. Эбрахимнижад X. Восприятие Галена в средневековой исламской медицине. История медицины. 2015. Т. 2. № 1. С. 33-45.

Ebrakhimnizhad Kh. Vospriyatie Galena vsrednevekovoy islamskoy medicine. Istoriya medicini. 2015. T. 2. № 1. S. 33-45.

4. Абу Али ибн Сина. Канон врачебной науки. Ташкент: изд-во «Фан», 1981. 2-е изд. Кн. 1. С. 550.

Abu Ali ibn Sina. Kanon vrachebnoy nauki. Tashkent: izd-vo «Fan», 1981. 2-e izd. Kn. 1. S. 550.

5. Рассел Б. История Западной философии. М.: Академический проект, 2008. С. 1004.

Rassel B. Istoriya Zapadnoy filosofii. M.: Akademicheskiy proekt, 2008. S. 1004.

6. Бородулин Ф.Р. История медицины. Избранные лекции. М.: Медгиз. 1961. С. 437.

Borodulin F.R. Istoriya medicini. Izbrannye lekcii. M.: Medgiz. 1961. S. 437.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.